→ Главная мысль рассказа челкаш. Анализ рассказа Челкаш: тема, идея, краткая характеристика главных героев, читательская позиция (Горький Максим). Несколько интересных сочинений

Главная мысль рассказа челкаш. Анализ рассказа Челкаш: тема, идея, краткая характеристика главных героев, читательская позиция (Горький Максим). Несколько интересных сочинений

«Челкаш»


Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в помощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила боится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

Г аврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были неподвижны и точно дум ап и какую-то серую, скучную думу», «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»).

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой животворящей стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элементарная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемнь1м, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же гот бросает в него камень, потом, очевидно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а потом и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о которой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, Г аврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

Сочинение


Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»

Ранний период творчества Максима Горького характеризу­ется созданием ряда произведений романтической направлен­ности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яр­костью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», писатель использует материал сказок и легенд. Но и в произведениях на реалистической основе он создает образы, овеянные дыханием романтики. Таков заглав­ный герой написанного в 1894 году рассказа «Челкаш».

Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух ха­рактеров, двух мировоззрений, представленных образами Чел­каша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас «Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка. Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить собственный дом и вы­годно жениться.

В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которо­го нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается фи­нальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.

Челкаш добыл «солидный заработок», потребовавший «не­много труда и много ловкости», и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской опера­ции получил свою долю, соответствующую, так сказать, соб­ственному «трудовому» вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его кре­стьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее - с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно по­ражает Челкаша еще в лодке:

«- А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестья­нин… - задумчиво сказал Челкаш.

Да ведь с деньгами-то что можно сделать!.. - восклик­нул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: - Почет, довольство, веселье!..»

А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодуш­ного вора: «Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.

Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и проси­тельным шепотом Гаврилы:

Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь - только в ночь… А мне - года нужны… Дай - молиться за тебя буду! Вечно - в трех церквах - о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы - в зем­лю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна - и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы - ох! Дай ты их мне!»

И Челкаш, «дрожа от возбуждения, острой жалости и нена­висти к этому жадному рабу», бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.

«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает при­знание, которое резко меняет ситуацию:

«- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его - тебя - веслом… рраз!.. денежки - себе, его - в море… тебя- то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытывать­ся - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?»

Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает день­ги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, «пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус». А «Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, за­жатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторо­ну, противоположную той, где скрылся Челкаш».

В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духов­ное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благород­ство и щедрость, а «честный малый» едва не становится граби­телем и убийцей. Челкаш - изгой общества, но у него есть нрав­ственные правила, а главное - он ощущает себя свободным че­ловеком, имеющим чувство собственного достоинства.

В концепции рассказа проявилось настороженное отноше­ние Горького к русскому крестьянину. Писатель считал кресть­янство косной общественной силой, не способной к револю­ционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со сво­ими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного роман­тических чувств и способного на преступление ради наживы.

Другие сочинения по этому произведению

«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки - герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш") Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»). Сочинение по рассказу Горького "Челкаш" Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш») Сходство героев М. Горького и В. Г. Короленко Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».

Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в июньском номере.

Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев. М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того времени. В 1890-е годы людей поглощала нищета и рабство, таких людей называли босяками. Автор не испытывал к ним чувство жалость или отвращение. А видел их как свободолюбивых, способных сострадать судьбам таких же обездоленных людей. Горький неплохо знал бытие бедняков, от которых отворачивается социум. Ведь он сполна хлебнул такой участи, в ранней юности и его называли «босяком».

Необходимо подчеркнуть, что вся сюжетная линия, повествованная в рассказе, разворачивается на фоне романтического морского пейзажа. Автор не просто разбавляет рассказ красивым морским ландшафтом, он с помощью этого отображает внутренний мир и характеры героев. Горький делает подробное описание порта, как бурлит в нём различного рода работа, которая поглощает человека своими рабскими условиями.

Главными героями рассказа являются два деревенских парня, Гаврила и Челкаш, которые стремятся отыскать свободу. Челкашу удалось вырваться из деревни, и он отправился в город, где ощущает себя свободным и не зависимым ни от кого. А Гаврила очень был зависим от своего тестя, и ему остаётся только мечтать о свободе. Главных персонажей рассказа автор показывает как две противоположности. Они не похожи ни внешне, ни в манере поведения.

М. Горький делает огромный акцент на портрете Гришки Челкаша, заядлого пьяницы, смелого и искусного вора. Челкаша писатель отображает как ястреба, который хищно и с опаской смотрит на окружающих, но в нём есть романтические нотки. Гаврила в свой черёд автор отображает довольно простоватым, деревенским парнем с доверчивым взором.

Положительным персонажем рассказа автор делает вора и бродягу, Горький отображает что элита того времени подавляет и поглощает любые проявления человеческого потенциала. Им по нраву люди гавриловского склада ума, с рабским и посредственным мышлением.

Подробный анализ

Рассказ «Челкаш» относится к ранней прозе Максима Горького. Он был написан в 1895 году. Реализм разбавлен элементами романтизма: авантюрностью, экзотическим пейзажем, одиночеством.

Челкаш относился к классу босняков. Эта группа сформировалась в последней трети XIX века. Эти люди жили бедно, так как не ставили целью в жизни накопление богатств. Но они были счастливы. Именно это и привлекало Максима Горького.

Челкаш был вором. Он зарабатывал на жизнь тем, что грабил корабли. Бродяжничество и воровство часто становилось профессией героев романтических произведений.

Челкаш был родом из деревни. Из этой же деревни происходил его товарищ Гаврила, который хотел разбогатеть и не в чем не нуждаться. У Челкаша и Гаврилы были разные цели, поэтому они не были хорошими друзьями. Челкаш предложил Гаврииле отправиться в совместное плавание с целью грабежа. Это событие и станет для них испытанием.

Плавание прошло успешно, поэтому Челкаша удалось продать все награбленное. Он принес деньги к другу и решил, отдать ему большую часть, так как Челкашу жаль его. Это характеризует главного героя как милосердного, доброго и великодушного человека.

В этой ситуации открывается и лицо Гаврилы. Он признается, что раньше хотел убить Челкаша и забрать все деньги себе, так как той суммы точно бы хватило на сытую жизнь в деревне. Это характеризует его как подлого, мерзкого и жестокого человека, к тому же и не очень умного, раз он раскрыл свой замысел.

После этого мнение Челкаша меняется. Коллега вызывает у него лишь омерзение. Челкашу не хочется делиться с подлецом. В это время Гаврила теряет любое самообладание и умоляет Челкаша отдать ему все деньги. Он полностью потерял свое человеческое достоинство, поэтому бросался в ноги человеку, которого еще вчера хотел убить.

Никакие слова не могут повлиять на Челкаша. Омерзение, которое вызывает в нем этот падший человек, выше всего на свете. Гаврила остается не с чем.

Максим Горький не случайно выбрал сословие босняков для своего произведения. Он хотел показать, что действительно достойные, добрые, мягкосердечные люди (Челкаш) могут становиться изгоями в обществе, а злые, гадкие, с низменными потребностями могут получить признание, стать чьим-то другом, жить в обществе, которое их принимает (Гаврила). Таким образом, литератор выражает несовершенство современного ему общества.

Вариант 3

Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке, который является вором, и общество его не воспринимает. Понятие «антитеза» раскрыто максимально понятно, читатель может сравнить двух основных героев рассказа Гаврилу и Челкаша. Герои являются деревенскими людьми, которые пытаются найти свободу. Челкаш сумел оторваться от деревни и уезжает в город, где начинает чувствовать свою независимость и свободу. А вот Гавриле только остается думать о свободе, ведь вырваться он не может и зависит от своего тестя.

Горький старается практически во всем показать разницу между двумя героями. Читая данный рассказ это можно заметить в описании внешности, манеры поведения героев. Автор сравнивает Челкаша с ястребом, который хищно смотрит на окружающих людей.

Гаврила в свою очередь полностью противопоставлен Челкашу. Горький описывает Гаврилу как очень простого человека из деревни с доверчивым взглядом. Естественно такой человек как Челкаш ощущает своё полное превосходство над сельским парнем.

Произведение состоит из трех частей и пролога. В начале рассказа очень хорошо показан порт, в котором люди работаю за гроши.

Исходя из характера Челкаша, становится ясным, что такой тяжелый труд в порту не для него, тем более за мелочную зарплату. Челкаш решает заниматься контрабандой и в роли напарника зовет Гаврилу. Гаврила очень боится криминальных деяний, но понимает, что это его шанс заработать деньги и обрести свободу.

Понятие свободы у людей, занимающихся подобной деятельностью несколько другое, нежели у простых людей. Горький дает понять, что в море Челкаш по настоящему чувствует себя независимым и свободным, красиво описывая морскую красоту. Именно в таких моментах можно увидеть, что Челкаш имеет много хороших качеств, но в тоже время и рассмотреть больше ничтожности в Гавриле.

Сам по себе Гаврила труслив и просто до смерти боится участвовать в незаконных делах. Он готов убежать, скрыться от Челкаша, но все меняется. Когда Гаврила увидел много денег у Челкаша, он стал жадным и опасным. В строках рассказа отчетливо видно перемены в данном персонаже. Для Челкаша это всего лишь деньги, которые он любит с легкостью и без жадности тратить.

От вида денег Гаврила задумал убить коллегу, но и здесь Горький показывает, что он настолько ничтожен и слаб, что даже не смог как следует ударить напарника. С раной на голове, Челкаш отдает все деньги подлому Гавриле, и герои расходятся в разные стороны.

Читая данный рассказ, изначально можно проникнуться жалостью к Гавриле из-за его бедности и никчемной жизни. Но ближе к концу произведения мнение меняется и видно, что даже такой человек как Гаврила способен на предательство при виде денег.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Григория Мелехова в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности.

  • Що в нашому житті означає краса? І про яку саме йдеться мова? Краса зовнішня, чи духовна? Не так часто, в загальній складності на шкільних уроках, ми ставимо собі таке питання – що важливіше

  • Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

    Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

  • Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.

  • Образ и характеристика Бирюка главного героя рассказа Бирюк Тургенева сочинение

    Главный герой Бирюк, он же лесник. Тургенев в рассказе старается показать, что жизнь у него не сладкая и проблем хватает на его душу

Рассказ «Челкаш» открывается картиной грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

Главным героем повествования является Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Автор крупным планом дает его портрет, в котором совмещаются как романтические, так реалистические черты: романтический ореол придают ему гордый,
независимый вид, умение держаться с чувством собственного достоинства, смелость, внешнее сходство с хищной птицей. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в рваной рубахе. Это описание подчёркивает жизненность этого персонажа и принадлежность его к определенному социальному слою.

Завязкой конфликта является встреча Челкаша, который ищет замену своему помощнику, гребцу (старый и испытанный товарищ Мишка сломал ногу), с деревенским парнем Гаврилой. Портрет Гаврилы контрастирует с портретом Челкаша: у него «загорелое и
обветренное лицо, большие голубые глаза, доверчивый и наивный взгляд», Кажется, что именно этот герой будет носителем нравственного начала. Но Горький показывает полную его несостоятельность. Сначала во время описания воровства, когда Гаврила
смертельно напуган, автор подчеркивает его малодушие, неумение держать себя в руках, трусость («он тихо всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал на лавке»). Гаврила мечтает только об одном: скорее добраться до берега. Но оправившись от страха, поняв, что
дело сделано, Гаврила тут же забывает обо всем, увидев деньги, и в глазах его загорается жадность. («Гаврила увидел пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки»). Деньги дали бы ему все, о чем он мечтал. И ради достижения своей мелкой, корыстной мечты Гаврила пытается убить Челкаша (кульминация). Ужаснувшись содеянному, Гаврила все-таки просит прощения У своего подельника, и герои навсегда расстаются (развязка).

Таким образом, носителем нравственного начала оказывается не добродушный деревенский парень, а вор Гришка Челкаш, в итоге поступивший благородно и великодушно (в конце концов он отдал деньги напарнику и простил ему его проступок). Следует отметить, что все события, описанные в рассказе, показаны на фоне романтического морского пейзажа. И пейзаж здесь выполняет не просто фоновую, декоративную функцию, но и является средствам изображения психологии и мировоззрения героев. (Вспомним, как относятся к морской стихии персонажи — Челкаш любит море, чувствуя внутреннее родство с ним, а Гаврила панически боится неведомой ему стихии). Пейзаж также выступает в роли третьего героя, соучастника и свидетеля преступления. Недаром писатель часто прибегает здесь к приему олицетворения: «море спало здоровым, крепким сном работника … », «море проснулось, море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок …». Несмотря на явную симпатию автора к герою-босяку, писатель показывает. неоднозначность, противоречивость этого образа: с одной стороны, в его характере проявляются такие качества, как вольнолюбие, чувство собственного достоинства, великодушие, даже благородство, с другой, — жестокость, непредсказуемость, желание властвовать над доверившимся ему человеком, презрение к людям.

Человек — вот правда!

М. Горький

«Челкаш» — один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений пи-сателя о босяках-оборванцах и уголовниках, образы кото-рых в литературе того времени были мрачны и угнетающе однобоки. Горький первым попытался постигнуть психо-логию этих «лишних» людей, разобраться в их морали, по-нять причины, заставившие их опуститься на самое дно жизни.

Гриша Челкаш — главный герой рассказа. Несмотря на то, что это «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», он привлекает наше внимание своей неординарностью. И дело здесь не только в необычной внешности, делающей Челкаша похожим на хищного степного ястреба. Перед нами — смелая свободолюбивая личность с развитым чувством соб-ственного достоинства.

Челкаш, несомненно, принадлежит к уголовной среде и вынужден жить по ее законам, воровство для него — спо-соб выжить, добыть себе пропитание, завоевать авторитет среди таких же босяков, как он сам. Однако многие чело-веческие качества Челкаша заставляют нас испытывать уважение к нему.

Встретив в порту Гаврилу и выслушав его рассказ, Чел-каш проникается сочувствием к парню. Гаврила не справ-ляется со своим хозяйством, не умеет зарабатывать, не может жениться, потому что девушек с приданым за него не выдают. Узнав, что Гавриле нужны деньги, Челкаш пред-лагает ему возможность заработать. Конечно, у вора здесь тоже имеется свой интерес, поскольку он нуждается в на-парнике, но жалость Челкаша к молодому доверчивому Гавриле искренна: он «завидовал и сожалел об этой моло-дой жизни, посмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челка-ша в одно — нечто отеческое и хозяйственное».

Челкашу близки мечты Гаврилы о богатых хозяйствах, потому что он и сам не всегда был вором. Трогательной грустью и нежностью наполнены воспоминания этого су-рового человека о детстве, своей деревне, родителях и жене, о крестьянской жизни и службе в армии, о том, как отец гордился им перед всей деревней. Во время этого разгово-ра с Гаврилой Челкаш кажется мне ранимым и беззащит-ным, он похож на улитку, которая прячет свое нежное тело под прочным панцирем. Материал с сайта

Чем дальше, тем больше наших симпатий завоевывает Челкаш, образ же Гаврилы со временем начинает вызы-вать отвращение. Постепенно перед нами раскрывается его завистливая, жадная, готовая на подлость и в то же время рабское услужение из страха душонка. Автор неоднократ-но подчеркивает духовное превосходство Челкаша, особен-но когда дело касается денег. Наблюдая за унижением Гаврилы, Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторван-ный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

Горький называет свой рассказ «маленькой драмой, разыгравшейся между двумя людьми», но мне кажется, только один из них имеет право носить гордое имя Человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • гордое имя человек
  • анализ челкаш кратко пересказ
  • мечты челкаша
  • сочинение на тему гордый человек м№горького
  • гордый человек М. Горького

 

 

Это интересно: