→ «Тихий Дон» главные герои. Пантелей Прокофьевич Мелехов

«Тихий Дон» главные герои. Пантелей Прокофьевич Мелехов

Писатель повествует и о том, что бедняцкое казачество целыми семьями переходило на сторону Русской власти, было ее: опорой в казачьем хуторе, «Через хутор, - пишет Шолохов в рассказе «Смертный враг», - словно кто борозду стороны. Герой рассказа «Смертный враг», казак Ефим Озеров, сражался за красный Царицын. Он же ведет непримиримую борьбу с кулаками, представляя Советскую власть на хуторе. Кулаки зверски убивают Озерова, но его дело непобедимо. «Попомни, Ефим, - вспоминает он перед смертью слова своего друга, - убьют тебя - двадцать новых Ефимов будет». В рассказе «Пастух» Шолохов рисует уже представителей молодого поколения, детей бедняков - Григория и Дунятку. Они идут на смену Ефиму, так же как и он, разоблачают кулаков.

Трудно складывалась новая жизнь, гибли лучшие люди в борьбе с косными силами деревни, не желавшими поступиться своей собственностью. Шолохов показывает, как сложно и трудно приобщалось казачество к новой жизни, как медленно наступал перелом в сознании людей, находившихся в плену сословной и областной замкнутости. Становление нового сознания, новых отношения между людьми показано в рассказе «Чужая кровь» на примере деда Гаврилы. Трудность формирования нового сознания в казачьей среде в годы ломки старого мира раскрыта в рассказе «Кривая стежка».

Острота классовой борьбы на Дону, осложненной сословными предрассудками, напряженность схватки нового со старым передаются в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Шолохов раскрывает глубокую человечность, подлинно высокие и благородные качества своих героев, борющихся за Советскую власть («Продкомиссар», «Шибалково семя»).

Гуманистическую сущность революционной борьбы, обаяние, доброту, чуткость казаков, которые боролись за Советскую власть, Шолохов противопоставляет бешеной, звериной злобе врагов. Реакционная часть казачества - белогвардейцы, казачьи офицеры, кулаки, белббандиты, - отстаивая собственнические интересы, сословные привилегии, проявляют хищную жестокость, звериную дикость и невежество. В образах полковника Черноярова и есаула Крамскова («Коловерть»), пана Томилина («Лазоревая степь»), бандита Фомина («Председатель Реввоенсовета Республики»), кулака Игната («Смертный враг»), коменданта Анисима («Бахчевник») воплощены те классовые силы, против которых восстают и борются герои шолоховских рассказов, люди нового мира - коммунисты и комсомольцы.

Жестокая классовая борьба на Дону в годы гражданской войны, рост сознания трудового казачества на пути к новой жизни, рождение новых человеческих отношений в революционной борьбе - все эти вопросы были поставлены Шолоховым еще в рассказах и разрешены в полной мере зрелым художником в «Тихом Доне» и «Поднятой целине».

Донские рассказы сыграли большую роль в творческом развитии Шолохова. Они были подступами к его эпическим произведениям, школой, где оттачивалось художественное мастерство автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Сам писатель слишком сурово оценивал свое раннее творчество, много лет не переиздавал рассказы, считая что «очень уж много в них наивного и детски-беспомощного»".

Молодой Шолохов действительно злоупотреблял натуралистическими, нарочито изысканными описаниями, упрощенно схематически раскрывал отдельные характеры, заслонял их драматическими ситуациями. Однако уже в ранних рассказах обнаруживается умение отобрать существенную деталь, проникнуть в сложный внутренний мир героев, раскрыть характеры в действии, поступках. Большие революционные события вторгаются в жизнь, влияют на сознание и поведение людей, и начинающий писатель стремится психологически мотивировать эти процессы.

Юная Дунятка из рассказа «Пастух», еще не осознав всей сложности ломки жизни, радостно воспринимает окружающий мир, ей весело от того, что брат Григорий стал все-таки пастухом, что он рядом с ней: «Смеются у нее щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы, вся смеется, потому что на Красную горку пошла ей всего-навсего семнадцатая весна, а в семнадцать лет все распотешным таким кажется: и насупленное лицо брата, и телята лопоухие, на ходу пережевывающие бурьянок, и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба». Но осиротевшей Дунятке рано пришлось познать горе: в борьбе с кулаками погиб брат, самый близкий для нее человек. Совсем одинока в безлюдной степи Дунятка. «Когда горечью набухнет сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки рубаху холщовую нестираную... Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота. И долго лежит неподвижно...

Версты уходят назад. Из степных буераков вой волчий, на житье негодующий, а Дунятка обочь дороги шагает, в город идет, где Советская власть, где учатся пролетарии для того, чтобы в будущем уметь управлять республикой.

В основе рассказов Шолохова всегда лежит совершенно конкретный, обычно реальный случай из гражданской войны и первых лет Русской власти. Автор чаще всего опирается на факты, им виденные и пережитые. Острота противоречий, драматичность классовой борьбы на Дону обусловливает жизненность и остроту самих сюжетных ситуаций. Нарастание социальных противоречий приводит к неизбежному столкновению, размежевывает даже близких между собой людей. Этим конфликтом определяется и композиция большей части рассказов - противопоставление борющихся лагерей, столкновение людей, различных по своим социальным устремлениям и человеческим принципам, нередко трагически завершающееся. Но писатель всегда пронизывает повествование утверждающим оптимизмом, проникновенной лирикой. Пейзажные описания уже связываются с раскрытием психологии героев, принимают активное участие в изображаемых событиях. Нарисовав напряженную обстановку боя в рассказе «Коловерть», Шолохов заключает: «А над землей, разомлевшей от дождей весенних, от солнца, от ветров степных, пахнущих чеборцом и полынью, маревом дымчатым, струистым плыл сладкий запах земляной ржавчины, щекотный душок трав прошлогодних, на корню подопревших.

Подрагивала выщербленная голубая каемка леса над горизонтом, и сверху сквозь золотистое полотнище пыли, разостланное над степью, жаворонок вторил пулеметам бисерной дробью».

Но иногда проскальзывали и такие пейзажи, которые активно не участвовали в повествовании, не помогали развитию действия, характеристике персонажей и событий. Они были выписаны с нарочитой изысканностью: «Туман, низко пригинаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал курившиеся паром копны. За тремя тополями, куда зашло на ночь солнце, небо цвело шиповником, и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками» и т. п.

Повествование в рассказах нередко ведется от первого лица - от имени деда Захара («Лазоревая степь»), паромщика Микишары («Семейный человек»), пулеметчика Шибалюка («Шибалково семя»). Герой рассказа «Председатель реввоенсовета республики» Богатырев обстоятельно повествует о том, как он организовал на селе республику; Федот («О Колчаке, крапиве и прочем») излагает историю своего собачьего прозвища - «Колчак» и «крапивного оскорбления». В сказовой форме молодого писателя интересовала не самодовлеющая стилизация - он стремился овладеть особенностями живого народного, разговорного языка, передать его сочность и красочность.

«Образный, цветной » рассказов, отмеченный еще Серафимовичем, присущая Шолохову «манера письма» отличали его книги от книг других писателей. Индивидуальную характерность шолоховской речи можно легко обнаружить и в своеобразной лексике, и в метких словесных сочетаниях, и в эпитетах, и в построении речи автора и персонажей. Шолохов сравнивает бороду казака с «новым просяным веником», ручку ковша Большой Медведицы с косо «торчащим дышлом» телеги. По принципу сравнения с предметами или явлениями крестьянского обихода построены многие образы («буйным чертополохом цвела радость»; пуля «забороздила темноту»; «ящерицей скользнула молния»; волосы у Мишки «были как лепестки цветущего подсолнуха» и т. п.).

Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в Ростове-на-Дону
Памятник в Москве (на Гоголевском бульваре)
Бронзовый бюст на родине (вид 1)
Памятник в Москве (на Волжском бульваре)
Памятник в Богучаре
Памятный знак в Богучаре
Мемориальная доска в Богучаре (на здании гимназии)
Мемориальная доска в Богучаре (на доме, где жил писатель)
Бронзовый бюст на родине (вид 2)
Мемориальная усадьба в Вёшенской
Надгробный памятник (вид 2)


Ш олохов Михаил Александрович – великий русский писатель, крупнейший русский прозаик, классик русской советской литературы, академик АН СССР, полковник запаса.

Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Шолоховского района Ростовской области). Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д.Кузнецовой (1871-1942) и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М.Шолохова (1865-1925). В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 году, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина». Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все.

С 1915 года по март 1918 года обучался в Богучарской мужской классической гимназии. Проживал на улице 2-й Мещанской (ныне улица Прокопенко) в доме священника Д.И.Тишанского. Окончил неполных три класса гимназии, помешала Гражданская война (в официальных источниках - окончил четыре класса). Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных – «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был осужден (условно на 1 год).

Его старший друг и наставница, член РСДРП (б) с 1903 года Е.Г.Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 году), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 года по 1926 год. Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался у себя на родине в станице Вешенской.

В 1923 году Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 года – рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923), – смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 году Шолохов начал было произведение о казаках в 1917 году, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 году в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е годы московский журналист Л.Е.Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е годы были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В.Сталину , Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало И.В.Сталина . Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Шолохов обратился к М.Горькому и с его помощью добился от И.В.Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 году в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново её переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая – в 1940 году) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И.Солженицын, И.Б.Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х годов, и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность.

В 1935 году Е.Г.Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося – в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 году чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

В происходящем виноваты обе борющиеся стороны, разжигающие ожесточение друг в друге. Среди красных у Шолохова нет таких прирожденных палачей, как Митька Коршунов, большевик Бунчук занимается расстрелами из чувства долга и заболевает на такой «работе», но первым убил своего боевого товарища, есаула Калмыкова, именно Бунчук, красные первыми порубили пленных, расстреляли арестованных хуторян, и Михаил Кошевой преследует своего бывшего друга Григория, хотя тот простил ему даже убийство брата Петра. Виновата не только агитация Штокмана и других большевиков, несчастья накрывают людей, как все сметающая на своем пути снежная лавина в результате их же собственного ожесточения, из-за взаимного непонимания, несправедливостей и обид.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В 1939 году Шолохов был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь – и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942), агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 годах глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е годы Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о И.В.Сталине и репрессиях 1937 года в духе уже закончившейся «оттепели», они были напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» Шолохову была присуждена Сталинская (Государственная) премия 1-й степени.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства – рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, – это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире – нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 году, осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей – популярных на рубеже 1950-1960-х годов «птиц мира») было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета. В апреле 1960 года за роман «Поднятая целина» Шолохову была присуждена Ленинская премия.

В октябре 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Михаилу Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе.

10 декабря 1965 года в Стокгольме король Швеции вручил Шолохову диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии, а также чек на денежную сумму. В своей речи во время церемонии награждения писатель сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Шолохов – единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия властей СССР.

В 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о деле А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля: «Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора... Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!». Это высказывание сделало фигуру Шолохова одиозной для значительной части интеллигенции в СССР и на Западе.

Писательница Л.К.Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, создание художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание и активно способствующих коммунистическому воспитанию трудящихся, за плодотворную общественную деятельность Шолохову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Написанное Шолоховым в лучшую его пору – высокая классика литературы XX века при всех недостатках, которыми отмечены даже наиболее выдающиеся его произведения. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад Шолохова – одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализма – в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Шолохова человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Шолохова. Произведения писателя переведены почти на все языки народов СССР, а также иностранные языки.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетнем со дня рождения награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года, член ЦК КПСС с 1961 года, депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов.

До конца жизни жил в своем доме в станице Вешенской Ростовской области. Скончался 21 февраля 1984 года от рака горла, вызванного курением. Похоронен во дворе дома, в котором жил.

Полковник (1943). Награждён 6 орденами Ленина (31.01.1939, 23.05.1955, 22.05.1965, 23.02.1967, 22.05.1975, 23.05.1980), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом ГДР «Большая золотая звезда дружбы народов» (1964), болгарскими орденами Георгия Димитрова (1975) и Кирилла и Мефодия 1-й степени (1973).

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии 1-й степени (1941), Нобелевской премии по литературе (1965), Международной литературной премии «София» (1975), Международной премии Мира в области культуры Всемирного Совета Мира (1975), Международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки (1978).

Почетный гражданин города Богучар Воронежской области (1979).

Бронзовый бюст М.А.Шолохова установлен в станице Вёшенская Ростовской области; памятники - в Москве на Волжском и Гоголевском бульварах, Ростове-на-Дону, Миллерово Ростовской области, Богучаре Воронежской области; символический памятный знак на территории школы-интернат (бывшей мужской гимназии) в городе Богучар Воронежской области; мемориальные доски - в городе Богучар Воронежской области на здании, в котором он учился и на доме, в котором он жил во время учёбы, а также в Москве на доме, в котором он жил во время своих приездов в столицу. Его именем названы улицы во многих городах.

Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл.

Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами. Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел. В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был.

Ведомости Верховного Совета СССР Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Литературные герои произведений М.А. Шолохова нашли своё воплощение в скульптуре уже при жизни писателя.

Макет скульптуры «Григорий Мелехов» (другие варианты названия - «Бездорожье», «Тяжкое раздумье»). 1941 г.
Скульптор:
Сергей Григорьевич Корольков (1905 - 1967).
Судьба этой скульптуры неизвестна. Скорее всего, она погибла во время первой оккупации Ростова германскими войсками (с 21 по 29 ноября 1941 года).
В одном из писем В.И. Михайлов (в 30-40-е годы жил по соседству с семьёй художника) дал характеристику этой скульптуры: «Григорий едет на коне по степи. Поводья им отпущены, конь неторопливо и устало переступает ногами, а его хозяин сидит в седле, ссутулившись и опустив голову на грудь. Вся поза Григория говорит о его глубоком и невесёлом раздумье».

Дед Щукарь (фрагмент). 1980 г.
Скульптор:

Со Н.В. Солодов.
Материал:
гипс тон.
Размер:
1,5 н.в.

Нахалёнок (фрагмент). 1980 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал:
гипс тон.
Размер:
1,5 н.в.
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской обл.

Памятник Ермакову Харлампию Васильевичу, прототипу главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова. 1981 г.
Иван Александрович Калеганов (1930 г.р.), житель Горьковской области, рабочий Горьковского автозавода.
СоА.М. Глухов.
Материал:
металл (медь), нержавеющая сталь. Вес - 87 кг.
Размер:
высота - 1 м; ширина - 69 см; размеры подставки - 44х44,5 см
Был установлен автором в окрестностях хутора Калининского Ростовской области, затем демонтирован. Сейчас хранится в музее-заповеднике М.А. Шолохова.
На памятнике надпись: «Ермаков Харлампий Васильевич. Прототипу главного героя Т. Дона, лихому рубаке и отчаянно храброму человеку. 1893 - 1927 гг.». Вверху пятиконечная звезда, под надписью - фотография в овальной рамке, скрещенные пика и сабля. С обратной стороны надпись: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь… Шолохов М.А.».

Скульптурная композиция «Дед Щукарь». 1982 г.
Скульптор:

Со Э.М. Можаева.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бетон, металл (медь).
Размер:
1,5 н.в.

Скульптурная композиция «Нахалёнок». 1982 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бетон, металл (медь).
Размер:
1,5 н.в.
Памятник установлен в Ростове-на-Дону, на набережной у речного вокзала.

Скульптурная композиция «Нахалёнок с гусями».
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Материал:
металл (бронза).
Размер:
н.в.
Памятник установлен в Ростове-на-Дону, около Дворца бракосочетания.

Григорий и Аксинья. 1982 г .
(Рабочая модель монументально-декоративной скульптуры, г. Ростов-на-Дону).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Материал:
оргстекло.
Размер:
134х179х53 см
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской области.

Григорий и Аксинья. 1982 г.
(Рабочая модель, 1-й вариант с участием Н.В. Солодова).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Находится в Митякинском краеведческом музее Ростовской области.

Памятный знак «Орёл». 1983 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева, архитектор В.Г. Десятничук.
Материал:
чугун, бронза, бетон.
Размеры:
высота скульптуры - 3,4 м, с пьедесталом из бетона - 7 м, с учётом насыпного кургана - 14 м, размах крыльев -7,7 м. Вес - 13,5 т.
Установлен на меловой горе, у хутора Белогорский.
В образе орла скульптор отобразил судьбу писателя, окрылённость таланта. На постаменте - слова А. Серафимовича о молодом Шолохове: «Ехал я по степи… На кургане чернел орёлик. Пыльная дорога извилисто добежала к самому кургану и поползла, огибая.Тогда вдруг расширились крылья - ахнул я… Расширились громадные крылья. Орёлик мягко отделился и, едва шевеля; поплыл над степью.
Вспомнил я синеюще-далёкое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орёлик, желтоклювый, а крылья размахнул».

«Григорий и Аксинья». 1983 г.
(Монументально-декоративная скульптура по мотивам произведений М.А. Шолохова).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Архитекторы:
В.Г. Десятничук, В.И. Волошин, Г. Холодный.
Материал:
металл (бронза).
Размер:
2 н.в. Высота - 6,5 м. Вес - 12 тонн.
Когда эскизы композиций «Григорий и Аксинья» были представлены М.А. Шолохову, он посоветовал заменить цибарки (конусные) на вёдра (цилиндрические), а также «пересадить» Григория с арабского коня с лебединой шеей на коня-дончака.
Первоначально скульптурная композиция была установлена в 1983 году в Ростове-на-Дону, в районе базы отдыха и судоремонтного завода «Прибой», где находилась 12 лет, затем в апреле 1995 года она была перевезена в Вёшенскую.

Скульптурная композиция «Казакам Тихого Дона». 1994 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Соавторы:
Э.М. Можаева, Н.Н. Щербаков, Заслуженный деятель искусств Украины.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бронза.
Размеры:
2 н.в., высота скульптуры - 6 м, высота с насыпным курганом - 14 м. Вес - 8 тонн.
Памятник установлен на насыпанном холме около хутора Кружилинского к 89-й годовщине со дня рождения М.А.Шолохова.
На камне надпись: «Казакам Тихого Дона».

Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья». 2003 г.
Скульптор:
Сергей Павлович Кальченко.
Материал:

Размеры:
высота - 2,4 м; длина - 2,5 м; ширина - 1,3 м.
Установлена в г. Белая Калитва Ростовской области в парке культуры и отдыха им. Маяковского, ул. Набережная.

Скульптура «Щукарь». 2003 г.
Скульптор:
Сергей Павлович Кальченко.
Материал:
железная арматура, бетон, краска.
Размеры:
высота - 1,5 м; длина - 1,1 м; ширина - 0,7 м.
Памятник установлен в г. Белая Калитва Ростовской области в парке культуры и отдыха им. Маяковского, ул. Набережная.

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов «Донские рассказы». В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению. В «Донских рассказах» меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали захлёбываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков. В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут «и отца убить, и мать продать». Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твоё сердце. Почему же Шолохов не мог добавить немного «улыбки» и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека. Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости. Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину». Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.

Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи «Тихий Дон». Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой «орелик на кургане», у которого еще не расширились крылья, обратился к общечеловеческой проблематике, теме добра и красоты, сделал попытку возвратить ожесточившимся людям и взвихренной России память. У В. Чалмаева есть образное определение литературного жанра романа: «Роман – дом из слов, в котором можно жить вместе…» Такой «дом» не создать без любви к человеку, без стремления сделать человека центром мироздания, а не средством для доказательства той или иной научной доктрины. Писателя всерьез тревожило то, что такие чрезвычайные понятия как смерть, удешевление человеческой жизни, стало обычным делом.

Шолохов не стремится непременно обратить наш взор к чему-то яркому и живописному. Однако очень скоро читатель оказывается в плотной стихии воздуха, насыщенного подробностями, деталями человеческого бытия. Плавно, без эмоциональной лихорадки автор вводит в поле зрения огромный мир, населяет нашу память множеством героев с их порывами, планами, «идеями жизни. Перед нами трагедия семьи Мелеховых и изломанная судьба Аксиньи; вороватый дружок Григория Митька Коршунов и его сестра Наталья, полная глубочайшего достоинства; десятки казаков, смешных, как Авдеич Брех или Христоня, и мудрых, уверенных в себе, как Мирон Коршунов. А рядом как будто самодвижутся, живут согласно инстинкту жизни непринужденная природа и впитавший множество традиций быт.

Несмотря на тревогу за судьбу России, одолевающую душу Шолохова, писатель видел надежду в качествах души русского человека. Показывая страдания, смерть на войне и в мирных селениях, он не утрачивал веру в лучшее. Герои Шолохова живут с твердым убеждением, что каждый новый день – это прекрасный подарок. И как не верить в это, если каждый день на небе видишь солнце, которое властно и смело смотрит и, несомненно, всегда будет смотреть на поля, на Дон, на донские станицы. Оно окрашивает в свои тона самые потаенные «жизнеощущения» людей. И «солнце» в крови у всех – от Григория до неистового и в старости деда Гришаки. Солнце – это вдохновитель на подвиги, на жизнь.

Большую роль в образной системе романа играет и образ простора, влекущей дали, безграничности мира. Он помогает героям вырваться из невыносимой «тесноты» душевных тревог, разрешить многие противоречия. Если от солнца, живущего в крови героев, придающего им внутренний свет, – огонек надежд, то лазоревая степь, даль горизонта дают энергию мечте, движению, рождают жажду немедленного действия, неукротимого стремления изменить к лучшему свою судьбу, несмотря на все жизненные испытания, которые она преподносит. С другой стороны, чувство простора – критерий нравственной силы человека. Лишь на первый взгляд ощущение открытых путей и возможностей дается легко. Взошел на крутой косогор, обрыв под Доном, оглянулся и… На самом деле мир не для всякого глаза безбрежен, загадочен. При душевной пассивности, историческом беспамятстве все может «скомкаться», исчезнуть. Например, Евгений Листницкий, казалось бы, образованный интеллигентный человек, но не дано ему видеть того, что видят Григорий, Аксинья, Дуняша. Читателя пленяет в этих героях их жажда нового, активность, столь свойственные русскому характеру. И это вознесено в «Тихом Доне» на высший пьедестал как та основа, на которой возможно возрождение.

Неотъемлемо от чувства простора, воли и любовь к своему гнезду, дому. Гибель Пантелея Прокофьевича на чужбине, вне дома, в беженском потоке – трагедия народа, нарушение основ его бытия. В этом герое талант труженика был равен характеру: новая эпоха, возможно, приняла бы его талант, но никогда – независимый, гордый, свободный характер. Автор словно предостерегает установившуюся в селе власть от изначально неправильной, ведущей к вырождению системы всеобщего обобществления. Даже свободолюбивому человеку необходимо иметь что-то только свое, сокровенное, сердечное.

Рисуя гибель целого класса тружеников, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения «погибшего человека», восстановления свободы не только для, но и в самом человеке. И уверенно убеждает: есть с чего начинать. В надсаженной душе Григория многие жизненные ценности теряли свой смысл. Но лишь одно оставалось неискаженным и неистребимым в душе исстрадавшегося человека – чувство Родины, сознание своей органической причастности к людям труда, возделывающим землю. Оторваться от родной земли, неба, воздуха и тальников – значит для Мелехова уничтожить в себе человека. Задатки сильной личности, заложенные многовековой практикой народа, не дают героям сломаться. Приход в финале романа главного героя холодным, но «сияющим» от солнца утром в родной хутор свидетельствует о победе, хотя и нелегкой. Мелехов идет к своим, к казакам, проявляя немалое мужество. Эта духовная победа над смертью стала возможна и оттого, что какой-то трепетный, негасимый огонек, словно кусочек солнца, горит, сверкает в людях. Даже в трагических характерах Шолохова потому нет безысходности. Они дают нам веру в жизнь и желание жить с этой верой.

 

 

Это интересно: