→ Швабрин вызвал на дуэль гринева или гринев. “Дуэль Швабрина и Гринева” сочинение. Чесноковские меловые горы

Швабрин вызвал на дуэль гринева или гринев. “Дуэль Швабрина и Гринева” сочинение. Чесноковские меловые горы

Одно из знаменитейших прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина - повесть «Капитанская дочка». Книга входит в школьную программу. Ее анализируют на уроках русской литературы. Одна из сцен, на основе которой школьники пишут сочинения - дуэль Гринева и Швабрина. О содержании четвертой главы произведения великого русского классика пойдет речь в данной статье.

«Капитанская дочка»

Дуэль Гринёва и Швабрина - это далеко не ключевая сцена в произведении Пушкина. Книга впервые была опубликовано в 1836 году. Идея повести родилась значительно раньше. Пушкин начал работать над историческим романом ещё 20-е годы. На протяжении нескольких лет он собирал исторические сведения о Пугачевском бунте.

Первоначально писатель планировал сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону самозванца. Однако в процессе работы замысел существенно изменился.

Пушкиным была создана выдающаяся книга, в которой исторические личности соседствуют с вымышленными персонажами, книга, в которой убийца и смутьян Пугачев предстаёт перед читателями в образе человека противоречивого: хитрого, жестокого, но не лишенного понятий о чести, благодарности. И он вызывает куда больше симпатии, нежели аристократ и офицер Швабрин .

Поединок в русской литературе

Дуэль - это поединок, в который противники вступают, дабы защитить честь другого человека. Русский дворянин, согласно закону, участвовать в дуэли не имел права. Наказание ожидало не только участников, но и секундантов. Но был и другой закон - закон чести.

Дуэль Гринёва и Швабрина , конечно, не единственный литературе. Но именно Пушкин первым затронул эту тему в своем творчестве. Достаточно вспомнить знаменитого «Евгения Онегина». Позже на дуэли сражались герои Лермонтова, Толстого, Тургенева. Подобные сцены позволяли авторам раскрыть характер героев.

Дуэль Гринёва и Швабрина играет особую роль в сюжете повести «Капитанская дочка». Все помнят эпиграф к этому произведению. Главному герою пушкинской повести , как и наставлял его отец, удалось сберечь честь. Его противник к этому никогда не стремился. Дуэль Гринёва и Швабрина в «Капитанской дочке» - поединок, в котором сразились герои, противопоставленные друг другу.

Предыстория

Для тех, кто не помнит или по каким-то причинам не знает содержания повести Пушкина, расскажем кратко о событиях, которые предшествовали дуэли Гринёва и Швабрина .

Грозный отец отправляет сына на службу в отдаленную от столицы губернию. По его мнению, молодой человек лишь бегает по девицам и лазит на голубятни, а потому непременно должен «понюхать пороха».

По дороге молодому офицеру встречается мужик, который провожает его к постоялому двору. Позже главный герой узнает , что это - не кто иной, как Емельян Пугачёв. Молодой офицер приезжает в Белгородскую крепость. Здесь влюбляется в дочь коменданта. Неравнодушен к ней еще один офицер. Любовный треугольник в некотором роде и служит причиной дуэли Гринёва и Швабрина .

Клевета

Дуэль между Гриневым и Швабриным раскрывает характеры этих литературных персонажей. Инициатором поединка выступает Швабрин . Формальный повод - оскорбление, которое ему якобы нанес Гринев. Истинная причина дуэли - это желание Швабрина любыми средствами удалить соперника из Белгородской крепости. Он видит зарождающиеся чувства между Петром Андреевичем и капитанской дочкой.

Швабриным движет отнюдь не любовь . Скорее, мстительность, тщеславие. Он хочет наказать девушку, которая отказалась выйти за него замуж.

Однажды Гринёва посещает неожиданно вдохновение. Молодой человек сочиняет незамысловатую любовную песенку. Это произведение шедевром назвать нельзя. Однако в нём упомянуто имя дочери Гринев читает свое поэтическое сочинение Швабрину , и тот, понимая, кому оно посвящено, пытается оклеветать Машу. Но Гринев к тому времени уже успел узнать девушку поближе. Он понимает, что всё, сказанное Швабриным - подлая ложь. Потому и называет его мерзавцем.

Неудавшиеся дуэлянты

У Швабрина нет причины злиться на Гринёва . Это человек лицемерный, лживый, что подтверждают последующие события. Несомненно, он понимает, что оболгал девушку в глазах Петра. Тем не менее, делает всё возможное, дабы поединок состоялся. Однако первая попытка оказалась неудачной.

Согласно правилам поединка, нужны секунданты. Гринев обратился к поручику Ивану Игнатьичу . Однако тот отказал. Стоит обратить внимание на высказывание старого поручика. В диалоге с Гринёвым он произносит: «Я и сам до него охотник». Слова эти означают, что Иван Игнатьич не прочь бы и сам сразиться на шпагах со Швабриным .

Пошлыми высказываниями, подлыми поступками соперник Гринёва вызывает антипатию у всех обитателей крепости. Однако поручик, пытаясь оградить от неприятности Гринёва , докладывает о возможном поединке капитану. У дуэлянтов тут же отбирают шпаги. Гринёву и Швабрину ничего не остаётся, как изобразить перемирие.

Василиса Егоровна - жена капитана Миронова - уверена, что конфликт исчерпан. Так полагают и другие свидетели происшествия. Однако они ошибаются. Швабрин не намерен отступать.

Стоит сказать, что уже в первый день своего пребывания в крепости, Гринев узнал некоторые факты из биографии своего противника. Швабрин превосходно дерется на шпагах. В Белгородскую крепость был отправлен именно по этой причине. Как уже было сказано, по закону, дуэли были запрещены. Швабрина наказали и отправили в глушь. Во время поединка он убил своего противника.

Поединок

Швабрин был уверен в том, что Гринёв не умеет держать шпагу. Быть может, именно поэтому он так и настаивал на дуэли. Но главный герой был фехтовальщиком опытным. Этому искусству его обучил французский гувернер . Итак, начался поединок. Гринёв уверенно владел шпагой. Более того, сила была на его стороне. Но неожиданно появился Савельич .

Старый слуга окликнул Петра Андреевича. Швабрин в этот момент нанес удар. Не появись внезапно Савельич , в поединке победил бы Гринев.

От полученного ранения главный герой несколько дней пролежал в горячке. Когда очнулся, помирился со Швабриным . И только позже узнал, что противник, в то время как он находился без сознания, отправил письмо Гриневу старшему. Однако вскоре в крепости произошли события, которые затмили и дуэль, и гневное письмо Гринёва старшего. Но вместе с тем раскрыли гнусную натуру Швабрина .

В романе Пушкина неумение и нежелание, думать о других людях оберну­лось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: стра­дать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского ока­зывается толчком к перерождению Онегина. Кроме того, дуэль - кульминация в произведении.

Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.

Сцена с дуэлью у Тургенева занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.

Таким образом

Все дуэлянты в этих произведениях в большей или в меньшей степени нарушают кодекс дуэли. В повести «Капитанская дочка», события которой разворачиваются в XVIII веке, дуэльный кодекс еще размыт и не определен.

В XIX веке дуэльный кодекс претерпевает изменения. С середины XIX века он не имеет большого значения для дуэлянтов, не играет особой роли в поединке. В начале века вызов на дуэль передается секундантом, в конце века – самим дуэлянтом, а повод для дуэли вообще может быть не пояснен. Также не важно наличие секундантов. Меняется и отношение к дуэли. В начале века к дуэли относились серьезно, как к институту, в конце века к дуэли и ко всем ее ритуалам начинают относиться иронично. Единственное, что остается неизменным, - это преддуэльное оговорение условий поединка, хотя в конце века об условиях позволяется договариваться практически во время дуэли.

Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Отцы и дети»

Параметры

«Евгений Онегин»

«Капитанская дочка»

«Герой нашего времени»

«Отцы и дети»

1. Повод для дуэли

Защита чести девушки

Защита чести девушки

Защита чести девушки

П.П.Кирсанов увидел, что Базаров поцеловал Фенечку

2. Причина дуэли

Общественное мнение

Печорину скучно жить

Полное несовпадение взглядов

3. Условия дуэли, соответствие кодексу

Поединок равный, с соблюдением всех правил

Отсутствие секундантов

Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника

Нет секундантов, вместо них – свидетель

4. Отношение главных героев к дуэли

Сначала Онегин равнодушен к ней, потом его мучает совесть

Гринев сильно желал мести, испытывал волнение

Дуэль – развлечение.

«Что ж? умереть так умереть…»

Ироническое отношение к дуэли

5. Поведение перед дуэлью

Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли

«…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…»

В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…»

«Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол («Умру – узнают; да я не умру»). Он лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…»

6. Роль секундантов

Секундант способствует проведению дуэли

Секундант подталкивает на убийство

7. Итог дуэли

Смерть Ленского

Ранение Гринева

Смерть Грушницкого

Ранение П.П. Кирсанова

8.Последствия

дуэли

Перерождение главного героя

Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой

Главный герой снова разочаровывается в жизни

Базаров уезжает из поместья Кирсановых

9. Роль дуэли в произведении

Дуэль - кульминация в произведении

Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль

Дуэль - один из ключевых моментов в романе

Дуэль один из кульминационных моментов романа, в котором происходит раскрытие характеров героев. Дуэль – разрешение конфликта Базарова и Кирсанова


Похожие материалы:

Песни русского пролетариата
Песни русского пролетариата имеют сравнительно короткую историю. Ранние образцы фабрично-заводской поэзии, дошедшие до нас, относятся к XVIII столетию. Они были сложены в период, когда в русском национальном государстве ускоренными темпа...

Мильтон «Потерянный Рай»
«Потерянный рай» (англ. «Paradise Lost») - эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама. Книга переиздавалась несч...

Герои
Герои любого произведения, это орудия, с помощью которого автор хочет что-то показать, что- то выразить. Как не смотри – главное в произведении всё же люди. Персонажи повестей и романов разных времён существенно отличаются, различны их вз...

ПОМОГИТЕ! нужно описание первой и второй дуэли швабрина и гринева в капитанской дочке....спасибо всем 🙂 и получил лучший ответ

Ответ от?????? ?? ????? - ?? ?????????[гуру]
Вот краткое содержание 4 главы "Поединок"

На другой день Швабрин и Гринев сходятся для поединка один на один, без секундантов. Гринев, которого его гувернер мосье Бопре обучил фехтованию, неожиданно оказывается для Швабрина сильным противником. Но внезапное появление Савельич отвлекает Гринева, и Швабрин наносит ему удар в грудь! Сознание Гринева меркнет...

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ПОМОГИТЕ! нужно описание первой и второй дуэли швабрина и гринева в капитанской дочке....спасибо всем 🙂

Ответ от Ёергей Валион [новичек]
Первая дуэль Гринева и Швабрина (несостоявшаяся) Первая дуэль Гринева и Швабрина прерывается благодаря старому офицеру Ивану Игнатьичу. Ниже представлен текст с описанием первой дуэли Гринева и Швабрина: "...На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, – сказал он мне, – надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из?за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем... <...> Мало?помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать. Палашка принесла нам наши шпаги. Мы вышли от коменданта по?видимому примиренные. <...> Швабрин и я остались наедине. «Наше дело этим кончиться не может», – сказал я ему. «Конечно, – отвечал Швабрин, – вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет притворяться. До свидания!» И мы расстались, как ни в чем не бывали." Вторая дуэль Гринева и Швабрина (поединок у реки) Причиной второй дуэли Петра Гринева и Швабрина является капитанская дочка Марья Миронова. Когда-то Марья отказалась стать женой Швабрина. Самолюбивый Швабрин не может ей простить этого. Он завидует Гриневу, к которому Марья более благосклонна. Злой и подлый Швабрин оскорбительно отзывается о Марье за ее спиной. Гриневу это не нравится. Он довольно жестко ставит Швабрина на место. Тот в ответ вызывает Гринева на дуэль. Эта дуэль Гринева и Швабрина происходит у реки. Швабрин ранит Гринева шпагой. В результате тот несколько дней лежит без сознания. Ниже представлен текст эпизода с описанием второй дуэли Петра Гринева и Швабрина: "...На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучал под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? – сказал мне Швабрин, – за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств..." Вскоре после дуэли Петр Гринев выздоравливает и прощает Швабрина. Между героями происходит перемирие: "...Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления <...> Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника..."


Ответ от Kot kot [новичек]
просто имя и фамилию. а не огромный текст на 2 листа!


Ответ от Дионис вапывфап [новичек]
В беседах с Гриневым язвительный Швабрин высмеивает семейство коменданта. Не особо отягченный службой Гринев начинает писать стихи, по которым Швабрин догадывается о его любви к Маше. Он издевается над гриневскими стихами, а в отношении Маши заявляя, что та готова прийти к любому ночью за пару сережек. Между Швабриным и Гриневым возникает ссора, в результате которой Швабрин вызывает Гринева на дуэль. В соответствии с правилами дуэли Гринев пытается пригласить секундантом пожилого прапорщика Ивана Игнатьевича, который от этого приходит в ужас. Чтобы его успокоить, Гринев врет, что помирился со Швабриным. О ссоре становится известно комендантше Василисе Егоровне, которая интересуется её причинами. Швабрин объясняет ей, что Гринев написал песню, которой он, Швабрин, предпочел свою любимую "Капитанская дочь не ходи гулять в полночь"...
На следующее утро Швабрин и Гринев сходятся для поединка и обнажают шпаги, но тут появляется Иван Игнатьевич с инвалидами и конвоирует дуэлянтов к комендантше. Василиса Егоровна стыдит, в основном Гринева, принуждая соперников к примирению. Гринев со Швабриным делают вид, что конфликт исчерпан и целуются в ее присутствии. Чтобы обмануть бдительность комендантши, они решают отложить поединок на несколько дней.
Взволнованная известием о несостоявшейся дуэли, Маша рассказывает Гриневу о неудачном сватовстве к ней Швабрина и своем отказе выйти за него замуж. Гриневу становятся понятны подлые мотивы Швабрина, пытавшегося с помощью клеветы отвратить его от дочери коменданта.
На другой день Швабрин и Гринев сходятся для поединка один на один, без секундантов. Гринев, которого его гувернер мосье Бопре обучил фехтованию, неожиданно оказывается для Швабрина сильным противником. Но внезапное появление Савельич отвлекает Гринева, и Швабрин наносит ему удар в грудь! Сознание Гринева меркнет...


Ответ от Андрей Горбунов [новичек]
В беседах с Гриневым язвительный Швабрин высмеивает семейство коменданта. Не особо отягченный службой Гринев начинает писать стихи, по которым Швабрин догадывается о его любви к Маше. Он издевается над гриневскими стихами, а в отношении Маши заявляя, что та готова прийти к любому ночью за пару сережек. Между Швабриным и Гриневым возникает ссора, в результате которой Швабрин вызывает Гринева на дуэль. В соответствии с правилами дуэли Гринев пытается пригласить секундантом пожилого прапорщика Ивана Игнатьевича, который от этого приходит в ужас. Чтобы его успокоить, Гринев врет, что помирился со Швабриным. О ссоре становится известно комендантше Василисе Егоровне, которая интересуется её причинами. Швабрин объясняет ей, что Гринев написал песню, которой он, Швабрин, предпочел свою любимую "Капитанская дочь не ходи гулять в полночь"...
На следующее утро Швабрин и Гринев сходятся для поединка и обнажают шпаги, но тут появляется Иван Игнатьевич с инвалидами и конвоирует дуэлянтов к комендантше. Василиса Егоровна стыдит, в основном Гринева, принуждая соперников к примирению. Гринев со Швабриным делают вид, что конфликт исчерпан и целуются в ее присутствии. Чтобы обмануть бдительность комендантши, они решают отложить поединок на несколько дней.

Крутяк! 7

анонс:

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены два противоположных характера: благородный Пётр Гринёв и бесчестный Алексей Швабрин. История их взаимоотношений является одним из главных сюжетных стержней «Капитанской дочки» и подробно раскрывает проблему защиты чести в романе.

сочинение:

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» посвящен проблеме защиты и сохранения чести. Для раскрытия этой темы автором изображаются два противоположных характера: молодой офицер Пётр Гринев и сосланный в Белогорскую крепость за дуэль Алексей Швабрин.

Юный Пётр Гринёв предстает в романе как инфантильный, плохо образованный дворянин, не готовый к взрослой жизни, но всячески желающий в эту взрослую жизнь вырваться. Время, проведенное в Белогорской крепости и в боях под Оренбургом, меняет его характер и судьбу. Он не только развивает все свои лучшие дворянские качества, но и находит настоящую любовь, в результате оставаясь честным человеком.

В противоположность ему, Алексея Швабрина автор с самого начала изображает человеком, явно переступившим грань между честью и бесчестием. По словам Василисы Егоровны, Алексей Иваныч «за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». Пушкин наделяет своего героя не только дурным характером и склонностью к бесчестным поступкам, но и символически рисует портрет человека с «лицом смуглым и отменно некрасивым», но вместе с тем «чрезмерно живым».

Возможно, именно живость Швабрина и привлекает Гринева. Молодой дворянин тоже очень интересен Швабрину, для которого Белогорская крепость – это ссылка, гиблое место, в котором он не видит людей. Интерес Швабрина к Гринёву объясняется желанием «увидеть наконец человеческое лицо» после пяти лет нахождения в беспросветной степной глуши. Гринев чувствует к Швабрину симпатию и проводит с ним очень много времени, но постепенно им всё больше начинают овладевать чувства к Марии Мироновой. Это не только отдаляет Гринева от Швабрина, но и провоцирует дуэль между ними. Гринёв желает отомстить Швабрину за клевету на свою возлюбленную, которой Швабрин мстит за то, что она отвергла его.

Во время всех последующих событий Швабрин всё больше проявляет своё бесчестие и в результате превращается в окончательного негодяя. В нём просыпаются все самые противные Гринёву черты: клеветник, изменник, насильно желающий женить на себе Марию. Он и Гринёв уже давно не друзья и даже не боевые товарищи, Швабрин не просто становится омерзителен Гринёву, в пугачёвском восстании они становятся по разные стороны. Даже вступая в сношения с Пугачёвым, Гринёв не может пойти до конца, он не может предать свою дворянскую честь. Для Швабрина честь изначально не столь важна, поэтому ему ничего не стоит перебежать на другую сторону, а затем клеветать на честного Гринёва.

Гринёв и Швабрин – две противоположности, которые расходятся так же быстро, как и притягиваются. Эти герои выбирают разные пути, но развязка всё же оказывается удачной именно для честного Гринёва, помилованного императрицей и прожившего долгую счастливую жизнь, в отличие от Швабрина, безвестно пропавшего под звон цепей в тюремных коридорах.

Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»:

Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».

Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.

Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга».

Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.

Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.

У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

Источник: mysoch.ru

Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев.

Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение.

Портрет Швабрина таков: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе.

Не сумев добиться любви Маши Мироновой, он не только стремится встать на ее пути к счастью, но и пытается с помощью угроз и силы принудить девушку выйти за него замуж. Спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачеву, а когда это раскрывается и он предстает перед судом, то лжесвидетельствует против Гринева, чтобы хоть так отомстить ему за все свои неудачи.

В образе Петра Гринева нашли воплощение все лучшие черты дворянского сословия. Он честен, храбр, мужественен, справедлив, умеет держать свое слово, любит отечество и предан своему долгу. Больше всего молодой человек располагает к себе искренностью и прямодушием. Ему чужды чванство и лизоблюдство. Сумев завоевать любовь Марьи Ивановны, Гринев раскрывается не только как нежный и преданный поклонник. Превыше всего он ставит ее честь, ее имя, и готов не только отстаивать их со шпагой в руке, но и отправиться ради Маши в ссылку.

Своими положительными качествами характера Гринев покорил даже разбойника Пугачева, который помог ему освободить Машу из рук Швабрина и хотел быть посаженным отцом на их свадьбе.

Я уверена, что и в наше время многие хотели бы быть похожими на Петра Гринева, в то время как со Швабриным не хотелось бы повстречаться никогда.

Источник: www.ukrlib.com

Алексей Иванович Швабрин - персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».

Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина - лже-император Пугачев, Маша Миронова - ее мать Василиса Егоровна, - что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.

Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина - Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.

У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.

И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела - царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.

Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии - очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.

Швабрин же - человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин - заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.

Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же - от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.

Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями - дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.

Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…

Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» - так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.

Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
пока не упал в бездну…

Крутяк! 2

Два молодых офицера Гринев и Швабрин (повесть Пушкина «Капитанская дочка) дерутся на дуэли. Один защищает честь любимой, другой же оскорбленное самолюбие. В дальнейшем события развиваются так, что Швабрин становится предателем, Гринев остается верным слову и долгу.

А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» рассказывает не только о восстании Пугачева в России, а и о людях, которые оказались в гуще события. Писатель хочет, чтобы читатели поняли, что такое человеческое достоинство, жизнь, честь.

В центре повести два офицера – Гринев и Швабрин, служащие в Белогорской крепости.Их знакомство началось с момента приезда Петра Гринева на службу. Однако дружеские отношения быстро оборвались. Между ними встала Маша Миронова. Из-за не и состоялась дуэль между Гриневым и Швабриным, только один из них намеревался защитить честь оскорбленной девушки, другой же задумал убийство…

В первый раз поединок не состоялся, но Швабрин был готов на все, чтобы избавиться от Гринева, потому что Петру симпатизировала Маша. Оказывается, Швабрин когда-то сватался к ней, капитанской дочке, но получил отказ. Бывалый офицер не привык, чтобы ему отказывали. Затаив обиду, он бросает обвинения в адрес девушки в присутствии Гринева. Молодой офицер подчиняется своему сердцу, в котором живут законы дворянской чести. Петр поступает благородно и хочет защитить честь девушки.

Швабрин же в жизни хитрее. Дождавшись повторного удобного момента, вызывает Петра на берег реки, не думая, что встретит достойного противника. Неизвестно, как закончился бы поединок, только Гринев обернулся на крик Савельича. Этим и воспользовался Швабрин, чтобы ранить в плечо соперника.

Повествование следует дальше, жизнь преподносит новое испытание героям. Швабрин мстит Гриневу и пишет письмо его родителям. Но и эту мелкую подлость можно было бы забыть, а вот предательство не отмывается ничем. Когда крепость была занята Пугачевым, Гринев переходит на сторону восставших, ведь некоторое время можно чувствовать себя в безопасности. В грязь втоптаны офицерская честь и дворянское имя.

Петр Гринев остается верен себе до конца. Не думая о последствиях, честно говорит «государю», что один раз присягал императрице, и этой присяге будет верен до конца своей жизни. Честность помогла Гриневу. Офицера отпускают, но оставить Машу Миронову Швабрину он не мог, поэтому вновь обращается к Пугачеву с просьбой отпустить капитанскую дочку.

О чем же дальнейшее повествование? О человеческих судьбах, о наказании за предательство, о чести и совести. И опять выигрывает Гринев, верный присяге. Швабрин же предстает человеком без чести, для которого собственная жизнь главнее всего.

Ещё больше сочинений на тему: «Дуэль Гринева и Швабрина»

Гринев и Швабрин – две разные личности. Но есть между ними что-то общее. Оба молоды, оба офицеры, оба дворяне.

В детстве Гринев играл с дворовыми мальчишками в чехарду. Отец отказался отправлять юного сына служить в Петербург, а написал письмо своему старому другу под Оренбург. Швабрин оказался в Белогорской крепости из-за дуэли. Он уже служил в Питере и испробовал всю красоту жизни. В крепости Швабрин высмеивает семью коменданта, а Гринев полюбил и не издевается над их нехитрой жизнью. Швабрин рассказывал о дочери коменданта как о «совершенной дурочке». Он скрыл, как он безуспешно ее добивался. Причиной дуэли стала не только песня Гринева, но и из-за того, что он не вытерпел насмешек над Марьей Ивановной и о семье Мироновых. Гринев мог отказаться от дуэли и донести на Швабрина жалобу, но он пошел на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин и не мог предположить, что молодой юноша окажет такое сильное сопротивление. Увидев, что соперник отвлекся, он нанес ему разящий удар в грудь. Гринев не колебался, когда пришла весть, что Пугачев идет на Белогорскую крепость. Швабрин же сразу улизнул к мятежникам и попытался погубить его при казнях в крепости. Только вмешательство Савельича спасло юноше жизнь. Швабрин был полным эгоистом, и его интерес к Маше Мироновой был также эгоистичным, Гринев же напротив, хотел освободить возлюбленную от злодея. В этом ему помог Пугачев, ему понравилась открытость и честность Петруши. Он простил Швабрина и отпустил Петра с Марьей Ивановной. После этого через несколько лет Гринев женился на Маше и они жили у родителей в Симбирске.

По-моему, Пушкин не зря использует пословицу «Береги честь «. Пройдя через ряд испытаний, Гринев вырос из дворового мальчишки в достойного и честного офицера-дворянина. А Швабрин как был, таким и остался: эгоистом,способным на подлые и низкие поступки.

Источник: litra.ru

Гринев и Швабрин – два героя пушкинского романа, посвященного событиям страшной эпохи Пугачевского восстания. Оба офицеры, молодые люди, дворяне. Но судьбы их складываются совершенно по-разному. В чем причина этого?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо рассматривать поступки и характеры героев, в каких условиях сформировались они как личности. Гринев рос в провинции, в имении отца. Сразу оттуда его отправили служить под Оренбург в Белогорскую крепость. Отец не захотел, чтобы сын служил в гвардии и жил в светском обществе. Он воспитывал в сыне честного человека, знающего, что такое долг и военная дисциплина. Швабрина перевели в крепость за дуэль, то есть он уже служил в гвардии и знает светскую жизнь. Поэтому Алексей Иванович презирает простых людей, как капитан Миронов и его жена. Он говорит Гриневу, что рад увидеть «человеческое лицо», показывая этим свое отношение к жителям крепости. Он остроумен, но любит злословить, он неискренен. Машу, капитанскую дочь, он представил Гриневу «совершенною дурочкой», скрывая, что сам неудачно к ней сватался. Гринев не сразу в этом разобрался, и серьезный конфликт между героями произошел во время чтения Гриневым своей «песенки». Песенка, которую высмеял Швабрин, – это только повод к дуэли. Причина ее в том, что Швабрин грязно оклеветал Машу, и Гринев не мог не заступиться за честь девушки. На дуэли Гринев был ранен в ту минуту, когда его окликнул Савельич и он отвернулся. Швабрин привык действовать исподтишка. Из ревности он пишет жалобу отцу Гринева, чтобы его перевели куда-нибудь из крепости. «Скрытая неприязнь» к удачливому сопернику у Швабрина осталась надолго.

Во время взятия Белогорской крепости войсками Пугачева Гринев был готов отдать жизнь, но не присягать самозванцу. От гибели его спасла счастливая случайность. Швабрин тут же перешел на сторону восставших, забыв о своем долге офицера. Оставшись комендантом крепости, он пытается шантажом и угрозами принудить Марью Ивановну стать его женой. Гринев по первому зову Марьи Ивановны едет к ней на помощь, рискуя жизнью. Пугачев готов сыграть свадьбу Гринева и Маши, но, услышав это, Швабрин тут же сообщает, что Маша – дочь казненного капитана Миронова. Гринев готов заплатить жизнью за свободу Маши, но просит Пугачева не требовать от него того, что «противно чести его и христианской совести». У Швабрина нет ни совести, ни чести. Когда его схватили при разгроме пугачевцев, он опять оклеветал Гринева, чтобы оправдаться самому и не дать сопернику быть счастливым.

История Швабрина – редкое исключение, но такие люди, воспитанные в традициях высшего света, способны на низкие поступки. Гринев – честный русский офицер, верный своей любви и чувству долга.

 

 

Это интересно: