→ Поведение гринева в ситуациях нравственного выбора. Как поступают Гринев и Швабрин в ситуациях выбора? Что скрыто в образе Швабрина

Поведение гринева в ситуациях нравственного выбора. Как поступают Гринев и Швабрин в ситуациях выбора? Что скрыто в образе Швабрина

Разделы: Литература

Из опыта работы

У каждого из нас свой Пушкин. И первое знакомство с ним у каждого происходит по-своему, по-разному. Всё, наверное, начинается с детства, со сказки. Помните:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Как хотелось тогда, в детстве, узнать, где же оно находится, это Лукоморье, побродить там, посидеть под знаменитым дубом, послушать сказки, которые рассказывает волшебный кот.

А как хотелось поймать золотую рыбку и попросить её исполнить хотя бы одно желание! Но детство заканчивается, и ты узнаёшь, что все эти герои, эти события останутся с тобой навсегда, благодаря волшебной фантазии замечательного поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Ты взрослеешь, а вместе с тобой “взрослеют” и его произведения. Только теперь это другие книги и иные герои, вместе с которыми размышляешь о смысле жизни, любишь, страдаешь, которым сочувствуешь и за которых переживаешь.

Произведениям Пушкина суждена долгая жизнь, ведь проблемы, которые автор ставит в них, не являются проходящими, сиюминутными. Взять хотя бы “Капитанскую дочку”. За годы работы в школе при изучении этого произведения я использовала традиционный путь разбора: по отдельным главам (по ходу действия), “по образам” (когда в центре внимания находится герой произведения). Но однажды, отступив от традиции, выбрала путь разбора произведения по проблемам. Несмотря на то, что события, описанные в романе, относятся к XVIII веку, проблемы, поставленные Пушкиным, не потеряли своей актуальности и сегодня. Это проблема чести и долга, нравственного выбора человека; проблема насилия и сострадания; проблема любви и милосердия.

Изучение “Капитанской дочки” является логическим продолжением знакомства с “Историей Пугачёвского бунта”, ставшего основой для романа, в котором главной темой являются люди, их взаимоотношения, характеры, а также вечные ценности, без которых невозможна жизнь человека.

Каждому герою романа пришлось многое испытать. И все эти испытания связаны с понятиями чести, долга, человеческого достоинства.

Главной герой “Капитанской дочки” Пётр Гринёв проходит путь от вчерашнего недоросля, гонявшего голубей да бегавшего по девичьим, до человека, ставшего честным и порядочным офицером. Нравственные понятия, сформированные в семье Гринёвых, помогают ему с честью выйти из сложных ситуаций. А необдуманные шаги, совершённые Гринёвым, привели к поступку, определившему всю его последующую жизнь.

Заячий тулуп! Какая, казалось бы, ценная вещь! Но дело не в ценности тулупа, а в человечности, в сострадании, в милосердии, наконец. Бродяга ведь тоже человек, оказавшийся в данный момент в сложной ситуации. Так что же, разве такой человек не заслуживает сочувствия? Помогая ему, Пётр Гринёв не думал о последствиях своего поступка. Просто помог. Потому что долг любого человека – помочь в беде другому. Но у бродяги оказалась хорошая память. И чувство долга ему тоже не было чуждо. Наверное, судьбе было так угодно, чтобы встретились эти два человека: дворянин и беглый крестьянин. Такие разные по происхождению, воспитанию, отношению к жизни, политике, власти. Но понятия о чести, долге, честности, просто о человеческой порядочности сближают этих людей.

Гринёв в своих поступках честен и открыт, прямо заявляет, что не может перейти на сторону Пугачёва. Не этому учил его отец, ведь главное для старика Гринёва – беречь дворянскую честь и верно служить Отечеству. Надо отдать должное, что Пугачёв понимает состояние Гринёва, не заставляет его изменить своим принципам, переступить через себя.

Но совсем не такой Швабрин, у которого свои понятия о чести, долге, человеческом достоинстве. А есть ли вообще эти качества у него? Что же двигало им, когда он перешёл на сторону Пугачёва? Сочувствие угнетённому народу, поднявшемуся против произвола властей? А может быть, совпадение политических взглядов с восставшими? Или все его поступки можно объяснить исключительно пылкой любовью к Марье Ивановне?

Но разве любовь делает людей жестокими и бездушными? Можно ли совершить преступление, даже во имя неё? Ведь любовь призвана дарить свет и тепло, делать людей добрыми, благородными, а значит, счастливыми. Именно этим и объясняется нежелание Гринёва говорить о Марье Ивановне на суде, когда решается его собственная судьба. Ведь счастье любимой девушки, её незапятнанное имя – что может быть дороже для истинной любви! Наверное, человек будет счастлив только в том случае, если он в состоянии сделать счастливыми близких ему людей. Несмотря ни на что! Даже если ему самому грозит смертельная опасность.

Можно только восхищаться смелостью и решительностью Марьи Ивановны, когда она, будучи любимой и любящей, отправляется на защиту своего жениха. Она не требует правосудия, а просит милости, милосердия.

Тема милосердия раскрывается при сопоставлении характеров двух правителей – императрицы Екатерины II и Емельяна Пугачёва, Петра III, как он называл себя. Императрица добра и заботлива, но это не мешает ей отдавать приказы, жестоко наказывая восставших. Пугачёв тоже может быть как милосердным, так и жестоким. Достаточно вспомнить захват Белогорской крепости, многочисленные казни. Но ведь они были как со стороны восставших, так и со стороны правительственных войск. Невозможно оставаться равнодушным, когда читаешь и представляешь изувеченного башкирца, казнь капитана Миронова, смерть Василисы Егоровны… Жестокость и зверство не есть проявление врождённых пороков только непросвещённых мужиков. Одна жестокость не оправдывает другую, ведь в результате такой вражды теряется самое главное – обесценивается человек, человеческие чувства, возникает угроза уничтожения главных качеств человека: чести, достоинства, долга перед своим Отечеством.

Простым людям тоже не чуждо представление о чести и долге. Савельич, преданный своему барину слуга, лучшие годы прослуживший ему верой и правдой, готовый жизнь отдать “за барское дитя”, становится ему в конце романа верным другом.

Так что же должно быть основой истинных человеческих отношений? По мнению А.С. Пушкина, необходима такая форма государственной жизни, в основе которой лежат подлинные человеческие качества: честь, совесть, уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость.

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях "Капитанской дочки" как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах.

На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.

Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. "Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу", – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к "разбойнику" Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая "лютую казнь" "подлому унижению". И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.

Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.

А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.

Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.

Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать "милостыню". Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.

И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: "Береги честь смолоду". Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то "награждая" счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

Тема: Проблема нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель : выявление нравственных основ образа Петра Гринева и их роли в судьбе героя; формирование навыка художественного пересказа эпизода, лексической работы, развитие коммуникативных способностей учащихся; развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления значения слов нравственность, честь, смысла пословицы.

Методы : групповая работа, проблемный вопрос, фронтальная беседа, индивидуальная работа, индукция, сравнение, анализ, обощение.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Целеполагание

Сл. 2. Прежде чем мы начнем свою работу, я хочу обратить ваше внимание на слайд .

(На слайде картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье»)

Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова - великого русского живописца, который написал много прекрасных полотен. С 1880г. художник создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору.

Одним из лучших полотен является картина «Витязь на распутье», которая была написана под влиянием русской народной былины «Илья Муромец и разбойники».

Какой эпизод былины иллюстрирует эта репродукция? (Выбор дальнейшего пути)

Что было написано на камне?

(Направо пойдешь - коня потеряешь, себя спасешь;

Налево пойдешь - себя потеряешь, коня спасешь;

Прямо пойдешь - и себя, и коня потеряешь.)

Как вы думаете, от чего зависит выбор пути богатыря?

А часто ли вам предстоит выбирать как себя вести в той или иной ситуации? И от чего зависит наше поведение?

Что такое нравственность? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Запишите их в свои рабочие тетради через запятую.

Озвучивание ассоциаций.

Давайте попробуем дать толкование этому слову. Поработайте в парах.

Озвучивание.

Сравним ваши представления со значением из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

Сл. 3 Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Совпали наши определения?

Проблема нравственного выбора всегда волновала человека. И, конечно же, это нашло отражение в литературе.

Сл. 4 Сегодня на уроке мы с вами поговорим о проблемах нравственного выбора в русской литературе на примере романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Глядя на тему, скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на этом уроке?

(Перед кем встает проблема нравственного выбора?

Что влияет на выбор?

Какой выбор считать нравственным? и др.)

3. Работа над темой урока.

Назовите эпизоды, связанные с нравственным выбором героев?

Чаще всего проблема нравственного выбора стоит перед главным героем, Петром Гриневым, поэтому большую часть урока мы с вами о нем и будем говорить.

Сл. 5. Давайте обратимся к названным вами эпизодам и попробуем понять, почему герои ведут себя так, а не иначе.

Работа по группам.

Гл.1. «Сержант гвардии»

Игра с Зуриным в бильярде.

Как ведет себя Петр Гринев после отъезда из дома?

Сожалеет ли он о своем поступке? О чем это говорит?

(«я горячился, ...вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю… День я кончил также беспутно, как и начал…»

«с неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»)

Гл. 2 «Вожатый»

Заячий тулуп.

Почему Петр Гринев опять поступает наперекор Савельичу и требует отдать мужику заячий тулуп? («Мне было досадно, что не мог я отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения»)

Как это его характеризует?

Гл. 4 «Поединок»

Дуэль со Швабриным Алексеем Ивановичем.

Как проявляет себя Петруша в ссоре со Швабриным?

Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

(он должен был защитить честь своей любимой)

Как ведут себя оба противника во время поединка?

(Швабрин бесчестно ранит Гринева, когда тот отвлекся)

Гл. 8 «Незваный гость»

Беседа с Пугачёвым.

Как ведет себя Гринев с захватившим крепость Пугачевым?

(смело, мужественно, храбро, достойно, как верный солдат, офицер)

Каков его ответ на предложение Пугачева не служить против него?

Прочитаем этот эпизод.

(« Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится»)

Почему Петр Гринев отказывается служить Пугачеву? («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

А есть ли представление о чести у Пугачева? Если да, то в каких эпизодах мы это видим?

(несколько раз милует Петра Гринева; Долг платежом красен; Освобождает Марью Миронову от Швабрина)

Гл. 11 «Мятежная слобода»

Освобождение М.Мироновой

Узнав о тяжелом положении Маши Мироновой, Петр Гринев вновь оказывается перед сложным выбором. Каким?

(Гринев- солдат не должен ослушаться генерала, а Гринев- человек не может оставить в беде сироту М.Миронову. Верх одержал Гринев-Человек)

Какое решение принимает оренбургский генерал, решая вопрос о Белогорской крепости на военном совете? (Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять на себя такую ответственность)

Почему М.Миронова оказывается в такой непростой ситуации?

(Не хочет выходить замуж за Швабрина. Это тоже ее нравственный выбор. Остаться верной себе, своему любимому, своим родителям)

Как вы думаете, почему Маша Миронова, Петр Гринев поступают так, а не иначе? Что оказывает влияние на их выбор, на их решение? (воспитание, семья)

Давайте обратимся к сцене благословения сына на службу. Найдите, пожалуйста, в 1 главе эту сцену. Прочтем её.

Сл. 6

О чем говорит отец сыну?

Как вы считаете, исполняет ли Петр наказ отца?

Пословица «Береги честь смолоду» вынесена автором в качестве эпиграфа ко всему тексту романа. Почему?

Сл.7

Как вы думаете, понятие чести,- качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите свою точку зрения.

Выбор человека зависит от чести?

Честь, совесть, нравственность актуальные понятия в современном мире?

Скажите, ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы?

4. Подведение итогов

Сл.8

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Так, как это делал главный герой - Петр Гринев, твердо соблюдая данный отцом наказ «Береги честь смолоду», сформулированный мудрым народом.

Закончить наше занятие мне хотелось бы довольно известной притчей.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Перед каждым из нас часто создаются ситуации, в которых мы должны делать свой выбор. Поэтому я обращаюсь к вам со словами, делая свой выбор, помните: «ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!»

Сл.9


Ход урока

II. Беседа по главе IV

- Кто и почему распоряжается в крепости? (Распоряжается всем, действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом».)

Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? (Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гриневу о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной» и чувствовал себя как в своей семье: «Незаметным образом я привязался к доброму семейству». Гринев перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразованным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой». Все это сделало жизнь Гринева в крепости «не только сносной, но и приятной».)

Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи.)

Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним ? (Стихи Гринева, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринева.)

III. Выразительное чтение эпизода и его обсуждение

Прочитаем выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой...» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! - продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».

Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным ? (Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин - нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серег. Ссора назревала давно и была неизбежной.)

Найдите слова, показывающие отношение к дуэли Василисы Егоровны, Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича. (С точки зрения Василисы Егоровны, дуэль это «смертоубийство», «пырять» шпагами - «дурь». Иван Кузьмич справедливо замечает, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле». Иван Игнатьевич считает, что драться на дуэли-значит «заколоть своего ближнего». Савельич сетует, что проклятый «мусье» научил Петрушу «тыкаться железными вертелами да притопывать». Марья Ивановна уверена, что зачинщик ссоры Швабрин и что затея «резаться» принадлежит ему.)

Как был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)

Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? (Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.)

IV. Словарная работа

Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

V. Беседа по главе V

- Почему Гринев помирился со Швабриным? («Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».)

Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой? (Андрей Петрович решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь».)

Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? (Гринев «негодовал на Савельича», но оказалось, что отцу донес Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанес удар исподтишка, написав отцу своего противника.)

- Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? (Маша считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья, хотя бы с «другой».)

Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? («Благим» потрясение, повлиявшее на судьбу Гринева, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гриневу пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.)

VI . Итог урока.

Домашнее задание

2. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.

3. Раскрыть роль эпиграфов к VI, VII главам.

4. Составить словарик устаревших слов и выражений, слов с неясным для вас значением; уточнить значение слов по словарю .

Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А. С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина. Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости.

Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.

Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами.

Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта. Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно.

Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом».

Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась.

Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник». Гринев честен, открыт, прямодушен.

Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп.

Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой. Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке.

 

 

Это интересно: