→ Нравственные искания андрея болконского в романе война и мир. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

Нравственные искания андрея болконского в романе война и мир. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир", то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личности Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может "оказаться сильнее всей храбрости русских войск", и вместе с тем страшится "позора для своего героя". Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что "вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе".

Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: "Да, я ничего, ничего не знал до сих пор". И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: "Вот прекрасная смерть!", для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление "наполеоновского" идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсутствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: "После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду". Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу.

Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот момент, когда по пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот "не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: "Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!" Этот момент как будто является наивысшей, критической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносит ему сюрприз - маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что "в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца". В тот момент князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот момент, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода "двойник" Наполеона - не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона.

Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии.

Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его "наш князь". После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи - духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Анатолю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания "из мира детского, чистого и любовного". В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу "естественной" жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход "туда" так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. "Мысль народная" таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: "Живешь и живи".

Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерти того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное событие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерти князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и тысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые "оба жили и оба умерли". Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев - дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть - закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и тысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опытнее: "За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен". Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремится принести себя ксму-то в жертву, она даже не ставит перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми.

Она просто живет и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа "мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ту минуту... что она... нарочно обманула себя" и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: "Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все это вздор... а вот оно настоящее..."

Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное "невеселым и озабоченным", думая о том, что любовь и счастье - это "глупый, бессмысленный обман". Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел "странно-тоненькую", черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка "не знала и знать не хотела про его существование".

Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что "в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать "улететь в небо", как мечтала она сама.

Княжна Марья - другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало "только две добродетели: деятельность и ум". Главным условием деятельности он считал порядок, и этот "порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности". У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать "в душку", как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже "красные пятна переливались по ее лицу". Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца. Становится понятно, почему "у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу". Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это - ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеют ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находит утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это - прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любит княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой.

Цель:

Ход урока

I

1. Пьер Безухов

По-моему, самое главное в Пьере — доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

II , ч. V

  • Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! — сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

  • А Долохов?

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта - недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности - и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

Урок 21.

Нравственные искания

Андрея Болконского и Пьера Безухова

Цель: провести синтез и углубление знаний обучающихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Ход урока

I . Беседа с элементами диспута

1. Пьер Безухов

    Скажите, кто из героев романа вам больше всего понравился?

    Сегодня мы поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам понравился Пьер Безухов?

(Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Хозяйка салона даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.

По-моему, самое главное в Пьере - доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

    А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности...

(Нет, Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-то поступка, он просто не мог допустить, что бы убили человека.)

    А в чём еще вы видите доброту Пьера?

(Он спас ребёнка во время пожара, заступился за женщину, раз давал деньги всем, кто просил. Сумел понять Наташу после её разрыва с князем Андреем. Сумел её утешить, хотя сначала шёл к ней с чувством обиды за друга, князя Андрея. (Зачитать отрывок т. II , ч. V , гл.22 со слов «Было морозно и ясно…».)

    Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! - сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

    А Долохов?

(Долохову было всё равно. Он гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел кровопролития, ему было страшно и за Долохова, и за Пьера.)

    Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека.

(Ему грустно, тоскливо. И, наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.)

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстаёт перед нами как организатор тайного политического общества «Независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

2. Князь Андрей

    Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

    Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А.П. Шерер и ещё не зная его, мы уже можем о нём сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

    А какими деталями Толстой это подчёркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

    Мы узнаём, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идёт на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо… – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

    Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворён пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I , ч.III, гл.12 «Ночь была туманная»).

    А как вы думаете, слава – это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства.

    А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит своё признание, всё суетное отступает.

    Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.

    Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них нет цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идёт на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

    К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей – это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

    Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

    А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жёсткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

    Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он её пожалел.)

    Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об её боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

    Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

II. Демонстрация фрагмента видеофильма «Война и мир»

Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».

III. Запись ОСК «Андрей Болконский»

Вромане-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» на­считывается свыше пятисот действующих лиц. Госу­дарственные деятели и незаметные участники войны, аристократы и простые крестьяне, лучшие люди сво­его времени и его позор - стяжатели и карьеристы - показаны на страницах романа. Описывая в своем ро­мане жизнь множества людей, Толстой, тем не менее, не воспринимал их как безликую массу: все его герои романа - живые люди, причем настолько, что, читая книгу, мы слышим их голоса, проникаем в их внут­ренний мир. Великий писатель сумел отобразить не­повторимость, своеобразие каждого человека, пока­зал читателю духовные искания героев, их размыш­ления о смысле жизни, наделил каждый персонаж непростой судьбой.

С первых же страниц романа перед читателем пред­стают главные его герои - князь Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Оба они еще не определили своей роли в жизни, не нашли того дела, которому хо­тели бы отдать все силы. По мере развития событий мы видим, насколько различны их жизненные пути.

Князь Андрей разочарован в светской жизни, не принесла ему счастья и женитьба на маленькой кня­гине. Единственное его стремление, без которого он не видит смысла жить,- слава. Он завидует Наполеону, мечтая о своем «Тулоне», «Аркольском мосте». Ради осуществления своей мечты он готов пожертвовать са­мым дорогим: «...Я ничего не люблю, как только сла­ву, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ни­что мне не страшно». В момент ранения князя на Аустерлицком поле рушатся все его честолюбивые планы, но это уже не имеет значения: один, покину­тый всеми среди поля, он вдруг увидел небо - его ве­личавое спокойствие и торжественность воспринялись князем Андреем как противопоставление люд­ской суетности, незначительности их эгоистичных помыслов. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бес­конечного неба». И именно здесь происходит развен­чание его кумира - Наполеона, который казался ему теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило... между его душой и этим высоким, бесконечным небом...».

После битвы при Аустерлице князь Андрей решил больше никогда не служить на военной службе. Он возвращается домой «с измененным, странно смяг­ченным, но тревожным выражением лица». Тяже­лым грузом ложится на его плечи смерть жены, все свои помыслы он решает сосредоточить на воспита­нии сына, убеждая себя, что «это одно» ему и осталось в жизни. Князь Андрей переживает душевный кри­зис, теперь он осуждает свои ложные стремления к славе и по-другому смотрит на жизнь. С особенной вы­разительностью Толстой показывает состояние князя Андрея и его мысли, описывая его поездку в рязан­ские имения. Дорога шла через лес, где все уже зазе­ленело, и только дуб «старым, сердитым и презри­тельным уродом стоял между улыбающимися береза­ми. Только он один не хотел... видеть ни весны, ни солнца». Этот старый дуб вызвал в князе Андрее це­лый рой грустных и безнадежных мыслей. Жизнь кончена. Пусть другие поддаются на ее обман. А он бу­дет тихо доживать последние дни, не делая зла другим и ничем не тревожась. Эти мысли он пытается от­крыть Пьеру Безухову. Однако Пьер придерживается противоположной точки зрения, доказывая Андрею, что полное удовлетворение может принести лишь жизнь, посвященная другим людям. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на­чалась хотя во внешности и та же самая, но во внут­реннем мире его новая жизнь».

Меняет жизнь князя Андрея и встреча с Наташей Ростовой, благодаря которой на него снизошло чувст­во радости и обновления, понимание того, что в 31 год жизнь еще не кончена. И, возвращаясь домой, князь Болконский вновь проезжает мимо старого дуба, но видит его уже другими глазами: «Ни корявых паль­цев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ниче­го не было видно». В это время князь осуждает свою эгоистическую жизнь, оторванность от других людей. «Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!». Таким образом, он переходит сначала к общению с людьми своего круга, а затем обращается и к общенациональной жизни народа.

Наташа вернула князя Андрея к жизни, со всеми ее радостями и волнениями. Под влиянием не испытан­ного им ранее чувства преобразился его внутренний мир. «Я не могу не любить света...»,- говорит Пьеру князь Андрей, признаваясь в своем счастье. Раскры­вая их отношения, писатель показывает нам лучшие стороны души князя. Но чем сильнее чувство любви, тем сильнее боль от ее утраты. Потеряв Наташу, князь Болконский уже боится вспоминать небо Ау­стерлица, мысли, раскрытые перед ним «бесконечны­ми и светлыми горизонтами». Теперь он поглощен су­губо земными, практическими интересами. Очеред­ная потеря вновь надломила его.

Нравственные искания князя Андрея проходят че­рез взлеты и падения, светлые и темные стороны жиз­ни. Но только так можно постигнуть истинный ее смысл.

мая 07 2016

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на . Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта.

Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная . Князь Андрей боится его гения, который может “оказаться сильнее всей храбрости русских войск”, и вместе с тем страшится “позора для своего героя”.

Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что “вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе”. Однако судьба распорядилась по-другому.

Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: “Да, я ничего, ничего не знал до сих пор”. И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: “Вот прекрасная смерть!”, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление “наполеоновского” идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда утрачивает старые идеалы и не обретает “при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») . Литературные сочинения!

 

 

Это интересно: