→ Как рисовать натюрморт: несколько простых но важных советов. Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно Натюрморты для начинающих карандашом

Как рисовать натюрморт: несколько простых но важных советов. Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно Натюрморты для начинающих карандашом

Итак, что же представляет собой натюрморт? Первым делом в голову приходят кувшин или ваза, фрукты, овощи, чашки, цветы и т.п. На самом деле натюрморт может содержать абсолютно любые неодушевленные предметы в количестве двух или более, обычно небольших размеров, лежащие на поверхности.

В этом уроке я покажу, как нарисовать цветочный натюрморт (в уроке использовано замечательное фото от Galina Chi).

Шаг 1. При рисовании любого натюрморта, первым делом необходимо представить все предметы в виде простейших форм. В данном примере корзину можно представить как паралеллограм, а вазу как цилиндр. Очень важно сразу правильно расположить предметы на листе бумаги. Обратите внимание, что предметы должны стоять на столе, а не скатываться с него.

Шаг 2. Искривляем линии, чтобы получить нужную нам форму предметов. Добавляем ручку корзинке.

Шаг 3. Кружками и палочками рисуем вишенки, не забывая, что они перекрывают друг друга. Не старайтесь делать их идеально ровными.

Шаг 4. Обозначаем цветы и их центры. На этом этапе можно еще не прорисовывать лепестки. Так же добавляем листья.

Шаг 5. Прорисовываем лепестки.

Шаг 6. Начинаем штриховать рисунок — добавляем плетеную текстуру корзине, вишенки штрихуем по кругу, оставляя большое количество бликов, чтобы сделать их сочнее. На правой стороне вазы поверх штриховки добавляем полоску блика. Лепестки цветов и листья штрихуем от центра к краям.
Так как свет падает слева, добавляем горизонтальные тени справа от предметов.

    Описание:

    Вступление - это долго, скучно и неинтересно читать, поэтому сразу перейду к делу. 1. Инструменты. Прежде всего нам понадобится референс. В данном случае это фото, найденное на просторах интернета. Можете сами ставить натуру - так намного полезнее рисовать. Старайтесь подыскивать такой референс, где можно было бы разгулятся и живописи (драпировка, яблоки) и...

Вступление - это долго, скучно и неинтересно читать, поэтому сразу перейду к делу.

1. Инструменты .
Прежде всего нам понадобится референс . В данном случае это фото, найденное на просторах интернета. Можете сами ставить натуру - так намного полезнее рисовать.
Старайтесь подыскивать такой референс, где можно было бы разгулятся и живописи (драпировка, яблоки) и вкусным деталям (листья). Одни детали, сами понимаете, не всегда хорошо, особенно на ранних стадиях обучения - за их прорисовкой теряется сама картина. Хотите реалистичной прорисовки? Берите фотоаппарат и фотографируйте. Наша задача - подать натуру (или референс) так, как мы ее видим, а не как видит фотоаппарат.

(у рефа скудноватая цветовая гамма, поэтому я решила изобразить ближнее яблоко желтым)

Также, понятное дело, нам понадобятся различные художественные принадлежности , такие как:
- акварель (в брекетах, в тюбиках - как вам удобнее);
- акварельная бумага, приготовленная к работе (то есть натянутая на планшет), размер - больше А3, качество - опять же, на ваш вкус, у нас в городе особого выбора нет, по-этому тут не могу ничего посоветовать;
- маскирующая жидкость (не совсем обязательна в данном случае);
- мольберт (я лично терпеть не могу рисовать на столе, мне привычнее работать на вертикальной плоскости);
- канцелярия - кисти (желательно беличьи, №2, №3 и №4 для фона), банка с водой (которую надо как можно чаще менять), палитра (какой вид палитры использовать - дело вашей привычки), куски бумаги для цветопробы, чистая тряпка, и линейка, перо (если пользуетесь маскирующей жидкостью).

2. Карандашный набросок. Начало работы.
В построении карандашного наброска натюрморта вам может помочь вот этот урок: Линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

Сначала определяем границы нашего натюрморта: нижняя граница - там, где лежит желтое яблоко; верхняя, правая и левая - там, куда максимально достают листья. С помощью карандаша (линейки, но лучше тренируйте глазомер) вы сразу можете определить по фото, насколько больше будет этот прямоугольник в ширину, чем в высоту. Меряйте расстояния в сравнении с какой-то определенной величиной.

Затем наметьте места (следы), где стоит каждый из предметов на столе - оцените, насколько дальше находится стакан от красного яблока, чем красное яблоко от желтого. Затем опять же с помощью карандаша и глазомера определите границы каждого предмета (т. к. стакан - предмет симметричный, то ему намечаем и осевую линию - ровно по центру прямоугольника). Советую на этих этапах не пользоваться линейкой вообще никак.

Схематически намечаем основные ветки осеннего букета, за которые держатся листья. Если немного зайдете за намеченную границу - не страшно. Главное - немного.

Строим яблоко. Я впервые в жизни решила попробовать рисовать; граненные; фрукты. Интересно получается, хотя многим моим знакомым (в том числе и моему папе) это не понравилось. Алгоритм построения яблока таким способом я, наверное, не смогу вам пока рассказать - нужно просто чувствовать его форму, все выпуклости и вмятинки. Яблоко вписывайте в границы, намеченные ранее. Также определите ширину дна стакана (даже если дна толком не видно - на глаз) и симметрично проведите две наклонные линии - будущие стенки сосуда.

Второе яблоко так же:


Тут я сразу наметила складочку ткани, которая немного закрывает низ фрукта.

Оцените местоположение всех листьев и постарайтесь не рисовать их по отдельности, а вписать в общую картину. Наметьте ваши воображаемые границы этого букета. Конечно, много чего не будет сходится с референсом, но это не беда.


На этом этапе можно уже стирать общие границы натюрморта, которые мы намечали еще в самом начале.

Самый трудоемкий шаг - прорисовка листьев. Просто внимательнее изучайте референс, изобилие размеров, форм и наклонов каждого листочка. С композицией особо не заморачивайтесь - она и на фото уже хорошо поставлена. Не зацикливайтесь на одной веточке - рисуйте весь букет разом, сначала схематически, набросками, позже - прорисовывая детали. Советую начинать рисовать листочек из двух линий - главной прожилки, которая идет по всей длине листочка, и по идее параллельной прожилке средней линии, которая характеризует самую широкую часть листа. Но так как листья в своем большинстве наклонены к нам под углом, то эти две линии будут пересекаться не под прямым углом.


Намечаем также хвостики яблок.

И последний этап карандашного наброска - немного стилизации. Просто вставка в виде прямой ленты с элементами красных и рыжеватых листьев.


Немного высветлите стиральной резинкой такие моменты, как грани яблок, например, или ту же стилизованную вставку, чтобы не резали глаза и не проявлялись сильно под слоями акварели.

3. Приступаем к акварели.

Для начала "покупайте" будущую работу в чистой воде - просто равномерно смочите всю поверхность бумаги. Это желательно делать на всех акварельных работах, прежде чем начинать красками: во время рисунка карандашом бумага покрывается тоненьким слоем жира с пальцев, и он иногда может мешать хорошо ложится воде и собственно акварели на поверхность.


(я смачивала работу дважды - с вечера, после наброска, и утром, чтобы писать по-мокрому фон; вы можете спокойно обойтись и одним разом)

Для фона пользуемся ТОЛЬКО палитрой и ТОЛЬКО разведенной акварелью, дабы предотвратить появление ярких цветных пятен, которые без грязи потом не вымоешь и не затушишь. Мешаем на палитре те цвета, которые вы видите/хотели бы видеть на фотографии. Например, я решила сделать фон не синим, а более голубоватым, а тряпочку за стилизованной вставкой и вовсе оставить белой. Фон мне не удался, но я уверена - у вас получится намного лучше.
Я брала такие цвета - голубовато-синий, серовато-бирюзовый, оранжевый (с добавлением в него небольшого количества фиолетового, дабы снизить яркость), сильно разведенный лимонный, немного фиолетового.
Вертикальными мазками начинаем писать фон. Складки я там видела довольно-таки абстрактно, особенно если учесть то, что фон должен быть минимально контрастным и светлым (так как листья и яблоки - темные). Пишем по-мокрому. Следите за тем, чтобы краска не затекала туда, куда не надо - я;пустила; ее лишь на некоторые листья. Если вы заметили, что внизу собирается капля и вот-вот скатится вниз - быстро вымакивайте кисть тряпкой/ртом и собирайте эту каплю, не дотрагиваясь до бумаги. Если вам нужно что-то осветлить - пока мокрое, можете также вымокнуть кисть и сухой собрать влагу с бумаги - краска посветлеет, но полностью убрать ее вам уже не удастся.
На первом слое краски я бы не советовала сильно различать тона и вымакивать что-либо. Первый слой - своеобразная подкладка под основной: он дает направление цвету и форме.




Справа я оставила рваные края - привычка не докрашивать до конца. Делаются они полусухой кистью с краской, боком, по сухой или чуть влажной поверхности.

Напоминаю: первый слой рисуется очень разведенной краской, и он очень светлый выходит в итоге.


(это фото я специально не обрабатывала в фотошопе - не повышала контрастность, чтобы было понятно, насколько светлый фон на самом деле)

Второй слой рисуем уже по-сухому (дожидаемся, как высохнет первый), и покрываем краской далеко не все то, что закрасили сначала. Тут я добавила теней и "складочности" справа от листьев, справа от стакана начала прорисовывать складку (к слову, добавляем кое-где малиновых оттенков - как на листьях будут - чтобы изображение сгармонизировалось по цветам, а букет в последствии не выглядел вырезанным), добавила тень от яблок и от листьев слева (слева от яблока на складке также есть красный цвет - потом я его немного "приглушила" - размыла водой, как высох). Также я начала рисовать драпировку под яблоками - она белая, а значит на ней очень хорошо видно рефлексы. В данном случае я специально преувеличила эти рефлексы, добавив такие псевдо-отражения от яблок, чтобы тряпочка не выделялась сильно своей так сказать "чистотой".

Далее третьим слоем я добавила тень на ткань от самого правого листика (большого), усилила тень складки над ним, приглушила то место, которое думала оставлять не закрашенным (где рваные края). Не ленитесь отходить время от времени, ставить свою работу и оценивать ее. Я так делаю, наверное, после каждых два-три мазка, особенно на фоне.

Потом я увидела в этой работе эпик фейл и думала ее забросить вообще. Фон ужасен? Еще бы. Но, по сути же, фон тут роли не играет практически никакой - на то он и фон. К тому же нужно оценивать уже законченную работу, а пока это только начало.
Я решила пока драпировку оставить и приступить к самим предметам и листьям.

Как я уже сказала, фон я оставляю, так как доработать его я всегда успею, а вот замусоливать ни в коем случае ничего нельзя. Вообще, если вам что-либо не нравится в вашей работе - оставляйте, рисуйте другое, но не пытайтесь исправить несколько раз подряд. Работа утратит прозрачность и акварельность.

Немного о плановости. Драпировка - это задний план, стакан с листьями - средний, а собственно яблоки - передний. Как передать планы? Существует множество способов.
Один из них - слои акварельной краски. Чем меньше слоев, тем дальше находится предмет. Чтобы уменьшить количество слоев, нужно сразу рисовать более-менее концентрированной краской, стараться с первого раза передать все цвета, формы, тона предмета. Чтобы добавить количество слоев, пользуемся сильно разведенной краской, добиваясь яркости и насыщенности цветов накладыванием этих слоев.
Еще один - контрастность и детализированность. Посмотрите на законченный вариант этой работы. Заметьте, насколько слабо проработана драпировка, особенно за листьями и слева. Буквально один слой краски, и практически отсутствует контраст. Теперь переключитесь на листочки. Детали есть? Много. Слои? Три-четыре у самых приближенных листьев, а у отдаленных слева и внизу - два-три. Разве что большой минус - слишком светлые прожилки, которые стоило еще более приглушить. Яблоки сами по себе очень скупы на детали (пятнистую фактуру их кожицы я не смогу передать акварелью, это точно), но их сегментированность, четкость и сильный контраст (особенно у желтого яблока - белый рефлекс, очень темная тень) передвигают их вперед.
И еще одно - это цвет. Запомните, что красный цвет приближает, а голубой отдаляет предметы. Именно поэтому мне приглянулось это фото - я знала, что картина получится объемной из-за того, что драпировка голубая, а основные предметы - красные. Но все-таки листья я рисовала, часто добавляя голубой, чтобы не лезли на передний план.

Начну со стакана. В нем мне еще на фото понравились блики справа, и то, как сквозь стекло проглядываются листья. Это мы и попытаемся передать. Для начала заливаем стакан водой (хорошо звучит, если что, я имею в виду - смачиваем поверхность бумаги в границах стакана) и рисуем цветовую подкладку, оставляя справа почти белые места под маскирующую жидкость, слева - голубой рефлекс от ткани, а снизу, ближе к яблоку, также насыщенность цвета и тон спадает - чтобы визуально отдалить стакан.
Пользуемся голубеньким, оставленным с драпировки, оранжевато-коричневым цветом "Марс коричневый", для темных оттенков незаменимая смесь фиолетового с оранжевым, немного малиновым и просто оранжевым.


Учитываем еще рисунок на стакане. Я его, правда, по невнимательности выгнула в другую сторону, но эту мелочь пока еще никто не заметил

Наносим маскирующую жидкость - справа, где блики - обильно, немного на рисунке, совсем чуть чуть слева и сверху, по краю стакана. ВНИМАНИЕ; Ждем, пока бумага ПОЛНОСТЬЮ высохнет, прежде чем использовать на ней маскировку - а то потом пленка отдирается вместе с бумагой (у многих такая проблема была, в т. ч. и у меня).

Наносить лучше пером железным - как вмакнете, немного струсите перо на бумажку (легонько стукните им), чтобы скинуть излишки. После, как жидкость на пере высохнет, ее очень и очень просто отодрать единой пленкой, в отличии от кисти. К тому же, пером можно рисовать очень тонкие и аккуратные линии.

Более насыщенными тонами добавляем контраста и теней внутри стакана, но не забываем оставлять некоторые места (например, оранжевый - где листик внутри стакана попадает на свет). Также, по ходу дела я немного прорабатывала белую драпировку под яблоками - добавила цвета справа, доработала складки.


Пленку жидкости можно снять, где слишком светло получилось - приглушить.

Листья.
Их мы рисуем по одному общему принципу: смачиваем водой->цветовая подкладка по-мокрому->наносим прожилки маскирующей жидкостью->еще два-три слоя доработки по-сухому.
Самое главное, что стоит помнить: когда дорабатываете, не стоит сильно менять тот цвет, что был на подкладке. Вот, например, начали мы с больших листьев справа (и немного мелких сзади). Как видите, в подкладке присутствует и голубые, и желтые, и малиновые, и оранжевые цвета, разве что зеленого нет. Во первых, не забывайте об общем объеме букета листьев - свет у нас падает справа и сверху, причем спереди, а не сбоку - то есть листики (особенно центральный) будут светлыми и контрастными как по цвету, так и по тону. Во-вторых, как будете писать второй слой, не стоит идти оранжевым или желтым по, допустим, голубой подкладке - создается грязь. Старайтесь просто усиливать яркость цветов, кое-где корректируя ее. Это акварель - в данной технике все, начиная с самого первого слоя, будет видно сквозь последующие слои. В третьих - не спешите и не замусоливайте листья. Лучше, если не получается, оставьте на потом - доработать всегда успеете. В четвертых - в последующих слоях оставляйте все больше и больше "не закрашенного" этим слоем места.

Подкладка по-мокрому:

Жилки маской (не на всех листьях все жилки видны):

Второй слой (оранжевато-желтым по желтой подкладке, голубым - по голубой):



Третий слой - оставляем места, где проглядывает второй:

Четвертым слоем усиливаем некоторые тени.


После чего осторожно снимаем пленку (только как краска высохнет!). Видим, что жилки вышли слишком светлыми. Потом я их приглушу на каком-то из этапов.

Еще совет - наносите следующий слой краски, только как ПОЛНОСТЬЮ высохнет предыдущий, дабы избежать грязи и замусоленности.

И так, по кусочкам, прорабатываем весь букет. Правильнее было бы писать все листья сразу, но я пока не на таком уровне - у меня нервы бы не выдержали.
Добавляем по ходу дела разнообразия: зеленого и голубого цветов, варьируем тон каждого листочка.









Теперь остались более отдаленные от нас листья. Для них мы не будем использовать маскировочной жидкости. Прожилки получались потому, что я старалась обходится подкладкой и одним (максимум - двумя) слоем, в котором пропускала места "вручную".










Еще я добавила тень от правых больших листьев на драпировке, справа от стаканчика. По ходу дела я все время кое-где прорабатывала фон, где он меня не устраивал.

Примерно таким же макаром, как и листья, рисуем стилизованную вставочку (без маскировки).


Осталось совсем ничего.

Яблоки.
На яблоках слоев будет много, особенно на желтом. Не бойтесь. Просто используйте менее насыщенные цвета.
Начну с желтого. Для начала, как и на листьях, намочите яблоко и нарисуйте подкладку.

А далее я - по кусочкам-секторам, а вы - старайтесь полностью прорабатывать яблоко вторым, третьим, четвертым, пятым и даже шестым слоями. Не переусердствуйте. Не забывайте, что используете относительно разведенные краски.
Для того, чтобы фрукты блестели, нужно учитывать уйму рефлексов и блик (я его нанесла в самом конце белой гуашью).
Схема, где, откуда и какого цвета должны быть рефлексы:

Так же и красное яблоко. Последними слоями, как и на листьях, которые мы рисовали без маски, старайтесь не перекрывать все яблоко, а оставляйте кое-где проглядывать слой "ниже".



Как нарисовать натюрморт- начнем с простого, скажем, с подготовительного этапа и постепенно подойдем к рисованию самого натюрморта. На данном этапе, для лучшего понимания того, что мы делаем, предлагаю несколько следующих упражнений. Вы же не единственный натюрморт рисуете и тем более не на скорость? Вам ведь нужны хорошие знания, которые могут дать хорошую практическую базу, верно? Тогда рассмотрим тему- как нарисовать натюрморт с этих упражнений.

Развитие способностей пропорционального видения через сравнительный анализ объемов:

Находите то- ли бутылки, то- ли банки- без разницы что, только не очень сложное. Выстраиваете их вряд штук четыре- шесть и тренируете глаз. Попытайтесь проанализировать высоту и ширину каждого предмета и их соотношение друг к другу. Поначалу можно рисовать только контуры. Все предметы рисуем на предметной плоскости. Вот так:

Задание еще:

Делаете рисунок мятого листа бумаги, картона, с анализом плоскостей излома. Заметьте, что каждая грань напоминает грань кубика . Когда вы это понимаете, задание не кажется сложным. Это упражнение очень полезно для развития глазомера. Вот так:

Задание посложнее:

Как нарисовать натюрморт

Вот мы и плавно перешли к рисованию самого натюрморта. Но теперь вы уже более подготовлены хорошо воспринимать материал. Рисуем натюрморт с учетом размещения композиции в листе (см. композиция в рисунке). Ловим характер натюрморта- то-ли он вытянут в длину, то-ли в ширину. Обязательно с учетом предметной плоскости, потому-что все предметы лежат на ней, а не висят в воздухе. Находим границы натюрморта в листе, отступая от верха листа сантиметров 10, по бокам по 7 сантиметров, снизу- 3см. Не спешите, главное- правильно начать, чтобы в последствии не "запороть" всю работу. Не спешите, ведь сейчас мы находим основные пропорциональные соотношения натюрморта:

Когда с учетом пропорций вы определили границы натюрморта в листе, самое время находить границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности. Пропорции мы устанавливаем по трем точкам. Ни в коем случае не начинайте вырисовывать детали натюрморта, ложить штриховку. Если в последствии вы заметите, что где-то не уловили пропорции, придется стирать все, что вы там подорисовывали. В результате, работа в самом начале будет затерта и неизвестно, какова будет вконце:

Если вы все сделали правильно, отдохните, попейте чаю, словом, делайте что-нибудь, чтобы не смотреть на работу и дать глазам отдохнуть. Поверьте, через 20-30 минут вы увидите то, чего не видели раньше. Если где-то обнаружили ошибку- исправьте, еще не поздно. Если все в порядке- едем дальше.

Когда найдено место в листе каждому предмету вашего натюрморта, посмотрите на композицию: каждый предмет несет в себе геометрические формы или сочетание их. Прорисуйте четче каждый предмет, понимая, что каждый предмет несет в себе основу какой- то геометрической формы. Рисуйте с учетом перспективы. Здесь не нужно переусердствовать с нажимом карандаша. Рисуйте карандашом графитным Т, ТМ, чтобы рисунок был прозрачный и чистый.

Ложим штриховку:

Дальше приступим к штриховке . Определим, где у нас в натюрморте свет и тень. Сейчас нам полутона не нужны. Свет не трогаем, а тень со всеми полутонами заштриховываем карандашом. Не черните, иначе для последних самых темных падающих теней у вас не хватит силы карандаша.

После того, как мы определили свет и тень, самое время вспомнить все упражнения, которые мы изучали в разделе основы рисунка. Ложим штриховку по предмету, где светотень будет распределяться по форме предмета. Предметы, удаляясь в перспективу будут прорисовываться мягче. Передний план выделен. Если сложно, то вернитесь на страницу основы рисунка и еще раз все повторите. В принципе, у вас должно получиться так:

Мастер-класс по рисованию натюрморта для учащихся начальной школы

Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями жанра живописи - натюрморта;
- учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
- формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
- бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.

I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей) , а такую? (показ портрета) . Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ

Итак, мы поговорим с вами о натюрморте. Стихотворение, которое вы услышали, несколько шуточное, но если вы его запомните, то всегда будете знать, что может быть изображено в натюрморте.
Что это может быть? (Дети называют, что может быть изображено в натюрморте).
Я хочу показать вам замечательные работы различных художников (Например: П. Клас “Трубки и жаровня”, А.А. Дейнека “Флоксы и гвоздики”, Б. Аст “Натюрморт с фруктами” и др.). Все они относятся к жанру натюрморт.

П. Клас “Трубки и жаровня”


Б. Аст “Натюрморт с фруктами”

Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).

б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).


Я. Хейсум


Зори Н.

Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
- Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
- Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.


П. Клас “Завтрак с рыбой”

Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.


И. Машков. “Ананасы и бананы”

Присмотритесь, главное здесь – не простое изображение предметов. Давайте представим, что бы мы почувствовали, если бы перед нами на столе лежали эти фрукты. Потрогаем кожуру ананаса, почувствуем аромат только что отрезанного сочного кусочка. Обратим внимание, как художник изображает стеклянный стакан, тарелку…
(Как результат сравнения можно отметить, что рассмотренные натюрморты, голландские и русские, различающиеся временем написания, легки для восприятия, эмоциональны. Художники, мастера своего дела, сумели донести красоту материального мира до зрителя).

III. Итак, мы познакомились сегодня ещё с одним жанром изобразительного искусства (живописи). С каким? (Натюрморт).
Что нового мы узнали?
– Как раньше художники называли натюрморт?
– Зачем стали писать натюрморт? (повторить)
– Понравились ли нам натюрморты и почему?
(Натюрморты дают возможность окунуться в историю, посмотреть, как жили люди в той или иной стране в разное время. Натюрморт говорит нам о чувствах художника, помогает увидеть нам то, что в обыденной жизни может быть не замечено).

Инструктаж.
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.


1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.


2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.


3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.


4. Нарисуем грушу на переднем плане.


5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.


6. Этапы 6 - 12 – работа в цвете. Затонируем фон.


7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.


8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.

В переводе на русский язык слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Если выражаться проще, то на подобной картине изображаются неодушевленные предметы в определенной цветовой гамме и с характерным падением света и теней. Изобразить видимую композицию с помощью карандашей и красок, передать все оттенки, настроение и дух очень сложно. Поэтому для упрощения задачи художники условной начали разделять композиции на категории. Они могут зависеть от времени года, от красок и от предметов, которые изображаются. Сейчас мы рассмотрим натюрморт осенний, ознакомимся с его цветовой гаммой, стилем и прочими особенностями.

Особенности осеннего натюрморта

Иногда кажется, что рисовать картины осени - самое увлекательное занятие. В них заключается огромное количество оттенков, но все они находятся в одной цветовой гамме - теплой, красно-желтой. Натюрморт осенний может быть темным, насыщенным или светлым, прозрачным, но в обоих случаях краски будут яркими и выразительными. В глаза может бросаться фон, например, нарисованные предметы стоят на окне, а за стеклами виднеется яркое синее небо. Подобным образом внимание могут привлекать предметы, расположенные на первом плане картины.

Как правило, натюрморт осенний показывает нам дары этого сезона, его особенности, которые заключаются не только в красках. Это могут быть картины урожая (яблоки, тыквы, виноград), изображения (астры, хризантемы), с которыми непременно сочетаются предметы быта - вазы, горшки, сундуки и проч. Среди художников, которые писали подобные шедевры, почетное место занимает Эдуард Панов - наш современник. В его творчестве присутствуют и цветочные мотивы, и прочие осенние атрибуты.

Разные картины осени

Стоит отметить, что во многих присутствует осенний как искусство, прошла долгий путь от античности к 21 веку, и на протяжении столетий люди изображали все, что их окружало, в том числе и картины осени. Наиболее правдоподобными они стали в 19 столетии, когда актуальным стал и направления, которые за ними последовали. Среди тогдашних шедевров внимания заслуживает картина А. Герасимова «Дары осени». Название полотна говорит само за себя - на нем представлена золотая пора во всей своей красе.

Примеры в живописи

С легким налетом романтизма запечатлел этот сезон Йозеф Лауэр в своей картине «Персики, сливы, виноград, дыня и осенние цветы». Этот натюрморт осенний сохранил в себе все теплые тона, которые характерны для золотой поры, поэтому он и считается одним из эталонов осенней живописи.

А вот нестандартно изобразить осень удалось Анри Фантен-Латуру на своей картине «Цветы, фрукты и тыква». Полотно написано в красной, насыщенной цветовой гамме, словно пропущенное через градиент. Стиль представляет собой что-то среднее между романтизмом, реализмом и примитивизмом. Картина по праву считается шедевром живописи.

С помощью современной техники также можно сделать уникальный осенний натюрморт. Фото предметов, в котором уловлен каждый оттенок, каждая тень и отблеск - произведение искусства нового века. Такие картины более чем реалистичны, однако все равно зависят от настроения мастера, который их делал.

 

 

Это интересно: