→ А куприн жизненный и творческий путь. Жизненный и творческий путь А. Куприна. Возвращение в Россию

А куприн жизненный и творческий путь. Жизненный и творческий путь А. Куприна. Возвращение в Россию

Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную среду, Куприн пишет рассказы и повести о военных: «Последний дебют», «Дознание», «Поединок».
Уже в первых рассказах на военную тематику Куприн описывает палочную армейскую дисциплину, пагубно влияющую на души рядовых и офицеров. Бессмысленная муштра делает одних забитыми, бессловесными рабами, других - безвольными, расслабленными, не способными распорядиться даже своей судьбой, не говоря уже о других. Однообразная жизнь делает их озлобленными, неоправданно жестокими.
В своем лучшем произведении «Поединок» писатель продолжает гуманистический протест против казарменной муштры, но этот протест приобретает уже политическую остроту:
- А-а! Подпоручик Ромашов. Хорошо вы, должно быть, занимаетесь с людьми. Колени вместе! - гаркнул вдруг Шульгович, выкатывая глаза.- Как стоите в присутствии своего полкового командира?..
Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал Ромашов это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих...»
В творчестве Куприна все большее место занимает антикапиталистическая тематика. Настоящей ненавистью к капитализму проникнута повесть «Молох», где выразительно, реалистически показан антагонизм наемного труда и хозяев. Повесть завершается символической картиной грозного выступления рабочих и бегства заводчиков. Обращаясь к изображению пролетариата, Куприн сумел показать только ранние стихийные формы борьбы рабочих, он не видел ее организующих сил. В своем осуждении капитализма Куприн доходит до отрицания техники, городской культуры.
Прославляя близкую к природе, «естественную» жизнь, писатель близок идеям Толстого. Лучшие произведения этого цикла «Олеся», «Изумруд».
Расцвет творчества Куприна связан с революцией 1905 года. В эту пору писатель разоблачает консервативное мещанство - опору реакции. Но перспективы грядущей революции Куприн оценивает пессимистически. Его герой-интеллигент утрачивает связь с народом, страшится этой стихии («Попрыгунья-стрекоза», 1910 г.). В этот период писатель обращается к экзотике в повести «Суламифь», появляются натуралистические мотивы в повести «Яма», где зло и проституция объясняются не классово-экономическими, а моральными и биологическими факторами.
Революцию 1917 года Куприн не принял, эмигрировал, но за границей ничего существенного не создал, и в 1934 году писатель вернулся в советскую Россию.
Горький отмечал, что у Куприна «талант сильный и здоровый», что писатель сумел сохранить верность традициям критического реализма, от которых отходили многие его современники. Лучшие произведения Куприна - художника-гуманиста, знатока русского языка, прекрасного рассказчика сохранили художественную ценность.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много .

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во .

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870 - 25 августа 1938 г.г.) родился в уездном городе Наровчат Пензенской губернии. Отца, Ивана Ивановича, мелкого чиновника-письмоводителя, умершего в 1871 г., Куприн не помнил. Первые его детские воспоминания связаны с Вдовьим домом в Москве, в Кудрине. Его мать Куприна Любовь Алексеевна, происходившая из обедневшего рода татарских князей Кулунчаковых, поселилась там с трехлетним сыном в 1873 г. В 1876 г. мать отдает Куприна в Московский Разумовский пансион. К семилетнему возрасту относится первое сочиненное Куприным стихотворение. Любимым чтением в ранние годы были романы Ф. Купера, Г. Эмара, Ж. Верна.

Победа русской армии в русско-турецкой войне возбудила в мальчике желание стать военным. В 1880 г. он выдерживает экзамен во 2-ю Московскую военную академию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. Впоследствии в повести «На переломе (Кадеты)» Куприн описал уродства системы, готовящей будущих офицеров. После окончания кадетского корпуса Александр Иванович поступает в военное училище. О своем пребывании в Московском Александровском Училище (1888 - 1890 г.г.) он не раз будет писать впоследствии. В кадетские и юнкерские годы у Куприна постепенно созрела мечта стать поэтом и романистом. Он знакомится с литератором «искровской» школы Л. И. Пальминым, который советует ему обратиться к прозе и содействует первому выступлению Куприна в печати. Местом своей армейской службы подпоручик Куприн выбрал наугад 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.

Служба в 1891 - 1894 г.г. в заштатных городах Проскурове и Волочиске дала Куприну возможность досконально узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведения. В 1893 г. он сделал попытку изменить ход своей жизни, сдать экзамены в Академию Генерального штаба, однако из-за стычки с полицейским чином, происшедшей в Киеве, по пути в Петербург, он был отстранен от сдачи экзаменов. Занятия литературной работой Куприн уже не оставлял. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночи», написанных в эти годы преобладают еще искусственные сюжеты, условные приемы. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание»), опубликованный в петербургском журнале «Русское богатство» (1894 г.). С «Дознания» начинается цепочка произведений Куприна, связанных с жизнью русской армии.

В августе 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку. В следующие годы (1894 - 1899 г.г.) он перепробовал множество занятий, странствуя по югу России. На киевских пристанях с артелью грузчиков разгружает баржи с арбузами, организует в Киеве атлетическое общество, совершает в 1899 г. поездку по шахтам и заводам Донбасса и работает несколько месяцев на одном из заводов, в 1897 г. на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, в 1899 г. на несколько месяцев вступает в провинциальную труппу, работает землемером, сближается с артистами цирка. Огромный запас наблюдений Куприн дополнял упорным самообразованием, чтением.

Именно в эти годы Куприн становится профессиональным литератором, сотрудничает с 1894 г. в газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», «Киевлянин». В полной мере он познает «черное газетное дело», ему приходилось писать «заметки об уличных происшествиях или смешные сценки из камер мировых судей», рецензии, фельетоны, очерки. В декабре 1896 г. «русское богатство» печатает повесть Куприна «Молох», основанную на донецких впечатлениях. Это произведение стало этапным не только для Куприна, но и для всей русской литературы. В 1897 г. в Киеве выходит книга рассказов Куприна «Миниатюры» Во многих из них, вначале печатавшихся в газетах, наметились темы, которые станут постоянными для писателя. В армейской среде происходит действие «Ночлега» и «Брегета», жизни цирка посвящен рассказ «Allez!», рассказ «Собачье счастье» - одно из первых обращений Куприна к жизни животных. В 1898 г. в газете «Киевлянин» печатается повесть «Олеся». К воспоминаниям о годах, проведенных в военной гимназии, Куприн обратился в повести «На первых порах» (1990 г.; позднее название «На переломе (Кадеты)»).

Скитания Куприна по югу продолжались. В Одессе в 1897 г. состоялось знакомство Куприна с И. А. Бунином; двух писателей на долгие годы связала своеобразная дружба-соперничество в литературе. В 1901 г. Куприн знакомится с Чеховым.

В 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, работает секретарем «Журнала для всех». В 1902 г. женится на Марии Карловне Давыдовой, издательнице журнала «Мир божий», в 1903 г. у них рождается дочь Лидия.

Важной вехой в жизни Куприна стало знакомство в 1902 г. с М. Горьким, сближение с горьковским издательством «Знание», которое в 1903 г. выпустило сборник Куприна «Рассказы». По предложению Куприна третий сборник «Знание» (1905 г.) был выпущен памяти Чехова, в нем появились воспоминания Куприна о Чехове. Посвящение Горькому стояло на первой странице повести Куприна «Поединок», вышедший в мае 1905 г. в четвертом сборнике «Знание».

Летом и осенью 1905 г. повесть Куприна «Поединок» всколыхнула читателей в русской армии и во всей стране. Живя в Балаклаве под Севастополем, Куприн становится свидетелем восстания матросов на крейсере «Очаков», помогает многим из них скрыться от карателей. Откликом на события революции 1905 - 1907 г.г. стали очерк Куприна «События в Севастополе» (1905 г.), стихотворение в прозе «Искусство», рассказы «Река жизни» (1906 г.), «Гамбринус», «Механическое правосудие», «Исполины» (1907 г.), «Свадьба» (1908 г.) и другие. Не обладая определенным политическим мировоззрением, Куприн твердо стоит на общедемократических позициях.

В 1907 г. Куприн женится (второй брак) на сестре милосердия Елизавете Марицевне Гейнрих. В 1908 г. у них рождается дочь Ксения. Годы реакции, господства декадентства в русской литературе внесли в некоторые рассказы Куприна («Морская болезнь» (1908 г.), «Искушение» (1910 г.)) ноты пессимизма и грубого натурализма. Противоречия творчества Куприна в годы между революциями особенно наглядно проявилось в повести «Яма».

Но в целом творчество Куприна противостояло упадочной литературе, оно проникнуто неизменно демократическими симпатиями. Жизнеутверждающее, здоровое начало присутствует в цикле очерков «Листригоны» (1907 - 1911 г.г.) Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907 г.), «Скворцы» (1906 г.), «Завирайка» (1906 г.). О любви Куприн пишет в рассказах «Суламифь» (1908 г.), «Гранатовый браслет» (1911 г.).

Проза Куприна стала одним из заметных явлений русской литературы начала века, ее литературные традиции новаторски, оригинально обогащаются писателем, По сравнению с предшественниками Куприн заметно усилил с своих произведениях событийное, сюжетное начало. Обилие и разнообразие сюжетов подсказал писателю его жизненный опыт. Свидетель начала эпохи воздухоплавания, он поднимается на воздушном шаре, в 1910 г. совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, гордится дружбой с балаклавскими рыбаками, неизменно его влечет магия цирка. Все это вносит на страницы его произведений множество ярких красок, дух здоровой романтики. Куприн - мастер увлекательного сюжета, изобразитель порой странных и маловероятных событий («Штабс-капитан Рыбников», «Капитан», «Звезда Соломона»).

С середины 10 г.г. в творчестве Куприна постепенно наступает спад. Оттачивалось стилистическое мастерство, разнообразие его сюжетов, но в них, как правило, отсутствует глубокое проникновение в суть быстро меняющейся исторической действительности. С 1911 г. Куприн с семьей поселился в Гатчине под Петербургом. В 1912 г. и 1914 г. совершает поездки во Францию и Италию. В годы Первой Мировой войны, особенно на начальном ее этапе, Куприным владеют ура-патриотические настроения, отразившиеся в его публицистике; писателю кажется, что война помогает единению всех классов русского общества. В своем гатчинском имении он устроил солдатский госпиталь. Куприн приветствует Февральскую революцию, редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В статьях Куприна, написанных в первые месяцы Октября, отразилось двойственность и противоречивость его отношения к революции. Он пишет о «кристальной чистоте» вождей большевиков, но выступает против конкретных шагов Советской власти. У Куприна рождается план издания газеты для крестьянства «Земля», в связи с этим в декабре 1918 г. он был принят В. И. Лениным. Плану не суждено было осуществиться. В октябре 1919 г. войска Юденича заняли Гатчину. Куприн был мобилизован в белую армию и вместе с отступающими белогвардейцами покинул Родину. Вначале он попадает в Эстонию, затем - в Финляндию, а с 1920 г. с женой и дочерью поселяется в Париже. В эмигрантские годы Куприн выпустил несколько сборников прозы: «Купол св. Исаакия Долматского», «Елань», «Колесо времени», повесть «Жанета», роман «Юнкера» (1928 - 1933 г.г.). Основное содержание рассказов и романа - воспоминания о Родине.

Куприн тяжело переносил жизнь на чужбине, ему претили нравы эмигрантской среды. В мае 1937 г. Куприн с женой прибывает в Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Однако здоровье было подорвано, в августе 1938 г. он скончался от рака пищевода. Похоронен Куприн в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

Куприн А. И. (1870 – 1938)
Творческий дар Куприна проявился в реалистическом воспроизведении всей полноты внешнего мира, в яркой, острой и точной передаче пестрых и многообразных впечатлений бытия.
Выдающийся мастер русской художественной прозы Александр Иванович Куприн прошел сложный и трудный жизненный путь. Родился он 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в небогатой чиновничьей семье. Отец писателя умер, когда мальчику исполнился год; после этого был сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус и юнкерское училище.
В 1890 году Куприн был зачислен в 40-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в Каменец-Подольской губернии.
В 1893 году он попытался поступить в Академию Генерального штаба, но из-за конфликта с генералом Драгомировым был не допущен к сдаче экзаменов и отправлен в свой полк.
Эта неудача в известной мере определила дальнейший жизненный путь Куприна. Он выходит в отставку и полностью отдается писательскому делу.
Куприн в девяностые годы переменил много рабочих мест: газетный репортер, конторщик на заводе, организатор атлетического общества в Киеве, управляющий имением, землемер и другие. В это время он объездил вдоль и поперек страну, особенно ее южные районы. Эти скитания обогатили писателя большим жизненным опытом.
В 1901 году Куприн переехал в Петербург, где печатался в журнале «Мир божий» и в горьковских сборниках «Знание», группирующих вокруг себя писателей реалистического направления. Подлинную славу, как в России, так и за границей, принесла ему повесть «Поединок», написанная в 1904 году. До этого Куприным были опубликованы: в «Русском сатирическом листке» (1889) рассказ «Последний дебют», во время работы на Украине газетным репортером – небольшие рассказы, стихи, передовицы, «корреспонденции из Парижа». Период написания «Поединка», был самым наивысшим расцветом творчества Куприна.
«Поединок» Куприна считается военной повестью, но проблемы, которые поднял в ней автор, выходят за пределы военного повествования. В этом произведении автор рассуждает о причинах общественного неравенства людей, о путях освобождения человечества от духовного гнета, о взаимоотношениях человека и общества. В основе сюжета повести – судьба офицера, ощутившего всю несправедливость человеческих отношений в условиях казарменной жизни. Герои повести, Шурочка Николаева и Ромашов, понимают неизбежность разочарования в таком существовании, и стремятся найти выход из этой ситуации, но их пути – противоположны. Шурочке необходимо «большое настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники». Такая жизнь кажется ей светлой и прекрасной. Ромашов, мечтавший о блестящей карьере, столкнувшись с реальной действительностью, чувствует только разочарование и постепенно погружается в серую беспросветную обыденность, выхода из которого найти практически невозможно. Шурочка обещает помочь Ромашову сделать карьеру, считая, что в ней есть что-то особенное: «Я всюду найдусь, ко всему сумею приспособиться…». Но если Ромашовым движет благородство, то Шурочкой – расчетливый эгоизм. Ради своих желаний и стремлений она готова пожертвовать своим чувством, и, главное, - любовью и жизнью Ромашова. Вот этот страшный эгоизм навсегда отделяет ее от других героинь Куприна.
После встречи с солдатом Хлебниковым, в котором Ромашов увидел не безликую «солдатскую единицу» а живого человека, заставляет его задуматься не только о своей судьбе, но и о судьбе народа. Ромашов вступает в неравный поединок с миром, но поединок чести превращается в убийство на дуэли.
К теме любви Куприн относится целомудренно; этим почти священным трепетом полон прекрасный рассказ – «Гранатовый браслет». Писатель сумел показать великий дар любви в обыденной жизни. В сердце героя рассказа, бедного чиновника Желткова, вспыхнуло прекрасное, но безответное чувство – любви. Этот маленький, безвестный и смешной телеграфист Желтков, вырастает благодаря этому чувству в трагического героя.
«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» звучат не только как гимн любви, но и как песнь всему светлому, ликующему и прекрасному, что несет в себе жизнь. Эта радость жизни не была у Куприна результатом бездумного отношения к действительности; один из постоянных мотивов его творчества был контраст между самым совершенным проявлением этой радости жизни – любви – и тяжелой нелепой окружающей действительностью.
В «Олесе» чистую, беззаветную и великодушную любовь губит мрачное суеверие. Зависть и злоба разрушают любовную идиллию царя Соломона и губят Суламмифь. Жизненные условия враждебны человеческому счастью, которое решительно борется за свое существование, так показывает Куприн в своих произведениях.
Куприн был убежден, что человек рожден для творчества, для широкой свободной, разумной деятельности. В рассказе «Гамбринус» (1907) он раскрывает такой образ – Сашки, скрипача, «еврей – кроткий веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет» - главная достопримечательность пивной под названием Гамбринус. На судьбе этого героя Куприн показал драматические исторические события в России: русско-японская война, революция 1905 г., последовавшие за ней реакция и погромы. Основа рассказа показана в словах Куприна: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Первым среди русских писателей Куприн раскрывает в повести «Яма» тему проституции, тему продажной любви, где он сумел показать и внутренний мир человека попавшего в эти сети. Некоторые литературоведы считают, что эта повесть, особенно ее первая часть, носит характер идеализации, и, что сам ее стиль пропитан некоторой слащавостью.
К творчеству Куприна литературоведы относились не однозначно. Одни, считают, что все его произведения – это просто подражание более успешным писателям: Мопассану, Д. Лондону, Чехову, Горькому, Толстому. Может, в ранних его произведениях и было это заимствование, но всегда читатель видел в его работах глубокие и разнообразные связи с традициями классической литературы. Другие исследователи считают, что его герои слишком идеализированы и оторваны от реальной жизни. Это касается и Ромашова и Желткова, которые не понимают особенности своей жизни. Да, почти во всех его произведениях видна эта детская непосредственность, которая и привлекает, и раздражает читателя.
Если рассматривать направления, к которым примыкал Куприн, то здесь главное место занимает реализм (критический и традиционный), за ним следуют веяния декаданса («Бриллианты», «Белые ночи»). Романтическая приподнятость характерна многим его рассказам.
Творчество Куприна-очеркиста характеризует – тонкая наблюдательность, повышенный интерес и внимание к маленьким, незаметным людям. Некоторые очерки интересны тем, что являются, как бы эскизами к более поздним произведениям писателя («Босяк», «Доктор», «Вор»).
Сила Куприна-художника всегда обнаруживается в раскрытии психологии людей, поставленных в различные жизненные обстоятельства, особенно такие, в которых проявляется благородство, самоотверженность, сила духа.
Куприн не принял социалистической революции, эмигрировал за границу, но в 1937 году вернулся в Россию, чтобы в 1938 году «умереть на земле, где родился».

ЛИТЕРАТУРА.
1. Куприн А. И. Избранные произведения. М., 1965.
2. Волков А. А. Творчество Куприна. М., 1981.
3. Кулешов Ф. Творческий путь Куприна. М., 1987.

 

 

Это интересно: