→ Общение с людьми разных возрастов. Особенности общения с различными по характеру собеседниками

Общение с людьми разных возрастов. Особенности общения с различными по характеру собеседниками

Этот тест поможет понять, каковы вы в общении, легко ли с вами вести диалог и как вы при этом относитесь к своему собеседнику. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы

1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?

А) как очень дружелюбного человека;

Б) как человека самоуверенного;

В) как спокойного и уравновешенного человека.

2. Что вы сделаете, если кто-то без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?

А) отругаете;

Б) заставите вернуть;

В) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после каких-либо конфликтов?

А) всегда;

Б) иногда;

В) никогда.

4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

А) умеренными и сбалансированными;

Б) несерьезными;

В) радикальными.

5. Какое животное вам более симпатично?

А) медведь;

В) кошка.

6. Легко ли вы вступаете в спор?

В) все зависит от обстоятельств.

7. Что вы делаете, если что-то не удается?

А) смиряетесь;

Б) пытаетесь свалить вину на другого;

В) повторяете попытки снова.

8. Как вы поступите, если вам нагрубили в магазине?

А)стерпите, избегая скандала;

Б) выразите недовольство;

В) нагрубите в ответ.

9. Как вы будете себя вести, если опаздываете на встречу?

А) спокойно;

Б) очень нервно и раздражительно;

В) слегка беспокойно.

10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

А) спокойно, едете не спеша;

Б) мчитесь с бешеной скоростью;

В) стараетесь не уступать дорогу, иногда превышая скорость.

11. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?

А) раздражаетесь;

Б) тактично намекаете ему на недостаток внимания;

В) разворачиваетесь и уходите.

12. Вы всегда внимательно слушаете своего собеседника?

Б) не всегда;

В) редко.

13. Вы любите быть в центре внимания?

А) всегда;

Б) иногда;

В) для вас это неважно.

14. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

А) поговорите с учителем;

Б) устроите скандал обидчикам;

В) посоветуете ребенку дать сдачи.

15. Способны ли вы пойти на компромисс?

А) никогда;

В) все зависит от ситуации.

Инструкции

Подсчитайте набранные вами баллы, опираясь на таблицу.


Результаты теста

24 балла и менее. С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более решительным. Не относитесь к себе столь критически, но вместе с тем не теряйте уважения к окружающим.

25-31 балл. Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает тяжело общаться. Во многом ваше поведение зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее. Чаще ставьте себя на место других и только после этого оценивайте ситуацию.

32-45 баллов. Вы достаточно неуравновешенный человек, иногда бываете крайне агрессивны. Нередко вы готовы пожертвовать интересами окружающих. С вами тяжело найти общий язык. Если будете более требовательны и критичны к себе, к своему поведению, а не к окружающим, то, возможно, станете со временем неплохим собеседником.

Конфликтный ли вы человек?

Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

А) никогда;

Б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;

В) всегда.

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

А) если споры не портят отношений;

Б) только по принципиально важным вопросам;

В) да, всегда.

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

Б) да, с удовольствием;

В) только, чтобы отстоять свою точку зрения.

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

А) тоже пойдете без очереди;

Б) будете возмущаться, но про себя;

В) выразите свое недовольство.

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

А) не дадите чаевых;

В) устроите скандал.

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

В) в зависимости от обстоятельств.

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

А) да, всегда;

Б) вам все равно;

В) иногда.

Инструкции

Суммируйте полученные баллы.



Результаты теста

6 баллов и менее. Вы совсем не конфликтный человек и легко можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.

7-11 баллов. Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации. Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.

12-16 баллов. Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны, что поддерживать с вами дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.

Ваш тип отношия оружающим

Ниже представлены характеристики некоего человека. Вам нужно поставить знак «+» против тех определений, которые, как вам кажется, свойственны вам (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). Большинство утверждений относятся к одной из восьми групп (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII). Это необходимо для интерпретации результатов.

1. Другие в основном думают о нем хорошо.

2. Производит благоприятное впечатление на окружающих.

3. Умеет отдавать распоряжения, приказы.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независим.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Иногда безразличен.

9. Может быть суровым.

10. Строг, но справедлив.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Бывает печален.

15. Иногда проявляет недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Может быть самокритичен.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется другим.

20. Уступчив.

21. Благороден.

22. Склонен восхищаться и подражать.

23. Уважителен к окружающим.

24. Нуждается в одобрении.

25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится найти общий язык с другими.

27. Дружелюбен, доброжелателен.

28. Внимателен и ласков.

29. Деликатен.

30. Способен к одобрению.

31. Отзывчив.

32. Бескорыстен.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

41. Строг и резок при необходимости.

42. Неумолим, но беспристрастен.

43. Раздражителен.

44. Открыт и прямолинеен.

45. Не любит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчив и щепетилен.

49. Легко смущается.

50. Неуверен в себе.

51. Уступчив.

52. Скромен.

53. Часто обращается к другим за помощью.

55. Охотно принимает советы.

56. Стремится приносить радость другим.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общителен и уживчив.

60. Добросердечен.

61. Вселяет уверенность в окружающих.

63. Заботится о других.

64. Бескорыстен, щедр.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление важного человека.

67. Любит командовать.

68. Властен.

69. Хвастлив.

70. Надменен.

71. Думает только о себе.

72. Хитер и расчетлив.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Корыстен.

75. Откровенен.

76. Бывает недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Любит жаловаться.

79. Ревнив.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонен к самокопанию.

82. Застенчив.

83. Безынициативен.

84. Кроток.

85. Несамостоятелен.

86. Легко подчиняется.

87. Перекладывает ответственность на других.

88. Часто попадает впросак.

89. Легко попадает под влияние друзей.

90. Доверчив.

91. Доверяет всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Чрезмерно сочувствует окружающим.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремится к успеху.

98. Ждет восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичен.

101. Часто судит о людях по их социальному статусу.

102. Тщеславен.

103. Эгоистичен.

104. Холоден, черств.

105. Язвителен, насмешлив.

106. Злобен, жесток.

107. Подвержен приступам гнева.

108. Бесчувственен, равнодушен.

109. Злопамятен.

110. Часто охвачен духом противоречия.

111. Упрям.

112. Недоверчив и подозрителен.

113. Робок.

114. Стыдлив.

115. Отличается чрезмерной готовностью.

116. Мягкотел.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Ненавязчив.

119. Нуждается в опеке.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится угодить каждому.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Инструкции

За каждый «+» поставьте себе 1 балл. Теперь сложите между собой те баллы, которые относятся к утверждениям одной и той же группы.

Каждая группа представляет собой определенный тип отношения к окружающим. Если в одной из групп вы набрали наибольшее количество баллов, значит, для вас характерен именно такой тип отношения к окружающим.

При этом если вы набрали больше 14 баллов в какой-либо группе, то качества, свойственные типу отношений в данной группе, проявляются у вас чрезмерно сильно, и желательно, чтобы вы научились контролировать свои эмоции.

Если же вы набрали менее 5 баллов, отвечая на вопросы какой-либо группы, значит, характерные для нее черты выражены у вас очень слабо или не выражены вовсе.

Если у вас одновременно получились высокие показатели в группах, для которых характерны противоположные качества, это говорит об изменчивости вашего характера, частой смене настроения и склонности по-разному поступать в аналогичных ситуациях.

13-16 баллов. Вы властны и деспотичны, стараетесь контролировать абсолютно все и всех. Многие считают вас тираном и самодуром.

9-12 баллов. Вы доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер. Вы успешны в работе, в меру контролируете своих подчиненных, требуете к себе уважения.

6-8 баллов. Вы уверены в себе, настойчивы и упорны в достижении цели, хотя и не обязательно при этом проявляете свои лидерские качества.

II. Эгоистичный тип отношения

13-16 баллов. Вы самолюбивы и расчетливы. Стремитесь во всем отыскать выгоду для себя. Часто перекладываете на окружающих свои проблемы, при этом относитесь к ним несколько отчужденно. Вы хвастливы и заносчивы.

6-12 баллов. Эгоистические черты и склонность к соперничеству выражены у вас тем сильнее, чем больше баллов вы набрали, отвечая на вопросы этой группы.

III. Агрессивный тип отношения

13-16 баллов. Вы резки, вспыльчивы, враждебны и жестоки по отношению к окружающим. Иногда это не ограничивается только грубостью с вашей стороны.

9-12 баллов. Вы откровенны и прямолинейны, часто требовательны и строги к окружающим, принципиальны, ироничны, насмешливы, раздражительны.

6-8 баллов. Вы энергичны, настойчивы, целенаправленно идете к намеченной цели.

IV. Подозрительный тип отношения

13-16 баллов. Окружающий мир кажется вам враждебным и злым. Вы обидчивы и злопамятны, постоянно на всех жалуетесь и сомневаетесь во всем.

9-12 баллов. Вы неуверены в себе, из-за этого у вас часто возникают трудности в установлении межличностных отношений. Вы критичны к окружающим, подозрительны, замкнуты, скрытны. Со стороны создается впечатление, что вы разочаровались в людях. Вы бываете ироничны или грубы.

6-8 баллов. Вы трезво и критично оцениваете себя, других и окружающий мир и на все имеете свое мнение.

V. Подчиняемый тип отношения

13-16 баллов. Вы пассивны и склонны всем во всем уступать. Вы часто вините себя в чужих проблемах и считаете себя хуже других. Нуждаетесь в сильном покровителе.

9-12 баллов. Вы застенчивый, кроткий человек, легко смущаетесь и не склонны отстаивать свою позицию.

6-8 баллов. Вы скромны и сдержанны, послушны, добросовестно выполняете свои обязанности, зависите от мнения окружающих.

VI. Зависимый тип отношения

13-16 баллов. Вы тревожны, неуверены в себе, зависимы от других людей. Вас часто мучают навязчивые страхи и опасения.

9-12 баллов. Вы боязливы и послушны. Часто вы отказываетесь отстаивать свою позицию, потому что заранее считаете ее неправильной.

6-8 баллов. Вы добродушны, доверчивы и вежливы. Всегда стараетесь прислушиваться к советам окружающих, более того, доверяете им больше, чем собственному мнению.

VII. Дружелюбный тип отношения

9-16 баллов. Вы очаровательны и любезны со всеми, для вас важно одобрение окружающих. Вы стремитесь со всеми иметь хорошие отношения, невзирая на ситуацию.

6-8 баллов. Вы склонны к сотрудничеству и кооперации. Легко идете на компромисс, сознательно избегаете конфликтных ситуаций, в курсе всех принятых в обществе условностей и правил хорошего тона и следуете им. Вы гибки, общительны, честолюбивы, часто помогаете окружающим, любите чувствовать себя в центре всеобщего внимания.

VIII. Альтруистический тип отношения

9-16 баллов. Вы очень ответственны, всегда жертвуете своими интересами ради окружающих. Сострадаете всем, везде активно предлагаете свою помощь. Принимаете на себя ответственность за других (иногда со стороны это выглядит как лицемерие).

6-8 баллов. Вы ответственный, деликатный, мягкий, добрый человек, умеете сострадать, успокаивать и заботиться об окружающих. Вы бескорыстны и отзывчивы.

Для этого необходимо вместо римских цифр подставить количество баллов, которые вы получили в соответствующих группах.

Доминирование = (I–V) + 0,7(VIII + II–IV–VI).

Дружелюбие = (VII–III) + 0,7(VIII–II–IV + VI).

Положительные результаты по обоим параметрам в целом характеризуют вас как уверенного в себе и общительного человека.

Положительные результаты по первому параметру и отрицательные по второму говорят о вашей властности и черствости.

Отрицательные по первому параметру и положительные по второму – об уступчивости и зависимости.

Отрицательные показатели по обоим параметрам – о скрытности и отчужденности.

Ваш уровень общительности

Тест поможет определить ваш уровень коммуникабельности.

Для этого необходимо правдиво ответить на следующие вопросы.

1. Переживаете ли вы в ожидании важной деловой встречи?

В) иногда.

2. Если вам поручат выступить с докладом на каком-либо мероприятии, вызовет ли это у вас чувство дискомфорта?

В) иногда.

3. Вы откладываете поход к врачу до последнего момента?

В) иногда.

4. Если вам предстоит командировка в незнакомый город, постараетесь ли вы избежать этой командировки?

В) иногда.

5. Вы делитесь своими мыслями и чувствами с кем бы то ни было?

В) иногда.

6. Вас раздражает, когда незнакомые люди на улице обращаются к вам с вопросом?

В) иногда.

7. Вы думаете, что людям разных поколений действительно трудно понимать друг друга?

В) иногда.

8. Вам сложно будет сказать человеку, чтобы он вернул вам деньги, взятые у вас несколько месяцев назад?

В) иногда.

9. Вам подали некачественное блюдо в кафе. Промолчите ли вы?

В) иногда.

10. Вы заговорите с незнакомым человеком, оставшись с ним наедине?

В) иногда.

11. Обнаружив в кассе, магазине, библиотеке длинную очередь, вы встанете в нее?

В) иногда.

12. Вам неприятно быть судьей в чужих конфликтах?

В) иногда.

13. Вы всегда оцениваете произведения искусства на свой вкус, не прислушиваясь к чужому мнению?

В) иногда.

14. Если кто-то выскажет ошибочную точку зрения на хорошо известный вам вопрос, вы предпочтете промолчать и не исправлять его?

В) иногда.

15. Просьбы помочь в учебе или работе раздражают вас?

В) иногда.

16. Вам проще изложить свое мнение на бумаге, чем рассказать о нем?

В) иногда.

Инструкции

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «нет» – 0 баллов, за ответ «иногда» – 1 балл.

Затем суммируйте все баллы и сравните полученный результат со шкалой.

Результаты теста

30-31 балл. Что скрывать, вы некоммуникабельны, и страдаете от этого прежде всего сами. Но и окружающим очень трудно с вами, ведь там, где необходимы совместные усилия, вы совершенно теряетесь. Почему вы так неохотно общаетесь? Неужели в вашем окружении совсем нет интересных людей? Попробуйте потренировать свою общительность – обращайтесь к людям с различными вопросами, пусть даже для начала они будут касаться только работы.

25-29 баллов. Вы неразговорчивы, предпочитаете одиночество шумным компаниям. Друзей у вас совсем немного. Новая работа и новые люди вызывают у вас чувство дискомфорта. Эта особенность характера не ускользнула от вашего внимания, и вы часто сердитесь на себя за нее. Вспомните, как легко вы общаетесь, когда чем-то очень увлечены. Ведь можете же, когда хотите.

19-24 балла. В целом вы общительный человек. Новая обстановка и новые проблемы вас не пугают. И все-таки с людьми вы сходитесь осторожно, постепенно, публично высказываетесь неохотно. Иногда ваши высказывания саркастичны, даже безо всякого на то основания.

14-18 баллов. С коммуникабельностью у вас все в порядке. Вы любознательны, терпеливы, внимательно слушаете интересного собеседника, спокойно отстаиваете свою точку зрения. Встреча с новыми людьми не вызывает у вас неприятных ощущений. Но многолюдные места, шумные компании и болтливые люди вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, не так ли? Ваши любопытство, разговорчивость, вспыльчивость вызывают у некоторых людей раздражение и заставляют думать о вас как о легкомысленном человеке. Вы легко знакомитесь с новыми людьми, вам нравятся большие компании, особенно если вы находитесь в центре всеобщего внимания. Вам не помешает выработать в себе немного терпения и усидчивости, необходимых для решения серьезных проблем.

4-8 баллов. Вы, кажется, знакомы со всеми и все всегда обо всех знаете. Вы любите принимать участие в различных обсуждениях, хотя серьезные темы кажутся вам ужасно скучными. Привыкли высказываться даже в том случае, если недостаточно компетентны в обсуждаемом вопросе. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Неудивительно, что руководители и коллеги относятся к вам с недоверием и никто не хочет выполнять с вами совместные задания.

3 балла или менее. Ваша общительность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вспыльчивы, обидчивы, часто необъективны. Вы вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не разбираетесь. Часто из-за вас возникают конфликты. С серьезной работой вы справиться не в состоянии. Людям очень трудно с вами. Вам необходимо воспитывать в себе терпение, сдержанность и уважительное отношение к людям.

Необходимо ли вам общение как воздух?

Потребность в общении складывается из двух параметров: стремления к людям и боязни быть отвергнутыми. Поэтому тест разделен на две части. Прочитав предложенные ниже суждения, вам нужно выразить свое согласие или несогласие с каждым из них следующим образом:

– полностью согласен;

– согласен;

– скорее согласен, чем не согласен;

– ни да, ни нет;

– скорее не согласен, чем согласен;

– не согласен;

– полностью не согласен.


Часть 1. Стремление к людям

1. Мне легко найти общий язык с людьми.

2. Когда мне плохо, я стремлюсь быть с людьми, а не в одиночестве.

3. Я стараюсь оставлять о себе впечатление человека способного и сообразительного, а не дружелюбного и общительного.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я часто и охотно делюсь с другими своими переживаниями.

6. Хорошая книга или фильм доставляют мне гораздо большее удовольствие, чем веселая компания.

7. Мне хотелось бы иметь как можно больше друзей.

8. Мне больше по душе отдых в уединенном месте, чем среди множества людей.

9. По-моему, большинству людей больше необходима известность и почет, чем дружба.

10. Индивидуальная работа нравится мне больше коллективной.

11. Ни с кем не следует быть излишне откровенным, даже с друзьями.

12. Встретив на улице знакомого человека, я не просто здороваюсь и прохожу мимо, а стараюсь хоть немного поболтать с ним.

13. Независимость и личная свобода для меня дороже, чем прочная дружеская привязанность.

14. Я люблю знакомиться с новыми людьми в компаниях и на вечеринках.

15. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с друзьями, а не обдумываю его самостоятельно.

16. Слишком открытое проявление чувств вызывает у меня недоверие.

17. У меня много близких друзей.

18. Я совершенно равнодушен к тому, нравлюсь ли я незнакомым мне людям.

19. Мне интереснее индивидуальные игры и развлечения, чем групповые.

20. Эмоционально открытых людей я предпочитаю сосредоточенным и серьезным.

21. Лучше я прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудную проблему, обдумывая ее в одиночестве, чем обсуждая с друзьями.

24. Я убежден, что в трудных жизненных ситуациях нужно рассчитывать на собственные силы, а не надеяться на помощь друзей.

25. Даже находясь в обществе друзей, я не могу полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

27. Вечер, посвященный любимому занятию, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

28. Слишком близкие отношения с людьми могут отрицательно повлиять на мою личную свободу.

29. Если я чем-нибудь огорчен, я скорее скрою свое состояние от окружающих, чем стану делиться с ними своими переживаниями.

30. Я люблю бывать на людях и всегда с радостью провожу время в веселой компании.


1. Я чувствую себя некомфортно в малознакомом обществе.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Если бы мой хороший друг стал доказывать мне мою неправоту при посторонних, мне было бы очень неприятно.

4. Я стараюсь ограничить свое общение с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6. Я все равно пойду в гости, даже если узнаю, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если на какую-то мою просьбу ответили отказом, я не решусь снова попросить о чем-нибудь этого человека.

9. Я не высказываю откровенно свое мнение человеку, которого плохо знаю.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то предпочту промолчать, а не переспрашивать.

11. Я всегда критикую людей публично и надеюсь, что они будут поступать так же по отношению ко мне.

12. Я не умею отказывать.

13. Я получаю удовольствие от вечеринки, даже если одет не по случаю.

14. Я болезненно отношусь к критике в свой адрес.

15. Если какой-то человек испытывает ко мне неприязнь, я стараюсь избегать его.

16. Я без стеснения обращаюсь к людям за помощью.

17. Я часто не противоречу людям потому, что боюсь их задеть.

18. Мне порой кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Когда я иду в незнакомое общество, всегда прошу друга пойти со мной.

20. Я обычно говорю то, что думаю, независимо от того, приятно это моему собеседнику или нет.

21. Мне легко наладить отношения в новом коллективе.

22. Иногда мне кажется, что я всеми забыт.

23. Если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес, это надолго оставляет во мне неприятный осадок.

24. Я никогда не чувствую себя одиноко в компании.

25. Я очень раним, даже если со стороны это незаметно.

26. После знакомства с новым человеком меня не посещают сомнения по поводу того, правильно ли я себя вел.

27. Если мне необходимо обратиться с просьбой к официальному лицу, я почти всегда заранее готов к отказу.

28. Мне очень сложно попросить продавца в магазине показать понравившуюся мне вещь.

29. Когда поведение моего товарища мне не нравится, я обычно прямо говорю ему об этом.

30. Мне кажется, что, если в общественном транспорте я сижу, другие пассажиры смотрят на меня с укором.

31. В незнакомой компании я включаюсь в общую беседу, а не остаюсь в стороне.

32. Мне трудно просить назад взятую у меня когда-то на время вещь.


Инструкции

Ответы под номерами 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 17, 20, 22, 26, 30 (часть 1) и 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 32 (часть 2) оцените следующим образом: 6 баллов – полностью согласен; 5 баллов – согласен;

4 балла – скорее согласен, чем не согласен; 3 балла – ни да ни нет;

2 балла – скорее не согласен, чем согласен;

1 балл – не согласен;

0 баллов – полностью не согласен.


Ответы под номерами 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 29 (часть 1) и 5, 6, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29, 31 (часть 2) оцените следующим образом:

0 баллов – полностью согласен;

1 балл – согласен;

2 балла – скорее согласен, чем не согласен;

3 балла – ни да ни нет;

4 балла – скорее не согласен, чем согласен;

5 баллов – не согласен;

6 баллов – полностью не согласен.


Суммируйте баллы отдельно за ответы на утверждения в 1 и 2 части.


Результаты теста

Часть 1. Стремление к людям

120-180 баллов. Вы не можете ни дня прожить без друзей, знакомых, шумных компаний и общественных мероприятий. Ваш телефон разрывается от звонков, на вечер, как всегда, грандиозные планы. Вы подпитываетесь от людей энергией, худшее из наказаний для вас одиночество.

60-119 баллов. Вы любите общение, общество малознакомых людей не повергает вас в состояние шока. Иногда у вас возникает жгучее желание встретиться со старыми друзьями или позвонить в другой город родственникам. Но бывают моменты, когда вам необходимо побыть наедине с собой и собственными мыслями.

Менее 60 баллов. Общение с людьми – это не то, от чего вы получаете огромное удовольствие. Вы не любите шумных вечеринок, по возможности избегаете места скопления большого количества людей. Вам больше по душе уединение.


Часть 2. Боязнь быть отвергнутым

130-192 балла. Ваш страх быть отвергнутым другими людьми очень силен. Вы постоянно сомневаетесь, так ли вас поняли, хорошо ли вы сделали, правильно ли выразились, беспокоитесь, что о вас подумают окружающие.

При высоком уровне стремления к людям – готовность во всем подражать и подчиняться другим, делать все ради одобрения и похвалы окружающих, потребность в заботе и покровительстве. При низком уровне стремления к людям – желание быть любимым небольшим количеством самых близких людей, нелюдимость, замкнутость, отчужденность по отношению ко всем остальным.

65-129 баллов. Вы иногда тревожитесь по поводу того, как выглядите в глазах окружающих. Вы понимаете, что соблюдать некоторые условности необходимо, чтобы быть принятым в обществе, и в основном соблюдаете их без всякого внутреннего сопротивления.

При высоком уровне стремления к людям – уступчивость, стремление избегать конфликтов с окружающими, способность идти на компромисс.

При низком уровне стремления к людям – как бы вы ни относились к другим людям, вы прекрасно понимаете, что ваш социальный статус в значительной степени зависит от них. Поэтому не высказываете резких слов в адрес окружающих и не предпринимаете крайних мер.

Менее 65 баллов. Вам, по большому счету, все равно, что думают о вас другие люди и соглашаются ли они с вашей точкой зрения. Оказавшись перед выбором – высказать свое мнение (и быть непонятым) или оставить его при себе, вы скорее всего выберете первое.

При высоком уровне стремления к людям – вы откровенны и прямолинейны в общении, вас не смущают отказы и не останавливают общественные стереотипы. Не всем по вкусу ваш стиль общения, но вы не собираетесь из-за этого меняться.

При низком уровне стремления к людям – вам неважно, как к вам относятся окружающие и что они о вас думают. Тех, кто не согласен с вашим мнением, вы просто игнорируете. Ваша позиция – бунт.

В чем особенности межличностного общения? Есть ли разница в общении между людьми разных возрастов? Почему мы по-разному реагируем, общаясь с людьми в разных группах?

Тема: Человек среди людей

Урок: Общение с людьми разных возрастов

В общении проходит вся человеческая жизнь.

Рис. 1. Современное общение

Люди разговаривают, переписываются, отправляют друг другу смс или общаются через интернет - это те возможности общения, которые предоставила человеку современная цивилизация.

Легче всего наладить систему взаимоотношений друг с другом, людям одного возраста, потому что они растут вместе со временем. Общий язык такие люди находят наиболее просто: у них одни интересы, одни и те же любимые фильмы, им есть о чем поговорить.

Рис. 2. Перетягивание каната ()

В обыденной жизни так не бывает, чтобы люди всегда общались только со своими сверстниками. Каждый в своей жизни постоянно коммуницирует с людьми старшего или младшего возраста. Люди должны находить общий язык и интересы друг с другом.

Человеку надо выстроить определенную градацию взглядов. Общаясь со старшими, подростки должны делать скидку на то, что они воспринимают мир немного по-другому, оценивать какие-то события или факты из жизни, например то, как другие одеваются. Одежда 13-летних подростков для людей старшего возраста может казаться не совсем приличной. Тем не менее, люди должны находить возможности для контакта. Это возможно, если каждый из нас оценивает другого исходя из того, что примеряет его положение к себе.

Дети младшего возраста могут казаться несносными, но редко когда человек может признать себе, что в юном возрасте он, возможно, был почти таким же. Потому для нормального общения нужно всегда пытаться поставить себя на место собеседника. После того как человек выстроит правильную систему общения, даже младшие по возрасту его знакомые станут для него интересны, как и одногодки.

Рис. 3. Внуки с бабушкой и дедушкой ()

Другая ситуация с людьми постарше. Люди старшего возраста любят давать советы. Совет - это двоякая вещь: с одной стороны он не даст тебе сделать какую-то ошибку, уйти от сложной жизненной ситуации, с другой стороны совет поучает, заставляет, требует делать то, что ты не хотел, а то, что от тебя хотели, что тебе предлагают сделать. Это в некоторой степени насилие над собой. С взрослыми существует еще одна проблема: их младшее поколение воспринимает как многое повидавших и опытных собеседников, инстинктивно в чем-то подчиняется таким людям. Но очень важно помнить то, что это такие же люди, как и все остальные. Это касается и родителей, они тоже взрослели вместе со своими детьми, хотя и дали им жизнь. Их родительский опыт равен возрасту их детей. Сложно перестроиться с обычного человека на того, кто отвечает за жизнь другого. Нужно помнить, что люди старшего возраста такие же как все, и часто хотят просто, чтобы их благодарили, помнили, что их забота о других не забыта.

Самый лучший способ общаться с другими людьми - это умение их слушать, пропускать через себя частицу сказанного, тогда радость общения станет для каждого человека частью повседневной жизни.

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М. и др. Обществознание 7 - М.: Баласс.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 - М.: Мнемозина.

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

3. БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ().

1. Подумайте, на какие темы вы бы могли поговорить с людьми пожилого возраста, запишите их.

2. Напишите небольшое сообщение на тему «Проблемы общения современной молодежи и людей старшего возраста».

3. Вспомните и запишите несколько советов, которые давали вам ваши родственники.

4. *По вопросу №3 составьте таблицу (не меньше 5 советов), проведите исследование на предмет полезности или вредности данных советов. Сделайте собственные выводы из этого.

Особенности человеческого общения.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения .

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения , информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации); регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности); перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу); аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения - установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации - естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования -- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения- использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства - это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.



3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Общение является основным инструментом взаимодействия между людьми. С помощью вербальных или невербальных знаков выражаются эмоции, желания, намерения, передается информация. Владение коммуникативными навыками позволяет легко налаживать контакт с людьми, быть успешным во всех сферах жизни.

Что такое этика общения?

Учение о морали входит в понятие этики. Моральные нормы включают правила взаимодействия между людьми, установленные обществом. Взаимодействие включает в себя общепринятые нормативы поведения и общения. Этические принципы условны и в разных культурах они отличаются. Однако их соблюдение является необходимым условием существования в обществе.

Сущность нравственности заключается в наличии моральных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими людьми на достойном уровне.

Общепринятые нормы исключают какое-либо насилие, нецензурную лексику, критику, унижение.

Приветствуется уважительное отношение, доброжелательность, открытость, равенство, свобода самовыражения.


Речевые коммуникации

Вербальное общение с использованием речевых средств сопутствует выражению своих мыслей, мнения, эмоций, обмену информацией. Его можно характеризовать с точки зрения:

  • грамотности;
  • доступности;
  • точности;
  • содержательности;
  • выразительности.

В процессе речевых отношений также важно следить за интонацией голоса и тембром.



Различают следующие виды вербальной коммуникации:

  • Обычное общение или беседа – происходит обмен мнениями, опытом.
  • Обсуждение – решаются вопросы, обсуждаются задачи.
  • Конфронтация – происходит спор, отстаивание позиции.
  • Диспут – происходит публичное обсуждение общественно важных тем.
  • Дискуссия – обсуждаются различные мнения с целью поиска истины.
  • Симпозиум – проводятся непродолжительные выступления нескольких людей.
  • Лекция – происходит выступление одного участника.
  • Полемика – происходит обмен мнениями, обсуждение с целью победить, отстоять свою позицию.

Результативность того или иного вида вербальной коммуникации зависит от правильно поставленных целей, от конструктивности информации.




Как правильно разговаривать с людьми?

Так, например, при общении с младшими или детьми им необходимо уделять больше времени, искренне интересоваться их проблемами, внимательно слушать.

Ни в коем случае нельзя критиковать или унижать. С детьми надо общаться как со взрослыми, с уважением, доброжелательностью.


При общении с друзьями или со сверстниками важно уважать чужое мнение. Не рекомендуется давать советы там, где их не просят. Взаимодействие должно строиться на принципах сотрудничества, открытости, честности.


При общении с родителями нужно быть более терпимыми, внимательно выслушивать их мнение или советы. Ни стоит конфликтовать, пытаться доказывать свою правоту. Необходимо стремиться к конструктивному диалогу. Добрые ласковые слова творят чудеса.



Общаясь с инвалидами, не стоит акцентировать внимание на их положении. Проявление чрезмерной жалости, сочувствия может раздражать или унижать собеседника.

Ни в коем случае нельзя говорить что-то с высокомерием или в пренебрежительном тоне. При разговоре нужно быть предельно внимательным, вежливым.


При коммуникации со старшими, взрослыми людьми необходимо проявлять уважение, вежливость, честность. Не допускается обращение на «ты» или просто по имени, если только такое желание не выразит сам собеседник. Разговаривать нужно в спокойной, непринужденной, доброжелательной манере.

Общение с пожилыми людьми должно быть основано на уважении, почтительности, вежливости, открытости. Обращаться нужно всегда по имени отчеству, на «вы».

Не стоит спорить. Следует понимать, что люди в более пожилом возрасте особенно ранимы, они нуждаются в понимании, поддержке, помощи.

При разговоре нужно использовать только добрые и позитивные слова.


Как правильно общаться по телефону?

При общении по телефону отсутствует зрительный контакт, поэтому основное и решающее впечатление складывается на основе приветствия. Первые произнесенные фразы, интонация, манера общения влияют на результат и на продолжительность всего разговора.

Телефонное общение начинается с того момента когда пошли гудки в телефоне. По правилам хорошего тона трубку следует снимать сразу после третьего звонка. Ждать ответа рекомендуется до восьмого звонка.

После того как прозвучит ответ важно максимально вежливо поздороваться, обязательно представиться.

Если человеку звонят впервые, то нужно сообщить, откуда стал известен номер телефона. Затем приступают к основной части разговора.


Здесь важно соблюдать размеренный темп речи. Слишком быстрая речь плохо воспринимается на слух, ее смысл часто упускается. Медленный темп может начать раздражать собеседника, и он начнет отвлекаться. Голос должен быть не слишком тихим и не слишком громким.

Для поддержания позитивного настроя при разговоре нужно улыбаться. Улыбка всегда чувствуется при разговоре по телефону, и она придает особую вежливость голосу. Рекомендуется периодически обращаться по имени или имени отчеству. Человеку всегда приятно слышать свое имя. К тому же это придает оттенок индивидуальности.



Если планируются серьезные переговоры, обсуждение коммерческих условий, то текст или ключевые фразы лучше подготовить заранее.

Однако собеседник не должен догадываться о том, что слова заранее подготовлены. Разговор должен проходить в максимально естественной, непринужденной манере.

Важно делать паузу между смысловыми предложениями, давая человеку возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. При этом нужно внимательно, активно слушать. Это можно делать с помощью таких коротких фраз как «да», «хорошо», «понятно».


Заканчивать телефонный разговор необходимо на позитивной ноте. Нельзя резко обрывать общение . Последние фразы очень важны. Правильное прощание является чуть ли не последним шансом, который может помочь изменить ситуацию в противоположную сторону. Поэтому его лучше планировать заранее.


Этикет в социальных сетях

Современные технологии позволяют общаться через интернет, используя для этого приложения, социальные сети. Постепенно такая коммуникация проникает во все сферы деятельности человека. Если раньше такое общение встречалось только между близкими друзьями и родственниками, то сейчас так решаются серьезные рабочие вопросы, обсуждаются политические темы, создаются группы по интересам. Обсуждения в социальных сетях формируют мировоззрение современных людей.



​Существуют негласные правила этикета, которых следует придерживаться при переписке, дабы не испортить о себе впечатление. Не видя собеседника и не слыша его голос, мнение, как правило, формируется на основе:

  • грамотности;
  • способности лаконично выражать свои мысли;
  • вежливости;
  • используемого словарного запаса.


Любое сообщение надо начинать с приветствия, обращения по имени.

Следует иметь в виду, что слова, написанные только заглавными буквами, несут большую эмоциональную нагрузку. Лучше избегать большого количества восклицательных, вопросительных знаков, многоточий, недосказанности. Это может сформировать неправильное отношение к сказанному. Ни в коем случае нельзя использовать нецензурные слова.

Прежде чем отправлять сообщение, его следует внимательно прочитать, оценить целесообразность предоставляемой информации. Не стоит забывать о сообщении благодарности при любой возможности.



Все это может отпугнуть не только собеседников, но также и потенциальных работодателей. Одной из современных тенденций поиска и подбора персонала является использование социальных сетей.


Правила невербального разговора

Невербальное взаимодействие осуществляется с помощью мимики, жестов, привычек. Одежда, ее крой, цвет, сочетание могут многое сказать об эмоциональном состоянии, характере, статусе. Неряшливый вид создает плохо выглаженная одежда, расстегнутая на все пуговицы. Целостность образу придает прическа. Волосы должны быть чистыми и аккуратно уложенными.


Существуют определенные правила, позволяющие эффективно взаимодействовать друг с другом. Среди основных моментов можно выделить:

  • Соблюдение дистанции . Вторжение в личное пространство – ближе, чем на 40 см – вызывает дискомфорт.
  • Зрительный контакт. При разговоре нужно как можно чаще смотреть в глаза, около 60% всего времени. Так формируется доверительное отношение. Однако не стоит злоупотреблять. Слишком долгий пристальный взгляд выражает недоверие, агрессию.


  • Использование открытых поз . Не рекомендуется скрещивать руки или ноги. Такие позы выражают закрытость, нежелание идти на контакт.
  • Прямая осанка свидетельствует об уверенности в себе.
  • Отсутствие поз, выражающих недовольство, превосходство, пренебрежение. К ним можно отнести позу, когда руки упираются в бок, опущены в карманах или же находятся за спиной.
  • Отсутствие чрезмерной жестикуляции. Иначе может показаться, что говорящему не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли.

Следует отметить, что месторасположение собеседников также немаловажно. Находясь друг напротив друга, оппоненты более склонны к конфронтации, нежели располагаясь рядом. Поэтому для деловых переговоров часто используют круглые столы.


Особенности бесконфликтного общения

Во время конфликта происходит столкновение мнений, интересов, позиций. Результатом конфронтации может стать достижение общей цели или разрушительные последствия. Поэтому любой конфликт необходимо стремиться перевести в позитивное русло, а при возможности вообще предотвратить.


Прежде чем распыляться в эмоциях надо постараться трезво взглянуть на ситуацию, проанализировать, попытаться вежливо донести суть вопроса.

Обязательно нужно предоставить оппоненту возможность выйти из положения достойно. Для того чтобы не создавать предпосылки для возникновения конфронтации, рекомендуется придерживаться нехитрых принципов, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими.


К ним можно отнести:

  • вежливость;
  • уважение;
  • позитивность;
  • открытость;
  • внимание;
  • порядочность;
  • конкретность;
  • сохранение личностных границ;
  • терпимость;
  • справедливость;
  • сострадание.



Умение войти в положение другого человека позволяет понять мотивы его поведения, взглянуть на ситуацию под другим углом. Не следует реагировать на агрессию эмоционально. Это может привести к неконтролируемой опасной ситуации. Также не стоит поддаваться на провокации.

Следует помнить, что у каждого индивидуума имеются свои особенности характера, темперамента, мировоззрения, воспитания, жизненной ситуации. Это надо понимать и принимать. Реакцию на тот или иной посыл человек выбирает сам. Не стоит сразу «рубить с плеча».


Деловая сфера общения

В профессиональном мире принято соблюдать этику делового общения. Это свод правил, направленных на достижение конкретных целей. Специфика взаимодействия заключается не в том, чтобы показать интересные стороны своего характера, а в том, чтобы заинтересовать партнера, вызвать доверие и уважение. Важно найти точки соприкосновения, обозначить границы, зоны взаимодействия. При этом учитываются культурные, национальные особенности делового партнера.


Среди ключевых навыков успешных деловых переговоров можно выделить:

  • умение правильно выражать свои намерения;
  • способность анализировать;
  • умение слушать;
  • способность отстаивать свою позицию;
  • трезвая оценка всех плюсов и минусов;
  • владение профессиональной терминологией.


Существуют основные этапы делового разговора:

  • Приветствие. На данном этапе происходит формирование первого впечатления.
  • Вводная часть. Включает подготовку к обсуждению ключевых вопросов.
  • Обсуждение. Включает конкретизацию ситуации, рассмотрение возможных вариантов, принятие решения.
  • Завершение. Прощание, также оказывающее влияние на формирование целостного впечатления.


При разговоре необходимо проявлять искреннюю заинтересованность темой, доброжелательность. Настроение, эмоциональное состояние не должны оказывать влияние на темп речи и ее громкость. Выражение лица должно быть открытым, приветливым. Ничто так не располагает, как искренняя улыбка собеседника.

В сфере профессионального общения ценятся такие качества как тактичность, честность, порядочность, ясность.

Сначала всегда высказывают положительные стороны, а уже потом упоминают отрицательные.


Независимо от того, в какой форме проходит деловая встреча, необходимо следить за дикцией, темпом речи, громкостью, построением фраз, правильной расстановкой акцентов. При любом исходе деловой встречи должно остаться положительное впечатление от разговора. Это значительно повышает шансы на улучшение результата.

 

 

Это интересно: