→ Есть внутренняя культура та. О культуре поведения. Понятие «культурный уровень»

Есть внутренняя культура та. О культуре поведения. Понятие «культурный уровень»

1. Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме.

Включает: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.

2. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

Как правило, человек становится счастливым, научившись поддерживать баланс между материальностью и духовностью. На это могут уйти многие годы, а то и целая жизнь. Мир же диктует свои правила – обгоняй других, иди по головам, становись самым популярным. Человек загорается, видя чужие успехи. Пробивает себе путь, забывая о морали и нравственности. Важно понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, оставаясь при этом жизнерадостным и честолюбивым.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

1) Составь план текста.

1) Внутренняя культура

2) Как стать культурным человеком?

3) Кто такой культурный человек?

4) Каким должен быть культурный человек?

5) Что если удастся прикоснуться к культуре?

2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.

3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.

Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...

4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.

5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.

Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.

6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.

Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.

Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

4. Одной из конституционных обязанностей граждан России является сохранение культурных ценностей. Объясни важность этой деятельности:

важность для личности - человек приобщается к культурному достоянию, проявляет себя как гражданин. Человек духовно развивается. Благодаря духовным ценностям человек развивается и становится личностью. Сохраняя культурные ценности человек становится Личностью. Например, люди, которые дарят людям бесценные реликвии, как Третьяков, жители блокадного Ленинграда, замерзающие от холода, но сохранившие уникальные книги, картины, мебель.

Для государства - это и материальная ценность Каждое произведение культуры стоит больших денег, но и содержание музеев, библиотек, затратно. Государство, сохраняя культурные ценности воспитывает достойных, просвещённых граждан. Чтобы передать историю государства следующему поколению, сохранить памятники культуры.

Сохранение культурных ценностей важно для общества. С исчезновением каждого памятника, исчезает част памяти человечества. Чтобы следующее поколение знало какие традиции, обычаи существовали раньше. Без культурных ценностей общество не будет цивилизованным.

5. Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Сохранением памятников культуры, на уровне государства, занимается министерство культуры, различные музеи, картинные галереи, арт-центры современного искусства и институты национальной памяти.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) - федеральный орган исполнительной власти России в ведении Минкультуры России.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) - республиканская общественная организация.

Как называется профессия людей, восстанавливающих памятники культуры?

Реставратор – Это специалист, который занимается восстановлением и сохранением исторических и культурных объектов. Эта профессия появилась в Средневековье и нужна была для придания привлекательного внешнего вида предметам искусства. Но со временем основной задачей реставратора стало сохранение первозданного вида объекта.

Основной задачей современного реставратора является консервация. После того как будет произведено восстановление или восполнение сколов, трещин или других повреждений, необходимо провести мероприятия по сохранению объекта в таком виде на максимально длительное время.

Каждый специалист работает с определенными объектами. Это могут быть памятники архитектуры, картины, книги и старинные изделия из различных материалов. Но очень часто работы выполняются в команде с историками и археологами, может потребоваться консультация искусствоведов, химиков и физиков.

Реставратор – профессия, которую может освоить далеко не каждый человек. Для того чтобы деятельность была успешной и доставляла удовольствие, необходимо обладать следующими качествами: усидчивость и терпеливость; внимательность и способность к концентрации; уважение к предметам искусства; желание работать руками.

Личность западного человека

Западный человек совершенно другого склада ума и образа жизни. Западный человек более деятельный, активный, предприимчивый. Его деятельность больше направлена вовне, на внешний мир, который он стремится переделать и преобразовать в соответствии со своими интересами. Он более рационален, прагматичен, во главу угла ставит пользу и даже выгоду (утилитаризм). Западный человек более свободолюбив, независим и автономен. Личность западного человека самоценна (в соответствии с духом гуманизма), а потому она характеризуется более яркой индивидуальностью, выразительностью и потребностью в самореализации, самоутверждении и признании своих заслуг. Ведущим принципом является индивидуализм – «каждый сам за себя». Западный человек хорошо знает свои права и требует их соблюдения и беспрекословного выполнения. Обязанности у него уходят на задний план, и он ими может пренебрегать. Он не в такой степени человек долга, как восточный человек. Западный человек не столь привержен следованию традиций и норм, как восточный человек.

Западная цивилизация считается левополушарной. В деятельности и мышлении западного человека преобладает рационализм и логика. Он больше доверяет доказательству и фактам, чем интуиции. Западный человек менее религиозен по сравнению с восточным.

Западный человек отдалил себя от природы и не находится в гармонии с ней. Природу он считает ареной своей активной деятельности и стремится господствовать над ней и подчинить себе, своим корыстным интересам, не думая об отдаленных последствиях. Личная и сиюминутная польза для него – превыше всего. Он считает себя властелином природы и стремится брать от нее все, что возможно, т.е. характерно потребительское отношение к природе.

Независимость и свободолюбие западного человека порой принимают крайние формы, перерастая в нигилизм, анархизм и пр., т.е. в отрицание всяких общепринятых норм, обязанностей, долга и подчинению порядку, которые, по его мнению, подавляют его свободу, независимость и препятствуют самореализации. Смирение и покорность чужды для западного человека; гордыня и амбициозность как их антиподы – вот слабость, ловушка и «ахиллесова пята» западного человека.

Задание : Дать характеристику личности христианина, мусульманина, буддиста.

7. Понятие «культурный человек».

Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.



Охарактеризуем черты культурного человека .

  1. Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.
  2. Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.
  3. Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.
  4. Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.
  5. Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

  • вежливость,
  • воспитанность,
  • тактичность.

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживаться золотого правила нравственности , сформулированного И.Христом: Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности , в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал , тоже несет он.

1. Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме.


2. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных.

Материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей. Духовные ценности созидаются в обществе, это: язык, религия, наука и т.д.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающем ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.

(По материалам "Энциклопедии для школьников")

1) Составь план текста.

1. От внутренней культуры нельзя отказаться. 2. Основы внутренней культуры. 3. Настоящий культурный человек.

2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.

3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.

4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру "с чистого листа". Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

5) В тексте говорится: "Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле". На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.

Ломоносов. Лихачёв.

6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.

Культура хорошо влияет на формирование личности, помогает воспитать хорошего человека.

4. Одной из конституционных обязанностей граждан России является сохранение культурных ценностей. Объясни важность этой деятельности:

а) для личности
б) для государства
в) для развития общества

Важность для личности - человек приобщается к культурному достоянию, проявляет себя как гражданин. Сохраняя культурные ценности человек становится Личностью. Например люди, которые дарят людям бесценные реликвии, как Третьяков, жители блокадного Ленинграда, замерзающие от холода, но сохранившие уникальные книги, картины, мебель.

Для государства - это и материальная ценность Каждое произведение культуры стоит больших денег, но и содержание музеев, библиотек, затратно. Государство, сохраняя культурные ценности воспитывает достойных, просвещённых граждан.
Сохранение культурных ценностей важно для общества. С исчезновением каждого памятника, исчезает част памяти человечества. Без культурных ценностейобщество не будет цивилизованным!

5. Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Министерство культуры, отдел охраны наследия.

Как называется профессия людей, восстанавливающих памятники культуры?

Реставраторы, скульпторы.

Реферат на тему: Культура

1. Структура культуры

Основные элементы культуры

Понятие «культурный уровень»

Культура и цивилизация

Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение

Культурные ориентации

Традиция – фундаментальное понятие культурологи

Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции

Традиционное общество

Потребности и их роль в культуре

Культура как система ценностей

2. Классификация видов культуры

Виды культуры как различные области применения понятия

Виды культуры по отношению к природе

Виды культурной деятельности в обществе

Понятие культуры по отношению к отдельному человеку

Предметный и личностный виды культуры

Виды культуры и формы культуры

Список литературы

1. Структура культуры

Основные элементы культуры

Культура - единство и гармо­ния духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию не­сет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. Определяющая роль духовного начала культуры заклю­чается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.

Понятие «культурный уровень»

Когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к возрастным или профессиональным характеристикам.

Если сама культура - это качество человеческого существования, то ее уровень может быть выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.

Культурный уровень - показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.

Культура и цивилизация

Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом, сделать предметный вид культуры единственным показателем культурного уровня было свойственно человеку всегда. Свидетельством этому является роль одежды и украшений еще у древних людей. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизованным развитием. Сам термин «цивилизация» появился в XVIII в. до XX в. он употреблялся как синоним культуры. В| нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.

Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение

Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной, жизни человек может утратить способность различать саму дея­тельность и ее результаты. Внешний, видимый мир культуры стано­вится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется видимость культуры.

В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю детерминацию (обусловленность) культуры. Экономика, общественные отношения причинно обусловливают развитие культуры, но творит ее все же человек, т.е. существует внутренняя обусловленность культуры. Общее состояние культуры является своего рода результирующей этих двух факторов. Можно сказать так: цивилизация - это преобладающее разбитие и воздействие внешней предметной культуры на общее развитие куль­туры в целом, то есть и на человека.

Если цивилизация - это высокий уровень внешней культуры, то тем более высоким должен быть уровень внутренней культуры человека. Его показателем является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Показателем внутренней культуры не служит только обилие знаний или способностей.

Способность сдерживать себя характеризует внутреннюю куль­туру человека гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение сдержать себя - это умение удержать себя в направлении к цели.

Культурные ориентации

Внешняя и внутренняя культура не должны противостоять друг другу. Условием их единства является самоопределение человека.

Осваивая внешнюю культуру, человек развивает собственную культуру, если при этом сохраняет то, что А.С. Пушкин называл «самостояньем человека». Но важнее не величина освоения внешней культуры, а рост и производство культуры внутренней. При этом освоение культуры становится освоением искусства быть человеком. Являясь своеобразным одеянием человека, она характеризует его так же, как и одежда, которую он носит.

Но определяющее значение имеет то, каким именно видит себя человек в культуре, в качестве кого он себя рас­сматривает, что считает главным в человеке, а что - второстепен­ным. Например, в течение десятилетий в нашем обществе лич­ность рабочего считалась как бы меркой, к которой подгонялись личности крестьянина или интеллигента. Это явилось следствием господства идеологии рабочего класса. Образ фабрично-заводского человека определил и облик нашей культуры, искусства, литера­туры, где усиленно пропагандировалась и насаждалась так называе­мая производственная тематика. Этот образ во многом определил и облик наших городов, где жилые дома часто напоминают завод­ские корпуса. По мерке этого образа сформировалась и административно-командная система, суть которой в том, что всем обществом управляют как огромным заводом или фабрикой.

Следовательно, хотя культура в целом ориентируется на чело­века, значение имеет то представление о нем, которое питает рост культуры на определенном этапе.

Традиция – фундаментальное понятие культурологии

Передача и сохранениe социального и культурного опыта от поколения к поколе­нию называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради­ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции

Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай, который иногда напоминает стереотип в поведении. Но обычай не существует отдельно от традиции, он является ее разновидностью. Обряд, или ритуал, - это определеный порядок действий, которым совер­шается и закрепляется обычай.

Традиционное общество

Традиции и обычаи способствуют устойчивости и равновесию общества. Это можно сказать и о первобытной общине, и о совре­менном обществе. Традиции - это русла различных течений общественной жизни. Традиционные общества были в Китае, Индии, Японии, некоторых других странах. Почти всеми чертами традиционного общества обладала Россия. Духовная культура традиционного общества, как правило, является достаточно высокой.

Потребности и их роль в культуре

Культура служит средством удовлетворения потребностей.

Потребность - это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность - это сама необходи­мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Потребность как необходи­мость заставляет человека действовать в направлении ее удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото­рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой.

Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, которая может быть творче­ской, а может быть и пустыми хлопотами и заботами по удовлетворению своих потребностей.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает его интерес, является ценностью. Мир таких ценностей и их про­изводство представляет собой культуру. Следовательно, мы имеем такую цепочку понятий: чувства - потребности - интересы - ценности - культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Традиция - потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

Культура как система ценностей

Иерархия ценностей культуры (цивилизации)

Чем ближе иерархия ценностей к общекультурной, тем выше уровень культуры данного общества.

Проблеме иерархии ценностей уделял внимание еще Платон. С тех пор прошли тысячелетия, иерархия ценностей постепенно сло­жилась как результат опыта культурной деятельности многих наро­дов. Ее можно представить следующим образом:

  • сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.);
  • отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);
  • моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого) достоинства человека.

В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как:

  • уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражению А. Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто с человека снять не мо­жет);
  • любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней);
  • любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение лично­сти в другом человеке).

С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепоща­ются его лучшие качества. Именно такие качества, пробуждаемые в человеке свободой, обеспечивают человечность культуры и обще­ства в целом, что и выражено законом возвышения потребностей.

2. Классификация видов культуры

Виды культуры как различные области применения понятия

Первая и самая доступная область культуры - это видимый нами мир предметов. Причем эти предметы не обязательно должны быть созданы человеком. Далекие звезды или безбрежное море являются чисто природными объектами, но мы все равно воспри­нимаем их в контексте культуры. Они как-то названы, объяснены, более или менее понятны. Это значит, что даже нерукотворные, природные предметы мы воспринимаем как культурные образова­ния.

Вокруг себя мы видим в основном только мир культурных предметов, или предметный вид культуры.

Многообразие предметного вида культуры определяется многооб­разием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифи­цировать различные виды деятельности, как и предметный вид культуры. Но условно это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе

В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или час­тичное восстановление определенной природной среды, нарушен­ной предшествующей хозяйственной деятельностью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального про­изводства.

Виды культурной деятельности в обществе

Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится прежде всего труд. Еще К. Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосред­ственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно «’более дробное деление: культура руководителя, культура или мас­терство строителя, культура вождения автомобиля и т.д. Очевидно, что в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду. Овеществленный труд - это средства и орудия труда, весь мир предметов, в которых замерли усилия трудившихся когда-то людей. Понятно, что культура предметного, или овеществленного, мира во многом определяет культу­ру живого труда, и наоборот.

Понятие культуры по отношению к отдельному человеку

Естественно, что культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе, ни отношение к труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует культуру, как отношение человека к человеку и к самому себе. Понятие «культура» применяют буквально к каждой человече­ской способности - телесной или духовной (психической).

Человек - это кристалл культуры, ее концентрированное выра­жение. Но он же является и душой культуры, ее источником. Это предполагает его все­стороннюю развитость, гармонию разума и чувств, души и тела. Для достижения такой цели необходима культура воспитания.

Предметный и личностный виды культуры

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она, и не сводима к ней. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравст­венного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение куль­туры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.

Виды культуры и формы культуры

Как человек есть един­ство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид культуры организован по прин­ципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Итак, культура существует в материальной и духовной формах.

Список литературы

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. М., 1994. Ч.1.

3. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М., 1996.

Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего “Я” .

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура -- это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -- мир человека. Культура -- это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе -- формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности -- духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное, лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности -- быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм -- вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не могли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость -- все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -- в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию “интеллигентность” , которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплановые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение -- одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции -- все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах -- служебного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. -- в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего, это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

РЕЛИГИЯ -- форма культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность -- непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социо-культурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами худож. фантазии. Миф -- первая форма рационального постижения мира, его образно-символич. воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие индивида и его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символич. воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности. Боги древнегреческого пантеона, например, столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон -- властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон -- бог света. Конкр. мифологический персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, которые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое. Циклизм первоначальной архаической мифологии, до опр. степени преодолеваемый эсхатологически окрашенной иудеохристианской традицией, по Элиаде, объясним как средство преодоления страха перед безудержным потоком времени. В любом случае, миф -- средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Миф рождается на стадии господства архаического сознания, но не уходит со сцены истории и с появлением изощренных рефлективных процедур, ибо антропоморфное видение реальности постоянно воспроизводится в культуре, апеллируй к массовому сознанию. Социально-мнфологические конструкции отвечают чаяниям массы и зачастую получают свое завершение в рефлективных усилиях профессиональных идеологов. Примерами могут служить нацистский миф крови или миф о советском человеке. Иногда архаичный миф оживает в рафинированных философских конструкциях: учение Маркузе о противоборстве в культуре начал, заложенных Прометеем и Орфеем, или же попытки реанимации индоевропейской мифологии в философии лидера “новых правых” де Бенуа. Мифологические конструкции -- органическое звено творчества М. Булгакова, Х. Л. Борхеса, Г. Гессе, Дж. Джойса, Т. Манна, Г. Г. Маркеса, А. де Сент-Экзюпери и других видных писателей 20 века, использовавших их для выражения собственных основополагающих идей. Религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологическим аргументам. Вера сопряжена с экзистенциальной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование. Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат ее продолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих. Особый интерес вызывает сегодня анализ языка религии. Католические авторы от Аквината и Каэтана до Маритена почитают таковым язык аналогии. Среди протестантских авторов, Тиллих одним из первых в нашем столетии заговорил о символизме и метафоричности языка религии, утверждая невозможность суждений об абсолюте вне обращения к индивидуальному и культурному опыту. Р. Б. Брейтвейт, Т. Р. Майлз, П. Ф. Шмидт и другие представители так называемого некогнитинистского подхода, сложившегося в англо-американской философии религии, полагают, что религиозный дискурс в отличие от научного ориентирован на выработку некоторых конвенциональных форм нравственного поведения, их утверждения как идеальных жизненных образцов. Возражая им. Д. Хик говорит, что нравственная проповедь Христа неотрывна от творимой им картины мира. подтверждение которой принципиально возможно за границами человеч. жизни. Во вт. пол. 20 в. становится очевидным, что религиозно-мифологичесие представления понимаются и интерпретируются сквозь призму языкового горизонта современности. К этому заключению приходят К. Ранер, В. Панненберг, Э. Корет и другие католические и протестантские авторы, избирающие платформу герменевтики. Тезис о многообразии форм религиозного дискурса, его зависимости от культурного окружения фактически прокладывает дорогу межконфессиональному диалогу, плюрализму и веротерпимости. В многообразии религиозных картин мира проступает никогда не завершенный абрис непостижимого.

 

 

Это интересно: