→ Ольмеки. История цивилизации. Легендарная цивилизация. Ольмеки Современное название крупнейшего города цивилизации ольмеков

Ольмеки. История цивилизации. Легендарная цивилизация. Ольмеки Современное название крупнейшего города цивилизации ольмеков

Ольмеки появились на юге Мексиканского залива 3 тыс. лет тому назад. Это был многочисленный и высокообразованный народ. Откуда он пришёл в благодатные земли Южной Мексики, где были его корни - неизвестно. Со временем загадочная цивилизация канула в лету, а на её землях поселились другие индейские племена. Период их существования датируется XI-XIV веками. Именно этих людей ацтеки и называли ольмеками, что в переводе означало "люди из страны каучука". Впоследствии древнюю цивилизацию назвали ольмекской, хотя между древними жителями и современниками ацтеков не было ничего общего.

Цивилизация ольмеков исчезла с лица земли в самом начале нашей эры. А её культуру считают базовой на землях Центральной Америки. По своему статусу она соответствует культуре Древнего Египта, то есть считается "матерью" других культур американского континента.

Может показаться странным, но не обнаружено никаких следов зарождения и эволюции загадочной цивилизации. Создаётся мнение, что её представители появились на землях Мексиканского залива из ниоткуда, и уже являлись носителями высококультурных ценностей. К тому же они не оставили никакой информации о себе. Ничего не известно об их социальном устройстве, вероисповедании, религиозных ритуалах. Неизвестен также их язык, этническая принадлежность, и не найдет ни один человеческий скелет из той далёкой эпохи.

До наших дней дошли лишь развалины пирамид, остатки платформ и огромные статуи. Древние люди вырубали из скал каменные блоки, а из них высекали величественные скульптуры. В основной своей массе - это головы. Они известны как "головы ольмеков" и являются одной из основных загадок таинственной цивилизации.

Что представляют собой головы? Это скульптуры, вес которых достигает 30 тонн. Высеченные из камня человеческие черты являются точной копией представителей негроидной расы. То есть это настоящие африканцы , место которым в Африке, а не в Америке. Но как могли жители Африки оказаться на американском континенте 3 тыс. лет тому назад?

Обнаруженная археологами каменная голова ольмеков

Первая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1939 году. В своём отчёте он написал: "Голова высечена из базальтовой глыбы. Установлена на фундаменте из плохо обработанных каменных глыб. Очищенная от земли имеет величественный и даже устрашающий вид. Обработана чрезвычайно тщательно, а пропорции лица соблюдены полностью, поэтому выглядят очень реалистично. Можно с высокой долей уверенности утверждать, что данный тип лица является негритянским".

Экспедиция Стирлинга сделала ещё одно удивительное открытие. Были найдены детские игрушки. Изображали они собак, установленных на платформы с колёсиками. Это было поразительно, так как до Колумба в Америке не знали колеса. Однако находки опровергали устоявшееся мнение. Впрочем, впоследствии выяснилось, что цивилизация майя тоже изготавливала аналогичные игрушки на колёсиках. То есть индейцы знали о колесе, но почему-то не использовали его в хозяйственной деятельности.

Кроме монументальных голов ольмеки также изготавливали стелы с высеченными на них изображениями. Делались стелы в основном из базальта. На них чётко просматриваются изображения людей, относящихся к разным расам. Одни из них африканцы, а другие индейцы. Отсюда можно сделать вывод, что в древние времена между Америкой и Африкой существовала хорошо налаженная связь.

Но что это была за связь, и как могли жители Африки оказаться на побережье Мексиканского залива 3 тыс. лет назад? Может быть они являлись коренными жителями Нового Света. Вполне можно допустить, что такая миграция могла произойти в ледниковый период, и негроидная раса долгое время жила на американском континенте, но затем по каким-то неизвестным причинам вымерла.

Есть мнение, что в глубокой древности между Америкой и Африкой осуществлялась регулярная связь через океан. Это утверждали и Тур Хейердал, и Тим Северин. Кстати, последний жив по сей день и активно издаётся. Следовательно, европейцы выглядят дремучими невеждами, раз до сих пор не хотят согласиться с очевидными фактами.

Цивилизация ольмеков на карте

Что же касается цивилизации ольмеков, то она просуществовала около 1000 лет и исчезла. Находилась она на землях современного мексиканского штата Веракруса. В его джунглях до сих пор запрятаны несметные археологические ценности. Это пирамидальные храмы, гробницы, изваяния из базальта, изящные статуэтки, выполненные из нефрита, пещеры с уникальными росписями.

На первый взгляд может показаться, что всё это было брошено и забыто 2 тыс. лет тому назад. Но это не так. Древняя культура не погибла, а нашла своё продолжение в культуре майя и ацтеков. В наши дни доказано, что знаменитый календарь майя заимствован у ольмекской цивилизации. Но в первую очередь этот загадочный древний народ ассоциируют с огромными каменными головами. Причём головами не индейцев, а африканцев, что лишний раз указывает на то, что современные люди знают о далёком прошлом ничтожно мало.

После раскопок и открытий 30-х и 40-х годов 20 века стало ясно, что в первом тысячелетии нашей эры в болотистых и влажных джунглях на побережье Мексиканского залива существовала необычайно высокая культура, созданная народом ольмеков. Они сооружали высокие пирамиды и пышные гробницы, высекали из камня массивные десятитонные головы своих правителей и множество раз изображали фигуру свирепого бога-ягуара на огромных базальтовых стелах и изящных нефритовых предметах.

Откуда пришли Ольмеки в Веракрус и Табаско, были ли они исконными обитателями этих мест - мы до сих пор не знаем.

Не меньшей таинственностью окружена и гибель ольмекской культуры, создатели которой вдруг бесследно исчезли с исторической арены за семь веков до того, как Колумб увидел берега Нового Света.

Позднее, в середине 50-х годов, когда археологи стали широко применять в своей работе радиоуглеродный метод определения возраста древних вещей, цивилизация ольмеков получила вдруг совершенно новое освещение.

Дело в том, что, судя по серии радиоуглеродных дат, полученных при раскопках Ла-Венты в 1955 году, этот важнейший центр ольмекского царства существовал неправдоподобно рано - в 800-400 годах до н. э., то есть в эпоху, когда в других областях Мексики господствовали еще культуры ранних земледельцев.

Опираясь на эти данные, группа мексиканских ученых выдвинула гипотезу, согласно которой ольмеки были создателями древнейшей цивилизации Америки и оказали решающее влияние на происхождение и развитие других цивилизаций этой области.

В свою очередь другие археологи, ссылаясь на ненадежность радиоуглеродных дат, часто подводивших археологию в недавнем прошлом, отстаивают мысль о том, что ольмеки в целом развивались параллельно с остальными народами Центральной Америки - майя, нахуа, сапотеками и так далее. Кто из них прав - покажет будущее.

Таким образом, проблема происхождения и гибели большого народа, населявшего в свое время обширные территории Южной Мексики, и поныне остается главной проблемой для всех археологов, для всех ученых, занимающихся древней историей Нового Света. Смелых теорий здесь хоть отбавляй. Но всякое подлинно научное исследование основано на кропотливом труде. Работа ученого тоже невозможна без элементов фантазии, но главное в ней - прочный фундамент реальных фактов и доказательств.

Начало раскопок в Мексике .

Поздней осенью 1938 года из портового городка Альварадо, что стоит на берегу океана, близ устья большой реки Папалоапан, отправился вверх по реке в свой очередной рейс допотопный колесный пароходик. На его борту кроме обычных пассажиров - мексиканских крестьян, торговцев и мелких чиновников - находилась группа людей, одежда и внешность которых выдавали в них иностранцев. Американский исследователь Мэтью Стирлинг - глава совместной археологической экспедиции Смитсоновского института и Национального географического общества США - и его немногочисленные сотрудники, столпившись у борта, жадно рассматривали быстро меняющиеся экзотические пейзажи тропиков. Пароход миновал изумрудные луга с высокой травой и вошел в бесконечный зеленый туннель, образованный развесистыми кронами деревьев-великанов, сомкнувших свои ветви над серединой реки. Джунгли, бесконечные джунгли на сотни километров вокруг. То веселые, усыпанные алыми и белыми цветами, с щебетом птиц и задорными криками обезьян, то, напротив, темные и угрюмые, погруженные по плечи в вязкую грязь бездонных болот, где лишь змеи да огромные ящерицы-игуаны терпеливо поджидают в прохладном полумраке зазевавшуюся добычу.

Наконец после нескольких дней пути далеко на горизонте показались туманные пики вулканических горных хребтов Тустлы, у подножия которых находились руины неизвестных древних городов. Именно их и предстояло изучать археологам. Там, на плодородных землях предгорий и прилегающих равнинах, много столетий назад жил и процветал многочисленный и трудолюбивый народ. Неприступная стена горных хребтов защищала эту область от жестоких ураганов и ветров со стороны Мексиканского залива. А плодородная почва, даже при минимальных затратах труда, давала неслыханные урожаи, и притом дважды в год.

История края ольмеков.

Что мы знали еще совсем недавно о прошлом этого края? В записках испанского солдата Берналя Диаса — очевидца и непосредственного участника всех перипетий кровавой эпопеи Конкисты — говорится о том, что реку Папалоапан открыл в 1518 году храбрый идальго Педро де Альварадо — будущий сподвижник Кортеса. В то время страну населяли воинственные индейские племена, пришедшие откуда-то с запада. Грозные легионы индейских воинов, выстроившиеся на берегу реки в строгом боевом порядке, были настолько внушительны, что испанцы (это была разведочная экспедиция под командованием Грихальвы) поспешили убраться восвояси.

Из старинных индейских преданий нам известно также, что еще до прихода конкистадоров все побережье Мексиканского залива находилось во власти великого ацтекского правителя Монтесумы. Одна из многочисленных повинностей местных жителей состояла в том, нто они должны были ежедневно доставлять свежую рыбу ко двору грозного императора.

Чтобы покрыть это огромное расстояние в несколько сот километров, по всему пути — и в джунглях, и на горных перевалах — были расставлены быстроногие и выносливые гонцы, которые как эстафету передавали корзины с рыбой от одного поста к другому. За сутки они успевали Пробежать от побережья Мексиканского залива до ацтекской столицы Теночтитлана.

Согласно другим преданиям, первыми обитателями этих мест были ольмеки (слово «ольмеки» означает буквально «жители страны каучука») — создатели древнейшей цивилизации Центральной Америки.»Их дома были прекрасны,- гласит легенда,- дома с мозаичными инкрустациями из бирюзы, изящно оштукатуренные, были чудесны.Художники, скульпторы, резчики по камню, мастера по изделиям из перьев, гон-нары и прядильщики, ткачи, искусные во всем, они совершали открытия и стали способными отделывать зеленые камни, бирюзу…»
Но недолго длилось это благоденствие. Неведомые враги, пришедшие с запада, черным потоком хлынули на цветущие города и селения земледельцев. Высокая цивилизация ольмеков была уничтожена, а зеленые джунгли поглотили то, чего не успели разрушить чужеземцы.

На долю Мэтью Стирлинга и его товарищей выпала высокая несть — открыть первую страницу в изучении таинственной ольмекской культуры, которую насильственно вычеркнули из человеческой памяти мечи завоевателей и натиск беспощадных джунглей. В 1939 году начались раскопки древнего города ольмеков вблизи уже знакомой нам деревушки Трес-Сапотес, в штате Веракрус.

Цивизация ольмеков. Город, затерянный в джунглях

Поначалу все было загадочным и неясным. Десятки искусственных холмов-пирамид, служивших когда-то основаниями для дворцовых и храмовых зданий, бесчисленные каменные монументы с причудливыми ликами правителей и богов, обломки расписной глиняной посуды. И на одного намека на то, кому же принадлежал этот заброшенный город. Невольно приходили на память слова, сказанные известным американским путешественником Стефенсом, по поводу другого древнего города, лежащего в джунглях Гондураса, на три сотни миль южнее:
«Архитектура, скульптура в живопись, все виды искусства, которые украшают жизнь, процветали когда-то в этом девственном лесу. Ораторы, воины и государственные деятели; красота, честолюбие и слава жили и умирали здесь, и никто не знал об их существовании и не мог рассказать об их прошлом. Город был необитаем. Среди древних руин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, I словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие, и что послужило причиной его гибели».

Загадка каменных изваяний

Тем не менее археологи упорно продолжали свою кропотливую работу, извлекая на поверхность все новые и новые следы погибшей культуры. Прежде всего была раскопана знаменитая каменная голова, которая, как оказалось, лежала всего в 100 метрах от экспедиционного лагеря. Двадцать рабочих целый день вели работу вокруг поверженного исполина, пытаясь освободить его из глубокой лесной могилы. Наконец все было кончено. Очищенная от земля голова казалась выходцем из какого-то фантастического, потустороннего мира. Несмотря на свои внушительные размеры (высота - 1,8 метра, окружность - 5,4 метра, вес - 10 тонн), она была высечена из одного каменного монолита. Подобно египетскому сфинксу молчаливо взирала она своими пустыми глазницами па север, туда, где на широкой городской площади совершались когда-то пышные варварские церемонии, а жрецы приносили кровавые жертвы в честь уродливых языческих богов. О, если бы каменные уста истукана могли раскрыться и он смог бы заговорить, многие интереснейшие страницы американской истории стали бы для нас так же хорошо известными, как и история Египта, Греции и Рима.

Но каким же образом доставили древние жители Трес-Сапотеса эту огромную глыбу базальта в свой родной город, если ближайшее месторождение камня находится в нескольких десятках километров? Подобная задача поставила бы в тупик даже современных инженеров. А 15- 20 веков назад все это было сделано ольмеками без помощи колесного транспорта и тягловых животных (у них, как и у остальных американских индейцев, попросту не было ни того ни другого), только мускульной силой человека. И тем не менее гигантский монолит, доставленный каким-то чудом - и не по воздуху, а по земле, через джунгли, реки, болота и овраги - гордо стоит теперь на центральной площади города как величественный памятник упорству и труду безвестных мастеров древности.

Ольмеки изобрели календарь майя? Сенсация

16 января 1939 года в жизни экспедиции произошло событие, затмившее по своей значимости все прежние открытия и находки. В этот день Мэтыо Стирлинг с группой рабочих-индейцев отправился посмотреть на вновь найденную каменную стелу, край которой едва выступал из земли.

Им пришлось немало повозиться, прежде чем удалось вытащить тяжелый монумент на поверхность. «Индейцы, стоя на коленях,- вспоминает Стирлинг,- стали очищать поверхность монумента от вязкой глины. И вдруг один из них крикнул мне по-испански: «Сеньор, здесь какие-то цифры!»

Это действительно были цифры. Я не знаю, каким образом догадались об этом мои неграмотные рабочие, но там, на гладкой поверхности стелы, были четко высечены прекрасно сохранившиеся колонки черточек и точек — знаков древнего календаря.

Задыхаясь от нестерпимой жары, весь в липком поту, Стирлинг принялся лихорадочно копировать таинственную надпись. А несколько часов спустя все участники экспедиции с нетерпением столпились вокруг стола в палатке своего начальника. Последовали сложные выкладки п вычисления, и вот уже полный текст надписи готов: 6 Эциаб 1 Ио. По европейскому летосчисленпю это соответствовало 4 ноября 31 года до нашей эры.

О такой сенсационной находке никто не смел и мечтать. На вновь открытой стеле (получившей впоследствии название «Стела Ц» была высечена по системе майяского календаря дата, которая более чем на три столетия превосходила по возрасту любой другой датированный монумент из области майя!

И вывод отсюда мог быть только один: гордые жрецы майя заимствовали свой поразительно точный календарь у западных соседей - никому неизвестных ольмеков.

Ла-Вента — столица ольмеков.

На побережье Мексиканского залива, среди необозримых мангровых болот штата Табаско, возвышается несколько песчаных островков, крупнейший из которых - Ла-Вента имеет всего 12 километров в длину и 4 километра в поперечнике. Здесь, рядом с захолустной мексиканской деревушкой, по имени которой получил свое название и весь остров, были обнаружены остатки еще одного города ольмеков.
Древние строители Ла-Венты хорошо знали законы геометрии. Все важнейшие здания города, стоявшие на вершинах высоких пирамидальных оснований, были ориентированы строго по сторанам света. Обилие дворцовых и храмовых ансамблей, вычурных скульптур, стел и алтарей, многочисленные головы-исполины, высеченные из базальта, роскошное убранство найденных здесь гробниц говорили о том, что когда-то Ла-Вента была крупнейшим центром ольмекской культуры, а возможно, и столицей всей страны. Используя календарные даты, имеющиеся на многих каменных изваяниях, а также результаты искусствоведческого анализа, ученые установили, что наивысший расцвет города приходится на I-VII века нашей эры.

Затем, как и Трес-Сапотес, он становится жертвой вражеского нашествия и гибнет в пламени пожаров под ликующие крики победителей. Все, что можно было разрушить,- было разрушено. Все, что можно было ограбить и унести,- было унесено. Незваные пришельцы стремились уничтожить буквально все, что напоминало им о культуре и религии побежденного народа. Но огромные каменные головы, колонны и статуи, изваянные из твердого как сталь базальта, уничтожить было не так-то просто. И тогда в бессильной ярости древние вандалы разбили мелкие скульптуры, а прекрасные и выразительные лица больших статуй намеренно обезобразили и повредили. Тем не менее большая часть удивительных творений художников и скульпторов Ла-Венты пережила века, и они были вновь открыты для человечества уже в середине XX века умелыми руками археологов.

В самом центре города, от подножия высокой пирамиды и далее на север, раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. Посреди нее, над густой травой и кустарником, возвышалось какое-то странное сооружение в виде платформы, сложенной из тех же базальтовых колонн. Когда платформа была целиком расчищена, перед археологами предстал своеобразный базальтовый домик, наполовину углубленный в землю. Длинная его стена состояла из девяти вертикально поставленных каменных столбов, а короткая - из пяти. Сверху это прямоугольное помещение было перекрыто накатом из таких же базальтовых столбов. Домик не имел ни двери, нн окон. Древние строители так искусно подогнали друг к другу гигантские каменные колонны, что между ними не проскользнула бы даже мышь. А ведь каждая из них весила без малого две, а то и три тонны!

С помощью ручной лебедки и прочных канатов рабочие принялись растаскивать крышу загадочной постройки. После удаления четырех колонн отверстие в крыше стало настолько широким, что можно было рискнуть спуститься вниз, туда, где в густых черных тенях скрывалась внутренняя часть просторной комнаты, замурованной жрецами Ла-Венты 15 столетий назад.

«Сначала,- пишет Мэтью Стирлинг,- мы наткнулись на изящную маленькую подвеску в виде клыка ягуара, вырезанную из зеленого нефрита… Затем показалось овальное зеркало из тщательно отшлифованного куска обсидиана. А дальше, в глубине комнаты, возвышалась какая-то платформа, сделанная из глины и облицованная камнем. На ее поверхности отчетливо выделялось большое пятно яркой пурпурной краски. Внутри его мы нашли остатки человеческих костей, принадлежавших по меньшей мере трем погребенным».

Рядом со скелетами грудой лежали всевозможные изделия из драгоценного нефрита зеленых и голубоватых тонов: смешные маленькие статуэтки в виде сидящих человечков с детскими лицами, карлики и уродцы, лягушки, улитки, ягуары, диковинные цветы и бусы.

В юго-западном углу погребальной платформы удалось обнаружить странный головной убор, напоминающий скорее «терновый» венец, чем символ власти и высокого положения его владельца. На прочном шнуре было нанизано шесть длинных игл морского ежа, отделенных друг от друга вычурными нефритовыми украшениями в виде диковинных цветов и растений. Тут же лежали две большие нефритовые катушки - украшения для ушей и остатки деревянной погребальной маски, инкрустированной нефритом и раковинами. Неподалеку от платформы рабочие наткнулись на спрятанный в земле тайник, в котором хранилось 37 полированных топоров из нефрита и серпентина.

Согласно легенде, до сих пор бытующей у жителей Ла-Вепты, последний ацтекский император Монтесума был погребен именно здесь, среди развалин древнего города. И когда на землю опускается ночь, он выходит из своей гробницы, чтобы в призрачных лучах лунного света танцевать со своими приближенными на широких площадях и безлюдных улицах навеки уснувшей столицы ольмеков.

И хотя все это лишь плод народной фантазии, прекрасная легенда, научная значимость базальтовой гробницы отнюдь не снижается от того, что в ней вместо Монтесумы погребен какой-то другой могущественный правитель, который жил за 9-10 веков до появления ацтеков в долине Мехико.

Цивилизация ольмеков. Тайна шестнадцати человечков.

В 1955 году после долгого перерыва были продолжены раскопки в столице ольмеков - Ла-Венте. Одна за другой появлялись на свет удивительные находки: рельефы, мозаика, великолепные скульптуры, стелы и алтари. И вдруг лопата рабочего, пробив твердый слой цемента, покрывавшего поверхность глиняной платформы, провалилась вниз, в пустоту узкой и глубокой ямы. Когда археологи добрались наконец до ее дна, то там на фоне желтой глины ярко заблестели в солнечных лучах зеленые пятна полированного нефрита. Шестнадцать маленьких каменных человечков - участники какого-то неведомого драматического спектакля - торжественно застыли перед оградой из шести вертикально поставленных нефритовых топоров. Кто они? И зачем их спрятали на дне глубокой ямы, расставив в определенном, но непонятном для нас порядке?

Возможно, что ключ к разгадке этого археологического ребуса может дать шестнадцатый участник древнего языческого ритуала.
Его одинокая фигурка, высеченная в отличие от других из гранита, стоит спиной к плоской поверхности ограды. Остальные пятнадцать фигур сделаны из нефрита и имеют чисто ольмекский облик. Все они, повернув свои головы в одну сторону, пристально смотрят на противостоящего им человека. Справа к нему приближается процессия из четырех мрачных фигур с застывшими лицами-масками. Кто этот одиноко стоящий человек? Верховный жрец, управляющий торжественным языческим обрядом, или жертва, которую повалят через мгновение на кровавый алтарь неведомого бога?

И здесь на память невольно приходит описание ужасного обычая, широко распространенного когда-то у многих народов древности. По их представлениям царь считался средоточием магических сил, управляющих жизнью природы. Он несет ответственность за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодовитость женщин всего племени. Ему оказываются чуть ли не божественные почести. Он вкушает все блага жизни, наслаждаясь роскошью и покоем. Но однажды приходит день, когда царь должен сторицей расплатиться и за свои богатства, и за свою непомерную власть. И единственная плата, которую он обязан отдать своему народу,- его собственная жизнь! По древним обычаям, народ не может, ни минуты терпеть ослабевшего, больного или стареющего царя, поскольку от состояния его здоровья зависит благополучие всей страны. Наступает трагическая развязка. Старого правителя убивают. А.на его место выбирают молодого, полного сил преемника. И этот ужасный цикл убийства и коронаций продолжался во многих странах сотни лет.
Кто знает, может быть, по воле случая нам тоже удалось увидеть во всей трагической полноте этот страшный ритуал, разыгранный шестнадцатью каменными человечками из Ла-Венты?

Ольмеки. Золото и нефрит

У цивилизованных народов доколумбовой Америки в отличие от египтян, ассирийцев, греков, римлян и других обитателей Старого Света главным символом богатства было не золото, а нефрит. Этот факт настолько поразил воображение первых европейцев, пробившихся в начале XVI века сквозь океанский барьер к неведомым берегам Нового Света, что они неоднократно возвращались к нему в своих исторических повествованиях и хрониках.

Когда в 1519 году Кортес высадился на пустынное побережье Мексики, неподалеку от современного города Веракрус, местный индейский правитель поспешил отправить сообщение об этом чрезвычайном событии своему верховному владыке - императору Монтесуме. И уже несколько дней спустя перед походным шатром Кортеса появилась пышная процессия послов и вельмож от ацтекского императора. Молча расстелив у входа в шатер несколько циновок, они разложили на них множество дорогих подарков.

«Первым было круглое блюдо,- вспоминает Бериаль Диас,- размером с тележное колесо, с изображением солнца, все из чистого золота. По словам взвешивавших его людей, оно стоило 20000 золотых песо. Вторым было круглое блюдо, даже большего размера, чем первое, сделанное из массивного серебра, с изображением луны; очень ценная вещь. Третьим был шлем, доверху наполненный золотым песком на сумму не менее чем 3000 песо. Было там множество золотых фигурок птиц, зверей и богов, 30 кип тонких хлопчатобумажных тканей, красивые плащи из перьев, а кроме того, четыре зеленых камня, который ценится у них больше, чем у нас изумруд. И они заявили Кортесу, что камни эти предназначены для нашего императора, так как каждый из них стоит целой ноши золота».

Если верно то, что нефрит ценился у индейцев дороже золота, то так же верно и то, что больше всего нефритовых изделий встречается именно в стране ольмеков. И это тем более поразительно, что на болотистых берегах Мексиканского залива, там, где находятся основные ольмекские города, не было никаких месторождений нефрита. Его добывали либо
на юге, в горах Гватемалы, или же на западе, в Оахаке. Как бы то на было, большое количество этого драгоценного и необычайно твердого минерала попадало в страну ольмеков где грубые куски камня превращались под руками искусных ольмекских ювелиров в изящные статуэтка богов, затейливые украшения, бусы и ритуальные топоры. А уже оттуда, из ольмекских центров Ла-Венты, Трес-Сапотеса, Серро-де-лас-Месаса, эти великолепные нефритовые вещицы расходились по всей Центральной Америке, от самых северных областей Мексики до Коста-Рики.

Ольмеки — Поклонники ягуара.

Если бы все произведения древнего ольмекского искусства были выставлены в залах одного большого музея, то посетители его сразу бы обратили внимание на одну странную деталь. Из каждых двух-трех скульптур одна обязательно изображала бы либо ягуара, либо существо, сочетающее в себе черты человека и ягуара.

Когда очутишься в таинственном зеленом полумраке мексиканских джунглей, легко понять, почему ольмекские мастера с таким фанатическим упорством старались запечатлеть образ этого свирепого зверя.

Один из наиболее могучих хищников западного полушария, грозный владыка тропического леса - ягуар был для древних индейцев но просто опасным зверем, но и символом сверхъестественных сил, почитаемым предком и богом. В религии различных племен древней Мексики ягуар считается обычно богом дождя и плодородия, олицетворением плодоносящих сил земли. Стоит ли удивляться тому, что ольмеки, основой хозяйства которых было земледелие, почитали бога-ягуара с особым рвением, навечно запечатлев его в своем монументальном искусстве.

Еще и в наши дни, четыре столетия спустя после испанского завоевания и тысячу лет спустя после гибели ольмекской цивилизации, образ ягуара все еще вызывает суеверный ужас у индейцев, а ритуальные танцы в его честь широко распространены у жителей мексиканских штатов Оахака и Веракрус. К каким только ухищрениям не прибегали древние ольмеки для того, чтобы грозный владыка лесов п небесных вод обеспечил им хороший урожай. Они строили в честь его пышные храмы, высекали его образ на рельефах и стелах, отдавали ему самый драгоценный дар на земле - человеческие жизни.

В ходе раскопок главной площади Ла-Венты почти на шестиметровой глубине археологи нашли прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной морды ягуара. Общие размеры мозаики - около пяти квадратных метров. Она состоит из 486 тщательно отесанных пполированных блоков ярко-зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатого черепа украшали стилизованные перья в виде ромбов.
Точно такая же мозаика была обнаружена впоследствии и в другом конце священной площади города. Но там кроме изображения самого хищника в глубине каменной платформы удалось найти богатейшие дары в его честь: груду драгоценных Вещей и украшений из нефрита и серпентина.

Земные владыки, желая как-то усилить и без того обширную царскую власть, считали ягуара своим божественным предком и покровителем. На рельефах, фресках и стелах они постоянно изображены в одеждах из шкуры ягуара или сидят на тронах, сделанных в виде фигуры этого зверя. Клыки п когти ягуара постоянно встречаются в наиболее богатых н пышных погребениях не только у ольмеков, но и у большинства других культурных народов доколумбовой Мексики.

«Самым древним и малоизученным индейским народом Центральной Америки по праву считаются ольмеки. По утверждению большинства ученых, именно они являются родоначальниками следующих народов Мезоамерики. Немногочисленные находки, подтверждают, что первым местом обитания ольмеков, скорее всего, было побережье Мексиканского залива. Как единый народ, они сформировались 4-3 тысячи лет тому назад. Находки, обнаруженные археологами, подтверждают реальность существования этого древнего индейского народа, но не могут рассказать о происхождении ольмеков и о внезапном исчезновении с карты Центральной Америки.»

До сих пор точно неизвестна причина скоропостижной гибели великой древней цивилизации. Наиболее реальной версией считается нашествие новых племен с запада и дальнейшее смешение с завоевателями. Другая версия – резкий скачок в росте населения и начавшийся голод, который и привел к гибели населения. После себя ольмеки оставили богатое культурное наследие, которое переняли следующие цивилизации Мезоамерики. В своих письменных источниках, ацтеки и майя неоднократно упоминали о своем прародителе. В переводе с языка майя, ольмек означает «обитатель каучуковой страны». С ацтекского же языка переводится, как «каучуковый человек».

Об общественном строе, жизни и занятиях этого древнего индейского народа Центральной Америки имеются довольно скудные сведения. Большинство ученых сходятся во мнении, что ольмеки , поселившись на южном побережье Мексиканского залива , за короткий срок совершили резкий скачок в развитии и к 1500 г. до н.э. создали на территории 3 штатов современной Мексики (Веракрус, Табаско и Герреро) государство со столицей в Ла-Венте . Другими крупными городами являлись Трес-Сапотес (ныне деревня) и Сан-Лоренсо. Все будущие археологические находки, относящиеся к эпохе ольмеков , были найдены на территории этих 3 городов. На 800 г. до н.э. приходится пик их культуры . Конец великой цивилизации наступил в 400 г. до н.э.

Выгодное расположение ольмекской державы на важных торговых путях способствовало еще большему его расцвету. Существовала четкая классовая лестница, начинающаяся с верховного вождя и заканчивающаяся рабом. Каждый представитель этой ступенчатой иерархии принимал свою судьбу. Поэтому противоречий и столкновений между ольмеками не происходило. Основными занятиями населения были земледелие и рыболовство, выращивали кукурузу, маниок тыкву бобы сладкий картофель и перец. Однако наиболее употребляемым продуктом питания являлся маис . Также было развито пчеловодство и разведение домашнего скота и птиц. Жилье охраняли собаки. Уже тогда, ольмеки изготавливали из зерен какао любимый напиток сегодняшней детворы. Правда, вместо сахара добавляли молотый перец и другие пряности. Особенной ценностью у напитка пользовалась его пена. Считается, что и само слово «какао» («какава ») имеет ольмекское происхождение. Как и последующим цивилизациям, ольмекам не были знакомы гончарный круг, колесо и плужное земледелие. Однако и без этих изобретений человечества, они изготовляли великолепные изделия из керамики и глины, являлись прекрасными резчиками по камню. Из их среды выделялись прекрасные зодчие и скульпторы. Подтверждением последнему является, обнаруженная в 1862 году Х.Мельгаром неподалеку от деревни Трес-Сапотес (штат Веракрус) скульптура крупной каменной головы . Эта случайная находка дала начало для дальнейшего изучения великой цивилизации Центральной Америки. Начиная с 1930 года, археологическая группа во главе с американским исследователем Мэтью Стирлингом, приступила к раскопкам на территории мексиканских штатов Веракрус, Табаско и Герреро. К ним в качестве рабочих присоединились местные индейцы. Раскопки продолжались вплоть до начала 1960-х гг. На сегодняшний день имеется еще 16 экземпляров этих чудес ольмекского искусства: 10 из них в Сан-Лоренсо, 4 в Ла-Венте, 2 в Трес-Сапотесе и одна из Ранчо Кобата. Все каменные головы выгравированы из крупных кусков базальта. Лица и головной убор каждого экземпляра отличаются друг от друга. Глаза у головы из Ранчо Кобата закрыты, у остальных же открыты. Самая маленькая находка высотой в 1,5 м, а самая крупная – больше 3 метров. Вес в зависимости от размера скульптур варьируется от 10 до 35 тонн. Лица у всех каменных голов имеют африканские черты , что заставило некоторых ученых выдвинуть гипотезу о переселившихся на Новый Свет неграх. Однако данное предположение не имело доказательств и быстро отпало. Точный возраст находок также не определен, но точно известно, что каждая голова выгравирована и доставлена на место всеобщего обозрения в отдельный отрезок времени. Загадкой остается способ, благодаря которому ольмеки транспортировали многотонные скульптуры. Ведь этот индейский народ не был знаком с колесом. Некоторые ученые считают, что огромные куски базальта добывались в горном массиве Лас-Тустлас , укладывались на повозья, доставлялись к реке, а оттуда на крупных плотах отправлялись на место назначения. Остальная работа была за резчиками по камню. Обнаруженные в 1967 году в Сан-Лоренсо, подземные базальтовые трубы U-образной формы, из которых еще вытекала вода, позволила экспедиции Мэтью Стирлинга сделать уникальное открытие . Уже тогда, 3 тысячи лет тому назад ольмекскими мастерами был создана первая водопроводная система.

Еще одним чудом ольмекского искусства являются стелы- вертикально установленные базальтовые плиты с изображением определенной сцены и персонажей. Большая их часть обнаружена в Ла-Венте и Трес-Сапотесе . Изображенные на плитах личности богато одеты. Скорее всего, это были представители высшей прослойки ольмеков. Некоторые стелы расположены на большом расстоянии, другие группами у подножья пирамиды . В каждом городе обнаружены пирамиды, однако наибольший интерес представляет большая пирамида в центре Ла-Венты. Данное сооружение высотой около 33 метров построено из глины и сверху покрыто раствором из извести. Издалека напоминает небольшой вулкан. На вершине располагалась платформа, где скорее всего имелся и жертвенный храм. Для знати изготавливался мозаичный двор с изображением священного животного - ягуара . Среди более мелких находок выделяются различные статуэтки, маски, бусы и ожерелья, сделанные в основном из жадеита. Символом знатности у ольмеков , а затем и у других цивилизаций Центральной Америки являлся нефрит. Украшения из данного минерала клали в гробницы вождей и его родственников.

О религиозных представлениях ольмеков имеется очень мало сведений. Точно известно лишь то, что они были первым индейским народом, поклонявшимся ягуару. Почти все божества изображались с головой этого хищника. Изображение этого представителя кошачьих встречается на некоторых стелах. Ольмеки считали себя плодом любви смертной женщины и ягуара . Этот хищник являлся для них символом мужественности, силы. Ягуара, чтили как покровителя земледелия и защитника всей территории их державы. Обряды жертвоприношения проводились шаманами, которые обладали и целительными способностями. По представлению населения истинные жрецы могли перевоплощаться в ягуара.

О языке и письменности, как и об этническом происхождении ольмеков , известно еще меньше. Найденные в 40-е гг. 20 века плиты со знаками, напоминающими иероглифы древних египтян, доказывает наличие письма у данного индейского народа. Считается, что майя могли использовать некоторые элементы для создания собственной письменности. Некоторые знаки своей формой напоминают насекомых и растения. В качестве материала для нанесения иероглифов наиболее часто использовались дерево и камень, причем второй использовался в основном во время торжественных мероприятий. Дешифровка письменности продолжается и в наши дни. Важные даты обозначались черточками и точками. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о языке ольмеков . Известно лишь то, что он существенно отличался от стилей общения других индейских народов обоих американских континентов. Американский лингвист Терренс Кауфман, занимающийся изучением мезоамериканских индейских диалектов, в 1993 году выдвинул предположение, что ольмеки говорили на языке близком к михе-сокской группе. Однако эта гипотеза не встретила сторонников и вопрос о происхождении их языка продолжает оставаться открытым.

Индейские шаманы обладали широкими познаниями в области математики и астрономии. Проводя многочисленные расчеты, ольмекские жрецы изобрели еще один шедевр- знаменитый лунный календарь, который послужил основой для календаря майя. Строился он исходя из данных шаманов о цикличности вселенной. Каждая эпоха длилась 5000 лет, а затем начиналась новая эра. Особое внимание уделялось изучению луны и расположению звезд .

Таким образом, найденные в Трес-Сапотесе, Ла-Венте, Сан-Лоренсо археологические находки подтверждают величие ольмекской цивилизации , как самого древнего народа Центральной Америки. Их богатым наследием (календарь, письменность, обряды и обычаи) воспользовались их наследники в лице майя и ацтеков . Несмотря на обнаруженные экспонаты, ольмеки продолжают быть цивилизацией-загадкой и некоторые разделы все еще требуют тщательного изучения со стороны ученых. Главной проблемой является дешифровка письменности, которая может дать ответы на многие вопросы и в первую очередь насчет их этнического происхождения и тайны их внезапного исчезновения.

Упадок Ольмеков

Точная причина упадка цивилизации ольмеков не ясна. Возможно, это произошло из-за военного поражения, культурного истощения, а может из-за экологической катастрофы. Однако улики свидетельствуют скорее о насильственном конце. Известно, что культура ольмеков и их технологии были заимствованы народами в Мезоамерике и Южной Америке. Наиболее известной технологией ольмеков, которую переняли другие, было строительство зданий и сооружений, особенно пирамид. Пирамиды строили все более поздние основные американские цивилизации американских индийцев (юг США). Керамика и металлургия – также важный вклад ольмеков в развитие народов Америки.

Цивилизация Ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой.Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века — все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные — еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов — около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая — из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты.

Т.е. каждая такая с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта. Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе.

Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы — это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы — действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона. Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям.

Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.

Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров.

Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа — чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико — районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.

Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?

Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Три тысячи лет назад на берегах Мексиканского залива зародилась индейская империя известная как ольмекская цивилизация. Само имя - “ольмеки ”, что с ацтекского языка переводится как “каучуковые люди” было дано древнему народу в четь небольшой области, располагающейся все там же, на побережье Мексиканского залива, где производился каучук. Ольмекская цивилизация на протяжении нескольких столетий развивала научные знания, изобретя календарь ольмеков , сформировав собственные представления о математике и астрономии, и оставив своим потомкам богатейшее мифологическое и культурное наследие, к сожалению, практически несохранившееся. Венцом цивилизации считается и религия ольмеков , которая за столетия до образования культур майя и ацтеков сумела перейти от поклонения тотемным животным, к почитанию богов, являющихся воплощениями сил природы. Известный факт, что ольмеки-боги стали первыми человекоподобными божествами в истории американского континента.

Календарь ольмеков и другие, исчезнувшие знания древнего государства.

Древняя ольмекская цивилизация, берущая свое начало еще во втором тысячелетии до рождества Христова, исчезла приблизительно в 50-100 годах нашей эры, что за полторы тысячи лет до появления испанцев у берегов Америки. За недолгий срок своего существования индейцы сумели до небывалых высот развить науки, в конечном итоге изобретя календарь ольмеков, собственную сложнейшую календарную систему, основывающуюся на астрономических знаниях.

Как не трудно догадаться ольмекская цивилизация является древнейшей народностью на территории Центральной, Южной и Северной Америки. Не зря ольмекские индейцы, создавшие календарь ольмеков, считаются праотцами всех народностей центральной Америки, а ольмекская культура является основоположницей мод и порядков, на которые равнялись и которым подражали все без исключения индейские племена. К слову о порядках и календарной системе древнего народа. Календарь ольмеков , по сути, является предшественником знаменитейшего майянского календаря. Он точно так же строился на цикличности вселенной, содержал в себе эпохи долгого счета протяженностью приблизительно в 5 тысяч лет, знания о продолжительности земных суток, года, циклах луны и Венеры. Календарь ольмеков является первой летописной системой, сумевшей интерпретировать астрономические явления под свои нужды. Ольмеки, календарь долгого счета, созданный ими - уникальное и неповторимое явление не только для американской, но и для мировой истории.

Религия ольмеков - мифологические знания древнего народа.

Но, что же жители древней империи, чем они запомнились еще кроме как своими научными знаниями? Располагает культура и религия ольмеков и еще одной визитной карточкой, а именно гигантским каменным головам, изображающим африканцев. Эти структуры позволяют предполагать, кто такие ольмеки, как они жили и каких верований придерживались.

Скульптуры невероятных размеров, весящие около 30 тонн каждая, изображают головы людей с негроидными чертами лица. Религия ольмеков создала практически портретные изображения жителей Африки. Мочки ушей проколоты, лица прорезаны глубокими морщинами. Уголки толстых, не свойственных индейцам губ, загнуты вниз.

Первая каменная голова была обнаружена в 1930 году американским археологом Мэтью Стирлингом. В своем отчете ученый писал: “Мексика, ольмеки , их искусство - удивительны. Голова высечена из каменного монолита, предположительно базальта. Скульптура покоилась на площадке из необработанных каменных пластов. Освобожденная от грязи, песка и оков земли, голова имеет довольно пугающий вид. Несмотря на размеры, скульптура филигранно обработана, ее пропорции идеальны, а черты лица выведены тщательно. Уникальная черта головы, отличающая от ее от других скульптур индейцев, - реализм”.

Ученые практически полностью уверены в сроках изготовления голов, приблизительно 1000-1500 года до нашей эры, что совпадает с эпохой расцвета ольмекского государства. Сроки были определены при помощи кусочков угля, обнаруженных на головах и неподалеку от них, но это лишь возраст самих угольков. Вполне возможно, что каменные головы были созданы гораздо раньше. Специалисты смело предполагают о религиозной принадлежности величественных скульптур. “Каменные головы - это лики древних богов, которых породила религия ольмеков ” - утверждают исследователи. Считается, что таким образом ольмекские индейцы увековечивали память о своих идолах и о себе, как о великих мастерах.

Ольмеки - невидимое наследие древнего народа.

Удивительно, но ольмеки практически не оставили после себя письменных или каких-либо других вещественных доказательств, подтверждающих высокое развитие этой цивилизации. Ученые уже не первый год рыщут в поисках наследия и признаков эволюции этой древнейшей народности. Но, все без толку. Буквально разобрав по камню все места обитания ольмеков у археологов сложилось впечатление, будто этот народ появился из ниоткуда, как уже полностью устоявшийся. Может быть причиной всему молниеносный закат империи, как это случилось с майя, а может особенности влажного климата Мексиканского залива. Кто знает?!

Ольмеки - структурная цивилизация. Однако, у науки в распоряжении не имеется фактов подтверждающих данную теорию, лишь догадки специалистов. Нам практически ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их религии, ни о мифологии, ни о ритуалах этого исчезнувшего народа. Известно лишь то, что ольмеки, как и более поздние народы майя и ацтеков, усиленно практиковали жертвоприношения.

Догадки исследователей и те немногие крупицы информации, что все-таки удалось обнаружить, говорят о том, что ольмеки были такой же сельскохозяйственной цивилизаций “кукурузной народностью”, как и все более поздние культуры Мезоамерики. Основополагающими сферами жизнедеятельности, позволявшими ольмекам процветать, являлись земледелие и рыбный промысел.

Загадкой остается и то, на каком языке говорили , или к какой этнической группе они принадлежали. Существуют гипотезы о принадлежности индейцев ольмеков к майянской языковой группе, но опять же, это всего лишь гипотезы. Время и история были беспощадны по отношению к наследию ольмеков. Не лучшим образом на общей картине отразилась и испанская конкиста, во времена которой индейское достояние безжалостно уничтожалось.

Что радует, так это архитектура древнего народа. Ольмеки строили прочные и долговечные конструкции. Да, пусть в не большом количестве и далеко не в первозданном виде, однако до наших дней все же дошли их сооружения. Платформы, статуи и руины, некогда являвшиеся пирамидами и дворцовыми комплексами, говорят о том, что ольмеки для своего времени являлись превосходными инженерами и архитекторами. Индейцы выбивали из скал каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры.

Ольмеки прекратили свое существование в начале нашей эры. Однако, даже по тем немногим данным, дошедшим до нас спустя 2 тысячи лет, можно судить, что Ольмеки, культура, лунный календарь, не исчезли, а были органично поглощены и усвоены цивилизациями майя и ацтеков.

 

 

Это интересно: