→ Пермь хохловка музей деревянного зодчества. Архитектурно-этнографический музей хохловка пермь. Сектор «Южное Прикамье»

Пермь хохловка музей деревянного зодчества. Архитектурно-этнографический музей хохловка пермь. Сектор «Южное Прикамье»

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. Уникальный музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км от Перми у с. Хохловка (Пермский район). Сегодня АЭМ «Хохловка» объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII - второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж - просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря «Проводы Масленицы», «Троицкие гуляния», «Яблочный Спас», фольклорные музыкальные праздники, фестиваль военной реконструкции "Большие манёвры на Хохловских холмах" и международный фестиваль "KAMWA"

ВНИМАНИЕ! К проведению экскурсий на территории АЭМ «Хохловка» допускаются только аккредитованные музеем экскурсоводы. Аккредитация продлена на пять лет. Список аккредитованных экскурсоводов имеется в кассе музея «Хохловка» и на сайте

ВНИМАНИЕ! В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» проводятся строительно-монтажные работы по обновлению системы электроснабжения памятников и административных зданий музея. Эти мероприятия позволят выдать дополнительную мощность, необходимую для развития музея, повысить надежность электроснабжения. Приносим извинения за временные неудобства

Выставки

Показать цены

Входные и экскурсионные билеты

Входной билет,

руб./чел.

Экскурсионный билет*, руб./чел.

Численность экскурсионной группы

человек

человека

человек

человек

9-11 человек

12 человек
и более

Взрослые

Льготные**

Дети до 18 лет

* Экскурсионные билеты реализуются при наличии свободного экскурсовода. Стоимость экскурсионного билета включает в себя стоимость входного билета и зависит от численности экскурсионной группы: в прейскуранте указана стоимость экскурсионного билета на одного человека из экскурсионной группы при соответствующей численности экскурсионной группы. Детям до достижения возраста 3 (три) года на момент посещения музея приобретение отдельного экскурсионного билета не требуется, при этом указанные дети не учитываются в общей численности экскурсионной группы. Для всех остальных категорий посетителей приобретение экскурсионного билета обязательно.

Максимальное количество экскурсантов в группе составляет 25 человек, для Архитектурно-этнографического музея «Хохловка» - 30 человек.

Студенты;
- пенсионеры;
- многодетные семьи;
- малоимущие семьи;
- инвалиды III группы.

*** Залог за использование аудиогида составляет 1 000,00 рублей.

На основании приказа Министерства культуры Пермского края от 30 января 2015 г. № СЭД-27-01-10-21 с 01 июня 2015 года входной билет в ГКБУК «Пермский краеведческий музей» и его филиалы для лиц, не достигших восемнадцати лет, является бесплатным (при предъявлении соответствующего документа).

Право на бесплатный вход в ГКБУК «Пермский краеведческий музей» и его филиалы имеют следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

Герои Советского Союза;

Герои Российской Федерации;

Герои Социалистического труда;

Полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

Ветераны Великой Отечественной войны;

Инвалиды Великой Отечественной войны;

Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»;

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

Инвалиды I и II групп;

Инвалиды-колясочники с одним сопровождающим;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

Сотрудники музеев Российской Федерации;

Члены Международного совета музеев (ICOM).

В соответствии с государственным заданием ГКБУК «Пермский краеведческий музей» бесплатный вход предоставляется для всех категорий населения каждую третью среду месяца.

В соответствии с п. 4.1. Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки малоимущим многодетным семьям и малоимущим семьям, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 06 июля 2007 г. № 130-п, членам малоимущей многодетной семьи при предъявлении справки о малоимущности и документа, удостоверяющего личность одного из членов семьи, предоставляется бесплатный вход в ГКБУК «Пермский краеведческий музей» и его филиалы один раз в месяц в любой день в соответствии с режимом работы музея.

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка"
Пермский район. с. Хохловка

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты : 58°15′40″ с. ш. 56°15′40″ в. д.  /  58.26111° с. ш. 56.26111° в. д.  / 58.26111; 56.26111 (G) (Я)
Архитектурно-этнографический музей "Хохловка"
Дата основания
Местонахождение Пермский край , Пермский район, с. Хохловка
Директор Кокоулин Валерий Витальевич
Сайт
К:Музеи, основанные в 1969 году

Хо́хловка - архитектурно-этнографический музей в Пермском крае, основанный в 1969 г. Открыт для посетителей 17 сентября 1980 г. Музей расположен на живописном берегу реки Камы в 43 км от Перми, около села Хохловка. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом . В его составе 23 уникальных памятника конца XVII - первой половины XX в. На территории площадью, по разным источникам, 35-42 гектара находятся различные деревянные здания и сооружения, привезённые сюда из других мест и представляющие собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры региона. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. АЭМ «Хохловка» является филиалом Пермского краевого музея .

На фото - церковь Преображения (1707 г.) и сторожевая башня (XVII в.).

Объекты музея

  • Церковь Преображения , 1707 г. из с. Янидор Чердынского района
  • Церковь Богородицкая , 1694 г. из с. Тохтарёво Суксунского района
  • Сторожевая башня , XVII в. из с. Торговище Суксунского района
  • Колокольня , 1781 г. из д. Сыра Суксунского района
  • Изба Кудымова , XVIII в. из д. Яшкино Юсьвинского района
  • Гумно с овином , 1920 г. из с. Ошиб Кудымкарского района
  • Пожарное депо , 1930-е гг. из д. Скобелевка Пермского района
  • Амбар для зерна , 1906 г. из с. Хохловка Пермского района
  • Михайловский соляной ларь , 1880-е г г. из г. Соликамска
  • Никольский соляной амбар , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Ветряная мельница , XIX в. из д. Шихари Очёрского района
  • Рассолоподъёмная башня , XIX в. из г. Соликамска
  • Никольская солеварня , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Дом усадьбы Светлакова , 1920 г. из д. Дёма Кочёвского района
  • Изба Игошева , кон. XIX в. из д. Грибаны Уинского района
  • Охотничье становище , 1996 г.

Мероприятия в музее

На территории музея регулярно проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2015 год

Помимо «Хохловки», в Пермском крае расположены различные музеи под открытым небом, представляющие экспозиции архитектурно-этнографического и краеведческого содержания.

См. также

  • Лудорвай »
  • Архитектурно-этнографический музей «Тальцы »

Напишите отзыв о статье "Хохловка (музей)"

Ссылки

  • - анонсы мероприятий в АЭМ «Хохловка»

Примечания

Литература

  • Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976.
  • Канторович Г. Д. Музей под открытым небом как форма сохранения памятников деревянного зодчества в Прикамье // Коноваловские чтения. Березники, 1995. Вып. 1.
  • Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970.

Отрывок, характеризующий Хохловка (музей)

Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.
Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
Пьер слышал, как она сказала:
– Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.

Ну что же, вот и заключительный отчет о нашей поездке на Урал. Сегодня на удивление небо было какого-то не естественно голубоватого цвета, да к тому же еще в глаза светил какой-то яркий фонарь. Да это же ясное небо и солнце! Вот тебе на! Пермский край сжалился над нами и на прощание подарил прекрасный летний денек.
У нас оставалась еще одна точка в этих краях - Пермский музей деревянного зодчества "Хохловка"


Так как я большой любитель деревянного зодчества и деревень в частности, то по возможности стараюсь посещать музеи деревянного зодчества там, где они есть. Здесь как правило собраны, наверно, лучшее экспонаты со всего края, с другой стороны, все эти объекты выдернуты со своего культурного ландшафта и кое-как понатыканы на небольшом участке земли имитирующие своеобразное поселение. Честно сказать самый интересный музей все же Малые Корелы в Архангельской области, но и в Хохловке есть на что посмотреть.
Ну что же поехали, быстренько пробежимся по представленным экспонатам:
При входе нас встречает усадьба коми-пермяцкого крестьянина. Северо-западное Прикамье. Усадьба построена в середине XIX века и привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района Коми-Пермяцкого АО.
Внешний вид коми-пермяцкого жилища прост, даже суров. Представляет собой дом двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс "дом-двор" состоит из двух изб, связанных сенями, и двора, примыкающего сзади под прямым углом. Все хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня) восстановлены по аналогам XIX века.
Усадьба рублена из сосновых бревен способом " в обло". Жилая часть и хоздвор перекрыты двухскатными кровлями самцовой конструкции.
Обстановка избы, предельно проста и рациональна. На привычных местах разместилась домашняя утварь: посуда, одежда, некоторые орудия труда. В правом углу находиться глинобитная печь. По стенам расположены широкие деревянные лавки, над ними утроены полки. Над входом полати. По диагонали от печи расположен "красный" угол, в котором находиться божница с иконой. Место напротив печи кут для приготовления пищи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующий дом: Усадьба Н.П Светлакова. из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермячкого АО.
Усадьба - типичный "дом-двор" двурядной связи. Здесь жилая и хозяйственные части под отдельными двухскатными крышами расположены параллельно друг другу. Между ними находиться крытый двор с мощными столбами-опорами. В непогоду и холодное время года во дворе выполнялись многие домашние работы: теребили лен, мололи зерно на ручном жернове, вели ремонт промыслового инвентаря.
Жители усадьбы занимались добычей и обработкой "жернового камня" - из обломков твердых горных пород, делали жернова для ручных мельниц. Этот промысел был широко развит среди крестьян Кочевской волости Чердынского уезда.

7.

8.

9.

10.

Усадьба с росписью - привезена из деревни Гадья Чердынского района 1880 гг. Усадьба русского крестьянина двухрядного типа (один ряд - жилой дом на две избы с сенями, другой - двор в два яруса). Особенность этой усадьбы - художественная домовая роспись. В переднем углу над обеденным столом изображены круги-венки. Над полатями написаны букеты цветов в вазонах с парой птиц. Лучше всего эта роспись видна с полатей, вероятно, предназначалась для семейных пар ("свадебная" роспись).
В крытом дворе располагались хозяйственные постройки - хлев и конюшни для скота, размещались земледельческие орудия, транспортные средства.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Гумно с овином. Копия оригинала 1920-х годов. Село Ошиб Кудымкарского района, Коми-Пермяцкого АО.
Совмещенные под двухскатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна. Стены гумна рублены способом забирки ("в заплот"), овина "в обло".
Под более низкой крышей расположен ямный овин, где сушили снопы. После чего снопы обмолачивали на глиняном полу гумна. Открытые ворота давали возможность веять зерно при различных направлениях ветра.
Внутри постройки восстановлен интерьер, где представлены орудия крестьян для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же машины появившиеся в крестьянских хозяйствах в 80х годах XIX века.

18.

Ветряная мельница из деревни Шихири, Очерского района XIX века.
Принадлежала К. Рахманову, переходила по наследству. В 1931 году была взята в колхоз "Красный боец", и на ней мололи зерно до 1966 года.
Такой тип мельниц называется шатровыми или "шатровками", главная особенность которых неподвижное основание - сруби подвижное "оголовье" - крыша. Оголовье поворачиваться вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. Поворот в сторону ветра делали с помощью специального рычага - хвостовины ("хобота"). Под напором ветра через сложную систему шестеренчатых передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова. Мукомольные жернова находятся на первом ярусе.
Зерно засыпали в специальные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь. Сложная конструкция мельницы оттачивалась веками, и до сих пор является венцом крестьянской инженерной мысли.

19.

Дальше туристическая тропа выводит нас на экспозицию посвященную соляному промыслу. О вываривании соли я уже рассказывал в прошлых частях. Здесь же представлены экспозиции с Усть_Боровского солеваренного завода: рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и амбар - весь тот путь, который проделывает соль от рассола до лавок русских купцов.
20.

21.

22.

В лесу представлен комплекс "Охотничье становье" в которой вошли: Очаг -"Нодья" с навесом, лобаз и охотничья избушка.
23.

24.

25.

Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района первая треть XX века.
В середине 90-х годов XIX века в Пермской губерни, создаются земские пожарные дружины. В селе Скобелевка пожарная дружина из 23 человек была организована в 1906 году. Основная часть депо - квадратная, к ней примыкают служебные помещения: конюшня, комната для дежурных. Здание перекрыта двускатной тесовой крышей, выше расположена наблюдательная вышка с пожарным колоколом. Внутри восстановлен типичный для конца XIX - начала XX века пожарный обоз: телеги и сани с ручными насосами фирмы "Сонинъ Пермь.", бочки для запаса воды и характерное для того времени пожарное оборудование: багры, ломы, топоры, ведра, лестницы.
26.

27.

28.

29.

Изба В.И. Игошина - из деревни Грибаны Уинского района середина XIX века.
Традиционная для Прикамья "изба-связь", состоящая из двух срубов, расположенных друг напротив друга и разделенных сенями. Изба покрыта двускатной крышей. Ее венчает массивный "охлупень", который изготовлялся из цельного бревна с желобом, размещался на вершине крыши и прижимал верхние концы тесанной кровли. Изба отличается особой монументальностью, рублена топором из мощных бревен лиственницы (диаметр от 45 до 80 см). В деревенских домах конца XIX века, уже появляются товары промышленного производства - мебель, кровати, самовары, швейные машины.
30.

31.

32.

33.

Богородицкая церковь - село Тохтарево Суксунского района 1694 год.
"Жемчужина" прикамского деревянного зодчества - образец древней "клетской" церкви "кораблем". Три части церкви - трапезная, храм и алтарь - располагаются по одной лини "кораблем" и подняты на высоки подклет. Отличает постройку особая красота кровли: высокая клинчатая крыша, главки, барабаны, "бочка", покрыты городчатым лемехом.
Внутренние убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост для службы. Иконостас до наших дней не сохранился.

Колокольня - из села Сыра - Суксунского района 1781 год.
Единственная деревянная колокольня, сохранившиеся в Пермском крае до наших дней. "Восьмерик" основания колокольни перерастает в ярус (площадку) звона с арочными проемами.
Венчает постройку большой островерхий шатер опоясанный "красным тесом" - на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птиц или лучей солнца. Высота колокольни вместе с крестом достигает - 30 метров.
Колокольня рублена "в лапу". Это традиционный прием, при котором бревна на углах строения обрубаются по форме "лапы" и не выступают за пределы углов. Этими "лапами" бревна "схватываются", со временем такое соединение не рассыхается, а только уплотняется.

34.

35.

36.

37.

Сторожевая башня - из села Торговище Суксунского района. 1905 год, копия оригинала XVII века.
Сторожевая башня - один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества.
С 60х годов XVII века была центральной, проезжей башней Торговищенского острога - через нее попадали внутрь крепости.
Сгорела во время пожара 1899 года, но крестьяне села восстановили ее своими силами.
Башня двух ярусная - нижняя часть четырехугольная, верхняя - восьмиугольная ("восьмерик" на "четверике"). Через бойницы "восьмерика" велся обстрел врага на дальних подступах. Для ближнего боя использовался "облам" - боевой выступ на верхних бревнах "четверика". На вершине крыши находится небольшая башенка - "смотрельня" где несли службудозорные.
Башня рублена "в обло" распространенным в деревянной архитектуре способом.

38.

39.

Церковь Преображения - из села Янидор Чердынского района. 1702 год.
Уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой "клетский" храм "кораблем"
Этот древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть - простой сруб как в избе, а три части церкви:трапезная, храм и алтарь -располагаются по одной линии "кораблем" и подняты на высокий подклет.
С северной и западной сторон церковь охватывает крытая галерея, устроенная на мощных выступах бревен. Все крыши в храме самцовые.
Необычно завершение центральной части храма - на высокой кровле "крещатая бочка" с главкой. Главки покрыты осиновым лемехом. Древесина осины под лучами солнца и каплями воды со временем приобретает серебристый оттенок. Стены рублены способом "в обло", бревна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох ни другой утеплитель не требовался.
Вероятно, церковь в селе была построена на месте древнего языческого святилища. ("Ени-дор" на коми-пермяцком языке означает "божий край", "божий дом")

40.

41.

42.

43.

Ну что же, вот и закончилось наше путешествие на Северный Урал в Пермский край. После музея мы плотно пообедали в близ лежащем кафе и взяли курс в сторону Москвы.

44.

45.

До дома оставалось 1700 км. Обратно мы решили ехать через республику Мари-Эл и Чувашию - ибо бить машину на """дорогах""" Костромской области было реально жалко. К тому же путь через Чебоксары нам давал еще две точки для осмотра - это Тракторный музей в Чебоксарах и один из самых дальних городов "Золотого кольца" - Гороховец - в который, с моими маршрутами, доехать мне проблематично. Рассказ об этих двух точках я наверно вынесу за пределы повествования о "Северном Урале 2015". Подводя итоги можно уверенностью сказать, что поездка удалась. Есть чего вспомнить, есть еще за чем сюда вернуться. Урал мне очень понравился, не смотря на ужасную погоду, и сюда я точно вернусь, но только уже осенью. Хотя вот уже в кулуарах идет обсуждение про Приполярный Урал и... Полярный.... Но это после... В следующем году... А может и через год... А может через два...

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Архитектурно — этнографический музей Хохловка Пермь

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня наш рассказ об уникальном Архитектурно — этнографический музей Хохловка, который находиться в 43 км. от города Пермь недалеко от села Хохловка, на живописном берегу Камского водохранилища.

Хохловка — музей деревянного зодчества Пермского края под открытым небом, насчитывающий более 20 шедевров деревянной архитектуры региона. Музей был основан в 1969 году. Для посещений музей открыт 17 сентября 1980 года.

Так как деревянная архитектура Прикамья в каждом районе имела свои уникальные черты, музей разделен на несколько разных секторов: Коми-Пермяцкий, Северное и Южное Прикамье, а так же архитектура солепромышленных комплексов.

Первым на маршруте разместилась «Усадьба П.И. Кудымова » XVIII века привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района. В состав усадьбы входит главный дом и двор. Жилая часть разделена на три зоны «изба-сени-изба». Во дворе размещался хлев, конюшня, амбар, баня. В избе собраны некоторые предметны быта того времени.

Усадьба П.И. Кудымова

Усадьбы Светлакова

Церковь Преображения , 1707 г. привезена из села Янидор, Чердынского района. Уникальный памятник деревянного зодчества выполнен в виде «корабля». Церковь разделена на три части: трапезная, храм и алтарь.

Церковь Преображения

Сторожевая башня , XVII в. привезена из села Торговище, Суксунского района. Копия оригинала. Башня сгорела в 1899 году. Была восстановлена местными крестьянами.

Сторожевая башня

Колокольня , 1781 г. привезена из деревни Сыра, Суксунского района. Высота колокольни вместе с крестом около 30 метров. Единственное сооружение такого типа сохранившиеся на территории края.


Колокольня

Церковь Богородицкая , 1694 г. привезена из села Тохтарёво, Суксунского района. Жемчужина Прикамского деревянного зодчества , так же разделена на три части и поднята на высокий подклет.

Церковь Богородицкая

Изба Игошева , конец XIX в. привезена из деревни Грибаны, Уинского района.

Изба Игошева

1930-е гг. привезено из деревни Скобелевка, Пермского района.

Никольская солеварня , 1880-е гг. привезена из города Соликамска.

Никольская солеварня

Амбар для зерна , 1906 г. село Хохловка, Пермского района.

Амбар для зерна

Усадьба Баяндиных-Боталовых , конец XIX в. Копия оригинала из деревни Дмитриево, Юсьвинский район. Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина. Двухэтажная жилая часть – особенность этой усадьбы. На первом этаже находилась теплая изба с русской печью, клеть для ранения домашней утвари, торговая лавка и синильная мастерская по окраске холстов. На втором этаже располагалась горница с «голландской» печью, кухня, клеть.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Так же на территории музея Хохловка можно увидеть: Михайловский соляной ларь, 1880 годы г. Соликамск; Ветряная мельница, XIX в. д. Шихари Очёрского района; Рассолоподъёмная башня, XIX в. г. Соликамск; Никольский соляной амбар, 1880 годы г. Соликамск; Охотничье становище.

Стоит отметить то, что на территории Музея Хохловка проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники, один из самых массовых «Международный фестиваль современных этнических культур KAMWA»

В 2016 году «Международный фестиваль KAMWA » состоится 5-7 августа. Подробнее об фестивале можно почитать здесь: http://www.kamwa.ru/projects/международный-фестиваль-kamwa-2016.html

Адрес архитектурно-этнографического музея «Хохловка»:

Пермский край, Пермский район, с. Хохловка


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS Email или

 

 

Это интересно: