Чем интересен роман обломов современному читателю. Обломов, Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным). Общественный смысл романа
Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И.А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия.
Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни.
В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией.
Русь в лице Обломова - это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие.
Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?»
В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении».
Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!
Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера.
Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их.
Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера.
Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.
Трагична и судьба слуги Обломова - Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин – крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина.
Таким образом, роман Гончарова «Обломов» - глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми.
Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.
Общественный смысл романа
В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.
Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).
В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
Смысл названия произведения
Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.
Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.
Смысл Обломовки в романе
Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.
Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.
Смысл жизни Обломова в романе
Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.
Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.
Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».
Тест по произведению
Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И.А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия.
Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни.
В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией.
Русь в лице Обломова - это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие.
Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?»
В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении».
Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!
Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера.
Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их.
Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера.
Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.
Трагична и судьба слуги Обломова - Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин – крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина.
Таким образом, роман Гончарова «Обломов» - глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми.