→ Порядок проведения стажировки персонала на рабочем месте, программа и сроки прохождения. Дополнительное образование и стажировка как форма повышения квалификации

Порядок проведения стажировки персонала на рабочем месте, программа и сроки прохождения. Дополнительное образование и стажировка как форма повышения квалификации

Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
Что же отличает стажировку от традиционных курсов повышения квалификации?
Во-первых, практико-ориентированный характер стажировки, подразумевающий замену лекций практическими формами организации обучения (экскурсиями, мастер-классами, обменом опытом на рабочем месте, наставничеством), выполнение должностных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты. Любая стажировка включает самостоятельную теоретическую подготовку, а также индивидуальные задания практического (педагогического) или исследовательского характера.
Во-вторых, освоение современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик. В современных условиях такими базами стажировки могут стать ресурсные центры, научно-образовательные консорциумы, образовательные, научные и иные организации, обладающие необходимым инновационным опытом по организации образовательного процесса и реализации современных технологий.
В-третьих, накопление профессионального опыта педагогов, которое эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятельности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности.
В-четвертых, стажировка имеет индивидуальный характер независимо от того, проходит ее педагог индивидуально или в группе слушателей. Каждая стажировка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направлены на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) исследовательского либо прикладного характера.
Стажировку организуют на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в том или ином направлении образовательной деятельности. Именно такие образовательные организации могут стать стажировочными площадками, организовать эффективное распространение и обмен передовым педагогическим опытом, демонстрировать результаты внедрения современных образовательных, воспитательных, информационных технологий.
Такие стажировки для педагогов разных категорий на базе стажировочных площадок уже два года работают в Московском городском педагогическом университете как в рамках традиционных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и отдельно в процессе изучения той или иной образовательной программы.
Направленность стажировок различна - от разовых мероприятий по обмену педагогическим опытом (проблемных семинаров, мастер-классов), освоению курсов повышения квалификации с изучением опыта других педагогов и образовательных учреждений до проведения исследований и реализации проектов на базе собственной школы по итогам прохождения стажировки.
Все более популярной становится организация стажировок для школьных команд педагогов, позволяющих не только изучить инновационный опыт коллег, но и на основе коллективной рефлексии, творческого осознания этого опыта предложить программу изменений образовательного процесса своего образовательного учреждения. Таким, например, стал проект, реализуемый в МГПУ для школьных команд педагогов, по проблеме формирования метапредметных компетенций обучающихся, в рамках которого предусмотрены две стажировки - на базе передовых образовательных практик Москвы и в школах Финляндии, которые имеют высокие результаты в международных сравнительных исследованиях компетенций обучающихся.
Стажировку можно организовать либо по реализуемым вузом образовательным программам, либо создавать отдельно по заявкам педагогов и образовательных организаций. Сегодня в МГПУ создают совместно со стажировочными площадками оригинальные программы стажировок для распространения инновационного опыта в системе московского образования. Примерами такого сотрудничества в области стажировок стали:
подготовка педагогов для реализации программ международного бакалавриата - гимназия №1404 «Гамма» (директор - Н.Раюшкина);
реализация современных программ естественно-научного образования с использованием нанотехнологий и технологического предпринимательства - образовательные учреждения Школьной лиги Роснано;
использование современных информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательными организациями - лицей №1575 (директор - И.Боброва);
подготовка учителей технологического профиля - школа №293 (директор - А.Глозман);
исследовательская деятельность обучающихся (научно-технический профиль) - МУК №15 «Мещанский» (директор - В.Шалашов).
По результатам прохождения стажировки педагогам выдают документ о повышении квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы, аналогичный удостоверениям о повышении квалификации.
Если сегодня в МГПУ по программам стажировки обучают около 300 человек в год, то в ближайшем будущем многие педагоги будут участвовать в программах стажировки как наиболее востребованных для освоения практического опыта, для овладения инновационными методами и технологиями работы, для обсуждения и рефлексии педагогических идей.

Дмитрий МАХОТИН, заведующий кафедрой профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Советом техникума

Протокол №1 от «28» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ

имени А.К. Лысенко»

Н.А. Бровченко

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАЖИРОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ



1. Область применения

1.1. Настоящее положение о прохождении стажировки педагогическими работниками (далее - Положение) регулирует процедуру формирования и реализации системы стажировок в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

2. Правовая сторона

2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

3. Общие положения

3.1. Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Опыт деятельности на предприятиях и организациях, соответствующих профессиональной направленности, является обязательным для педагогических работников, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС.

3.2. Стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации педагогических работников.

3.3. Под стажировкой педагогических работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико- ориентированный характер. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

3.4. Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по индивидуальной модульной программе повышения квалификации, в том числе построенной по накопительной системе. Индивидуальная модульная программа стажировки может быть построена по накопительной системе и состоять из ряда модулей (субмодулей), которые представляют собой законченный курс. Стажировка возможна на нескольких стажерских площадках различных предприятий и организаций, профиль деятельности которых соответствует реализуемым специальностям СПО. Педагогические работники проходят стажировку не реже одного раза в три года. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях и организациях, стажировка педагогических работников может проводиться чаще.

3.5. Планы и программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями.

3.6. Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 72 часов.

3.7. Стажировка может проводиться по месту нахождения техникума, а также в организациях, предприятиях, научно-исследовательских центрах, находящихся в других регионах и имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

3.8. Основными видами стажировки являются производственная и педагогическая. Производственная стажировка проводится в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в техникумах специальностям, где стажѐр приобретает или повышает квалификационную категорию, знакомится с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства.

Педагогическая стажировка проводится в образовательных организациях.

Стажѐр овладевает опытом организации учебной и воспитательной работы, знакомится с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучает инновационные педагогические технологии.

4. Цели и задачи стажировки

4.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников.

4.2. Задачами стажировки являются:

Совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии;

Повышение квалификации преподавателей по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки;

Освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения;

Изучение отечественного и зарубежного опыта к требованиям уровня квалификации специалистов и необходимости освоения современных методов решения профессиональных задач;

Моделирование инновационных образовательных процессов;

Выработка конкретных предложений по совершенствованию ученого процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства;

Ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности;

Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квлификации специалистов;

Выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.

5. Организация стажировки

5.1. Стажировка организуется с учетом потребностей учебного процесса решением директора ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

5.2. Организация стажировки педагогических работников включает в себя:

Перспективное и ежегодное планирование стажировки, являющееся составной частью программы развития образовательной организации;

Заключение договоров о сотрудничестве с организациями и предприятиями соответствующими профилям реализуемых специальностей и/или профессий, осуществляющими стажировку;

Разработку, согласование и утверждение программы стажировки;

Проведение стажировки.

5.3. Направление педагогических работников для прохождения стажировки может осуществляться на основании:

Истечения трѐхлетнего срока с момента последнего профессионального повышения квалификации, стажировки педагогического работника;

Инициативы самого педагогического работника или администрации техникума при наличии согласия принимающей на стажировку организации или предприятия и финансовой возможности образовательной организации (досрочно).

5.4. Направление педагогического работника для прохождения стажировки оформляется приказом директора, приѐм на стажировку – приказом по пред-

приятию или организации (согласно договору о сотрудничестве).

5.5. Руководители предприятий или организаций, реализующих стажировку педагогических работников, определяют рабочие места для стажѐров, руководителей стажировки из числа наиболее опытных сотрудников или высококвалифицированных рабочих, в обязанности которых входят регулярные консультации стажѐров и контроль результатов их практической деятельности в период стажировки.

6. Программа стажировки

6.1. Программа стажировки педагогического работника разрабатывается стажѐром, обсуждается на заседании предметной (цикловой) комиссии, согласовывается с руководителем стажирующей организации, утверждается директором техникума (Приложения 1).

6.2. Программа стажировки должна предусматривать работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приѐмами труда, связанными с профилем образовательной организации, ознакомлению с современным оборудованием, экономикой и организацией предприятия, охраной труда.

6.3. Программа стажировки может предусматривать:

Самостоятельную теоретическую подготовку;

Приобретение дополнительных профессиональных компетенций;

Изучение организации и технологии профессиональной деятельности;

Работу с нормативно-правовой и иной документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Получение консультаций по заявленной проблеме;

Участие в совещаниях, деловых встречах и др.

6.4. Результатом освоения индивидуальной модульной программы является вид профессиональной деятельности, перечень общих и профессиональных

компетенций, которым стажѐр овладеет в ходе прохождения стажировки.

6.5. Структура и содержание индивидуальной модульной программы стажировки содержит тематический план стажировки, который включает в себя теоретическое и практическое обучение, обязательные аудиторные занятия, в том числе лабораторные и практические, самостоятельную работу и общее количество часов стажировки.

6.6. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы основной профессиональной образовательной программы; изучение одной технологической операции; вида профессиональной деятельности; оборудования или технологии.

7. Документальное оформление стажировки и подведение итогов

7.1. Основным регламентирующим документом для стажѐра является утверждѐнная в установленном порядке программа стажировки (Приложение 1).

7.2. Стажировка педагогического работника завершается оформлением справки, подтверждающей освоение индивидуальной программы стажѐра и заверенная руководителем предприятия или организации (Приложение 2) и сдачей дневника и отчёта, составленного преподавателем по итогам стажировки (приложение 3, 4).

7.3. Документ о стажировке педагогического работника является необходимым для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию. Копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения.

8. Порядок финансирования

8.1. Финансирование расходов по прохождению стажировки педагогическим работником осуществляется за счѐт средств образовательной организации по установленным нормативам.

8.2. За педагогическими работниками, проходящими стажировку в организациях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки.

Приложение 1


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛПТТ

____________/____________/ _________ / Н. А. Бровченко /

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

«_____» ____________ 2015 г. «_____» __________ 20 15г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Преподавателей (мастеров производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

Ф.И.О.

на предприятии

название предприятия

Лиски 2015 г.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)

П/П

Наименование темы
(вид работы)

Количество часов

ВСЕГО:

72

Зам.директора
по УПР _____________ Е.Н.Герасименко

Зав. научно-методическим

отделением ____________ С.А.Ирхина

Приложение 2

ШТАМП

ПРЕДПРИЯТИЯ

Справка

Выдана преподавателю (мастеру производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» в том, что он за период с ________________по _________________ прошел стажировку в объеме 108час. на базе _________

_________________________________________________________________

(наименование предприятия)

по программе стажировки профессии/специальности СПО __________________________________________________________________________________.

Руководитель предприятия

М.П.

Дата выдачи: «_____»________________20____г.

Приложение 3

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ДНЕВНИК

учета прохождения стажировки преподавателем (мастером производственного обучения)

(Ф.И.О. мастера ПО)

Наименование предприятия ___________

_____________________________________________________________________________

п/п

Дата

Название и краткое содержание стажировки

Количество часов

Руководитель стажировки от техникума

____________________/ Герасименко Е.Н./

Руководитель стажировки от предприятия

____________________/______________________/

Приложение 4

ОТЧЕТ

о прохождении стажировки

Мастера ПО ______________________________________________

Ф.И.О.

В период с «___» _____________ 20___г. по «___» _____________ 20___г. мною была пройдена стажировка на предприятии _______________________

__________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

В процессе прохождения стажировки были выполнены следующие виды работ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика руководителя стажировки от предприятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер ПО ___________ ______________

подпись Ф.И.О.

подпись Ф.И.О.

Руководитель от ЛПТТ ___________ Е.Н.Герасименко

Приложение 4

ОТЗЫВ

руководителя предприятия

__________________________________________________________________

Название предприятия (организации)

о стажировке мастера производственного обучения

Ф.И.О. мастера ПО

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель от предприятия ___________ ______________

подпись Ф.И.О.

На сегодняшний день на рынке труда образовалась серьезная отрицательная тенденция. Многие непорядочные компании при приеме на работу требуют от сотрудника, чтобы он обязательно прошел стажировку. Потенциальный специалист, добросовестно отработав от двух недель до одного месяца, оказывается неподходящим на данную должность, запись в трудовой книжке не совершается, а заработная плата за это время ему не оплачивается. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, необходимо знать, что такое стажировка и должна ли она оплачиваться.

Что такое стажировка?

Данный термин можно расценивать по-разному. С одной стороны, стажировка - это обучение, а точнее часть этого процесса, деятельность по приобретению практического опыта. Например, студенты обязательно должны пройти практику и попробовать свои теоретические знания в деле. Помимо этого они могут узнать изнутри производственный процесс своей будущей профессии. С другой стороны, стажировка - это возможность показать свои профессиональные навыки на новом рабочем месте. После ее прохождения руководитель сможет сделать вывод, нужен ли компании такой специалист либо необходимо подыскивать другого. В любом случае следует всегда проявлять все свои профессиональные навыки и теоретические знания, чтобы убедить и руководство, и себя в правильном выборе специальности.

Для чего необходима стажировка?

Стажировка полезна тем, что для студента в перспективе дает возможность получить предложение по работе на том предприятии, где он ее непосредственно проходит.

Самый точный метод, который позволяет научить трудиться безопасно — это увидеть и показать все на практике. В рабочей обстановке, то есть непосредственно на будущем рабочем месте. Как правило, процесс проходит под руководством опытного сотрудника и наставника. Новичка к самостоятельной работе никогда не допустят. В данном случае это касается практикантов или неопытных сотрудников. Профессионалы в своем деле широко известны в узких кругах и не нуждаются в том, чтобы доказывать свои рабочие навыки. Для них стажировка - это возможность понять, подходит ли им рабочее место.

В тех ситуациях, когда стажировка на рабочем месте - это обязательное требование, установленное законодательством, существует определенный порядок для ее прохождения на предприятии. Он представляет собой внутренний нормативный документ и утверждается руководством компании.

Кто должен проходить стажировку?

Как было сказано выше, стажировку могут проходить как выпускающиеся из вузов студенты, так и граждане, имеющие определенный стаж работы по своей специальности. Лица, которые проходят подготовку в виде ассистентуры-стажировки (это форма послевузовской подготовки кадров), являются ассистентами-стажерами. Другими словами, это те, кто имеет высшее профессиональное образование и желает продолжить его в очной форме в течение двух последующих лет с углубленным преподаванием.

Согласно законодательству производственная практика для студентов является неоплачиваемой, а вот трудовая деятельность уже выпустившихся специалистов должна быть вознаграждена в заранее установленном денежном эквиваленте.

Как правильно оформить?

Как и другой вид инструктажа по обязательной охране труда, стажировку необходимо правильно оформить. Это нужно по ряду причин. В первую очередь, чтобы у проверяющих не получилось наказать руководителя за отсутствие обучения своих работников, а во-вторых, для того чтобы сам сотрудник не смог предъявить претензии в том случае, если получит травмы или заболевания по собственной неосторожности.

Ниже представлен необходимый перечень основных документов при оформлении стажировки:

Положение о стажировке;
. программа;
. приказ о прохождении стажировки;
. приказ к допуску к самостоятельной работе.

Программа стажировки - это важнейший методический документ, в котором подробно раскрыты основные задачи для потенциальных сотрудников фирмы.

В первую очередь следует заполнить положение о стажировке. Ко всему процессу разработки данного документа нужно подойти очень серьезно и ответственно. Дело в том, что он подробно описывает все права и обязанности как самого стажирующегося, так и наставника, а также сроки и порядок проведения стажировки, общую ответственность и другие особенности, связанные с ней.

Стажировка на рабочем месте

Процесс освоения и получения новых знаний на должностном месте имеет свои преимущества и недостатки. Положительных моментов, конечно, больше. Новые сотрудники получают возможность ознакомиться со всем спектром обязанностей, адекватно оценить правильность выбора своей профессии, познакомиться с потенциальными коллегами, а также оценить собственные возможности и силы. Появляется время для адаптации на новом рабочем месте. Помимо этого сам работодатель получает наглядное пособие и время для оценки будущего сотрудника и специалиста. Стажировка - это время, которое позволяет сотруднику освоиться с особенностями коллектива, графиком его работы, условиями труда, а также с другими особенностями выбранного рабочего места. Все это помогает приступить к полноценной трудовой деятельности без дополнительных стрессов и напряжений. Недостатком является то, что некоторые работодатели, нарушая законодательство РФ, превращают этот процесс в неоплачиваемое время полноценной работы, по окончании которого человека увольняют без денежной компенсации. Стажировка на рабочем месте - это не обучение, а производственная практика, т. е. деятельность, которая обязательно должна оплачиваться в порядке, установленном законодательством. Размер заработной платы всегда оговаривается заранее.

Платить или не платить?

Итак, столкнувшись с необходимостью проходить стажировку, следует заранее уточнить все интересующие вопросы. Как было сказано выше, производственная стажировка для студентов является неоплачиваемой. Это объясняется тем, что в процессе прохождения практики они набираются новых знаний и умений, которые понадобятся им для дальнейшего устройства на рабочее место. Студенты сами заинтересованы в том, чтобы получить практические навыки. Что касается другого вида стажировки, то есть на рабочем месте, то здесь дело обстоит иначе. Новый сотрудник приходит на открытую вакансию и продает свои навыки с целью получить рабочее место. В течение определенного периода времени он оказывает свои услуги, поэтому стажировка - это деятельность, полезная для компании, которая заинтересована в высококвалифицированном специалисте. Здесь следует заранее оговаривать размер заработной платы, которую стажер получит после окончания срока стажировки.

Как видно из вышеперечисленного, существует несколько видов оказания производственной деятельности на базе конкретного предприятия. Вопрос об оплате труда должен решаться в соответствии с законом. Именно поэтому следует предварительно узнать свои права и обязанности.

Есть и другой вариант, например, когда стажировка - это повышение квалификации. В данном случае компания может за свой счет предоставить своему сотруднику возможность для получения новых знаний. В такой ситуации вопрос об оплате стажировки должен быть решен заранее.

Практика и стажировка

Профессиональная студенческая практика и стажировка в лучших компаниях и лабораториях мира - в России и за рубежом

Прием заявок на практику и стажировку

Летом 2018 г. в рамках организованной "Альбионом" летней практики и выделенных квот прошли профессиональную подготовку студенты-айтишники, экономисты, химики. Будущие финансисты и управленцы получили места стажеров в транснациональной компании и крупных банках.

Прием заявок на практику/стажировку летом 2019 открыт по следующим направлениям:
генная инженерия (тематика: Разработка методик определения возраста индивидуумов на основе оценки профилей метилирования ДНК), прикладная физика, химия, экономика и финансы, «Системное программирование и компьютерные науки», «Суперкомпьютерные системы и приложения», «Квантовая информатика», а также междисциплинарные направления по решению на суперкомпьютерах актуальных прикладных задач в таких областях как биоинформатика, сейсморазведка, нанотехнологии, индустриальная математика, и др.


Практика и стажировка для студента - не только профессиональный опыт, но и значимая строчка в резюме, бонус для будущей карьеры. А если такая практика проходит под руководством всемирно известного ученого или специалиста, ее ценность возрастает в разы.

Открыть двери ведущих международных исследовательских центров и крупных компаний для школьников и студентов помогает новый проект образовательной компании «Альбион» «Открытые лаборатории мира» , стартовавший в июне 2018 г. и поддержанный известными учеными, действительными членами РАН и рядом авторитетных профессоров западных университетов. А первые шаги к этому уникальному проекту были сделаны "Альбионом" летом 2017, оказавшись весьма успешными. Об этом наши студенты рассказали в интервью , опубликованных на страницах ТАСС при участии "Альбиона".

Осенью 2018-го «Альбион» начал программу долгосрочных стажировок на 2018-2019 учебный год - на базе институтов РАН, российских и зарубежных университетов, транснациональных компаний. Направления - физика, химия, биология, математика, программирование и компьютерные технологии, деривативы, инвест-банкинг, слияния и поглощения. Ожидается, что наиболее востребована будет очно-дистанционная форма стажировок, включающая в себя обязательную подготовку к практике вместе с тьютором и научным руководителем, выполнение проекта во время двух-трех очных сессий, защиту выполненной работы; особенно интересен такой формат тем, кто собирается учиться или уже получает образование за рубежом.

Организация профессиональной практики/стажировки для студента или старшеклассника в серьёзных исследовательских центрах, именитых компаниях или университетах - особенно за рубежом - задача весьма трудная, по затратам времени и сил сопоставимая с процессом поступления в высокорейтинговые учебные заведения, зачастую - даже более сложная. Количество желающих многократно, иногда на пару порядков, превосходит количество вакантных мест. Получить место практиканта в именитой лаборатории, у известного профессора, крайне нелегко даже для многообещающих студентов родного университета, не говоря уже о сторонних студентах или школьниках старших классов.

В то же время значимость качественной профессиональной практики, в том числе для будущего трудоустройства, хорошо осознают студенты и их родители.

Работа в среде выдающейся научной, инженерной или экономической школы - бесценная привилегия, которая дает студенту и старшекласснику мощный стимул к более осознанному и целенаправленному изучению теоретических дисциплин, совершенствует аналитическое мышление, развивает профессиональную и научную интуицию, знакомит с работой в команде интеллектуалов, формирует самодостаточного, увлеченного человека.

Вместе с шансом сделать первые шаги в своей профессиональной карьере и стать почти равноправными участниками самых современных исследований и разработок, участники практики получают весомую прибавку к своим резюме и шанс на участие в научных публикациях. При содействии ученых и профессионалов международного уровня студенты гораздо быстрее обретают опыт и знания, которых нет в стандартной учебной программе.

Новое направление - новые партнеры и новые возможности

Уникальная возможность для студентов и старшеклассников воплотить свои мечты и поработать бок о бок с именитыми учеными и профессионалами стала реальной благодаря инициативе «Альбиона», получившей развитие при поддержке и участии наших партнеров, среди которых - всемирно известные лаборатории российских и зарубежных университетов и институтов РАН , транснациональные компании и крупные банки.

С июня 2018 г. мы принимаем заявки от школьников и студентов старше 16 лет (или их родителей), обучающихся в России или за рубежом, на организацию профессиональных краткосрочных (3-12 недель) и долгосрочных (3-12 месяцев) практик и стажировок по разным специальностям.

Организация практики и стажировки

Каждая практика/стажировка является индивидуальным проектом, адаптированным "Альбионом" совместно с принимающей стороной под уровень знаний старшеклассника или студента, и проводится по программе, составленной с учетом индивидуальных пожеланий практиканта и требований его учебного куратора.
Прием на практику производится в рамках выделенных квот и на платной основе, согласно условиям принимающей стороны и расценкам организаторов.

Порядок организации и проведения практики следующий:

  • Подачу заявки и резюме в «Альбион» студент производит заблаговременно, в высоко ранжируемые лаборатории/компании - за год и более до начала практики/стажировки
  • «Альбион» производит поиск и подбор вариантов прохождения практики/стажировки в рамках выделенных квот в соответствии с заявкой, уровнем подготовки студента и условиями заключенного договора
  • Студент проходит собеседование с руководителем лаборатории/компании для предварительного утверждения своей кандидатуры на место практиканта/стажера
  • Лаборатория/компания согласовывает со студентом точные даты, стоимость практики/стажировки и другие существенные условия.
  • Студент (спонсор) оплачивает счет в соответствии с заключенным с лабораторией/компанией договором.
  • Лаборатория/компания предоставляет студенту научного руководителя и персонального куратора для подготовки к практике, обучения и поддержки во время практики, мониторинга образования студента после прохождения практики.
  • Студент выполняет согласованное задание, обсуждает результаты работы со своим научным руководителем/куратором и получает подробный отчет/сертификат по окончании практики.

Успешные студенты получают право быть зачисленными в кадровый резерв компании, или (применительно к лаборатории) быть соавторами научной публикации по итогам проведенной работы и продолжить сотрудничество с Лабораторией.

В законодательстве Российской Федерации понятие "стажировка" упоминается в статье 59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая посвящена срочному трудовому договору (далее – ТД). Рассмотрим его значение.

В толковых словарях русского языка дается три определения этому слову. Стажировка – это деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки.

Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка – это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. Ее также называют испытательным сроком.

Третье значение: стажировка – это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Рассмотрим ее классификацию.

Виды стажировок

Их разделяют на две группы. Это рабочие стажировки и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые – на получение практических навыков.

Также стажировки можно классифицировать по некоторым признакам, например:

  1. Добровольные и обязательные. Вторые чаще всего встречаются в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков. Иногда бывает, что прохождение стажировки является необязательным (археологическая практика в педагогическом ВУЗе).
  2. Оплачиваемые и неоплачиваемые. Если стажировка связана с испытательным сроком сотрудника на новом рабочем месте, то она оплачивается. Если это учебная практика студента, то она, как правило, не вознаграждается денежно. Зато будущий специалист получает новые навыки, которые ему понадобятся при трудоустройстве.
  3. По сфере специализации: педагогическая, археологическая, технологическая, финансовая и т. д.
  4. Проведение стажировки может быть квартальным (весенним, летним, осенним, зимним), полугодовым (зимним, летним).
  5. Внутренние и внешние: в стране проживания и международные. Лучших студентов отправляют за рубеж на практику по обмену студентов.

Рабочая стажировка

Она направлена не только на получение знаний и опыта, но и на последующее оформление стажёра в штат. Для работодателя такая стажировка – это хороший способ выявить лучшего претендента, максимально подходящего на роль сотрудника в его организации. Эта деятельность является оплачиваемой и оформляется сторонами в виде срочного трудового договора с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Длительность стажировки

Трудовое время может различаться в зависимости от конкретных условий проведения данной деятельности. Например, срок стажировки составляет от 3 до 10 дней, если она проводится на рабочем месте. Время, необходимое на обучение, сюда не входит. При прохождении стажировки от ВУЗа по ученическому договору на производстве срок определяет работодатель, принимающая сторона.

При заключении стандартного ТД с испытательным сроком данная деятельность может длиться не более трёх месяцев согласно статье 70 ТК РФ. Стажировки претендентов на руководящие должности могут проходить до шести месяцев. Если работника не устраивают предоставляемые для него условия труда или работодателя не устраивают результаты работы сотрудника на испытательном сроке, то и работодатель, и работник вправе расторгнуть заключённый ранее срочный трудовой договор. При этом каждая сторона должна соблюсти некоторые условия. Работнику необходимо письменно в форме заявления уведомить работодателя о своём решении за три дня, а работодатель должен издать соответствующий приказ с предоставлением документальных причин (работник имеет право причину не писать).

Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности стажер проходит инструктаж по правилам техники безопасности, изучает свои должностные инструкции. Также он учится работать на определенных оборудованиях, машинах, технике.

В этом и заключается стажировка. Однако не все новички быстро осваивают новые знания. Если стажер не овладевает необходимыми навыками, то стажировку продлевают путем издания нового приказа.

Продолжительность трудового дня

Количество рабочих часов в день или смен в неделю также устанавливает работодатель. При этом новый сотрудник обладает правами работника, закрепленными в статьях 91-99 ТК РФ, которые принимающая сторона не вправе нарушать.

Оплата стажировки

Размер оплаты труда устанавливается непосредственно работодателем. На время действия срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ она не должна быть меньше суммы прожиточного минимума при условии отработки стажёром полного рабочего дня. При этом работодатели не назначают стажёру заработную плату, близкую к уровню постоянных сотрудников. Оплата данной деятельности не производится в случае прохождения производственной практики студентами, присланными ВУЗами и другими учебными заведениями.

Окончание стажировки

Студенты после производственной практики пишут отчёт и при необходимости курсовую работу. Среди проходивших стажировку с возможным последующим переводом в штат отбираются лучшие. Они получают не только навыки, но и постоянное место работы.

Если стажировка была связана с испытательным сроком на новой работе, то работник проходит проверку. Все ли он усвоил, знает ли он свои должностные обязанности, может ли их выполнять самостоятельно. Если всеми необходимыми навыками сотрудник овладел еще до окончания испытательного срока, то работодатель может уменьшить этот срок.

Что дает стажировка студентам?

Для них это прекрасная возможность увидеть мир, если это международная стажировка. Зарекомендовать себя как хорошего, надёжного и перспективного молодого сотрудника. Участвовать в разных проектах, заниматься деятельностью, далёкой от специальности, полученной в учебном заведении. Либо наоборот: получить необходимый «живой» опыт, навыки по своей будущей профессии. Во время стажировки происходит ускоренное профессиональное и личностное развитие, что важно в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.

Преимущества для студентов

  • Ценный опыт, новые навыки.
  • После стажировки студент может понять, нравится ему его специальность или нет. Больше половины студентов даже на четвёртом курсе обучения не знают точно, чем хотят заниматься в жизни.
  • Рабочий день стажёра значительно короче, чем у штатного сотрудника. Но при этом он также вовлечён в процесс.
  • Во время прохождения стажировки можно обзавестись различными полезными связями, которые могут помочь в будущем трудоустройстве (как правило, два стажёра из десяти после получения диплома ВУЗа приходят на собеседование после прохождения стажировки).
  • За такую деятельность студенту могут платить деньги.

В наше время во многих компаниях занимаются разработкой стажёрских программ. Это позволяет работодателю временно «омолодить» свой коллектив. Стажёрские программы позволяют компаниям избегать застоя в идеях у сотрудников.

Существует огромное количество кадровых агентств, специализирующихся на временных работниках (например, "Анкор"). Стажёрские программы есть и у многих общественных организаций, как российских, так и международных (например, известная международная организация AISIEC, красноярская организация «Интерра»).

 

 

Это интересно: