→ Тема и главная мысль война мир. Война и мир обсуждение романа. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова

Тема и главная мысль война мир. Война и мир обсуждение романа. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее

Оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России – народный и антинародный.

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей – этот рыцарь без страха и упрека – в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу,

Потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду”. Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: “Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Подобно этому, Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия – только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они – солдаты, ополченцы, народ, – только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” – думал Пьер, засыпая”.

В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “маленьких” людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет – после народной победы – сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия “из моральной бани” вышла! Пьер – главный герой “Войны и мира”, это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.

По мнению Толстого, Наташа – сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе – всех.

Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: “Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь”.

Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в “Войне и мире” велика. Она – сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.

Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея – это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь – путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, “у своего брата украл”, но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.

Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: “Я виноват”. Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами – все это странно воспринимает Николай Ростов.

В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.

Сочинения по темам:

  1. Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной...

«Война и мир» Л.Н. Толстого – величайший роман-эпопея, считающийся незабвенной классикой не только в России, но и во всем мире. По мотивам произведения Толстого ставят театральные постановки и снимают фильмы, пишут картины. Никого «Война и мир» не оставляет равнодушным.

Смысл названия романа

Название романа «Война и мир» имеет несколько смыслов. Прежде всего, это обозначение мирного времени, на смену которому приходит военный период. Однако критики смотрят глубже, подразумевая под словом мир «общество». Для Толстого война – самое страшное зло на земле, калечащая человеческие души и тела, поэтому война как разрушитель противопоставляется мирному сосуществованию людей.

Особенности жанра

Сам Л.Н. Толстой не мог определить жанр своего произведения. В нем есть элементы хроники, романа, эпопеи. Хроникой в полном смысле этого слова назвать «Войну и мир» нельзя, так как в произведении большее место занимает не описание событийного ряда, а размышления об исторических событиях.

Обозначение хроника больше подходит для семейной тематики. В романе представлено несколько поколений семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких. Не случайно первые три семьи, для которых важнее всего чувство единения и любви друг с другом, породнились в конце романа.

Однако сводить произведение только к семейной хронике тоже не стоит. Л.Н. Толстой сравнивал свое произведение с «Одиссеей», тем самым выводя на первый план его эпическое начало.

Проблема и идея романа


Основной идеей романа «Война и мир» становится идея единения, которая проявляется практически во всем: в семейном и общенародном единстве. Наташа Ростова, Пьер Безухов и Марья Болконская открыты людям, доброжелательны и считают, что все окружающие воспринимают мир так же, как они.

Андрей Болконский наиболее циничен из всех положительных героев. Поначалу он вообще не понимает ценности единения и живет словно сам по себе. Но встреча с Наташей, девушкой мечтательной и глубоко душевной, сцена с зазеленевшим дубом дают ему возможность раскрыться миру, тем самым обрести гармонию.

При этом для Толстого для единения вовсе не важна родственная принадлежность. Люди могут быть близки друг другу на духовном уровне.

Проблема естественности

Второй очевидной проблемой романа является естественность. Все герои произведения делятся на две большие группы: естественные, натуральные, на которых держится мир, и искусственные, претворяющиеся, являющиеся причиной войн и разрушения. К первым относятся Ростовы, Пьер, Марья Болконская, ко вторым – Курагины, Наполеон, Александр.

Для меня роман «Война и мир» это не просто книга, это настоящий учебник жизни, раскрывающий тонкости человеческого бытия, тайны смысла жизни, человеческую трагедию состояния войны. Толстой изобразил человеческую душу во всех ее проявлениях. Именно поэтому произведение так ценится во всем мире.


В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала до эпилога, была «мысль народная». Эта мысль живет не только в каждом герое, в каждой большой сцене романа «Война и мир», но и в каждом эпизоде, в каждой детали. Толстой пытается доказать народ не как большую группу людей, а как единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной, непонятной для многих дворян жизнью, своими мыслями, целями, качествами. По замыслу Толстого главной причиной победы русских, в 1812 году и была эта «мысль народная», это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству. В романе «Война и мир» этот единодушный порыв русских становится как бы еще сильнее на фоне блистательно изображенного Толстым высшего света, полного интриг, сплетен, корыстных интересов, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, и не видят или не хотят видеть, как народ единодушно поднимается на борьбу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Так показана «мысль народная» в действии. Народная война была неожиданностью для французов, привыкших драться по всем правилам, когда «поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставляло покориться народ». Русские же руководствовались не выдуманными кем-то правилами, а благородной целью освобождения родины, и ради этой цели они делали все. Толстой удивительно точно изобразил войну 1812 года как поединок двух фехтовальщиков, «один из которых, почувствовав себя раненным - поняв, что дело это не шутка, касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею». Эта «дубина народной войны» внесла огромный вклад в победу, что показало Бородинское сражение. Сражение за Москву, город-символ России, символ родины-матери. За этот символ русские и сражались до конца, неся в своей душе огонь любви, «скрытую теплоту, светившуюся на всех лицах», которую так сильно чувствовал Пьер. От этого чувства и зависел успех дела, во многом из-за этого чувства русские одержали победу. Они были готовы на все, были готовы стоять до конца, «злей драться и себя меньше жалеть». Это чувство объединяло войско, было «непреодолимой, таинственной связью, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны». Чувство «солдатского братства», сознание того, что твои цели совпадают с целями всех окружающих, еще более усиливали дух каждого человека. «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Люди дрались, понимая, что от этого зависит судьба их детей, матерей и всей России, проявляя огромный героизм и стойкость. Это мужество показано на примере батареи Раевского, от которой «шли ползли и неслись на носилках толпы раненых изуродованными страданием лицами», но батарея не сдалась. «Русскими была одержана победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии». Эта победа и была целью деятельности Кутузова, «цель наиболее достойная и более всего совпадающая с волею всего народа». Кутузов, по мнению Толстого, был самым близким к народу историческим деятелем, он был сам по натуре простым русским человеком. Он понимал и имел в своей душе чувство, «лежащее в душе каждого солдата». Солдаты чувствовали это, поэтому они очень любили Кутузова. Он был для них товарищем, отцом, его речь была понятна каждому. «Перестал говорить главнокомандующий, заговорил простой старый человек». «Он казался самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые, обыкновенные вещи». Даже его облик был прост: «обыкновенные черты старого человека», «ничего от повелителя народов нет в этом полном, рыхлом старике, в его сутулой фигуре и ныряющей тяжелой походке». Этот человек смог «угадать так верно значение народного смысла событий, что ни разу за всю свою деятельность не изменил ему». По мнению Толстого, «источник этой необычайной силы Прозрения и смысл совершавшихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Вся его деятельность была направлена на благо России, на то, чтобы победить и изгнать врага, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска». Он понимает, что участь битвы решает дух войска, «он следит за этой силой и руководит ею, насколько это в его власти. Он ничего не придумает, ничего не предпримет… но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Для Толстого Кутузов является идеалом исторического деятеля, идеалом русского человека. Также огромный вклад в победу внесло партизанское движение, эта «дубина народной войны», которой русский народ «гвоздит врагов до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». По мнению Толстого, главным двигателем войны является дух войска, «то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя в наивыгоднейшие условия для драки»… Наивыгоднейшими условиями для русских было «раздробиться и нападать поодиночке, когда представляется случай». Потому что «дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево… Были партии, перенимавшие все приемы армии; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи» никому, не известные». Партизанская война приняла огромные масштабы. Толстой показал действия партизан на примере отрядов Денисова и Долохова, они считали возможным и делали то, «о чем не смели думать начальники больших отрядов». Смелость, патриотизм, более гибкая маневренность небольших отрядов Денисова и Долохова способствовали успешным действиям. Их отряды, незаметные для противника, проводили необыкновенно рискованные, но успешные операции, рассчитанные на внезапность. Примером чего является захват транспорта французов. Важнейшую роль в партизанских отрядах играли мужики. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик - Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину. Он был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами». В отряде Денисова Тихон занимал исключительное место: «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем ласково с иронией: «Ну, ловок», «эка бестия». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, как любит весь народ, как любит «мысль народную в романе». Даже сам образ «дубина народной войны» имеет народно-поэтические истоки, уходящие корнями в народный фольклор. Об этом свидетельствует выражение «выйти с дубьем» и подлинно народная песня «Эх, дубинушка, ухнем». Дубина как символ защиты своего дома, своей родины от неприятеля, которая при необходимости может перейти в оружие нападения, - это удивительно точно найденный образ, раскрывающий взгляды Толстого на движущие силы истории лучше и тоньше, чем целые страницы иных теоретических трудов.

Развитие сюжета этого романа определяется реальными фактами жизни народа, а не мыслями героев и не их поступками. Сознание людей находится в постоянном противоречии с действием.

Это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись, это рассказ о том, что случилось с народом. Единство «Войны и мира » — единство рассказа о том, что случилось с народным самосознанием, о внутренних решениях народа, ставших, по мнению Толстого, причиной победы. В романе показана жизнь во всем ее многообразии: внутренний мир отдельной личности, жизнь семьи, мир дворянства и крестьян, отдельной нации и всех людей. В романе каждый человек живет и взаимодействует со всем этим многообразием миров. Главные герои стремятся к гармонии в общении с другими людьми. Носителями духовных ценностей в романе становятся не широко образованные дворяне, а простой народ. Только выразив устремления народа, человек может становиться исторической личностью.

Наполеон и Кутузов

В романе Толстой рассуждает о роли личности в истории. У него народная жизнь становится чутким организмом, реагирующим на истинный смысл исторического развития. Главной чертой великого человека Толстой считает умение прислушаться к воле большинства, к народной жизни.

Писателю чуждо возвышение «великих личностей» над массами. «Царь есть раб истории» — вот вывод, к которому он приходит в романе. Наполеона Толстой считает игрушкой, вынесенной на поверхность истории темными силами, влияющими на французский народ. Эгоистичный Наполеон, оторванный от своего народа, действует как слепец. Ограниченность личности Наполеона мешает ему понять нравственный смысл происходящих событий.

Тщеславному Наполеону Толстой противопоставляет демократичного Кутузова. Пассивность Кутузова в романе только внешняя. Его сон на военном совете под Аустерлицем — вызов тем полководцам, которые считают себя создателями исторических сббытий. Кутузов велик именно своей чуткостью к воле большинства. У него нет поступков, продиктованных соображениями личной выгоды. Все его мысли и поступки направлены на осознание стремлений масс. Он удивительно органичен со всем русским войском, что проявляется даже в его умении общаться с простыми солдатами. Главная черта Кутузова-полководца — «необходимость покорности общему ходу дел», готовность жертвовать своими личными чувствами для общего дела. Кутузов руководит Бородинским сражением при внешней видимости бездействия. Он делает это только путем согласия с предлагаемыми действиями или отрицания их. Он один считает, что русские победили под Бородином, потому что безошибочным охотничьим чутьем понимали, что зверь смертельно ранен, хотя он по инерции еще и движется вперед. Кутузов жалеет своих солдат и поэтому приказывает своей обескровленной армии оставить Москву.

Когда враг покинул Москву, Кутузов заботится о сохранении человеческих жизней и старается всеми силами удерживать армию от сражения. В этой наступательной пассивности проявляется гуманизм личности Кутузова. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их, но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода».

Пьер Безухов

Пьер Безухов мучительно переживает разлад между окружающим его миром и его душой. Он становится игрушкой в руках светских ловкачей, позарившихся на его огромное богатство. Пьера женят на Элен и вынуждают драться на дуэли с Долоховым. Он никак не может решить вопрос о смысле жизни, окружающей его. «Как будто в голове свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он понимает причины отдельных явлений, но никак не может уловить общую связь между ними, потому что ее нет в его мире.

Только в условиях войны наступает согласие личного и общественного интереса. В это трудное время многие люди из господ обращаются к народной жизни. В жизни людей появилось чувство, названное Толстым «скрытой теплотой патриотизма», это чувство объединяет всех лучших русских людей в «мир». Новое состояние русской жизни сказывается на душе Пьера. Винт попадает в резьбу. Он легко теперь может ответить, кто прав, а кто виноват.

Во время Бородинского сражения Пьер душой понимает простого солдата, он стремится «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Завершается его духовное перерождение в плену, а особенно после встречи с Платоном Каратаевым. После сцены расстрела для Пьера рушится мир. «Мир завалился на глазах, и остались одни бессмысленные развалины». Возвращает его к жизни простой русский солдат Платон Каратаев. Его особый дар любви излечил душу Пьера. Для Каратаева жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, «она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Каратаев живет в полном согласии со своим окружением. Он сливается с ним, как капля океана. Именно это полное согласие с жизнью исцеляет Пьера. Пройдя через испытания плена и осознав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Этапы поисков смысла жизни Пьера Безухова

  1. Жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка служить, вынужденная женитьба на Элен, светская жизнь, попытки построить счастливую семейную жизнь, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, отъезд в Петербург.
  2. Встреча с масоном Баздеевым, вступление в «масонство», стремление верить и подчиняться «Уставу».
  3. Поездка в южные имения с целью творить «добрые дела», «реформы» в имениях, пожертвования на храмы, дома бедных, примирение с женой, постепенное разочарование в масонстве, особенно после принятия туда Бориса Друбецкого.
  4. Чтение, размышления, внутренняя умственная работа, которая внешне никак не проявляется, — барин, добряк.
  5. Война 1812 года, ощущение общности с судьбой России, изменение взглядов на жизнь и поведение (безволие и мягкотелость сменяются деятельностью, волевыми поступками), решение служить в ополчении, уверенность в своем предназначении убить Наполеона, поездка в армию, размышления о роли народа в войне, спасение ребенка и женщины в горящей Москве.
  6. Плен, встреча с Платоном Каратаевым, размышления о цене жизни под влиянием страшных событий, свидетелем которых он стал, духовное возрождение.
  7. Решение служить Родине, женитьба на Наташе, счастье, семья, участие в организации тайного общества, критическое отношение к существующему устройству общества.

Андрей Болконский

Это аристократ. Его отец после смерти Екатерины II попал в опалу и живет в своем имении, занимаясь хозяйством и воспитанием дочери. Он красив, всегда изысканно одет, физически крепок. Его поведение лишено фальши, очень естественно. Он не приемлет лжи и фальши света, поэтому на светских раутах у него такое скучающее выражение лица. Но это живая, ищущая душа, он совершенно меняется в общении с духовно близким ему человеком — Пьером Безуховым, с сестрой. Ему чуждо мечтательное философствование. Это — трезвый, умный и прекрасно образованный человек. Он честен с собой и окружающими. Его деловитость во время службы при штабе вызывает уважение окружающих. Патриотизм князя Андрея не внешний. Князь Андрей близко к сердцу принимает судьбу Родины, о чем говорит даже его реакция на разговор Жеркова и Несвйцко- го. Отец научил его критически относиться к жизни, поэтому он не мог не заметить мелкое тщеславие Наполеона при виде страданий других. Жизненный путь князя Андрея — постоянные поиски смысла жизни, преодоление социальной ограниченности, осознание необходимости сближения с народом. Цель его жизни — служение Родине.

Этапы поисков смысла жизни Андрея Болконского

  1. Участие в светской жизни, женитьба, разочарование в свете и семейной жизни, уход в армию, размышления о славе, презрительное отношение к простым солдатам («Это толпа мерзавцев, а не войско»), личная смелость, героическое поведение при Шенграбене, знакомство с Тушиным, боль за русских солдат, стремление к славе перед Аустерлицем («почитал свой собственный интерес в ходе общего дела»), ранение («высокое небо Аустерлица»), разочарование в Наполеоне.
  2. Уход в себя после ранения, смерти жены, рождения сына, занятия хозяйством; отставка, желание жить для себя и своего сына; на крестьянский вопрос князь Андрей взирает с высоты своего сословия; изменение этих взглядов, выразившееся в реформах в имении в 1808 году (300 душ — в вольные хлебопашцы, остальных — на оброк, организация медицинской помощи, школа для крестьянских детей); разговор с Пьером на пароме, утверждение, что жизнь — «частица в общем мироздании»; первая встреча с дубом.
  3. Приезд в Отрадное, встреча с Наташей, вторая встреча с дубом, понимание, что жить нужно для других, надежды на возможность преобразований в армии, аудиенция у Аракчеева, возвращение в Петербург, общественная деятельность, работа в комиссии Сперанско го с целью изменения правовых основ положения крес тьян, разочарование в Сперанском, любовь к Наташе, надежда на счастье, путешествие за границу, разрыв с Наташей.
  4. Возвращение в армию, но теперь он стремится быть ближе к солдатам; командование полком (солдаты называют его «наш князь»), патриотизм, уверенность в победе, размышления о Кутузове.
  5. Ранение, всепрощение, любовь к окружающим и Наташе. Смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями его характера и его положения в мире. Духовные ценности, разбуженные 1812 годом, поманили его к себе, но он не смог полностью принять их. Земля, к которой князь Андрей потянулся в роковую минуту, так и не далась ему в руки. Восторжествовало величественное небо, свободное от мирских тревог.

Наташа Ростова

Непосредственность и искренность Наташи Ростовой обновляют душу любого человека. В ней царствует гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. У нее есть высший дар женской интуиции — нерассудочное ощущение правды. Жизнь Наташи свободна и раскованна, а ее поступки согреты теплотой нравственности, воспитанной русской атмосферой дома Ростовых. Народное в Наташе очень естественно. Вспомним русскую пляску в имении дядюшки. «…Дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка…» Пьер не может понять, как Наташа могла променять Болконского на «дурака» Анатоля. В Анатоле Курагине притягивала его свобода и независимость. Именно поэтому под его обаяние попала и княжна Марья. И княжна Марья и Наташа хотят жить свободно, без принятых условностей. Анатоль безгранично свободен в своем эгоизме, Наташа подчиняется именно этому чувству полной душевной раскованности. Но для Наташи ее «все можно» — стремление к простым и прямым отношениям между людьми, желание мирной семейной жизни. Ошибка Наташи спровоцирована не только Анатолем, но и князем Андреем. В нем оказалось слишком много духовности и обязательности, чтобы понять непосредственную силу чувств. История с Анатолем приводит Наташу к душевному кризису и одиночеству, которое для нее непереносимо. На молитве в церкви Разумовских Нараша ищет выход из духовного одиночества. Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своей личной трагедии. Ее русское начало проявляется и в патриотическом порыве при отъезде из Москвы. Она полностью забывает о своем «я» и подчиняет жизнь служению другим. Любовь Наташи сильна своей бескорыстностью, чем и отличается от расчетливого самопожертвования Сони. Превращение Наташи в любящую мать и жену совершенно естественно для нее. И в зрелом возрасте она верна себе. Все богатство натуры Наташи растворяется в материнстве и семье, она иначе жить не может. Когда выздоравливает ребенок и приезжает Пьер, «прежний огонь» зажигается «в ее развившемся, красивом теле», «яркий, радостный свет» льется «потоками из ее преобразившегося лица». Она чутко улавливает душой все хорошее, что есть в Пьере: «…отражение это произошло не путем логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным отражением».

В Наташе Ростовой Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине.

Марья Болконская

Строгость отца вынуждает княжну Марью искать прибежище в религии. Как и Наташа, Марья живет жизнью сердца и способна на самопожертвование (история с мадемуазель Бурьен). Чуткое сердце подсказывает ей после сообщения о гибели брата, что тот жив. Тонкое понимание другого человека помогает княжне понять, что нельзя сообщать Лизе о смерти князя Андрея. Как и все герои Толстого, княжна Марья проверяется испытаниями 1812 года. Она гневно отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться на милость французов. Патриотизм ее так же искренен, как и наивное поведение во время бунта богучаровских крестьян. Толстой все время подчеркивает ее душевную красоту и стремление делать людям добро. Именно духовность привлекает Николая к ней. Она делается привлекательной. Брак княжны Марьи и Николая Ростова оказывается счастливым, потому что они обогащают друг друга.

Элен Безухова

Элен противопоставляется княжне Марье. Духовность княжны Марьи делает ее прекрасной, несмотря на внешнюю некрасивость. Эгоизм и беспринципность Элен вызывают «гадкое чувство», несмотря на ее прекрасную внешность. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Война проверяет Элен, как и остальных героев. Во время патриотического подъема всего общества она занята только собой и пытается выйти замуж при живом муже, приняв веру врага. Элен была мертва уже задолго до ее физической смерти. Это один из самых отталкивающих образов в романе.

Художественное своеобразие романа

  1. В романе рассмотрены два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона и противостояние прогрессивного дворянства консервативным силам.
  2. Роман представляет собой широкий социально-ис- торический и семейно-бытовой срез эпохи.
  3. Главный прием композиции романа — антитеза.
  4. При раскрытии образов романа используется психологический анализ («диалектика души»). Автор иногда сам рассуждает о своем герое, иногда использует внутренний монолог и сны, помогающие раскрыть подсознательные стремления героя; внешние события передаются через восприятие их героем.
  5. Для отражения душевного состояния героя Толстой часто использует пейзаж.
  6. Язык романа содержит просторечия, галлицизмы. Сложный синтаксический строй романа является инструментом психологического анализа и объясняется сложными задачами романа-эпопеи.

Основная мысль романа Война и мир.

"Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г. Чернышевский)
Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в фонд русской классики, но и как человек, который пытался разобраться в проблемах бытия. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" открыл миру галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Роман-эпопея - такой жанр определяет критика для "Войны и мира". Эпопея - потому, что на страницах этого произведения раскрывается сложный внутренний мир великого множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые по задумке автора обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования.
В романе писатель изобразил все слои русского общества, а также солдат и генералов французской армии. Но, несмотря на такой широкий охват, есть в произведении герои, судьбы которых особенно волнуют автора, и поэтому очень подробно раскрываются.
Прежде всего, князь Андрей Болконский. Это очень волевая, одарённая натура. На страницах романа данный образ постепенно меняется под влиянием происходящих в его жизни событий. В самом начале Болконский - честолюбивый офицер, стремящийся совершить подвиг. Но, после ранения под Аустерлицем, он понимает тщетность своих устремлений. Герой уезжает к себе в имение и занимается тем, что старается облегчить жизнь своих крепостных (как похоже это на самого Толстого!). Но в 1812 году вновь вступает в армию, теперь уже не стремясь совершить подвиг, а для того, чтобы помочь Родине. Смерть же князя после ранения под Бородиным - не только важный момент в раскрытии этого характера, но и один из самых замечательных эпизодов романа. Мысли Болконского о любви, смерти и жизни наполнены истинно христианским духом.
По другому пути развития идёт Пьер Безухов, натура эмоциональная и неустойчивая. Он также понимает значение долга, но главное для него - это поиск "успокоения, согласия с самим собой". Весь жизненный путь Пьера - непрестанные искания смысла жизни. И если Болконский нашёл смысл в служении Отечеству, то Пьер состоялся как отец семейства (эпилог). Хотя это не всё, что занимает его ум и сердце. В эпилоге Толстой даёт понять, что Пьер член тайного общества.
Женские образы романа не менее интересны. На страницах романа три женских фигуры особо волнуют читательское внимание: Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина.
Важно отметить такую особенность Тостого-художника - он не даёт подробного описания портретов, а лишь подмечает какую-то характерную деталь. Так, в Марии он подмечает некрасивое лицо, но поразительные, восхитительные глаза и улыбку, которая мгновенно освещает лицо. У Наташи во всём видна её природная живость и лёгкость: в глазах, в острых худых плечах, в широком рте. Говоря об Элен, автор непременно подмечает мраморные плечи. Всё это превосходно характеризует персонажей.
Любимой героиней автора является Наташа Ростова. На примере её судьбы Толстой показал, как должна реализовать себя женщина в этом мире. В эпилоге рассказано, что она вышла замуж за Пьера Безухова и родила много детей. Материнство, по мнению Толстого, - самое великое таинство на земле.
Вторая тема романа - война. Писатель даёт широкие художественные полотна, рисующие батальные сцены, а также показывает и психологию отдельной личности. Именно поэтому некоторые сражения даются глазами кого-либо из персонажей (Болконский, Пьер). Толстой сам в прошлом офицер, поэтому он показывает войну без налёта романтизма, "в крови, в страданиях, в смерти".
Замечательно вырисован им образ Кутузова. Он становится выразителем взглядов самого автора. И основу его миропонимания составляет теория, что творцом исторических событий является не отдельная личность, а народ. Именно поэтому Кутузов - лишь сторонний наблюдатель на поле боя. Он может лишь поддержать боевой дух солдат, а остальное сделают они сами. Наполеон, по сравнению с Кутузовым, жалок, так как уверен, что только его воля может привести к победе.
Таким образом, в своём романе "Война и мир" Толстой показал не только огромнейший срез истории - от 1805 до 1820 года - но он мастерски вырисовал каждый персонаж (а их в произведении сотни). Писатель показал себя как талантливый художник и психолог. По простоте и поэтичности его описания природы можно сравнить разве что с Фетом и Тютчевым.

 

 

Это интересно: