→ История карильона. Карильон Краткая история карильона

История карильона. Карильон Краткая история карильона

"Студент амстердамский" герой упоминает карильон, который купил Петр Первый для Петропавловского собора в Голландии.

Карильон представляет собой род органа, где вместо труб используются колокола, числом не менее 23. Языки колоколов соединены проволокой с огромными клавишами. Пальцем задействовать такую клавишу невозможно, приходится пускать в ход кулаки, ну, а по педалям - ноги. (Колокола Петергофского карильона были сделаны из стекла, а звучали они от воды, которая приводила в действие скрытые механизмы.)

Заказанный Петром Великим для Петропавловского собора карильон состоял из 35 колоколов, но, как пишут в http://www.utrospb.ru/articles/23432/ , был уничтожен молнией в 1756 году. Через 20 лет установили новый карильон, который звучал до 1840 года. Петр заказал карильоны также для Исаакиевского собора, Петергофа, Архангельска, в Московский Кремль, но успел осуществить не все свои намерения.
В 1991 году усилиями Йо Хазена, директора бельгийской Королевской школы карильона в г. Мехелене, при всесторонней поддержке и участии Государственного музея истории Санкт-Петербурга, началось создание карильона для Петропавловского собора. В проекте принимали участие специалисты и спонсоры со всего мира: Ее Величество Королева Бельгии Фабиола, бельгийский Фонд имени Короля Бодуэна, Правительство провинции Фландрия, власти фламандских городов и общин, предприятия и финансовые учреждения, культурные сообщества, школы и университеты, а также простые граждане Бельгии, России, Англии, Германии, Литвы, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, США и Японии.
Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый фламандский карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они будут "работать" как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов, всего 91 колокол.
Карильон Петропавловской крепости звучит в диапазоне четырех октав. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький – 10 кг. На этом «колокольном органе» исполняют любые музыкальные произведения от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки. Первый карильонный концерт на новом инструменте состоялся в Петербурге 15 сентября 2001 года.
Должна признаться, что при быстрой игре звуки сливаются и произведение звучит плохо. Удачнее звучит на карильоне медленная музыка. Йо Хазен также согласен, что джаз карильону противопоказан, и вообще, при выборе пьес необходимо учитывать обертоны, реально звучащие на сильных долях тактов. Так что лучше слушать в исполнении карильона либо переложения медленной хоровой музыки, либо специально написанные для этого инструмента произведения.
Отрывки из произведений великих композиторов, написанные с использованием этого инструмента, находятся по адресу http://get-tune.net/?a=music&q=%EA%E0%F0%E8%EB%FC%EE%ED Тут и "Волшебный карильон" из "Жар-птицы Стравинского, и Симфония Карильоны из оратории "Саул" Генделя, и целый ряд обработок литовских народных песен для карильона Г. Купрявичюса.
Интересный рассказ о карильоне, с интервью Йо Хазена на русском языке, находится по адресам https://www.youtube.com/watch?v=Q5RLBOep-70 и https://www.youtube.com/watch?v=GUqeFHRFCNo

На площади перед Петропавловским собором ставят скамейки, и все присутствующие могут наслаждаться особенным колокольным звоном. Фестивали проходят в конце июня - начале июля, когда в городе царят белые ночи.
Однажды, 3 года назад, аномально жарким летом 2010 года, моя тетушка решила пойти на концерт карильонной музыки. Он начинался в 11 часов вечера, и она решила, что ночью будет прохладнее. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что просто-напросто сгорела на солнце.

КАРИЛЬОН (фр. и англ. – carillon, нем. – Glockenspiel, нидерл. - beiaard) – ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор колоколов, настроенных по диатоническому или хроматическому звукоряду и соединённых с помощью системы рычагов и тяг со специальной клавиатурой. Карильоны, получившие распространение в странах Западной Европы с конца 15 в., обычно устанавливались на городских ратушах и церковных колокольнях, которые поэтому часто называли «поющими башнями».

Родиной карильона считается Фландрия – ныне северная часть Бельгии, которая ранее входила в состав Нидерландов. «Золотой век» этого инструмента начался в середине 17 столетия, когда нидерландскими мастерами были созданы колокола, обладающие чрезвычайно чистым тоном. Из Фландрии карильоны распространились по другим странам и уже к началу 18 в. завоевали в Европе огромную популярность. Однако французская революция нанесла карильонному искусству большой удар: многие церкви и колокольни были разрушены, сотни колоколов потеряны. Число звучащих карильонов ещё больше сократилось после первой мировой войны. Карильонное искусство получило вторую жизнь в 20 в. благодаря деятельности известного бельгийского музыканта Жефа Денейна (1862 – 1941), который внёс значительные усовершенствования в конструкцию карильона, сделал его настоящим концертным инструментом и основал в 1922 г. первую в мире Королевскую школу карильона в г. Мехелене. С этого времени карильоны вновь быстро распространяются по миру.

Современные карильоны в основном имеют диапазон около 4 октав и насчитывают 48-49 колоколов. Исполнитель управляет ими с помощью двух клавиатур – ручной (мануала) и ножной (педали). На мануале играют кулаками, на педали же носками ног.

Самым знаменитым карильоном в Европе несомненно является карильон собора Св. Ромбальда в бельгийском городе Мехелене. Согласно легенде, вошедшее в русский язык определение "малиновый звон" происходит от французского названия города Мехелена - Малин. Так назвал когда-то перекличку мехеленских колоколов восхищённый Пётр I. Позже он привёз в Россию не менее 5 карильонов из Нидерландов. Из них только карильон Петропавловского собора в Санкт-Петербурге дожил до наших дней.

В 1991 г. директор мехеленской Королевской школы карильона Йо Хазен выступил с инициативой возродить традицию игры на карильоне в России. После ряда дискуссий было принято решение оставить старый карильон Петропавловского собора в том виде, в котором он сохранился (его колокола связаны с курантами и используются только для автоматического вызванивания несложных мелодий) и подарить Санкт-Петербургу новый концертный инструмент, отвечающий всем современным требованиям.

15 сентября 2001 г. в Петропавловской крепости состоялось торжественное открытие нового «фламандского карильона». Этот инструмент включает в себя 51 колокол. Самый большой из его колоколов имеет диаметр 1,7 метра и весит более 3 тонн (3075 кг), а самый маленький имеет диаметр всего 19 см, но при этом весит 10,3 кг. Колокола были изготовлены Королевской колокололитейной мастерской «Пти и Фритсен» из местечка Арле-Рикстел в Нидерландах. Общий вес всего колокольного набора составляет 15160 кг, а инструмента в целом – 25 тонн. Осуществление этого уникального международного проекта стало возможным благодаря поддержке 353 спонсоров из разных стран, чей общий вклад в создание инструмента составил почти 300 тыс. долларов.

Марина Невская 2002 г. XXX

Диапазон Родственные инструменты Музыканты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Производители

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Связанные статьи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звучание инструмента

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Логотип Викисклада Карильон на Викискладе

Действующие карильоны

  • Колокольня Петропавловского собора
  • Западное побережье Крестовского острова (Приморского парка Победы)
  • Башня Кавалерского дома на улице, обрамляющей Верхний сад с восточной стороны.
  • На площади возле Ледового Дворца
  • Возле здания Сбербанка на ул. Пролетарской
  • Мобильный (на платформе автомобиля)
  • Военный музей им. Витаутаса Великого
  • Карильон на здании старой почты.
  • Карильон на Колокольной башне в центре города.
  • Башня обозрения
  • Бывшее здание правления банка «Banobras» (специальная башня высотой 125 метров, самый высокий в мире карильон)
  • Новая ратуша
  • На крыше здания городской ратуши в Старом городе

См. также

Напишите отзыв о статье "Карильон"

Примечания

Литература

  • Пухначев Ю.В. Колокола в социалистическом городе // Колокола: История и современность. М.: Наука, 1985. С. 273-279.
  • Тосин С.Г. Колокола и звоны в России. 2-е изд., переработ. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 224-225.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карильон

Караффа был спокоен и сдержан, что говорило о его полной уверенности в своей победе... Он даже на мгновение не допускал мысли, что я могла бы отказаться от такого «интересного» предложения... И уж особенно в моём безысходном положении. А вот именно это и было самым пугающим... Так как я, естественно, собиралась ему отказать. Только, как это сделать я пока что не имела ни малейшего представления...
Я огляделась вокруг – комната потрясала!.. Начиная с вручную сшитых переплётов старейших книг, до папирусов и рукописей на бычьей коже, и до поздних, уже печатных книг, эта библиотека являлась кладезем мировой мудрости, настоящим торжеством гениальной человеческой Мысли!!! Это была, видимо, самая ценная библиотека, которую когда-либо видел человек!.. Я стояла, полностью ошеломлённая, завороженная тысячами со мной «говоривших» томов, и никак не могла понять, каким же образом это богатство могло ужиться здесь с теми проклятиями, которые так яро и «искренне» сыпала на им подобное инквизиция?... Ведь для настоящих инквизиторов все эти книги должны были являться самой чистой ЕРЕСЬЮ, именно за которую люди горели на кострах, и которая категорически запрещалась, как страшнейшее преступление против церкви!.. Каким же образом здесь, в подвалах Папы, сохранились все эти ценнейшие книги, которые, якобы, во имя «искупления и очищения душ», до последнего листочка, сжигались на площадях?!.. Значит, всё, что говорили «отцы-инквизиторы», всё, что они творили – было всего лишь страшной завуалированной ЛОЖЬЮ! И эта безжалостная ложь глубоко и крепко сидела в простых и открытых, наивных и верующих человеческих сердцах!.. Подумать только, что я когда-то была абсолютно уверена, что церковь была искренна в своей вере!.. Так как любая вера, какой бы странной она не казалась, для меня всегда воплощала в себе искренний дух и веру человека во что-то чистое и высокое, к чему, во имя спасения, стремилась его душа. Я никогда не была «верующей», так как я верила исключительно в Знание. Но я всегда уважала убеждения других, так как, по моему понятию, человек имел право выбирать сам, куда направить свою судьбу, и чужая воля не должна была насильно указывать, как он должен был проживать свою жизнь. Теперь же я ясно видела, что ошиблась... Церковь лгала, убивала и насиловала, не считаясь с такой «мелочью», как раненая и исковерканная человеческая душа...

 

 

Это интересно: