→ Чем примечательна хорватская наивная живопись. Волшебный мир хорватского наива. Адреса потока онлайн-вещания

Чем примечательна хорватская наивная живопись. Волшебный мир хорватского наива. Адреса потока онлайн-вещания

Выставка с таким названием, открывшаяся в Москве в Музее наивного искусства, стала поводом для интервью с коллекционером Владимиром Темкиным. Он привез в столицу работы 16 хорватских художников, представителей четырех поколений последователей знаменитой Хлебинской школы.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

«Наивная подравская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым локальным цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и простые любители», — зачитывает Владимир собственную цитату в одном из каталогов. С хорватскими художниками он дружит довольно давно, причем именно дружит - с 13 из 16 авторов работ на выставке в Москве Владимир Темкин был знаком лично. Коллекционер признается, что для него это не просто покупка произведений искусства, но возможность для обретения друзей, общения, творчества.


Хлебинская школа в Хорватии никогда не выглядела как классическое учебное заведение с программами, партами и учениками. Этим термином принято называть процесс передачи знаний и традиций из поколения в поколение хорватских художников самоучек. У истоков этого процесса в 30-е годы прошлого века стоял академический художник, выходец из села Хлебине в Хорватии Крсто Хегедушич. После учебы в Париже молодой художник вернулся на родину и интуитивно искал возможность самовыражения для себя и своего народа. «Хлебинская школа в период становления одновременно испытала на себе влияние и социокультурного контекста, и идей, вдохновленных профессиональной живописью, и народного чувства-настроения той поры», — пишет в каталоге к выставке заместитель директора Музея наивного искусства Александра Володина, — «Выбранные Хегедушичем средства выразительности - живопись по стеклу и яркий колорит - теперь являются визитной карточкой Хлебинской школы».

Примерно в 90% случаев хорватские наивные художники пишут картины на стекле так называемым реверсным способом. По словам Владимира Темкина, это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке - сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, ничего не возможно исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на «дне» произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. Разглядывая скрупулезно прорисованные картины последователей Хлебинской школы зрители зачастую замечают, что «не такая уж она и наивная, эта наивная хорватская живопись».

Сюжеты из крестьянского быта, выполненные сложной техникой живописи на стекле, получили признание во всем мире. Как рассказал Владимир Темкин, художники Хлебинской школы побывали с выставками на всех континентах, принимали участие в приемах президентов и членов королевских семей.

Однако когда впервые основатель Хлебинской школы Крсто Хегедушич показал широкой публике работы своих учеников, молодых крестьян, в Загребе разразился скандал. Картины Ивана Генералича, Франьо Мраза и других учеников Хегедушича, которые не имели классического художественного образования вначале не хотели признавать в качестве искусства. Как подчеркивает Темкин, Хегедушич активно продвигал творчество крестьян и стремился доказать, что талант не связан с происхождением и не является привилегией высокого класса, как это было в академическом искусстве. Хегедушич настоятельно просил своих учеников ничего не придумывать и не фантазировать, рисовать только то, что их окружает, быт простого крестьянина.


Так и сложилось, что наивные хорватские живописцы не только представляли бытовую жизнь села Хлебине в своих работах, но и сами оставались крестьянами. «Все, о ком мы говорим, не смотря на то, что они всемирно признанные художники, они и сейчас остаются крестьянами. Например, Мийо Ковачич, до сих пор живет на своем хозяйстве. Каждый день пропадает в виноградниках, сеет кукурузу, сажает картошку, гонит мед, занимается пчелами. Все это продолжается, несмотря на то, что человек признан во всем мире как художник», — рассказывает Владимир Темкин.

Наш собеседник привел пример из жизни наивного живописца Ивана Веченая. Однажды в 70-х годах художник познакомился с голливудским актером Юлом Бриннером, который находился в то время в Югославии на съемках фильма. Юл буквально влюбился в творчество хорватских наивных художников, с удовольствием рассматривал картины, обсуждал их. И в итоге пригласил Ивана Веченая с женой к себе в Америку на отдых. Когда двухнедельный отпуск подошел к концу, супружеской паре предложили продолжить путешествие и поехать на берег океана во Флориду. На что жена Веченая ответила, что им пора возвращаться, потому что созрела кукуруза и нужно было собирать урожай.


На выставке представлены работы живописцев примерно за 80 лет существования феномена Хлебинской школы. Авторская литография Ивана Генералича (первое поколение), картины Мийо Ковачича, Ивана Лацковича, Йосипа Генералича, Мартина Мехкека и живописцы, которые, стоят на пороге истории, их произведения тоже являются признанными. Среди них Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец (второе поколение).

Третье поколение наивных художников Хорватии наиболее многочисленное. Степан Иванец, Нада Швегович Будай — это авторы, работы которых находятся в постоянной экспозиции Музея наивного искусства в Загребе. По следам их творчества написано большое количество статей и монографий. Кроме того к третьему поколению относят Владимира Иванчана, Мирко Хорвата, Ивана Андрашича, Бисерку Златар.

По словам Владимира Темкина, к четвертому поколению последователей Хлебинской школы можно причислить буквально пятерых художников. Самым талантливым из них, по признанию многих критиков и искусствоведов, является Дражен Тетец, кстати участник Триеннале «Фестнаив-2013» в Москве.


Хлебинская школа наивных живописцев за период своего существования пережила как полное отрицание и преследование, так и всеобщее признание и любовь. По свидетельству искусствоведов, период развития феномена Хлебинской школы подошел к концу. Но на наш вопрос о том, что ждет мировое наивное искусство в будущем Владимир Тёмкин отвечает с оптимизмом: «Я думаю, что наивное искусство ждет очень большое будущее. Восприятие меняется. Все больше людей сами занимаются живописью, пытаются самовыражаться и тем самым признают и лучше понимают окружающих людей. Происходит обмен. Человек, который в состоянии понять и принять, хоть академическое, хоть не академическое искусство, может завтра купить и повесить у себя дома работу и наивного художника. Какая разница наивный/не наивный художник? Он творец и если это настоящее произведение искусства, то оно трогает душу, не так ли?».

Выставка «Волшебный мир хорватского наива» продлится до 6 июля в Музее наивного искусства по адресу: Москва, Измайловский бульвар, д. 30. Подробнее на сайте музея http://naive-museum.ru/

Вряд ли найдется в нашей стране человек, знакомый с живописью, который не знал бы имена наиболее известных художников-примитивистов искусства XX века: Нико Пиросмани (Грузия) и Анри Руссо (Франция). И лишь немногим были знакомы такие, как Генералич Иван, Ковачич Мийо, Лацкович Иван, Швегович Нада. Эти художники – примитивисты из Хорватии получили признание на полвека позже, чем Пиросмани, Руссо, Матисс, Гончарова и другие примитивисты и неопримитивисты начала прошлого века. Известность в России, в отличие от других стран, к ним пришла в последние пять лет, когда в нескольких городах страны прошли выставки художников – примитивистов знаменитой Хлебинской школы из Хорватии.

Признаюсь, сама увидела хорватскую наивную живопись только год назад. На выставке коллекции известного скрипача и дирижёра Владимира Спивакова, проходившей в 2017 году в Москве, обратила внимание на необычные иконы, написанные маслом не на дереве, а на стекле. Это были иконы из Хорватии, созданные непрофессиональными мастерами. Привлекла в работах простота изображения при фантазии художников. Из каталога узнала, что иконы на стекле считались доступней подготовленной доски или холста, и, были очень распространены в Словении, Хорватии, Румынии и альпийских областях Западной Европы.

Этим летом ярославцам нет необходимости ехать в Москву, Загреб, Ниццу, чтобы познакомиться с одной из лучших школ народной живописи – хорватской. Приходите в Музей зарубежного искусства на Советской площади, 2. Именно там, 7 июля, открылась выставка «Чудо наивного искусства» из коллекции известного коллекционера Владимира Тёмкина.



Владимир Тёмкин заинтересовался наивным хорватским искусством больше десять лет назад, увидев работы народных художников в одной из монографий. Поездка в Хорватию привела к знакомству с современными мастерами живописи и желанию собрать свою коллекцию. Первая персональная выставка прошла в 2014 г. в Костроме (коллекционер живет в Нерехте, Костромской области). Затем были Москва (в нескольких музеях), Брюсссель, Санкт-Петербург, Токио, Мытищи (Московская обл.). После Ярославля выставка отправится в Екатеринбург.

В. Темкин о технике живописи на стекле:

«Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами. Техника эта, во многом и обусловившая своеобразие хорватского наива, восходит к народным иконам на стекле, распространенным во многих центральных областях Европы. В Хорватии они назывались «глажи», или «глажмы», «малераи» - производное от немецкого «hinterglasmalerei» (роспись на стекле). Такие иконы являлись в прошлом веке предметом обмена или продажи на деревенских и городских ярмарках.

На выставке в Ярославле представлены несколько таких икон неизвестных мастеров.

Троица. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Илья Пророк. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Человек, сыгравший одну из главных ролей в появлении и становлении хорватского наивного искусства, получившего впоследствии всемирную славу, был академическим художником Крсто Хегедушичем.

Часть своего детства он провел в селе Хлебине, на родине своего отца. Затем был Загреб, где он получил высшее художественное образование в Высшей школе и Академии живописи, в которой по окончании стал преподавателем, а затем профессором. К. Хегедушич был неординарной и талантливой личностью. Он искал свой, национальный и самобытный колорит в изображении социальной тематики. Для поиска новых тем, художник, время от времени, приезжает в места своего детства. Однажды, зайдя в сельский магазин, он увидел на обёрточной бумаге рисунки. Они ему понравились, и Хегедушич поинтересовался их автором. Продавец ответил, что рисовал его 15-летний племянник Иван Генералич. Так в 1930 году состоялось знакомство учителя- академиста и ученика – крестьянина. Вскоре к ним присоединились молодые Франьо Мраз, а затем Мирко Вириус. Они являются первым поколением художников знаменитой Хлебинской школы.

Увлеченный поисками новых идей в искусстве, Хегедушич решил поставить эксперимент, подтверждающий, что талант не зависит от происхождения. Он стал заниматься с самоучками, обучать их приемам живописи, показал и помог освоить разные техники письма, в том числе письмо маслом на стекле. И, самое главное, учил не подражать, а находить собственный взгляд на окружающий мир, в первую очередь, изображая деревенскую жизнь, которая была близка и понятна юношам. Через год ученики приняли участие в одной из выставок в Загребе, организованной К. Хегедушичем. Творчество крестьян вызвало неоднозначную реакцию зрителей и критиков, но вместе с тем породило интерес к необычным картинам. И. Генералич стал для своих односельчан тем же, кем для первых троих художников был Хегедушич. Многие крестьяне стали заниматься творчеством. К сожалению, Вторая мировая война и последующая нестабильная ситуация задержала процесс вхождения и известности Хлебинской школы в мировую культуру на два десятилетия. Только в начале пятидесятых годов к художникам наивного искусства из Хлебинска и других окрестных сел пришла всемирная слава.

Произошло это в Париже в 1953 году , где в Галерее Югославии были показаны 36 работ Ивана Генералича.

Предисловие для каталога к выставке написал известный французский писатель Марсель Арлан , который по достоинству оценил работы художника:

"Там нет ничего навязчивого, ничего эпатажного в этих тридцати работах, которые Иван Генералич показывает в Югославской галерее, и никто не может сказать, что хорватский художник приехал завоевывать Париж. Но он удивляет и обезоруживает нас. Потому что Иван Генералич остался верен своим истокам, и потому что этот маленький мир, который он принес нам - действительно его. Маленький мир, без сомнения, но нежного и добродетельного свойства, утонченного и серьезного духа, где тесно связаны наивность и изысканность. Сдержанная мелодия, которая звучит из его картин, в настоящий момент - это мелодия одного человека, одного народа и одного края. Это убранство, эти пейзажи, сельские сцены. И всегда между людьми, животными и природой происходит какой-то интимный диалог: желтая корова, лошадь под голубой попоной в равной мере такие же участники, как эти холмы, крестьяне и деревья. Да, человек там, это Генералич, который из своего детства, из края тех коров и коней, под этими деревьями, между этими крестьянами, из их общей истории создал свою собственную историю, и мечтает показать ее другим...»

Выставка имела такой успех, что была продлена почти на месяц. Все картины были распроданы до её окончания, что для Парижа было большой редкостью, а заказы на работы И. Генералича продолжали поступать. Париж, а за ним и весь мир, был покорен.

На ярославской выставке зритель увидит произведения четырёх поколений хорватских художников. Классики Хлебинской школы и наивного искусства первых двух поколений: Иван Генералич, Иван Веченай, Мийо Ковачич, Мартин Мехкек. Один из лучших графиков в мировом наивном искусстве – Иван Лацкович. В третьем поколении критики особенно выделяют таких художников, как Нада Швегович Будай, Степан Иванец, Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец. Сегодняшнее поколение художников немногочисленно: самые высокие оценки заслуживает творчество Дражена Тетеца.

Перед входом в зал организаторы выставки поместили большие стенды с информацией об истории хорватского наива, а также экран, где можно увидеть фотографии художников и пейзажи страны, вдохновлявшей их творчество.
У каждой картины размещена краткая информация о художнике и о самом произведении. Это очень поможет тем, кто посетит выставку самостоятельно, без экскурсовода. Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00 , вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которую проводят сотрудники музея (при наличии билета на выставку).

Немного о картинах:
Творчество художников часто подразделяется на различные периоды. Например, у Василия Верещагина были туркестанский, палестинский, индийский, русский, японский периоды. У Пабло Пикассо голубой, розовый. У Ивана Генералича в какой-то момент творчества наступил фантазийный, сказочный, волшебный. На выставке этот период представлен картиной «Лес из снов» .

Иван Генералич. "Лес из снов". Стекло, масло.

Картина явилась предшественницей его знаменитой работы «Белый олень» .

Волшебно-фантазийный и в то же время реальный мир создал в своих произведениях Владимир Иванчан.

Владимир Иванчан. "Большая голубая ночь". 2008 г.

Очевидное зрелое мастерство показала Нада Швегович Будай в серии картин «Ряженые».


Нада Швегович Будай. "Ряженые" II. Стекло, масло. 1983



Нада Швегович Будай. "Ряженые" V . Стекло, масло.1989.

В них она показала обозначившийся явный уход от традиционной "хлебинской" школы. К этому времени художница значительно усовершенствовала технику письма на стекле, в том числе и так называемую «ala prima» ("сырым по сырому"). Картина пишется не послойно, с просыханием каждого слоя, а сразу, как эскиз, без какой - либо предварительной подготовки.


"Подпертый Иисус" стекло, масло 2014 г. Серия «Апокалипсис».
Дражен Тетец.

Картина участвовала в нескольких выставках в Хорватии и России, в том числе в большом выставочном проекте "Сотворение мира" в рамках V Московского международного фестиваля «Фестнаив» в MMOMA, в 2017 году.

Ключевой точкой становится яркая, великолепная работа представителя последней волны Хлебинской школы (хорватского наива) Дражена Тетеца "Подпертый Иисус". Это наив, с одной стороны в понимании Европы, с другой стороны - сама работа, ее содержание - это философский взгляд на мировоззренческий кризис самого широкого охвата мира христианской цивилизации. Картина-предупреждение и картина-тревога. Она также показывает, насколько ненаивным может быть наив, чтобы мы под этим словом ни подразумевали."
Сергей Белов, куратор проекта "Сотворение мира".
Название картины «Подпертый Иисус» не случайно. Хотя более благозвучно, наверное, звучало бы «Подпертый крест», "Распятый Иисус" или «Крест на подпорках». Собственно, эти названия и прозвучали в репортажах СМИ.
Дражен сознательно уходит в названии от акцента на неодушевленный предмет, пусть и весьма символичный каким является Крест. Тем самым, переводя наше внимание на совершенно другой, метафизический уровень. Название «царапает» слух, сразу заставляя задуматься о чем-то человеческом, более психологически глубоком (мы всегда готовы использовать «подпорки» в своей жизни, вера не исключение, скорее наоборот).

Ярославцам и гостям города:
Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00.вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которые проводят сотрудники музея.
Выставка продлится до 9 сентября.
Выходной день - понедельник.

Иван Лацкович. Подравское село. Стекло, масло. 1978.


Мийо Ковачич. Портрет крестьянина. Стекло, масло. 1985.

Хорватский музей наивного искусства в Загребе - старейший музей наиварта в мире. Он был основан в 1952 году как «Крестьянская художественная галерея», потом был переименован в «Галерею примитивного искусства», и только в 90-х годах получил нынешнее свое название. В нем представлена преимущественно хорватская волна наивных художников, в особенности «хлебинская школа» (условное обозначение для нескольких поколений крестьянских художников-самоучек из села Хлебине и ближайших окрестностей недалеко от города Копривница, что на севере Хорватии).

Там вообще интересная история произошла. Основателем школы считается академический хорватский художник Крсто Хегедушич, часть детства которого прошла в Хлебине. Попав в Париж во второй половине 20-х гг., он знакомится с новейшими течениями современного европейского искусства. Там же он увидел картины на стекле французских художников, которая напомнила ему традиционную хорватскую сельскую живопись на стекле. Вернувшись в Загреб, Хегедушич время от времени живет в Хлебине, где и знакомится с молодыми художниками-самоучками из крестьян Иваном Генераличем (главный художник всего этого течения) и Франьо Мраза. По сути они в дальнейшем совместили хорватскую традицию и современный эксперимент, найдя свой собственный изобразительный язык.

Что надо прежде всего знать о хорватском наивном искусстве? Наивные художники Хорватии первой волны 30-х гг. (всего выделяют 4 поколения хорватского наиварта) были как правило выходцы из многодетных крестьянских семей. Образование было как правило 5 классов, дальше - работа на полях. Кто-то из них научился читать/писать только в армии. Многие из них до сих пор живут своим хозяйством, кто виноградниками, кто на полях. Вот вам типичный пример из жизни классика наивной живописи великого Ивана Веченая:

«Однажды в 70-х годах художник познакомился с голливудским актером Юлом Бриннером, который находился в то время в Югославии на съемках фильма. Юл буквально влюбился в творчество хорватских наивных художников, с удовольствием рассматривал картины, обсуждал их. И в итоге пригласил Ивана Веченая с женой к себе в Америку на отдых. Когда двухнедельный отпуск подошел к концу, супружеской паре предложили продолжить путешествие и поехать на берег океана во Флориду. На что жена Веченая ответила, что им пора возвращаться, потому что созрела кукуруза и нужно было собирать урожай.»

Так что основные сюжеты - это какие-то сценки из крестьянской жизни, портреты крестьян, зарисовки быта, спокойные пейзажи. Основной тезис школы выразил еще ее главный идейный вдохновитель Хегедушич: «Рисуй, что видишь». Очень характерны для этой школы живой цвет (работа с цветом из-за незнания мастерами каких-то основ признана очень смелой и диссонансной) и уникальная техника живописи на стекле реверсным методом. Вот как эту технику описывают специалисты: "Это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке — сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, ничего невозможно исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на «дне» произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. Разглядывая скрупулезно прорисованные картины последователей Хлебинской школы зрители зачастую замечают, что «не такая уж она и наивная, эта наивная хорватская живопись»".

Иван Генералич

Классик хорватского и мирового наивного искусства. Иначе, как «выдающимся», его не называют уже давно. Один из первых (а, возможно, даже и первый) хорватских наивников, проникших на европейский рынок. Первая его иностранная персональная выставка прошла с небывалым для этого жанра успехом в Париже еще в 1953 году.

Выделяют несколько периодов в творчестве Генералича. Период «Бельканто» лиричен, тематика преимущественно пейзажная. Позже, в 50-е, Генералич смещается в сторону аллегории, символики, фантастики. В 60-е в его творчестве усиливается «доля театральности и сказочности».

Иван Рабузин

Еще один классик хорватского и мирового наива, которого называют «одним из самых лиричных художников XX столетия и настоящим мастером новых образов в период формирования абстрактных течений».

Рабузин, в отличие от многих наивников, все же закончил начальную школу, и начал обучаться столярному мастерству в Загребе, впоследствии сделав завидную карьеру на столярном предприятии: с 1950 по 1963 год он был сначала мастером-столяром, потом управляющим делами, потом техническим директором и, наконец, руководителем предприятия. Примерно тогда же, в 1963 году, он становится профессиональным художником.

Живопись Рабузина отличает специфичная лирика места, оригинальные формы и цвет, собственный стиль. Рабузин нашел себя в кругах (шарах, цветовых точках) - самом простом, цельном и совершенном изобразительном решении.

Мийо Ковачич

У Ковачича типичная биография наивного артиста: родился в бедной крестьянской семье в 1935 году, образование - 4 класса, самый младший из 5 детей, с детства трудился на сельском хозяйстве и домашних работах.

Жил в соседнем с Хлебина селе, в котором в это же время работал Иван Генералич. Узнав об этом, Мийо стал регулярно ходить к нему пешком в гости (8 км), чтобы получить совет и поучиться.

Живопись Ковачича (масло/стекло как обычно) характеризуется огромными (для этого вида живописи) картинами до 2-х метров, прорисованными с маниакальной детализацией, с множеством лиц и персонажей, с мистическими пейзажами, фантасмагоричной атмосферой и общей сказачностью.

Иван Веченай

Считается, что творчество Веченая выросло из услышанных в детстве притч, сельских легенд и прочего фольклора. Так же художественными критиками он признан одним из лучших колористов среди наивных художников. На его работах можно запросто встретить огненные облака, лиловую траву, зеленых коров и сизых петухов. Совместно с Иваном Генераличем и Мийо Ковачичем участвовал в «турне» хорватского наивного искусства, которое в 70-х гг. покорило весь мир.

Мартин Мехкек

Внес значительный вклад в хорватский наив прежде всего серией портретов. Систематически заниматься живописью стал по настоянию журналиста и коллекционера Г. Ледича. Совершенствуя технику рисования на стекле, он создает портреты окружающих его людей: соседи, цыгане, крестьяне, поденные рабочие. Так он и стал выдающимся портретистом.

Эмерик Фейеш

Пожалуй, один из самых прекрасных примеров хорватского наив-арта. Первые картины им были написаны в 1949 году в возрасте 45 лет. Тогда он уже был прикован к постели по инвалидности. Фейеш известен прежде всего городскими пейзажами. При этом он ни разу не бывал во всех этих городах - все его работы были срисованы с открыточек. Причем черно-белых открыточек, что давало ему возможно довольно вольно обращаться с цветом. Что он не без удовольствия и делал.

Вот, что о нем писали исследователи: «Фейеш пользуется значительным упрощением, свободой в композиции, раскованной, можно сказать, алогичной перспективой, что приводит к изменениям в тектонике архитектурных форм, реальных пропорций, отсутствию объема и произвольности цветовых решений».

Работы его производят мощное впечатление: полное игнорирование реальных цветов, всех правил перспективы, попорций и объема, с плоской архитектурой (никакой трехмерности!), близкие и дальние объекты имеют одинаково четкие и интенсивные цвета. Ну и конечно почти везде завален горизонт. В общем - классика!

Фейеш умер в 1969 году в почете и уважении: он принимал участие во всех престижных выставках наива, его творчеству уделяют внимание «все серьезные монографии, посвященные этому специфичному художественному феномену 20-го века».

(использованы материалы исследований хорватского наив-арта Владимира Темкина)

Рассказ о периоде, в котором появилась первая Генераличевская "классика", и названном
художественными критиками временем "бельканто" (в пер. с итал. - "красивое пение").
Искусствоведы и исследователи творчества Ив.Генералича относят этот период с
1937/38 до начала пятидесятых годов.

Под грушей. масло/стекло. 564х470 мм. 1943 г.

В конце тридцатых годов художник отходит от изображения явной социальной тематики,
изменения проявляются во всем - мотивах, поэтике и технике. Генералич
сосредотачивается на пейзаже, на картинах становится всё больше воздуха и всё
меньше человеческих лиц и фигур, меньше становится экзистенциальных проблем.
Особое внимание уделяется изображению леса, отдельных деревьев, трав и растений,
полей, разливающихся рек и небес с облаками.

Генералич определяет для себя пейзажный мотив как основное, а порой и единственное
средство для достижения выразительности в картине. Владея и пользуясь
реалистичным изображением деталей, но произвольно их трактуя
и размещая, тем самым вроде бы нарушая реалистическое строение полотна,
Генералич не пишет буквально реальный пейзаж - это всего лишь обобщение, и в то
же время художник создает свой абсолютно индивидуальный, неповторимый
стиль.

Сельский двор. Осень. темпера/стекло. 395х545 мм. 1938 г.

Главные герои по прежнему крестьяне, в своих ежедневных заботах: сборщики урожая,
жнецы, пастухи, свинопасы, нередки мотивы сельских дворов - осенних, зимних и т.д.
В сюжетах картин не стало рассказов, историй, повествование уступило место
описанию настроения и атмосферы - пейзажи нередко изображаются на фоне закатов
и ранних рассветов.

Коровы в лесу. Из Белогорья. масло/стекло. 443х343 мм. 1938 г.

Художник часто прибегает к изображению "коралловой" растительности - оголенные деревья.

Иван Генералич вместо масла на холсте, картоне и доске начинает рисовать в основном
темперой и маслом на стекле, а сами картины создаются в небольших форматах.

Жнецы. Полдень. масло/стекло. 409х415 мм. 1939 г.

В марте 1938 года Генералич самостоятельно выставляется в Загребе, в художественном
салоне "Ulrich" (открытый в 1909 году и работающий до сих пор, сейчас это галерея
"Ulrich/Likum" , находится она в центре Загреба, по адресу Ilica, 40.)
Критика в своих отзывах на эту выставку единодушно отметила профессиональный рост
художника, утонченные приемы живописи и появление интереса к пейзажу вместо
социальной тематики.

Джурины дворы. Хозяйство. масло/стекло. 420х435 мм. 1939 г.

В январе 1939 года Генералич принимает участие в XV выставке хорватских художников в
Осиеке, а в феврале, вместе с Вириусом, Мразом и Чачом выставляется второй раз
в Белграде. Белградские газеты реагировали на выставку достаточно критично.
В ноябре и декабре 1939, работы Генералича выставляются на XVI выставке хорватских
художников в Загребе. В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война.
В 1940 году написан "Остров", картина в сумрачных тонах, прекрасно передающих
предгрозовую атмосферу, одна из его "классических" работ.

Остров. масло/стекло. 260х440 мм. 1940 г.

Местный праздник. Деревенские танцы. масло/холст. 900х670 мм. 1940 г

Ночлег. масло/стекло. 1941 г.

В 1941 году мировая война пришла на территорию Королевства Югославия
. После её капитуляции и распада, провозглашено Независимое
Государство Хорватия.
О жизни Генералича в те военные годы, исследователь его творчества
Vladimir Crnkovic написал следующее:

"В те тяжелые и драматические времена огромных политических и общественных
кризисов мирового военного катаклизма, он настроен на красоту и
красотой же борется против Зла."

Женщины делают сусло. масло/стекло. 310х400 мм. 1941 г.

Живя крайне замкнуто, в Хлебинской "изоляции", в глубоком созерцании, он создает
одни из лучших картин в хорватском искусстве того времени..."
В 1942 году работы Генералича экспонируются на
Второй выставке хорватских художников НГХ, в Загребе.

Уборка навоза. масло/стекло. 190х280 мм. 1942 г.

Зима. масло/стекло. 300х400 мм. 1942 г.

Деревенский двор. масло/стекло. 280х340 мм. 1943 г.

Сгребание листвы. масло/стекло. 405х350 мм. 1943 г.

В 1943 году работы Генералича принимают участие в выставках Хорватские
художники в Берлине, Вене и Братиславе.
В этом же году началась реставрационная работа в святилище Marija Bistrica,
в Хорватском Загорье, куда Ивана Генералича вместе с группой других
художников устроил Крсто Хегедушич, чтобы помочь им избежать призыва на фронт.

Перевозка сена. масло/стекло. 270х330 мм. 1943 г.

В 1943 написаны картины "Под грушей" и "Сгребание листвы" - классические примеры
мастерства, которое Генералич в то время постигал в технике масла на стекле.
В 1944 году художник продолжает работу над фресками в церкви Marija Bistrica.
Фрески задумывались на тему библейского сюжета Бег в Египет, но так и не были завершены.

Зима. масло/стекло. 350х380 мм. 1944 г.

Зимний пейзаж. масло/стекло. 350х450 мм. 1944 г.

Хозяйство. масло/стекло. 400х470 мм. 1944 г.

В 1945 году завершается Вторая мировая война, и пропадает с карты Независимое
Государство Хорватия. Основана Демократическая Федеративная Югославия,
позднее переименованная в Федеративную Народную Республику Югославия, в
чей состав вошла и Хорватия.

Осень I. масло/стекло. 310х390 мм. 1944 г.

В этом году Иван Генералич участвовал в выставке в салоне "Ulrich", в Загребе.
Примерно в это же время он начинает давать наставления в живописи Франьо
Филиповичу, а вскоре потом и Франьо Доленцу и Драгану Гажи, своим
пятнадцатилетним соседям, которые остались в памяти как первое поколение
Генераличевых учеников.
Этим Генералич фактически повторил то, что Крсто Хегедушич сделал для него.

Пейзаж. Утки. масло/стекло. 335х244 мм. 1945 г.

Ключевые слова

ИВАН ВЕЧЕНАЙ / IVAN VECENAJ / ХЛЕБИНСКАЯ ШКОЛА / HLEBIN SCHOOL / НАИВНОЕ ИСКУССТВО / NAIVE ART / ХОРВАТСКИЙ ПРИМИТИВ / CROATIAN ART / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / ART HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы - Лагранская Софья Антоновна

Статья посвящена творчеству художника Ивана Веченая, представителя Хлебинкой школы ведущего направления в хорватской наивной живописи. Автором была предпринята попытка анализа творчества художника, интерпретация архаичных символов в произведениях подстекольной живописи на примере анализа конкретных произведений, помогающих понять концепцию Хлебинской школы в целом, её неразрывную связь с фольклорными традициями и народными обычаями. К сожалению, в отечественном искусствознании нет материалов, посвящённых исследованию творческого пути Ивана Веченая. Автор надеется, что данная статья поможет всем интересующимся наивным искусством и примитивом открыть для себя многогранный талант этого художника.

Похожие темы научных работ по искусствоведению, автор научной работы - Лагранская Софья Антоновна

  • О творчестве сербских художников-самоучек Илии Босиля Башичевича и Саввы Секулича

    2017 / Лагранская Софья Антоновна
  • Фольклоризм в неопримитивизме русского авангарда первых десятилетий XX века

    2016 / Алексеева Татьяна Петровна, Виницкая Наталья Владимировна
  • Вербальные и визуальные нарративы наивных художников

    2019 / Бобрихин Андрей Анатольевич, Граматчикова Наталья Борисовна
  • Социально-исторический контекст евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века

    2016 / Шахова Илона Валерьевна
  • Наивный художник Коровкин и его стеклянный зверинец

    2019 / Бобрихин Андрей Анатольевич
  • 2018 / Суворова Анна Александровна
  • Луи Каравак и секуляризация русского искусства

    2017 / Андреева Юлия Сергеевна
  • Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века

    2015 / Мутья Наталья Николаевна
  • Архитектурный и урбанистический пейзаж 1970-1980-х годов в творчестве уфимских художников

    2015 / Капина Татьяна Николаевна
  • Библейско-евангельская сюжетика в современном изобразительном искусстве (на примере творчества художников тюменского региона)

    2017 / Черниева Зинаида Леонидовна

Croatian naive art: Ivan Vecenaj

Lying aside from professional art, painting of the Croatian primitivists and the individuality of their position proved to be not only close to the aesthetic thinking of the 20th century, but also an organic consequence of the influence of the culture of the urban lower classes and folklore. The peasants are with no doubts deeply religious, but in their paintings it wasn"t practically reflected: the artists, with a reasonable share of selfishness, were rather focused on nature and people near themselves. The exception is Ivan Vecenaj (1920-2013) and his biblical cycle atypical for the peasant primitive which opened a new page in the Croatian naive art . Like most representatives of the Hlebin school the largest trend in Croatian naive art Vecenaj worked by oil on glass. This is an old technique, based on which artist paints in a reverse way layer by layer from details to the background. Vecenaj added a little bit of fantasy to his characters whether it was multicolored foliage in the middle of winter or a purple hue of a cow"s wool. In his works, Vecenaj tends more to realism, but with elements of expression, grotesque and irony. Vecenaj moved The Scriptures in space and time, modernizing them and placing them in a familiar environment. His paintings are depiction of suffering and reverent aware of faith. The palette is bright and saturated, as if it reflected the hysteria of the stories. In the Vecenaj"s works the spectator encounters the cruelty of the image that is uncharacteristic for peasant naive art and it"s lies not so much in the subjects as in the repulsive depiction of landscapes: scorched deserts, charred trees, thorny bushes, and blood-red sky all this creates a feeling of discomfort and fear emotions that are completely uncharacteristic for the pastoral naive art of the Hlebine school. The prevailing majority of genre scenes in the peasant primitive is due to the fact that for peasants it"s just more simple and clear to represent the surrounding. Therefore, in an endless series of harvesting and feast scenes, individualism which Ivan Vecenaj has created is so valuable. The artist"s contribution to the Hlebin school lies precisely in his religious works here he discovers a unique traditionalism in the context of sacred topic for the peasants relations with God.

Текст научной работы на тему «Наивная живопись Хорватии: Иван Веченай»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 30

УДК 7.031.2+75.023.15 Б01: 10.17223/22220836/30/14

С.А. Лагранская НАИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ХОРВАТИИ: ИВАН ВЕЧЕНАЙ

Статья посвящена творчеству художника Ивана Веченая, представителя Хлебинкой школы - ведущего направления в хорватской наивной живописи. Автором была предпринята попытка анализа творчества художника, интерпретация архаичных символов в произведениях подстекольной живописи на примере анализа конкретных произведений, помогающих понять концепцию Хлебинской школы в целом, её неразрывную связь с фольклорными традициями и народными обычаями. К сожалению, в отечественном искусствознании нет материалов, посвящённых исследованию творческого пути Ивана Веченая. Автор надеется, что данная статья поможет всем интересующимся наивным искусством и примитивом открыть для себя многогранный талант этого художника.

Ключевые слова: Иван Веченай; Хлебинская школа; наивное искусство; хорватский примитив; история искусства.

Живопись хорватских примитивистов оказалась не только близка эстетическому мышлению ХХ в., но и явилась органическим следствием слияния городской культуры с фольклором: она влилась живой струей в интернациональный художественный процесс и высоко поднялась в период повышенного интереса к творчеству наивных художников в Европе шестидесятых годов.

Крупнейший югославский исследователь наивного искусства Ото Биха-ли-Мерин небезосновательно предполагал, что для понимания художника обычно достаточно изучить его работы, «однако для крестьянских мастеров понятия „жизнь" и „творчество" неразделимы» . Они занимались искусством в свободное от полевых работ время - творчество было продолжением линейности их жизни, не вызывая стихийных приливов вдохновения и не отодвигая крестьянские заботы на второй план. «Их работы полны энергии и отражают природную проницательность и наивное поэтическое видение» - как все наивные художники хорватские примитивисты использовали насыщенную цветовую палитру, придерживались четких контуров и не всегда владели перспективой. И хотя крестьяне являлись людьми глубоко верующими, в сюжетах картин всё же преобладали повседневные заботы и радости, а отношения с религией отошли на задний план. Исключением по праву считаются работы Ивана Веченая (1920-2013) - его библейский цикл, не типичный для крестьянского примитива, открыл новую страницу в хорватском наивном искусстве.

Веченай родился в бедной крестьянской семье в деревне Гола. Будущий художник был старшим из шести братьев, окончив четыре класса школы, помогал отцу по хозяйству, подрабатывал у более обеспеченных крестьян. Любовь к творчеству мастер проявил еще ребенком, коротая долгие зимние вечера за карандашными рисунками, но писать крупные работы красками начал только в 1953 г., познакомившись с Крсто Хегедушичем (1901-1975), загребским художником, идейным вдохновителем Хлебинской школы, и

Иваном Генераличем (1914-1992), наиболее известным художником-крестьянином. Уже через два года Веченай участвовал в совместной с другими хлебинцами выставке в Музее города Копривницы. В конце пятидесятых годов Веченай освоил технику подстекольной живописи, продемонстрированной ему Хегедушичем: картина пишется реверсным способом - не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно, вплоть до фона.

В середине шестидесятых художник продолжает заниматься живописью, параллельно увлекаясь лингвистикой и этнографией. В Хорватии Веченай известен также как поэт и краевед - в его родном доме в Голе насчитывается порядка тысячи объектов этнографической коллекции, посвященной быту и истории родного края художника. Веченай является автором семи книг: томов по краеведению и лингвистике, словаря, а также двух художественных романов и сборника стихов. С 1999 г. Веченай являлся членом Союза писателей Хорватии. Его дом в Голе был отреставрирован, а бывшие конюшни отданы под галерею, где находится самое большое собрание работ художника. Его сын, Младлен, также занимается живописью и увлекается этнографией. Вместе с отцом они сделали небольшой краеведческий музей в хозяйственных пристройках своего поместья.

Работы Веченая хранятся в частной коллекции князя Монако, а также в крупных музеях и галереях по всему миру - Париже, Турине, Нью-Йорке, Мюнхене, Токио. В 1987 г. в Лондоне была издана «Библия искусства двадцатого века», в которой среди картин классиков академической живописи, есть и работа Ивана Веченая «Четыре всадника Апокалипсиса» (рис. 1).

Художник считал это большим достижением не только для хорватского наивного искусства, но и для своей страны в целом. В 1996 г. Американский биографический институт номинировал Веченая на премию «Человек года» и вручил художнику золотую медаль с надписью: «Присуждается за вклад в развитие человечества в области живописи». Творчеству Веченая посвящены многочисленные очерки и две крупные монографии хорватских искусствоведов Г. Гамулина и Т. Мароевича. Веченай участвовал в Загребском триеннале (1970, 1973 и 1987) и фестивале наивного искусства в Братиславе (1966, 1969, 1972, 1994), а также принимал участие в групповых выставках хорватских наивных художников по всему миру. Наиболее примечательными и получившими восторженные отзывы являлись международные выставки в Лондоне (Галерея Меркури, «Хлебинская школа», 1965), Токио (Музей искусств города Сетегаи, «Одиннадцать художников из Югославии», 1994) и Санкт-Петербурге, Флорида, США («Фантастический мир хорватского наивного искусства», 2000).

Веченай, как и другие хорватские художники, тяготеет к описательности и повествовательности: картина обязательно должна нести в себе историю или обрывок воспоминания. Эпиграфом к библейскому циклу художника может послужить цитата из Откровения Ионна Богослова: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Веченай был человеком глубоко религиозным: выросший в патриархальной бедной деревенской семье, юношей он не имел средств для покупки книг, так что Библия заменяла ему их все. В 1962 г. он пишет первые работы библейского цикла,

обращаясь к сюжетам Ветхого и Нового Завета. В этих первых работах Вече-най использует характерный для наивных мастеров прием: он переносит сюжеты Писания в пространстве и времени, осовременивая их и помещая в привычную для себя среду подравинского крестьянства. И хотя герои могут быть изображены в набедренных повязках или вовсе обнаженными, подобно моделям ренессансной живописи, у зрителя не остается сомнений, что все происходящее неразрывно связано с окружающей художника действительностью. Это же свойство мастер проявляет и в жанровых работах, демонстрируя гармонию отношений между человеком и природой: герои являются «плоть от плоти» художника - те же грубые черты лица, узловатые пальцы, обгоревшее на солнце лицо, испещренное морщинами и закаленное ветрами; и занятия их вполне типичны для представителей своего сословия - уборка урожая, выгул скота, покос, крещения, свадьбы, похороны. К своим персонажам мастер добавляет частицу фантазии - будь то одетые в разноцветные листья деревья в середине зимы или фиолетовый оттенок шерсти коровы. В своих пейзажах и жанровых сценах Веченай тяготеет скорее к реализму, но с элементами экспрессии, гротеска и иронии.

Рис. 1. Всадники Апокалипсиса. 1978. Стекло, масло. Галерея Ивана Веченая, Гола

Веченай часто обращается к образу петуха: этот персонаж присутствует почти в каждой картине, выступая в роли проводника в мир фантазий художника. Хорватский искусствовед и публицист Божица Елушич считает образ петуха символом метафоричного и метафизического в творчестве художника: на фоне покосившихся домов и крестьян за работой движется целый ряд ярких петухов, исполненных мистики, свойственной религиозным и магическим культам, словно «петух играет символическую роль, указывающую на одну из его добродетелей - гордость, решимость борца, храбрость, доброту и верность» .

В своих работах Веченай зачастую передает настроение в картине при помощи различных оттенков неба и многообразия растительности: природа пасторальных пейзажей, искрящаяся яркой голубизной неба и изумрудными заливными лугами, выступает в качестве полноправного участника картины наряду с брутальными фигурами крестьян, а в работах библейского цикла колючие черные кустарники и темные облака скорее являются аккордом, дополняя сюжет, отражая его символичность. Небо у Веченая - это архаичный символ древности, созерцая который, человек преисполнялся ужасом и восторгом, благоговением и страхом. Небо привлекало его и в то же время отталкивало - оно казалось сверхъестественным по самой своей природе, и, в результате, стало священным символом: «Людям казалось, что устремляясь к небесам, сулящим трансценденцию, можно выйти за пределы бренного человеческого бытия и обрести нечто иное» .

Этот же прием прослеживается и в работе «Всадники Апокалипсиса». Смысловой центр картины - четыре вооруженных всадника, уродливые скелетообразные создания, посылающие на Землю вихри ледяного дождя, сеющие разрушение и смерть. В левом нижнем углу художник поместил схематичное изображение обращенных в бегство людей. Фон представляет собой грозовое небо, затянутое темно-синими тучами. В правом нижнем углу расположился ястреб: птица является предвестником грядущего, аллегорией перерождения. В этой работе Веченай отражает богобоязненные нравы, бытовавшие в окружавшем его обществе, страх перед неизбежностью небесной кары. Но в то же время художник пытается пробудить от летаргического сна сознание крестьян, встряхнуть их, предостерегая, что хоть Апокалипсис и неизбежен, но не стоит отчаиваться в борьбе за свою душу, ведь каждому «воздастся за дела ваши». В другой работе библейского цикла «Голгофа» (рис. 2) тот же драматизм, выраженный посредством фона, - выжженная пустыня на заднем плане как символ бесплодной земли передает ощущение безысходности. Персонажи непропорционально удлинены, словно на картинах Сальвадора Дали, но Веченай рождает их из своего собственного воображения, не стремясь подражать гениальному сюрреалисту. Прибит гвоздями к стволу оголенного дерева Иисус - его терновый венок уже обагрился кровью, но стражник продолжает колоть его копьем, и из грудной клетки Христа фонтаном брызжет кровь. Двое разбойников - розовато-серые фигуры в искаженных позах - привязаны к угольным стволам деревьев - скорее повешены, нежели распяты (этот же вариант изображения Веченай использует и в других работах, иллюстрирующих сцену Распятия). Петух, выступающий в роли проводника между мирами живых и мертвых, застыл с поднятыми вверх крыльями у ног Христа как еще один скорбящий. Вся работа проникнута тос-

кой и болью, словно художник хочет передать страдания, которыми Спаситель искупил грехи людей.

Рис. 2. Голгофа. 1977. Стекло, масло. Галерея Ивана Веченая, Гола

В работе «Евангелисты на Голгофе» (рис. 3) черные облака на багряном небе отражают трагичность происходящего, словно жертва, принесенная Христом, доставляет страдания природе в равной степени с людьми. В центре картины изображен распятый Иисус, глаза его закатаны, что говорит о предсмертной агонии, а цвет тела серо-зеленый, словно он уже давно мертв. Испещренный кровоточащими ранами, Христос прикован шестью гвоздями -символами страданий и страстей - все его тело жилисто, натянуто, с просвечивающими сквозь тонкую кожу мышцами и венами. Его образ исполнен в готической манере с присущей художнику экспрессией. Вокруг главного героя расположены непроходимые заросли и четыре фигуры в соответствии с каноничными символами, символизирующие апостолов: орел, лев, бык и

ангел - глаза всех четверых устремлены на Христа. Двое разбойников также представлены: тот, что обрел веру, изображен смиренно принявшим свою судьбу по правую руку от Спасителя, в то время как по левую от него безбожник, умирающий в мучениях.

Рис. 3. Евангелисты на Голгофе. 1966. Стекло, масло. Хорватский музей наивного искусства, Загреб

Внизу креста символ первородного греха Змий и лестница, символ Вознесения. В правом верхнем углу схематично прописана группа из восьми человек, словно художник предлагает зрителю самому домыслить, кто изображен здесь - праздные зеваки или персонажи Нового Завета. Согласно красным одеяниям, характерным для женских персонажей, и описаниям Евангелия, четверых из них можно определить как «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» . Другие же трое - скорее всего святой Петр, Иоанн Креститель и Иаков; четвертый персонаж, сидящий на земле почти без одежды, является неопознанным - возможно, это автопортрет. В глуби зарослей художник поместил фигуру повешенного Иуды как символ предательства, а свечи, символы божественности, расположены рядом с апостолами, каждый из которых держит манускрипт с цитатами из Евангелия. Эти обрывки фраз формируют завершенный образ, который хотел передать художник: картина является манифестом страданий Христа, актом великого самопожертвования, одновременно сопряженного с невероятными страданиями и удивительными чудесами.

Кроме Мийо Ковачича (р. 1935), в начале семидесятых, ни одни художник Хлебинской школы не был так убедителен в своих трактовках Писания. Но, несмотря на схожесть творчества Веченая и Ковачича, в библейских циклах художников можно увидеть отличительные черты: «Ковачич идет по пути нивелирования канонических традиции, выражая в большей мере иронический взгляд на христианство, Веченай же, напротив, скорее строго следует Библии, не подвергая её экстраполяции» . Религиозные работы Веченая наполнены сказочностью и фантасмагоричностью, словно старинные легенды, и отражают видение художника, его личное отношение к притчам Ветхого и Нового Завета.

Превалирующее большинство жанровых сцен в крестьянском примитиве происходит оттого, что крестьянам просто и понятно изображать окружающее. Поэтому в бесконечной череде сцен уборки урожая и праздничных застолий так ценен индивидуализм, который в рамках устоявшихся канонов проявляет наивный художник, формируя свой идиосинкратический стиль. Скромное количество библейских мотивов объясняется сугубо личным переживанием веры, которым крестьяне не привыкли делиться публично, и вклад Веченая в направление заключается именно в его религиозных работах -здесь расскрывается уникальный традиционализм в рамках сакральной для крестьян темы отношений с Богом.

Литература

1. Bihaljia-Merin O. Modern primitives: Masters of Naive Painting. New York: Abrams, Cop. 1959. 304 р.

2. Jelusic B. Vecenajevih pet prstiju. Zagreb: Galerija Mirko Virius, 2010. 130 с.

3. Армстронг К. Краткая история мифа. М. : Открытый мир, 2005. 160 с.

4. Библия, Евангелие от Иоанна [Электронный ресурс] URL: http://allbible.info/bible/sino-dal/joh/19#25 (дата обращения: 19.06.2017).

5. Jacob M.J. Naive and Outsider Painting from Germany: An Introduction // Naive and Outsider Painting from Germany and Paintings by Gabriele Munter. Chicago: Museum of Contemporary Art, 1983. 118 р.

Lagranskaya Sofia A., State Institute of Art Studies (Moscow, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 30, pp. 139-146.

DOI: 10.17223/2220836/30/14

CROATIAN NAIVE ART: IVAN VECENAJ

Keywords: Ivan Vecenaj; Hlebin school; naive art; Croatian art; art history.

Lying aside from professional art, painting of the Croatian primitivists and the individuality of their position proved to be not only close to the aesthetic thinking of the 20th century, but also an organic consequence of the influence of the culture of the urban lower classes and folklore.

The peasants are with no doubts deeply religious, but in their paintings it wasn"t practically reflected: the artists, with a reasonable share of selfishness, were rather focused on nature and people near themselves. The exception is Ivan Vecenaj (1920-2013) and his biblical cycle - atypical for the peasant primitive - which opened a new page in the Croatian naive art.

Like most representatives of the Hlebin school - the largest trend in Croatian naive art - Vecenaj worked by oil on glass. This is an old technique, based on which artist paints in a reverse way - layer by layer from details to the background.

Vecenaj added a little bit of fantasy to his characters - whether it was multicolored foliage in the middle of winter or a purple hue of a cow"s wool. In his works, Vecenaj tends more to realism, but with elements of expression, grotesque and irony.

С.А. HaspancKan

Vecenaj moved The Scriptures in space and time, modernizing them and placing them in a familiar environment. His paintings are depiction of suffering and reverent aware of faith. The palette is bright and saturated, as if it reflected the hysteria of the stories. In the Vecenaj"s works the spectator encounters the cruelty of the image that is uncharacteristic for peasant naive art - and it"s lies not so much in the subjects as in the repulsive depiction of landscapes: scorched deserts, charred trees, thorny bushes, and blood-red sky - all this creates a feeling of discomfort and fear - emotions that are completely uncharacteristic for the pastoral naive art of the Hlebine school.

The prevailing majority of genre scenes in the peasant primitive is due to the fact that for peasants it"s just more simple and clear to represent the surrounding. Therefore, in an endless series of harvesting and feast scenes, individualism which Ivan Vecenaj has created is so valuable. The artist"s contribution to the Hlebin school lies precisely in his religious works - here he discovers a unique traditionalism in the context of sacred topic for the peasants - relations with God.

1. Bihaljia-Merin, O. (1959) Modern primitives: Masters of Naive Painting. New York: Abrams,

2. Jelusic, B. (2010) Vecenajevih pet prstiju . Zagreb: Galerija Mirko Virius.

3. Armstrong, K. (2005) Kratkaya istoria mifa . Translated from English by A. Blaze. Moscow: Otkritiy mir.

4. Bible, Evangelie ot Ioanna . Available from: http://allbible.info/bible/sinodal/joh/19#25. (Assessed: 19th June 2017).

5. Jacob, M.J. (1983) Naive and Outsider Painting from Germany: An Introduction. In: Munter, G. Naive and Outsider Painting from Germany and Paintings. Chicago: Museum of Contemporary Art.

 

 

Это интересно: