→ Мертвые души все чиновники. Сочинение Образы чиновников в поэме «Мертвые души. Коллективный образ чиновников

Мертвые души все чиновники. Сочинение Образы чиновников в поэме «Мертвые души. Коллективный образ чиновников

Чиновники, выведенные в «Мертвых душах», сильны своей круговой порукой. Они чувствуют общность своих интересов и необходимость при случае защищаться сообща. Им присущи черты особого класса в сословном обществе. Они та третья сила, среднедействующая, среднестатистическое большинство, которое фактически управляет страной. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность – только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города – это пустота. Сплетни, перешедшие пределы». Среди чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Чиновники в большинстве своем необразованные, пустые люди, живущие по шаблону, у которых в новой бытовой ситуации опускаются руки.
Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека.

Чиновничество в «Мертвых душах» – не только «плоть от плоти» бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество. Пока губернское общество считает Чичикова миллионером и «херсонским помещиком», то и чиновники относятся к приезжему соответственно. Раз губернатор «дал добро», то и любой чиновник без промедления оформит необходимые Чичикову бумаги; разумеется, не безвозмездно: ведь изначальную привычку брать взятки из российского чиновника не вытравить ничем. И Гоголь короткими, но необычайно выразительными штрихами выписал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов. Иван Антонович – это по сути даже не человек, а бездушный «винтик» государственной машины. Да и другие чиновники ничуть не лучше.

Чего стоит хотя бы прокурор, в котором и всего-то что густые брови...
Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись и вдруг «отыскали в себе… грехи». Гоголь зло смеется над тем, как погрязшие в преступной деятельности бюрократы, наделенные властью, помогают мошеннику в его грязных махинациях, боясь своего разоблачения.
В наибольшей степени бездуховность государственной машины показана Гоголем в «Повести о капитане Копейкине». Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны превращается даже не в пылинку, он превращается в ничто. И в данном случае судьбу капитана неправедно вершит не провинциальный полуграмотный Иван Антонович, а столичный вельможа высочайшего ранга, вхожий к самому царю! Но и тут, на высшем государственном уровне, простому честному человеку, даже герою, нечего надеяться на понимание и участие. Не случайно, когда поэма прошла цензуру, именно «Повесть о капитане Копейкине» была безжалостно сокращена цензорами. Более того, Гоголь был вынужден переписать ее практически заново, значительно смягчив тональность и сгладив острые углы. В результате от «Повести о капитане Копейкине» мало что осталось из того, что изначально задумывалось автором.
Город Гоголя – это символический, «сборный город всей темной стороны», и чиновничество является неотъемлемой его частью.

Чиновники в поэме "Мертвые души": образы и характеристики в таблице

Чиновники в поэме «Мертвые души» (описание в цитатах)

Губернатор

«…был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…»

«…Первый разбойник в мире!..» (Собакевич о нем)

Вице-губернатор

«… с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники…»

«…А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек?..» (Манилов о нем)

«…Очень, очень достойный человек, – отвечал Чичиков…»

«…Он да еще вице-губернатор – это Гога и Магога!...» (Собакевич говорит, что вице-губернатор и губернатор -- разбойники)

Прокурор

«…прокурор с вечно неподвижною своей физиономией, густыми бровями и моргавшим глазом…»

«…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] прокурора с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом […] человека, впрочем, серьезного и молчаливого…»

«…Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…» (Собакевич о прокуроре)

Почтмейстер

«…К почтмейстеру, которого звали Иван Андреевич …»

«…он наконец присоединился к толстым, где встретил [...] почтмейстера, низенького человека, но остряка и философа…»

«…он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь …»

«…кое-кто неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа […] Он один не изменялся в постоянно ровном характере...»

Председатель палаты

«…у председателя палаты, у Ивана Григорьевича…»

«… с […] председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось…»

«…он наконец присоединился к толстым, где встретил [...] председателя палаты, весьма рассудительного и любезного человека…»

«…Председатель, который был премилый человек…»

Полицеймейстер

«…Алексей Иванович…»

«…служил в кампанию двенадцатого года и лично видел Наполеона…»

«…Мошенник! – сказал Собакевич очень хладнокровно, – продаст, обманет, еще и пообедает с вами […] Все христопродавцы…» (Собакевич о полицеймейстере)

«…он получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников, а между тем заслужил любовь всего города…»

Инспектор врачебной управы

«…он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы…»

«…Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…» (Собакевич о нем) «…Инспектор врачебной управы вдруг побледнел; ему представилось бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и в других местах от повальной горячки, против которой не было взято надлежащих мер, и что Чичиков не есть ли подосланный …»

Городской глава

«…Потом был […] на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда…»

«Ноздрев […] прочитал в записке городничего, что может случиться пожива, потому что на вечер ожидают какого-то новичка…» (городничий надеется поживиться)

Жандармский полковник

«…жандармский полковник говорил, что он ученый человек…» (полковник о Чичикове)

Управляющий казенными фабриками

«…потом был […] у начальника над казенными фабриками..»

Городской архитектор

«…он явился даже засвидетельствовать почтение […] городскому архитектору…»

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду - орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем - какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход - радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость - вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Тест по произведению

В “Мертвых душах” тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе “Мертвых душ”. Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: “Наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…” Это злая сатира на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар.
Как владельцы усадеб, так и губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. У Манилова, как помним, уже два года одна и та же книга раскрыта на четырнадцатой странице. Чиновники “тоже были более или менее людьми просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”.
Помещики и чиновники не обременяют себя заботами о государственных делах. Тем и другим чуждо понятие гражданского долга. Те и другие живут праздно.
В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы… Все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени…”
При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собакевич, – он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…”
В обществе чиновников процветает “подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость”. Ссорятся дамы, ссорятся и их мужья: “Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли”.
Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, как на его столе появляются балычки и отменные вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: “…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить”. Исключение лишь для приятелей (но Чичиков все-таки на всякий случай не нарушил неписанный закон и дал взятку Ивану Антоновичу).
Полиция держит город в постоянном страхе. Когда в обществе стали говорить о возможном бунте мужиков Чичикова, полицмейстер заметил, что “в отвращении его (бунта) существует власть капитан-исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, но один картуз погонит крестьян до самого места их жительства”.
В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает как бы групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой.
Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись, и все “вдруг отыскали в себе… грехи”. Отсюда их нерешительность: такой ли Чичиков человек, “которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Трагическое положение, в котором оказались “хозяева города”, создалось в результате их преступной деятельности. Гоголь смеется, смеется зло и беспощадно. Люди, облеченные властью, помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его.
Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но и высшие чиновники, само правительство. “Повестью о капитане Копейкине” Гоголь коснулся и этой, весьма опасной, темы.
Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года капитан Копейкин отправляется в столицу просить помощи. Его поражает роскошь Петербурга, великолепие палат и холодное равнодушие сановника к усадьбе инвалида. Настойчивые законные просьбы капитана о помощи не имели успеха. Разгневанный вельможа выслал его из Петербурга.
Образом бездушного сановника, выведенного в “Повести о капитане Копейкине”, Гоголь завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная от Ивана Антоновича “кувшинное рыло”, мелкого чиновника губернского города, и кончая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.
Многозначительна концовка “Повести…” Капитан Копейкин не смирился с жестокостью и оскорблением. В рязанских лесах появилась “шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой…”, как капитан Копейкин.
“Повестью о капитане Копейкине” Гоголь напоминал сановникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против властей.
“Ах, – скажете вы, прочитав про жизнь города NN, – неужели мы сами не знаем, что есть много презренного и глупого в жизни! Зачем автор показывает нам это в очередной раз?” Однако я думаю, Гоголь хотел показать это “презренное и глупое” не с целью раздражить читателя. Он хотел исправить человека, сделать жизнь лучше. И полагал, что, только отразив, как в зеркале, все социальные и человеческие пороки, с ними можно бороться. Я считаю, что гениальная поэма “Мертвые души” – лучшее тому подтверждение.

Сочинение по литературе на тему: Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Другие сочинения:

  1. В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: Read More ......
  2. Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия – “Мертвые души” – и к городу: “Все… прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как Read More ......
  3. В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право. Показывая различные характеры, автор выделяет в них общее: все они – “мертвые души”. От истощающего бесплодные мечтания Манилова до Read More ......
  4. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь Read More ......
  5. На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, “было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь понимает, что вещь, им создаваемая, не подходит ни под одно определение литературного жанра. Следуя примеру Пушкина – Read More ......
  6. В знаменитом обращении к “птице-тройке” Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: “Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик”. Есть Read More ......
  7. Образ народа в поэме “Мертвые души”. Поэма “Мертвые души” в творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя – показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки. Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В Read More ......
  8. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать во Read More ......
Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Чиновничество – особая социальная прослойка, «смычка» между народом и властью. Это особый мир, живущий по своим законам, руководствующийся своими нравственными принципами и понятиями. Тема разоблачения порочности и ограниченности этого сословия злободневна во все времена. Гоголь посвятил ей целый ряд произведений, используя приёмы сатиры, юмора, тонкой иронии.

Приехав в губернский город N, Чичиков наносит визиты сановникам города в соответствии с этикетом, предписывающим сначала посещать наиболее значительных лиц. Первым в этом «списке» состоял градоначальник, к которому «сердца граждан трепетали в избытке благодарности», последним – городской архитектор. Чичиков действует по принципу: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».

Что же представлял собой губернский город, о благе которого так «заботился» градоначальник? На улицах – «тощее освещение», а дом «отца» города как «яркая комета» на фоне тёмного неба. В парке деревья «дурно принялись»; в губернии – неурожаи, дороговизна, а в ярко освещённом доме – бал для чиновников и их семей. Что можно сказать о людях, собравшихся здесь? – Ничего. Перед нами «чёрные фраки»: ни имён, ни лиц. Зачем они здесь? – Показать себя, завязать нужные знакомства, хорошо провести время.

Однако «фраки» неоднородны. «Толстые» (умеют лучше обделывать дела) и «тонкие» (не приспособленные к жизни люди). «Толстые» прикупают недвижимость, записывая на имя жены, «тонкие» же пускают всё накопленное «по ветру».

Чичиков едет совершать купчую. Взору его открывается «белый дом», что говорит о чистоте «душ помещавшихся в нём должностей». Образ жрецов Фемиды ограничивается немногочисленными характеристиками: «широкие затылки», «много бумаги». Голоса хриплые у низших чинов, величавые — у начальников. Чиновники – более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, а кто «совсем ничего не читал».

Чичиков и Манилов «передвигаются» от одного стола к другому: от простого любопытства молодёжи – к полному чванства и тщеславия Ивану Антоновичу Кувшинному рылу, создающему видимость работы, чтобы получить долженствующее вознаграждение. Наконец, председатель палаты, сияющий, как солнце, завершает сделку, которую необходимо отметить, что и осуществляется с лёгкой руки полицеймейстера – «благотворителя» в городе, получающего вдвое больше доходов против всех своих предшественников.

Обширный чиновничий аппарат в дореволюционной России был для народа истинным бедствием. Поэтому естественно то внимание, которое уделяет ему писатель-сатирик, резко критикуя взяточничество, низкопоклонство, пустоту и пошлость, низкий культурный уровень, недостойное отношение бюрократов к своим согражданам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

 

 

Это интересно: