→ Болезнь валентины толкуновой. «Толкунова не верила в то, что ее болезнь неизлечима, поэтому к смерти не готовилась и никакого завещания не написала. "я не могу уйти со сцены"

Болезнь валентины толкуновой. «Толкунова не верила в то, что ее болезнь неизлечима, поэтому к смерти не готовилась и никакого завещания не написала. "я не могу уйти со сцены"

– Мы были очень близки и похожи характерами. Нам всегда было о чем поговорить, – вспоминает Евгения Николаевна. – Постоянно куда-то ездили… Я очень любила петь, и моя мама тоже пела… Но поскольку жили мы бедно, в простой семье, возможности стать артисткой не было. Я всю жизнь проработала в вагонном депо. А вот Валя смогла осуществить нашу семейную мечту! Пела в детском хоре, ездила с гастролями по стране, училась в Институте культуры…



По словам Евгении Николаевны, ее дочь будто чувствовала, что столкнется с тяжелой болезнью. Она всю жизнь помогала неизлечимо больным, под ее опекой всегда было несколько человек, которые не знали отказа ни в деньгах, ни во внимании.

– Валя помогала своей первой преподавательнице по вокалу, которая тяжело болела, – вспоминает мать певицы. – Дала денег на операцию поклоннице из Нижнего Новгорода, помогала одной девочке с Дальнего Востока, которая страдала рассеянным склерозом. Валя до последнего посылала ей деньги, а потом оплатила похороны и памятник. Да и со своим мужем вторым, хоть уже вместе не жили, поступила по-человечески. Когда он тяжело заболел и практически ослеп, перестал слышать, забрала его к себе, наняла сиделку. А уж обо мне и говорить нечего! Меня она полностью обеспечивала, шкафы были забиты одеждой, которую она дарила. И квартиру, где я живу, купила она.

Второй муж Валентины Толкуновой, 86-летний журналист Юрий Папоров, умер через полтора месяца после жены. После смерти супруги он фактически осиротел, почувствовал себя никому не нужным и очень переживал. Ведь у Папорова тоже была онкология, он заболел еще раньше, чем Толкунова. Через несколько дней после смерти Толкуновой он попал в больницу и уже не вышел оттуда. Папорова похоронили рядом с Валентиной Васильевной, на том же Троекуровском кладбище.

Всевышний помог ей умереть без боли

– Валя делилась со мной всем, поэтому я первая узнала о ее болезни, – говорит мать артистки. – После первой операции она довольно долго чувствовала себя нормально, казалось, болезнь удалось остановить… Но в 2006 году нашли новые метастазы. Она не следила за собой, много работала и о болезни никому не рассказывала. Я говорила ей: тебе надо больше отдыхать. Но она ездила по гастролям, пока не свалилась…

Мать певицы утверждает: у Толкуновой был шанс пожить подольше! Врачи предлагали ей разные варианты лечения. Но певица не соглашалась…

– После второй операции Вале стало лучше, – рассказывает Евгения Николаевна. – Врачи предложили сделать химиотерапию. А она отказалась! Не могла себе представить, что останется без волос. Сказала: «Сколько бы ни осталось жить, я до конца жизни останусь такой, какой меня знал народ». Очень была волевая. Конечно, «химия», наверное, и помогла бы ей какое-то время прожить. Но может быть, она и права. Ушла раньше, но хотя бы без безумных болей. До последнего, даже под капельницей, которую поставили из-за тромба, не верила в плохое. Меня в больнице всегда встречала радостной улыбкой. Когда ее увозили на последние два дня в реанимацию, была совсем слабенькая. Но еще и меня успокаивала: «Знаешь, мама, все будет хорошо. Я видела сегодня Бога, и он сказал мне: «Я тебя люблю и тебе помогу». Это были последние слова, которые я от нее слышала. Он помог ей избавиться от мучительных страданий, которые ее могли ожидать.

Для Валентины Васильевны ее длинные роскошные волосы были своеобразным оберегом, талисманом. Казалось, потеряй она их – потеряет и себя. Родные это знали и поэтому не стали настаивать на том, чтобы бороться до конца. Вот только теперь иногда, когда делается особенно горько, жалеют об этом.

Лучшие дня

Одна женщина - один театр

Народная артистка РСФСР Валентина Толкунова скончалась в Москве на 64-м году жизни после продолжительной болезни. Известной певицы не стало сегодня утром, около 08:00, в реанимации Боткинской больницы.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразил свои соболезнования родным и близким легенды советской эстрады.

Толкунова находилась в Боткинской больнице с конца февраля. В ночь с пятницы на субботу она была переведена в реанимацию из-за резкого ухудшения самочувствия. Как сообщает LifeNews.ru, после этого певица попросила привести священника для соборования. Обряд был совершен прямо в больничной палате.

В больницу артистка попала после концерта в белорусском Могилеве. Первоначально сообщалось, что у нее повышенное давление, причиной которого стало переутомление. В Москву Толкунову отправили в реанимобиле.

Валентина Толкунова – одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь Валентины Васильевны при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы – детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой – вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы – дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора Юрия Саульского. Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй – с журналистом Юрием Папоровым – стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада – дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло – именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает – в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый Всеволодом Шиловским по сценарию Михаила Анчарова с гениальным Грибовым и молодым Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи – «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва Ошанина Владимир Шаинский отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор Владимир Мигуля пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны – устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим – на рубеже 70–80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм – никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады – кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни – «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей – пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.


Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.


Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд. Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души.

Вообще, достоинство – это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянках сборных», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом – никогда не жаловалась и ни о чем не жалела: «Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».


Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным – рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

В понедельник утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет – «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Валентина Толкунова дважды была замужем. Ее первым супругом был композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра Юрий Саульский, а вторым - журналист-международник, автор книги "Хемингуэй на Кубе" Юрий Папоров. Сын певицы - Николай - работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

Народная и заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Калмыкии награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью "В память 850-летия Москвы". Она также кавалер ордена "Меценаты столетия", лауреат премии Ленинского комсомола и премии МВД России, "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный артековец", "Почетный бамовец", "Почетный пограничник и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка".

Правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая. Митрополит Киевский Владимир наградил Толкунову орденом Святой Варвары. Также певице были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады»,

22 марта в Москве от тяжелого онкологического заболевания скончалась певица Валентина Толкунова. Ей было 63 года. Еще 16 февраля стало известно, что Толкуновой стало плохо в белорусском Могилеве, где она давала концерт. Вскоре из могилевской больницы ее перевели в Боткинскую, а поклонникам сообщили об отмене всех назначенных выступлений.

Толкунова родилась в Армавире в семье железнодорожников; почти сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. Судьба Толкуновой оказалась связана с музыкой с детства: она пела в Московском детском хоре и в ансамбле Центрального дома железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. В 18 лет она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а спустя два года прошла по конкурсу в ВИО-66 - вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте.

"Помню, пришла в институт и говорю: "Я теперь артистка и не могу учиться на дневном", а мне отвечают: "А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка". И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку", - рассказывала певица в интервью.

Руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский, стал первым мужем певицы; расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. "У него было несколько жен, я даже не знаю точно, какой по счету женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком". Во втором браке, с писателем и журналистом-международником Юрием Папоровым, Толкунова прожила около 30 лет, родив сына Николая.

Закончив Гнесинское училище, Толкунова занялась сольной карьерой, дебютировав в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Певица работала с композиторами Павлом Аедоницким, Эдуардом Колмановским, Людмилой Лядовой, Микаэлом Таривердиевым, Виктором Успенским, Александрой Пахмутовой. Среди песен, которые прославили Толкунову, - суперпопулярные шлягеры последних советских десятилетий: "Стою на полустаночке", "Я не могу иначе", "Носики-курносики", "Во всем мне хочется дойти до самой сути", "Я деревенская", "Серебряные свадьбы", "Поговори со мною, мама", "Мой милый, если б не было войны". Коллеги Толкуновой сходятся на том, что сейчас невозможно представить эти песни, спетые чьим-то чужим голосом: певица создала свою неповторимую манеру исполнения - задушевную, откровенную, очень лирическую, очень женственную. Благодаря этой манере советская песня Толкуновой никогда не была советской в полном смысле слова, и певица с законным на то основанием говорила: "Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни".

Во второй половине 1980-х Толкунова создала на государственной основе свой собственный музыкальный театр. Среди спектаклей, которые были поставлены театром на сцене ГЦКЗ "Россия", - опера "Русские женщины" по поэме Некрасова и стихам Пушкина и Кольцова.

Заслуги певицы не раз отмечались государством: в 1987 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР, также она награждена орденами Дружбы и Почета. Тем не менее, в последние годы Толкунова фактически пропала с экрана телевизора. "Это связано с деньгами. У меня нет таких денег, чтобы платить за то, чтобы появиться на экране. Это же бешеные деньги, а кланяться спонсорам я не хочу, - объясняла она. - Те, кто хочет меня слышать и видеть, те меня видят и слышат. Концертов у меня столько же, сколько и раньше". И еще одно высказывание: "Мои песни - это не эмоции ниже спины. Это эмоции на уровне сердца, на уровне головного мозга".

Лейтмотив поздних интервью Толкуновой - тоска по высокой культуре. "Мне очень трудно понять, как при сегодняшней доступности литературы, при том, что лавки переполнены Цветаевой и Ахматовой, почему эти стихи не складываются в песни и никому не нужны?.. У людей при полных карманах денег обнищал дух. Раньше все было наоборот - Цветаеву или Ахматову было невозможно достать. Но люди были высоко духовны, они были готовы к слушанию и чтению таких стихов. А сейчас они не то что не готовы, они слушать даже этого не хотят. Раньше я пела баллады на стихи Гарсии Лорки. Кому они сейчас нужны?.."

Толкунова признавалась, что хотела бы жить в XIX веке. "По сути своей я все-таки из ХIХ столетия, там мне все близко. Когда я читаю великую прозу или окунаюсь в гениальную поэзию, когда открываю томик Пушкина, Тургенева, Достоевского, чувствую, что оттуда". На вопрос: "Тургеневская девушка?" - ответила: "Мне кажется, да". И еще: "Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой".

Народная артистка РСФСР Валентина Толкунова скончалась в Москве на 64-м году жизни после продолжительной болезни. Известной певицы не стало сегодня утром, около 08:00, в реанимации Боткинской больницы.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразил свои соболезнования родным и близким легенды советской эстрады.

Валентину Толкунову похоронят в среду на Троекуровском кладбище в Москве. Об этом сообщил директор певицы Алексей Тирошвили. "Проститься с ней можно будет в Театре Эстрады", - добавил он.

Толкунова находилась в Боткинской больнице с конца февраля. В ночь с пятницы на субботу она была из-за резкого ухудшения самочувствия. Как сообщает LifeNews.ru , после этого певица попросила привести священника для соборования. Обряд был совершен прямо в больничной палате.

В больницу артистка . Первоначально сообщалось, что у нее повышенное давление, причиной которого стало переутомление. В Москву Толкунову отправили в реанимобиле.

Затем в прессе появилась информация, что белорусские медики : рак молочной железы, с которым она борется не первый год, добрался до печени и легких. Также обнаружена злокачественная опухоль мозга.

Биографическая справка:

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 г. в городе Армавире Краснодарского края. В Москву родители перевезли ее в возрасте одного года.

В школе она прошла по конкурсу в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников под управлением Дунаевского. Там десять лет пела в хоре, а в 1964 г. поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры. В 1971 г. окончила Музыкальное училище имени Гнесиных.

В 1966 г. Толкунова пришла в биг-бэнд под управлением Юрия Саульского, где пять лет была солисткой-вокалисткой и исполняла джазовые инструментальные композиции.

В 1971 г. в телефильме "День за днем" певица озвучила песни композитора Ильи Катаева на стихи Михаила Анчарова. После этого активно работала со многими известными композиторами-песенниками, среди которых Эдуард Колмановский, Микаэл Таривердиев, Павел Аедоницкий, Виктор Успенский, Александра Пахмутова.

В 1972 г. Лев Ошанин пригласил Толкунову выступить на юбилейном концерте в Колонном зале с песней Владимира Шаинского "Ах, Наташа". После этого певица стала часто появляться на радио и телевидении.

Артистка исполнила десятки полюбившихся всей стране песен: "Стою на полустаночке", "Серебряные свадьбы", "Поговори со мною, мама", "Носики-курносики", "Где ты раньше был", "Старые слова", "Мой милый, если б не было войны", "Сорок пять", "Мы на лодочке катались" и множество других. Двадцать три раза Толкунова становилась лауреатом телевизионного конкурса "Песня года".

В 1989 г. на базе Москонцерта, где певица работала с 1973 г., было создано Творческое объединение "АРТ" - Театр музыкальной драмы и песни. Валентина Толкунова стала его художественным руководителем.

Народная и заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Калмыкии награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью "В память 850-летия Москвы". Она также кавалер ордена "Меценаты столетия", лауреат премии Ленинского комсомола и премии МВД России, "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный артековец", "Почетный бамовец", "Почетный пограничник и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка".

Правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая. Митрополит Киевский Владимир наградил Толкунову орденом Святой Варвары. Также певице были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.

Валентина Толкунова дважды была замужем. Ее первым супругом был композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра Юрий Саульский, а вторым - журналист-международник, автор книги "Хемингуэй на Кубе" Юрий Папоров. Сын певицы - Николай - работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

 

 

Это интересно: