→ Сведения об институте. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка Вячеслав ростропович биография

Сведения об институте. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка Вячеслав ростропович биография

    Мстислав Леопольдович Ростропович. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (родился в 1927), российский виолончелист, дирижер. Ярко образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927) российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство… … Большой Энциклопедический словарь

    Виолончелист, дирижер, Народный артист СССР; родился 27 марта 1927 г. в г. Баку; окончил Московскую государственную консерваторию; с 1948 г. солист Московской филармонии, одновременно занимался музыкально педагогической деятельностью, являясь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966). Родился в семье музыканта. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, занимался композицией в классе В. Я. Шебалина (1943‒46). С 1948 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены… … Энциклопедический словарь

    Ростропович Мстислав Леопольдович - (род. 1927) виолончелист, дирижер, пианист, обществ. деятель. Учился игре на фортепиано, позднее на виолончели, композиции у отца, Л. В. Ростроповича. В 1946 окончил Моск. конс. по кл. виолончели у С. М. Козолупова, композиции у В. Я. Шебалина… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Ростропович, Мстислав Леопольдович - (р. 1927) почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 468) См. также Российская академия образования (РАО) Ч33(2)7 8 … Педагогический терминологический словарь

    Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

    Мстислав Леопольдович Ростропович Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

Книги

  • , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович - великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…
  • Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович – великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…

М стислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели - в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына , а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать - пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец - ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы - мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского . Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

Пианист Святослав Рихтер и виолончелист Мстислав Ростропович. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Народные артисты СССР Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. 1968 год. Фотография: Михаил Озерский

Виолончелист Мстислав Ростропович и дирижер Тояма Юдзо. Россия, Москва. Фотография: Владимир Акимов

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями» .

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета - композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях . Музыкант проработал здесь 26 лет - многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них - Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру - так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Фотография: Stanley Wolfson

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Россия, Москва. Фотография: Шоломович

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову , уничтожали Осю Бродского , с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали...» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление» .

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра , лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.Народный артист СССР Мстислав Ростропович (на дирижерском месте) репетирует с оркестром ГАБТ СССР оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Россия, Москва. Фотография: Леон Дубильт

Виолончелист Мстислав Ростропович и английский композитор Бенджамин Бриттен после концерта в Большом зале Московской консерватории. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Paraphrasing tool is an article rewriter tool used to create what appears to be new content from what already exists. Paraphrasing tool works by replacing specific words, phrases, sentences, or even entire paragraphs with any number of alternate versions to provide a slightly different variation with each paraphrasing. Paraphrasing tool can spin as many times as needed. However, paraphrasing tools are more sophisticated now a days, and can now result in perfectly readable articles which appear original.

Paraphrasing tool or article rewriter can change the meaning of a sentence through the use of words with similar but subtly different meaning to the original. For example, the word “picture ” could be replaced by the word “image ” or “photo “. 1000+ of word-for-word combinations are saved in either a text file or database thesaurus to draw from. This ensures that a large percentage of words are different from the original article.

This free or best article rewriter tool is used to paraphrase or rewrite full length articles or find new ways to write simple phrases, sentences or single words. Whether your aim is to remix articles for a blog posts, research papers assignments, final year research projects , email, will do the job.

How to use this paraphrasing tool

  1. How to Input Text

    Type or copy and paste in the text(content to rewrite) box you wish to rewrite. If you have already looked over your article and you are satisfied with the spelling and grammar, then enter the correct (Recaptcha) answer and then click the ‘Submit’ button. Your re-written work will appear below.

  2. How to Spin

    To make the work even easier for you, simply hit ‘Enter’ after you have entered the correct (Recaptcha) answer, assuming that the text you want to paraphrase is already entered in the first box.

  3. Text Limit

    If you already have a chunk of text (for example an essay, article or a single sentence) and you need to paraphrase this text, then this spinbot Paraphrasing-Tool will be of help.

  4. Registration

    No need to register/log-in or give any personal information to use this spinbot paraphrasing tool.

How this Article Rewriter Works


This image shows how this paraphrasing tool work

Plagiarism

Writing is an essential element of every student and content writer. A Good and plagiarism free content that is unique provides useful information that readers want. Writing your own unique content can take time. To hire a writer for original content can be expensive and for many students or writers, it is not possible on their budgets. As an alternative to completely unique content, older articles can be rewritten so that they become completely a unique article. The fastest and efficient way to rewrite older articles is by using online or a paraphrasing software to do the job.

Avoid overuse of work from previous authors

In your original work, you can quite a limited amount from a previously written work because if you quote too much, you can get in trouble for copyright infringement. Although, there is no stated amount for the number of words to use before you stop being safe, try to use your initiative and know when you’re doing too much. Paraphrases are supposed to be just a small portion of the original work, if it becomes too much, it can be pointed out that the new work was gotten from the original one and that can make your work be seen as weak. For your paper to be relevant, it has to be able to have its own identity; i.e. stand on its own. Any paraphrased part of it should only be there to support and elucidate the research paper.

Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) , русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель.

Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» - почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».

Это храм Христа Спасителя, как я рад… На памятной мраморной доске, где указаны все принимавшие участие в его строительстве, есть и мое имя - первое в списке. Для того, чтобы помочь выстроить храм, я три концерта дал бесплатно. Весь гонорар, все собранные деньги отдал на его восстановление. Так что я счастлив, что вижу его сейчас...

Ростропович Мстислав Леопольдович

Родился 27 марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители - музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов.

Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет - в Ленинградской. Его ученики - известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.

На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях - как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера - оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский - всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.

Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.

В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.

Всемирно известный виолончелист, дирижер Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку (Азербайджан), где его отец, виолончелист Леопольд Ростропович (1892-1942), тогда профессор Азербайджанской консерватории, выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. Мать, Софья Федотова, была пианисткой. Предки Ростроповича по отцу принадлежали к польским дворянам .

В четыре года Мстислав Ростропович сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда с родителями в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы имени Гнесиных. В 13-летнем возрасте Мстислав Ростропович исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса в городе Славянске.

В 16 лет он поступил в Московскую государственную консерваторию, которую окончил в 1946 году .

Учился по классам виолончели у Семена Козолупова и композиции у Виссариона Шебалина. Под руководством композитора Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки.

В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года — по странам Европы, а затем и по всему миру.

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, в 1970 году в Большом театре под его руководством прошла опера "Война и мир" Сергея Прокофьева.

С 1947 года Мстислав Ростропович вел преподавательскую деятельность сначала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а затем в 1948-1974 годах — в Московской государственной консерватории. С 1960 года — профессор, с 1961 года возглавлял кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории, где в 1961-1966 годах был заведующим кафедрой виолончели.

В 1969 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская приютили у себя на даче писателя Александра Солженицына, чем спровоцировали гонения со стороны советских властей. В 1974 году семья была вынуждена временно уехать за границу. В 1978 году супругов , которое им вернули спустя двенадцать лет — в январе 1990 года.

В 1977-1994 годах Мстислав Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне. В 1990 году он предпринял с оркестром турне по России.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как "Польский реквием" Кшиштофа Пендерецкого, "Новелетты" Витольда Лютославского и 6-я симфония Альфреда Шнитке, посвященные Ростроповичу, "Timbres, Espace, Mouvement" Анри Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам — Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

На дирижерском счету Ростроповича мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также девяти опер, в числе которых "Эра Водолея" Софьи Губайдулиной (Генуя, 1991), "Жизнь с идиотом" (Амстердам, 1992) и "Джезуальдо" (Вена, 1995) Альфреда Шнитке, "Лолита" Родиона Щедрина (Стокгольм,1994) и "Видения Иоанна Грозного" Сергея Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, Нидерландский королевский симфонический оркестр, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Он был организатором фестивалей, посвященных Сергею Прокофьеву (1991), Бенджамину Бриттену (1993) и Альфреду Шнитке (1994), принимал участие в работе и организации конкурса имени Чайковского в Москве; с 1987 года по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция).

В августе 1991 года Ростропович приехал в Москву на защиту Белого дома. В 1993 году он был награжден медалью "Защитнику свободной России ".

В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне "Благотворительный фонд помощи детям России".

С 2002 года входил в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Ростропович был членом шести академий, являлся почетным доктором 50 университетов (среди них — Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья).

Был обладателем свыше 130 высших наград и премий из более чем 30 стран мира. В их числе: высшая награда США — Президентская медаль Свободы, Орден Почетного Легиона (Франция), орден "Рыцарь Британской Империи" (Великобритания), высшая награда Швеции "Полярная звезда", императорская премия Японии, премия принца Астурийского, международная премия Карла IV и др.

Был удостоен титула "Сэр Королевства Великобритании".

На родине Мстислав Ростропович был отмечен многими государственными и профессиональными наградами. В 1964 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР (1991) и Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 года. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" (1997) и степеней (2007).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

 

Это интересно: