→ Задания для детей по произведению муму. Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой. ТУР. "Мужские персонажи повести"

Задания для детей по произведению муму. Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой. ТУР. "Мужские персонажи повести"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №3»

Сценарий
Литературной викторины
для учащихся 5 – 6 классов
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Старый Оскол
2014
Цели литературной викторины:
помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;
выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;
развивать творческие способности, воображение учащихся;
развивать речевую культуру учащихся.
Задачи викторины:
формирование сознательного отношения к изучению литературы,
развитие коммуникативных способностей учащихся,
формирование умения взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Участники викторины:
Требования к командам – участницам:
В состав команды должны входить учащиеся 5 – 6 классов, не более 10 человек;
Преподаватели выполняют роль организаторов, но не
участников команд;
Каждой команде необходимо подготовить представление своих участников (1 – 1,5 минуты);
Команду представляют учащиеся.
Условия игры: каждой команде необходимо:
Иметь название, атрибутику (эмблему) заданной тематики, девиз.
Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время – не более 1,5 минут.
Подготовить домашнее задание.
- Подготовить таблички с цифрами 1, 2, 3, 4 (формат А 4) для удобного и быстрого участия в блиц – опросе.
- Перечитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Оснащение: портрет писателя, фотографии, презентация к игре, выставка детских работ.

Ход викторины
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. В.П.Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести. Случай, описанный в рассказе, который вы прочли дома, как раз из таких.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
Этап «Представление команд»
Первый этап нашей игры позволит всем поближе познакомиться, представьте, пожалуйста, свои команды.
Команды представляют свои визитки (название команды, девипз)
Этап «Блиц - опрос»
Суть задания: За определенное время необходимо ответить на 14 вопросов, касающихся жизни, творчества Виктора Астафьева, героев его произведений.
1 вопрос:
Виктор Петрович Астафьев является
писателем
поэтом
баснописцем
летописцем
2 вопрос:
В каком веке жил и творил Виктор Петрович Астафьев
в 18
в 19
в 20
в 21
3 вопрос:
Как называлось село, в котором родился писатель
Овсянка
Гречка
Пшеничка
Зёрнышко
4 вопрос:
Определите жанр произведения Астафьева «Конь с розовой гривой»
сказка
былина
рассказ
роман
5 вопрос:
Назовите имя главного героя рассказа
Антон
Мишка
Витька
Петька
6 вопрос:
Как зовут бабушку героя?
Михайловна
Николаевна
Петровна
Васильевна
7 вопрос:
О чём мечтали все деревенские ребятишки в рассказе В.Астафьева?
о прянике конём
об игрушечном коне
о конфете
о настоящем коне
8 вопрос:
За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
за уборку в доме
за работу в огороде
за собранные ягоды
за помощь пастухам
9 вопрос:
Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу?
из-за съеденных ими ягод
просто так
потерялись в лесу
10 вопрос:
Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки?
не ходить домой
набрать туесок грибов
всё честно рассказать бабушке
наложить в туесок воды, а сверху засыпать ягодой
11 вопрос:
Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?
калач
булку
шаньгу
конфету
12 вопрос:
Что произошло с матерью героя?
она утонула
её сбила машина
лежала в больнице
она уехапа, бросив своих детей
13 вопрос:
Как назывался предмет, в который ребята собирали ягоды?
лукошко
туесок
ведёрко
кружечка
14 вопрос:
Как звали тётку, которая после побега героя от бабушки накормила его?
Василиса
Петровна
Феня
Глафира
Этап «Диалектные слова»
На этом этапе надо представить результаты исследования 3 диалектных слов из рассказа «Конь с розовой гривой» и подобных диалектов в разговорном наречии своего края
Команды-участницы представляют домашнее задание – компьютерные презентации «Диалектные слова»
Этап «Социологический опрос»
Данный социологический опрос – это результат предварительной работы участников команд по вопросам:
Какие черты характера пыталась воспитать бабушка у своего внука?
Могут ли литературные произведения преподать нам урок нравственности?
За что можно наказывать ребёнка?
Этап «Объяснялки»
Необходимо объяснить предложенное устойчивое выражение и сопоставить его значение с каким – либо эпизодом рассказа:
На уду попался
Тайное становится явным
Друзья познаются в беде
Ни кнутом, а пряником
Выводить на чистую воду
Без зазрения совести
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится

Итог игры. Рефлексия
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. Сегодня у нас была возможность прожить еще один день с героями рассказа «Конь с розовой гривой»
Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей игры.

Критерии оценки
Рекомендации:
1-й конкурс – «Визитка» (домашнее задание). Обязательно должно прозвучать название и девиз. Оценивается соответствие заявленной тематике игры, оригинальность. Остальное на усмотрение жюри.
2-й конкурс – «Блиц - опрос». Один балл за за каждый верный ответ
3-й конкурс – «Диалектные слова» (компьютерная презентация). Оценивается соответствие тематике и качество выступления (выразительность, умение ориентироваться в материале презентации и др.). Возможно получить по одному баллу за каждое найденное в произведении слово
4-й конкурс – «Социологический опрос». Пять баллов за самое оригинальное интервью, анкету, опрос
5-й конкурс – «Объяснялки». По одному баллу за каждый полный ответ.
№ п/п
Названия команд
Задания
Итого

1
2
3
4
5

«Визитка»
«Блиц - опрос»
«Диалектные слова»
«Социологический опрос»
«Объяснялки»

Список литературы
Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 2001.
Астафьев В.П. Повести и рассказы. М.: Дет.лит., 2002.
Астафьев В.П. Пролётный гусь. Рассказы. Воспоминания. Иркутск, 2001.
Глобачев М. Дар, расцветший на холоде. Писатель Астафьев: в интерьере мирской суеты, но неизменно сам по себе / М. Глобачев //Новое время.-2001.-№ 49.- С. 40-41.
Кузнецова, М. С. " О времени, о жизни, о себе ".: над страницами книги В. П. Астафьева / М. С. Кузнецова //Уроки литературы. Приложение к журналу " Литература в школе " - 2004. - № 9. - C. 13 - 15.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2007.

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель: проверить, как усвоили ученики содержание рассказа

Задачи:

  • произвести углублённый анализ произведения посредством художественной детали;
  • развивать быстрое художественное мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного к русской классической литературе через художественные образы;

Правила игры: игра состоит из 5-х туров; 1-й тур «Отборочный» . Цель его – выбрать 6 игроков для дальнейшей игры. Задаются ведущим (учителем) вопросы по содержанию, кто правильно отвечает на вопросы, получает звёздочку. Во второй тур выходят игроки, набравшие большее количество звёздочек. 2-й тур «Назови героя». Цель его – по описанию правильно выбрать героя данного художественного произведения. Кто больше угадает, тот выходит в 3-й тур, а выходят всего 4 участника игры. 3-й тур «Составь слово» . Цель его – составить слово из букв, которые оказались на верхней грани кубиков, выпавших из трубы-грамотейки. У кого самое короткое слово, тот выбывает, а в следующий тур выходят 3 участника. 4-й тур «Реши логическую задачу» . Цель его – правильно переставить местами таблички со словами : в том порядке, как говорится о них в тексте. Кто меньше дал правильных ответов, выбывает из игры, так как в 5-й тур (финальный) выходят только 2 игрока. 5-й тур «Словесная дуэль». Цель его – кто больше составит коротких слов из одного длинного слова. Примечание: чтобы не получилось одинаковое количество звёздочек, нужно смотреть за тем, кто первый поднимает табличку с правильной цифрой. Только этот игрок (ученик) получает звёздочку; в финале каждая лишняя звёздочка может заменять слово; в финале составлять только имена существительные в именительном падеже; во 2-м туре игроки поднимают одну табличку, а в 4-м – две; для игры нужны: а) пронумерованные таблички (сигнальные карточки можно использовать) от 0 до 8; б) ярко разрисованная «труба» из листа ватмана с задвижкой как в печной трубе; в) 8 кубиков, на гранях которых изображены все буквы алфавита; г) листочки и ручки;

Ход урока: 1. Просмотр мультфильма режиссёра В. Караваева по повести И. С. Тургенева «Муму». (Студия «Союзмультфильм» , 1987 год. Композитор А. Раскатов.)

2. Запись музыки телевизионной игры «Звёздный час»

I-й тур «Отборочный», содержащий вопросы для выбора игроков: 1. Какого роста (скольких вершков) был Герасим? (двенадцати); 2. В какой должности работала у барыни Татьяна? (прачкой); 3. Что прежде всего делала барыня по утрам? (гадала на картах и пила чай); 4. Как называлась комната, в которой жил Герасим? (каморка); 5. Как ласково окликали собачку Герасима дворовые люди? (Мумуней); 6. Назовите должность слуги в трактире по старому времени? (половой); 7. Что держала в руках Татьяна, когда двором шла, и вдруг кто-то схватил её за локоть? (накрахмаленную барынину кофту); 8. Дворецкий, проходя через гостиную, что-то переставил с одного стола на другой. Что именно? (колокольчик); 9. Сколько успел обежать Герасим, когда искал Муму? (пол-Москвы); 10. Кто такой хожалый? (рассыльный при полиции); 11. Что подарил Герасим Татьяне в день её отъезда? (красный бумажный платок); 12. Что значит целковый? (золотой или серебряный рубль); 13. Что было в руках у Герасима, когда он уходил из Москвы? (длинная палка); 14. Чем угощал Герасим свою собачку в трактире? (щами); 15. Как будила Муму Герасима по утрам? (дёргала за полу одежды); Итог : 6-7 учеников (игроков) выходят в следующий тур.

II-й тур «Назови героя» (всё на экране или интерактивной доске)

  1. «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней разных должностей. Например, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросался выполнять любое приказание сломя голову…». Итак, лакей! Где же он скрывается? Под каким именем? (Степан; табличка №-4).
  2. «Легкомысленный башмачник вошёл, закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. Вот, мол, я. Чего вам потребно?» А потребно нам, чтобы вы вспомнили имя этого башмачника! (Капитон; табличка №-5).
  3. «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения…». Так, где же этот богатырь, как его зовут? (Герасим; табличка №-1)
  4. «Этот человек был приставлен к Герасиму в качестве наблюдателя, когда Герасим сам пообещал уничтожить Муму, хотя в доме у барыни он числился садовником, был бледен, носил жёлтый нанковый казакин…». Как вы считаете, который из них был садовником и «шпионом»? (Ерошка; табличка №-8).
  5. «Как-то раз разговаривала барыня с главным дворецким, человеком, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…». Барыня, кстати, называла его по имени. А вы знаете имя главного дворецкого в доме барыни? (Гаврила; табличка №-2).
  6. «Давным-давно, когда блаженной памяти великая царица Екатерина ездила в Крым, был выбран он в провожатые: целых два дня находился он в этой должности и даже удостоился сидеть на козлах с царицыным кучером. И с той самой поры этот человек выучился важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья…». Кто же из наших героев гордился тем, что был провожатым у самой императрицы? (пан Голова; табличка №-0).
  7. «Этот лекарь, всё искусство которого состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал 14 часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишнёвыми каплями по любому поводу…». Странный лекарь, да? Назовите его имя? (Харитон; табличка №-7).
  8. «Был у барыни в подчинении ещё и форейтор – слуга, сопровождавший её при выездах в коляске. Человек этот очень любопытный и хитрый, одним словом, - услужливый подхалим…». Под каким именем скрывается этот форейтор-подхалим? (Антипка; табличка №-3). Итог: в следующий тур выходят 4-5 игроков.

III-й тур «Составь слово». Труба-грамотейка прикреплена к доске. В ней кубики. Они падают на стол. Какие буквы на гранях окажутся вверху, те и записываются игроками на лист бумаги. За одну минуту нужно составить самое длинное слово из этих букв. По правилам можно использовать одну звёздочку вместо любой буквы. Кто составил самое короткое слово, выбывает. Итог: в следующий тур выходят 3 игрока.

IV-й тур «Реши логическую задачу».

2 молотил

3 действовал косой

2 кикимора

2 пряничный петушок

1 прыгала

2 не давалась

3 увёртывалась

2 жжёные перья

2 хватились

3 обшарили

1. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, как он справлялся с любой, возложенной на него, работой… А в какой последовательности нужно выполнять работу в деревне, чтобы зимой пользоваться результатами летнего тяжёлого труда? Как вы думаете? (…когда он пахал ,… действовал косой,… молотил цепом…; табличка №-2 и №-3). 2. Но вот Герасима привезли в Москву, дали ему в руки метлу и лопату, определили дворником и купили обновы… Вспомните, в каком порядке ему покупали вещи? (…купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп …; табличка №-2 и №-3). 3. Барыня решила выдать замуж Татьяну за пьяницу Капитона. Капитон страшно испугался и говорил, что Герасим убьёт его, ругался, обзывая Герасима разными словами. Посмотрите, звучали такие слова из уст Капитона или нет? (… да вы ведь сами знаете, Гаврила Андреевич, ведь он, Герасим, - леший, кикимора -то степная, Ведь он убьёт меня, ведь это какой-то зверь, идол …; табличка №-0). 4. Мы знаем причину испуга Капитона – Герасим ухаживал за Татьяной, она попала под его покровительство; Герасим даже сделал ей несколько подарков… Не подскажете ли вы нам, а в какой последовательности он дарил Татьяне эти вещи? (сначала он подарил ей пряничного петушка , с сусальным золотом на хвосте и крыльях, потом ленту , затем, при расставании, красный бумажный платок ; табличка №-1 и №-2). 5. Барыня, впервые увидев Муму в палисаднике, на клумбе, велела привести её в гостиную. Степан бросился исполнять приказание, хотел схватить собачонку, но… она слушалась только Герасима. А что же Муму «вытворяла» перед Степаном? (но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась …; табличка №-1 и №-2). 6. Барыня очень рассердилась на Муму, назвав её скверной собачонкой. Она велела Гавриле сегодня же убрать собачонку со двора. Говорила, что та мешает ей спать, что у неё голова болит от лая, что все хотят её смерти…падала при этом в обморок. Домашний лекарь Харитон потчевал барыню разными снадобьями. Посмотрите, пожалуйста, всё ли здесь перечислено? (Харитон в очередной раз поднёс ей лавровишнёвые капли , покурил жжёными перьями , а барыня смазала одеколоном виски и заснула…; табличка №-0). 7. Герасим как мог, знаками, объявил, что он сам берёт на себя уничтожить Муму. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму. По дороге он зашёл в трактир и накормил собачку. Что он попросил для любимой воспитанницы? Не забыли ли мы что-то? (принесли Герасиму щей . Он накрошил туда хлеба , мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть…; табличка №-0).

8. Не выдержал Герасим такого житья в Москве: и женщину любимую сосватали за другого, и собаку любимую пришлось самому утопить. Отправился он домой, в деревню, спешил без оглядки. Он ничего не слышал, но глаза жадно и прямо устремились вдаль и видели перед собой… Что же видел Герасим? (он видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчётные звёзды , светившие его путь, а он, как лев, выступал сильно и бодро, пока не взошло солнце и озарило его своими влажно-красными лучами…; табличка №-2 и №3). 9. Через два дня Герасим был уже дома. А в Москве о нём вспомнили только на другой день, дали знать полиции, доложили барыне. Тот позвал людей, и пошли они к каморке Герасима. Что же они там делали, как искали? (когда хватились его, пошли в его каморку, обшарили её, сказали Гавриле. Тот пришёл, посмотрел, пожал плечами…; табличка №-1 и №-2). Итог: в следующий тур выходят 2 игрока.

V- тур (финал) «Словесная дуэль». Финалисты садятся за стол и составляют слова (имена существительные в Им. падеже) из слова ГЕРАСИМ – главного героя повести. Ар, мир, миг, рис, маг, гам, сиг (рыба), рига, срам, мера, ас, сера, грим…

Музыкальная пауза.

Поздравления победителю, игрокам; награждение.

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

    Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

    Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

    Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

Вначале небольшая разминка. Блиц-опрос

Викторина

по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1. Чей портрет приведён ниже:

«...мужчина , сложенный богатырём... Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках...» (Герасим .)

2. Как звали девушку, которая нравилась главному герою произведения? (Татьяна .)

3. Почему Герасим назвал свою собачку Муму? (Он был глухонемым .)

4. Кто жил в такой комнате:

«...кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках...; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках....»? (Герасим .)

5. Почему барыня велела утопить собачку? (Собачка оскалилась на барыню, когда та попыталась погладить её .)

6. Был ли у Герасима прототип? (Был .)

7. Каких героев рассказа можно назвать героями положительными, а каких - отрицательными? (Положительные Герасим, отрицательные - барыня, Капитон, Гаврила .)

8. Каким недугом страдал Герасим? (Немотой .)

9. Кем работал Герасим у барыни? (Дворником .)

10. Что случилось с возлюбленной Герасима в середине рассказа? (Её .)

11. Что она сделала, чтобы избавиться от ухаживаний Герасима? (Притворилась пьяной .)

12. В какое время был написан рассказ? (Во время крепостного права .)

13. Как звали дворецкого барыни? (Гаврила .)

14. Какими словами можно охарактеризовать барыню? (Скучающая старость, капризная, властная .)

15. С какой целью, на ваш взгляд, был написан рассказ? (Чтобы , что при крепостном праве крестьяне не имели никаких прав, они были собственностью помещика, с ними могли поступить как угодно .)

Правила игры :

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы.

Итак, давайте начнем.

Вопросы

Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия ( дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны : ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы : желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все. Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из разряда людишек.

Словарик

Приживалк а-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка -женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник -слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор -кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша -женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий -управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение «Чудная картина» и вопросы наиз. «Весенний дождь»

Урок - викторина «Своя игра»

Цели:

· Образовательная - дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

· Развивающая - формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

· Воспитательная - развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

1.Оргмомент:

2.Работа по теме урока

Правила игры :

Итак, давайте начнем.

Вопросы

1.Биография Тургенева

Назовите годы жизни писателя.

Где прошло детство писателя?

(

2.Образ Герасима

3.Образ барыни

4.Цитаты из рассказа

Кого так описывает Тургенев?

5.Образ Татьяны

3.Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться…» «Муму» - первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

Детали портрета Татьяны

Детали портрета Капитона:

Словарик

Приживалк

Компаньонка

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник

Форейтор

Кастелянша

Дворецкий

4.Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение стихотворения «Чудная картина» и вопросы

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по литературе 5 класс И.С.Тургенев "Муму"»

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

    Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

    Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

    Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

    Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

Правила игры :

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы. Выигрывшая команда получает «5», проигравшая «4». Кроме того, вы подготовили сценки по рассказу «Муму». Участники сценок получат еще по одной оценке за игру.

Итак, давайте начнем.

Вопросы

1.Биография Тургенева

Назовите годы жизни писателя.

Где прошло детство писателя?

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Представителем какого сословия являлся Тургенев?

При каких условиях был написан рассказ «Муму», где находился писатель?

В 1852году вышел первый сборник рассказов И.С.Тургенева. Как он назывался?

2.Образ Герасима

Кто являлся прототипом Герасима?

Что входило в обязанности Герасима? Нравилась ли ему его работа? Тяжела она была для него или нет?

Герасим хотел просить барыню, чтобы жениться на Татьяне. Почему он этого не сделал?

Почему Герасим принимает решение самому избавиться от Муму? Как это его характеризует?

Сначала автор сравнивает Герасима с могучим деревом, потом с быком, затем со степенным гусаком, а в конце рассказа он «как лев, выступал сильно и бодро». Какие изменения в душе и в поступках героя хочет показать автор?

3.Образ барыни

Где жила барыня, героиня рассказа?

Кто являлся прототипом барыни?

Почему «в доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час», когда она смеялась и шутила?

Почему спустя год после женитьбы Капитона на Татьяне барыня решила отправить их в дальнюю деревню?

Почему барыня велела избавиться от муму?

4.Цитаты из рассказа

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было».

Кого так описывает Тургенев?

Он «только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их. Даже усмехнулся и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. «Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?»

О ком говорится в этом отрывке?

«Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело». Какое событие так изменило Герасима?

«Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними». Из какой сцены взяты эти слова?

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак». Почему автор включает пейзаж только в конце рассказа, когда Герасим приходит в родную деревню?

5.Образ Татьяны

Перечислите детали портрета Татьяны.

Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

«Татьяна почти весь тот день не выходила из прачечной. Сперва она всплакнула, потом утерла слезы и принялась по-прежнему за работу». Почему Татьяна не пошла к барыне просить не выдавать ее замуж за нелюбимого?

В чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?

Почему в сцене прощания с Герасимом Татьяна прослезилась? (Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась»…)

Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны : ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы:желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все.Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из разряда людишек.

Словарик

Приживалк а-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка -женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник -слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор -кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша -женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий -управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение «Чудная картина» и вопросы наиз. «Весенний дождь»

Данный материал представляет из себя викторину по типу "Своей игры" по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева "Муму". Презентация позволяет организовать как викторину после изучения произведения, так и проверить знание изученного у чащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«По следам прочитанных произведений» Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

Объяснялки Узнай героя Портрет героя Иллюстрации Кто из героев? Кто сказал Детали 10 20 30 40 50 60 10 20 10 20 10 20 10 20 10 20 20 10 60 50 60 50 60 50 60 50 60 40 30 40 50 60 50 40 30 30 40 30 40 30 40 30

Объясните значение слова: ПРИЖИВАЛКА ответ Объяснялки …10 бедная женщина, живущая из милости в богатом доме

Объяснялки …20 Объясните значение слова: КАСТЕЛЯНША ответ женщина, владевшая барским бельем

Объяснялки… 30 Объясните значение слова: ДВОРЕЦКИЙ ответ управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве

Объясните значение слова: КЛЮЧНИК ответ ОБЪЯСНЯЛКИ… 4 0 слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

ответ Объясните значение слова: КОМПАНЬОНКА ОБЪЯСНЯЛКИ… 50 женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Объясните значение слова: ФОРЕЙТОР ответ ОБЪЯСНЯЛКИ… 60 кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Узнайте, о каком герое идёт речь ответ УЗНАЙ ГЕРОЯ… 1 0 "...День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи..." о барыне

«…любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться..." . ответ Герасим УЗНАЙ ГЕРОЯ… 20 Узнайте, о каком герое идёт речь

ответ « С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала, одевали её плохо…» Татьяна УЗНАЙ ГЕРОЯ… 3 0 Узнайте, о каком герое идёт речь

« … почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным…» ответ УЗНАЙ ГЕРОЯ… 40 Узнайте, о каком герое идёт речь Капитон Климов

«…до самого вечера была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела» ответ УЗНАЙ ГЕРОЯ… 50 Узнайте, о каком герое идёт речь барыня

ответ Муму УЗНАЙ ГЕРОЯ… 6 0 Узнайте, о каком герое идёт речь «…было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась»

Чей портрет? «Прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны..." "...окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием посмотрел на свои дырявые сапоги, особенно тот, об носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка..." » ответ Башмачник Капитон Портрет ГЕРОЯ… 10

Муму Чей портрет? "...Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива...«; "...месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами..." ответ Портрет ГЕРОЯ… 2 0

Прачка Татьяна Чей портрет? "...женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Когда‑то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила..." ответ Портрет ГЕРОЯ… 30

Дворецкий Гаврила ответ Портрет ГЕРОЯ… 4 0 Чей портрет? "...судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом..."

Степан Чей портрет? « .. Дюжий парень, состоявший в должности лакея…» ответ Портрет ГЕРОЯ… 50

пёс Волчок ответ Портрет ГЕРОЯ… 6 0 Чей портрет? « .. Старый пёс жёлтого цвета, с бурыми крапинами, никогда не спускали его с цепи, лежал себе свернувшись в своей конуре и изредка издавал сиплый, почти беззвучный лай…»

«Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога» Какой эпизод из произведения иллюстрирует данная картинка? ответ Иллюстрации… 10

Капитон и Гаврила ответ Какой эпизод из произведения иллюстрирует данная картинка? Иллюстрации… 2 0

Герасим с бочкой Какой эпизод из произведения демонстрирует данная иллюстрация? ответ Иллюстрации… 30

«Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками» ответ Назовите эпизод из произведения по иллюстрации. Иллюстрации… 4 0

Герасим и дворня ответ Назовите эпизод, изображённый на иллюстрации. Иллюстрации… 50

Барыня, приживалки, Муму. ответ Назовите героев, изображённых на иллюстрации. Иллюстрации… 6 0

Татьяна ответ Кто из героев: « Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, когда ей случалось пробегать мимо него..» Кто из героев… 10

Герасим и барыня ответ Кто из героев изображён на этой иллюстрации? Кто из героев… 2 0

Герасим и Муму ответ Кто из героев изображён на и ллюстрации? Кто из героев… 30

кастелянша ответ Кто из героев: « … как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима» Кто из героев… 4 0

«Он бросил вёсла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке » ответ Какой эпизод изображён на иллюстрации? Кто из героев… 50

Форейтор Антипка ответ Кто из героев сказывал, что «он сквозь щёлку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни» Кто из героев… 6 0

Капитон ответ «Жениться для человека дело хорошее» Кто сказал… 1 0

Барыня ответ Кто сказал… 2 0 «Скверная собачонка! Какая она злая!»

Степан о Герасиме ответ « ..он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда» Кто сказал… 3 0

т олстая прачка ответ Кто сказал… 4 0 « - Экой чудной этот Герасим! – пропищала…, - можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.. Право!..»

Капитон о Татьяне ответ - Какое не по нраву, Гаврила Андреич! Девка она ничего, работница, смирная девка… Кто сказал… 5 0

Дворецкий Гаврила о Татьяне ответ « Безответная ты душа!» - Ну, хорошо, - прибавил он, - мы ещё поговорим с тобой, а теперь ступай,..; я вижу, ты точно смиренница» . Кто сказал… 6 0

в Москве ответ В каком городе жила барыня, героиня рассказа И.С. Тургенева «Муму » ? Детали… 1 0

Татьяне ответ Кому Герасим подарил пряничного петушка, ленту, красный бумажный платок? Детали… 2 0

ответ Однажды Герасим потерял свою питомицу Муму, поэтому «обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал её руками…». Какого роста была Муму? Детали… 3 0 п римерно 25 см

ответ Герасим был одарён необычайной силой. За скольких человек он мог работать? з а четверых Детали… 4 0

Устинья Фёдоровна ответ Как звали жену дворецкого Гаврилы Андреевича? Детали… 5 0

Сравнение ответ Какое средство использовано в отрывке: « видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро»? Детали… 6 0


 

 

Это интересно: