→ Римские гетеры. Чем занимались древнегреческие гетеры. Значение слова гетера

Римские гетеры. Чем занимались древнегреческие гетеры. Значение слова гетера

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со шлюхой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

Гетеры – уникальное явление в мировой истории, которое мы можем встретить только в Древней Греции. Сам перевод слова «гетера», означающий «подруга», говорит об их основном занятии, далеком от постельных утех. Хорошо образованные, окружённые роскошью и великими мужчинами, эти свободные независимые женщины создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты, облагораживали вкусы, содействовали развитию науки, литературы и искусства — очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего обожания. И в то же время гетеры были причиной расточительности и прочих безумств. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали настоящей легендой и украшением своего народа. На этой странице вы найдёте десять имён самых знаменитых гетер в истории…

1. Лаиса из Коринфа


принт Лаис, 1902

Гетера Лаиса была рабыней, привезённой в Афины с острова Сицилия ещё ребёнком. Известный художник Апеллес выкупил ее, и впоследствии, подросшая красавица позировала ему, когда он изображал на картинах Афродиту. В благодарность за любовь, художник отпустил Лаису на свободу. Девушка отправилась в знаменитую школу гетер в Коринф и, обучившись там искусству обольщения, философии, музыке и риторике, осталась в этом городе. Впоследствии она жертвовала деньги Коринфу на возведение в нем храмов Афродиты.

Известно несколько исторических анекдотов о Лаисе — знаменитый оратор Демосфен просил куртизанку о благосклонности, самонадеянно полагая, что она не откажет ему как любимцу афинян. Но Лаиса сказала, что проведёт с ним ночь за десять тысяч драхм, а, если таких денег у него нет, то пусть любящие его афиняне соберут ему такую сумму. Еще Лаиса как-то поспорила, что соблазнит одного из учеников Платона — Ксенократа, известного аскетическим образом жизни, но, Ксенократ, собрав всю свою волю, не поддался ласкам красавицы. Тогда Лаиса, оправдывая своё поражение, произнесла: «Я хотела пробудить страсть в человеке, а не в статуе».

Слава о роскошной гетере разлетелась по всей Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные деньги. В любви прославленная гетера любила контрасты: она одновременно была любовницей изящного Аристиппа и грубого циника Диогена, которому она отдавалась чуть ли не публично. Сохранилась биография Лаисы, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть — гетера страстно влюбилась и последовала за возлюбленным в Фессалию, но, фессалийские женщины из зависти к ее красоте убили Лаису. Коринфяне, в благодарность за царские дары их городу, воздвигли в честь Лаисы памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: «Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии»…

2. Фрина


Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, Генрих Семирадский

Знаменитая Фрина влюблёнными в красоту греками почиталась как воплощенная на земле богиня любви Афродита. Она послужила моделью живописцу Апеллесу для его Афродиты Анадиомены и гениальному скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдский. Паломники, преклоняясь перед статуей, шептали: «Как прекрасна твоя красота, Фрина».

Фрина была родом из посвященного музам города Фесписа. В отличие от других известных гетер, она предпочитала держаться вдали от света и жила уединенно. Но, тем не менее, поклонники платили ей такие большие деньги, что гетера стала самой богатой женщиной Греции. Каждый год, во время празднества в честь богини любви Афродиты Фрина на ступеньках храма сбрасывала с себя одежды и под восторженные крики толпы шла к морю, погружалась в волны, а затем выходила из воды, как рождённая из морской пены Афродита.

В гетеру влюбился бедный оратор Гиперид. Он предложил за одну ночь с Фриной отдать свою жизнь. Красавица согласилась, но, когда утром он взял в руки чашу с ядом, гетера не позволила ему лишить себя жизни. Спустя некоторое время Фрина отказалась провести ночь с одним богачом. Оскорбленный поклонник подал на гетеру в суд — он обвинял ее в том, что, обнажаясь во время праздника Афродиты, Фрина развращает народ и оскорбляет богов. Защищал возлюбленную Гиперид. Его речь не убедила судей, и, когда они уже хотели вынести смертный приговор, Гиперид сорвал с Фрины одежды, воскликнув: «Вот, посмотрите!» Поняв, что обвинительный приговор означал бы оскорбление богов, создавших такое совершенное тело, поражённые красотой гетеры судьи оправдали ее. Ещё при жизни Фрины в храме Афродиты ей была установлена статуя, отлитая из чистого золота.

3. Аспасия

Аспасия, художник М.Ж.Бульярд

Аспасия — самая знаменитая из всех греческих гетер. Она прославилась не только красотой и невиданной образованностью, но и огромным влиянием на политику Греции. В Афины юная Аспасия прибыла из Милета (территория современной Турции), который называли царством гетер. Веселые пиры, деньги и дорогие подарки богатых поклонников интересовали девушку во вторую очередь — она серьезно занималась философией и была знакома со всеми новыми философскими течениями того времени. В открытом Аспасией светском салоне собирались самые известные люди древних Афин — философы Сократ и Софокл, драматург Еврипид, скульптор Фидий, влиятельные политики Алкивиад и Перикл. У гетеры была свита красивых учениц, которые не давали скучать именитым гостям ни во время философских бесед, ни после них.

Со временем Аспасия сделала своим избранником правителя Афин Перикла. Из-за нее он развёлся с женой и женился на гетере. Влияние Аспасии на Перикла было так велико, что через него она, чужестранка, фактически управляла Афинами. Многим афинянам это не нравилось, и гетера была обвинена в развращении юных девушек и сводничестве, а также втягивании афинского полиса в войну с другими греческими городами из-за того, что у неё похитили нескольких подруг-гетер. Это привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.

Сын афинянина от чужестранки признавался незаконнорожденным, но, когда у Перикла умерли сыновья от первой жены, он убедил народное собрание вопреки закону признать его сына от Аспасии афинским гражданином. После смерти Перикла гетера сохранила еще достаточно сильное влияние для того, чтобы дать возможность одному из своих любовников, молодому богатому Лизиклу занять видное положение в республике.

4. Таис Афинская


кадр из фильма «Таис Афинская» по книге И. Ефремова

Самая известная у нас гетера благодаря уникальной книге Ивана Ефремова «Таис Афинская», в которой автор описал биографию этой удивительной женщины, объединив художественный вымысел с реальными историческими событиями, для исследования которых он проделал огромную работу по изучению античных и более поздних источников и авторов от Плутарха до Алигьери.

Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, обычно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти упоминания о том, что именно Таис после покорения Александром столицы персидского царя Персеполиса уговорила его сжечь царский дворец в знак мести за разрушение персами Афин. Впоследствии Таис вышла замуж за полководца Александра — основателя новой египетской династии Птолемея I, и исполняла обязанности царицы в Мемфисе.

30 лучших книг о куртизанках, гетерах, гейшах — .

5. Диотима из Мантинеи

Эта выдающаяся женщина была увековечена Платоном в его знаменитом «Пире». По словам Сократа, будучи храмовой жрицей, Диотима в юности преподавала ему «философию любви», а также она дала ему «генеалогию Эроса». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном», — и добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». По мнению гетеры, любовь — это средство достижения блага и бессмертия. Для Диотимы и Платона красивый человек, будучи проникнут «платонической» любовью, должен направлять внимание к вечным вещам, не отказываясь от земной жизни.

Жрица Диотима, чьё имя в переводе с греческого означает «уважаемая Зевсом», по утверждению Сократа, успешно победила бушевавшую в 429 в. до н.э. эпидемию чумы в Афинах.

6. Сапфо

фреска в Помпеях

Платон называл великолепную Сапфо десятой музой: «Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду, разве мы в ней не должны музу десятую чтить?» А историк Страбон говорил, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии». Творчество этой поэтессы в античной Греции оно было таким значительным, что Сапфо включили в канонический список «Девяти лириков».

Отнести эту талантливую поэтессу с острова Лесбос к гетерам было бы неправильно, но в седьмом веке до н.э. образ жизни Сапфо иначе трудно классифицировать. Будучи патрицианского происхождения, девушка была вынуждена бежать на Сицилию, но после смерти тирана, ставшего причиной побега, поэтесса возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь богинь Артемиды и Афродиты, который называла «своим домом муз». В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи страстного содержания, отражающие древние культы женственности, но из-за этого Сапфо превратно приписывали лесбийскую любовь с ее ученицами.

По одним сведениям, на Сицилии Сапфо выходила замуж за богатого андрийца, от которого родила дочь, но муж и дочь прожили недолго. Также Сапфо приписывается, что она свела счёты с жизнью, прыгнув в пучину с отвесных скал из-за безответной любви к красавцу Фэону, но многие исследователи называют это выдумкой, основанной на мотиве одного из стихотворений поэтессы. Как бы там ни было — яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала огромное влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее соотечественники даже помещали несравненную Сапфо на своих монетах.

7. Родопида

античный рисунок

Кто из нас не знает сказку о Золушке, и многие удивятся, узнав, что прототипом главной героини стала… гетера. Согласно преданию, Родопида попала из Греции в Египет. Во время купания орёл унёс ее сандалию, а потом уронил ее на колени фараону. Тот был поражён размером сандалии, и приказал отыскать девушку, которой она принадлежит. Сандалию примеряли многим красавицам, но всем она оказывалась мала. Родопиду, в конце концов, нашли — и фараон взял ее в жены.

Это предание впоследствии стало основой европейской народной сказки, а Шарль Перро написал одно из самых известных произведений мировой литературы — «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом» (впоследствии она стала хрустальным башмачком). Так гетера Родопида вошла в историю человечества.

8. Кампаспа


Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe

Эта гетера, любовница Александра Македонского, была настолько прекрасна, что историки не могут отличить многие ее изображения на фресках от легендарной Фрины. Кампаспа стала источником вдохновения для знаменитого художника Апеллеса. Александр Македонский восхищался красотой гетеры, и привлёк Апеллеса изобразить красавицу обнаженной. Художник так влюбился в Кампаспу в процессе работы, что Александр преподнёс ему гетеру в подарок, доказывая себе, что хоть он и великий царь в отваге, но ещё более велик в самообладании.

Римский писатель I века Плиний Старший предполагал, что для знаменитой картины Апеллеса «Афродита Анадиомена», моделью послужила именно Кампаспа.

9. Теодота


Смерть Сократа, художник Ж.Л.Давид, 1787

Гетера Теодота стала причиной смерти Сократа. Она пылко любила философа, несмотря на то, что он был некрасив — куртизанка преклонялась перед его умом. Влюбленный в Теодоту знаменитый драматург Аристофан, желая отомстить счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а потом обвинил в развращении юношей и безбожии. Сократ был приговорён к смерти и выпил чашу со смертельной цикутой. Но Аристофан так и не добился любви Теодоты.

10. Герпилис

Герпилис и Аристотель, средневековая гравюра

Гетера Герпилис была любовницей Аристотеля и родила от него сына. Философ завещал куртизанке все своё имущество. По утверждению поздних историков, Аристотель ценил ласки Герпилис выше своей философии и исполнял все её прихоти и причуды — чтобы развлечь возлюбленную, он позволял ездить на нем. Средневековая гравюра, изображающая Герпилис верхом на Аристотеле, стала символом победы чувственных наслаждений над возвышенным философствованием…

"Половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий", и обязанностью гетеры, жрицы любви в Древней Индии, было дарить это наслаждение мужчинам. В трактате о любви "Камасутре" есть много глав, посвященных искусству доставления сексуального наслаждения. Эта книга была адресована каждому индусу, но для гетеры она была живой "библией".

Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини (Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ - ритуальное половое сношение, считавшееся средством обретения божественности.

Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.

"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра.).

Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).

Гетера должна была в совершенстве владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т.д.

Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.

К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало, чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников.

В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.

Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":

"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".

Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение спадало, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.

Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.

Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.

Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.

Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.

Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.

Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.

В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.

В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни.

Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.

"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские певцы, танцоры и музыканты), а этот дом - за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".

Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот “подарок” за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.

Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащимся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.

Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые, согласно древним легендам, живут на райских планетах. Если какой - то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.

Екатерина Некрасова

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех и гетеру - для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Древнегреческие гетеры

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский , известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции


  • Археанасса - подруга философа Платона
  • Аспазия - на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
  • Белистиха - гетера фараона Птолемея II , которой в Египте воздавались божественные почести
  • Вакхида - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
  • Герпилида - любовница философа Аристотеля и мать его сына
  • Гликерия - сожительница комедиографа Менандра
  • Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
  • Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
  • Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
  • Лаида Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа
  • Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса , убитая в храме Афродиты
  • Ламия Афинская - ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
  • Летала - любовница Ламалиона
  • Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона , за это ей была воздвигнута статуя
  • Леэна Афинская - любовница Деметрия Полиоркета
  • Мания - её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
  • Мегалострата - муза поэта Алкмана
  • Менатеира - подруга оратора Лисия
  • Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
  • Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен , его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
  • Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
  • Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
  • Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
  • Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
  • Таис Афинская - возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
  • Таргелия - отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I . Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
  • Теодетта - нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
  • Фрина - натурщица скульптора Праксителя , позировавшая для статуи Афродиты . Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
  • Элефантида - автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

  • Лесбия - у Катулла (профессиональная принадлежность предполагается)
  • Кинтия - у Проперция

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Отличие от проституции

От гетер отличает высокая образованность - они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих по аналогии с гейшами .

Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции , например, в древней Индии.

В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).

Напишите отзыв о статье "Гетера"

Примечания

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Гетера

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.

О том, кто такие гетеры, большинство из нас имеет весьма относительное представление. В Древней Греции так называли свободных незамужних женщин, зарабатывавших себе на жизнь, занимаясь любовью с мужчинами. Но от обычных проституток они отличались очень и очень сильно.

Жрицы свободной любви

Гетеры, как правило, были умны и достаточно образованны, умели держать себя в обществе. Их благосклонности порой добивались самые высокопоставленные представители сильного пола. Они нередко становились музами для поэтов, певцов, художников… При этом гетера сама выбирала себе любовников и могла отказать претенденту на свое тело, если он пришелся ей не по душе.

В Афинах даже была специальная доска - Керамик, на которой мужчины писали гетерам предложения о свиданиях. Если гетера соглашалась, она подписывала под этими строками час свидания. Но могла и не согласиться.

Некоторые греческие гетеры были очень знамениты, вхожи в высшие общественные круги, и иметь отношения с ними почиталось за честь. Имена их сохранила история.

Фрина

Именно эта афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры, послужила моделью для «Афродиты Книдской» и «Афродиты Косской», вышедших из-под резца древнегреческого скульптора Праксителя.

О Фрине известно, что она родилась в небольшом городке Феспии. Родители дали ей имя Мнесарета - «Помнящая о добродетелях». Прозвищем же Фрина девушку, вероятно, наградили, когда она занялась любовным ремеслом. Кстати, в переводе с древнегреческого это слово означало «жаба». По одной из версий, гетеру прозвали так из-за желтоватого оттенка кожи, по другой – она сама присвоила себе это имя, так как верила, что оно защитит ее от злых духов.

Любопытно, что в отличие от своих товарок по ремеслу, Фрина вела довольно скромный образ жизни. Она почти не использовала косметики, избегала посещения общественных купален, увеселительных заведений и публичных сборищ.

Что же касается интимных услуг, то тут такса Фрины зависела от ее отношения к клиенту. Ей было все равно, богат он или беден. Например, с царя Лидии, который ей не понравился, она запросила столько, что впоследствии он был вынужден повысить налоги, чтобы восстановить казну. Зато знаменитому философу Диогену Лаэртскому, чей ум ее восхищал, гетера позволила пользоваться своими ласками бесплатно.

Единственным, кто так и остался равнодушен к ее чарам, оказался еще один философ - Ксенократ. Фрина заключила с Диогеном пари, что соблазнит его. Но это ей так и не удалось. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», - заявила гетера, поняв, что пари проиграно.

Как и многие товарки по ремеслу, Фрина подрабатывала натурщицей. Дело в том, что «приличные женщины» вряд ли согласились бы позировать обнаженными. Поэтому художники часто обращались к услугам гетер. Для живописца Апеллеса, написавшего с нее «Афродиту Анадиомену» для храма Асклета, Фрина стала не только натурщицей, но и возлюбленной. Но еще больше ее прославили шедевры Праксителя.

Как-то один из отвергнутых Фриной поклонников, оратор Евфий, попытался обвинить гетеру в безбожии. Он заявил, что недопустимо для продажной женщины изображать богиню. Фрине пришлось предстать перед судом. Ее защищал знаменитый оратор Гипперид, но, хотя произнесенная им речь была блестящей, она не произвела на судей особого впечатления. Тогда Гипперид прямо перед публикой сорвал с обвиняемой одежды. Все увидели, сколь прекрасно и совершенно ее тело, и Фрину оправдали…

Фрина была довольно тщеславна. В 336 году стены города Фивы были разрушены войском Александра Македонского. Тогда Фрина, сколотившая к тому времени немалое состояние за счет своих богатых и влиятельных любовников, предложила дать деньги на восстановление. Но не просто так, а с условием. Мол, пусть горожане установят на воротах памятную доску со следующей надписью: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Увы, власти Фив ответили отказом. Зато Пракситель изваял из золота статую гетеры, которая впоследствии была установлена в Дельфийском храме. Надпись на пьедестале гласила: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий».

Клепсидра

По-настоящему эту гетеру звали Метихой. Прозвищем Клепсидра ее, по преданию, наградили подруги. Оно означало «водные часы». Гетера заслужила его своей привычкой отсчитывать время, которое проводила с клиентами, по водяным часам.

Клепсидра прославилась тем, что стала героиней одной из комедий Евбула. Однако текст пьесы до наших дней не сохранился.

Таис Афинская

Таис Афинская российскому читателю известна в основном по одноименному роману Ивана Ефремова. Она обладала редкой красотой и нередко в обнаженном виде позировала художникам, в том числе и уже упомянутому Апеллесу. Таис считали главной соперницей Фрины.

Имя Таис (Таиды) упоминается во многих античных источниках. Известно, что она одно время была возлюбленной самого Александра Македонского, сопровождала его в военных походах и даже имела некоторое влияние на государственные дела. В 331 году до нашей эры после сражения при Гавгамелах царь устроил в захваченном Персеполе пир с участием гетер. Как пишет Плутарх, среди них «…особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея».

Античные историки Плутарх, Диодор Сицилийский и Квинт Курций Руф считают, что именно Таис на том самом пиру предложила сжечь дворец Ксеркса в Персеполе, желая отомстить персам за сожжение родных Афин летом 480 года до нашей эры.

Птолемей, один из друзей и полководцев Александра, сделал Таис своей возлюбленной, а затем и женой. После того как ее супруг стал царем Египта под именем Птолемея I Сотера, она получила титул царицы. Правда, у Птолемея были и другие жены. Таис родила ему сына Леонтиска и дочь Ирану, которая впоследствии вышла замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Между прочим, в честь Таис Афинской был назван астероид 1236, открытый 6 ноября 1931 года советским астрономом Григорием Неуйминым.

 

 

Это интересно: