→ Московский государственный университет печати. Известные деятели культуры в России XIX - XX веке Зарубежные деятели искусства второй половины 19 века

Московский государственный университет печати. Известные деятели культуры в России XIX - XX веке Зарубежные деятели искусства второй половины 19 века

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. Для культуры этого периода характерно столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности, которые и определили характер духовной культуры того времени. Серьезные изменения происходят и в искусстве. Для многих деятелей реалистическое направление в искусстве перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

В XIX веке и судьба России складывалась неоднозначно. Несмотря на неблагоприятные условия и даже вопреки им, Россия в XIX веке сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Искусство XIX века можно сравнить с многоцветной мозаикой, где каждый камень занимает свое место, имеет свое значение. Так что невозможно изъять ни одного, даже самого маленького, не нарушив гармонии целого. Однако в этой мозаике есть камни наиболее ценные, излучающие особенно сильный свет.

Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы.

1-ю половину называют Золотым веком русской культуры . Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.



Изобразительное искусство первой половины XIX века обладает внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным, чем в XVIII веке, и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

Романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия, ибо оно до известной степени сближало художников-романтиков с действительностью, с простой реальной жизнью. Это было внутренней сущностью сложного художественного движения всей первой половины XIX века. В целом искусство названного этапа - архитектура, живопись, графика, скульптура, прикладное и народное творчество - выдающееся, полное своеобразия явление в истории русской художественной культуры. Развивая прогрессивные традиции предшествующего столетия, оно создало множество великолепных произведений большой эстетической и общественной ценности, внеся вклад в мировое наследие.

2-я половина - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг. Умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира.

Во второй трети XIX века в связи с усилившейся правительственной реакцией искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. Архитектура этих лет вступила на путь эклектики - внешнего использования стилей разных эпох и народов. Скульптура утеряла значительность содержания, она приобретала черты поверхностной эффектности. Перспективные поиски наметились лишь в скульптуре малых форм, здесь так же, как в живописи и графике, росли и укреплялись реалистические начала, утверждавшиеся вопреки активному сопротивлению представителей официального искусства.

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики - И.Н.Крамской и В.В.Стасов и свой собиратель - П.М.Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины XIX в. В это время в центре официальной школы - Петербургская Академия художеств.

Девятнадцатый век отличался еще и расширением, углублением связей русского искусства не только с жизнью, но и художественными традициями других народов, населявших Россию. В произведениях русских художников стали появляться мотивы и образы национальных окраин, Сибири. Разнообразнее становился национальный состав учащихся российских художественных заведениях

В конце XIX - начале XX века еще работали крупнейшие представители Товарищества передвижных художественных выставок: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.В.Верещагин, В.Д.Поленов и другие. Тогда расцвел талант В.А.Серова - крупнейшего мастера-реалиста предреволюцион-ной эпохи. Эти годы были временем формирования молодых представителей передвижничества А.Е.Архипова, С.А.Коровина, С.В.Иванова, Н.А.Касаткина.

Русская культура получила всемирное признание и заняла почетное место в семье европейских культур.

Особенно значительный этап в научном освоении искусства конца XIX - начала XX века начался в 1960-е годы. Были опубликованы многочисленные труды, которые стали ценным вкладом в отечественное искусствознание.

В архитектуре XIX в. господствовал классицизм. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций. Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм -- это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова (1761-1811).

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Главное творение Воронихина - Казанский собор, величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен М.И.Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б.И.Орловским.

Принципиальное значение имело строительство в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Новое здание объединило остальные ансамбли в этой части города. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону, который придал зданию Биржи вид греческого храма. Монументально-лаконичный силуэт, мощная дорическая колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям ростральными колоннами организуют не только ансамбль стрелки Васильевского острова, разделяющей два русла Невы перед ее впадением в Финский залив, но и влияют на восприятие как Университетской, так и Дворцовой набережных.

Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А.Д.Захарова. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города.

Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849). Наследие его огромно. Он проектировал целыми ансамблями. Так, создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов, выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К.И.Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального Штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К.И.Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.

Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В.П.Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма -- Преображенский и Троицкий соборы.


Http://otherreferats.allbest.ru/culture/00161736_0.html

П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Издательство "Наука", Ленинградское отделение, Л., 1986

Заграевский С. В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество

· Флоренский П. В., Соловьева М. Н. Белый камень белокаменных соборов // Природа. - 1972. - № 9. - С. 48-55.

· Звягинцев Л. И., Викторов А. М. Белый камень Подмосковья. - М., 1989.

· Заграевский С. В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. - М., 2002.

Http://www.bibliotekar.ru/novgorod/2.htm

Http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625b2bd78a5c53b89421306c27_0.html

На искусство первой половины XIX в. оказали влияние Великая Французская революция (1789–1799 гг.), война с Наполеоном, война с Испанией. В этот период большой прогресс в науке. Основные стили: ампир, романтизм, французский реализм.

В архитектуре первой половины XIX столетия неоклассицизм пережил последний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитетуры прошлого - так возники неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым. В архитектуре преобладает строительство фабрик, контор, жилых домов, универмагов, выставочных залов, библиотек, вокзалов, крытых рынков, банков и т. д. Банки украшаются древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башнями. Фабрикам придаются облики замков.

19.1.1 Искусство Франции

Архитектура. В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств, главными задачами которых быи организация массовых праздников и оформление парижский улиц и площадей.

На площади Бастилии воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV была названа площадью Революции и дополнена триумфальными арками, статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарем Отечества в центре. Дом Инвалидов и его Собор превратились в храм человечности. Улицы Парижа были украшены новыми монументами.

Также в годы Французской революции была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Он сыграла существенную роль в истории архитектуры.

В искусстве наполеоновской Франции господствовал стиль ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа: предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Были построены: проспект Еисейские поля, улица Риволи, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806–1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн), въездные ворота дворца Тюильри (1806–1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), триумфальная арка Великой армии (1806–1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальен и др.).

Живопись. В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Лувра. Государственное академическое образование вытеснялось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах.

Представители живописи французского романтизма- Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Гро.

Жак Луи Давид (1748–1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1775–1779 гг. посетил Италию. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках - луврских Салонах. В 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики.

Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин. Давид получил заказ на картину о подвиге трёх братьях из знатного рода Горациев - «Клятва Горациев» (1784 г.) . Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. В основе всей композиции число три: три арки (в каждую из арок вписана одна или несколько фигур), три группы персонажей, три сына, тир меча, три женщины. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

В 1795–1799 гг. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» . Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.

В 1812 г. уехал в Брюссель, где жил до самой смерти. Писал портреты и произведения на античные сюжеты - «Смерть Марата» (1793 г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г.) . Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.

В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф - блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) был приверженцем классических идеалов, художником самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины. В 1802 г. был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию. В 1834 г. стал директором французской академии в Риме. Достиг наивысшего мастерства в жанре портрета - «Портрет Ривьера» .

Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства, например выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, - «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.) .

В монументальном полотне «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.) , он подражал живописному стилю Рафаэля. Картина принесла Энгру первый крупный успех. В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях» Делакруа, и решил её по-своему. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой. В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник» , задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

Теодор Жерико (1791–1824) - основатель революционного романтизма во французской живописи. Первая работа, выставленная в Салоне, - «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.) . Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя. В это время стало известно о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника - «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.) .

В 1816–1817 гг. Жерико жил в Италии. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

Вернувшись в Париж, художник создал картину «Плот „Медузы"» (1818– 1819 гг.) . В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. В картине Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане - фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота «Медузы».

В 1820–1821 гг. Жерико побывал в Англии. Под влиянием работ Констебла он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.) . Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

Эжен Деакруа (1798–1863) - французский живописец. Основой живописи Делакруа служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних.

Первую свою картину Делакруа написал на сюжет «Божественная комедия» Данте - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) . Делакруа создал картину «Хиосская резня» (1824 г.) под впечатлением событий освободительной революции в Греции 1821–1829 гг. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное население Хиоса. На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры: обнажённый раненый грек - его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

После событий в июле 1830 г. в Париже Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» . Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». Здесь чувствуется романтический стиль: Свобода изображена в виде богини победы, она поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа. Сейчас все они солдаты Свободы.

В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. По возвращении в Париж художник создал картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.) . Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

Антуан Гро (1771–1835) - французский живописец, портретист. Гро отказался от классических сюжетов - его привлекала современная история. Создал серию картин, посвященных египетско–сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798–1799 гг.) - «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе» (1804 г.) . Другие картины, посвященные Наполеону - «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.), «Наполеон на поле битвы при Эйау» (1808 г.) . Гро в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII.

Историю творят люди, ежесекундно внося в цепь исторических событий свои небольшие коррективны, но лишь единицы способны на кардинальное ее изменение, влияющее не только на них самих, но и на путь по которому пойдет целое государство. Таких людей на всем протяжении XIX века было совсем немного. Особо стоит отметить героев войны 1812 года -фельдмаршалов Барклай-де-Толли и Михаила Илларионовича Кутузова, без которых победоносное шествие русской армии по освобожденной Европе могло бы не состояться.

Гигантский вклад в идею будущей Октябрьской революции внесли такие великие деятели и мыслители XIX, как Бакунин, Герцен, Желябов, Муравьев, и Пестель. Прогрессивные идеи этих выдающихся мыслителей легли в основу многих деяний великих деятелей следующего столетия.

XIX век – время первых революций, первых попыток перенять европейский опыт, время зарождения в обществе мыслей о необходимости превращения России в Конституционное государство. Большую работу в этом направлении провели Сергей Юльевич Витте, Егор Францевич Канкрин и Михаил Михайлович Сперанский. XIX век также и время деятельности Николая Михайловича Карамзина – одного из корифеев исторической мысли.

Аракчеев Алексей Андреевич

Граф, государственный деятель, генерал. В период с 1815 по 1825 гг. фактически осуществлял руководство внутренней по­литикой, проводил реакционный курс

Бакунин Михаил Александрович

Революционер, один из идеологов анархизма и народни­чества

Барклай-де-Толли Михаил Богданович

Фельдмаршал, герой Отечественной воины 1812 года, глав­нокомандующий русской армии в заграничном походе 1813- 1814 гг.

Бенкендорф Александр Христофорович

Граф, генерал, герой Отечественной войны 1812 г., с 1826 г. шеф корпуса жандармов и начальник 111-го отделения собст­венной Е. И. В. канцелярии

Витте Сергей Юльевич

Граф, государственный деятель, министр финансов в 1892­1903 гг., покровительствовал развитию промышленности и предпринимательства

Герцен Александр Иванович

Писатель, философ, создатель Вольной русской типографии, издатель «Колокола», создатель теории «русского социализма»

Горчаков Александр Михайлович

Светлейший князь, министр иностранных дел в 1856-1882 гг., канцлер, один из наиболее крупных дипломатов XIX в.

Иосиф Владимирович

Фельдмаршал, герой русско-турецкой войны 1877-78 гг., от­личился в боях за Шипку, под Плевной, освободил Софию

Ермолов Алексей Петрович

Генерал, герой Отечественной войны 1812 г., в 1816-1827 гг. командующий Кавказского корпуса, за сочувствие декабри­стам в 1827 г. отправлен в отставку

Желябов Андрей Иванович

Революционер, один из создателей «Народной воли», органи­затор покушений на Александра II. Казнен

Истомин Владимир Иванович

Контр-адмирал, герой Крымской войны», погиб во время обо­роны Севастополя

Канкрин Егор Францевич

Государственный деятель, министр финансов в 1823-1844 гг., провел финансовую реформу (1839-1843)

Карамзин Николай Михайлович

Киселев Павел Дмитриевич

Государственный деятель, министр государственных иму-ществ с 1837 по 1856 гг., провел реформу управления госу­дарственными крестьянами, содействовал подготовке отмены крепостного права

Корнилов Владимир Алексеевич

Вице-адмирал, герой Крымской войны, погиб во время оборо­ны Севастополя

Кутузов Михаил Илларионович

Фельдмаршал, ученик и соратник Суворова, герой Отечест­венной войны 1812 г., с августа 1812 г. — главнокомандующий всеми действующими армиями

Лорис-Меликов Михаил Тариэлович

Граф, министр внутренних дел в 1880-1881 гг., автор проекта конституции, которую Александр II собирался даровать России

Милютин Дмитрий Алексеевич

Граф, фельдмаршал, военный министр в 1861-1881 гг., возглавлял проведение военных реформ в царствование Александра II

Милютин Николай Алексеевич

Брат Д. А. Милютина, товарищ министра внутренних дел в 1859-1861 гг., один из авторов крестьянской реформы 1861 г.

Муравьев Александр Николаевич

Декабрист, полковник Генерального штаба, основатель «Союза спасения»

Муравьев Никита Михайлович

русского общества

Нахимов Павел Степанович

Адмирал, герой Крымской войны, погиб во время обороны Се­вастополя

Пестель Павел Иванович

Декабрист, полковник, один из основателей тайных обществ, автор проекта «Русская правда». Казнен

Плеханов Георгий Валентинович

Революционер, один из руководителей «Черного передела», один из создателей группы «Освобождение труда», марксист

П обедо н ос це в Константин Петрович

Государственный деятель, юрист, с 1880 г. обер-прокурор Си­нода, в царствование Александра III имел большое влияние, консерватор

Скобелев Михаил Дмитриевич

Генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отличил­ся при штурме Плевны и в боях на Шипке

Сперанский Михаил Михайлович

Граф, государственный деятель и реформатор, государствен­ный секретарь в 1810-1812 гг., автор нереализованного проекта конституции, в царствование Николая I занимался кодификацией российского законодательства

Тотлебен Эдуард Иванович

Граф, инженер-генерал, герой Севастопольской обороны и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Трубецкой Сергей Петрович

Князь, гвардии полковник, один из основателей тайных декаб­ристских обществ, избран диктатором восстания 14 декабря

Уваров Сергей Семенович

Граф, президент Академии наук в 1818-1855 гг., министр на­родного просвещения в 1838-1849 гг., автор теории «офици­альной народности»

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем "патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX -- начале XX в.имеет свои особенности.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий -- духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа -- крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII -- первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. -- разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется и том. что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Одним из самых знаменитых деятелей культуры девятнадцатого века является Александр Сергеевич Пушкин.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем ее многообразии как источника и материала поэтического творчества. Говорят, Пушкин открыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской поэзии до него. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие поэзию от жизни; ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в жизни человеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл метод поэтического творчества, который позволил поэту не быть "эхом", повторяющим каждый звук (нет ничего более неверного такого плоского понимания глубокой и вдохновенной пушкинской декларации). Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира.

Поэзия Пушкина отразила все "впечатленья бытия". В ней отозвались его героическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха

В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опыт изучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа. Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.

"...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим".

Пушкин жил и работал XIX веке, а в двадцатом веке были свои наиболее отличившиеся авторы, например, Шолохов Михаимл Алексамндрович.

Литературный мир М. Шолохова, изничтожаемый «критиками-демократами» как криминал «пресловутого соцреализма», намного богаче, чем социалистическая идеология, и больше нее.

Отношение к Шолохову и советской литературе во многом определялось расхожим мнением о том, что в новой России выбита самая почва, порождающая крупных художников, и при большевистской власти могут процветать только “отпрыски Демьяна Бедного, «корифея пролетарской культуры»”, безликая бездарность, приспособляющаяся и низводящая изящную словесность до пропагандных идей и примитивных лубочных агиток. “Несчастная страна... не сумевшая выделить если не Толстых и Тургеневых, то хотя бы честных людей, смеющих иметь своё собственное суждение, -- сетовала Е.Кускова. -- Даже их великий писатель Шолохов отказывается его иметь. Стадо. Всё ещё октябрьское стадо... Какое это горе. И какой позор для великой страны...”

Имя Шолохова, поднявшегося из низов и низы олицетворявшего, с его народной Россией, “по определению” лишённой не только навыков демократической жизни и свободного мышления, но и всяческих признаков и зачатков культуры, становится знаковым в кругах эмигрантской политической и художественной элиты. Его приход слишком ощущается всеми и каждым, но не как благо для себя, а как неудобство и даже угроза собственному существованию, ибо «Тихий Дон» -- не только глубокое сомнение в незыблемости сложившейся иерархии социальных предпочтений и приоритетов, но и их решительный реальный пересмотр. А потому Шолохова следует или замалчивать, или говорить о нём небрежно и между делом, словно речь идёт о досадной помехе, недостойной пристального внимания, или, наконец, постараться дезавуировать его явление ссылкой на ошибку “зрительного восприятия” -- это не тот, за кого мы его принимаем, ибо там, откуда он пришёл, его быть не может. “...Можно ли ожидать такой шедевр от простого казачка, проведшего свою юность в станице, да ещё в период гражданской войны”, -- с пафосом вопрошал белый свет некий И.С.Г., не сомневающийся в ответе. “Второстепенная боевая единица” нашей трагической эпохи -- сказал с уверенностью круговой поруки о Шолохове Ю.Терапиано.

В 1965 году Шолохову присудили Нобелевской премию, но в советской России он признания так и не получил. Говорили о том, что Шолохов “никак” не может представлять русскую интеллигенцию, народ и Россию перед “лицом” Нобелевского комитета и фонда. Более того, как уверяли “мировое сообщество” «Грани», автор «Тихого Дона» “примазывается к величию и благородству русского народа” и тем самым “позорит и его величие и его благородство”, и, конечно, по этой причине “современная русская интеллигенция” “никогда не простит западной культуре присуждения Нобелевской премии Шолохову...”

РОССИЯ

Русская литература конца XVIII - XIX в. развива­лась в непростых условиях. Российская империя в эко­номическом отношении была одной из отсталых стран Европы. Реформы XVIII в. Петра I и Екатерины II пре­жде всего касались военного дела.

Если в XIX в. Россия по-прежнему оставалась эко­номически отсталой страной, то в области литературы, музыки и изобразительного искусства она уже выходи­ла на передовые позиции.

ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ВЕКА

Наиболее образованным сословием в России было дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. Идейная борьба в литературе в начале века шла между обществом «Бесе­да любителей русского слова» (Державин, Ширинский-Шихматов, Шаховской, Крылов, Захаров и др.), объеди­нившим консервативных дворян, и радикальными лите­раторами, входившими в кружок «Арзамас» (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и др.). Первые и вторые писали свои произведения в духе классицизма и роман­тизма, однако поэты «Арзамаса» более активно боролись за новое искусство, отстаивали в поэзии гражданский и демократический пафос.

В начале 20-х годов большую роль в литературе игра­ли поэты и писатели, связанные с декабристским движе­нием или идейно близкие ему. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой николаевской реакции, наи­более известными литераторами были Ф. Булгарин и Н. Греч, выступавшие в своих органах - газете «Север­ная пчела» и журнале «Сын отечества». Оба они высту­пали против новых веяний в русской литературе, за ко­торые ратовали Пушкин, Гоголь и др. При всем этом бы­ли не лишенными дарования писателями.

Наиболее популярными произведениями Фаддея Бул-гарина (1789 - 1859) стали дидактично-нравоописатель­ные романы «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831), ставшие при жизни автора бестселле­рами, однако они полностью были забыты современни­ками; мелодраматическими эффектами изобилуют его ис­торические романы «Дмитрий-самозванец» и «Мазепа».

Самым значительным созданием Николая Греча (1787 - 1867) стал авантюрно-нравоописательный ро­ман «Черная женщина» (1834), написанный в духе ро­мантизма. Греч также написал эпистолярный роман «По­ ездка в Германию» (1836), «Опыт краткой истории рус­ской литературы» (1822) - первое в стране произведение по истории литературы России - и еще несколько книг- пособий по русскому языку.

Крупнейший прозаик конца XVIII - начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карам­зин (1766 - 1826) был не чужд либерализма, когда это касалось абстрактных идей, не затрагивающих россий­ские порядки. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с за­падноевропейской жизнью и культурой. Самая извест­ная из его повестей - «Бедная Лиза» (1792 г.) рас­сказывает трогательную историю любви дворянина и кре­стьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», - эта за­ключенная в повести сентенция свидетельствовала о гу­манном направлении взглядов ее автора.

В начале XIX в. Карамзин пишет наиболее значи­тельное произведение своей жизни - многотомную «Ис­торию государства Российского», в которой, вслед за Та­тищевым, интерпретирует события истории восточносла­вянских народов в духе существующей российской монархии и выводит в ранг государственной идеологии царской династии Романовых историческое оправдание захватов Москвой земель своих соседей.

Произведения Василия Жуковского (1783 - 1852) со­ставили важный этап в развитии романтической лирики. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвеще­нием XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский счи­тал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Как переводчик Жуковский открыл российскому читателю западноевро­пейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.

Лирика К. Н. Батюшкова (1787 - 1855) в отличие от романтизма Жуковского носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.

Главной заслугой Ивана Крылова (1769 - 1844) яв­ляется создание классической басни на русском языке. Крылов брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена, но при этом он всегда оста­вался глубоко национальным поэтом, отражавшим в бас­нях особенности национального характера и ума, доведя свою басню до высокой естественности и простоты.

В духе классицизма писали свои произведения декаб­ристы. Они обращались к героическим образам Катона и Брута и к мотивам романтической национальной ста­рины, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова, городов Древней Руси. Самым крупным поэтом среди де­кабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). Автор тираноборческих стихотворений («Гражда­нин», «К временщику») также написал серию патриоти­ческих «Дум» и создал романтическую поэму «Войнаров-ский», в которой изображена трагическая судьба украин­ского патриота.

Александр Грибоедов (1795 - 1829) вошел в рус­скую литературу как автор одного произведения - ко­медии «Горе от ума» (1824 г.), в которой нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиогра­фы, нет и счастливой развязки. Комедия строится на про­тивопоставлении Чацкого другим персонажам, образую­щим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба человека передовых взглядов -против бар, туне­ядцев и развратников, потерявших национальное досто­инство и пресмыкающихся перед всем французским, ту­пых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чац­кого отразил всю силу негодования, которая накопилась у радикально настроенной российской молодежи, ратую­щей за реформы в обществе.

Грибоедов написал еще несколько пьес совместно с П.Катениным («Студент», «Притворная неверность»), идейное содержание которых было направлено против поэтов «Арзамаса».

ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

Александр Пушкин (1799 - 1837) стал для русской литературы переломной фигурой, отделившей новую ли­тературу от старой. Его творчество определило развитие всей русской литературы вплоть до конца столетия. Пуш­кин вознес русское поэтическое искусство до вершин ев­ропейской поэзии, став автором произведений непревзой­денной красоты и совершенства.

Во многом гений Пушкина определило обстоятельство его учения в открывшемся в 1811 г. Царскосельском лицее - высшем учебном заведении для детей дворян, из стен которого в эти годы вышли многие поэты «золотой поры» русской поэзии (А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, Е.Ба­ратынский и др.). Воспитанный на французском класси­цизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние ро­мантической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, поднялся на уровень высокого реализма.

В юношестве Пушкин писал лирические стихотворе­ния, в которых прославлял наслаждение жизнью, любовь и вино. Лирика этих лет дышит остроумием, проникнута эпикурейским отношением к жизни, унаследованным от поэзии XVIII в. В самом начале 20-х годов в стихах Пуш­кина появились новые мотивы: он славил свободу и сме­ялся над правителями. Его блестящая политическая ли­рика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои романтические поэмы «Кавказский пленник» (1820 - 1821 гг.), «Братья-раз­бойники» (1821 - 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823 гг.) и «Цыганы» (1824 - 1825 гг.).

На последующее творчество Пушкина оказывает влия­ние вышедшая «История государства Российского» Ка­рамзина и идеи декабристов. Стремясь более наглядно по­казать российскому императору Александру I, а затем и Николаю II «опыт» правления российских правителей, считая, что реформы в государстве должны исходить от царя, когда народ безмолвствует, Пушкин создает истори­ческую трагедию «Борис Годунов» (1824 - 1825 гг.), по­священную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. А в конце 20-х годов пишет поэму «Полтава» (1828 г.), ис­торический роман «Арап Петра Великого» (не закончен) и ряд стихотворений, обращаясь к образу царя-реформа­тора Петра I, видя в этом образе императора Николая I, миссия которого - способствовать новым реформам в России, т.е. стать просвещенным монархом.

Разуверившись в своих стремлениях изменить волю царя, отправившего на виселицу и в ссылку декабристов, Пушкин в духе байроновского произведения «Паломни­чество Чайльд Гарольда» работает над одним из луч­ших своих созданий - романом в стихах «Евгений Оне­гин» (1823 - 1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни российского общества, а в лирических от­ступлениях романа разносторонне отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительно­го и шутливого. Пушкин в своем творении раскрывает образ современника, не нашедшего себя в жизни.

В следующем значительном творении «Маленькие тра­гедии» (30-е годы) поэт, используя известные из европей­ской литературы образы и сюжеты, рисует столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Обращается Пушкин и к прозе (повесть «Пи­ковая дама», цикл «Повести Белкина», «Дубровский»). Опираясь на художественные принципы Вальтера Скот­та, Пушкин пишет «Капитанскую дочку» (1836 г.) и в реально происходившие события крестьянского восстания XVIII в.под предводительством Емельяна Пугачева он вплетает жизнь главного героя, чья судьба тесно связы­вается с большими общественными событиями.

Наиболее силен Пушкин в своих лирических стихах. Неповторимая красота его лирики глубоко раскрывает внутренний мир человека. По глубине чувства и класси­ческой гармонии формы его стихи вместе с лирическими стихотворениями Гете принадлежат к лучшим создани­ям мировой поэзии.

С именем Пушкина связан не только высокий рас­цвет русской поэзии, но и формирование русского лите­ратурного языка. Язык именно его произведений стал нормой современного русского языка.

В тени поэзии Пушкина оставались не менее прекрас­ные поэты, жившие в его пору, составившие «золотой век» русской поэзии. Среди них были пламенный лирик Н.М.Языков, автор остроумных фельетонов в стихах П.А.Вяземский, мастер элегической поэзии Е.А.Баратын­ский. Особняком от них стоит Федор Тютчев (1803 - 1873). Как поэт он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящает свои лирические ми­ниатюры изображению связи человека и природы.

Михаил Лермонтов (1814 - 1841) как поэт был не менее талантлив, чем Пушкин. Его поэзия отмечена па­фосом отрицания современной ему действительности, во многих стихах и поэмах проскальзывают мотивы то оди­ночества и горького разочарования в жизни, то мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцы­ри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность он бичует свое не способное к борьбе и созидательному труду поколение («Дума»).

В центре самых значительных произведений Лермон­това стоит романтический образ гордой одинокой Лич­ности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Ар­бенин (драма «Маскарад», 1835 - 1836 гг.), Демон («Де­мон», 1829 - 1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). В произведениях Лермонтова остро отражается вся сложность общественной жизни и про­тиворечивость поднятых передовыми людьми России про­блем русской культуры в первой половине XIX в.

ЛИТЕРАТУРА 30 - 60-х ГОДОВ

Следующей важной вехой в истории русской литера­туры стало творчество Николая Гоголя (1809 - 1852). В начале своей творческой деятельности он выступил как автор романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен» (1827). В дальнейшем пишет исключительно прозу. Первые про­заические произведения, написанные по мотивам укра­инского фольклора в ироническом, веселом тоне, прино­сят успех писателю (сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В новом сборнике «Миргород» писатель продолжает успешно начатую те­му, значительно расширяя ареал. Уже в повести из это­го сборника «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь отходит от романти­ки, показывая засилье пошлости и мелких интересов в современной российской жизни.

«Петербургские повести» изображают современный Го­голю большой город с его социальными контрастами. Од­на из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изо­бражая судьбу забитого и бесправного мелкого чинов­ника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Досто­евского до Чехова.

В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее без­законий и произвола, пронизавших все стороны жизни российского общества. Гоголь отбросил традиционную в комедиях любовную интригу и построил свое произведе­ние на изображении общественных отношений.

С идеями социалистических утопий был связан ро­ман Николая Чернышевского (1828 - 1889) «Что де­лать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал пред­ставителей интеллигенции, стремящихся изменить жизнь в России к лучшему.

В лице Николая Некрасова (1821 - 1878) русская литература выдвинула поэта огромной идейной глуби­ны и художественной зрелости. Во многих стихотворе­ниях, таких, как «Мороз, Красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877 гг.), поэт пока­зал не только страдания людей из народа, но и их фи­зическую и нравственную красоту, раскрыл их представ­ления о жизни, их вкусы. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему.

Александр Островский (1823 - 1886) возвел русскую драматургию до вершин мировой известности. Основные «герои» его произведений - рожденные новыми капи­талистическими отношениями купцы-предприниматели, вышедшие из низов общества, но оставшиеся такими же невежественными, опутанными предрассудками, склонны­ми к самодурству, нелепым и забавным прихотям (пье­сы «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.). Впрочем, и дворянство - отживший свое класс - Островский также не идеализирует, оно тоже составляет «темное царство» России.

В 40 - 50-х годах выявляется талант таких масте­ров слова, как Иван Тургенев (1818 - 1883) и Иван Гончаров (1812 - 1891). Оба писателя в своих произ­ведениях показывают жизнь «лишних людей» общест­ва. Однако если у Тургенева это человек, отрицающий все возвышенное в жизни (романы «Отцы и дети», «Ру­ дин»).

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Российская империя к началу 70-х годов XIX в. пред­ставляла собой огромную многонациональную страну. Понятно, культура господствующей нации, выразителем которой были в основном дворянская литература и ис­кусство, оказывала значительное воздействие на куль­турное развитие других народов России.

Российский культурный фактор для украинцев и бе­лорусов сыграл ту же роль, какую отыграл польский фактор в период после объединения по Люблинской унии 1569 г. земель Короны Польской и Великого княжест­ва Литовского в Речь Посполитую - наиболее талант­ливые представители этих народов способствовали рос­ту искусства соседней нации, занимающей в обществе гла­венствующее положение, например, основные деятели польской культуры конца XVIII - начала XIX в. вы­шли из Белоруссии и Украины (Ф.Богомолец, Ф.Князькин, А.Нарушевич, А.Мицкевич, Ю.Словацкий, И.Красицкий, В.Сырокомля, М.К.Огиньский и др.). После при­соединения Украины и Белоруссии к Российской империи выходцы из этих мест стали поднимать уже русскую куль­туру (Н.Гоголь, Н.Кукольник, Ф.Булгарин, М.Глинка, Н.Костомаров и др.).

Несмотря на огромное воздействие русского языка, на Украине в конце 18-начале 19 века возникли пред посылки появления национально настроенных дворян, осознавших, что на украинском языке, на котором гово­рит исключительно необразованное простонародье, мож­но создавать оригинальные произведения. В это время зна­чительный размах стало приобретать изучение истории украинского народа и его устного творчества. Появилась «История Малой России» Н.Бантыш-Каменского, в руко­писных списках ходила «История Руссов», где неизвест­ный автор рассматривал украинский народ отдельно от русского и утверждал, что именно Украина, а не Россия, является прямой наследницей Киевской Руси.

Важным фактором роста национального сознания у украинцев сыграло открытие в 1805 г. в Харькове уни­верситета. Важным показателем жизнеспособности ук­раинского языка стало качество и разнообразие создавае­мой на нем литературы. Иван Петрович Котляревский (1769 - 1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа. Переработанная им в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия (1798 г.) и пьесы «Наталка-Полтав­ка» и «Солдат-чародей» (в оригинале - «Москаль-чаривник») отличались мастерским изображением украин­ского народного быта.

Первыми прозаическими произведениями на современ­ном украинском языке стали появившиеся в 1834 г. сен­тиментальные рассказы харьковчанина Григория Квитки (1778 - 1843), выступавшего под псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедии «Шельменко-денщик» и др.). Еще один харьковчанин Левко Борови­ковский положил начало украинской балладе.

Процесс становления новой украинской литературы и формирования украинского литературного языка за­вершила деятельность великого народного поэта, мыс­лителя и революционера Тараса Шевченк о. Поэт стал писать свои стихи не для дворян на русском языке, как делали многие его соотечественники, а исключительно для своего народа.

Биография Шевченко стала для соотечественников символом трагической национальной судьбы. Родившись крепостным, волею обстоятельств он попал вместе с хо­зяином в Петербург, где талантливому юноше-художни­ку несколько представителей аристократического круга помогли в 1838 г. выкупиться на волю. Шевченко по­лучает прекрасное образование. Общение с многими укра­инскими и русскими художниками и писателями рас­ширило кругозор юноши, и он в 1840 г. публикует пер­вую свою книгу стихов «Кобзарь», в которой обращает­ся к истории Украины.

Шевченко гневно клеймит позором казацких гетма­нов, сотрудничавших с Москвой, достается и Хмельниц­кому (у Шевченко это и «гениальный бунтарь», и ви­новник рокового для Украины союза с Россией, стоив­шего ей утраты независимости). Поэт обличает произвол крепостников и, полемизируя с Пушкиным, воспевшим монархов Петра I и Екатерину II, вскрывает деспотизм российских царей, виновных в плачевном состоянии его родины, и открыто называет их тиранами и палачами (поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевает народные восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма «Варнак»).

Стремление Украины к свободе Шевченко рассматри­вал как часть борьбы за справедливость не только сво­его народа, но и других народов, находящихся под на­циональным и социальным гнетом.

Процессы пробуждения национального самосознания происходили и в Белоруссии. Благодаря стараниям представителей национально настроенной интеллигенции (которые себя называли как литвинами, так и белоруса­ми), осознавшим самобытность народа в Белоруссии, уже в первой половине XIX в. был собран значительный ма­териал по истории, этнографии (издания памятников уст­ного творчества, мифов, легенд, обрядов, документов ста­рины). В западных областях активность проявили ис­торики и этнографы, пишущие на польском языке (Сырокомля, Борщевский, Зенкевич), а в восточных - на русском (Носович).

В 1828 г. за чтение стихотворений на белорусском языке во время крестьянского бунта в солдаты забирают Павлюка Багрима (1813 - 1890), автора первого на современ­ном белорусском языке стихотворения «Заиграй, хлопец!»

К 40-м годам XIX в. относится начало деятельно­сти писателя Винцента Дунина-Марцинкевича (1807 - 1884), отразившего в сентиментально-дидактических по­эмах и комедиях, написанных в духе европейского клас­сицизма, колорит белорусской деревни («Селянка», «Гапон», «Караль Летальский»). По-белорусски пишет и часть известных польских поэтов, выходцев из этих мест.

В 1845 г. выходит анонимная бурлескная поэма «Энеи­да наоборот», написанная в духе украинской «Энеиды» Котляревского, авторство которой приписывается В.Равинскому. Позже появляется еще одна анонимная поэма «Тарас на Парнасе», в которой описывается сказочная история лес­ного работника Тараса, попавшего к греческим богам на гору Парнас, говорящим на простом языке и представляю­щим собой обыкновенных сельских жителей.

Позднее в белорусской литературе возникает националь­но-патриотическое и демократическое направление, наибо­лее ярко представленные в 60-е годы публицистикой от­важного борца за народное счастье, национального бело­русского героя Кастуся Калиновского, редактора первой нелегальной белорусской газеты «Мужицкая правда».

Развитие национальной культуры Латвии и Эстонии происходило в борьбе против феодально-клерикальной идео­логии немецко-шведских баронов. В 1857 - 1861 гг. за­чинатель эстонской литературы Фридрих Крейцвальд (1803 - 1882) издает национальный эпос «Калевипоэг» и эстонские народные сказки. Среди латышской ин­теллигенции возникло национальное движение «младо-латышей», органом которых являлась газета «Петербург­ский вестник». Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях. Известной в это время стала поэзия латышского патриота Андрея Пумпурса (1841 - 1902).

В Литве, или как тогда ее еще называли, Жемайтии, появился сборник стихов Антанаса Страздаса (1763 - 1833) «Песни светские и духовные».

Присоединение Кавказа к России, несмотря на затяж­ной характер войны, усилило проникновение в жизнь на­родов Кавказа через русскую культуру европейских куль­турных ценностей и прогресса, что нашло выражение в появлении светской школы, возникновении газет и жур­налов, национального театра. В творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817 - 1845) и Алек­сандра Чавчавадзе (1786 - 1846) сказалось влияние русского романтизма. Этим поэтам, создавшим в 30-е годы XIX в. романтическую школу в грузинской лите­ратуре, были присущи вольнолюбивые устремления и глу­бокие патриотические чувства. К 60-м годам XIX в. относится начало общественно-политической и литера­турной деятельности Ильи Чавчавадзе (1837 - 1907).

вивать обличительную тенденцию, впервые ярко проявив­шуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830 - 1860) «Сурамская крепость» (1859 г.). Протест против феодаль­ного произвола и сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую грузинскую моло­дежь, среди которой выделялась группа «испивших во­ды Терека» («тергдалеули»).

Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян из-за отсутствия в Армении высших учебных заве­дений получил образование в России. Он глубоко воспри­нял гуманистические идеи передовой русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыс­лью о значении присоединения армянских земель к Рос­сии. Абовян отверг омертвевший язык древнеармянской пись­менности (грабар) и на основе устной народной речи развил современный литературный армянский язык.

Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, положил начало национально-патриотическому направлению в армянской литературе. Его стихотворе­ния («Песнь о свободе» и др.) являли пример граждан­ской поэзии, вдохновлявшей армянскую молодежь на пат­риотические и революционные подвиги.

Выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, отвергая и одновременно используя тра­диции старой персидской литературы, в своих повестях и комедиях заложил прочную основу новой, светской азербайджанской литературы и национального азербай­джанского театра.

В фольклоре недавно вошедших в состав России на­родов и народностей Северного Кавказа и Азии усили­лись патриотические мотивы и мотивы социального про­теста. К борьбе против угнетателей призывали сопле­менников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830 - 1870), лезгин Этим Эмин (1839 - 1878) и другие народные певцы Дагестана. Однако в культуре этих народов именно в середине XIX в. большое значение имела просветитель­ская деятельность местных уроженцев, получивших об­разование в России. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809 - 1855); составитель пер­вой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801 - 1844); соз­давший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, соста­вивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.

В первой половине столетия появились свои просве­тители и у казахского народа. Смело выступал против российских колонизаторов и местной феодально-клери­кальной знати, предавшей интересы своего народа, Ч. Валиханов. Вместе с тем, утверждая, что казахам вечно жить в соседстве с Россией и от ее культурного влияния никуда не уйти, он связывал историческую судьбу ка­захского народа с судьбой России.

РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Под влиянием европейской культуры в России с кон­ца XVIII в. появляется и современный театр. На первых порах он все еще развивается в имениях крупных магна­тов, однако постепенно труппы, получая независимость, на коммерческой основе переходили в ранг самостоятельных. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная дра­матическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр, меце­натами все еще остаются крупные помещики, дворяне и сам император, которые диктуют свой репертуар.

Ведущее значение в русском театре приобретает про­светительский сентиментализм. Внимание драматургов привлекали внутренний мир человека, его душевные кон­фликты (драмы П. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова). С сентиментальными тенденциями про­являлись стремление к сглаживанию жизненных про­тиворечий, черты идеализации, мелодраматизма (произ­ведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

Постепенно в драматургии разрабатываются темы, свойственные европейскому классицизму: обращение к героическому прошлому своей родины и Европы, к ан­тичному сюжету («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катени­на, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Одновремен­но развивались такие жанры, как водевиль (А. А. Ша­ховской, П. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовая пьеса (М. Я. Загоскин).

На протяжении первой четверти XIX в. в русском на­циональном театре разворачивается борьба за создание нового, национально-самобытного театра. Эта задача была осуществлена созданием подлинно национальной, са­мобытной комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Произ­ведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов», автор которой вырос из форм придворной трагедии классицизма и романтической драмы Байрона. Однако постановка этих произведений сдер­живалась на некоторое время цензурой. Вне театра остает­ся и проникнутая свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости акте­ров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.).

Сцену русского театра 30 - 40-х годов в основном занимал водевиль, преследуя преимущественно развле­кательные цели (пьесы П. А. Каратыгина, П. И. Гри­горьева, П. С. Федорова, В. А. Соллогуба, Н. А. Некрасо­ва, Ф. А. Кони и др.). В это время выросло мастерство талантливых русских актеров М.С.Щепкина и А. Е. Мар­тынова, которые умели выявлять за комическими ситуа­циями противоречия подлинной жизни, придавать соз­даваемым образам подлинный драматизм.

Огромное значение в развитии русского театра сыгра­ли пьесы А. Н. Островского, появившиеся в 50-е годы, поднявшие русскую драматургию очень высоко.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА

В начале XIX в. в России под влиянием обществен­ного и патриотического подъема новое содержание и пло­дотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощны­ми, сильными и монументально-простыми формами стро­ятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда городов: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томона и ряд сооружений К.И. Росси; и Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и дру­гих мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые деся­тилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга.

Патриотическому подъему народа должна была спо­собствовать установка в 1818 г. на Красной площади в Москве памятника освободителям Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса, олицетворившего окончатель ную победу России над Польшей и Литвой.

Влияние классицизма в архитектуре не исчезает и в се­редине столетия. Однако сооружения этого времени отли­чаются некоторым нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декора­тивным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли В. И. Орлов­ского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) - сочетаются черты классической строгости и монументальности с новыми романтическими образами.

Практически все изобразительное искусство начала XIX в. отличается классической ясностью, простотой и мас­штабностью форм. Однако живописцы и графики этого вре­мени, ломая старые, условные и ограниченные рамки ху­дожественного творчества, установленные классицистиче­ской эстетикой, постепенно подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнован­ностью восприятию и постижению окружающей природы и человека. Плодотворное развитие в этот период получа­ет бытовой жанр. Примером всего этого являются работы О. А. Кипренского (1782 - 1836), С. Ф. Щедрина (1751 - 1830), В. А. Тропинина (1776 - 1857), А. Г. Венециа­нова (1780 - 1847).

В искусстве 30 - 40-х годов на первое место выдви­гается историческая живопись. В картине К. П. Брюл­лова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» в ком­позиции, пластике фигур людей все еще сказывается влияние классицистической школы, однако показывая переживания людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия, художник уже выходит за рамки классицизма. Это ясно проявилось в последующих ра­ботах Брюллова (особенно в портретной живописи и пей­зажных зарисовках).

Волнующие идеи современности отразил в своей жи­вописи Александр Иванов (1806 - 1858). Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полот­ном «Явление Христа народу», основной темой которо­го явилось духовное перерождение погрязших в страда­ниях и пороках людей.

Работы Павла Федотова (1815 - 1852) знаменова­ли новый этап в развитии русской живописи. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием ис кусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чи­новников, наивное самодовольство и хитрость новых богатеев - купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника.

Василий Перов (1834 - 1882), И. М. Прянишников (1840 - 1894), Н. В. Неврев (1830 - 1904) и ряд дру­гих живописцев, начавших свою творческую жизнь в 60-е годы, стали создателями обличительных жанровых кар­тин, отражавших явления современной действительно­сти. Творения этих художников показывают невежество попов, произвол чиновников, жестокие и грубые нравы купцов - новых господ общества, тяжелую долю кре­стьянства и забитость маленьких «униженных и оскорб­ленных» людей социальных низов.

В 1863 г . 14 окончивших Академию учеников во главе с И.Н. Крамским (1837 - 1887), отказавшись вы­полнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. воз­никло Товарищество передвижных художественных вы­ставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств, развивавшей салонное искусство в живописи и скульп­туре, «передвижники» поддерживали новые художествен­ные начинания в русской живописи, подготовившие почву для подъема искусства в 70-80-е годы.

РУССКАЯ МУЗЫКА

В XIX в. русская музыка, еще не имевшая прочных традиций, отразила общие тенденции развития всего ис­кусства, и, вобрав в себя песенные традиции многих на­родов России, дала толчок к появлению в конце века ком­позиторов мировой величины.

В начале века, под воздействием событий Отечест­венной войны 1812 г., широкое развитие получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчест­ве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдо­ва, И.А. Козловского - автора первого российского гимна «Гром победы!»

На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообраз­ная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского).

Наиболее известным композитором первой полови­ны XIX в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка (1804 - 1857). В своем искусстве он выразил корен­ные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, оста­ется патриотом своей родины.

Уже первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Су­санин», 1836 г.) стала явлением в культурной жизни не только России, но и Европы. Глинка создал высокую пат­риотическую трагедию, равной которой не знала оперная сце­на. Другой оперой - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - композитор продолжает темы героизации русской старины, однако уже на сказочно-эпическом, былинном материале. Историческая драма и опера-сказка Глинки определили даль­нейший путь русской оперной классики. Велико также зна­чение симфонизма Глинки. Его оркестровая фантазия «Ка­маринская», две испанские увертюры на темы народных пе­сен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.

Глинка ярко проявил себя и в области камерной ли­рики. Романсам Глинки присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной ме­лодии, законченность и стройность композиции. Компо­зитор обращается к лирике Пушкина, и поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение пушкинской строфы.

Александр Даргомыжский (1813 - 1869) продолжил традиции Глинки. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40 - 50-х го­дов тенденции во всем искусстве. Огромное значение при­обретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской де­вушки в опере «Русалка» или трагическую гибель сол­дата в «Старом капрале» - всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев рус­ского обшества.

Опера Даргомыжского «Русалка» (1855 г.) положи­ла начало новому жанру психологической драмы в рус­ской музыке. Композитор создал замечательные по сво­ей глубине образы страдающих, обездоленных людей из народа - Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически вы­разительного речитатива и в драматических сценах про­явились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.

Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Камен­ный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив цели­ком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на за­конченные части, и подчиняет вокальные партии прин­ципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от тра­диционных форм оперы - ансамблей и арий, превра­щает ее в психологическую музыкальную драму.

Новый подъем музыкально-общественной жизни в России наступает в 60-е годы. М. А. Балакиревым, А.Г. и Н. Г. Рубинштейнами создаются музыкальные орга­низации нового типа, первые в России консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасо­ва и А. Н. Серова закладываются прочные основы клас­сического музыкознания. Все это предопределило подъ­ем русской музыки уже в следующий период, который осуществили такие выдающиеся композиторы, как Чай­ковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

 

 

Это интересно: