→ Свешников хоровой дирижер. Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова. Фетисов Александр Васильевич

Свешников хоровой дирижер. Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова. Фетисов Александр Васильевич

11 сентября 1890 - 03 января 1980

хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Память

  • После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин , обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую из себя характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом" .)

Известные ученики

  • Владимир Николаевич Минин - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР.
  • Леонид Николаевич Павлов - российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России.
  • Виктор Владимирович Ровдо - хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР.
  • Борис Григорьевич Тевлин - хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Станислав Семенович Калинин - хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Михаил Борисович Турецкий - создатель и руководитель хора Турецкого.
  • Александр Александрович Юрлов

Награды и звания

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - выдающийся советский дирижёр , хормейстер и педагог. Народный артист СССР (1956 ). Герой Социалистического Труда (1970 ). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946 ). Член ВКП(б) с 1950 года .

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую собой характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом")

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в Московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Награды и звания

    Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность

    Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)

    народный артист СССР (1956)

    Герой Социалистического Труда (1970).

    три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).

    два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)

    медали

«Пой, пой певунья птичка»

(польская народная песня)

Написана куплетно-вариационная форме. Для женского хора. Основная тональность A-moll. В 9 такте мелодия звучит в параллельной тональности C-dur на протяжении 9, 10, 11 тактов, а в 12 такте появляется доминанта которая приводит в основную тональность.

Размер 3\4 сохраняется на протяжении всего произведения. Темп подвижный, динамика не контрастная. На протяжении всего произведения не наблюдается резкой смены динамики.

Вступает сопрано, а в 3 такте к ним присоединяется альт. Дальше всю песню исполняет весь состав хора. Фактура – гомофонно-гармоническая. Основным голосом является сопрано т. к. мелодия звучит именно в нем. Партия альта играет роль гармонической основы (поддержки), а в некоторых местах (такт 3, 4, 8, 9, 10) является второй.

Тесситура – удобная. Ритмические особенности; чаще всего встречаются восьмые длительности. В конце каждой фразы (пр. такт 4, 8, 12) на распеве слога присутствует пунктирный ритм, но в последнем 16 такте вместе пунктира звучат 2 восьмые.

Мелодия

Несмотря на подвижны темп, мелодия не потеряла лиричности. Оно звучит мелодично без диссонансов. Мелодия проста и красива, легко запоминается слушателю.

Диапазон Хора

Исполнительские трудности

    Точное, острое исполнение пунктирного ритма

    Передать характер произведения

    Точная артикуляция слов, разделение их между собой (пр. такт 7)

    Мелодичное исполнение партий (legato)

    Точное исполнение половинных длительностей

    Показать динамики произведения

    Одновременное снятие звуков в конце каждой фразы

Дирижерские трудности, задачи

    Показ аувтактов и длинных нот

    Показать вступление партии альта (такт 3)

    Обращение внимание на точное снятие звука в конце каждой фразы

    Не передерживать половинные ноты

    Подчеркивать ритмический рисунок произведения остановкой руки на четверти с половиной

    Показ смены динамики.

    В 14 такте показать альтам ритмические особенности

    Одновременное снятие

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.


хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР


А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников" Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело , — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.


Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный" поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство , — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия ».



Ах ты, степь широкая










АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе


В темном лесе, В темном лесе,

за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

Тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

Мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной.
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во кузнице


Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Колокольчик



Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,

Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






(1890, Коломна - 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1923-28 заведовал вокальной частью 1-й Студии МХАТ. В 1928-36 художественный руководитель организованного им вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 художественный руководитель Государственного хора СССР, с 1941 возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (позже - Государственный академический русский хор Союза ССР). В 1944 основал Московское хоровое училище (ныне - Хоровая академия), был его директором; в 1944-74 одновременно преподавал в Московской консерватории (с 1944 декан дирижёрско-хорового факультета, с 1946 профессор, в 1948-74 ректор). Учениками Свешникова были А.А. Юрлов, В.Н. Минин, Б.Г. Тевлин. Свешников - организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: А.В. Свешников. [Сборник статей], М., 1970.

  • - композитор, хормейстер, педагог, народный артист СССР, доктор искусствоведения, генерал-майор. Обучался в Петербургской, затем в Московской консерваториях...

    Москва (энциклопедия)

  • - Исследователь Сибири: географ, этнограф, археолог, натуралист; известный сиб. публицист и общ. деятель. Род. в слободе Белозерская Курганского окр. Тобольской губ., в семье священника...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - А. В. Александров вошел в историю советского музыкального искусства главным образом как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля...

    Музыкальный словарь

  • - Директор Уральского научно-практического центра радиационной медицины с 1990 г.; родился 4 сентября 1958 г. в Челябинске...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1 апр. 1883 в с. Плахино Рязанской губ., ум. 8 июля 1946 в Берлине во время гастролей. Композитор, педагог и дирижер. Нар. арт. СССР. Доктор искусствоведения. Генерал-майор. В 1900-1902 учился в Петерб...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор; гравировал резцом и пунктиром: 1. "Вид Новоспасскаго Монастыря. | Vue du novospasskoy Monastère. | De: уфра: Кампорезие; - граве: Алекса: Свешников" . Большой лист в длину*. 2. "Вид Андроньева Монастыря: | Vue d"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда. Нар. артист СССР. В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - иркутский почетный гражданин...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Адрианов, Александр Васильевич, сибирский исследователь и публицист, сын священника Тобольской губернии. Окончил Петербургский университет...

    Биографический словарь

  • - русский советский композитор и хоровой дирижёр, народный артист СССР, генерал-майор, доктор искусствоведения. Член КПСС с 1939...
  • - советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1950. Учился в Народной консерватории в Москве. В 1913 окончил Московское синодальное училище...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР, генерал-майор. Организатор и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Автор песни "Священная война" ...
  • - российский хоровой дирижер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда...

    Большой энциклопедический словарь

  • - полководец Без добродетели нет ни славы, ни чести. Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках. В бою смены нет, есть только поддержка...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Свешников Александр Васильевич" в книгах

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК Александр Васильевич Колчак был из породы тех людей, которые могут в труднейшую минуту для своего Отечества взять на себя всю полноту ответственности. Его имя и сегодня остается для нас символом чести моряка, капитана гибнущего корабля,

Александр Васильевич Косарев

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Александр Васильевич Косарев Родился 1(14) ноября 1903 года в Москве в семье рабочего. С десяти лет Саша Косарев работает на заводе, четырнадцатилетним подростком участвует в забастовке в дни февральской революции, в Октябрьских боях, вступает в социалистический союз

1. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФЕДОТОВ

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

1. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФЕДОТОВ Галерею портретов лётчиков-испытателей, с которыми меня связало небо, по праву должен открыть человек, оказавший на мою жизнь, пожалуй, самое большое влияние, - Александр Васильевич Федотов, шеф-пилот ОКБ им. А. И. Микояна. Его имя, как вы,

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1729 г. – ум. в 1800 г.) В стенах Александро-Невской лавры, в церкви Благовещения покоятся земные останки выдающегося русского полководца, генералиссимуса, графа Рымникского, князя Италийского, генерала-фельдмаршала австрийской армии, а

КОСАРЕВ Александр Васильевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КОСАРЕВ Александр Васильевич (01.11.1903 - 23.02.1939). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 22.03.1939 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 10.02.1934 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1939 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1930 - 1934 гг. Член ЦКК ВКП(б) в 1927 - 1930 гг. Член КПСС с 1919 г.Родился в Москве. Из

Колчак Александр Васильевич

Из книги Белые полководцы автора Копылов Николай Александрович

Колчак Александр Васильевич Сражения и победыВоенный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 г.), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX веков, действительный

Владимиров Александр Васильевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

ОБУХОВ Александр Васильевич

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОБУХОВ Александр Васильевич Александр Васильевич Обухов родился в 1911 году в деревне Тамаевке Арзамасского района Горьковской области в крестьянской семье. Русский. В 1939 году приехал в Челябинск. Работал бригадиром плотников на строительстве жилых домов

Бабушкин Александр Васильевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Бабушкин Александр Васильевич Родился в 1920 году в селе Красиво-Убережное Лаптевского (ныне Ясногорского) района Тульской области в семье крестьянина. Окончив среднюю школу, поступил в Мелитопольское авиационное училище. В Великой Отечественной войне участвовал с

Фетисов Александр Васильевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Фетисов Александр Васильевич В армию меня призвали осенью 1978 года. Я попал в танковую учебку, где готовили механиков-водителей танков Т-62. На тот момент я уже был кандидатом в мастера спорта по самбо, поэтому сразу был распределен в спортивную роту при танковом полку,

Александр Васильевич Суворов

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) российский полководец... Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поровняйся, обгони – слава тебе! ... Гляжу на предметы только в целом. ... За ученого трех неученых дают. ... И в нижнем звании бывают

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич 24.5(5.6).1883 – 28.8.1948Живописец, график, педагог. Учился у К. Коровина, М. Врубеля, В. Серова. Член объединения «Ослиный хвост». Автор работ «Музыканты» (1913), «Женщина у зеркала» (1913), «Пейзаж с домом» (1910-е).«Про Александра Васильевича Шевченко

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧАЯНОВ

Из книги Красный сфинкс автора Прашкевич Геннадий Мартович

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧАЯНОВ Родился 17 (29) января 1888 года в Москве.Детские годы провел в бывшей Огородной слободе.Прекрасное домашнее воспитание, знание основных европейских языков.В частном реальном училище К. П. Воскресенского – на Мясницкой – начал писать, по крайней

34. Александр Васильевич Колчак

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

34. Александр Васильевич Колчак …Вечный покой сердце вряд ли обрадует, Вечный покой - для седых пирамид, А для звезды, что сорвалась и падает, Есть только миг, ослепительный миг… Помните эту песню из "Земли Санникова"? Я не зря вставил ее в качестве эпиграфа. Потому что на

Свешников Александр Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии ) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах. Умер Свешников в Москве 3 января 1980.

Энциклопедия Кругосвет

 

 

Это интересно: