→ Сколько идет спектакль женитьба в театре. Спектакль женитьба. Последняя крупная премьера уходящего сезона "Женитьба" Сергея Арцибашева

Сколько идет спектакль женитьба в театре. Спектакль женитьба. Последняя крупная премьера уходящего сезона "Женитьба" Сергея Арцибашева

Грустная картина предстает пытливому взору внимательного зрителя: Театр гибнет. Гибнет, желая угодить массовому, неискушенному зрителю, воспитуемого доступными зрелищами. Зритель губит театр, а театр губит зрителя. Процесс взаимный. Уходит понимающий зритель, уходит актер-просветитель. Театр на потребу, "пипл хавает". Это общая картина, теперь - частность.

"Был я ноне у стрельца" - посетил уважаемый (почти заочно - бывал лишь раз, видел " Загадочные вариации", понравилось тогда страшно!) мною театр Маяковского (13 марта 2006). После очаровательного фильма "Женитьба", с Борисовым и Петренко, душе хотелось видеть пьесу и вживе, и вот впечатления, по порядку.

На сцене - полный ассортимент искуственной зелени, что "за лес и сало возят нам" из трудолюбивого Китая, и что уже набила оскомину каждому, кто бывает в присутственных местах - библиотеках, поликлинниках и т.п., посредством чего некая "тайна" театральности публично гильотинирована!

Над авторским текстом надругались, что называется, "в извращенной форме, с особым цинизмом": выверенность и стройность гоголевского слога развеяна невесть откуда и по какому праву взявшимися репликами, тирадами... Совестливые "соавторы" в подобном случае написали бы в афише - "По мотивам..."!

Само действие также кишит разнообразными, в большинстве случаев - малохудожественными вставками и "додумками за Гоголя". Все мои попытки погасить неприяние происходящего гробились ежеэпизодно, начиная с "пустяков", если даже предположить их допустимость в театре, до откровенных "ляпов", непростительных на профессиональной сцене. Тщательность проработки всевозможных деталей - почти на уровне голливудских понятий о России. Полное незнание и непонимание всего того, что касается эпохи (это не было обычной уже для нынешнего театра "вневременной" или "модерновой" постановкой!): культуре быта, этикета, нравов - просто возмущала!
Неряшливость в исторических и логических соответствиях,невежество в музыкальной культуре (а музыки звучало много и разной) не находила оправдания.

Игра актеров так же не восхитила, по большому счету. Порадовал один М.Филиппов(Кочкарев) своей обычной свободой, простотой и разнообразием "красок".
Немоляева (Фекла), при сквернейшей дикции - шокировала визгом, истеричностью, достойной "звезд" популярной в определенных кругах передачи "Аншлаг". Вообще, вся постановка изобилует клянченьем зрительских смешочков, что твой "паноптикум" Петросяна!

Симонова (Агафья Тих.) - тоже растеряла прелестое амплуа своих ранних киноработ, появился тот надрыв и истерия, которую нынче выдают за темперамент.
Смирнов (Подколесин) играл сам себя, в традициях оголливуженого исполнительства. Очень хорошо, вдумчиво и серьезно, начал было последний монолог, но скоро сбился на прежние "рельсы".

Местами был хорош и Охлупин(Яишница), "давал правду", как говорил Мордвинов, но как все это далеко было от желаемого и искомого!!!

Где же нынче то "великое Чуть-Чуть" в актерской игре, чем так трогали Те актеры? Где "вживание" в образ и "отрицание себя"? Где чувство, передача эпохи? Всюду эклектика, "крупный помол"...

Однако, и зритель хорош! Судя по некоторым реакциям на происходящие, добрая половина зрителей не знакома с литературным источником, ловила лишь фабулу, обрадованно гы-гыкала на "высосанные из пальца" шуточки, весьма сомнительного свойства...

"Горько мне, горько" - запричитал он, как шафер на свадьбе.

«Спектакль похож на блюдо в дорогом ресторане, где горькое искусство уравновешивается сладким, а кислоту перебивают пряности. Неизменно интеллигентное (что бы он ни придумывал, а тут он ничего особенного и не придумывает) оформление Олега Шейнциса урезонивает громкий хор сенных девушек и дворовых юношей, который не замолкает, кажется, не на минуту, откровенно эстрадные номера в исполнении незадачливых женихов соседствуют с мистической игрой зеркалами, откуда то смотрят те же женихи, пугая невесту, то вываливается Кочкарев в неотразимом исполнении Михаила Филиппова.

Художественная эклектика спектакля напоминает модный стиль «фьюжн», сочетающий несочетаемое, что делает его важной составляющей не столько театральной, сколько светской жизни.

Актерам режиссер не просто доверился, но дал порезвиться вволю.

Окончательно превратиться в водевиль спектаклю мешает Игорь Костолевский. Именно у него сквозь шум и гам постановки неудержимо проступает что-то гоголевское, загадочное, непростое, даже трагическое — его Подколесин не просто сбегает со свадьбы, но олицетворяет вечную нерешительность и неспособность к счастью «русского человека на рандеву», нерешительность, касающуюся не только и не столько матримониальных обстоятельств его жизни. Вечный лирический герой, Костолевский обнаруживает совершенно неожиданные грани своего таланта – за его героем хочется наблюдать, его хочется слушать, и даже обидно становится, что Подколесина другие женихи выталкивают со сцены. А финальные сцены артиста с Евгенией Симоновой по-настоящему трогательны».

« В спектакле этом нелепые, несчастливые и, в сущности, славные люди, каждый на свой манер, ищут родственную душу – и не могут найти. И мучительная надежда, и последнее отчаяние – слова здесь вполне уместные, ибо именно этими чувствами живут герои в высокие моменты спектакля. Из текста Гоголя Арцибашев извлек мощную энергетику, ее подхватили артисты и выплеснули в благодарный зрительный зал. Таких финальных аплодисментов я не слышал уже давно. А мощная энергетика? Применительно к этой сцене, помнится, не раз говорилось нечто подобное. Еще можно сказать: отточенная ярость формы, торжествующая театральность. Совершенно своя, арцибашевская «Женитьба» окликает спектакли Гончарова».

Даты ближайших спектаклей:

Московский Академический театр им.Вл.Маяковского

Спектакль идет 3 часа.

Жанр: Совершенно невероятное событие в 2-х действиях

Постановка: Сергей Арцибашев

Создатели спектакля: Художник / Олег Шейнцис, Музыкальное оформление / Павел Герасимов, Заведующая музыкальной частью / Виолетта Негруца, Балетмейстер-репетитор / Ирина Орлик, Художник по свету / Геннадий Бирюшов

В спектакле играют:

  • Агафья Тихоновна ,
    купеческая дочь Галина Беляева
    Зоя Кайдановская
  • Арина Пантелеймоновна ,
    тетка Галина Анисимова
    Любовь Руденко
  • Фекла Ивановна ,
    сваха Светлана Немоляева
    Евгения Симонова
    Елена Мольченко
  • Подколесин ,
    служащий, надворный советник Игорь Костолевский
    Алексей Дякин
  • Кочкарев ,
    его друг Михаил Филиппов
    Алексей Фатеев
  • Яичница ,
    экзекутор Игорь Охлупин
    Дмитрий Прокофьев
  • Анучкин ,
    отставной пехотный офицер Евгений Парамонов
    Константин Константинов
  • Жевакин ,
    моряк Игорь Марычев
    Расми Джабраилов
  • Дуняшка ,
    девочка в доме Оксана Киселева
    Мария Фортунатова
  • Стариков ,
    гостинодворец Виктор Довженко
  • Степан ,
    слуга Подколесина Андрей Гусев
  • Хор Мария Болтнева
    Всеволод Макаров
    Макар Запорожский
    Игорь Евтушенко
    Ольга Ергина
    Валерия Забегаева
    Константин Константинов
    Наталья Палагушкина
    Юлия Самойленко
    Дарья Хорошилова
    Анастасия Цветанович
    Владимир Гуськов
    Анастасия Мишина

Ближайшие даты:

Актеры : Ирина Пегова, Светлана Колпакова, Ольга Барнет, Евгения Добровольская, Марианна Шульц, Станислав Дужников, Юрий Стоянов, Сергей Беляев, Валерий Трошин, Павел Ващилин и др.

Продолжительность: 2 часа 50 минут с 1 антрактом

Цена билетов от 850 Руб.

или по телефону

Фото спектакля:

Комедия Гоголя в МХТ Чехова

На сцене МХТ им. Чехова искрометная комедия Гоголя спектакль Женитьба заиграла новыми красками. В качестве режиссера-постановщика выступает Игорь Золотовицкий. Роли исполняют такие заслуженные мастера комедии и классики, как Станислав Дужников, Евгения Добровольская, Ирина Пегова и Юрий Стоянов. Великолепный подбор актеров говорит о том, что Вас ждет незабываемое представление.

Сюжет постановки прекрасно знаком заядлым театралам и ценителям классической русской литературы. Надворный советник Подколесин твердо намерен жениться. Его материальное положение и возраст способствуют этому важнейшему жизненному шагу. Однако все упирается в природную нерешительность и сомнения Подколесина.

В какой-то момент главный герой обращается за услугами к Фёкле Ивановне, профессиональной свахе, которая прекрасно знает свое дело. Она находит невесту для советника довольно быстро. Подколесин должен стать супругом 27-летней Агафьи Тихоновны, дочери купца. К сожалению для главного героя, Агафья Тихоновна мечтает выйти замуж за дворянина.

Друг Кочкарёв, которого тоже женила Фёкла Ивановна, развеивает сомнения Подколесина. Они уговаривают главного героя отправиться к Агафье Тихоновне в гости. Дома у будущей невесты находятся еще несколько претендентов на ее руку и сердце. Кочкарёв убирает соперников своего друга, и Агафья Тихоновна, предвкушая свадьбу, отправляется переодеться для венчания. Однако Подколесин снова терзается сомнениями. В самый последний момент он прыгает в окно и сбегает от своей невесты. На нашем сайте можно сделать заказ билетов на Женитьбу в театр МХТ имени Чехова, выбор онлайн или по телефону через оператора.

Великолепные монологи и диалоги, комедия положений, прекрасные актеры - все это предопределило успех постановки. Декорации и костюмы достоверно демонстрируют быт России той эпохи. За это отдельно нужно поблагодарить художника спектакля.

Билеты на Женитьба

Чтобы заказать или купить билеты на спектакль Женитьба в театр МХТ имени А.П.Чехова, Вам достаточно позвонить нам или заполнить форму заказа и сделать заказ, получив вашу заявку наши консультанты перезвонят Вам и подскажут с выбором.

Фото: ВАЛЕНТИНА БЕЛЯНЧЕВА
В "Женитьбе" немало эстрадных номеров, а спортивный танец только один - у Александра Лазарева

Роман Должанский. . "Женитьба" Сергея Арцибашева в Театре Маяковского (Коммерсант, 07.09.2002).

Марина Давыдова. Звезды "Маяковки" сыграли гоголевскую "Женитьбу" (Время новостей, 09.07.2002 ).

Елена Ямпольская. Последняя крупная премьера уходящего сезона "Женитьба" Сергея Арцибашева (Новые известия, 17.07.2002 ).

Алексей Филиппов. . Режиссер приготовил пьесу по любимому зрителями рецепту (Известия, 09.07.2002 )

Алена Карась. . Сергей Арцибашев клонировал "Женитьбу" на большой сцене (Российская газета, 15.07.2002 ).

Женитьба. Театр им.Маяковского. Пресса о спектакле

Коммерсант , 7 сентября 2002 года

Гоголь-моголь

"Женитьба" Сергея Арцибашева в Театре Маяковского

Московский театр имени Маяковского открыл сезон гоголевской "Женитьбой" – первым спектаклем нового художественного руководителя театра Сергея Арцибашева. Обозреватель Ъ РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ обнаружил, что спектакль склепан по гоголевскому рецепту мужской красоты из этой же пьесы: если бы к носу Ивана Кузьмича приставить губы Никанора Ивановича и так далее.

Несколько лет назад Сергей Арцибашев уже ставил "Женитьбу" в своем маленьком Театре на Покровке, причем с участием актеров Театра имени Маяковского. И теперь он решил ресурсы популярности новой труппы задействовать в той же пьесе, причем сразу и полностью – все роли, кроме эпизодических, на премьере играли народные артисты, любимцы публики. Одного взгляда на афишу спектакля было достаточно, чтобы с отвращением вообразить себе парад откровенных бенефисных номеров, в который неминуемо должна была бы превратиться бессмертная комедия с таким количеством знаменитых лиц. Да еще на сцене театра, звезда которого все последние годы неуклонно клонилась к горизонту, и публику с недавних пор надо уже хватать буквально за хвост. Большой зал ведь надо заполнять, а время на дворе известно какое.

Но Сергея Арцибашева должность еще не испортила: он все-таки пока больше режиссер, чем менеджер. Правда, режиссер не самый храбрый, такой умеренный и аккуратный и даже, можно сказать, услужливый, причем по отношению к любым вкусам. И потакать только тем, кто повадился ходить в театр как в зоопарк – поглазеть на живых звезд, он не намерен. Посему "Женитьба" его представляет из себя странную комбинацию из сразу нескольких возможных вариантов исполнения этой пьесы.

Во-первых, гоголевскую пьесу можно играть так, как играли испокон веков – как комедию характеров. Степень жирности их обрисовки каждый театр волен выбирать по вкусу. Именно такой полуэстрадный "спектакль в спектакле" поручен тройке неудачливых женихов. Каждый из них сгущен до карикатуры, напоминающей хрестоматийные советские иллюстрации к Гоголю, а сцена представления невесте напоминает концерт художественной самодеятельности. Игорь Охлупин тянет гласные, поглаживает живот и показывает фокус. Александр Лазарев таращит глаза, ходит вихляющей походкой и исполняет спортивный танец с лентой. Рамзес Джабраилов темпераментно рычит, живчиком носится по сцене и пускается вприсядку. К их группе примыкает сваха Светланы Немоляевой со своими голосовыми упражнениями. Так что любителям оживших телеперсон есть чем поживиться.

Ну еще к Гоголю положено подпустить мистики. Не уверен, что много ее любителей посещают сейчас Театр Маяковского, но в "Женитьбе" учтены и потребности заведомого меньшинства. Загадочного тут, правда, совсем немного, и за этот участок работы отвечают Кочкарев Михаила Филиппова и художник Олег Шейнцис, превративший сцену в зимний сад с многочисленными зеркалами. Из этого зазеркалья являются Агафье Тихоновне образы женихов, оттуда же назойливо-бесноватый Кочкарев уговаривает ее выйти замуж, и туда же, в зеркало, а не в окошко, сигает в финале Игорь Костолевский – Подколесин.

Ему и Евгении Симоновой, представшей здесь в роли невесты, поручена третья составляющая спектакля – лирическая, грустная история. Когда-то давно в Театре на Малой Бронной Анатолий Эфрос открыл, что смешную комедию Гоголя, имеющую подзаголовок "совершенно невероятное событие", можно играть как печальную историю о маленьких одиноких людях, которых призрак счастья вдруг поманил, но очень скоро бросил. Теперь Костолевский и Симонова примерно эту же тему и играют. Примерно – потому что лирика в арцибашевской "Женитьбе" не доведена до убедительной силы, оставлена в робких набросках и разводах, да к тому же разбавлена (возможно, режиссеру хотелось, чтобы была сгущена) целой антологией русских романсов, которые герои налаживаются петь при каждом удобном случае. И еще целый хор дворовых людей приходит им на подмогу. Так как спектакль обрамлен именно романсовой меланхолией ("Молчи, грусть, молчи") и свечами, можно предположить, что как раз лирическая тема была для режиссера сокровенной, да постеснялся он сделать выбор в пользу старомодной душевности. Проснулся в нем все-таки ответственный и за наполняемость кассы менеджер. Получилось что-то вроде культурной антрепризы. И ведь зрители в театр вернулись. Но какие-то другие, которые гоголей не читали. "Ой, щас передумает!" – когда Игорь Костолевский произносил свой финальный монолог, сидящая рядом со мной зрительница затаила дыхание от страха. Как в воду глядела.

Время новостей, 9 июля 2002 года

Марина Давыдова

Театр легкого поведения

Звезды "Маяковки" сыграли гоголевскую "Женитьбу"

В рамках ММКФ демонстрировали фильм Иштвана Сабо «Мнения сторон». Действие происходит сразу по окончании второй мировой войны. Показан сложный и противоречивый процесс денацификации Германии, оккупированной союзными войсками. В одной из главных ролей интеллектуал голливудского замеса Харви Кейтель. Фильм - несколько сконструированный и не лучший у Сабо, но суть не в том. В какой-то момент на экране рядом со сдержанным Кейтелем появляется - раззудись плечо, размахнись рука - Олег Табаков в роли русского интеллигента, продавшегося советскому режиму. Роль у Табакова небольшая, но за четыре минуты экранного времени он успевает сыгрануть на полную катушку, обскакать Кейтеля на поворотах и продемонстрировать все свои 15 притопов, 19 прихлопов и 48 актерских штампов. «Что ты тушуешься, мужик, - словно бы говорит Табаков Кейтелю, - вот как играть надо. Эту гребаную аудиторию иначе не проймешь, что бы она там в искусстве понимала!» Трагический парадокс налицо. Представитель русской актерской школы, вышедший из мхатовской шинели и МХАТ ныне возглавляющий, демонстрирует голливудской звезде урок игры супротив системы Станиславского, в то время как умная, тонкая и исполненная актерского благородства звезда выглядит живым воплощением этой самой системы.

При виде такого язык не поворачивается предъявлять претензии сыгравшим в премьерной «Женитьбе» звездам Театра Маяковского, которые за своими 48 штампами тоже в карман не лезут. Во-первых, на верность мхатовским традициям они нигде не присягали. Играли себе в коммерческих по форме и высокодуховных по декларациям спектаклях Андрея Гончарова, а в последние годы, когда худрук был уже не в форме, и вовсе поразбежались по антрепризам. Во-вторых, никакого Кейтеля рядом с ними нет.

Разницу между двумя способами актерского существования можно объяснить с помощью бытовой аналогии. Представьте себе благовоспитанную женщину рядом с женщиной легкого поведения и угадайте, какая из них привлечет к себе более пристальное внимание. При этом неблаговоспитанная женщина может быть писаной красавицей, так же, как артист, играющий с притопами и прихлопами, может быть чудо как талантлив (кто бы сомневался в таланте Олега Табакова). Просто есть какие-то общественные конвенции - не ведут себя так в приличном обществе. Но если вы заботитесь не о репутации, а о сиюминутном успехе, тогда конечно... Тогда другое дело. Только не обижайтесь, если вас нехорошим словом обзовут. Это входит в правила игры. В том числе и театральной.

Сергею Арцибашеву, возглавлявшему до недавнего времени малюсенький Театр на Покровке, а ныне взвалившему на свои плечи еще и академическую махину им. Маяковского, нужен был успех. Быстрый. Сиюминутный. Ему надо было вернуть поразбежавшихся артистов в театр, а зрителей - в зал. Он и вернул. В «Женитьбе» (Арцибашев уже ставил эту пьесу на сцене Театра на Покровке и даже получил за нее Госпремию) заняты все наличные звезды «Маяковки» и играют они все поголовно как женщина легкого поведения.

Игорь Костолевский (Подколесин) опять застыл где-то между безымянной звездой и звездой пленительного счастья. Евгения Симонова опять изображает принцессу, несколько потрепанную жизнью и огрубевшую, но все еще складывающую губы бантиком. Михаил Филиппов (один из самых крепких и качественных артистов «Маяковки») демонстрирует в роли Кочкарева еще один вариант быстрого разумом Наполеона (театралы помнят его звездную роль в одноименном эфросовском спектакле). Из привычного амплуа страдающей женщины несколько выбивается Светлана Немоляева в роли свахи. Играет она вообще не пойми чего, но корчит при этом эдакие рожи и демонстрирует такую легкость сценического поведения, что впору выписать ей желтый билет. Не отстают и женихи - хлопочущий лицом Александр Лазарев (Анучкин), забавный живчик Рамзес Джабраилов (Жевакин) и пытающийся придать своему облику степенность И. Кашинцев (Яичница).

Что особенно подкупает в спектакле Арцибашева, так это откровенность.

Самоигральная комедия Гоголя не омрачена никакой, даже самой пустяшной режиссерской концепцией, зато украшена самыми незамысловатыми гэгами и интермедиями. Сваха притворяется фикусом. Высоченный Лазарев с низеньким Джабраиловым изображают пару а-ля Пат и Паташон, а вместе с Кашинцевым-Яичницей соображают на троих, спрятавшись в дебрях комнатных растений. В сцене смотрин Яичница показывает фокус с яйцом и цыпленком, Жевакин танцует «Яблочко», Анучкин исполняет упражнение с лентой, Подколесин читает стишок. Сама Агафья Тихоновна плывет по авансцене белой лебедью и щедро одаряет женихов солеными огурцами.

Паузы между интермедиями заполнены песнями многочисленной челяди, непонятно откуда взявшейся в товарном количестве в не самом зажиточном купеческом доме. Не особенно сообразуясь со смыслом происходящего на сцене, слуги то затягивают «Разлука ты, разлука», то пускаются в пляс. Ближе к финалу Арцибашев подпускает в спектакль лирику и тишину («Молчи, грусть, молчи», - проникновенно поет хор), но после всего увиденного ни грусти, ни лирике уже не веришь.

Единственное, что имеет в этом спектакле отношение к искусству, - как всегда изумительные декорации Олега Шейнциса. Он превращает сцену Театра Маяковского в сцену кукольного театра. За его полупрозрачным занавесом, который венчают две забавные фигурки - мужчины и женщины, спрятан забавный расписной мирок. И если верить не логике спектакля (ибо у него нет логики), а смыслу сценографии, нам могли бы рассказать историю о том, как тонкий и ранимый Подколесин (он единственный сидит поначалу перед занавесом) попал в мир забавных, но ненастоящих марионеток, а потом выскочил оттуда (и не в окошко, а, что принципиально, в зеркало). Могли бы превратить Гоголя в Гофмана. Насытить бытовую, но во многих отношениях загадочную комедию романтической темой кукол и людей, отражений и зеркал. Могли бы, но не рассказали и не насытили. Некогда было. На 48 штампов времени могло не хватить. Театрам легкого поведения не положено размениваться на такие мелочи.

В утешение можно сказать, что в эти театры зрители обычно быстро влюбляются, но почти никогда на них не женятся. Выпрыгивают в окошко истории и убегают. Женитьба, изволите ли видеть, дело серьезное.

Новые известия, 17 июля 2002 года

Елена Ямпольская

Молчи, дежа вю, молчи...

Последняя крупная премьера уходящего сезона "Женитьба" Сергея Арцибашева

Июль. Пятница. Вечер. Центр города. Одуряющая жара. И при подобной совокупности неблагоприятных обстоятельств - праздничное оживление у кирпичного терема "Маяковки". "Женитьба" климатическим тяготам не подвластна, ибо в ее афише перечислены практически все ныне действующие местные звезды. Беспроигрышный вариант. Если звезды запрягают, значит, это кому-нибудь нужно. Публике в первую очередь.

На последнее представление арцибашевской "Женитьбы" в свободной продаже оставались билеты только на второй ярус. Туда ведут четыре вертикальных лестничных пролета по шестнадцать ступенек каждый. Бабушки-театралки, которым 30-50 рэ за билет как раз по карману, с прощальными стонами отпадают по дороге. "Маяковка", таким образом, рискует лишиться самой благодарной, преданной и восторженной аудитории.

Красный терем вообще пора ставить на реконструкцию. Потертые кресла, плотно сдвинутые ряды, между которыми даже изящный человек не в состоянии протиснуться, фотографии актеров, не менявшиеся с семьдесят лохматого года, духота в зале (кто не отдал концы на лестнице, может повторить попытку во время спектакля), серый потолок, грязноватые стены, обшарпанные двери, позорный туалет - бр-р-р... Ладно, новый худрук - человек пробивной, надо думать, он это поправит.

"Женитьба" была самым знаменитым спектаклем Арцибашева в "Театре на Покровке". Свой очевидный карьерный рост (типа, из титулярных советников да вдруг пожалован в статские) Сергей Николаевич решил подкрепить повторением былого успеха. Насмотренного зрителя преследует ощущение дежа вю: все это мы уже видели. Так же парил ноги в тазике Костолевский-Подколесин, так же кипел азартом Филиппов-Кочкарев, и лишь на минуту умильно застывали оба, завороженные картинами семейственной жизни; и девки в холщовых сарафанах бесконечно заводили "Разлука ты, разлука...": и был зимний сад от Олега Шейнциса - домашние субтропики (женихи среди горшков и кадок на троих соображают и каким-то фикусом занюхивают); и так же мутно отсвечивало зеркало, где поначалу являются Агафье Тихоновне сладострастные мужские рыла, а потом туда же, не в окошко, а в зазеркалье сиганет Подколесин...

Главная зрительская радость - опять прискакал юрким воробышком Рамзес Джабраилов, Жевакин. Джабраилов актер великолепный, одновременно характерный и мощный, ему бы Михоэлса в каком-нибудь кино сыграть, до того поразительно их внешнее сходство. Жевакин был бриллиантом в той "Женитьбе", остался и украшением нынешней.

"Женитьба", она и у Гоголя, и у Арцибашева об одном - о страхе перемен. Что есть, того не хватает, а пошатнуть устоявшееся здание жизни боязно. Ну как совсем развалится? Арцибашев, может, не Подколесин с его единственной страстью обмусоливать и годить, однако головой в омут тоже не спешит. Дебютировал на новом месте калькой старого спектакля. "Женитьба" рисковым проектом изначально не была: плевое это дело - на сплошных звездах выезжать. К большому таланту Джабраилова добавить мужское обаяние Филиппова да присовокупить к этому не гаснущую популярность вечного юноши Костолевского...

Что же переменилось в "Женитьбе"?

Переменилась сваха - была Инна Ульянова, стала Светлана Немоляева. Махнулись равноценно. Фекла Ивановна водку лихо пьет, "Виновата ли я..." громко исполняет, а чуть какая опасность - пальцы врастопырку - и сама пальмой прикинется.

Обновилась девица Купердягина: на Покровке ее играла Елена Стародуб, а в "Маяковке" -Евгения Симонова. Хриповатый басок, долгое раздумчивое сидение в кружевных панталонах, позже прикрытых неохватным кринолином, ломаная пластика. Серьез на грани занудства. Нечто среднее между заводной куколкой и бабой на чайник.

Отставной офицер Анучкин - Александр Лазарев. Вкрадчивый, сладкоголосый. Петушиная походка. В паре с Жевакиным, едва достающим ему до талии, смотрится особенно комично.

Экзекутор Яичница - Игорь Охлупин. С накладным животом, на плохо гнущихся ногах, круглый и вялый, согласно гастрономической фамилии...

Актерская компания у Арцибашева, как и в предыдущий раз, недурно спелась - причем во всех смыслах данного слова. Идиллия на пике первого акта достигается такая, будто сейчас все друг на друге переженятся, оставив в стороне чины и заслуги перед отечеством. Марш Мендельсона звучит все увереннее, персонажи бьются в экстазе брачной лихорадки. А счастье было так возможно, так близко...

Есть, впрочем, перемена, которая сразу бросается в глаза. "Женитьба" дубль два получилась значительно пошлее своего оригинала пятилетней давности. Песни-пляски, хороводы-ручейки явственно заслоняют теперь нежную пронзительность, ради которой когда-то все и затевалось: между слабовольным Подколесиным и Агафьей Тихоновной проскочила-таки искра, но поджечь сырой материал не смогла, вспыхнула и погасла. Костру разгораться не хочется, вот и весь разговор. Подколесин не жениться робеет, а влюбиться, распахнуть душу для существа постороннего, непонятного, доверить свое сердечное спокойствие чужим рукам. Костолевский сыграл Подколесина дурачком, а в действительности надворный советник мудрее многих. Счастья и несчастья боится он в равной мере, потому что то и другое неразделимо. На всхлипе, на вздохе, на хрустальной слезе дрожат редкие (и лучшие) мгновения этого спектакля.

Однако сегодняшней московской публике хрустальная слеза по фигу Не лирика, а всевозможные "раззудись, плечо" бурно приветствуются залом. Положим, главная музыкальная тема, "Молчи, грусть, молчи...", как плач по несбывшимся надеждам вполне уместна, да и "Яблочко" морского волка Жевакина оправданно логически, но лазаревские экзерсисы с гимнастической лентой или танец Симоновой с розой в зубах - уже запределье. Арцибашев выжал из "Маяковки" всю самодеятельность, на какую способна эта труппа. Однако что толку пенять, коли "Женитьба" завершается десятиминутной стоячей овацией? Люди идут в драматический театр, видимо, втайне мечтая о варьете.

Известия , 9 июля 2002 года

Алексей Филиппов

"Женитьба" всмятку

Режиссер приготовил пьесу по любимому зрителями рецепту

Андрей Гончаров, много лет руководивший Театром Маяковского, ставил бодрые, полные зажигательных зонгов и плясок спектакли. Унаследовавший его кресло Сергей Арцибашев возглавляет крошечный театр "На Покровке" - там выходят тихие и лиричные постановки, чьим девизом могли бы стать слова "душа и духовность". Гоголевская "Женитьба" оказалась первым спектаклем Арцибашева - худрука "Маяковки", и в нем ему пришлось решать несколько важных задач сразу.

Надо было сохранить фирменный стиль театра и при этом не потерять собственного режиссерского лица, вернуть на сцену разбежавшихся по антрепризам звезд, и - это главное! - дать повод к аншлагам. Это ему удалось: предпремьера состоялась день назад, и зал был набит, у входа спрашивали лишние билеты, а после последней реплики бешено аплодировали.

Сергей Арцибашев режиссер искренний и при этом чрезвычайно простодушный, стоящие перед ним задачи он понимает буквально и решает их с большой основательностью. Обернуться Гончаровым Арцибашев не может - тот отличался бешеным темпераментом, а новый худрук человек уравновешенный - и поначалу речь в "Женитьбе" идет о душе. Темный полупрозрачный занавес, огоньки свечей, гитарные переборы, строки романса... Это из театра "На Покровке" с его тягой к ностальгическому флеру. Когда занавес откроется, разговор пойдет другой.

Арцибашев не жесткий режиссер, маститые актеры любят его за то, что он дает им возможность поиграть, показать себя публике, за то, что спектакли он ставит на них. Здесь режиссер продемонстрировал залу весь сонм "маяковских" звезд: Игоря Костолевского и Михаила Филиппова, Евгению Симонову и Александра Лазарева, Рамзеса Джабраилова и Светлану Немоляеву. У каждого из них есть своя манера, и артисты едут на ней, не жалея шпор. О душе и духовности здесь речи нет - на сцене царствует фарс.

Все играют резко, с жирным нажимом. Михаил Филиппов (Кочкарев) всхлипывает, говоря о "экзекуторчатах", которыми может одарить человечество его друг Подколесин: после второго всхлипа у него начинает дрожать щека. Светлана Немоляева старательно комикует, изображая старомосковскую сваху Феклу Ивановну, рассыпаясь дамскими ужимками и акающим говорком; Игорь Костолевский (Подколесин), вял и задумчив, его мечтательный герой все время пытается застыть в античной позе. Зал радуется, когда на полусогнутых ногах на сцену выходит Александр Лазарев (Анучкин) - люди аплодируют и клоунской маске, и любимому артисту; аплодируют они и как всегда очаровательной Евгении Симоновой, играющей купеческую дочь Агафью Тихоновну, подколесинскую невесту... А затем на сцену выскакивает небольшой фольклорный ансамбль - Сергей Арцибашев стилизует спектакль под бренд Театра Маяковского.

Так оно и пойдет: песни, пляски, сдобренный режиссерскими находками Гоголь (женихи показывают веселые фокусы, один из фольклорных юношей снимает всех древним фотоаппаратом). Спектакль оборачивается веселым и бодрым, выдержанным в национальном духе шоу, где поют любимые страной песни, а заодно еще и играют: известные артисты утрируют свои маски и демонстрируют их благодарно хлопающей публике.

От гончаровских спектаклей "Женитьбу" отличает многое. Бывший худрук Театра Маяковского был энергичным и яростным человеком: в его работах всегда присутствовал внутренний режиссерский сюжет, они были крепко сбиты и неслись к финалу словно пришпоренные. А "Женитьба" движется к нему не торопясь, вразвалочку, после последних реплик вновь возвращаясь к любимой Сергеем Арцибашевым душе. Подколесин прыгнет в окно, спустится полумрак, загорятся огоньки, зазвучит прекрасный романс: "Тоска, печаль, / Надежды умерли, / Друга нет/, Молчи, грусть, молчи..."

Смысла здесь немного, но зал будет бешено хлопать: как не пожалеть очаровательную Евгению Симонову, брошенную жестоким Игорем Костолевским?..

Российская газета, 15 июля 2002 года

Алена Карась

Игра в старинный театр

Сергей Арцибашев клонировал "Женитьбу" на большой сцене

ЛЕТНЯЯ премьера театра им. Маяковского образовалась случайно: театр почему-то не поехал на гастроли, в результате чего москвичи и многочисленные гости столицы смогли посмотреть спектакль на два месяца раньше запланированного срока.

Для первой своей встречи с театром его новый главный режиссер Сергей Арцибашев рисковать не стал и взял пьесу Гоголя "Женитьба", которая уже несколько лет с большим успехом идет в руководимом им театре на Покровке. Да и некоторые актеры уже пьесу знают: Игорь Костолевский и Михаил Филиппов играют на Покровке ровно те же роли, что и в Маяковке - соответственно Подколесина и Кочкарева.

Благожелательная летняя публика встретила работу Арцибашева с восторгом.

Оно и понятно. Приглашенный гений Ленкома Олег Шейнцис превратил сцену в подобие жанровой картины XIX века: зеркало сцены он сузил наполовину, чтобы образовалась узкая горизонтальная полоса. Лишенные небес и вообще всякого пространства над головой, со всех сторон сдавленные фикусами, пальмами и прочей тропической растительностью в кадках, персонажи "Женитьбы" являют собой комически трогательный, бессмысленный и умилительный парад знаменитых гоголевских "масок". Вспоминая традиции старинного театра, Арцибашев превращает каждое их появление в эффектное антре. Анучкин (Александр Лазарев) и Живакин (Рамзес Джабраилов) образуют классическую фарсовую пару: долговязый детина под покровительством трогательного коротышки. Комически величественный Яичница (Иван Охлупин) и суетливая Фекла Ивановна (Светлана Немоляева) дополняют этот парад-алле гоголевских масок. Вкусно сыгранные роли напоминают о лучших временах русского театра, как они описаны в учебниках истории, о традициях Живокини, Садовского и Щепкина, о театре - сатирике и адвокате, об оправдании маленького человека и обо всем том, о чем с таким упоением любят рассказывать учителя литературы.

Арцибашев с удовольствием и вкусом стилизует это пространство старинного театра, устраивая фронтальные мизансцены, "картинно" рассаживая женихов. Дополняют эту игру в простодушный театр прошлых эпох лубочные романсы и народные песни в исполнении главных персонажей и хора "девок и парубков" в народных костюмах.

Агафью Тихоновну играет Евгения Симонова. Свои беспокойства и гротескные сомнения она скрывает деловито-командирскими покрикиваниями, точно она вовсе не купеческая, а майорская дочь. Впрочем, даже покрикивая и нежданно затихая, она исполнена жалости к себе и неудачливым своим женихам. Таким же жалостливым к миру живет в спектакле и Живакин в исполнении блестящего лирического комика Рамзеса Джабраилова. Как всегда барственный, лениво-грациозный и капризно-обаятельный Костолевский - Подколесин тоже вызывает массу положительных эмоций. Легким диссонансом в этом умильно-лубочно-жанрово-приятном Гоголе является бестия Кочкарев - Михаил Филиппов - деловитый и темпераментный, одержимый внезапным зудом поскорее оженить своего товарища.

Никакого инфернального, романтического духа, кроме зеркала-окошка, в которое глядится Агафья, в спектакле нет. Нет и того, что придумал когда-то Анатолий Эфрос, "ошинеливший" "Женитьбу", то есть устроивший все так, что в лице гоголевских персонажей становилось мучительно жалко весь мир и самого себя.

Вместо этого Арцибашев устроил на сцене театра им. Маяковского достойную, качественную, в меру развлекательную, в меру серьезную игру в старый добрый театр. Правда, в старом добром театре великие тексты и актеры способны были потрясать и переворачивать сознание целых поколений. В театре Маяковского на такой эффект никто не рассчитывал. Обошлись добротным профессионализмом. Так что на спектакль не стыдно и детей сводить.

Женитьба.

Линию пьес Н.В.Гоголя в репертуаре Театра имени Маяковского продолжает спектакль Сергея Арцибашева «Женитьба». Постановка раз за разом собирает полные залы, и обязана сим и талантливому режиссерскому взгляду, со множеством художественных находок, и безусловно, прекрасному актерскому ансамблю. Купив на спектакль «Женитьба» билеты, публика встретится и с Игорем Костолевским в роли Подколесина, и с Михаилом Филипповым в образе Кочкарева, со Светланой Немоляевой, Зоей Кайдановской, Галиной Беляевой, Галиной Анисимовой и многими-многими другими прекрасными исполнителями.

Билеты на спектакль «Женитьба» приведут вас на встречу со знакомым сюжетом, переданном по-новому - интересно, необычно. Чтобы постановка заиграла всеми своими красками, над ней вместе с режиссером и актерами работали Олег Шейнцис, Павел Герасимов, Наталья Анчутина. Билеты на «Женитьбу» всегда очень интересны публике, ведь Гоголь заложил в свое комедии столько смыслов, такое богатство образов. Поэтому не пропустите спектакль «Женитьба» в Москве.

 

 

Это интересно: