→ Название для выставки городецкой росписи. Городецкая роспись: история, особенности, техника выполнения. Городецкая роспись в современных интерьерах

Название для выставки городецкой росписи. Городецкая роспись: история, особенности, техника выполнения. Городецкая роспись в современных интерьерах

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Основные цвета по номерам

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

  1. Охра (#CC7722);
  2. Розовый (#FFC0CB);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Синий (#964B00);
  6. Белый (#FFFFFF);
  7. Зеленый (#00FF00);
  8. Черный (#000000);
  9. Желтый (#FFFF00).

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»


Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Богата народными промыслами Нижегородская область. Один из таких прославленных промыслов - городецкая роспись, зародившаяся в 19 веке в стоящем на Волге городе с созвучным названием Городец. Городецкую роспись отличает яркость красок, четкая оформленность фигурок и орнаментов, тонкая работа художника, выражающаяся в сильной детализации рисунка. Характерна для нее также контрастная обводка черным или белым цветом. Изделия в стиле городецкая роспись пользуются заслуженной популярностью у любителей народных промыслов.

История городецкой росписи

Традиционными для богатых лесом регионов России всегда становились промыслы, связанные с созданием и декором изделий из дерева. Нижегородская область и берега Волги не стали исключением. Зародилась роспись на основе использования контрастных пород дерева, которыми инкрустировались прялки. Уже позже в этот деревянный рисунок начали добавлять краски. Постепенно инкрустация ушла в прошлое, уступив место чистой росписи. До революции городецкая роспись украшала бытовые вещи - прялки, поставки, детские игрушки и мебель, разделочные доски, и являлась предметом торговли для жителей в основном самой Нижегородской области. Однако изначально росписью украшали все же в основном прялки, которые были желаемым товаром на ярмарках за пределами области. Когда расписная прялка не была в работе, хозяйка вешала расписное донце на стену как картину. В начале 20 века и в период революции городецкая роспись, как и многие другие народные промыслы, пришла в упадок. И, как и многие другие промыслы, как, например, возрождалась централизованно, но при помощи и высокой самоотдаче мастеров-носителей традиции, сохранивших секреты мастерства внутри своей семьи. Так, в 1936 году в Городце была организована артель по поточному производству изделий с городецкой росписью. Постепенно ассортимент изделий городецкой росписи возрождался, в 60-е гг. 20 века было начато производство детской мебели с городецкими мотивами.

Изделия с городецкой росписью

Городецкая роспись легко узнаваема. Мотивами росписи для сундуков, шкатулок, прялок становились крестьянский и городской быт, жанровые сцены. Для этой живописи характерна лубочность и нарочитость. Более размашисто писали в Городце растительные мотивы - цветы и листовидные узоры.

Кроме бытовых сцен и растительных мотивов в городецкой росписи, подобно росписям других областей, одним из излюбленных персонажей стали барс или лев. Также часто попадаются более привычные для жителя средней полосы кони и петушки. При этом кони в городецком варианте такие же стройные и тонконогие, как северной в мезенской росписи.

Чаще всего, если позволяет площадь расписываемого изделия, на одном предмете можно увидеть одновременно и жанровую композицию, и орнаментальное цветочное обрамление. Мастера городецкой росписи практически не используют предварительный рисунок и сразу наносят краски.

За самоваром, парочки, барыни и кавалеры, нарядные и румяные люди, маленькие веселые собачки - такие простые и милые сюжеты городской и деревенской жизни привычны для городецких сувениров.

Городецкая роспись в 21 веке не утратила своей актуальности. Все так же хорошо смотрятся в интерьере яркие сюжеты. Новая волна применения росписи - архитектурный и мебельный декор, особенно в загородных домах. Купите и себе кусочек красоты. Достаточно пары городецких досок, или сахарницы на столе, чтобы сделать кухню яркой.

Городецкая роспись, купить которую Вы сможете на нашем сайте, будет радовать Вас своей сочностью и в то же время аккуратностью. В нашем интернет-магазине Вы сможете найти как сугубо практичные вещи, например, разделочные доски, сахарницы, конфетницы и солонки, так и предметы для души, например, богато украшенные шкатулки, матрешки или панно. Ну и, конечно же, тарелка или шкатулка с городецкой росписью станут запоминающимся подарком для иностранных гостей и партнеров.

28.06.2012 | Народные промыслы: Городецкая роспись

Городецкая роспись

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Особенности

  • Особенность росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, и белые штрихи, создающие объём. Основные цвета - чёрный, красный, синий, зелёный, коричневый, белый. Главным "героем" городецкой росписи является "конь-огонь" с изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей. Композиции городецкой росписи делятся на три вида:
  • цветочная роспись - букеты, гирлянды, цветочные полосы и др., композиции всегда симметричны по расположению цветов;
  • цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
  • сюжетная роспись - сцены на природе и в интерьере - сюжеты городской жизни, прогулки дам с кавалерами, катания на тарантасах, посиделки, сцены чаепития; обязательная часть сюжетной росписи - включения фантастических цветов.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А. В. Соколова и Л. Ф. Беспалова, Н. А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л. А. Кубаткина, Т. Н. Рукина, П. Ф. Сорина, Г. Н. Тимофеева, Н. Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

Сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой городецкой резьбы, которая в современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах. Многие резчики Нижегородского края учились у выдающихся современных мастеров Михаила Антоновича Логинова и Андрея Яковлевича Колова.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. В 1997 году А. В. Соколовой, Ф. Н. Касатовой, Л. Ф. Беспаловой, Л. А. Кубаткиной, Т. М. Рукиной присвоено звание Заслуженный художник России.

С 1995 года работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов.

На предприятии ЗАО фабрика «Городецкая роспись» проводятся экскурсии с посещением художественного цеха, музея творческой лаборатории и иконописной мастерской, а также мастер-классы по городецкой росписи.

Русская земля всегда была богата талантами. Нижегородская область не стала исключением. Именно там возник народный промысел - городецкая роспись. История ремесла начинается с середины 19 века. Первое время этим видом художественного промысла украшали донца прялок. В Городце прялки отличались необычной формой. Они состояли из двух элементов - гребня (сама прялка) и донца (лавочка, на которую садилась мастерица). При выполнении прядения детали собирались вместе, а по окончании работ донца служили настенным украшением в доме. Совокупность этих качеств: полезность в хозяйстве и удобство в пользовании определили популярность и востребованность такого товара на нижегородских ярмарках. Городецкие прялки стали расходиться по всей стране.

Развитие особого стиля

Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, а городецкая роспись служила лишь дополнением в созданном шедевре, как завершающий штрих. Инкрустация представляла собой сочетание двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. Позднее мастера стали украшать такие вставки красками, нанося сказочные, красивые цветы. Вот они и вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла - городецкая роспись. Ею стали украшать не только прялки, но и стульчики, шкатулки, солонки, сани, коромысла и множество других бытовых предметов. Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.

Технология промысла

Способ нанесения краски намного проще, чем в изделиях хохломских мастеров. Рисунок наносится непосредственно на само дерево, без какой-либо предварительной грунтовки основы. Городецкая роспись позволяет при желании в качестве фона использовать краски желтого, красного или черного тонов. Ранее мастера рисовали красками на яичной основе. В наше время стали применять масляные, что позволяет расширить палитру цветов и прибавить колорит изображаемой сценки или рисунка. Популярностью пользуются краски на сухой основе из натуральных и искусственных пигментов, их называют темперы.

Для нанесения контура рисунка ученику можно использовать простой карандаш, чтобы четко вырисовывать цветы и узоры, которые так характерны для этого художественного промысла - городецкая роспись. Элементы картины настолько разнообразны и витиеваты, что неопытному человеку трудно справиться с вырисовыванием деталей, но мастера считают, что вся картина должна быть нарисована только кистью. Ею же обозначают контур рисунка черным и белым цветом.

Мотивы художественного промысла

Городецкая роспись покорила сердца русских людей своими незамысловатыми сюжетами рисунков, их непосредственностью и отсутствием ограничений в полете мысли. Этой росписи характерна торжественность, сказочность, пышность форм, цветочные мотивы, букеты и гирлянды из них. Сценки из жизни простых крестьян и купеческого сословия. Чаепитие за столом, отдых на природе, разговор влюбленной парочки, голуби, воркующие друг с другом. На рисунках можно увидеть идеализированные фигурки заморских животных, птиц. Все эти игрушечные, бесхитростные мотивы сделали изделия нижегородских ремесленников милыми, трогательными и любимыми вещицами для русской души.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать - для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Река Узола

Почему же роспись назвали гродецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ однго из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нарвами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

Вид Городца с Волги . Середина XIX в.

Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Создается эта резьба топором и долотом.

Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Донца прялки

Где сейчас увидишь прялку? Только в музее. Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце - это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину.

Собранные в музеях образцы прялок показывают как менялась техника украшения донца с конца XVIII до начала XX века. На смену резьбе пришла инкрустация из кусочков мореного дуба, а за ней - роспись, которую можно выполнить легче и быстрее.

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконоеисца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику. В конце XIX века появился дешевый ситец фабирчного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными на фабриках. Выполненные с любовью и талантом лучшие образцы прялок заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет". 2005 г. Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На фабрике "Городецкая роспись" работает иконописная мастерская. Известный иконописный сюжет написан с использованием городецкого орнамента.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

Городецкая роспись в наше время

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее. Они - наша национальная гордость. В наше время в Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.

Список литературы

 

 

Это интересно: