→ Кто написал картину царевна лягушка. Конспект ООД по развитию образной речи старших дошкольников на примере рассматривания картины В. Васнецова «Царевна-лягушка. Описание картины Виктора Васнецова "Царевна-лягушка "

Кто написал картину царевна лягушка. Конспект ООД по развитию образной речи старших дошкольников на примере рассматривания картины В. Васнецова «Царевна-лягушка. Описание картины Виктора Васнецова "Царевна-лягушка "

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема - простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество - для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

"Царевна-лягушка"

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело - птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

  • #1
  • #2

    люблю васнецова

  • #3

    Я ВЕРНУСЬ ЕЩЕ НА ВАШ САЙТ, ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

  • #4

    очень интерестно

  • #5

    Уважаемая Инесса Николаевна, огромное спасибо за Ваши труды, за помощь в подготовке уроков.

  • #6

    все круто!)))

  • #7

    Очень хорошо

  • #8
  • #9

    очень здоровский текст

  • #10

    Спасибо! Этот сайт очень помог!

  • #11

    Спасибо огромное

  • #12

    спасибо очень помогло сделать проект

  • #13

    Инесса Николаевна,добрый человек! огромное спасибо за помощь учителям! Да,вознаградит Вас Бог!

  • #14

    Спасибо за информацию я очень благодарна!Инесса Николаевна вы знаете толк в искусстве.

  • #15

    Очень помогло

  • #16

    мне понравился этот сайт

  • #17

    Уважаемая Инесса Николаевна, мне уроки готовить не надо:),но читать сайт очень интересно, спасибо Вам за заботу о детях.

Урок развития речи по русской литературе в 5

классе

Описание картины В.М.Васнецова

«Царевна-лягушка»



Учитель: Турабаева Надия Рахматулловна

СШ №16 города Актау.

Урок развития речи по русской литературе в 5 классе.

Описание картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Цель: а)сопоставление литературы и живописи как видов искусства, раскрытие отличия литературы от живописи

б)знакомство с В.М.Васнецовым и его картиной «Царевна-лягушка

в)обучение описания картины

Ход урока:

Что раскрывает основное содержание картины?

Ответ: Основное содержание картин раскрывает, когда и где происходят события, как изображены персонажи, каковы их лица, поза, жесты, одежда.

Как художник передает её содержание?

Ответ: Он изображает только одно мгновение, один момент, самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на картину, мы можем догадаться, что было до момента, изображенного художником, что будет после него.

Что ещё важно для раскрытия картины?

Ответ: Важна композиция картины: как расположены фигуры и предметы на полотне, кто прежде всего привлекает наше внимание, какую роль играет пейзаж.

2.Чтение картин В.М.Васнецова

Краткие биографические сведения о художнике.(заранее подготовленный ученик) Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в одно из заброшенных сёл Вятской губернии.

Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими впечатлениями детства. Талант будущего художника раскрылся рано. Первые его рисунки-76 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.

Учился Васнецов в Петербургской Академии художеств. На своих холстах он изображал сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух народных сказок.

В 1885 году Васнецов с семьёй переехал в Киев, где проработал свыше 10 лет. Умер художник в 1926 году.

Наиболее известны картины художника: «Богатыри», «Алёнушка», « Витязь на распутье» и другие.

Работа над картиной «Царевна-лягушка»

Рассмотрите внимательно картину и скажите, какой момент сказки изображён художником на картине?

Ответ: На картине художник изобразил тот момент, когда Василиса прекрасная приехав на пир, танцует

Кто находится на переднем плане, как изображена Василиса?

Ответ: На переднем плане изображена Василиса. Она в красивом голубом платье с широкими рукавами. Лицо у неё доброе, красивое, улыбающееся. Глаза сияют от радости. Она похожа на лебедушку, которая вот-вот взлетит в небо. Движения рук красивые, плавные. Она просто восхитительна.

Кто ещё нарисован на картине?

Ответ: Музыканты, которые не спускают глаз с Василисы, им не сидится на месте, они притоптывают, готовы пуститься в пляс вместе с Василисой.

Где происходят события, изображенные на картине Васнецова?

Ответ: События происходят в царских палатах, куда царь пригласил своих сыновей вместе с жёнами на пир.

Каково общее впечатление от картины? Что общего в ней с одноименной народной сказкой?

Ответ: Впечатление от картины великолепное. В картине очень много тёплых тонов, которые уносят нас в пленительный мир сказки: краски полотна подчёркивают очарование Василисы премудрой, воплощающей добро и красоту.

3.Составление и запись плана сочинения.

Примерный план:

1)Художник Васнецов и его картина.

2)Что изображено на картине?

3)Как Василиса попала на пир?

4)Как она танцует?

5)Каково впечатление от картины?

Сбор материала на картине.

Ребята, на что вы должны обратить особое внимание при собирании

материалов?

Ответ: Картина написана по мотивам народной сказки, поэтому следует использовать языковые средства и слова, характер и ум устного народного творчества.

1.Сюжет картины навеян русской народной сказкой.

2.Композиция картины (как расположены фигуры и предметы на полотне)

3.Колорий картины- яркий: зелёные, синие, золотистые тона подчёркивают добро, царящее в сказочном мире.

Найдите и выпишите из сказки сравнения, относящиеся к Василисе.

Ответ: Вышла из кареты Василиса Премудрая - сама как солнце ясное светится; обернулась красной девицей, русская красавица с длинной косой и большими голубыми глазами, обернулась белой лебедью.

Как она танцует?

Ответ: Она лёгкая, воздушная, танцует, словно белая лебедь плывёт.

Движения плавные, красивые. Руки как два лебединых крыла.

Каково впечатление от картины?

Ответ: Очень хорошее впечатление, на сердце становится радостно, кажется, что сам находишься в пленительном мире сказки. Василиса Премудрая как небесный ангел, очень красивый и добрый.

5.Что общего в сказке «Царевна-лягушка» и в картине Васнецова?

Ответ: И картина, и сказка создают хорошее настроение. Художник сумел передать на полотне красоту и доброту Василисы Премудрой. Чувствуется, что он покорён героиней, она дорога ему, потому что на полотне выглядит как живая.

6. Домашнее задание: написать сочинение по картине.

Виктор Михайлович Васнецов брал вдохновение из народного творчества. С помощью него он пытался понять дух русского народа и исследовать его, передать всю его красоту и самобытность. Воплощением проявления этого стремления стала картина «Царевна-лягушка».

Перед зрителем на переднем плане предстает девушка, одетая в зелёное платье с длинными рукавами с белой сорочкой под ним. Цвет её одеяния подчеркивает природу, а белизна сорочки дивно гармонирует с изображёнными на заднем плане лебедями.

По легенде, в этот момент Василиса Премудрая находится на царском пиру. Вокруг неё на лавках изображены завороженные танцем гусляры. Махнув левой рукой, Василиса создала озёра, махнув правой – плывущих по нему лебедей.

Как только зритель вспоминает точный текст этого предания, его глазу сразу предстают детали заднего фона, на котором видны синеющее озеро, небольшие фигуры белоснежных лебедей, а вдали, перед пшеничным полем и деревенскими домиками, синеет лес.

Такие детали создают впечатление действия, разворачивающегося в полномерном пространстве. Заметно, как летящие птицы гармонируют с облаками, как будто из них и появились. Сама царевна готовится свершить ещё одно чудо. Многие художники пытались воплотить данный сюжет в своём творчестве, большинство из которых изображало героиню в тот момент, когда из её рукавов вылетали птицы. Однако только Васнецову удалось, без подобного обозначения действия, настолько живо и ярко его передать.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

"Царевна-Лягушка", Виктор Михайлович Васнецов, 1901-1918 гг., холст, масло, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Картина «Царевна-Лягушка» написана

по мотивам одноименной сказки.

Изобразил тот момент, когда прекрасная Царевна танцевала и творила чудеса: озеро с белыми лебедями.

Композиция картины продумана и гармонична. Каждой детали художник уделил много внимания.

На полотне изображены богатые царские палаты с расписными стенами и коврами. Художник нарисовал лишь малую часть накрытого белой скатертью стола, но видно, что пир был пышным и знатным.

Царевна одета в нарядное изумрудное платье, её волосы заплетены в густые косы, а голову украшает прекрасная диадема.

Все герои изображены в движении, кажется, что время остановилось лишь на секунду. Создаётся впечатление, что вот-вот и музыканты продолжат играть, а Царевна - грациозно танцевать.

На лицах музыкантов радость и восхищение красотой девушки, совсем недавно бывшей лягушкой.

Картина «Царевна-Лягушка» Виктора Михайловича Васнецова наполнена сказкой и праздником. Произведение в целом очень красочное, яркое, с множеством деталей. Художник великолепно продумал и написал каждый образ. Эту картину можно с уверенностью назвать одной из лучших иллюстраций русских народных сказок.

Описание картины Васнецова «Царевна-лягушка»

Васнецов известен своими народными мотивами.
С помощью народного творчества он старался передать всю свою красоту в изображении.

В центре картины мы видим девушку, на ней надето зеленое платье.
Е наряд гармонично подходит происходящему событию.
Васнецов пытается уловить тот момент, когда девушка танцует.
О танце может свидетельствовать поднятые в разные стороны вверх руки.

По мнению историков и критиков, танцующая женщина, ни кто иное, как Василиса Премудрая, которая попала на царский пир.
Своим танцем она заворожила гусляров.
Размахивая руками, она создала озера и плывущих по этому озеру лебедей.
Вспомнив сказку и представив ее в действии, на заднем фоне видно озеро и лебеди плавают по нему, а где-то совсем далеко, за полем усеянным пшеницей виднеется лес.

Очень гармонично смотрятся птицы во время полета и плывущие по небу облака.
Многие художники обращались к сказочным мотивам, и некоторым удавалось запечатлеть свое видение Василисы Премудрой, но только Васнецову удалось наиболее реалистично преподнести нам картину, рассказанную в сказках.
Я не удивлюсь, если человек, не знающий этой сказки, примет картину за реальность.
Низкий поклон художнику, за его произведения.
Очень хочется стать в них главной героиней, чтобы не мне сопереживать им, а наоборот, чтобы они завидовали мне.
Спасибо художнику, за такую великолепную картину.
Она заставила нас окунуться в мир детства, где пахнет леденцами и бабушкиными пирожками.
Это удивительно приятно, через полотно с изображением почувствовать всю красоту и прелесть своего внутреннего мира.

 

 

Это интересно: