Виды мышления: Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников
Переход от раннего детства к дошкольному психологически обусловлен возникновением следующего новообразования - внутренней позиции. В ряде случаев она появляется не в 3 года, а тремя - четырьмя месяцами раньше. С возникновением внутренней позиции у ребенка и связан переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления - действенный, образный и символический - отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт».
Наиболее полно внутренняя позиция как возрастное новообразование дошкольного возраста проявляется в ролевой игре. Если в раннем детстве предмет приобретал символическое значение через другие такие же конкретные объекты (отсюда вытекает неизбежность действенного, практического мышления), то в дошкольном возрасте символизм роли строится на символизме подчиненных замещающих действий, т. е. имеет под собой не действенную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление дошкольника выступает как наглядно-образное. Всякий предмет выступает по отношению к другим предметам в той или иной роли, благодаря чему высвечивается какая-то одна его сторона. Активно изменяя его положение, ребенок заставляет вступать предмет также и в другие отношения, раскрывающие его неявные стороны. Процесс изменения данного положения, совершаемый в умственном плане, является преобразованием, которое раньше совершалось практически, а теперь осуществляется мысленно, на основе опыта прошлых преобразований.
Наглядно-образное мышление развивается в две стадии. На первой из них имеют место и такие преобразования объекта, которые совершаются или сами по себе (природные процессы), или другими людьми. При этом ребенок не является причиной совершения таких преобразований: они «спускаются» ему окружающей предметной и социальной средой. Данная стадия соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая предлагается.
На второй стадии картина меняется. Ребенок уже сам начинает пробовать различные перцептивные преобразования. В исследовании Н. Н. Поддьякова, проведенном совместно с Э. С. Комаровой, изучался переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Испытуемыми были дети от 2 до 7 лет. Установка представляла собой квадратный ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый сверху стеклом. В ящике располагались лабиринты, через которые ребенок должен был провести предмет и направить его в специальный приемник.
В одной из серий эксперимента испытуемого просили рассказать, какие манипуляции надо произвести с ящиком, чтобы достичь желаемого результата. Ребенок мог зрительно изучать проблемную ситуацию, однако практических действий по ее преобразованию осуществлять не мог. Здесь решение задачи требовало наглядно-образного мышления. Оказалось, что только на пятом году жизни отдельные из детей способны решить такую задачу.
Следует обратить внимание на то, что появление данного вида мышления по времени совпадает с возникновением у дошкольника ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка исполнения. Это значит, что в основе наглядно-образного мышления и ролевой игры лежит одно и то же возрастное новообразование, определяющее всю психическую жизнь ребенка.
Н. Н. Поддьяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, т. е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями - моделями. «Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принципиальные изменения в деятельности ребенка - он действует с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узловой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними». Таким образом, в основе перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному лежит внутренняя позиция как возрастное новообразование, относящееся к дошкольному возрасту. Наглядно-образное мышление проходит в своем развитии две стадии: на первой ребенок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй - по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне. И наконец, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному может быть ускорен благодаря специально организованному обучению с использованием схем-заместителей.
Наглядно-образное мышление начинает развиваться внутри наглядно-действенного и является следующей стадией развития мышления. Оно характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи представлено в наглядной форме, а решение осуществляется путем оперирования в уме образами-представлениями предметов, или их изображений с помощью преобразования этих образов или их частей. Следовательно, успешность решения наглядных задач зависит от уровня сформированности зрительных образов, мыслительных операций, уровня развития наглядно-действенного мышления.
Для изучения наглядно-образного мышления и оценки его сформированности широко применяется методика Дж. Равена (прогрессивные матрицы).
При исследовании В.А.Лониной слабовидящих школьников в сравнении с нормально видящими применялся способ обследования с помощью матриц Дж. Равена, разработанный Т.В.Розановой.
Установлено, что наглядно-образное мышление интенсивно развивается на протяжении младшего школьного возраста и продолжает дальнейшее развитие в среднем школьном возрасте. Именно период младшего школьного возраста следует считать сензи-тивным периодом для развития наглядно-образного мышления. И это закономерно. Этот возрастной период непосредственно связан с развитием зрительных функций, который продолжается до 13 лет (Л.А.Новикова, Д.А.Фарбер и др.).
Отмеченные закономерности в развитии наглядно-образного мышления у школьников младшего и среднего возраста подтверждаются более высоким темпом увеличения количества самостоятельных правильных решений к концу младшего школьного возраста, чем к концу среднего, сокращением количества необходимой помощи, уменьшением времени, которое затрачивалось на выполнение заданий. Так, нормально видящие первоклассники
правильно решили без помощи 72,6 % задач, у четвероклассников результаты выше - 82,6%, у семиклассников - немногим более 85,8 %. У слабовидящих результаты ниже. Они составляют соответственно у учащихся I, IV и VII классов - 55,9, 72,8 и 79,3 %.
Сравнивая показатели нормально видящих и слабовидящих школьников, можно видеть, что слабовидящие по уровню успешности решения задач отстают от нормально видящих сверстников. Причем наибольшие различия отмечаются между первоклассниками (16,7%) и наименьшие между семиклассниками (6,5%).
Не все задачи решаются одинаково успешно. Легче решаются задачи на простое тождество. Несколько хуже - на усложненное тождество и симметрию. При решении задач на аналогию у школьников возникают трудности. Однако к старшим классам слабовидящие дети успешно справляются и с ними.
Процесс решения наглядно-образных задач требует анализа, заключающегося в распознавании отдельных элементов, частей фигуры или нескольких фигур, изображенных на рисунке, и одновременно соотнесения, сопоставления и синтеза - установления связей между различными элементами, частями слияния этих частей в одну фигуру или комплекс фигур. Осуществляемые при решении задач анализ и сравнение создают возможность выделения существенных признаков, связей и пространственных отношений определенных элементов, частей фигур и абстрагирования общих существенных свойств и связей.
Нарушение единства, анализа и синтеза, неполный, бессистемный элементарный анализ, поверхностное сравнение, неправильное абстрагирование, выделение несущественных признаков, связей приводит к одностороннему синтезу и к неверным обобщениям, в частности, к ошибочному решению задач.
При повторной, а в некоторых случаях и третьей попытке решения часть ошибок исправляется, так как при повторном и последующем рассмотрении условий задачи дополняется и уточняется ранее полученная учащимися информация. Вместе с тем активизируются мыслительные процессы. Особенно это характерно для нормально видящих учеников, которые быстрее и успешнее исправляют допущенные ими при первом решении ошибки.
Немаловажное значение в успешности решения задач имеет достаточная четкость и устойчивость сформированных в условиях опыта зрительно-пространственных представлений. Замедленность и неточность процесса восприятия у слабовидящих приводит к неполным, малодифференцированным, нечетким и неустойчивым представлениям.
Исследуя проблему взаимодействия внутренней речи и наглядного мышления при решении матричных задач Дж. Равена, А. Н.Соколов отмечал, что уже небольшие усложнения в структуре матричных задач вызывают необходимость в словесных опреде-
лениях и умозаключениях и наглядное мышление становится наглядно-словесным. При наглядном мышлении (в данном случае - при зрительном поиске сходных фигур) большая часть ситуации воспринимается в образной форме, и только при необходимости более детального анализа ситуации включаются механизмы второй сигнальной системы, посредством которых: 1) происходит словесное фиксирование характерных признаков воспринимаемых фигур и тем самым перевод зрительной наглядности в систему речевых знаков и 2) осуществляются требуемые задачей умозаключения (в данном случае прежде всего - разделительные и умозаключения по аналогии) в форму логических энтимем, т. е. с пропусками исходных посылок, поскольку последние бывают представлены наглядно".
У слабовидящих и нормально видящих школьников вызывают затруднения одни и те же задачи, хотя показатели успешности их решения у них разные.
Недостаточно глубокий анализ задачи и частичный, односторонний синтез приводят к ошибкам. Дети «выхватывают» один из признаков в условиях задачи и находят вследствие этого неверное решение.
Ошибки, допущенные учащимися в решении задач, разнообразны. В основном преобладают ошибки двух видов. К первому относятся ошибки, заключающиеся в недостаточном учете имеющихся в рисунках признаков, поверхностном сравнении их. Ко второму виду - ошибки, состоящие в недооценке пространственного взаиморасположения разных компонентов, частей, составляющих ту или иную предъявленную в задаче фигуру, и их отношения к общей структуре рисунка. Причины, лежащие в основе этих ошибок, различны, но разграничить их довольно трудно. Ошибки первого вида в большей мере зависят от первоначального зрительного анализа условий задачи - выделения существенных и несущественных признаков и связей воспринимаемой на рисунке геометрической фигуры или фигурных композиций. В основе ошибок второго вида лежит недостаточное владение операциями восприятия пространственных отношений изображаемых на плоскости листа фигур и фигурных композиций.
Формирование и развитие наглядного и понятийного мышления у детей с нарушением зрения происходит по общим законам развития мышления в детском возрасте: в дошкольном возрасте развивается наглядно-действенное мышление, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление и конкретно-понятийное, затем совершается переход к высшей стадии развития мышления - абстрактно-понятийной.
" См.: Соколов А. И. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
Неполноценное зрение является причиной относительно большей детской пассивности в реализации практической и познавательной деятельности, начиная с раннего детства, чем при нормальном зрении.
Недостатки предметно-практической деятельности в дошкольном возрасте обусловливают своеобразие формирования конкретно-понятийного мышления при неполноценном развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дети со зрительным дефектом обладают большими потенциальными возможностями в развитии наглядно-образного и сло-весно-понятийного мышления при опоре на наглядно-действенное мышление и при использовании различных средств абстрагирования и обобщения. Своеобразие в развитии наглядно-образного и понятийного мышления у слабовидящих детей младшего и среднего школьного возраста проявляется в наибольшей мере. У слабовидящих старшеклассников особенности в развитии образного мышления отмечаются лишь при решении достаточно сложных задач.
Из сравнения количества ошибок первого и второго вида у учащихся с неполноценным и нормальным зрением можно отметить, что у нормально видящих их гораздо меньше: в три раза меньше ошибок первого вида и в четыре раза меньше ошибок второго вида. Даже у нормально видящих первоклассников ошибок обоих видов намного меньше, чем у слабовидящих четвероклассников.
Преобладание ошибок второго вида у школьников со слабым зрением по сравнению с учащимися массовой школы объясняется недостаточной четкостью и устойчивостью формирующихся в условиях опыта зрительно-пространственных представлений, что в свою очередь вызвано неточностью зрительного восприятия при неполноценном зрении.
Значительная часть ошибок первого и второго вида, допущенных младшими школьниками при решении задач трех наборов матриц Равена, исправляется после одно-, двукратной стимуляции («посмотри внимательнее», «еще раз посмотри»). При этом нормально видящие учащиеся быстрее и успешнее исправляют допущенные ими при первом решении ошибки. Для слабовидящих детей общая стимуляция не всегда является достаточной. В значительном количестве случаев решение задач было возможным после помощи экспериментатора - объяснения условий задачи.
Таким образом, рассмотрение характера и причин ошибок, наблюдаемых при решении задач трех наборов, показало, что у детей с нарушениями зрения в основе решения наглядных задач по аналогии имеют место те же процессы, что и у нормально видящих школьников. Однако при неполноценном зрении возникают
значительные затруднения в осуществлении более сложного зрительного анализа и синтеза.
Необходимо также отметить, что у слабовидящих учащихся обнаруживаются значительные различия по успешности решения наглядных задач внутри разных возрастных групп. Среди детей одной группы некоторые решают задачи весьма успешно, другие --среднеуспешно, третьи - на весьма низком уровне.
На протяжении школьного возраста отмечается значительное развитие наглядно-образного мышления у слабовидящих детей. У них в период от 7-8 до 10-11 лет темп развития образного мышления даже несколько более быстрый, чем у нормально видящих. В следующий возрастной период - от 10-11 до 13- 14 лет темп его развития снижается, число правильных решений увеличивается, но незначительно. Различия в успешности решения наглядных задач между нормально видящими и слабовидящими нивелируются.
Целым рядом отечественных и зарубежных авторов отмечается, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А.И.Зотов, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, В.А.Лонина, Л.И.Солнцева, В.Фром, В. Рот, Я.Есенский и др.). Мышление может быть высоко развито у абсолютно незрячих и у слепоглухих (Н. С. Костючек, А. И. Мещеряков, И. А. Соколянский, Л.И.Солнцева, А.В.Ярмоленко и др.).
Источником мыслительной деятельности является восприятие действительности, которое осуществляется с помощью зрения, слуха, осязания и других видов чувствительности. Обобщающая роль слова в познании действительности имеет важное компенса-торное значение и помогает детям даже при глубоком нарушении зрения выйти за пределы непосредственного чувственного опыта. В процессе обучения и целенаправленной практической деятельности у детей с нарушением зрения, как и у нормально видящих, изменяется соотношение между чувственным и словесно-логиче-ским. Роль непосредственных чувственных форм познания в старшем школьном возрасте сужается за счет развития мыслительных операций, логической интерпретации фактов. Процессы интерио-ризации имеют также важное компенсаторное значение.
Анализ решения задач школьниками с нарушенным зрением показывает, что усвоение содержания задач, рассуждения и умозаключения у них не отличаются от наблюдаемого у нормально видящих учащихся.
Особое значение у детей с нарушением зрения приобретает развитие дедуктивного мышления, опирающегося на индуктивные умозаключения, основывающиеся на многообразии конкретного наглядного опыта.
Важное компенсаторное значение имеет овладение школьниками умением делать выводы по аналогии. При формировании
знаний, опосредствующих развитие понятий, большую роль играет речевое общение и использование коммуникативных технических средств. Речь, с помощью которой усваиваются знания, имеет огромное значение для коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций.
«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.
Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…
Сегодня на психологическом сайте http://сайт
, вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу
.
Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека
Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь
Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.
Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .
Наглядное и образное мышление
Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.
Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…
Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…
Практическое или предметное, действенное мышление
Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.
У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).
Словесно-логическое мышление
По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.
У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.
Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.
И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.
Абстрактное мышление
Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…
Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.
Профессиональное и научное мышление
Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.
Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?
Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.
Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…
Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху
Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (
Посредством мозговой активности, человек осознает окружающий мир и может действовать в нем. В сознании постоянно идет процесс формирования модели окружающего мира, при этом активность головного мозга человека в психологии имеет несколько форм и свои особенности, которые получили название: наглядно-действенного и образного мышления, понятийного и допонятийного и т.д.
Основой мыслительной деятельности, начиная с первобытного общества, является наглядно-действенное мышление. Оно отвечает за решение практических задач, например – необходимость обработать землю или построить жилище.
В психологии мышление наглядно-действенное определяется как практическая деятельность по изменению окружающей действительности, которая осуществляется посредством взаимодействия с реально осязаемыми предметами и объектами.
С младенческого возраста и до трех лет наглядно-действенное мышление является основным видом мозговой активности. На основании реальных действий и операций с предметами идет процесс формирования способности мыслить. Развитие ребенка и исследование окружающего мира происходит через прикосновения – он ко всему стремится прикоснуться, разобрать, разделить, соединить и т.п. Дети в процессе игры ломают предметы и игрушки, что является первым шагом к исследовательской деятельности и понимания устройства окружающей действительности, ее предметов и объектов.
Особенности детского мыслительного процесса заключаются в том, что решение любой проблемы сразу переходит в действия, а не создается изначально в сознании, как это происходит у зрелого человека.
Примеры такого поведения встречаются у всех детей - если малышу в возрасте двух лет нужно достать предмет, до которого он не достает руками, то он воспользуется стоящим рядом стулом; такие же действия будут у чуть более старшего ребенка. А особенности мышления детей пяти-шести лет в том, что они уже в состоянии основываться на свой опыт и формировать в сознании предварительную картину результата своих действий. Этот эксперимент является основанием для вывода, что у детей постепенно происходит развитие способности к понятийному восприятию. Развитие способности решать задачи в воображении происходит в период трех-пяти лет и обозначается в психологии как образное мышление.
Развитие в детском возрасте
Любой вид мышления получает свое развитие посредством действий, игры и общения со взрослыми. У детей формирование мышления проходит в 3 этапа :
- Действенное мышление. Для него характерно решение простых задач через манипулирование предметами – развитие детей происходит посредством исследования руками всех предметов и объектов, которые они видят: яркий пример – использование тонкой моторики, когда ребенок тянет, открывает, вертит.
- Образное мышление. Особенности этого вида восприятия проявляются в том, что ребенок учится создавать в воображении возможные последствия своих действий. Такой вид мыслительной активности является наиболее значимым и преобладает над остальными в период обучения в школе и высшем учебном заведении.
- Словесно-логическое. У детей происходит становление способности мыслить понятиями, которые выражаются посредством слов. Для маленького ребенка слово является ассоциацией с объектом или предметом, который малыш знал ранее . Пример: слово «собака» в сознании малыша обозначает конкретную собаку, с которой он встречался до этого. В более старшем возрасте дети бывают уже способны к обобщению.
Крайне важно участие родителей в развитии всех форм мыслительной деятельности в раннем возрасте. Для формирования наглядно-действенного мышления не потребуется много усилий и времени, достаточно регулярно проводить с малышом некоторые игры:
- До годовалого возраста научите малыша пользоваться веревками, чтобы достать интересующий его предмет. Пример использования: к игрушке привяжите веревку и расположите ее так, чтобы достать игрушку, ребенку нужно было потянуть за веревочку. Игрушки периодически меняйте, чтобы у малыша сохранялся интерес.
- Когда ребенок начинает вставать, для него характерно выбрасывать игрушки и наблюдать, как они падают. Привяжите игрушки к бортику кроватки, чтобы малыш мог потянув за веревку, достать игрушку.
- Когда малыш начинает сидеть, попробуйте проводить с ним такие игры: положите в поле его зрения интересный предмет, например, шарик или кубик, привяжите к нему ленту и дайте один конец в руки малыша.
Аналогичные игры родители могут придумать и сами, главное, придерживаться цели научить детей использовать любой предмет для получения результата.
Значение во взрослом возрасте
Было бы неверным считать, что наглядно-действенный вид мышления преобразуясь впоследствии в образный и в словесно-логический, теряет свою актуальность для сформировавшегося человека. На самом деле, мы регулярно пользуемся этой формой мозговой деятельности, однако не замечаем этого. Примеры использования действенного вида мозговой активности человека имеют в быту широкий спектр: это и необходимость разобраться с принципами работы новой техники, переставить мебель, а также все те действия, при которых мы не имеем возможности предугадать результат . Также, наглядно-действенное мышление в особенности характерно для людей, чья деятельность имеет несколько форм: ремонтные работы, инженерно-механическая деятельность и другие виды работ, связанные с деятельностью практического характера.
И в заключение
В психологии процесс мышления – это вид психической деятельности, в результате которой формируется новое знание или продукт посредством творчества и практического изменения окружающего мира.
В психологии выделяют три этапа формирования мыслительной деятельности, посредством которых решаются основные возрастные задачи, такие как: выполнение практических действий, создание в воображении плана достижения результата и становление понятийного аппарата - это действенное, образное и понятийное виды мышления.
В начальный период обучения (младший и средний школьный возраст) большое значение имеет степень сформированности образного мыслительного процесса – ведь именно он отвечает за создание в голове способов решения задач и плана действий. Однако этот вид мышления не формируется самостоятельно – его основой является активная предметная деятельность, которая реализуется в конструировании, рисовании, сборе-разборе разнообразных предметов и т.п. в младенческом и раннем дошкольном возрасте. В связи с этим, задача родителей проводить со своими детьми различные игры, направленные на развитие наглядно-действенного и впоследствии образного
Мышление, как сложный процесс отражения и познания действительности, является источником новых знаний, таких, которые человек не может получить в непосредственном опыте. Современное мышление, способное решать сложнейшие задачи и оперировать абстрактными понятиями, прошло длительный путь формирования. Мышление наглядно-действенное - это генетически первая, наиболее ранняя ступень его развития.
Виды мышления
Человеческий мозг непрерывно получает из окружающего мира и обрабатывает огромное количество информации. Эта обработка происходит как бы на двух уровнях: на уровне непосредственного чувственного познания (ощущение и восприятие) и на уровне мышления.
От простого чувственного познания мышление отличает опосредованный характер. «Посредниками» в мыслительном процессе могут выступать образы (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.) и знаки - слова и понятия.
Наглядно-действенное мышление - это своеобразный тип познавательного процесса, в котором в качестве «посредников» используются объекты материального мира. В этом его качественное отличие от других видов мышления. Это мышление называют также сенсомоторным, подчеркивая, тем самым, его связь с чувственной и двигательной сферами.
Высшим считается абстрактно-логическое, понятийное, которое носит отвлеченный характер. Однако никакой, даже самый интеллектуально развитый человек не мыслит исключительно при помощи слов-понятий. Процесс познания действительности обязательно включает образы, более того, творческий процесс связан именно с наглядно-образным мышлением.
Следовательно, в сознании современного человека постоянно взаимодействуют два типа и наглядно-образное мышление. Наглядно-действенное, казалось бы, остается в стороне. Или оно вообще не играет роли в психической жизни взрослого человека?
Особенности сенсомоторного мышления
Во-первых, оно тесно связано с деятельностью и включено в непосредственные операции с предметами, в результате которых человек их преобразует, комбинирует, создавая новые объекты.
Во-вторых, мышление наглядно-действенное - это оно возникает только в момент манипуляции с предметами и позволяет осмысливать исключительно конкретные действия. В отличие от него, и абстрактное, и наглядно-образное носят отвлеченный характер. Они позволяют человеку уйти в своих мыслях от той ситуации, в которой он находится, представить вещи, в данный момент несуществующие, фантазировать и планировать деятельность.
В-третьих, наглядно-действенное мышление - это ситуативный познавательный процесс. Вывести человека за рамки конкретной ситуации оно не может. Это мышление «здесь и сейчас». Оно как бы ограничено, сковано теми условиями, в которых находится человек.
Самая древняя форма осмысления мира
Сенсомоторное мышление появилось еще у наших очень далеких предков. Палеопсихологи считают, что им обладали первобытные люди, и оно во многом определяло психическую деятельность отсталых народов, еще в XIX веке находившихся на стадии первобытного общества. Например, этнографы (М. Вертхаймер, Р. Турнвальд), описывая мышление дикарей, отмечали, что они неспособны к абстрактному счету. Для них было важно знать, какие предметы надо считать. Медведей можно сосчитать только 6 штук, так как ни одному человеку, не удавалось увидеть больше этих животных одновременно. А вот коров можно считать и до 60.
Именно поэтому в языке многих архаичных народов отсутствовали общие понятия, зато было множество слов, обозначавших конкретные объекты, действия, состояния. К. Леви-Брюль, изучавший первобытное мышление, насчитал в языке одного из африканских племен 33 слова для обозначения ходьбы. Глаголы менялись в зависимости от того кто, куда, с кем и зачем идет.
Мышление наглядно-действенное - это своеобразное «предмышление», которое в зачаточной форме существует и у животных. Еще в начале XX века исследования поведения шимпанзе, проведенные немецким психологом В. Келером, показали, что способны в процессе манипулирования предметами решать простые мыслительные задачи.
Детское мышление
Наиболее ярко и отчетливо проявление этого действительности можно увидеть у малышей до 3 лет. У таких крох мышление наглядно-действенное - это игра. Все их мыслительные действия происходят в процессе манипуляции с предметами. Основные доступны ребенку, но только как непосредственные практические действия.
Вот малыш с увлечением разбирает домик, только что построенный мамой из кубиков. Не стоит на него обижаться, ведь именно так у ребенка происходит анализ - расчленение целого на отдельные элементы.
Потом малыш перебирает кубики - сравнивает их, отбирает нужные, откидывая, с его точки зрения, лишние. Это сравнение, а следом приходит очередь и более сложной мыслительной операции - синтеза. Ребенок начинает строить, возводя, казалось бы, ни на что не похожую фигуру.
Конструкция растет, с каждым кубиком становясь все выше. Малыш с интересом разглядывает ее и в какой-то момент радостно восклицает: «Это башня! Мама, смотри, я построил башню!». Сравнив свою постройку с имеющимся в его памяти образом, ребенок произвел операцию обобщения и сделал вывод.
Это маленький мыслитель, только мышление у него пока наглядно-действенное, неотделимое от предметной, «ручной» деятельности. Поэтому так нужны ребенку разбирающиеся и снова собирающиеся игрушки, ведь именно в игре с ними происходит развитие наглядно-действенного мышления.
Формирование мышления у детей
Манипулируя различными предметами, ребенок учится устанавливать связи между ними, выделять их главные и второстепенные качества. Но самое главное - он сохраняет в памяти образы однажды совершенных действий и использует их потом для решения новых задач. Так начинается формирование более сложного, образного мышления.
Сенсомоторное мышление не только предметно, но и эмоционально. Удивление новому, созданному своими ручками, раздражение от неудавшегося действия и восторг, когда удается добиться нужного результата - все это обогащает и развивает внутренний мир малыша.
Роль сенсомоторного мышления в психике современного взрослого человека
Психика человека едина, так же как едино мышление, и вычленить из этого гармоничного процесса какой-либо вид невозможно. Каждый из них важен и выполняет свою функцию.
Но довольно часто у того или иного человека доминирует определенный вид мышления. Для людей творческих, фантазеров характерно высокоразвитое образное мышление. А математикам и экономистам свойственен высокий уровень мышления понятийного.
Люди с преобладанием сенсомоторного мышления тоже встречаются. Это те, о которых говорят, что у них золотые руки. Мастера «от бога», способные, ничего не зная о принципах работы того или иного механизма, разобрать его, починить, снова собрать, да еще и усовершенствовать в процессе сборки.
Можно ли сказать, что абстрактное и образное более важные виды мышления? Наглядно-действенное также необходимо любому человеку, оно сопровождает все предметные действия. Без него невозможно, ни сделать ремонт в квартире, ни прополоть грядку в огороде, ни связать шапку. Даже суп без этого мышления сварить невозможно.
Возникнув в детстве, сенсомоторное мышление не остается на примитивном уровне, а развивается так же, как и другие виды познавательной деятельности.