→ Фокусировка камеры: Использование ручного и автоматического режима. Как настроить автофокус на новой камере

Фокусировка камеры: Использование ручного и автоматического режима. Как настроить автофокус на новой камере

Чтобы понять, какой режим автофокуса выбрать, надо сначала понять, что вы фотографируете. Режимы и настройки автофокуса на всех камерах примерно одинаковы. Они могут отличаться названием и по-разному управляться, но принцип везде один и тот же. Так в чём же автофокус?

Для начала убедитесь, что автофокус у вас включён. На продвинутых камерах (Nikon / /D7000 /D7100) есть отдельный переключатель, на котором есть режим M (ручной фокус) и ещё какие-нибудь режимы – разные автофокусы, либо просто AF.

Режим М (Manual) работает так же, как работали фотокамеры в 50х годах, то есть, без автофокуса. Если такого переключателя у вас нет, значит режимы автофокуса на вашей камере управляются через меню.

Кроме того, на автофокусных объективах со встроенным мотором (AF-S) тоже есть переключатель автофокуса, очень часто с маркировкой M/A – M. Убедитесь, что и объектив не находится в ручном режиме. Не путайте тип объектива AF-S с режимом автофокуса AF-S, это разные вещи, хоть и называются одинаково.

Режимы автофокуса бывают следующие:

AF-A (Auto) . Автоматический режим, в котором камера сама за вас принимает решение как ей фокусироваться. Если вы точно не знаете, какой режим вам нужен, выбирайте автоматический режим.

AF-S (Single) . Режим для статичных сцен. В этом режиме камера наводится на фокус один раз при нажатии кнопки спуска до середины, и всё. Больше камера не фокусируется, пока вы не отпустите кнопку. Отличный вариант для пейзажей и портретов .

AF-C (Continuous) . Режим слежения, когда камера постоянно следит за объектом и подстраивает автофокус непрерывно, пока вы не отпустите кнопку спуска. Включается, когда вы кнопку спуска нажимаете наполовину. Этот режим незаменим при фотографировании живой природы, спортивных событий и быстродвижущихся детей .

В Custom Settings Menu в разделе Autofocus можно встретить AF-S/AF-C priority selection.

Release - это срабатывания затвора немедленно, даже если изображение совсем не в фокусе. Я с трудом припоминаю, чтобы в этом режиме у меня когда-нибудь были резкие кадры .

Focus - затвор срабатывает только когда изображение строго в фокусе. Это очень медленно, и вы рискуете упустить кадр.

Я рекомендую значение Release+focus для AF-C, это что-то среднее. Даже если первый кадр не в фокусе, то следующие будут существенно лучше при серийной съёмке. При этом вы не потеряете первый кадр, хоть он и будет немного размыт. Для AF-S годится Focus, потому что в кадре ничто не движется.

Кроме этого, вам ещё предстоит выбрать тип зоны автофокуса.

Nikon обычно предлагает три варианта:

Условно области можно разделить на два вида:

Несколько сенсоров (AF-Area) . Информация о фокусе поступает не только с сенсора, который вы выбрали, но так же и с окружающих его точек, причём, окружающие сенсоры никак не подсвечиваются. Например, на Nikon D7000 можно выбрать зону из 9, 21 или 39 точек. Обычно, чем быстрее что-то движется в кадре, тем больше требуется зона. Честно говоря, я этими зонами не пользуюсь, я предпочитаю 3D-tracking.

3D-tracking . Этот режим может быть на одних моделях вместе с белым прямоугольником и перекрестием, на других моделях где-то ещё, например, при выборе размера области автофокуса. Как следует из названия, это режим слежения, причём, при слежении учитывается не только дистанция до объекта, но и цвет. Вы выбираете точку фокусировки, автофокус цепляется за то, что находится под этим сенсором, а далее начинает за ним следовать, если объект движется, либо вы поворачиваете камеру.

Принципиальная разница между AF-Area и 3D-tracking в том, что в первом случае камера фокусируется на том, что попадает в выбранную зону автофокуса, а во втором случае камера сама двигает зону за объектом, переключая сенсоры автофокуса. Поэтому, в режиме 3D очень удобно сфокусироваться на чём-то определённом, потом передвинуть камеру, чтобы скадрировать по-другому, но автофокус всё ещё будет держать на прицеле то, на что был наведён изначально. От режима AF-S это отличается тем, что AF-S не в курсе, если объект во время кадрирования отошёл дальше или ближе, либо вовсе улетел в форточку.

Кроме того, 3D-слежение может даже заменить выбор одиночной точки фокусировки. Вместо того, чтобы перебирать точки селектором, пока не доберётесь до нужной, можно просто по центральной в режиме 3D навестить и затем скадрировать как нужно, камера при этом будет держать фокус на объекте, двигая точку фокусировки, переключая автофокусные сенсоры. Объекту, при этом, убежать от автофокуса не получится.

Держите автофокус в автоматическом режиме (AF-A, белый прямоугольник), этот режим отлично справляется в большинстве ситуаций без вашей помощи. Если работа автофокуса вас не устроила в каком-то конкретном случае, тогда начинайте вдумчивую настройку.

Вот и весь автофокус.


Любой новичок от фотографии, особливо вооруженный фотокамерой младших моделей, очень быстро заметит, что точка фокуса на его фотографиях "уезжает" в совершенно иные области кадра.

Да, да, автоматика зеркалки решила, что "вон тот вот цветочек" более приоритетен для кадра, чем лицо вашего не совсем трезвого друга. Я не могу не согласиться с вашей камерой, но это не меняет того факта, что автоматика фотокамеры ошиблась.

Уход точки фокуса в другое место многие ошибочно воспринимают как размытую фотографию. "Я хотел портрет сфоткать, а тут все размыто": - знакомо такое?!

Однако если внимательно рассмотреть эту фотографию, то можно будет увидеть, что точка фокуса находится, допустим, на ковре позади.

Возникает извечный вопрос: почему это произошло и как фотографировать, чтобы это не повторялось?!

Для начала следует понять и осознать принцип работы автоматической фокусировки зеркалки: в режиме полностью автоматической фокусировки ваша зеркалка выберет те точки, которые наиболее контрастны.

К примеру: Жених в черно-белом костюме будет приоритетен для автоматики зеркальной камеры, нежели невеста в белом, стоящая в метре от него. Соответственно, отдавая выбор точки фокусировки самой фотокамере, вы рискуете получить четкую фотографию жениха, желая же при этом сфокусироваться лишь на невесте.

Как же избежать "некорректного" срабатывания автофокуса?!

Рецепт только один, он проверен и начинающим фотографам стоит доверять ему полностью, даже на младших моделях зеркальных фотокамер.

Никогда не используйте автоматический выбор точки фокусировки. Переключите камеру в режим ручной установки точки фокусировки и установите эту точку. Приучайтесь переключать эти точки при построении кадра, что в последующем придаст вашей фотографии оттенок художественности. Особенно, если вы при этом научитесь еще оперировать и глубиной резкости.

Посмотрите на фотографию вначале статьи, она была снята при установке точки фокуса вручную на пучок листьев, который вы и наблюдаете в зоне резкости и установке малой глубины резкости.

Что это дало мне на этой фотографии?!

  • Установив малую диафрагму, мне удалось получить размытый задний фон, который позволил сделать акцент на переднем плане
  • Выбор вручную точки фокуса, направленной на листья, позволил предотвратить ее "уход" на ярко освещенный и контрастный задний фон с пятном солнечного света, что неминуемо бы произошло при автоматическом режиме фокусировки и я получил бы фотографию с размытым передним планом и резким задним, что мне совсем не было бы нужно.

Что же нужно для точной автофокусировки зеркалки?!

Для точной фокусировки именно на те объекты, что вы хотите снять, достаточно выполнения двух условий:

  • Объект должен быть контрастен по отношению к другим объектам или окружению
  • Вы должны использовать ручной выбор точки фокусировки камеры

Все это позволит вам сфокусировать фотокамеру именно в те участки кадра, которые вам и охота запечатлеть.

Проблемы с фокусировкой на младших моделях зеркалок

Однако промахиваться автофокусом, даже при ручном выборе, фотокамера может вовсе не из-за нехватки навыка у вас. При абсолютно работоспособной зеркалке и такие нюансы возможны, как оказалось.

Существуют два термина, описывающие промах автофокуса фотоаппарата:

  • Бэк фокус / Back focus
  • Фронт фокус / Front focus

Как видно из названий, в первом случае фотокамера "уводит" точку фокусировки за объект. Во втором же, размещает точку фокусировки перед объектом.

Насколько зеркалка "недострелит" или "перебросит" зависит от заводских настроек и того китайца, что собирал ваш аппарат.

Для полного понимания сего момента расскажу маленькую историю:

Было это достаточно давно, когда я только купил себе зеркалку Canon 1000D. Долгое время я не мог понять, что бы я не делал, выход резких фотографий, снимаемых прекрасным летним днем, был очень мал. Резкими, и то с натяжкой, можно было назвать лишь пару из десяти.

Наверно, примерно здесь я и узнал про бек фокус и фронт фокус.

Почитав гарантийный талон я отвез свою зеркалку в сервисный центр на бесплатную юстировку / настройку / проверку.

После, забирая фотокамеру с сервиса, я поинтересовался у мастеров, что же с ней было. Ответ меня поразил. Мастер поведал о том, что жуткими фронт фокусами обладал и объектив и зеркалка. Настраивать пришлось обоих. Это не является частым случаем, но нельзя сказать, что редким тоже.

То есть вся система фотоаппарат + объектив была не настроена, ни на друг друга, ни сама по себе. После сервиса, к чести последнего, качество работы автофокуса здорово улучшилось, что привело к появлению нормальных фотографий.

Так что, хваленое японское качество не поддерживалось на младших моделях зеркалок в моем случае. Примерно тогда я и разлюбил фирму Canon.

На сим свою лекцию я заканчиваю и желаю вам окончательного покорения автофокуса вашей зеркалки.

Чтобы понять, какой режим автофокуса выбрать, надо сначала понять, что вы фотографируете. Режимы и настройки автофокуса на всех камерах примерно одинаковы. Они могут отличаться названием и по-разному управляться, но принцип везде один и тот же. Так в чем же автофокус?

Для начала убедитесь, что автофокус у вас включен. На продвинутых камерах (Nikon D700/D800/D7000) есть отдельный переключатель, на котором есть режим M (ручной фокус) и еще какие-нибудь режимы – разные автофокусы, либо просто AF.

Режим М (Manual) работает так же, как работали фотокамеры в 50-х годах, то есть, без автофокуса. Если такого переключателя у вас нет, значит режимы автофокуса на вашей камере управляются через меню.

Кроме того, на автофокусных объективах со встроенным мотором () тоже есть переключатель автофокуса, очень часто с маркировкой M/A – M. Убедитесь, что и объектив не находится в ручном режиме. Не путайте тип объектива AF-S с режимом автофокуса AF-S, это разные вещи, хоть и называются одинаково.

Режимы автофокуса бывают следующие:

AF-A (Auto) . Автоматический режим, в котором камера сама за вас принимает решение как ей фокусироваться. Если вы точно не знаете, какой режим вам нужен, выбирайте автоматический режим.

AF-S (Single) . Режим для статичных сцен. В этом режиме камера наводится на фокус один раз при нажатии кнопки спуска до середины, и все. Больше камера не фокусируется, пока вы не отпустите кнопку. Отличный вариант для пейзажей и .

AF-C (Continuous) . Режим слежения, когда камера постоянно следит за объектом и подстраивает автофокус непрерывно, пока вы не отпустите кнопку спуска. Включается, когда вы кнопку спуска нажимаете наполовину. Этот режим незаменим при фотографировании живой природы, спортивных событий и .

В Custom Settings Menu в разделе Autofocus можно встретить AF-S/AF-C priority selection.

Release — это срабатывания затвора немедленно, даже если изображение совсем не в фокусе. Я с трудом припоминаю, чтобы в этом режиме у меня когда-нибудь были .

Focus — затвор срабатывает только когда изображение строго в фокусе. Это очень медленно, и вы рискуете упустить кадр.

Я рекомендую значение Release+focus для AF-C, это что-то среднее. Даже если первый кадр не в фокусе, то следующие будут существенно лучше при серийной съемке. При этом вы не потеряете первый кадр, хоть он и будет немного размыт. Для AF-S годится Focus, потому что в кадре ничто не движется.

Кроме этого, вам еще предстоит выбрать тип зоны автофокуса.

Nikon обычно предлагает три варианта:

На некоторых камерах (Nikon D3100) вместо переключателя это делается через меню:

Белый прямоугольник . Это фокусировка на ближайшем объекте, можно считать этот режим автоматическим, потому что камера сама решает, какие сенсоры автофокуса задействовать. Если вы сомневаетесь, какой режим вам нужен, выбирайте белый прямоугольник. В режиме AF-S будут подсвечиваться точки автофокуса, в которых изображение в фокусе. Чем больше подсвечено точек, тем лучше. В режиме AF-C ничего подсвечиваться не будет.

Перекрестие . Это режим динамической зоны, используется при фотографировании движущихся объектов и требует дальнейшей настройки, о которой ниже. Перекрестие работает динамически в режиме AF-C. В режиме AF-S это то же самое, что и фокусировка по точке. В динамическом режиме вы выбираете точку фокусировки, а дальнейшее поведение автофокуса зависит от выбранной области автофокуса.

Точка . Вы просто фокусируетесь по выбранной точке, а точку выбираете селектором, которым обычно листаете фотографии. Очень удобно, когда вы точно знаете, что должно быть гарантировано в фокусе, например, глаза при фотографировании портрета.

Выбор области автофокуса. Область автофокуса для динамического режима (перекрестие) зависит от конкретной модели камеры, а именно, сколько точек автофокуса доступно. Чем дороже камера, тем больше точек. За управление зонами автофокуса отвечает RGB-сенсор, про который упоминалось в статье про поляризацию.

Условно области можно разделить на два вида:

Несколько сенсоров (AF-Area) . Информация о фокусе поступает не только с сенсора, который вы выбрали, но так же и с окружающих его точек, причем, окружающие сенсоры никак не подсвечиваются. Например, на Nikon D7000 можно выбрать зону из 9, 21 или 39 точек. Обычно, чем быстрее что-то движется в кадре, тем больше требуется зона. Честно говоря, я этими зонами не пользуюсь, я предпочитаю 3D-tracking.

3D-tracking . Этот режим может быть на одних моделях вместе с белым прямоугольником и перекрестием, на других моделях где-то еще, например, при выборе размера области автофокуса. Как следует из названия, это режим слежения, причем, при слежении учитывается не только дистанция до объекта, но и цвет. Вы выбираете точку фокусировки, автофокус цепляется за то, что находится под этим сенсором, а далее начинает за ним следовать, если объект движется, либо вы поворачиваете камеру.

Принципиальная разница между AF-Area и 3D-tracking в том, что в первом случае камера фокусируется на том, что попадает в выбранную зону автофокуса, а во втором случае камера сама двигает зону за объектом, переключая сенсоры автофокуса. Поэтому, в режиме 3D очень удобно сфокусироваться на чем-то определенном, потом передвинуть камеру, чтобы скадрировать по-другому, но автофокус все ещё будет держать на прицеле то, на что был наведен изначально. От режима AF-S это отличается тем, что AF-S не в курсе, если объект во время кадрирования отошел дальше или ближе, либо вовсе улетел в форточку.

Кроме того, 3D-слежение может даже заменить выбор одиночной точки фокусировки. Вместо того, чтобы перебирать точки селектором, пока не доберетесь до нужной, можно просто по центральной в режиме 3D навестить и затем скадрировать как нужно, камера при этом будет держать фокус на объекте, двигая точку фокусировки, переключая автофокусные сенсоры. Объекту, при этом, убежать от автофокуса не получится.

Держите автофокус в автоматическом режиме (AF-A, белый прямоугольник), этот режим отлично справляется в большинстве ситуаций без вашей помощи. Если работа автофокуса вас не устроила в каком-то конкретном случае, тогда начинайте вдумчивую настройку.

Вот и весь автофокус.

Как приручить автофокус

Система фокусировки камеры призвана помочь вам сделать снимки резкими, а значит качественными. Настраивать резкость вы можете вручную или предоставить это автоматике фотоаппарата. Ваш выбор, скорее всего, будет обусловлен ситуацией съемки и творческими замыслами.

На самом деле автофокусировка современных камер с большинством сцен справляется «на отлично». Однако не стоит думать, что камера все сделает сама. Есть целый ряд нюансов, только после освоения которых вы сможете «приручить» автофокус и получить такие кадры, какие хотелось бы именно вам.

Режимы автоматической фокусировки

Чтобы приступить к работе с автофокусом, для начала включите его. В ряде камер для этого существует специальный переключатель обозначенный как «AF/M». С его помощью вы выбираете ручную («М») или автоматическую («AF») фокусировку. Если подобного переключателя на камере или объективе не обнаружено, значит режим автофокуса активируется у вас с помощью меню.

Современные зеркальные камеры имеют несколько режимов автоматической фокусировки. Выбирая режим, вы определяете как именно будет фокусироваться ваш объектив. От правильности выбора будет зависеть точность работы автоматики и, в итоге, качество вашего снимка.

Основные режимы автофокуса, которые есть на каждой зеркальной камере, это покадровая фокусировка (ее еще называют точечной, одиночной, конечной или разовой) и следящая фокусировка (непрерывная). Выбрать необходимый вам режим нужно в настройках камеры.

Также вы должны знать, что по умолчанию режим покадровой фокусировки работает в приоритет фокуса (т.е. затвор сработает только после фокусировки), а режим следящей фокусировки работает в приоритете спуска (т.е. камера сделает снимок сразу после нажатия кнопки спуска затвора, независимо от фокусировки). Данные настройки вы можете изменить по своему усмотрению.

Покадровый автофокус в камерах разных производителей может обозначаться как

Покадровая фокусировка используется для статичных сцен (например, пейзажей, портретов или предметной съемки). Прежде чем сделать снимок, вы должны убедиться, что камера полностью сфокусировалась. Автоматика сообщит вам об этом с помощью звукового сигнала и изменения подсветки в области наведения фокуса. Если объект съемки движется, фотоаппарат может допустить ошибку - объект выйдет из зоны резкости. Поэтому при смене положения объекта необходимо сфокусироваться повторно.

Следящий автофокус как раз предназначен для съемки динамичных сцен (например, спортивные игры, дети или бегущие животные). Пока кнопка спуска затвора нажата до половины, камера непрерывно удерживает во внимании объект съемки и отслеживает расстояние до него при изменении дистанции. Автоматика определяет предполагаемую скорость перемещения объекта по данным предыдущих фокусировок и наводит резкость на рассчитанную дистанцию. Процесс фокусировки не останавливается до момента создания снимка.

Если объект постоянно меняет скорость движения, то возможны ошибки автофокусировки, однако они минимальны. Также качество работы следящего автофокуса зависит от освещенности снимаемой сцены, возможностей вашей оптики и количества сенсоров автослежения, которое использует камера. В меню фотокамеры режим следящего автофокуса отображается как

    ·AIServo - для камер Canon;

    ·AF (C) - Continuous Servo – зеркалки Nikon.

Вам стоит учитывать, что постоянное удерживание движущегося объекта в фокусе камеры, значительно ускоряет расход заряда батареи. Поэтому предполагая длительный съемочный процесс, возьмите с собой на место съемки дополнительный аккумулятор.

Автоматический или интеллектуальный автофокус. Электроника фотоаппарата сама выбирает режим фокусировки, определив статичен или динамичен объект в кадре. Этот удобно, когда нужно постоянно держать в поле зрения множество объектов и вам сложно предугадать, какой режим фокусировки понадобится в следующий момент. Также интеллектуальный автофокус зачастую «спасает» новичков. Тем не менее, согласитесь, иногда системе камеры сложно угадать ваш творческий замысел. Поэтому в итоге вы можете получить далеко не такой снимок, какой хотели бы. В меню режим интеллектуального автофокуса обозначается как

Точки фокусировки

Определившись с режимом работы автофокуса, выставьте в меню камеры необходимую точку фокусировки. Таким образом вы «дадите понять» своей камере, где именно в области кадра нужно фокусироваться.

Точка фокусировки – это некая точка в пространстве, которая соотносится с объектом съемки или его частью. В результате работы автофокуса она оказывается наиболее резкой в кадре. Также точками фокусировки называют специальные метки в видоискателе фотоаппарата, с которыми фотограф соотносит объект съемки для последующей фокусировки на нем.

Зеркальная камера позволяет произвести фокусировку по всем возможным или по одной заданной точке. Точность и устойчивость автофокуса во многом зависит от количества и расположения точек фокусировки. А само количество точек зависит от модели конкретного фотоаппарата. В некоторых современных модификациях профессиональных камер их может быть до пятидесяти. Однако для успешной работы вам будет вполне достаточно девяти или одиннадцати точек фокусировки, которыми располагает большинство современных фотокамер.

Расположение точек фокусировки в видоискателе приблизительно отображает расположение датчиков автофокуса камеры. Сенсоры автофокуса могут работать по отдельности или дополняя друг друга для более точной фокусировки. Центральный датчик зачастую работает наиболее точно.

Фокусировка по всем точкам (или автоматический выбор точки фокусировки). Работает как в режиме следящего, так и покадрового автофокуса. В меню фотокамеры автоматический выбор точки фокусировки графически изображается как белый прямоугольник.

По умолчанию камера использует все точки автофокуса. Когда у вас нет возможности тщательно настроиться, то это может быть удобно. Главное помнить, что камера, получив информацию от датчиков, фокусируется на объекте, который расположен к ней ближе остальных или же на том, который наиболее контрастен. Достаточно этого для вашей работы или нет – судите сами.

Когда вы работаете в режиме покадрового автофокуса, в видоискателе будут подсвечиваться точки, на которых сфокусировалась камера. Если вас не устроит результат фокусировки, вам нужно будет провести ее заново. А в режиме следящего автофокуса подсвечивания не произойдет.

Автоматический выбор точек фокусировки уместно использовать если:

    ·снимаемый объект динамичен (например, съемка из окна автобуса) или движение объекта трудно предугадать (например, съемка футбольного матча). В таком случае выбирать точку фокусировки каждый раз после очередного перемещения просто не представляется возможным. Очень хорошо срабатывает фокусировка по всем точкам одновременно с режимом следящего автофокуса;

    ·снимаемая сцена находится в удалении от объектива, и вы хотите получить резким все элементы кадра (например, вид с холма на город);

    ·если предмет съемки находится на однотонном фоне, то камера не ошибется в наведении фокуса (например, белый предмет на белом фоне).

В других случаях, чтобы резким на снимке оказалось именно то, что вы задумали, выбирайте точку фокусировки самостоятельно.

    Фокусировка по центральной точке . Многие фотографы используют именно фокусировку по одной точке для постоянной работы в покадровом режиме автофокуса: это удобно в большинстве ситуаций.

    ·определите центральную точку фокусировки в видоискателе;

    ·наведите ее на главный объект будущего кадра;

    ·нажмите кнопку спуска затвора до половины, чтобы объектив сфокусировался и заблокировал фокус;

    ·перекомпонуйте кадр согласно своему замыслу, перемещая камеру в одной плоскости;

    ·сделайте снимок.

Такой метод подойдет для статичных сцен (например, портретов, пейзажей предметной съемки) и, конечно же, для кадров, где объект располагается по центру.

Центральный сенсор камеры наиболее чувствителен и точен, поэтому фокусировку по нему можно применять в условиях плохой освещенности или наоборот, когда вы работаете в контровом освещении, и фокусировка затруднена.

Фокусировка по заданной точке (или динамическая автофокусировка).Режим позволяет вручную установить любую нецентральную точку, которая в кадре должна быть наиболее резкой. Переключение точек происходит с помощью колесика или кнопки-джойстика.

Например, если вам нужно акцентировать внимание зрителя на заднем плане снимка, то лучше всего фокусироваться по верхним точкам, тогда объекты переднего плана будут немного размытыми. А при работе над портретом старайтесь соотнести точку фокусировки с глазами модели.

3 D слежение. Используют одновременно со следящим режимом автофокуса. Фотограф выбирает точку, сенсор камеры фокусируется на ней и продолжает удерживать фокусировку при перемещении объекта или при изменении положения самой камеры. Таким образом, точка фокусировки перемещается автоматически. При этом датчики учитывают не только расстояние до объекта, но и его цвет, что делает фокусировку более надежной.


Блокировка автофокуса для перекомпоновки кадра

Для чего нужна активация автофокуса, вам уже понятно, а вот его блокировка требует отдельного внимания.

Блокировка автофокуса (т.е. удерживание внимания камеры на нужном фотографу объекте) используется чаще всего для перекомпоновки кадра. То есть, вы навели резкость, а потом переместили камеру так, чтобы композиция снимка оказалась наиболее удачной. Как же «убедить» камеру удерживать фокус? Для этого существует два способа.

После наведения резкости в покадровом режиме фокусировки , камера фиксирует фокус и сохраняет его до нажатия кнопки спуска затвора (пока не сделан снимок).

Для того чтобы фокус «не ушел» во время перекомпоновки кадра, следует понимать, что автоматика на самом деле фокусируется не на конкретной кошке, например, которую вы снимаете, а на определенном расстоянии до этой самой кошки. Поэтому, если во время перекомпоновки вы изменяете дистанцию (подойдете ближе к объекту или отойдете дальше от него), то фокус собьется, и ваша кошка на снимке окажется нерезкой.

Зато все объекты, которые находятся в одной плоскости с кошкой (т.е. на такой же дистанции от камеры) будут резкими. Именно поэтому при перекомпоновке кадра камеру можно перемешать только в пределах одной плоскости (т.е влево и вправо, вверх и вниз).

Может оказаться неуспешным даже смещение камеры в плоскости фокусировки: это зависит от того, как сильно вы смещаете камеру, какая у вас глубина резкости и объектив. Иногда более подходящий способ достичь резкости в нужной части кадра – использовать боковую точку фокусировки без последующей перекомпоновки.

Соответственно, если вы снимаете динамичные объекты в режиме следящего автофокуса , то первый способ блокировки вам не подходит: когда вы сместите камеру, фокус сместится также вслед за точкой фокусировки. В таком случае можно использовать «ловушку автофокуса» - фокусировку задней кнопкой. Кнопка AF-ON(или AF-stop) на профессиональных камерах – это и есть средство, позволяющее «поймать» в зоне фокуса необходимый объект.

На зеркальных камерах любительского уровня кнопка AF-ON чаще всего отсутствует. Однако с помощью меню можно назначить функцию AF-ON программируемой кнопке (если есть таковая).

Будьте внимательны, когда вы переключите фотоаппарат в режим AF-ON, при нажатии спуска затвора он автоматически фокусироваться не будет. Чтобы камера сфокусировалась, нужно будет нажать AF-ON, а когда вы отпустите кнопку, фокус зафиксируется. Перефокусировка не произойдет, пока вы повторно не нажмете кнопку AF-ON.


В каких ситуациях предпочтительна ручная фокусировка

Многие начинающие фотографы напрасно пренебрегают работой с ручной фокусировкой, отдавая предпочтение автоматической. На практике возникают ситуации, когда ручная фокусировка помогает быстрее добиться желаемого творческого результата.

Для начала работы в режиме ручной фокусировки установите переключатель на вашем объективе в позицию «МF», а затем поворачивайте фокусировочное кольцо до получения необходимой резкости.

Рассмотрим ситуации, в которых удобнее использовать ручную фокусировку:


Съемка вне фокуса

Когда вы изучите и повторите на практике все приемы правильной фокусировки, вы можете попробовать нарушать их для получения художественных снимков вне фокуса. Безусловно, чтобы такие работы не казались просто «испорченными кадрами», нужно хорошо продумать их концепцию и разработать идею, которую вы хотите донести своему зрителю. Для этого нужно обращать внимание на предметы, которые интересны своими очертаниями и смогут придать снимкам некий мистический или сюрреалистический смысл.

Не забывайте, что с первого раза нужный снимок может не получиться, однако со временем, когда вы перейдете со своей камерой на «ты», техника станет вашим надежным помощником в реализации творческих замыслов.

Фотографии для иллюстрации статьи взяты с официального сайта производителя T amron

Многие фотолюбители, получив новую камеру, сразу же начинают использовать её по назначению – снимают всё и помногу. Спустя какое-то время и сотни снимков, некоторые начинают задумываться о том, как их камера работает. Для многих настоящим открытием становится возможность использования контроля автофокуса.

Фокус – один из самых креативных инструментов в фотографии. Это сила, способная привлечь внимание ваших зрителей к одному конкретному объекту из всего окружающего мира, и это просто невероятно. Ниже вы найдёте несколько советов, которые помогут вам взять под контроль автофокус вашей новой камеры. Они подходят и для зеркальных, и для беззеркальных камер, но названия пунктов меню могут варьироваться от модели к модели.

Камеры не фокусируются на объектах

Первое, что вам поможет понять автофокус – это осознание того, что камеры не фокусируются на деревьях, или баскетболистах, или горах, или каком-либо объекте вообще. Камеры фокусируются на определённом расстоянии, и всё, что располагается от камеры на этом расстоянии, будет в фокусе. Если человек, находящийся в двух метрах от камеры, в фокусе, то в фокусе будут и все остальные объекты, расположенные на этой дистанции. Взяв в руки новую камеру, и нажав наполовину кнопку спуска затвора для фокусировки, вы увидите в видоискателе множество подсвеченных квадратиков (или точек – в зависимости от модели камеры). Это не означает, что камера сфокусируется на всех этих точках, эта индикация лишь показывает, какие объекты в данный момент попадают в поле зрения камеры. Часто бывает так, что большинство этих квадратов (или точек) не попадают на объекты, на которых вы хотели бы сфокусироваться. Давайте разберёмся с тем, как это исправить.

Камера фокусируется на определённой дистанции и всё, что расположено на этой дистанции будет в фокусе. На этой фотографии камера сфокусировалась в области, где расположена морда собаки. Так как девочка находится позади этой дистанции, её изображение не в фокусе.

Режим области фокусировки: Одиночный или Ручной

Для того чтобы добиться совпадения фокуса с объектами, на которых вы хотели бы сфокусироваться, вам нужно изменить режим области фокусировки. Настройки по умолчанию дают вам все эти квадраты (точки), загорающиеся в случайном порядке. Изменив режим области фокусировки на Одиночный или Ручной, вы сможете выбирать в какой области видоискателя должна быть выбрана точка автофокусировки. Выбор области будет доступен при помощи кнопок со стрелками или диска на камере. На некоторых моделях камер, чтобы получить доступ к возможности изменять точку фокусировки, вам сначала нужно будет нажать специальную кнопку.

Выберите область фокусировки AF-S

Выбирая точку фокусировки, вы можете выбрать дистанцию, на которой камера сфокусируется

Если вы предоставите камере возможность самостоятельно выбирать область фокусировки, то вы не сможете предсказать, где она сфокусируется

Режим фокусировки: One Shot или AF-S

Получив контроль над областью фокусировки камеры, вам следует выбрать режим фокусировки. В большинстве камер по умолчанию устанавливается режим, который определяет: движется объект в кадре или нет, и в соответствии с этим настраивает фокусировку. Такой режим может называться AF-A, или AFF или AI Focus. Однако, у этого режима есть минус. Например, когда мы фокусируемся в одном месте, а затем перемещаем камеру для изменения композиции, этот режим автофокусировки интерпретирует перемещение камеры, как движение объекта съёмки, и настраивает фокус в соответствии с этими данными. В результате объект съёмки на изображении может получиться нерезким. Так что использовать этот режим нужно очень осторожно.

Чтобы получить резкие изображения в большинстве случаев, предпочтительнее использовать покадровый режим автофокусировки, чаще всего называющийся AF-S. В этом режиме камера фокусируется на точке в видоискателе, и сохраняет фокусировку на ней до тех пор, пока вы удерживаете кнопку спуска затвора полунажатой. Фокусировка не изменяется даже при перекомпоновке кадра. Этот режим фокусировки позволит вам получить гораздо больший процент резких снимков.

В этом кадре объекты двигались в сторону камеры или удалялись от неё, так что режим AF-C / AI Servo сработал очень хорошо

Другой режим фокусировки AF-C или AI Servo предназначен для съемки движущихся объектов, которые могут стать ближе или дальше от камеры. Используя этот режим, вы должны быть уверены, чтобы сохраняете точку фокусировки на движущемся объекте. Даже если вы удерживаете точку фокусировки на глазах вашей модели, этот режим не рекомендуется для портретной съёмки, так как камера будет постоянно немного корректировать фокусировку, ожидая движения вашего объекта съёмки, что, как правило, приводит к недостаточно резким изображениям.

В этом кадре моя модель сидела неподвижно, так что режим AF-S / One Shot подошёл идеально

В некоторых камерах вы можете найти и другие режимы фокусировки, например, 3D-слежение и распознавание лица и т. д. Они могут показать хорошие результаты в некоторых ситуациях. Но большую часть времени AF-S / One Shot будет лучшим выбором для вас.

Не все точки фокусировки, которые вы видите в видоискателе своей камеры, одинаково эффективны. Центральная точка фокусировки обычно является более точной. Она более чувствительна, и может реально сделать работу лучше, чем точки, расположенные во внешних областях. Центральная точка всегда перекрёстного типа, а значит, в условиях низкой освещённости она работает лучше. Кроме того, ваш объектив в центре светлее, что также делает процесс фокусировки более простым и точным.

В подобной ситуации камере будет сложно сфокусироваться на тёмных лицах людей на переднем плане, так что фокусировка по центральной точке будет отличным вариантом

 

 

Это интересно: