→ Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Сочинение на тему: ««Маленький человек» в русской литературе Рассказ о маленьком человеке в современном обществе

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Сочинение на тему: ««Маленький человек» в русской литературе Рассказ о маленьком человеке в современном обществе

Образ «маленького человека» характерен для реализма и встречается во многих произведениях русских и зарубежных писателей. Они пытались этим приемом показать равнодушие государства к обычным, маленьким, людям. По моему мнению, маленький человек – это герой, роль которого в обществе незначительна: обычный рабочий, служащий или крестьянин. Таких людей не любила верхушка общества, потому что они не имели достаточного количества средств и влияния. Чиновники не замечали, что именно благодаря этим людям и строится общество, они – его сила.

Наиболее известным образцом «маленького человека» в литературе является Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина. Герой этого произведения спокойный и добродушный мужчина. Из-за долгой разлуки с дочерью он медленно умирает. А обществу и государству все равно. Они даже не попытались решить эту проблему. Ушел из жизни неприметный человек, а этого никто даже и не заметил. Пушкин говорит читателям, что нужно быть более внимательными к окружающим. Именно Александр Сергеевич впервые ввел понятие «маленького человека» в литературе.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Тушину уделено не так много времени, это объясняется тем, что он и есть «маленький человек» в этом произведении. Все видят его смешным и несуразным. Однако в бою проявляются его лучшие качества: бесстрашие, желание сражаться. Л.Н. Толстой уверяет, что нельзя судить о человеке сразу, лучше узнать его получше.

Семен Семенович Мармеладов из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» живет на самой окраине Петербурга в глубоко нищете. Этот герой – спившийся чиновник, который сам осознает свою никчемность и бесполезность. Мармеладов убивает себя духовно, он не стремится подняться в обществе, он сдается и умирает. Трагическая судьба этого персонажа, который нигде никому не нужен, не выдерживает всех испытаний. Мечта Семена Семеновича приносить пользу обществу так и не стала реальностью. Мне кажется, Достоевский образом этого героя обрисовал огромное количество людей по всей России. Люди сторонятся их, не желают помочь, а ведь никто не знает настоящие причины такой их жизни. Такие люди вынуждены спиваться и деградировать.

Образ «маленького человека» является центральным в литературе русского реализма. Описывая тяжкую жизнь таких героев, писатели пытались обрисовать настоящее существование простых граждан того времени, вызвать протест государству.

Теме "маленького человека" русские классики отдали дань сполна. Самсон Вырин Пушкина, Акакий Акакиевич Гоголя, Макар Девушки и Достоевского - самые известные "маленькие люди". Наверное, в ту эпоху с большим вниманием относились к человеку вообще, поэтому с таким сочувствием писали о жалких, ничтожных людях, у которых есть свои "маленькие" мечты, потребности, желания.

В XX веке гораздо большее внимание уделялось глобальным вопросам. Это неудивительно: XX век в России - эпоха двух мировых войн, трех революций, гражданских войн, коренной перестройки общества. Конечно же, писатели, следуя духу времени, решали вопросы мирового масштаба, а в сфере их внимания находились в основном сильные, выдающиеся личности.

Однако даже в дни великих перемен на земле продолжают рождаться люди. Совершенно обычные люди. Они хотят работать, строить свой дом, воспитывать детей. Им нет дела до великих перемен. Или, наоборот, они очень хотели бы участвовать в этих переменах, но никто не обращает внимания на их душевные порывы. Для "маленьких людей" весьма характерно то, что на них редко обращают внимание, их ие ценят, смеются и даже издеваются над ними. Часто даже не окружающие, а сама жизнь не знает пощады к "маленьким людям". Об этом писали такие известные современные авторы, как А. И. Солженицын и В. М. Шукшин.

В рассказе "Матренин двор" Солженицына говорится об одинокой старухе Матрене. Личная жизнь ее не удалась (это так характерно для "маленького человека"!): вышла замуж за нелюбимого, потеряла шестерых детей. Однако это не озлобило Матрену. Не озлобило ни потребительское отношение соседей, ни то, что ей не платили за работу в колхозе. Поразительно, но, как бы плохо ни приходилось Матрене, она всегда добра, участлива, услужлива. И погибает она именно от того, что в очередной раз кинулась помогать людям, хотя и не просили ее. Всю жизнь свою Матрена прожила тихо, скромно, ни у кого не прося помощи, всегда помогая другим. Она была несчастна, но никогда не жаловалась. В этом было ее величие, особое величие "маленького человека". Матрена - тот праведник, без которого "не стоит земля". Обычно мы не замечаем этих скромных людей, проходим мимо. Еще бы: они не кричат о том, что держат землю; они и сами не знают об этом. А если бы кто-нибудь сказал им об этом, удивились бы и не поверили.

В. М. Шукшин - автор, герои которого, по преимуществу, - "маленькие люди". Какой бы рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чу-дака-изобретателя, вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как прекрасных, светлых и чистых.

Например, Бронька Пупков из рассказа "Миль пардон, мадам!" Смешное имя - весьма распространенный признак "маленького человека". Вспомним Акакия Акакиевича Башмачкина или Макара Девушкина. Бронька с истинно авторским вдохновением из года в год рассказывает изумленным слушателям одну и ту же историю о том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек", никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. В рассказах Шукшина подобные "странные люди" встречаются на каждом шагу. Это и Андрей Ерин с его микроскопом и жаждой спасти человечество от ужасных микробов, и Константин Смородин с картиной "Самоубийца", и столяр Семка Рысь с мечтой отреставрировать старую церковь.

Но, наверное, самую острую жалость вызывает Иван Петин ("Раскас"). Когда от него уходит жена, он пытается выразить свои чувства на бумаге, что получается у него весьма неуклюже. В этом Иван не столько смешон, сколько трогателен. За малограмотными фразами "раскаса" скрывается целая человеческая трагедия. Человек может не уметь выразить свои мысли, но зато любить и страдать гораздо больше, чем и ной образованный человек.

Ноя 21 2016

Впервые тема «маленького человека» прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же, «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, Доведенный до отчаянья . При этом этот человек не просто не чинованный, а человек, ощущающий свое Бессилие перед жизнью. Порой он способен к протесту, на который его ведет жизненная катастрофа, но исходом Протеста всегда являеться безумие или смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки Сумасшедшего», «Портрет», и «Шинель»).

Жизнь в Петербурге дала возможность молодому писателю расширить свой круг наблюдений, следствием чего рядом с Образами украинских крестьян и помещиков стали появляться фигуры чиновников. Петербург поразил Гоголя Картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Именно в этом страшном, Безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным, который стал одним из первых Персонажей этого типа и по вырожению Белинского являеться «уродливым гротеском, странной, прихотливой грезой Художника; это олицетворение насмешки над жизнью и человеком, жалкою жизнью, жалким человеком» . Именно здесь Нет житья бедному Акакию Акакиевичу – «человеку соверщенно обычному, заурядному, ничем не примечательному, Почти даже не человеку, а общему месту, постоянной мишени для насмешек» .

Герои Гоголя сходят с ума или Погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его Общественного бытия главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей этого цикла несомненно являеться – «Записки сумасшедшего».

Герой Произведения Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни На что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья его Высокопревосходительству, преисполненный величайшем уважением к директору. «Все ученость, такая ученость, что Нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!

» отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает его чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий Чин, должность, деньги, так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но Не посмеяться хотел Гоголь над своим героемю.

Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно Западает вопрос: почему он титулярный советник? Тем самым, Поприщин окончательно теряет свой рассудок и Поднимает бунт, вызваный осознанием оскорбленного человеческого достоинства. Он думает, почему «что есть Лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам» .

По мере усиления безумия в Поприщине Растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я Больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?

» . Блок Заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» являеться протестом против Несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где нет разума и справедливости. Поприщин порождение и жертва этого мира. Крик в финале повести воплощает собой все обиды и страдания «маленького человека».

Очередной жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола становиться Акакий Акакиевич Башмачкин герой Повести «Шинель». «Акакий представляет собой в этом нелепом мире и сокровенную сущность его, и вместе с тем Патетическую попытку преодоления абсурда» как говорит о нем В. Набоков. Гоголь, с другой стороны, не Скрывает своей ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя.

Он подчеркивает Типичность незначительности Акакия Акакиевича: «вечный титулярный советник, над которым, как известно, Натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не Могут кусаться» . И вдруг таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью, при этом Сила страсти и ее предмет несоизмеримы. Тем самым, решение простой житейской все сочинения на a l l soch 2005 задачи вознесено на высокий Пьедестал, в чем и заключаеться ирония Гоголя. Когда Акакия Акакиевича грабят, он в порыве отчаяния Обращаеться к «значительному лицу».

Это «значительное лицо» являеться обобщенным образом представителя власти. Сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека», когда из кабинета Этого \”значительного лица\” выносят почти бездвижное тело Акакия Акакиевича. Но только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт, что подчеркивает общественный смысл конфликта, и месть: привидение, в котором был Узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания» . После этой повести мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось.

Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом». Но для Гоголя была важна только типичность судеб «маленьких людей», неизбежность их конца в условиях созданных Социальным кругом.

В «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, а в \”Шинели\” размыты границы Жизни и смерти. Смерть Башмачника и сумасшествие Поприщина – явления одного порядка, которые говорят нам об Одном: «только подлость, жестокость и умение пресмыкаться перед сильными мира сего могут помочь сделать Карьеру и обеспечить беспечальное существование тем, кто отдан во власть эксплуататорам и крепостникам. Поэтому бесконечно тяжела участь «маленького человека», пытающегося пробиться к жизни при помощи труда, Честности и терпения.

» И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького Человека», а человека вообще. Эти персонажи представляют перед нами людей одиноких, неуверенных, лишенных Надежной опоры, нуждающихся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни Оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Именно так изображает его Гоголь. Гоголь вознес социальной несправедливости и сочувствия к угнетенным – простым людям в своем цикле Петербургских повестей с остротой и убедительностью. Тема явилась не только воплем милости к падшим, но и Протестом против системы рождающей «падших».

«Гоголь поднял образ угнетенного человека до высот настоящей Поэзии» . сочинения: Victoria F

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Трагический Образ «Маленького Человека» . Литературные сочинения!

Сочинение

«Боль о человеке» — вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А. С. Пушкин.

В 1830 году Пушкин написал пять повестей, объединенных общим названием и общим рассказчиком, — «Повести Белкина». Из них самой трогательной и одновременно самой печальной является, как мне кажется, повесть «Станционный смотритель». В ней поэт впервые вывел на страницы русской литературы «маленького человека» — Самсона Вырина. Пушкин очень точно охарактеризовал его социальное положение — «сущий мученик четырнадцатого класса».

Многое вытерпел смотритель маленькой почтовой станции в своей горемычной жизни, многое перенес. Почти каждый из проезжающих вольно или невольно обижал его, вымещая на нем, безответном чиновнике, досаду за плохие дороги и задержку лошадей. У него была одна отрада — дочь Дуня, которую он любил больше самой жизни. Но и ее он лишился: Дуню увез с собой в Петербург проезжий офицер Минский. Вырин пытался добиться правды, но везде его гнали прочь. И бедный чиновник не перенес обиды — спился и вскоре умер. Пушкин явно с сочувствием показал Самсона Вырина, глубоко несчастного человека, со своей маленькой, но от этого никак не менее горестной драмой.

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник». Всю свою жизнь он «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте. Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, жизненным предназначением. Башмачкин не разгибая спины трудился целый день на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее интересные, переписывал для себя — на память. Жизнь его была по-своему насыщенной и интересной. Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце концов, пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый искусный портной. Существование Башмачкина приобрело новое содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней согревали ему душу долгими зимними вечерами. Эта шинель, ставшая предметом постоянных дум и разговоров Башмачкина, приобрела для него чуть ли не мистическое значение. И когда она наконец была готова, Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель. Для бедного чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни. Он обратился к некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер. Гоголь призывал читателя любить «маленького человека», потому что он «брат наш», потому что он тоже человек.

Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский, очень точно сказавший о себе и о своих современниках: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». Действительно, главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди», «униженные и оскорбленными». Но, в отличие от героя Гоголя, герои Достоевского способны открыто протестовать. Они не смиряются с ужасной действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об окружающем их обществе.

Их духовный мир не так ограничен и убог, как у Башмачкина. Они острее, чем он, чувствуют несправедливость и жестокость мира наживы и денег. Так, бедный чиновник Мармеладов, выброшенный на самое дно жизни, сохранил свою душу, не стал негодяем и подлецом. Он намного более человечен, чем «хозяева жизни» — Лужин и Свидригайлов. Монолог Мармеладова в распивочной — это не только сожаление о своей загубленной жизни, но и горький упрек всему обществу.

Соня Мармеладова была вынуждена продавать себя, чтобы не дать умереть с голоду маленьким детям своей мачехи — Катерины Ивановны. Она страдает за боль всех людей, всех сирых и убогих. Соня помогает не только своей семье, она стремиться помочь совершенно чужим людям. Именно Соня стала нравственной и духовной опорой для Раскольникова: Соня понесла вместе с ним его «крест» — пошла вслед за ним на каторгу. В этом заключается ее сила и ее величие — величие самопожертвования во имя людей, на которое была способна только неординарная личность.

Произведения русских писателей заставляют нас мучительно размышлять о смысле человеческой жизни, о предназначении человека. Вместе с их героями мы учимся уважать человеческую личность, сострадать ее боли и сопереживать ее духовным исканиям.

Первым из русских писателей, кто затронул тему “маленького человека”, был Пушкин. Его повесть “Станционный смотритель” посвящена скромному существованию станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть стала первой из ряда произведений русской литературы, посвященных этой теме.

В поэме “Медный всадник” Пушкин также затронул проблему “маленького человека”, но в несколько ином ракурсе. Герой поэмы, Евгений, – обыкновенный житель великого города. Но это величие – лишь одна сторона медали. Сам Пушкин говорил о

Петербурге – “город пышный, город бедный”. Насколько пышен сам город, настолько же несчастны в нем могут быть люди. Евгений, единственное желание которого, – тихая и спокойная семейная жизнь, оказывается жертвой неумолимой стихии. Весь его протест против пышного и надменного города, погубившего его любовь, сводится к тому, что он, несвязно что-то бормоча, грозит рукой Медному Всаднику. Петр Первый, как кажется Евгению, преследует его. В этом можно усмотреть аллегорию: город подавляет своих жителей, не дает им свободно дышать.

Тему “маленького человека” продолжил Н. В. Гоголь в своих “Петербургских

Повестях”. Особенно примечательна в этом смысле повесть “Шинель”. Герой ее – бедный и скромный чиновник Акакий Акикиевич Башмачкин. Даже его смешное имя говорит о ничтожном положении чиновника. Действительно, он много лет работает на одном и том же месте, но его не повышают в должности. Да он и сам не стремится к этому. Он вполне удовлетворен своим существованием. Единственное, что омрачает его, – постоянные издевки других чиновников. Они привыкли воспринимать Акакия Акакиевича как объект для насмешек, а он и не стремится поставить себя по-иному. Да уже и поздно: ему за пятьдесят. Показательно, что “значительное лицо” называет его “молодым человеком”. Башмачкин не стал с годами солиднее, представительнее, он остался столь же жалким, как был.

Сначала “Шинель” воспринимается читателем как смешная история про смешного человека, но постепенно она перерастает в настоящую драму. Покупка шинели, возможно, была единственной в жизни Акакия Акакиевича большой и светлой мечтой. Но жизнь не замедлила разрушить эту мечту, растоптать ее. Смерть чиновника напрямую связана с тем, что у него отобрали шинель, потому что вместе с ней отобрали и мечту. А страдания “маленького человека”, пусть они и не заметны никому, могут быть столь же великими, как и у человека выдающегося. Насколько страдал Акакий Акакиевич, не знал никто, да и вряд ли кто-нибудь поверил бы, что он способен чувствовать и плакать. Жизнь не щадит “маленьких людей”. Она подвергает их испытаниям, которые те не в силах вынести. Так и Акакий Акакиевич: он умер не от того, конечно, что у него украли шинель, а от того, что жизнь раздавила его, выбросила на обочину.

И Пушкин, и Гоголь показали жизнь “маленьких людей” со стороны. Да, они сочувствуют и сопереживают своим незаметным героям, но все же смотрят на них несколько свысока. Достоевский в этом отношении пошел дальше их, поскольку в романе “Бедные люди” показал чувства и переживания “маленького человека” от первого лица. Макар Девушкин очень похож на Акакия Акакиевича Башмачкина. Он так же беден, состоит в том же чине, обладает таким же смешным, вызывающим жалость, именем. Он и на самом деле своими поступками и взглядами на жизнь напоминает робкую девушку.

Однако в одном Макар Девушкин существенно отличается и от Самсона Вырина, и от Акакия Акакиевича. В нем есть своеобразная гордость, то, что называют “гордостью бедных”. Она заставляет его скрывать свою бедность. Он едва сводит концы с концами, но помогает людям беднее себя: своим соседям, нищим на улице, что говорит о его душевном благородстве. Откуда в нем эта гордость, это благородство, это милосердие? Откуда такая сила любви и уважения к Вариньке Доброселовой? Макара Девушки на можно с полным правом назвать “великим маленьким человеком”. К сожалению, все те прекрасные черты характера, которыми он обладает, растушеваны, теряются за его врожденной скромностью, кротостью. И его тоже ие жалеет жизнь: его любимую, бесценную Варииьку увозит развратный помещик Быков. Единственный же способ, которым может протестовать Макар, – это его письма, полные невыносимого страдания. 11о действиями, поступками он никогда сопротивляться не будет. В этом беда всех “маленьких людей”: они покорно сносят все выпадающие на их долю невзгоды, а эта покорность вызывает еще большие несчастья. Порочный круг.

Достоевский, наверное, чаще всех русских писателей обращался к теме “маленького человека”. Достаточно вспомнить хотя бы роман “Преступление и наказание”. “Маленькие люди” – Мармеладов и его семья – страдают от бедности, голода и унижения, и ничего не могут сделать со своим положением. Какое бы решение они ни приняли, оно ведет к позору, нищете или смерти. А ведь таких “маленьких людей” со своими желаниями, страстями, радостями и бедами в России много и до сих пор. Все писатели, затрагивавшие эту тему – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Карамзин, Чехов, – сочувствовали своим героям. Но разве могли они изменить их положение? Увы, проблема “маленького человека”, унижаемого и людьми и самой жизнью, наверное, будет существовать, пока существует Россия.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя “Шинель”, написанная Николаем Васильевичем в...

 

 

Это интересно: