→ Смысл рассказа последний лист. Взаимоотношения между людьми (по новелле О.Генри «Последний лист»). Злобный старикашка Берман

Смысл рассказа последний лист. Взаимоотношения между людьми (по новелле О.Генри «Последний лист»). Злобный старикашка Берман

Рассказ «Последний лист» впервые увидел свет в 1907-м году в сборнике «Горящий светильник». Как и большинство произведений О.Генри он относится к жанру «коротких рассказов» с неожиданной концовкой.

Название произведения – символический образ ускользающей жизни . Последний лист на плюще, цепляющемся за кирпичную стену соседнего дома, становится для больной пневмонией Джоанны (Джонси) временной точкой отсчёта её смерти. Уставшая от физических страданий девушка, придумывает себе примету, позволяющую надеяться на покой («Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит» ), под которым она, вопреки здравому смыслу, понимает не выздоровление, а смерть.

Психологический настрой Джонси расценивается лечащим врачом как гибельный. Доктор объясняет подруге умирающей девушки Сью, что она должна цепляться за жизнь (совсем как плющ за стену дома), в противном случае её шансы не будут равняться даже один к десяти. Врач (как представитель реалистической профессии) предлагает в качестве смысла жизни – любовь к мужчине. Сью (как человека искусства) удивляет такой выбор. Ей более понятна мечта Джоанны написать красками Неаполитанский залив (об этом больная говорит до тех пор, пока ей не становится хуже, и к этому же возвращается сразу же, как только чувствует себя лучше).

Животворящая сила искусства становится основной идеей рассказа как на уровне частных желаний больной Джоанны, так и общего сюжетного смысла: мечтающий всю жизнь о настоящем шедевре старый, давно уже спившийся художник Берман создаёт изображение, имеющее высшую ценность, изображение, выходящее за рамки искусства, поскольку оно становится самой жизнью. В свою работу старик вкладывает не только талант, но и здоровье: работая под северным порывистым ветром и дождём, он заболевает воспалением лёгких и умирает, даже не дождавшись полного выздоровления Джоанны.

Искусственный (не настоящий) лист оказывается нарисован так искусно, что первое время никто распознаёт в нём подделки. «Тёмнозелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада» он обманывает не только больную Джонси, но и здоровую Сью. Чудо, созданное руками человека, заставляет девушку поверить в свои жизненные силы, устыдится малодушного желания смерти. Видя, насколько храбро держится последний лист на плюще, Джоанна понимает, что она должна быть сильнее маленького растения: теперь она уже видит в нём не приближающуюся смерть, а несгибаемую жизнь.

Главные герои романа – Сью, Джонси и Берман – становятся воплощением лучших человеческих качеств: любви, заботы, терпения, умения пожертвовать собой ради другого. Похожий одновременно на Моисея, Микеланджело, сатира и гнома Берман воспринимает себя «сторожевым псом» молодых художниц и без малейшей тени сомнения ввязывается в авантюру, стоившую ему жизни. Примечательно, что Джоанну старый художник знает всего несколько месяцев: девушки открывают свою студию в мае, в ноябре Дожанна заболевает пневмонией.

Заботящаяся о больной художнице Сью – работающая ради того, чтобы было, чем её накормить; готовящая для неё куриные бульоны; старающаяся поддержать в ней боевой дух – на первый взгляд, не относится к числу лучших подруг Джоанны. С последней она знакомится случайно и решает работать вместе на основании таких общих интересов как взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава. Для большинства людей эти три позиции вряд ли стали бы основополагающими при принятии решения жить и работать вместе, но для людей искусства в них заключается почти всё: общая художественная цель (духовное родство), одинаковые вкусы в еде (физическое родство), похожий взгляд на моду (единое понимание мира).

Художественное пространство рассказа – запутанное и изломанное, повторяющее само себя несколько раз – замыкает внутри себя происходящие события и отзеркаливает их на примере судеб Джоанны и Бермана (последний выходит за рамки окна, вторгается в реальность, меняет её и умирает вместо смотрящей в окно девушки).

  • «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Мир "четырех миллионов" в рассказе "Последний лист". Парадокс в новеллах "Фараон и хорал" и "Превращение Джимми Валентайна". Парадокс в разнообразных его проявлениях как излюбленный прием О. Генри. Прием иронии, часто злой, переходящей в сарказм.

    реферат , добавлен 22.09.2013

    Автобиография Генри Адамса в контексте национальной художественной культуры. "Воспитание Генри Адамса": Библия или песнь об Апокалипсисе. Генезис научно-исторических концепций Генри Адамса. "Воспитание Генри Адамса": от поэтики текста к философии истории.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Изучение трагедии творческой личности в романе Дж. Лондона "Мартин Иден". Рассмотрение особенностей литературного стиля Ги де Мопассана в создании психологического портрета при помощи художественной детализации. Критический анализ новеллы "Папа Симона".

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях ("О чем ты воешь, ветр ночной", "Как океан объемлет шар земной", "Пожары" и "Последний катаклизм").

    сочинение , добавлен 16.12.2002

    Значение и особенности мемуаров. Установка на "документальный" характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Личность автора, время и место действия описываемых событий. Установление источников осведомленности автора.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Место Ивана Тургенева в англоязычном литературном пространстве второй половины XIX века. Характеристика основных элементов поэтики данного писателя в рамках общего эстетического видения Генри Джеймса. Особенность исследования тургеневских романов.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2017

    Знакомство с творческой деятельностью Эдгара По, общая характеристика новелл "Падение дома Ашеров" и "Убийство на улице Морг". Рассмотрение особенностей выявления жанрового своеобразия новеллы как литературного жанра на материале творчества Эдгара По.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Статус иронии в свете традиционных и современных научных исследований, ее особенности как составляющей категории комического и средства эмоционально-оценочной критики. Средства репрезентации иронии в романе, критерии его иронической маркированности.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2016

Что такое истинный шедевр

(по рассказу О’Генри «Последний лист»)

Здравствуйте, ребята!

Рассказ, о котором пойдет речь, написан замечательным американским писателем О.Генри и называется "Последний лист". Уильям Сидней Портер (настоящее имя писателя) был членом клуба шутников, скромным бухгалтером банка, арестантом № 34627, тюремным аптекарем, писателем, автором 273-х рассказов и одного романа.

Название рассказа многозначное: «Последний лист» - так можно сказать и о написанной рукописи, и о последней странице жизни. «Беспечен ветер в вечной книге жизни. Мог и не той страницей шевельнуть», - сказал когда-то Омар Хайям. И эти слова - слова человека, не смирившегося с неизбежностью смерти. Ведь в этом и состоит суть творчества - обманывать неизбежность, оставляя себя в вечности.
Так о чём этот рассказ? О последних днях жизни? О творчестве? Или о чём-то еще?

Прочитайте рассказ "Последний лист" .

Проверка знания текста.

Что такое последний лист - окончание творчества или окончание жизни?

Можно сказать, что это и то и другое. Последний лист - это шедевр, который написал мистер Берман. И это последняя страница его жизни. Он увидел смысл в своём существовании в том, чтобы подарить жизнь человеку, о котором он считал своим долгом заботиться. Понятно, что он опекал двух молодых художниц, которые искренне считали его «противным старикашкой». Его бесплодные поиски «шедевра» - от его нереализованности. Когда он увидел точку приложения своих сил - «шедевр» был написан за очень короткое время.

Докажите, что мистер Берман спас Джонси.
- В татради по литературе составьте в виде схемы литературный портрет Джонси и Бермана. Объедините общие качества.
- Похожи ли два этих героя? Чем?
- Можно ли назвать мистера Бермана художником?
- Перечислите качества настоящего художника.

Вывод.

Всё большое начинается с малого. Доктор, который лечил Джонси, услышав, что она хочет написать красками Неаполитанский залив, реагирует бурно: спрашивает, нет ли у неё на душе чего-нибудь такого, о чём действительно стоило бы думать? Он прекрасно понимает, что желание жить строится из кучи мелочей, каждая из которых имеет огромное значение для человека. Если девушку интересует, какого фасона будут носить рукава - она имеет интерес к жизни. Если сфера её желаний нечто отвлечённое - дело плохо. Любой шедевр, любое произведение искусства потому только всегда остаётся актуальным, что завязано на жизнь, на сопереживание. Отвлечённые истины - для философов. Низкие - для биологов и физиологов. Конкретные, жизненные - для нас с вами. Этот рассказ о том, что искусство помогает жить. И даже человек, перевернувший в своей жизни последний лист, успевает создать истинный шедевр - несмотря на то, что этот шедевр - маленький листочек плюща на крошащейся кирпичной стенке. История человечества продолжается только потому, что каждый оставляет что-то после себя в плане материальном либо в плане духовном. Посмотрите на любой предмет цивилизации - будь то машина, дом, предмет бытовой техники и т.д. В каждый из них вложен труд и опыт многих поколений - тех, кого мы не знаем. Тех, кто после своей физической смерти остались в предметах материального и духовного мира, создавая вокруг нас то пространство, в котором только и может жить и творить человек.

Каково же назначение художника и искусства?

Спасать жизни и придавать им смысл. Об этом и пишет О’Генри в своём рассказе.

Невозможно не восхищаться творчеством О. Генри. Этот американский писатель, как никто другой, умел одним росчерком пера вскрывать человеческие пороки и превозносить добродетели. В его произведениях нет иносказательности, жизнь предстает такой, какова она на самом деле. Но даже трагические события мастер слова описывает с присущей ему тонкой иронией и добрым юмором. Предлагаем вашему вниманию одну из самых трогательных авторских новелл, вернее её краткое содержание. «Последний лист» О.Генри - жизнеутверждающий рассказ, написанный в 1907 году, всего за три года до смерти писателя.

Юная нимфа, сраженная тяжелым недугом

Две начинающие художницы, которых зовут Сью и Джонси, снимают недорогую квартиру в бедном районе Манхэттена. На их третий этаж редко заглядывает солнце, так как окна выходят на север. За стеклом можно разглядеть лишь глухую кирпичную стену, обвитую старым плющом. Примерно так звучат первые строки рассказа О. Генри «Последний лист», краткое содержание которого мы пытаемся произвести как можно ближе к тексту.

Девушки поселились в этой квартире в мае, организовав здесь небольшую студию живописи. К моменту описываемых событий на дворе стоит ноябрь и одна из художниц серьезно больна - у нее обнаружили пневмонию. Приходящий доктор опасается за жизнь Джонси, так как она упала духом и приготовилась умирать. В ее хорошенькой головке крепко засела мысль: как только с плюща за окном упадет последний лист, наступит последняя минута жизни и для нее самой.

Сью пытается отвлечь подругу, вселить хоть малую искру надежды, но у нее это плохо получается. Ситуация осложняется тем, что осенний ветер безжалостно срывает листья со старого плюща, а это значит, что жить девушке осталось недолго.

Несмотря на лаконичность этого произведения, автор подробно описывает проявления трогательной заботы Сью о заболевшей подруге, внешность и характеры героев. Но мы вынуждены опустить многие важные нюансы, так как задались целью передать лишь краткое содержание. «Последний лист»… О. Генри дал своему рассказу, на первый взгляд, невыразительное название. Его раскрывается по мере развития сюжета.

Злобный старикашка Берман

В этом же доме этажом ниже живет художник Берман. Двадцать пять последних лет стареющий мужчина мечтает о создании своего живописного шедевра, но приступить к работе всё не хватает времени. Он рисует дешевые плакаты и беспробудно пьет.

Сью, подруга больной девушки, считает Бермана старикашкой со скверным характером. Но всё же рассказывает ему о фантазии Джонси, ее зацикленности на собственной смерти и опадающих листьях плюща за окном. Но чем может помочь несостоявшийся художник?

Наверное, в этом месте писатель мог бы поставить длинное многоточие и завершить повествование. А нам бы пришлось сочувственно вздохнуть, размышляя о судьбе юной девушки, жизнь которой была мимолетной, говоря книжным языком, «имела краткое содержание». «Последний лист» О. Генри - сюжет с неожиданной концовкой, как, впрочем, и большинство других произведений автора. Поэтому ставить точку еще рано.

Маленький подвиг во имя жизни

На улице всю ночь бушевал сильный ветер с дождем и снегом. Но когда утром Джонси попросила подругу раздвинуть шторы, девушки увидели, что на одеревеневшем стебле плюща всё еще держится желто-зеленый листок. И на второй, и на третий день картина не изменилась - упрямый листочек не хотел улетать.

Приободрилась и Джонси, поверив, что умирать ей еще рано. Доктор, посетивший свою пациентку, сказал, что болезнь отступила и здоровье девушки пошло на поправку. Здесь должны зазвучать фанфары - чудо свершилось! Природа встала на сторону человека, не пожелав отнять у слабой девушки надежду на спасение.

Чуть позже читателю предстоит понять, что чудеса происходят по воле тех, кто способен их совершать. В этом нетрудно убедиться, прочитав рассказ полностью или хотя бы его краткое содержание. «Последний лист» О. Генри - история со счастливым финалом, но с легким налетом грусти и светлой печали.

Через несколько дней девушки узнают, что их сосед Берман скончался в больнице от пневмонии. Он сильно простудился в ту самую ночь, когда с плюща должен был упасть последний листок. Желто-зеленое пятнышко со стебельком и словно живыми прожилками художник нарисовал красками на кирпичной стене.

Вселив надежду в сердце умирающей Джонси, Берман пожертвовал своей жизнью. Так заканчивается рассказ О. Генри «Последний лист». Анализ произведения мог бы занять не одну страницу, но мы попытаемся выразить основную его идею всего одной строчкой: «И в обыденной жизни всегда есть место подвигу».

7 класс литература

Тема: О.Генри « Последний лист»

Цели: - познакомить учащихся с биографией и рассказом О.Генри «Последний лист», выяснить тему и идею этого произведения; учить выявлению авторской позиции;

- развивать речь и творческую фантазию детей (умение размышлять, додумывать окончание рассказа), активизировать интерес к творчеству О.Генри;

- воспитывать внимательность к другим людям, сочувствие, умение прийти на помощь, мудрость; воспитывать интерес к литературе как виду искусства.

Тип урока: урок внеклассного чтения; комплексное применение знаний и способов деятельности, урок с применением методов критического мышления.

Оборудование : интерактивная доска, презентация по биографии писателя, текст рассказа, песня С. Копыловой « Последний лист».

Только любовью держится и движется жизнь.

И. С.Тургенев.

Самое меньшее благо в жизни – это богатство, самое

Большое – мудрость.

Г.Э.Лессинг.

Ход урока

    Организационный этап.

    Актуализация.

Отгадайте, пожалуйста, загадку. О ком идет речь в этой короткой характеристике: Член клуба шутников, скромный бухгалтер банка, арестант №34627, тюремный аптекарь, автор 400 рассказов и одного романа, настоящее имя этого человека – Уильям Сидни Портер. Кто этот человек? О ком идет речь?

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией этого необычного человека и разберем его рассказ « Последний лист», подумаем, какова же тема, идея этого произведения и о чем оно заставляет нас задуматься.

    Формирование новых понятий и способов действия.

    Слово учителя.

О Генри написал без малого 400 рассказов и один роман. Темы его произведений разнообразны. Жизнь техасских степей и ранчо, экзотический быт Центральной Америки, быт провинции в США, мир уголовников, жизнь мелкого люда города Нью – Йорка. Героями его рассказов являются простые люди, составляющие массу народа. Все творчество писателя проникнуто вниманием и любовью к незаметным, маленьким людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. О.Генри покорил читателя как мастер жанра короткого рассказа и сумел занять свое место в ряду лучших писателей американской литературы, таких, как Эдгар По, Марк Твен, Вашингтон Ирвинг, и других.

2. Проверка домашнего задания. 2 учеников показывают свою презентацию о биографии О.Генри , остальные добавляют, какие интересные факты из жизни писателя они знают.

3. Этап прогнозирования. Итак, познакомимся с самим рассказом « Последний лист». Посмотрите на название рассказа, подумайте, о чем он может быть? (все предположения записываются на доске).

Теория литературы: понятие новеллы(смотреть презентацию).

4. Чтение первой части рассказа до слов: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти.»

Беседа: - О ком этот рассказ? Кто является главными героями произведения?

- В чем необычность ситуации? Кто такой этот господин Пневмония в рассказе? - Что, по мнению доктора, может увеличить шансы на выздоровление Джонси?

- Уточните свои предположения: какова, как вы думаете, будет проблематика рассказа?

5. Вторая остановка. Чтение до слов: « Это последний, - сказала Джонси. – Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я».

Беседа: - Почему больная Джонси подумала, что она умрет с последним листком опадающего плюша?

- Согласны ли с ней ее подруга Сью и художник старик Берман?

- Как характеризует его писатель? Что необычного отмечает он во внешности старика? Чем он зарабатывает на жизнь? О чем мечтает? Что мы можем сказать о его характере?

- Попробуйте предположить, что произойдет дальше.

IV . Применение. Формирование знания и способов действия.

    1. Творческая работа. Ученики пишут свои варианты концовки рассказа и зачитывают их.

Каждому рассказу О.Генри придавал характер литературной загадки. Читателю кажется, что он знает, каков будет исход событий, но вскоре убеждается, что ошибался, и когда наступает развязка, она всегда бывает совершенно неожиданной, опрокидывающей все предположения читателя. Благодаря такому приему рассказы О. Генри читаются с неослабевающим интересом.

2. Учитель зачитывает рассказ до конца. Обсуждение.

О чем этот рассказ? Оправдались ли наши предположения? (о тяжелой болезни Дженси и ее страшной фантазии).

Какова идея (проблематика) рассказа? – Что хотел сказать автор своим произведением?

(Сила внушения, её влияние на жизнь человека, умение пожертвовать собой ради другого).

.
-Кто является выразителем идеи (какие слова являются основной мыслью)?


(Художник: «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!»
Сью: «Какие глупости ты говоришь!») Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, нужно бороться
.


- Изменилось ли наше отношение к старику Берману в конце рассказа? Что это оказался за человек?

(он оказывается способным на великий акт самопожертвования: ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пропойца возникает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Бермана приобретает настоящее духовное величие, а смерть его вызывает у нас боль.)

Можем ли мы сказать, что в конце жизни старому художнику удалось нарисовать шедевр, как он об этом мечтал? Да, этот небольшой листок - настоящий шедевр. Не с художественной точки зрения, нет. У него была вложена любовь к человеку, вера в его силы, желание добра. И человечность победила.

Почему мы можем сказать, что в рассказе О.Генри две концовки (развязки)? Определите их.

В сущности, новелла является примером «двойной развязки», т.е. здесь имеются две сюжетные линии: болезнь Джонси и шедевр Бермана.Формально основной сюжетной линией является болезнь Джонси, но только формально. На самом деле главным событием в произведении является самоотверженность Бермана. Обе линии получают окончательное неожиданное решение только в самом конце новеллы, когда Сью раскрывает правду подруге. Благодаря такому приему О. Генри держит читателя в состоянии напряжения до самого завершения новеллы. Но этот прием выполняет еще одну функцию - с его помощью старый Берман в один миг морально вырастает в наших глазах и превращается в символ самопожертвования.

Напишите, какие цвета у вас ассоциируются с сюжетом этого рассказа. Почему?

3. Работа с эпиграфами урока. – Как вы понимаете слова И.С.Тургенева и Г.Э.Лессинга?

- Что есть мудрость? (согласно авторской оценке) (Мы становимся истинно счастливыми, жертвуя чем-то ради других. И чем больше жертва, тем больше наша любовь).

V . Подведение итогов урока.

Понравилось вам это произведение? Интересно ли было читать?

О чем вас заставил задуматься рассказ О.Генри «Последний лист»?

О"Генри показал героев с доброй душой, заставляя нас внимательно присматриваться к каждому человеку, учиться быть гуманным ко всему, что окружает. Писатель утверждает: нужно стремиться быть человеком, несмотря на жестокость нашего мира, и это возможно!

ХОЛОДНОМУ ДЫХАНЬЮ СТАРОЙ ОСЕНИ
МЕШАЛИ ЛИСТЬЯ СТАРОГО ПЛЮЩА...
СОСЕД-ТОЛСТЯК, С МОРЩИНКАМИ И ПРОСЕДЬЮ,
ХУДОЖНИЦУ БОЛЬНУЮ НАВЕЩАЛ...

И ВЫДУМКА БОЛЕЗНЕННОЙ ФАНТАЗИИ
ЕЙ ПОДСКАЗАЛА, ЧТО ОНА УМРЁТ,
КОГДА С ПЛЮЩА ОСЕННЯЯ ОКАЗИЯ
ПОСЛЕДНИЙ САМЫЙ ЛИСТИК ОБОРВЁТ...

СОСЕД С ТАКИМ РАСКЛАДОМ НЕ СОГЛАСЕН,
И МОЛОДОСТЬ СПАСАЛ, ЧТО БЫЛО СИЛ...
ОН ВЫРЕЗАЛ ЛИСТОЧЕК И РАСКРАСИЛ,
И ТАЙНО НОЧЬЮ К СТЕБЛЮ ПРИКРЕПИЛ...

ПОД ДИКИМ ВЕТРОМ СТАРЫЙ ПЛЮЩ ДЕРЖАЛСЯ,
ХОТЬ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ВЕТОЧКИ ПРОДРОГ...
И ВОТ....УЖЕ ОДИН ЛИСТОК ОСТАЛСЯ,
НО ВЕТЕР ЗЛОЙ СОРВАТЬ ЕГО НЕ СМОГ...

КАКАЯ-ТО НЕВИДИМАЯ СИЛА
СМЕЛА БОЛЕЗНЬ, УСТАЛОСТЬ и НЫТЬЁ,
А ЖИЗНЬ УЖЕ ТОРЖЕСТВЕННО ТРУБИЛА,
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОБЕДНЫЙ МАРШ ЕЁ!

Итак, мы познакомились с одним рассказом американского писателя О.Генри. Но есть у него и много других интересных рассказов. Надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством Уильяма Сидни Портера, который прожил сложную, насыщенную приключениями жизнь и творил под псевдонимом О.Генри. И пусть мудрость его рассказов станет и вашей мудростью.

VI . Этап информации о домашнем задании.

VII . Этап рефлексии.

Напишите синквейн по одному из слов на выбор: Джонси, Берман, лист. Ученики зачитывают свои работы.

В заключение урока звучит песня Светланы Копыловой « Последний лист».

 

 

Это интересно: