→ Ли случай изменить жизнь. Роль случая в жизни и судьбе человека в рассказе Л. Н. Толстого «После бала. Музыкальное произведение И.Штраус «Венский вальс»

Ли случай изменить жизнь. Роль случая в жизни и судьбе человека в рассказе Л. Н. Толстого «После бала. Музыкальное произведение И.Штраус «Венский вальс»

Однажды со мной произошел странный случай, изменивший жизнь. Теперь в ней происходят необъяснимые явления: все мои желания сбываются! Абсолютно все — и хорошие, и плохие.

Случай, изменивший жизнь

Это случилось два года назад, в праздник Крещения. Я находился в сельской местности. Ночью, меня разбудил лай собаки. Я проснулся и посмотрел на время, было около трех часов ночи. В окно попадал свет от фонаря. Я выглянул на улицу и увидел человека, который зашел во двор и двигался в направлении дома.

Этот случай я помню как сейчас.

Человек подошел к двери, подергал за ручку двери, развернулся и пошел прочь, только не к выходу, а к собаке. Я подумал, что это воришка, быстро оделся и вышел. Я обратился к этому человеку, спросил, что он делает ночью в моем дворе. В ответ человек молча подошел ко мне.

Его лица я никогда раньше не видел. Оно было немного испачкано в крови. Этот человек посмотрел на меня, достал из кармана ключ и протянул мне со словами: «Я тебе принес ключ».

Я зло ответил, что мне не нужен никакой ключ, и велел ему уходить.

— Куда же я пойду? — спросил человек.

Я крикнул, повышая голосом, чтобы он уходил туда, откуда пришел. Человек махнул головой и ушел. Я вернулся в постель и попытался уснуть. Прошло где-то минуть десять, как я вдруг вспомнил, что ключ, который этот человек мне приносил, действительно был моим.

Точно такой же ключ с такой же веревочкой я потерял месяц назад. «Откуда этот человек знает, что это именно мой ключ, что я его потерял?» До рассвета я не мог сомкнуть глаз, думая о том, что же это было.

Глобальные перемены

Этот опыт полностью изменил мою жизнь. Что-то толкнуло меня к тому, чем я раньше никогда не занимался — я стал много читать — книги по эзотерике, развитию интуиции. Стал проходить различные курсы.

Как-то само собой я стал заниматься медитацией¹, начал работать с аффирмациями². Особенно часто я произносил фразу: «Все мои желания сбываются».

И тут в моей жизни стали происходить необъяснимые явления. Все мои желания стали сбываться — абсолютно все и в любом случае.

И хорошие, и плохие. Стоило о чем-либо подумать, как это незамедлительно сбывалось.

С тех пор я прошу исполнить лишь самые сокровенные желания и отношусь к этому с большой осторожностью. Я часто думаю про тот случай и том человеке — кто он был и откуда. Возможно, придет время и я это узнаю.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (

Содержимое:

Случай. Какова роль этого понятия в жизни человека? Как часто мы сталкиваемся с ним в повседневной жизни. Но именно такое, казалось бы, обычное явление как случай, кардинально способно изменить жизнь человека. Порой, именно от случая зависит очень многое в судьбе человека. К примеру, случай может скрыть или же наоборот, открыть какую-то тайну или же изменить отношение человека к определенным вещам. Но самое обидное, когда случай меняет судьбу в худшую сторону, после такого в душе человека наступает темнота, отравляющий яд разъедает спокойную жизнь. Именно об этом рассуждает в своем рассказе «После бала» Лев Николаевич Толстой.
Реалистичности данному произведению добавляет тот факт, что рассказ был основан на произошедшем в настоящей жизни случаем, благодаря этому, читателю легче будет понять замысел автора и сюжет произведения. Героем настоящего случая был брат писателя, Сергей Николаевич Толстой. В Казани он встретил и полюбил девушку, дочь местного начальника. Молодые люди уже собирались пожениться, как произошел такой случай: Сергей Николаевич увидел, как отец его невесты руководил наказанием солдата, и отказался от брака. Вот так, казалось бы, счастливая судьба двух влюбленных была разрушена из-за одного случая.
В рассказе Льва Николаевича, герой, желая рассказать свой случай, поднимает тему влияния среды. Так как от среды, в которой воспитывается человек, полностью зависит его жизнь. Но герой, Иван Васильевич, говорит, что новые условия жизни человека не находятся под властью человека, так же как и случай....
В рассказе героя возникает множество случайных событий, но только одно кардинально меняет жизнь Ивана Васильевича.
Начнем с самого первого случая — случай, когда герой влюбился. Она была прекрасна: ласковая улыбка, блестящие глаза. Любовь случилась такая сильная, что герой не может ни с чем ее сравнить. Это случай, и случай неизбежный.
Второй случай — это то, что герой мог видеть очень часто свою возлюбленную: они учились в одном университете.
Все эти случайные события подталкивали героя к любви, большой, глубокой и чистой любви. Высшее ее проявление мы видим в описании бала, здесь и начинается тот самый роковой случай, изменивший жизнь героя.
На балу, танцуя с другой, Иван Васильевич видел только ее — стройную, красивую, свою возлюбленную. С каждым случаем, он понимал, что все больше и больше погружается в любовь. Но тут случился тот самый роковой случай. Иван Васильевич увидел, как в толпе избивают человека палками, жестоко и яростно. Но самое ужасное, что это был отец Вареньки: злой и разъяренный он колотил человека. Иван Васильевич хотел убежать от этого ужаса, но не смог, ему стало настолько отвратен и отец Вареньки, и любовь к Вареньке, и чувства, которые он испытывал к ней.
Так один лишь случай изменил жизнь и судьбу главного героя. Случайное событие изменило мировоззрение молодого человека, вернуло его с небес на землю, показало, что на земле есть не только любовь и прекрасные чувства.

Они как те люди, которые думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя.

Нил Гейман "История с кладбищем"

Можно изменить место жительства, работу, окружения, хобби и привычки, но через какое-то время ты чувствуешь, что нужно снова что-то менять, всё опять не так как мечталось, всё снова вернулось "на круги своя". Почему так происходит? Нельзя же всю жизнь бегать с места на место, от одного человека к другому. Ведь по сути вы бегаете от самого себя.

Это изменит вашу жизнь

Стоит задуматься, возможно, изменения таятся внутри вас, и именно с этого нужно начать?

Нет, я не буду отрицать, что смена обстановки, окружения, деятельности - это эффективно работает и действительно меняет качество жизни. Иногда мы слышим единственное слово, меняющее жизнь в корне и бесповоротно. Иногда что-то случается и всё меняется так, что жизнь уже никогда не будет прежней.

Но я советую начать с другого.(об этом здес ь) Необходимо найти гармонию внутри себя, изменить вектор приоритетов, настроиться на новое в своей жизни, привнести позитив в своё мышление и жизнь вокруг начинает меняться сама. И происходит это удивительное действо прямо на глазах. Попробуем разобраться, так ли сложно изменить ход жизни , как кажется на первый взгляд.

Может ли случай изменить жизнь?

Может ли случай изменить жизнь? Безусловно, может. Хорошо, если это счастливый случай. Момент везения не стоит отрицать повезло человеку: нашёл свою любовь, пригласили на хорошо работу, выделили жильё за счёт компании.

Но кто сказал, что перед тем как человеку повезло, он не работал в этом направлении, не настраивался, не проявлял себя, не действовал. Спросите у везунчиков действительно ли им "всё падает с неба ". Они расскажут Вам много интересного в контексте "ничего с неба просто так не падает ", если, конечно захотят делиться секретами.()

Бывают случаи, на первый взгляд крайне негативные, и вдруг, на удивление, ситуация поворачивается в вашу пользу.

Например, крайне негативные обстоятельства вынуждают человека покинуть дом и переехать в новое место. Выходить из зоны комфорта очень сложно, иногда больно, мучительно. Но вот человек, преодолевая себя, срывается с насиженного места и переезжает. Он думает — "Новый город, чужие люди, поддержки ждать неоткуда. Как я там устроюсь, что меня ждёт?" Страх, неуверенность.

По пути следования (мало ему несчастий) у него спускает колесо, запаски в багажнике нет. Но вот везение №1, первый попавшийся автомобилист останавливается и предлагает свою помощь. В процессе замены колеса выясняется, что отзывчивый автомобилист это руководитель отдела в крупной компании и, вот везение № 2, он ищет нового сотрудника на вакантную должность, в срочном порядке. Вот и третье совпадение, актуальная вакансия подходит неуверенному человеку без запаски , но у него маловато опыты в этой профессии.

Из ситуации могут развернуться два варианта событий:

  • Человек предлагает свою кандидатуру новому знакомому, старается изо всех сил убедить руководителя в том, что справится с работой, приводит аргументы, говорит убедительно и ведёт себя уверенно;
  • Человек тушуется, в связи с отсутствием опыта и внутренней неуверенностью в себе, даже не пытается ухватиться за предоставленную возможность. В итоге приезжает в новый город без предложений, ближайших радужных перспектив и т.д.

Вселенная стремится сделать нашу жизнь максимально комфортной: подкидывает идеи, возможности, приключения. Наше дело либо воспользоваться предложением, либо нет. Исходя из этого и формируется та или иная линия судьбы. На примере неуверенного человека без запаски , мы видим, как важно быть уверенным в себе, позитивно настроенным, прислушиваться и присматриваться к знакам судьбы, рассматривать все предложения.

Внутреннее состояние человека определяет многое, если не сказать, ВСЁ!

УГОЛ ЗРЕНИЯ МЕНЯЕТ ВСЁ!

.Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь

Может ли случай изменить жизнь человека?

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Слайд № 2. Цели урока:

1.Образовательная: показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа. Продолжить работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.

2.Развивающая: развивать познавательный интерес к художественной литературе; .
развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции; умение выделять главное; сопоставлять и делать выводы; развивать монологическую речь. - воспитывать уважение и любовь к человеку.


3. Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, нравственные качества личности: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью, доброту.

^ Тип урока: комбинированный урок. Обобщение и систематизация изученного. Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, моральная ответственность человека за все, происходящее вокруг.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сравнительная таблица, запись музыки И.Штрауса «Венский вальс», опорные конспекты для каждого ученика, тексты рассказа Толстого, тетради. Рефлексивная карта (самооценка). Что нового узнали? Чему научились?

Проблемные вопросы урока:

^ 1.Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

2.Как изменились его взгляды и чувства?

3.Почему это утро стало решающим в его судьбе?

^ 4. Какие средства и приемы, какие слова использует Л.Н.Толстой, чтобы донести до читателя ответы на эти вопросы?

Ход урока. Актуализация знаний. Презентация.

^ I. Вступительное слово. Постановка цели урока.

Слайд № 3. Портрет Л.Н.Толстого. Он хотел, чтобы правда понятая им, стала доступна всем людям…

Испокон веков ощущал человек внутреннюю борьбу дурного и злого внутри себя.

Помочь или отказать в помощи? - Посочувствовать или осудить?

Отчего зависит исход этой борьбы? Мы продолжаем искать ответ на этот вопрос на страницах рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Слайд № 4. 40 – е годы XIX - время царствования Николая I. В войсках свирепствовала палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или «прогоняли сквозь строй». Солдат обязан был ударить наказываемого шпицрутенами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы: «Почему одни живут беззаботной жизнью? А другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость? Честь? Достоинство?»

В рассказе слышна перекличка двух эпох. Той, которую непосредственно изображает Толстой (40 – е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая произведение, мы постараемся дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален рассказ сегодня.

^ II. Работа по содержанию вопросов викторины домашнего задания.

Выступление учащихся по вопросам домашнего задания.

Слайд № 5. Вопрос №1. Как вы понимаете слова: «Я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное творить одно добро»? (текст, стр.32).

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой, Вареньки. По тому, как он говорит о ней, можно сделать вывод, что даже через пятьдесят лет он вспоминает о ней с нежностью, восхищением, любовью.

«Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых острых локтей, и в белых атласных башмачках».

Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Особенно в Вареньке восхищает нежность, чуткость, доброта. Все, что происходит на балу, наш герой воспринимает с восторженным умилением. Он влюблен, очарован атмосферой праздника, званого ужина. Иван Васильевич рядом со своей любимой Варенькой: все наполнено ощущением счастья, молодости, красоты. Наш рассказчик пребывает в мире балов, праздников, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Он добрый и порядочный, с хорошей душой.

^ Слайд № 6. Вопрос №2. Полковник и Варенька. Отец и дочь.

Как вы понимаете слова: «Я невольно соединил ее и его в одном любовном чувстве»? (текст, стр.35).

В начале рассказа мы видим прекрасный светский вечер. Всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом – полковником. Варенька дарит Ивану Васильевичу перо из веера и перчатку, герой на седьмом небе от радости. Любовь к Вареньке освободила в душе Ивана Васильевича всю скрытую способность любви. Особенно яркое впечатление произвел на героя танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. Этот танец заворожил не только молодого человека, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Он обнимал весь мир своей любовью. Ему все видится в радужных красках Полный таких волшебных чувств, он возвращается домой и там не находит себе места. Спать он не может. Смотрит на дорогие ему вещи, вспоминает ласкающие глаза девушки, слышит ее милый голос.

«Но больше всего он видит ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей». (текст, стр.36).

Толстой подчеркивает портретное сходство полковника и его дочери: у них ласковая, радостная улыбка. Конечно, отец его любимой – благородный, добрый. сильный, красивый и порядочный человек.

^ Выводы по содержанию ответов на заданные вопросы:

Первая часть рассказа посвящена знакомству со «всеми уважаемым» Иваном Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, о любви к Вареньке, которая, без сомнения, была самой сильной ее любовью.

Во второй части рассказа действия развиваются на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется еще больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным.

Вернувшись домой, Иван Васильевич не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть рядом с домом, где она живет. Герой выходит на улицу.

^ III. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев).

Слайд №7. Л.Н.Толстой в своем рассказе нарушил традицию. Обычно утро является символом начала чего – либо. В рассказе «После бала» это конец такой яркой и сильной любви.

События на балу происходят ночью, при искусственном освещении – значит все искусственное, ненастоящее. Утром свет настоящий, поэтому можно увидеть истинное лицо. Истина может открыться не в шумной толпе, среди масок и моря шампанского. Человек должен увидеть это мир, не прикрытый мишурой.

Что же произошло утром? Утром герой видит ужасную сцену на плацу: избиение беглого татарина солдатами под командованием «доброго» и обаятельного отца Вареньки.

Как и почему было нарушено состояние умиления, восторга, счастья, которые испытал Иван Васильевич, вернувшись с бала?

Состояние умиления, восторга, счастья было разрушено звуками «какой – то другой, жестокой, нехорошей музыки, затем он увидел «что – то большое, черное», потом «стал различать много черных людей», затем солдат «в черных мундирах и, наконец, увидел «что – то страшное».

Музыкальное произведение «Барабанная дробь»

- Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа?

Слайд №8. Литературоведческая справка. работа с толковым словарем.

^ Контраст – противоположение – стилистический прием, противопоставление явлений и понятий.групповая работа. Найти и зачитать отрывки из рассказа, отражающие этот прием.

Рассказ «После бала» строится по принципу контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого прогоняют по плацу сквозь строй.

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан на контрасте. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

В центре произведения, на первом плане, - событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича. Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата.

Противопоставленные друг другу, эти эпизоды органически друг с другом связаны, так как развивают единую художественную идею. Легко представить себе, что без эпизода истязания солдата картина бала, хотя и блестяще нарисованная писателем, потеряла бы всякий смысл. Точно так же сцена наказания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяния молодого студента не было бы так глубоко объяснено, если бы этой сцене не предшествовала картина бала.

Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрения в одно утро: потрясение героя от увиденного туманным утром. С одной стороны – чувство бесконечного счастья, радости, любви; с другой – бездушие, длительность и ужас совершающегося. Часть «После Бала» хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения: за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которые совершаются по закону. Увиденное рассказчиком изменило его жизнь.

^ IV. Анализ эпизодов. Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Слайд №9. Контраст:

в композиции рассказа - в системе образов – в описаниях – в языковых средствах

^ Слайд №10. Контраст как композиционный прием. Обобщение.

В рассказе выделяются следующие основные части:

вступление – на балу – после бала – заключение

Какую особенность композиции вы заметили? (Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.) - Что мы называем контрастом? (Противопоставление, антитеза).

Что построено в рассказе на контрасте? (Описание событий бала и после, психологическое состояние героев).

Рассказ заключен в раму. Этот прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о событиях мы узнаем от рассказчика. Выводы.

^ Слайд №11. Контраст как композиционный прием:

Бал – экзекуция ночь – утро веселость – угрюмость счастье - горе

Проанализируем антитезу: счастье – горе Словарная работа:

- В каком лексическом значении употреблено слово блажен?

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр…» (текст, стр.32)

Блаженный – 1.Определение человека, которому Бог оказал какое – то благодеяние, на котором почило благословение Божие.2.Хвалебный эпитет по отношению к Богу. 3. Определение человека, стяжавшего блаженства или того, кто подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем.

Какое определение подходит для нашего героя? К нашему герою подходит первое определение. Чувство любви к Вареньке было сильным и глубоким, поэтому Иван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком, блаженным и добрым.

- В каком лексическом значении употреблено слово «корчиться»?

«Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека. Все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника с наказываемым» (текст, стр. 38).

Корчиться – изгибаться в корчах, судорогах.

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали через строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя. Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу и показать перелом в душе героя. Выводы.

^ Слайд №12. Контраст в системе образов:

Полковник – наказуемый Гости на балу – толпа на улице

Герой на балу – герой на улице

Полковник – наказуемый (текст, стр.37,38).

Толстой использовал прием антитезы, который можно увидеть на разных уровнях: полковник на балу и после него, в первом случае милый и обходительный человек, во втором же – символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей.

Затем сцена бала и унижение человека.

Счастье главного героя и его разочарование.

Веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата.

^ Аналитическая беседа с элементами диспута: Можно ли утверждать, что полковник – лицемерный и двоедушный человек?

- Как рассказывает Иван Васильевич о страданиях наказываемого солдата?

(«сморщенное от страданий лицо», спина – «что – то такое пестрое, мокрое, красное. неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»).

- Каким кажется рядом с этим истерзанным человеком полковник?

(«идет твердой походкой, уверенный в себе», «румяное лицо и белые усы с бакенбардами…»); («…Полковник то раздувал щеки, вбирая свежий воздух, то медленно выпускал его через оттопыренную губу…»). – Что он делал? (совершал утренний моцион).

(«оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное лицо, идет спотыкаясь и морщась от боли…»).

Яркая, красочная картина веселого бала сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Выводы.

^ Слайд №13. Контраст в системе образов

Полковник. – На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери?

- Почему внимательный и любящий отец оказался жестоким по отношению к солдатам ? Во время танца полковник проявляет по отношению к дочери душевные качества, он искренне любит ее, заботится о ней.

- Какие качества офицера проявляет полковник в сцене наказания на плацу? Толстой использует прием зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова все по закону. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с беглым татарином. И стоит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьет «виновника» по лицу. В поведении полковника проявилась жестокость. Полковник искренен и в сцене бала и на плацу.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? - В чем корень этих противоречий по мнению Толстого?

Полковник убежден, что все надо делать по закону. Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где – то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в - какой – то мере объясняет его поступки.

^ Иван Васильевич. – Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл случай? – Была ли перед героем ситуация выбора? – Как характеризует героя его решение?

Контраст, который служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он служит связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе гласного героя, оказывает влияние на его судьбу.

Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода, показать перелом в душе героя. На смену умилению и восторгу пришли стыд и ужас. Герой передумал быть военным. Он должен был принять эти законы, эту жестокость. Но участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд. Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки.

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяют писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить противоречия царской России.

Развитие речи. Работа в тетрадях. Самостоятельные ответы на вопросы. Выводы.

^ V. Индивидуальное задание.

Слайд №14. Наблюдения над языковыми средствами. На балу.

Музыкальное произведение И.Штраус «Венский вальс».

^ Бал - чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный

Хозяева бала - добродушный старичок, богач – хлебосол, его добродушная жена

Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее смеющееся, разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

Полковник - красивый, статный, высокий свежий старик, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами

^ Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.)

Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.) - Какой цвет доминирует? Почему?

Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро),

^ VI. Выступление учащегося. Индивидуальное задание.

Слайд №15. Наблюдения над языковыми средствами. Экзекуция.

Улица - что – то большое, черное, жестокое, нехорошая музыка

Солдаты - много черных людей, в черных мундирах

^ Наказываемый - оголенный по пояс, спина его – что – то пестрое, мокрое, красное, неестественное

Полковник - высокий военный, шел твердой походкой

^ Иван Васильевич - было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска

Аналитическая беседа: - Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.) - Почему автор выбрал одинаковый глагол?

Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.)

В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.)

За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.)

Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.) Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”.

По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.)

Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”.

Выводы. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен на уровне контрастной композиции (бал – наказание). Положительные в первой части рассказа детали становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдавшего экзекуцию, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки).

Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина), а также контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали через строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.

Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешала в его памяти картину «полковника на площади».

(был туман, с крыш капало, снег таял на дорогах, было гулянье, пустынный переулок, стали встречаться и пешеходы и ломовые, покачивающие мокрыми головами лошади, шлепавшие в сапогах извозчики дома, казавшиеся высокими – все было мило и значительно).

^ Подбираем однокоренные слова (- зор - / - зр -):

Зрение зоркий взор зритель воззрение мировоззрение презрение ПРОЗРЕНИЕ

Какое лексическое значение имеет слово «прозрение»? Какой туман рассеялся в голове у Ивана Васильевича?

При помощи контраста автор говорит о том, что в одном мире соседствуют праздник и беда, счастье и трагедия. Контрастно противопоставляя две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и даже нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял себе окружающий мир студент вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение. Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. После увиденного в душе героя остался только ужас. Писатель вскрывает противоречия жизни в царской России и в то же время показывает силу переживания Ивана Васильевича, увидевшего мир с неожиданной стороны.

^ Слайд №17 - Почему ушла любовь? – Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?

Сформулируйте точку зрения Толстого.

^ Развитие речи. Письменный ответ на вопрос.

Бесчеловечная расправа над беглым солдатом потрясла Ивана Васильевича и повлияла на его отношение к Вареньке. То, что увидел рассказчик, разрушило его мечты и грезы, изнанка действительности вторглась в его интимную жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Иван Васильевич постепенно охладел к Вареньке, любовь угасла, он отказался от военной карьеры, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Герой живет в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра.

^ Слайд №18. Почему Толстой изменил историю жизни героя?

Первоначальный вариант Окончательный вариант

Иван Васильевич отличается от многих представителей своего класса не только человечностью, благородством, но и пониманием своей ответственности за несправедливость в обществе и за все происходящее. Мы приходим к выводу, что Иван Васильевич на балу и Иван Васильевич, прозревший, после бала уже не мог любить Вареньку, потому что это был уже человек, напрямую столкнувшийся со злом, ужаснувшийся этому злу и не желавший принимать участие в этом зле, по сути – после утра перед нами другой, более глубокий и принимающий ответственность на себя человек. Иногда неучастие во зле – тоже поступок и притом не менее важный, чем борьба со злом.

^ Слайд №19 Перекличка эпох в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

40 – е годы XIX века (время Николая I)

1900 – е годы – время Николая II (современная автору эпоха)

XXI век (эпоха, в которой живет читатель)

^ Слайд №20. – Как вам кажется, потерял ли рассказ Л.Н.Толстого «После бала» свою актуальность?

«Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем… а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, - это несчастье...»

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать: и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

Толстой велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь – это путь самосовершенствования, поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию нравственной ответственности за свои поступки.

Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б.

Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

Каков это закон? (Божий.)

В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.)

Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”)

Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

- Что же может повлиять на жизнь человека?

- Вы согласны, что случай, случайность может определить судьбу человека?

^ Подведение итога урока. – Мы задумываемся о смысле жизни Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? - Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? - Как надо учиться жить? По Божьим законам, сострадая, прощая людей.

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Слайд №21 Духовные заветы Л.Н.Толстого. Домашнее мини – сочинение.

^ Хорошо жить по совести любить людей быть милосердным

быть добрым, великодушным, терпеливым

Плохо поступать по инерции быть жестоким, лживым, деспотичным,

эгоистичным, перекладывать ответственность на других

^ Работа в опорных конспектах:

Дополнить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание:

Смысл жизни в служении________________________(людям)

Жить для одного себя _________________________(нельзя)

Это духовная _______________________(смерть)

Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____________________(любви, добра)

Текст восстановлен. Чтение текста .

Развитие речи. Ответы на проблемные вопросы.

Рефлексивная карта (самооценка)

Что нового узнали? Чему научились?

На любом празднике, будь то день рождения, новый год или свадьба виновникам торжества всегда желают здоровья, денег, любви, но никто не желает удачи. А ведь фортуна играет огромную роль в нашей жизни. Кто знает, возможно какой то сущий пустяк или невзначай сказанное слово может перевернуть всю нашу жизнь с ног на голову?

Сейчас мы поведаем вам 10 удивительных историй, где фортуна сыграла огромную роль в жизни людей. По воле случая они не совершили тех или иных ошибок, и кардинально изменили свою жизнь.

Дело было так, переехала я на новую съемную квартиру, обжила её уже как 2 недели, и вот после всех переездов, уборок и готовки решила отдохнуть и устроить себе день красоты. В общем обмазалась вся с головы до пяток голубой глиной, хожу по квартире и слышу как кто то зашел внутрь…

Я в костюме Евы, синяя, как Аватар, встретилась взглядом с офигевшим от увиденного парнем. Спряталась на кухне, схватила нож. Парень достал газовый баллончик, и мы начали выяснять, кто и как тут оказался.

Выяснилось, что квартира принадлежит этому парню, а сдала ее мне бабуля, мечтающая устроить личную жизнь внуку. До сих пор вспоминаем наши разборки в тот день. А с квартиры я так и не съехала - живем душа в душу.


У меня возле дома вечно тусовался один бомж. Как-то он подошел ко мне и попросил дать ему денег на лотерейный билет. Я не поверил, но денег дал.

А вчера подошел ко мне и вернул деньги со словами: «Я вам обязан по гроб жизни! Я купил лотерейку и выиграл 250 тысяч! Спасибо!»

Если честно, я чуть не расплакался… Мне было безумно приятно, что такой маленькой суммой я помог человеку встать наконец-то на ноги.


Недалеко от моего дома есть небольшой сквер. Мы c детства любим гулять в нём с сестрой. В сквере есть одно мистическое место, где мама встретила нашего отца, а сестра встретила своего нынешнего мужа.

Так вот, сегодня на этом самом месте со мной столкнулся парень. Извинился и помог подняться… Вся моя семья уже готовится к свадьбе!


Пару дней назад пропал наш кот, Фредди. Муж сказал, что он сбежал умирать, ведь ему уже 13 лет. Наш 5-летний сын очень скучал по коту, и мы никак не могли придумать, как ему всё объяснить.

Вчера мы гуляли, я планировала в голове свою речь, как вдруг услышала голос сына: «Мама, смотри!» Смотрю, а у него в руках точная копия Фредди, когда он был котенком. Теперь новый Фредди живет у нас, а сыну я сказала, что старый кот перевратился в молодого.

После этого мы с мужем задумались. А вдруг и правда у кошек 9 жизней и они каждую из них возвращаются к любимым хозяевам, но в новом облике?


В который раз убедилась, что жизнь любит шутки. Моя старшая сестра встречалась 5 лет с парнем, они расстались, и затем сестра вышла замуж за Сашу. Брат встречался с девушкой 8 лет, ушел от нее, а потом встретил замечательную девушку - Сашу…

Я встречалась с парнем 3 года. Недавно мы расстались, после чего я познакомилась с парнем. Угадайте, как его зовут?


Узнала о любовнице мужа прямо на нашей свадьбе. Не смогла себя контролировать, разрыдалась и сбежала. Пошла к метро и поехала куда глаза глядят…

Конечно же, все пассажиры косились на меня: огромное свадебное платье, девушка в соплях и слезах - такое зрелище редко увидишь. И вот один молодой человек, видимо, решивший поднять настроение, подхватил меня на руки и вынес из вагона, словно он жених.

Спасибо судьбе. Теперь я по-настоящему счастлива с новым мужем!


Я поняла, что он моя судьба, когда узнала, что он Александр Александрович! А всё потому, что я тоже Александра Александровна! Всё равно продолжили традицию и назвали сына Александром!


До 10 лет я жил в Ташкенте. Мама с тетей рассказывали мне, что в детском саду я дружил с девочкой Дашей и даже обещал на ней жениться.

С тех пор прошло много лет, я переехал в Москву, а недавно познакомился здесь с девушкой. Наше общение переросло в нечто большее. Ее тоже звали Даша, но поначалу я не придал этому ни малейшего значения.

Со временем мы узнавали друг друга лучше, и я рассказал ей историю про детский сад. Невероятно, но это оказалась та самая Даша! Скоро у нас свадьба. Мужик сказал - мужик сделал!


Как-то я потерял бумажник, там были документы, деньги, карточки и фотография кота… А через два дня в маршрутке нашел телефон. Позвонил маме потерявшего, договорился о встрече.

Приехал, познакомился с владельцем телефона. Он был очень рад тому, что еще есть честные люди. Я ему сказал, что сам недавно бумажник потерял, поэтому знаю, каково это…

И тут парень достал из кармана бумажник и спрашивает, не мой ли? Я его открыл, а там фото моего кота! Вы не представляете, как мы были ошарашены. Все деньги, карточки были на месте. Теперь дружим с этим парнем. Не зря же нас так судьба свела. Всё же чудеса еще случаются!


Еще осенью у мамы диагностировали рак. Врачи сказали, что шансы на выздоровление призрачные. Я постоянно сидела с ней в палате, а дома была кошка, которая осталась одна.

Со временем я забрала кошку в палату, к нам с мамой. В первый же день кошка легла на маму и проспала так целый день. Наутро пришли брать анализы и заметили, что кошка не дышит: она умерла…

А на следующий день нам сказали, что болезнь отходит и анализы очень хорошие. Это какое-то чудо: кошка отдала свою жизнь маме! Другого объяснения у нас нет…


А были ли в твоей жизни подобные судьбоносные случаи? Если да, обязательно поделись ими в комментариях, ведь другим людям будет интересно прочесть об этом!

Будьте интересными вместе с

 

 

Это интересно: