→ Погребальные комплексы ненцев ямала и их охрана. Хальмер в аргише: захоронения народов севера. «Оленевод шел четверо суток, чтобы сообщить о беде»

Погребальные комплексы ненцев ямала и их охрана. Хальмер в аргише: захоронения народов севера. «Оленевод шел четверо суток, чтобы сообщить о беде»

У разных народов существует разная культура погребения покойников. Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат. Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни.

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских - женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб, однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу - паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть. Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.




Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский - Хальмер-Седэ - в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» . Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений. И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых.

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего. Что такое Аргиш?Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище - чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

На крайнем севере существовало несколько типов захоронений: воздушные, наземные, подземные и сжигание. Здесь вы можете почитать о воздушном, наземном и сжигании.

Наземные захоронения

Кладбища у ненцев располагались на возвышенных местах, захоронения производились в наземных деревянных гробах-ящиках четырехугольной формы, скрепленных системой вертикальных и горизонтальных планок, значительно возвышающихся над гробом. К планкам в головах покойного прикреплялась горизонтальная рейка, на которую подвешивался колокольчик.

Что такое хальмер

В просторечии ненцы часто называют гробы так же, как и самих покойников - хальмеры (нен. хальмер’ нгэсь’). Отличаются типы гробов-хальмеров у ненцев северного и южного Ямала, в Надымском районе влияние на погребальную обрядность ненцев оказали коми-ижемцы, имеются варианты захоронений у восточных групп ненцев.

Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю:

«Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь - Долина, Мер - смерть, Ю - река (перевод с ненецкого).

25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту.

После закрытия посёлка территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился В.В. Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.

Собственно, как поселок назвали, такая судьба его и постигла. Он стал мертвым. Сейчас это довольно популярное место для посещения туристами, интересующимися заброшенными городами и поселками.

Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский - Хальмер-Седэ - в переводе означает «сопка мертвых». По преданию, берег р. Таз весной подмывало водой и захоронения, находившиеся там, падали в реку.

Свидетельством былого существования у ненцев родовых кладбищ являются современные групповые семейные захоронения. Обычные кладбища близ национальных поселков никак не ограничены территориально и занимают довольно обширные пространства. То в одном, то в другом месте встречаются группы из двух-трех и более гробов-хальмеров, стоящих в ряд близко друг к другу, что указывает на захоронение здесь родственников. Подобные захоронения встречаются на Ямале, на Гыданском п-ове, в низовьях Енисея.

Гробы-хальмеры у большинства групп ненцев представляют собой традиционные деревянные прямоугольные ящики, сделанные из оструганных досок и скрепленные деревянными рейками. К левой рейке в головах покойного часто привязывается шест-хорей, которым умерший при жизни управлял оленями, реже - обычная длинная палка. Иногда хорей просто прислоняют к горизонтальной рейке. Отсутствие хорея на могиле может свидетельствовать о том, что умерший был рыбаком, а не оленеводом или проживал в поселке.

На горизонтальных рейках за неимением колокольчиков ненцы часто подвешивают пустые консервные банки или другие звенящие металлические предметы. Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

Еще по поводу похоронных ритуалов Ненцев и Долган рассказывают следующее. Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени, и существуют кладбища так сказать, для большого круга людей и те, что чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов.

Но это связано в первую очередь с непониманием обычаев похорон, и попыткой придать их забвению сначала православными священниками, а затем советской властью.

Основная традиция была такова. Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему.

Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.

Что такое аргиш

Аргиш (у ненцев - мюд) - так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище - чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь.

Трудно себе представить, как можно жить в постоянном передвижении, перевозя с собой все вещи и жилище, невзирая на бездорожье и зимой и летом, в любую погоду. Чуть не ежедневно, после очередной перекочевки ставить жилище, переносить в него постельные принадлежности, готовить пищу… а утром снова в дорогу. Но даже редкие многодневные стоянки утомляют тундровиков, хотя без них нельзя. Нужно подремонтировать нарты, упряжь, заготовить продукты, женщинам починить одежду. Обычно аргиш состоит из пяти - семи нарт. Летом - из двух-трех.

Также есть у эвенков более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».

Аргиш – это весь жизненный путь эвенка, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жзни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

Среди эвенков не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Родовые кладбища эвенков расположены в тайге. Везущие по лесу багаж мертвых похоронные аргиши (караваны), состоящие из так называемых «натуральных макетов» - деревянных изображений ездовых учаков с седлом и головой принесенного в жертву оленя, - зрелище не для слабонервных. Взрослых хоронят в землю, устанавливая на месте погребения крест и «натуральный макет» ездового оленя, детские гробы помещают на деревья.

Эвенки обходят стороной кладбища и заброшенные лабазы, однако, страх перед шаманскими местами и предметами во много раз сильнее. Зачастую отношение эвенков к материальным памятникам своей культуры выражается коротким словом «экэл» - «нельзя», «не трогай», «не прикасайся». Из-за «экэл» артефакты обречены на то, чтобы сгнить в тайге и бесследно исчезнуть из общечеловеческого наследия.

Воздушные захоронения

Имелись и такие варианты захоронений: в половине лодки, в земле, детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. Раньше кладбища были родовыми. У Линевского в «Листах каменной книги», кстати, как раз и описано, как мать похоронила младенца, повесив в мешке на дереве:

"Ребенка похоронили без всякого обряда. Мать бережно завернула его в шкуру лосенка, снесла в лес к заранее облюбованной ею березе и повесила свою ношу на сук. Зато если при погребении старухи никто не уронил ни слезинки, здесь, у старого дерева, было пролито немало слез.

Только после того как похоронили умерших, женщины пошли к взморью. Улов сегодня был не лучше вчерашнего. Может, и в эту ночь кто-нибудь, тихо заснув, больше не проснется. Смерть от голода легкая – она совсем незаметно приходит во время сна".

Взрослых хоронили в землю, устанавливая на месте погребения крест и «натуральный макет» ездового оленя, детские гробы помещали на деревья.

На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо». Кое-кто ответил вопросом: «а как душа слабенького младенца из земли выберется?», другой объяснил: «важно, чтобы птички на гробик младенца садились - птицы унесут душу ребенка».

Основных причин воздушных захоронений - две. Во-первых, суровая зима, которая в сочетании с вечной мерзлотой на большую часть года превращала землю в сплошной ледовый монолит, в котором не так- то просто было вырыть могилу. Вместе с тем очень маленькая плотность населения и наличие огромных лесных массивов позволяли без всяких санитарных проблем размещать в них редкие захоронения, буквально «тонувшие» в тайге.

Второй причиной воздушных похорон были сохранившиеся языческие традиции, существовавшие тогда не только на территории современной Якутии и не только среди предков нынешних саха. Они практиковались на сопредельных таежных территориях у многих северных, северо- восточных народов вплоть до монголов.

Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда- то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенным на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Тогда понятен и суеверный страх, охватывающий добрых молодцев перед случайно обнаруженной и вроде бы безобидно лесной «избушкой».

Для сооружения арангаса саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2- х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть- Алданского улуса.

С приходом русских и православия священники стали требовать от своей паствы «христианского погребения». «Варварскими» и опасными с точки зрения ширившихся эпидемий представлялись арангасы и советским властям. Так что похороны в земле были окончательно узаконены.

Но поскольку шаманы были главными выразителями традиционной культуры, то для них вплоть до первых лет советской власти продолжала сохраняться традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаружив сегодня в тайге древний арангас, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что он принадлежит ойууну или удаганке. Однако шаманские могилы требуют к себе почтения независимо от того, какой тип захоронения применен.

Некоторые арангасы сохранились до наших дней еще и потому, что существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов, особенно великих. Останки каждого из них лежали в арангасе, пока он не разрушался естественным образом. Однако сибирская лиственница необычайно прочна, она способна удерживать арангас и больше века. В таких случаях, потомки совершали обряд перезахоронения ровно через 100 лет. Из уст в уста передавали следующему поколению необходимую информацию, чтоб не пропустить важную дату. Второй раз перезахоронение шамана проводили опять через 100 лет, или раньше, если арангас разрушался. В третий раз останки предавали земле. Потомки шамана внимательно мониторили состояние воздушного захоронения, каждый раз принося подарки. В то же время старались не беспокоить его без лишней надобности. Каждый раз шаманом совершался древний ритуал. Арангас сооружали девять юношей, еще не познавших женщину. В жертву приносили жеребца черной масти с белой мордой.

В ответ на такую заботу шаман продолжал хранить своих потомков и оказывал помощь в трудных ситуациях. Чтобы получить помощь шамана, приходили на его могилу и просили предка вслух или мысленно. Иногда негромко стучали по арангасу или надмогильному сооружению в виде домовины.

Преданиями зафиксированы случаи, когда при конфликтах или физических столкновениях с агрессивно настроенными чужаками, пострадавший потомок шамана получал помощь. Черный вихрь срывался с места, разбрасывал по сторонам обидчиков и их скарб. Случалось, зарвавшихся гостей секли молнии и град, нередко они сходили с ума. Иногда помощь была выражена не столь ярко внешне, а носила созидательный, гуманитарный, целительский характер. Но не все шаманы становились заступниками своих потомков. Это характерно для шаманов, служивших светлым силам, пишет Кондаков.

Но если родовичи сами забывали перезахоронить предка или неуважительно относились к его памяти, он сам напоминал им о себе, являясь в снах или видениях. Если и это не имело действия, наступали репрессии по отношению к собственному роду ойууна.

И, конечно, шаманы продолжают охранять свои могилы всеми доступными способами от чужаков. Перейдем к примерам, в большинстве своем описанным журналистом и писателем Владимиром Федоровым.

Самое древнее захоронение шаманки на территории Якутии находится в местности Родинка на Колыме. Открыл его археолог С. П. Кистенев. Все находки были сданы в институт, а кости отправлены в Санкт- Петербург для радио- углеродного анализа, который показал, что останкам шаманки 3, 5 тысячи лет.

И в заключение цитата от Владимира Кондакова: «Пусть хранятся древние тайны, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. Древние тайны, в том числе и шаманские могилы, при кощунственном и неуважительном к ним отношении, очень опасны, шутки с ними не проходят».

Сжигания покойников

Обычаи коряков, предписанные им вороном-создателем Куткыняку, прежде чем он улетел на небо:

"Я хочу сказать о тех правилах, какие будто бы им завещал Kutkinachu перед своим огненным отлетом, так как эти правила являются главной основой их жизни и без их соблюдения ничего нельзя начинать и совершать.

Каждый может иметь столько жен, сколько захочет и сколько он может содержать. Но, прежде чем взять себе жену, он должен некоторое время за нее служить и работать; когда же ему покажется, что он достаточно за нее отработал, ему дозволяется ее взять. Если же он захочет взять себе еще вторую жену или больше, он обязан получить на это согласие от своей первой жены и точно так же отработать за нее. Причем работа его считается платой за воспитание девушки и заменяет калым.

Надо приносить жертвы из добытого на охоте солнцу, луне, огню, а воде приносить жертвы в виде куска ольхового дерева.

Не разрешается ничего отрубать от своих жилищ и лестниц, ни колотить по ним, а если же кто посторонний, а именно чужестранец, по ним ударит, то все должны плясать вокруг огня и приготовить толкушу.

Нарушение супружеской верности и распутство карается смертью, и кто это делает, предается позорной казни. Если же оба провинившихся оказываются свободны, то они должны пожениться, если только родители дадут на это согласие.

Если кто умрет, то прорубают в юрте отверстие в том месте, где лежит покойник, и через это отверстие вытаскивают его головой вперед со всей его одеждой, луком и стрелами и сжигают...

Мертворожденных детей погребают, а если умирает беременная женщина, то ей разрезают живот, вынимают ребенка и обоих затем сжигают.

Если кто тонет, то его не разрешается спасать, а ему дают утонуть; если же труп его после находят, то тоже сжигают.

Если кто-нибудь повесится или кончает жизнь каким-либо иным способом, то тело его тоже сжигают.

Медведь у них пользуется величайшим почтением. Но если медведя убьют, кости его приносят в жертву кумирной дощечке (?) Kalita, или Toelitoe, яичник (testicula - лат.) - воде, голову же вешают на дерево - как жертву солнцу.

Перед всякими занятиями - охотой, ловлей китов - в месяцы Tuddjan и Leipajoel следует трещать кумирной дощечкой - Toelitoe над огнем.

Следует воздерживаться от половых сношении с роженицей в течение месяца после родов, а равным образом с женщиной во время месячных очищений.

Таковы правила, которые завещаны Kutkinachu"oм. Но после него от своих шаманов коряки получили еще другие правила, о которых я буду упоминать при описании каждого их занятия".

У разных народов существует разная культура погребения покойников. Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат. Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни.


Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.
Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб, однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.
Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.
Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.
Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.

Поминальный обед.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.
Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю ?» обычным ответом были слова «так надо » или «а как душа слабенького младенца из земли выберется? ».
Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» .
Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений. И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых.
Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.
Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.
Что такое Аргиш?
Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие - «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».
Аргиш - это весь жизненный путь северного кочевника, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом - опять в бесконечный аргиш.



по материалам:


В России до сих пор живут коренные народы, о которых широкой публике известно немного. И хотя официально их давно обратили в христианство, многие из этих людей до сих пор верят в своих древних божеств и даже совершают странные (как может показаться) обряды. Нам это может показаться странным и даже смешным, но хранители древних традиций считают свои верования частью этнической культуры, которую не так-то просто забыть – даже с приходом цивилизации.

Лопари (саамы)

Этот народ населял Европу еще в первобытные времена, до прихода кельтов. В нашей стране лопарей, как и сто лет назад, насчитывается около 2 тысяч, и почти все живут в Мурманской области. Многие занимаются оленеводством, охотой и ловят рыбу.


Согласно древним верованиям саамов, у каждого их промысла есть дух-хозяин. Например, Оленья Хозяйка, которая живет в тундре и имеет внешность человека, покрытого оленьей шерстью, охраняет стада. С давних пор в жертву ей приносили кости оленя. Также кольские саамы верят, что в жизни им помогают умершие предки – например, управляют погодой и влияют на исход охоты.

А еще этот народ с древних времен покланялся камням. Огромные валуны, называемые сейдами, саамы ставили на маленькие камешки, как на ножки, и даже устанавливали правила, согласно которым подходить к культовым камням можно было в определенное время и определенным людям (например, только мужчинам). И хотя сейчас все больше саамов стали переходить в православие, к валунам до сих пор приносят жертвы в виде костей животных.


Считается, что рыбак, уходя в море, может оставить в таком сейде душу, чтобы в случае его гибели ее не сожрало чудовище. Кроме того, любой человек вполне способен превратиться в такой камень. Некоторые сейды лопарей носят имена: например, Летучий Камень на горе Сейдпакх и два скальных валуна на реке Поной, которые саамы зовут Старик и Старуха.

Долганы

Тюрский народ долгане (долганы), живущий в Якутии и Красноярском крае, сформировался сотни лет назад из якутов, тунгусов и таймырских старожилов русского происхождения.


Когда в эти края пришли казаки, они дали многим из местных жителей свои фамилии и обратили в православие. Однако традиционные верования долган оказались настолько крепки, что в итоге они стали сочетать православие со своими древними обрядами. С одной стороны, долганы взяли за правило, войдя в чум, креститься и регулярно молиться перед иконами, а также пользоваться православным календарем. С другой – продолжали верить, что окружающий мир делится на «верхний», «средний» и «нижний» и перемещаться из одного в другой может только шаман.

Когда долганы хоронят умерших, помимо православного креста, они сваливают на могилу дерево или ставят сруб, украшенный народной резьбой. Рядом кладут одежду, нарты и другие вещи, принадлежавшие покойному. А могилу оленевода может украшать шест с насаженной на него оленьей головой.


Кумандинцы

Кумандинцев в России не более 3 тысяч и живут они на Алтае и в Кемеровской области. Этот народ – потомки знаменитых некогда куманов (половцев), к которым позднее «примешались» другие коренные народности. Установлено, что в их жилах течет кровь древнейшего населения Сибири.


Кумандинцы всегда считались лучшими охотниками на медведей. Причем, косолапого они буквально обожествляли. Например, убив зверя, охотник проглатывал его глаз (чтобы его потом боялись другие медведи), а остальные мужчины произносили вокруг животного заклинания, предварительно отрубив у мишки голову и вставив ее в развилку дерева. И в тоже время, чтобы задобрить «хозяина тайги», охотники совершали в лесу обряд кропления... ячменной кашей. Произносить слово «медведь» вслух охотники боялись и вместо него говорили «дедушка».


Согласно древней религии кумандинцев, всеми процессами на Земле управляют духи – невидимые повелители воды, огня, тайги, гор и так далее. Несмотря на то, что часть кумандинцев в свое время обратили в православие, до сих пор остались те, кто придерживается бурханизма – странной религии с элементами мифов, основанной на вере в духов и в пришествие мессии. Их религию также называют алтайским вариантом буддизма.

Нанайцы (гольды)

Этот малочисленный народ живет на Дальнем Востоке. Как и многие коренные жители севера, нанайцы всегда верили в духов. В жилищах они традиционно хранят деревянных идолов, самый большой из которых – дух-хранитель дома. Согласно верованию, нанаец может молиться и приносить подношения не только этим фигурам, но и своему семейному дереву в лесу, и даже камню.


В религии нанайцев ключевой фигурой является собака. Это и покровитель женщин (мифическая Железная Собака), и верная помощница шамана в культовых обрядах и мероприятиях по «поиску души».


Ненцы

Этот довольно известный северный народ официально считается малочисленным, ведь в России ненцев осталось примерно 40 тысяч.


Согласно их древней религии, миром управляет верховное божество Нум, которому помогают другие боги и духи. Доброму и справедливому Нуму противостоит злой Нга, который посылает людям болезни и смерть. Чтобы умилостивить Нга, нужно принести ему в жертву собаку или оленя, предварительно задушив несчастное животное.

У ненцев священны каждое озеро, лес и даже камни, и каждым кусочком Земли якобы управляет свой дух, а самым почитаемым деревом считается лиственница. В старые времена ненцы приносили духам подношения в виде убитых оленей, монет, клочков ткани и даже табака. На каждом священном месте древний народ устанавливал деревянных антропоморфных идолов, которых и сейчас можно увидеть на севере страны.


А еще на Ямале у ненцев до сих пор существует традиция через 7-10 лет после смерти главы семейства изготавливать его «копию» из дерева или меха. Считается, что в чучело вселилась душа умершего, поэтому его хранят дома, кормят и одевают, как живого. Такого идола передают из поколения в поколение.

Манси

Хотя этот народ и дал название Ханы-Мансийскому автономному округу, на самом деле он очень малочисленный. Согласно переписи 2010 года, манси в России чуть больше 12 тысяч.


Официально считается, что этот народ обращен в христианство, но некоторые манси до сих пор верят, что земля делится на три мира – воздушный, земной и водный, а управляют ими множество богов и духов.

Согласно религии манси, у каждого мужчины есть 5 или 7 душ. А вот у женщин их всего 4. Причем две души - главные, третья переходит в родившуюся дочь, а четвертую после смерти забирает в свое царство повелитель зла Куль-Отыр. Практикуют манси и шаманизм.


3.5 Обряд погребения

Смерть, духа смерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядит как человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Со смертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. Похороны и поминки проводят к вечеру, так как земной день в Нижнем мире - это ночь, а ночь у них день. Обряд захоронения соверша

ется, пока на землю идут лучи солнца (жизни), потом придёт время тех, кто встречает покойника в подземном стойбище. Поэтому к вечеру заканчивается активная деятельность у людей в тундре. Детям нельзя играть в куклы, так как в это время играть начинают умершие дети. Считается, что в подземном мире очень холодно, вероятно связывалось это с тем, что под землёй вечная мерзлота. Поэтому умерших всегда одевают в тёплые зимние одежды. Покойника в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику предлагают его чайную чашку с чаем, льют чай ему на пальцы ног и на дверь. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или восток. Ворожеев хоронили лицом в низ, чтоб он не пугал родственников; либо в гробу «провидца» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход, и мог защитить близких. В похоронном обряде строго соблюдается направление восток – запад: восток – сторона живых, оттуда появляется день; запад – сторона мёртвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут кусок шкурки бобра или выдры, используемый в обряде очищения. Если в руках у него ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Жители Нижнего мира встречают покойного со словами: «Что ты нам принёс?», - и он отдаёт им предметы, вложенные в руки. Покойника одевают в лучшую одежду. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Глаза и сердце накрывают металлическими пластинами или лицо накрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считалось если этого не сделать, то умерший не найдёт, «не увидит» дрогу в загробный мир, и это может предвещать близкую смерть кого либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Покойника, вынося не через дверь, где ходят живые люди, для этого приподнимают полог чума с другой стороны. В гроб кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов обламывают кончик, одежду режут, в рукавицу кладут спички, сера на них обжигается. Около гроба оставляют продырявленный котёл, перевёрнутую поломанную нарту. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине вешают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой.

У ненцев известно, по крайней мере, пять способов отправления вещей за пределы Среднего мира:

1. Ломка (например, надкалывание сосуда, отрезание куска одежды, обламывания кончика стрелы или ножа).

2. Придание вещи неестественного положения (перевертывания сосуда вверх дном, оставление у могилы нарт вверх полозьями)

3. Зарывание в землю

4. Втыкание вещи в землю (ножа, копья, хорея др.)

5. Помещение на высоте (захоронение выкидышей)

Для достижения Нижнего мира покойный обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходя за хозяином» (умертвляются); если похороны проводятся зимой, олени оставляются неразделанными – как идут в упряжке. Отправляется за хозяином и его собака, кроме ездовых оленей, забивается олень на угощение.

В похоронных ритуалах всячески подчёркивалось, что у живых и мёртвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда провожают человека в иной мир нельзя молчать, надо разговаривать. Нельзя плакать у покойника будет болеть голова. Нельзя оборачиваться. Женщины в знак траура распускают волосы.

Когда люди возвращаются с могилы, то оленей не распрягают, пока каждый не подпалит огнём шерсть ездовых оленей на шее; люди тоже поджигают шерсть на своей одежде.

После погребения желательно, чтобы связи между покойником и его родственниками прекратились, такова особенность ненецкой традиции. Траур решает психологическую задачу, убивает у живых воспоминания о покойниках, смягчает боль утраты.

Заключение

Целью работы было исследование культуры ненецкого этноса. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. Формы работы, направленные на реализацию этой задачи, призваны способствовать углублению знаний и представлений об истории коренных народов Ямала, знакомству с их обычаями и традициями, с обрядами и праздниками, приобщению к истокам народной мудрости народов Севера.

Список литературы

1. Вениамин, архимандрит (Смирнов) «Самоеды мезенские» вестник географического общества 1855 г. Ч 14

2. Вербов Г.Д. «Ненецкие сказки и былины» Салехард 1937 г.

3. Хомич Л.В. «Традиционное воспитание детей у народов Севера» Ленинград 1988 г.

4. Хомич Л.В. «Ненцы очерки традиционной культуры» С. Петербург 1995 г.

5. Ядне Н.Н. «Я родом из тундры» Тюмень. 1995 г.

6. Турутина П.Г. «По тропам моих предков» Екатеринбург 2000 г.

Глассарий

Вайнута – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

Варк - медведь

Вэсако – старик – мыс Болванский

Илебць – дикий олень

Илебям,пертя – несметное количество оленей

Инуцида – дух, лишающий человека разума

Мал,те Нга – мифическое существо, без рта и заднего прохода,

имеющее только обоняние.

Мандо,яра – песчаные сопки энцев

Мандо,Нева – голова энца

Мандо, седа – сопка энцев

Минлей – мифическая птица имеющая семь крыльев на каждом боку, сын Нума отвечающий за смену времён года, дня и ночи и т.д.

Мэдна - злой дух, людям и животным уродством

На – дух болезни и смерти

Накосники – украшение для волос женщин

Небя хэхэ – мать-дух

Нев,себе,э – голова сопка – род Ядне

Нешау - ненцы

Нув,падар – бумага Нума, подобие книги жизни у христиан

Нув,-то – Небесное Божье озеро

Нув,няны – верхний мир

Нум – небо и небесный Бог

Нэв,соты – Возвышенность голов, холм голов

Нядангы – рода Нядангы

Пыри,то – озеро Щучье

Пэ,мал хада – гора Минисей на Урале (Константинов камень)

Сармик – животные (в широком смысле слова)

Сидя-хэхэ,саля – двух идолов холм, остров Белый

Си, ив седа – Семь холмов

Сииртя – тундровые аборигены

Сотэ,я – род Яр

Сотэ я – мяд,пухуця хэбидя,я – священное место хозяйки чума

Сэро,Ирико – Белый дедушка

Сюхней,хэхэ,я – священное место Сюхней

Сябта,себе,э (холм Сябтый) – из рода Няруй

Сядей – идол изображающий духа

Тусиди,хэхэ,я – священное место Тусида

Ты – домашний олень

Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей

Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни

хадако – бабушка (женское священное место)

Халэв,но – остров чаек.

Хансосяда – злой дух, уносящий разум

Хантей но – род Япто нэ

Харв,Под – лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин

Перелесок

Харючи – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

 

 

Это интересно: