→ Мысль «народная. Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир Мысль народная в произведениях русской классики

Мысль «народная. Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир Мысль народная в произведениях русской классики


Два небольших сочинения - на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на "троечку", но вполне серьезно))). Одно - полстранички по ЕГЭ, второе - страничка - для взрослых, до 15 лет - не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.


Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого - Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны - русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.


Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей - шар, который видит Пьер во сне - «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз-делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей - оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость», остаётся невредимым - везде - и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он - жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи - и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому - деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» - здоровое бежит от больного, счастье - от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда». И видит во сне: «Вот жизнь, - сказал старичок учи-тель... - В середине Бог, и каждая капля стремится рас-шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает... - сказал учитель. - Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого - Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. « Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал... Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова» . Приближается к этому идеалу - и Кутузов, задача которого - не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному - к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер-ти. Так растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. « Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле - пророк…

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего - к буддизму.

Меню статьи:

В литературе существует множество произведений, известных лишь тонким ценителям и гурманам, литературным критикам и филологам. Но есть также ряд текстов, которые должен знать каждый человек, считающий себя образованным. К таким произведениям относится и роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Авторская задумка

Не все знают, что Л. Н. Толстой изначально предполагал написать роман, где центральным персонажем будет некий декабрист. Действия должны были разворачиваться, когда он возвращается после амнистии. На улице – 1856 год. Чтобы создать такое произведение, писатель погрузился в изучение архивных документов. В процессе этого исторического исследования, Л. Н. Толстой осознал, что он не сможет полноценно реализовать свою задумку о декабристе, не обратившись к истокам восстания, а потом и еще дальше – к самому 1812 году и, соответственно, к походу Наполеона на Россию.

Война и мир

Как видно из самого названия эпопеи, сюжет можно разделить на две темы: война и мир. Если мир представляет собой описание повседневной жизни дворян, зачастую радости, далекие от настоящего духовного подъема, то война – это демонстрация героизма народа в борьбе с захватчиком, это изображение духовного пути, а также победы и того, каким образом и какими жертвами достигается эта победа.

Эта мысль наиболее ярко раскрывается именно в теме войны, которая выпячивает не только проблемы общества, но и показывает, что побеждает именно тот народ, который оказывается более сплоченным и целостным.

Война ликвидирует деление на аристократов и простолюдинов, она уравнивает людей в борьбе за выживание, за сохранность жизней своих родных, за свои дома и, в конце концов, за свою страну.

Образ народа в романе Л. Н. Толстого

На первый взгляд, читателю может показаться, что народ в романе – это крестьяне, крепостные, солдаты, словом, «простые люди». Но на деле оказывается, что это не совсем так. Народом автор считает всех, кто участвует в жизни страны. С Наполеоном сражаются как обычные солдаты, так и князья (как, например, Андрей Болконский), то есть дворяне идут в бою рука об руку с сыновьями крестьян. Народ в представлении Л. Н. Толстого – целостен.

«Мысль народная» как лейтмотив

Пожалуй, все центральные персонажи романа, а особенно те, кого можно отнести к категории «герои в пути», неотделимы от «мысли народной». Она – обязательная часть развертывания сюжетной линии.

Пьер Безухов

К примеру, этот лейтмотив ясно виден на примере жизни Пьера Безухова. Нас интересует момент, когда Пьер попадает в плен: именно здесь он, наконец, находит истину жизни. Но слышит Безухов эту истину совсем не из уст ученого мужа, но из уст простого крестьянина Платона Каратаева. Все оказалось очень просто: все люди хотят счастья. Конец романа для некоторых читателей предстал как разочарование, но финал согласован именно с этими размышлениями о счастье.


Любопытно, что французы позволяли Пьеру перейти к равным ему по статусу пленникам, но тот пожелал остаться именно с этими простыми людьми, которые оказались мудрее, чем сотня ученых.

Андрей Болконский

Тот же лейтмотив преследует духовные поиски другого героя – Андрея Болконского. Прежде всего, читатель становится свидетелем удивления героя, ведь он, бросившись вперед в стремлении к славе и подвигам, совершенно не ожидал, что станет вдохновляющим примером для остальных солдат. Но те, увидев бесстрашного Андрея, бросились в бой вслед за ним.

Наташа Ростова

На самом деле, дворян воспитывали довольно сурово. Известно много случаев, когда девушки-дворянки выживали в самых сложных условиях. Это было возможно, так как их воспитание готовило их к разным испытаниям.

Что касается Наташи Ростовой, то «мысль народная» в ее жизни ярко прослеживается в ее поступке во время бегства из Москвы.

Когда девушка видит раненых, она не жалеет вещей и выбрасывает их из своей повозки, чтобы предоставить место раненым.

Таким образом, Наташа – аристократка – оказывается в одной карете с простыми ранеными солдатами. Это еще раз демонстрирует нам, что война всех уравнивает. Но еще больше здесь вдруг оголяются те самые противоречия русской души, о которых написано столько книг.

Партизанское движение

Эта часть войны тоже не сумела спрятаться от внимательного глаза писателя. Партизанское движение раскрывается в романе на примере образа Тихона Щербатого. Он тоже воюет с захватчиком, но методы его отличаются от прямолинейности и открытости Андрея Болконского.


Среди методов борьбы с врагом Тихона – хитрость, ловкость, внезапность и непокорность. Здесь образ Щербатого выступает противоположностью образу уже знакомого нам Платона Каратаева. Последний демонстрирует такие черты, как доброта и спокойствие, мудрость и простая философия, которую мы можем назвать житейской.

Кутузов

Пожалуй, Кутузов – это самый яркий пример, а иногда кажется, что и вовсе пример единственный, главнокомандующего, который и вправду никогда не превозносил себя. Он считал себя равным народу, солдатам, с которыми воевал рука об руку.

Предлагаем вниманию читателей описание в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Наибольшей болью для него было отсутствие единства народа, отсутствие целостности армии. Именно это, по его мнению, часто становилось причиной поражений русских.

Взгляд Л. Н. Толстого на историю

«Мысль народная» в романе неотделима от исторической концепции Л. Н. Толстого, которая излагается им здесь же. Особенное значение в связи с этим представляет вторая часть эпилога, где автор размышляет, что история на самом деле состоит не из описания событий, а скорее из историй личностей, оказывающих влияние на ход этих событий.

Первое, о чем мы думаем, когда читаем эти слова: истории личностей равны историям знаменитых людей. Это, как правило, великие правители и полководцы, императоры и короли… Но Л. Н. Толстой сумел показать нам, что историю творят обычные люди своими жизнями. И именно жизни этих людей находятся в основе той совокупности «маленьких» историй, из которых состоит история «большая».

Простота, правда, добро – три столпа, которые поддерживают непобедимость народного духа. Об этом пишет и сам автор, но и читатель может также сделать собственные выводы. Впрочем, побеждают простые радости и консервативные ценности – это семья и дети, которые обеспечивают воспроизводство народа (как сказал бы французский историк Ж. Дюмезиль).

Итак, писатель открыто говорил, что произведение литературы является успешным только тогда, когда его автор живет главной мыслью, выписанной в этом произведении. Л. Н. Толстой демонстрирует на примере этой эпопеи, что кризисная ситуация пробуждает в людях самые искренние качества. Все получают по заслугам и по совести: мы видим, как меняется Наташа Ростова, как вдруг находит истину жизни Пьер Безухов, как к князю Андрею Болконскому приходит, наконец, прозрение о смысле его пути. Но здесь же мы видим, насколько война неумолима к людям, считавшим, что у них есть все и они не могут ничего потерять: красавец Анатоль Курагин лишается ноги, а его сестра Элен переживает нравственный упадок.

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

«Я старался писать историю народа», - слова Л.Н. Толстого о своем романе «Война и мир». Это не просто фраза: великий писатель действительно изобразил в произведении не столько отдельных героев, сколько весь народ в целом. «Мысль народная» определяет в романе и философские взгляды Толстого, и изображение исторических событий, конкретных исторических деятелей, и нравственную оценку поступков героев.
«Война и мир», как справедливо заметил Ю.В. Лебедев, «это книга о разных фазах в исторической жизни России». В начале романа «Война и мир» происходит разобщение между людьми на семейном, государственном и национальном уровнях. Толстой показывает трагические последствия такого разброда в семейных сферах Ростовых - Болконских и в событиях войны 1805 года, проигранной русскими. Затем иной исторический этап России открывает, по Толстому, 1812 год, когда торжествует единение людей, «мысль народная». «Война и мир» - это многосоставное и цельное повествование о том, как начала эгоизма и разобщения ведут к катастрофе, но встречают противодействие стихий "мира" и "единения", поднимающихся из глубин народной России». Толстой призывал «оставить в покое царей, министров и генералов», а изучать историю народов, «бесконечно малые элементы», поскольку им принадлежит решающая роль в развитии человечества. Какая сила движет народами? Кто является творцом истории - личность или народ? Такие вопросы задает писатель в начале романа и пытается ответить на них всем ходом повествования.
Великий русский писатель спорит в романе с весьма распространенным в это время в России и за рубежом культом выдающейся исторической личности. Этот культ в значительной степени опирался на учение немецкого философа Гегеля. По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового Разума, который определяет судьбы народов и государств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что дано понять только им и не дано понять людской массе, пассивному материалу истории. Эти взгляды Гегеля нашли свое прямое отражение в антигуманной теории Родиона Раскольникова («Преступление и наказание»), делившего всех людей на «властелинов» и «тварей дрожащих». Льву Толстому, как и Достоевскому, «виделось в этом учении что-то безбожно-бесчеловечное, в корне противное русскому нравственному идеалу. У Толстого не исключительная личность, а народная жизнь в целом оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Призвание великого человека заключается в умении прислушиваться к воле большинства, к "коллективному субъекту" истории, к народной жизни».
Поэтому внимание писателя привлекает прежде всего жизнь народа: крестьян, солдат, офицеров - тех, кто составляет саму основу его. Толстой «поэтизирует в "Войне и мире" народ как целое духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях... Величие человека определяется глубиной его связи с органической жизнью народа».
Лев Толстой на страницах романа показывает, что исторический процесс не зависит от каприза или плохого настроения одного человека. Предугадать или изменить направление исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности.
Можно сказать, что воля полководца не влияет на исход сражения, потому что ни один полководец не может руководить десятками и сотнями тысяч людей, но именно сами солдаты (т.е. народ) решают участь битвы. «Решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска», - пишет Толстой. Поэтому не Наполеон проиграл Бородинское сражение или Кутузов выиграл его, а победил в этой битве русский народ, потому что «дух» русского войска был неизмеримо выше французского.
Толстой пишет, что Кутузов сумел «угадать так верно значение народного смысла событий», т.е. «угадать» всю закономерность исторических событий. И источником этого гениального прозрения было то «народное чувство», которое носил в своей душе великий полководец. Именно понимание народного характера исторических процессов позволило Кутузову, по мнению Толстого, выиграть не только Бородинскую битву, но и всю военную кампанию и выполнить свое предназначение - спасти Россию от наполеоновского нашествия.
Толстой отмечает, что против Наполеона выступила не только русская армия. «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего русского народа, породило партизанскую войну. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». «Дубина народной войны» поднималась и опускалась на головы французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
Эта народная война зародилась вскоре после оставления русскими войсками Смоленска и продолжалась вплоть до самого окончания военных действий на территории России. Наполеона ожидал не торжественный прием с ключами от сданных городов, а пожары и мужицкие вилы. «Скрытая теплота патриотизма» была в душе не только таких народных представителей, как купец Ферапонтов или Тихон Щербатый, но и в душе Наташи Ростовой, Пети, Андрея Болконского, КНЯЖНЫ Марьи, Пьера Безухова, Денисова, Долохова. Все они в минуту страшного испытания оказались духовно близки народу и вместе с ним обеспечили победу в войне 1812 г.
И в заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что роман Толстого «Война и мир» не обычный роман, а роман-эпопея, в котором отразились судьбы человеческие и судьба народная, ставшие для писателя главным объектом изучения в этом великом произведении.

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная », это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир». В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу. Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную «.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского. Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили! «. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей. Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга. Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски. Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года. Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят «. В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе. Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года. Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой «, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить, любить бога во всех проявлениях».

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик - Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину. Он был «самым полезным и храбрым человеком » в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами ». В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое- выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона ». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок », «эка бестия ». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную» . В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

 

 

Это интересно: