→ Памятник жертвам на поклонной горе. Олег давыдов. монументальная двусмыслица. Монумент «Добро побеждает Зло»

Памятник жертвам на поклонной горе. Олег давыдов. монументальная двусмыслица. Монумент «Добро побеждает Зло»


Арх. М. Посохин, В. Богданов, скульпторы Ю. Александров, В. Клыков, О. Комов;
1979

Интересные сведения об истории проектирования Памятника Победы на Полконной горе излагает в своих воспоминаниях В.В. Гришин, бывший в 1967-85 гг. Первым секретарем московского городского комитета партии. Приведу отрывок из его книги, снабдив повествование собранными мной из разных источников проектами.


"Решение о сооружении монумента в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и музея было принято Правительством СССР в сентябре 1952 года. Тогда был проведен открытый конкурс на разработку проекта. Лучшим был признан проект, предложенный архитектором Л. Рудневым. Внутреннюю часть музея Отечественной войны доработал архитектор Я. Черняховский. Однако их предложение принято не было. В 1957 году Министерство культуры СССР, Госстрой СССР и Мосгорисполком объявили новый конкурс на лучший проект памятника Победы. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 23 февраля 1958 года в торжественной обстановке состоялась закладка памятника на Поклонной горе (точнее вблизи этой горы), в которой вместе с представителями партийных и общественных организаций, трудящихся Москвы приняли участие и воины Московского гарнизона, а также прославленные военачальники - маршалы Советского Союза Р.Я. Малиновский, И.С. Конев, В.Д. Соколовский, СМ. Буденный, маршал авиации К.А. Вершинин, адмирал флота СССР С.Г. Горшков и другие. Москвичами были выполнены работы по посадке деревьев и кустарников в будущем парке Победы.



То же

На второй Всесоюзный конкурс проектов Памятника Победы было представлено 153 предложения с рисунками и чертежами, которые были выставлены для всенародного обозрения и обсуждения в Выставочном зале павильона Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Жюри конкурса, в которое входили видные художники, скульпторы, архитекторы, общественные и военные деятели (Е.В. Вучетич, И.С. Конев и др.) определило, что ни один из представленных проектов принят быть не может. В последующие годы было проведено много (около 20) всесоюзных и московских открытых, заказных, закрытых и других конкурсов на лучший памятник Победы. Но все они не дали результата.

В 1980 году в Выставочном зале Манежа была развернута очередная выставка конкурсных проектов памятники. Ее осмотрело много людей, представителей трудовых коллективов Москвы. Поддержку получили проекты, выполненные архитекторами, скульпторами и художниками М. Посохиным, Б. Богдановым, Ю. Александровым, Н. Томским, Л. Голубовским, Е. Русаковым, В. Клыковым и другие. По итогам рассмотрения проектов жюри Министерством культуры СССР, Госстроем СССР, Мосгорисполкомом было поручено доработать отобранный проект двум группам архитекторов и скульпторов, возглавляемым М. Посохиным и Н. Томским. Доработанный проект был одобрен жюри, Министерством культуры СССР, Госстроем СССР, Мосгорисполкомом. Он был согласован с Союзами художников, архитекторов, другими компетентными организациями, просмотрен и одобрен представителями коллективов трудящихся и представлен на утверждение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР.


Проект памятника Победы на Поклонной горе;
Скульптор Н. Томский, арх. Л. Голубовский, А. Корабельников, художник Ю. Королев, скульптор В. Едунов;
1979

11 февраля 1983 года после ознакомления с проектом членов Политбюро ЦК, членов Президиума Совмина Политбюро ЦК КПСС одобрило проектное предложение по памятнику Победы скульптора Н. Томского, архитектора М. Посохина. В состав комплекса памятника входили: главный монумент Победы (тема «Советский народ под Красным знаменем В.И. Ленина, под руководством Коммунистической партии одержал Великую Победу в Отечественной войне против германского фашизма»). Далее - музей Отечественной войны с залом Славы и, наконец, парк Победы. Место строительства - рядом с Поклонной горой.

Затем были приняты два постановления Совета Министров СССР от 21 апреля 1983 года № 349 и от 14 сентября 1984 года № 972. (А перед ними вышло два решения ЦК КПСС от 11 февраля 1983 года и 14 апреля 1983 года). Этими постановлениями утверждался проект памятника Победы. Поручалось Министерству культуры СССР и Мосгорисполкому осуществить сооружение памятника. Устанавливались сроки окончания строительства - 1989 год. Проект памятника Победы неоднократно рассматривался на совместных заседаниях градостроительного совета Москвы, художественно-экспертного совета Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Союза архитекторов СССР, в Министерстве обороны и другими. Он был одобрен и утвержден этими организациями. Проект монумента выставлялся в Манеже, в Выставочном комплексе на Крымской набережной, публиковался в газетах, показывался по телевидению, подвергался широкому обсуждению жителями Москвы и других регионов страны.



То же

В обсуждении и утверждении проекта памятника участвовали около 150 руководителей и представителей творческих организаций, в том числе председатель правления Союза архитекторов А.Г. Рочегов, председатель Госгражданстроя И.Н. Пономарев, президент Академии художеств Б.С. Угаров, первый секретарь правления Союза художников СССР Н.А. Пономарев, секретари правления Союза художников СССР Тт. Салахов, А.Е. Ковалев, И.П. Абросов, В.В. Горяинов, председатель правления Союза художников РСФСР С.П. Ткачев, секретари Союза художников В.М. Сидоров, O.K. Комов, М.Н. Смирнов, народные художники СССР Л.Е. Кербель, Ю.К. Королев, директор Института Военной истории МО СССР П.А. Жилин и многие другие.

В начале 1984 года начались строительные работы по сооружению памятника Победы на средства, заработанные трудящимися Москвы на коммунистических субботниках, и добровольные взносы граждан (всего около 200 млн. рублей).

В 1986 году на съезде писателей СССР поэт Вознесенский выступил с разносной речью по поводу строящегося памятника («Я буду ехать ночью по Минскому шоссе и буду видеть черный топор на Поклонной горе...») Потом была организована широкая критика проекта памятника на страницах газет и журналов («Советская Россия», «Московская правда», «Огонек»). В выставочном зале на Крымской набережной снова были выставлены проектные материалы, макет основного монумента. Радио, телевидение, печать усиленно призывали посетить выставку и высказать свое отрицательное отношение к проекту. В ходе выставки собирались все отрицательные отзывы о проекте. Критика открыто подогревалась группой заинтересованных лиц, представителями средств массовой информации. Этими усилиями проект памятника был завален. Центральные и московские руководящие органы приняли решение приостановить строительство комплекса.



То же. Макет

Осенью 1986 года был объявлен открытый Всесоюзный конкурс на монумент памятника Победы. Потом проектные предложения были выставлены для ознакомления в Манеже. В ходе просмотра и обсуждения предложений, вследствие неправильной и тенденциозной информации, вносились предложения «восстановить» Поклонную гору, якобы срытую в ходе строительства памятника Победы, восстановить Парк Победы как будто бы уничтоженный строителями, демонтировать все, что уже было сооружено, и тому подобное - экстремистские и провокационные требования. Особую активность в этом деле проявляли члены так называемого объединения «Память», журналисты и писатели - Вознесенский, Коротич, Рой Медведев и им подобные, а также газета «Московские новости», журнал «Огонек» и другие. Безответственность этих выступлений очевидна. Строительство памятника Победы началось на одной из высоток (с отметкой 170,5), расположенной в километре от Поклонной горы. Земля, на которой началось строительство, не срывалась (наоборот - была проведена подсыпка грунта). Парка Победы как такового не было. Там был организован чахлый лесопитомник по выращиванию посадочного материала.

В итоге конкурса 1986-1987 годов ни одно предложение по монументу принято не было. Был объявлен новый конкурс. Мосгорисполком под давлением экстремистов-«ниспровергателей» принял решение о прекращении строительных работ на памятнике.



Памятник Победы на Поклонной горе;
Скульпторы Н. Томский, О. Кирюхин, Ю. Чернов; арх. Я. Белопольский, Л. Голубовский, А. Полянский, Б. Рубаненко; художник-монументалист Ю. Королев;
Проектное предложение, 1983-86


То же. Макет

К этому времени в строительство памятника было вложено 32 млн. рублей. Кроме того, 13 млн. рублей из средств Моссовета было израсходовано на расширение Минского шоссе и устройство разъездов в разных уровнях на Фили. Здание музея было смонтировано на 86%. В стадии завершения находились работы по строительству ряда сооружений административно-хозяйственной зоны. Выполнен большой объем работ по мощению главной и других аллей парка, прокладке коллекторов для теплового и электрического снабжения объекта. Велись работы по посадке ценных пород деревьев. Осуществлявшийся проект памятника Победы у многих людей, особенно ветеранов войны, возражений не вызывал. За время обсуждения проекта и строительства комплекса в городские организации поступило много писем, было много публикаций с одобрением спроектированного и сооружаемого памятника и просьбами об ускорении его строительства.



Главный монумент памятнка Победы в Москве. Конкурсный проект;
Арх. Е. Розанов, В, Шестопалов, Е. Шумов, скульптор Л. Кербель;
1986

Большое возмущение, особенно у ветеранов войны, вызвало прекращение строительства памятника. По этому поводу поступило много писем в адрес центральных и московских партийных и советских органов. Так, например, большая группа ветеранов войны, представляющих 4,5 тысячи человек, обратилась в ЦК партии и МГК КПСС с письмом, где говорилось: «Прекращение строительства памятника, которого требуют отдельные личности, это удар в первую очередь по ветеранам, инвалидам войны и труда...» Они просили завершить строительство памятника к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне. 183 ветерана 1-й Гвардейской танковой армии в письме просили МГК КПСС не дать заморозить строительство памятника Победы и тем дать возможность ветеранам увидеть мемориал, пока они живы. 28 ветеранов войны, участников военных парадов на Красной площади Москвы в 1941 и 1945 годах, писали: «Надо ускорить строительство (а не прекращать) мемориального комплекса Победы...» Большая группа ветеранов Отечественной войны писала в газете «Советская Россия» 1 апреля 1987 года: «Потеряно 30 лет. Но это не только время. Ведь победу завоевали своею кровью советские люди... Неужели никому из тех, кто защищал свою Родину и весь мир от коричневой чумы, так и не удастся увидеть общенародный монумент в честь нашей Победы?.. Считаем, что партийные органы Москвы, творческие союзы должны приложить все силы к тому, чтобы исправить положение и открыть мемориал к сорокапятилетию Победы». Эти и многие другие письма находятся в музее Великой Отечественной войны.

Итак, музейный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Москве, который намечалось построить и открыть к 45-летию Победы, в результате злонамеренных усилий ряда лиц, стремления их и других опорочить все, что было сделано в 70-е и 80-е годы, не был сооружен вовремя..."

Из книги: Виктор Гришин. Катастрофа. От Хрущева до Горбачева". М.: Алгоритм: Эксмо, 2010. - 272 с. (


4 января скульптору Зурабу Церетели исполняется 82 года. Свой день рождения мастер встречает на строительной площадке. На берегу Атлантического океана в Пуэрто-Рико, где начинается завершающий этап сооружения самого высокого памятника человеку на Земле. Об этом памятнике ещё предстоит услышать миру, а мы решили вспомнить 10 самых известных работ Зураба Константиновича.

1. Монумент «Дружба народов»



В 1983 году в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией в Москве был установлен «парный» памятник - монумент «Дружба народов».. Это одна из самых известных ранних работ Церетели.

2. Монумент «Добро побеждает Зло»


Скульптура установлена перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году и символизирует окончание холодной войны.

3. Монумент Победы



Эта стела была возведена в рамках мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, открытого в 1995 году. Высота обелиска составляет 141,8 метра – по 1 дециметру за каждый день войны.

4. Статуя Георгия Победоносца на Поклонной горе



У подножия Монумента Победы установлена ещё одна работа Зураба Церетели – статуя Георгия Победоносца, одного из важных символов в творчестве скульптора.



В городе Севилья в 1995 году была установлена одна из самых известных в мире работ Церетели – монумент «Рождение нового человека», достигающий в высоту 45 метров. Уменьшенная копия этой скульптуры находится в Париже.

6. Памятник Петру I


Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота монумента составляет 98 метров.

7. «Святой Георгий Победоносец»



Эта скульптура установлена на 30-метровой колонне на площади Свободы в Тбилиси – Святой Георгий является покровителем Грузии. Монумент был открыт в апреле 2006 года.

8. «Слеза скорби»



11 сентября 2006 года в США был открыт памятник «Слеза скорби» - подарок американскому народу в знак памяти жертв 11 сентября. На церемонии открытия присутствовали президент США Билл Клинтон и президент России Владимир Путин.



В 2010 году на пересечении улиц Солянка и Подколокольного переулка был установлен монумент в честь погибших во время захвата школы в Беслане в 2004 году.



Установлен вблизи Тбилисского моря. Композиция состоит из трёх рядов 35-метровых колонн, на которых в виде барельефов изображены грузинские цари и поэты. Работа над ним продолжается.

Добавить рассказ

1 /

1 /

Все памятные места

аллея Молодоженов

Памятник "Трагедия народов"

«Трагедия народов»
Памятник «Трагедия народов» расположен на Поклонной горе. Он был установлен в 1997 году в память о жертвах фашистского истребления людей. Автор памятника – академик Российской академии художеств З. К. Церетели. Скульптурная композиция высотою около 8 м.
Серая, бесконечная, непрерывная и обреченная очередь обнаженных мужчин, женщин, стариков и молодых, детей, которые идут на смерть. Настал их черед: женщина прикрыла рукой глаза ребенку, чтобы он не видел ужаса гибели, мужчина огромной ладонью защитил его грудь, это отчаянная и безнадежная попытка уберечь ребенка от смерти. Памятник «Трагедия народов» – это горестное воспоминание о бесчисленных казнях и расстрелах, совершенных фашистами. На земле лежит снятая палачами одежда, вещи – осиротевшие свидетели
предвоенной жизни, а обнаженные люди, тонкие и хрупкие, темными силуэтами возвышаются к небу. Фигуры переходят в камни, обломки камней; сливаются с гранитными стелами, на которых вырублена одна и та же памятная надпись на языках народов СССР: «Да будет память о них священна, да сохранится она на века». Запечатленное в камне и бронзе, навсегда остановленное мгновение перехода из жизни в смерть.
Памятник «Трагедия народов» призван напомнить людям о том, какой ценой была достигнута Победа.

Алина Беляева
Студентка 1-го курса Политехнического колледжа № 39. Обучаюсь по специальности "Рациональное использование природохозяйственных комплексов". Принимаю участие в различных проектах и олимпиадах. Любимые предметы химия, физика, история, экология и литература. Помимо учебы люблю активный отдых.

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
  • 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Город с неимоверно интересной историей, древними памятниками архитектуры, современными торговыми центрами и бурной жизнью, о которой мечтают многие провинциальные обитатели. Москву по праву можно назвать одной большой достопримечательностью. Тут куда ни посмотри - везде есть место, представляющее огромный интерес для туристов: Кремль, Красная площадь, Арбат, Третьяковская галерея и много-много других объектов. Одним из таких является «Трагедия народов» - памятник, который находится на Поклонной горе. Именно сюда мы и совершим наше сегодняшнее путешествие.

Поклонная гора

Есть в Москве место, посвященное победе над немецкими фашистами. Имя ему - Поклонная гора. Она являет собой пологий холм, который находится в западной части столицы, между двумя реками - Сетунью и Филькой. Уже в XVI столетии впервые упоминается о существовании Поклонной горы. Но в те далекие времена располагалась она не в самой Москве, а далеко за ее пределами.

Сегодня ученые продолжают биться над разгадкой происхождения названия достопримечательности. С именем «гора» все более или менее ясно: в среднерусской полосе так называли всякое место, которое хоть немного возвышалось над землей. А насчет слова «Поклонная» выдвигаются различные теории: одной из самых распространенных версий является суждение о том, что название «поклонная» появилось от слова «поклон». Именно поклоном в те века было принято выражать свое почтение и уважение. Путешественники, прибывая или уезжая из Москвы, кланялись городу в том месте, где находится памятник.

Поклонная гора многое пережила на своем веку: и встречу послов крымского хана Менгли-Гирея 1508 года, и лагерь польских войск в 1612 году, когда они собирались штурмовать Москву. А в 1812 году здесь Наполеон дожидался ключей от столицы России.

Сегодня это в котором находится много монументов, посвященных победе в Великой Отечественной войне. «Трагедия народов» - памятник, расположившийся на Поклонной горе и заслуживающий наибольшего уважения.

Церетели и его детище

Прежде чем описание памятника «Трагедия народов» появится в нашей статье, хотелось бы несколько слов сказать о его создателе Зурабе Церетели. Монумент посвящен миллионам тех людей, которых смерть настигла в газовых камерах, концлагерях и рвах. Церетели решил увековечить память жертв холокоста. Скульптор создал свой шедевр исключительно из собственных побуждений. Ни государство, ни муниципалитет Москвы не делали ваятелю заказ на создание такой статуи. Церетели вылил эту композицию из бронзы исключительно за свои деньги и по заказу собственной души и памяти. Зураб пережил войну, будучи ребенком, он видел и помнил тех солдат, которым не суждено было вернуться домой.

Создать памятник на Поклонной горе Церетели решил во время своей работы в Бразилии.

Описание памятника

Скульптурная композиция достигает в высоту почти восемь метров. Она была установлена в 1997 году. «Трагедия народов» - памятник, изображающий собой бесконечную череду людей, приговоренных к смерти. Серая очередь состоит из голых и истощенных женщин и мужчин, стариков и детей. Эти люди отличаются между собой ростом, а похожими их делают налысо обритые головы, застывшие лица, невидящие и опущенные руки. Все они обречены и молчаливо стоят в очереди за погибелью.

Памятник на Поклонной горе начинается с трех фигур. Это мужчина, женщина и их подросток-сын. Семья должна первой принять смерть. Муж и жена пытаются хоть как-то защитить своего ребенка: мама прикрыла ладонью ему глаза, папа также сделал попытку уберечь его. Но все напрасно: выжить не удастся никому. Все остальная очередь идет следом, не замечает друг друга. Все думают о своем - это их последние секунды на Земле.

Последние фигуры притягивает земля, они становятся условными и напоминают камни и сливаются с гранитными стелами. На этих 15-ти плитах разными языками республик, входивших в высечены слова «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках!» А на последней, 16-й стеле, эти слова написаны на иврите.

Скандал вокруг композиции

«Трагедия народов» - памятник, вызвавший неоднозначные мнения у населения Москвы. Оно даже писало обращение к тогдашнему меру города Лужкову с просьбой перенести монумент в другое место. Свое желание граждане мотивировали тем, что скульптура вызывает тоску, нагоняет скорбные ощущения, и вообще, провоцирует удручающие чувства.

Народ просто требовал того, чтобы сооружение убрали подальше от людских глаз, если его нельзя уничтожить вовсе. В качестве нового пристанища для монумента они называли задний двор музея. По их мнению, там ему самое место, так как не все гости будут посещать эту территорию.

Он будет жить вечно

Поклонная гора (памятник «Трагедия народов»), несмотря на недовольство москвичей, продолжает поражать разум гостей столицы своей монументальностью и величием. Мощное произведение Церетели призвано жить вечно. Сильная композиция выдержала нелегкие испытания, как и народ, которому она посвящена, и продолжает существовать, невзирая на все притеснения и намерения уничтожить ее и сломать.

 

 

Это интересно: