→ Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. Произведения о войне. Произведения о Великой Отечественной войне. Повести, рассказы, очерки Лучшие военные романы

Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. Произведения о войне. Произведения о Великой Отечественной войне. Повести, рассказы, очерки Лучшие военные романы

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.

– В книге – не плакатно-глянцевая картинка войны. Фронтовик Астафьев показывает весь ужас войны, все то, что пришлось пройти нашим солдатам, перетерпеть и от немцев и от собственного руководства, которое часто ни во что не ставило человеческую жизнь. Пронзительно трагическое, страшное произведение не принижает, как считают некоторые, а наоборот, еще более возвышает подвиг наших солдат, которые победили в таких нечеловеческих условиях.

В свое время произведение вызвало неоднозначные отклики. Этот роман – попытка сказать всю правду о войне, сказать, что война была настолько бесчеловечной, жесткой (причем с обеих сторон), что писать роман о ней – невозможно. Можно только создать мощные фрагменты, которые приближаются к самой сути войны.

Астафьев в каком-то смысле ответил на вопрос, который очень часто звучит и в критике, и в читательских размышлениях: Почему у нас нет «Войны и мира» о Великой Отечественной? О той войне такого романа и нельзя было написать: слишком тяжела эта правда. Войну невозможно залакировать, покрыть глянцем, невозможно отвлечься от ее кровавой сути. Астафьев – человек, который прошел войну, был против подхода, при котором она становится предметом идеологической борьбы.

У Пастернака есть определение, что книга – кусок дымящийся совести, и больше ничего. Астафьевский роман заслуживает этого определения.

Роман вызывал и вызывает споры. Это говорит о том, что в литературе о войне точка никогда не может быть поставлена, и споры будут продолжаться.

«Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина

Бородин был убежденным противником советской власти. Но при этом – патриотом, националистом в хорошем смысле этого слова. Для него интересна позиция тех людей, которые не принимали ни Гитлера, ни Сталина, ни советскую власть, ни фашистскую власть. Отсюда – мучительный вопрос: как этим людям находить во время войны правду? Мне кажется, он очень точно описал в своей повести и советских людей – обаятельных, невероятно симпатичных для читателя, – они коммунисты, верят в Сталина, но в них столько искренности, честности; и тех, кто Сталина не приемлет.

Действие происходит на оккупированной территории, партизанский отряд должен вырваться из окружения, и помочь им может только человек, который стал работать немецким старостой и который раньше был владельцем поместья, где разворачивается действие. И в итоге он помогает советским солдатам, но для него это – не простой выбор…

Три эти произведения – Астафьева, Владимова и Бородина замечательны тем, что показывают очень сложную, не сводимую к единой плоскости картину войны. И во всех трех главным является любовь и знание, что наше дело было правое, но не на уровне примитивных лозунгов, эта правота – выстраданная.

«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

– В этом романе дается вполне реалистичное описание войны и в то же время не просто “бытовые зарисовки”. Это слепок с общества и эпохи.

Повести Василя Быкова

– Фронтовик Быков говорит о войне без лишних эмоций. Еще писатель одним из первых показал захватчиков, немцев не как абстрактных монстров, а как – обычных людей, в мирное время владеющими теми же профессиями, что советские солдаты, и это делает ситуацию еще более трагичной.

Произведения Булата Окуджавы

– Книга фронтовика Окуджавы “Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.

Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”. Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов. Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!

Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…

Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.

Джазисты

С.Рассадину

Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.

Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме, шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.

На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.

Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?

Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.

Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,

когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ. За упокой.

Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги, тесна.

Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь – как на ладони,
все пули – в одного.
* * *

Ехал всадник на коне.

Артиллерия орала.
Танк стрелял. Душа сгорала.
Виселица на гумне…
Иллюстрация к войне.

Я, конечно, не помру:
ты мне раны перевяжешь,
слово ласковое скажешь.
Все затянется к утру…
Иллюстрация к добру.

Мир замешан на крови.
Это наш последний берег.
Может, кто и не поверит –
ниточку не оборви…
Иллюстрация к любви.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича – 9 мая. Его наследие – мирное весеннее небо: война никогда не должна повториться:

«Опять весна на белом свете -

Бери шинель, пошли домой!»

P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута

– Если говорить о Великой Отечественной как части Второй мировой войны. Автобиографический роман американского писателя – о бессмысленности, бездушности войны.

«Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942» и «Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943-1945» Артема Драбкина

Самые популярные книги о войне написаны очевидцами страшных военных лет:

Трое самых популярных писателей, осветивших события военных лет:

  1. Известный советский писатель Борис Васильев ушел на фронт в 41-году, будучи еще школьником. Самым известным его произведением можно считать повесть "А зори здесь тихие", по данной книге был снят фильм, который занимает в нашем рейтинге ТОП 70 лучших фильмов о войне почетное 1-е место. Борис Васильев написал не мало интересных книг о войне, которые в последствие легли в основу фильмов.
  2. Не менее популярный белорусский писатель Василь Быков. Он так же, как и Борис Васильев был еще совсем юным, когда началась Великая Отечественная война. В июне 41-го года В. быков оканчивает 10 класс, в 42-м году призван на фронт. Он участвовал в боевых сражениях. Известность ему принесли произведения: "Сотников", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" и другие.
  3. Константин Симонов - еще один известный советский писатель военной тематики. С началом войны призван в армию. Был военным корреспондентом и побывал на всех фронтах. В 43-м году ему присвоено звание подполковника, после войны полковника. Константин Симонов написал не одну из самых лучших книг о войне. Не даром в нашем списке его имя встречается часто.

В нашем списке лучших книг о войне вы увидите произведения известных писателей, таких как Ю.Бондарев, М.Шолохов, Б.Полевой, В.Пикуль и другие.

Великие сражения описаны в многих произведениях о войне. По этим художественным книгам можно узнать много исторических фактов. По этому они очень полезны для прочтения подросткам и школьникам. Патриотиз и мужество описан и в стихах о войне, такие стихи заставляют задуматься каждого .

Лучшие книги о битвах и сражениях

  • «В окопах Сталинграда" - Виктор Некрасов
  • «Живые и мертвые» - Константин Симонов
  • «Солдатами не рождаются» - Константин Симонов
  • «Последнее лето» - Константин Симанов
  • «Горячий снег» - Юрий Бондарев
  • «Батальоны просят огня" - Юрий Бондарев
  • «Блокадная книга» - Алесь Адамович, Даниил Гранин
  • «Они сражались за Родину» - Михаил Шолохов
  • «Дорога жизни» - Н. Ходза
  • «В списках не значился» - Борис Васильев
  • «Брестская крепость» - Сергей Смирнов
  • «Балтийское небо» - Николай Чуковский
  • «Сталинград» - Виктор Некрасов

Героизм простого человека, во время войны - не так грандиозно, не не менее важно, ведь именно благодаря русскому народу мы одержали великую победу над фашизмом.

Лучшие книги о героизме и судьбах людей

  • «Сотников» - Василь Быков
  • «Василий Теркин» - Александр Твардовский
  • «Обелиск» - Василь Быков
  • «Дожить до рассвета» - Василя Быкова
  • «Прокляты и убиты» - Виктор Астафьев
  • «Жизнь и судьба» - Василий Гроссман
  • «Живи и помни» - Валентин Распутин
  • «Штрафбат» - Эдуард Володарский
  • «На войне как на войне» - Виктор Курочкин
  • «Офицеры» - Борис Васильев
  • «Аты-баты шли солдаты» - Борис Васильев
  • «Знак беды» - Василь Быков
  • «Болото» - Василь Быков
  • «Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой

Советские разведчики, внесли не малый вклад во время Великой Отечественной войны, по этому столько книг написано про подвиги советских разведчиков. Мы подобрали для вас самые лучшие книги этой тематики.

Лучшие книги о разведчиках

  • "Момент истины" - Владимир Богомолов.
  • "Семнадцать мгновений весны" - Ю. Семёнов
  • «Сильные духом» - Дмитрий Николаевич Медведев
  • «Щит и меч» - Вадим Кожевников
  • «Взять живым» - Владимир Карпов
  • «На краю пропасти»- Ю.Иванов
  • «Океанский патруль» - Валентин Пикуль

Роль руской женщины во время войны. Они сражались наравне с мужчинами, недаром их героизм описан в лучших книгах о войне.

Лучшие книги о подвигах женщин

  • "А зори здесь тихие" - Борис Васильев
  • «У войны не женское лицо» - Светлана Алексеевич
  • «Мадонна с пайковым хлебом» - Мария Глушко
  • «Четвертая высота» - Елена Ильина
  • "Пойти и не вернуться" - Василя Быкова
  • «Повесть о Зое и Шуре» - Любовь Космодемьянская
  • «Матерь человеческая» - Виталий Закрутин
  • «Партизанка Лара» - Надежда Надеждина
  • «Девичья команда» - П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Война глазами детей и подростков. Как рано им пришлось повзраслеть.

Лучшие книги о подвигах детей и молодежи

  • «Молодая гвардия» - Александр Фадеев
  • «Последние свидетели. Соло для детского голоса» - Светлана Алексеевич
  • «Улица младшего сына» - Лев Кассиль, Макс Поляновский
  • «Сын полка» - Валентин Катаев
  • «Мальчики с бантиками» - Валентин Пикуль

Мирная жизнь до военных лет. Романтика, любовь и надежды - все это оборвала война.

Лучшие книги о жизни до войны

  • «Завтра была война» - Борис Васильев
  • «До свиданья мальчики» - Борис Балтер

Возможно вы захотите дополнить наш список лучших книг о войне. Оставляйте свои комментарии

Т ема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде... Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым в обязательном порядке нужно прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

Мы решили составить список из ТОП-25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей.

  • Алесь Адамович: «Каратели»
  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты»
  • Борис Васильев:
  • Борис Васильев: «В списках не значился»
  • Владимир Богомолов: «В августе сорок четвертого»
  • Юрий Бондарев: «Горячий снег»
  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня»
  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»
  • Василь Быков: «Сотников»
  • Василь Быков: «Дожить до рассвета»
  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»
  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант»
  • Василий Гроссман:
  • Василий Гроссман:
  • Эммануил Казакевич: «Звезда»
  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»
  • Валентин Катаев:
  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда»
  • Вера Панова: «Спутники»
  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»
  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»
  • Анатолий Рыбаков:
  • Константин Симонов:
  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину»
  • Илья Эренбург: «Буря»

Великая Отечественная война была самым кровопролитным событием мировой истории, которое унесло жизни миллионов людей. Практически в каждой российской семье есть ветераны, фронтовики, блокадники, люди, пережившие оккупацию или эвакуацию в тыл, это накладывает неизгладимый след на всю нацию.

ВОВ была заключительной частью II Мировой войны, прокатившейся тяжелым катком по всей европейской части Советского союза. 22 июня 1941 года стало точкой ее отсчета – в этот день немецкие и союзные войска начали бомбардировку наших территорий, запустив реализацию «Плана Барбаросса». До 18 ноября 1942 года в оккупации оказалась вся Прибалтика, Украина и Белоруссия, Ленинград был блокирован на 872 дня, а войска продолжали рваться вглубь страны для захвата ее столицы. Советские полководцы и военные смогли остановить наступление ценой больших жертв как в армии, так и среди местного населения. С оккупированных территорий немцы массово угоняли население в рабство, распределяли евреев в концентрационные лагеря, где, помимо невыносимых условий жизни и работы, практиковались разного рода исследования над людьми, повлекшие множество смертей.

В 1942-1943 годах эвакуированные глубоко в тыл советские заводы смогли нарастить производство, что позволило армии пойти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к западной границе страны. Ключевым событием в этот период является Сталинградская битва, в которой победа Советского союза стала переломным моментом, изменившим существующий расклад военных сил.

В 1943–1945 годах советская армия перешла в наступление, отвоевывая оккупированные территории правобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В этот же период на еще не освобожденных территориях разгорается партизанское движение, в котором принимали участие многие местные жители вплоть до женщин и детей. Конечной целью наступления был Берлин и окончательный разгром вражеских армий, это произошло поздно вечером 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции.

В числе фронтовиков и защитников Родины были многие ключевые советские писатели – Шолохов, Гроссман, Эренбург, Симонов и другие. Позже они напишут книги и романы, оставив потомкам свое видение той войны в образах героев – детей и взрослых, солдат и партизан. Все это сегодня позволяет нашим современникам помнить страшную цену мирного неба над головой, которая была оплачена нашим народом.




Владимир Богомолов «В а́вгусте со́рок четвёртого» — роман Владимира Богомолова, опубликованный в 1974 году.Другие названия романа — «Уби́ты при задержа́нии…», «Возьми́ их всех!..», «Моме́нт и́стины», «Чрезвыча́йный ро́зыск: В а́вгусте со́рок четвёртого»
Произведение...
Рецензия...
Рецензия...
Отклики...

Борис Васильев «В списках не значился» — повесть Бориса Васильева 1974 года.
Произведение...
Рецензии читателей...
Сочинение "Рецензия"

Александр Твардовский «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны
Произведение...
Рецензии читателей...

Юрий Бондарев «Горячий снег » — роман Юрия Бондарева 1970 года, действие которого разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. Именно то сражение, описанное в романе, решало исход всей Сталинградской битвы. Режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману был поставлен одноимённый фильм.
Произведение...
Рецензии читателей...

Константин Симонов «Живые и мёртвые» — роман в трёх книгах («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), написанный советским писателем Константином Симоновым. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. По мнению литературоведов советской эпохи, роман являлся одним из ярчайших отечественных произведений о событиях Великой Отечественной Войны. В 1963 году первая часть романа «Живые и мёртвые» была экранизирована. В 1967 году вторая часть была экранизирована под названием «Возмездие».
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...


Константин Воробьёв «Крик» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1961 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об участии главного героя в обороне Москвы осенью 1941 года и его попадании в немецкий плен.
Произведение...
Рецензия читателя...

Александр Александрович «Молодая гвардия» — роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942—1943), многие члены которой погибли в фашистских застенках.
Произведение...
Реферат...

Василь Быков «Обелиск» (белор. Абеліск) — героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1971 году. В 1974 году за «Обелиск» и повесть «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.
Произведение...
Рецензия...

Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова, писался в три этапа в 1942—1944, 1949, 1969 годах. Рукопись романа писатель сжёг незадолго до смерти. В печать вышли только отдельные главы произведения.
Произведение...
Рецензия...

Энтони Бивора «Падение Берлина. 1945» (англ. Berlin. The Downfall 1945) — книга английского историка Энтони Бивора о штурме и взятии Берлина. Вышла в 2002 году; в России выпущена издательством «АСТ» в 2004 году. Была признана бестселлером № 1 в семи странах, не считая Великобритании, и вошла в первую пятерку еще в 9 странах.
Произведение...
Рецензия читателя...

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском лётчике-асе Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, летчик Алексей Маресьев.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензии читателей...



Михаил Шолохов «Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...

Владимир Дмитриевич «Тайный советник вождя» — роман-исповедь Владимира Успенского в 15-ти частях о личности И. В. Сталина, о его окружении, о стране. Время написания романа: марта 1953 — январь 2000 года. Впервые первая часть романа опубликована в 1988 году в Алма-Атинском журнале «Простор».
Произведение...
Рецензия...

Анатолий Ананьев «Танки идут ромбом» — роман русского писателя Анатолия Ананьева, написанный в 1963 году и повествующий о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы 1943 года.
Произведение...

Юлиан Семёнов «Тре́тья ка́рта» — роман из цикла о работе советского разведчика Исаева-Штирлица. Написан в 1977 году Юлианом Семёновым. Книга также интересна тем, что в ней участвует большое количество реально существовавших личностей — лидеры ОУН Мельник и Бандера, рейхсфюрер СС Гиммлер, адмирал Канарис.
Произведение...
Рецензия...

Константин Дмитриевич Воробьёв «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года.
Произведение...
Рецензия...

Александр Михайлович «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против фашистов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Кульминацией повести является уничтожение карателями-гитлеровцами жителей одной из белорусских деревень, что позволяет автору провести параллели как с трагедией Хатыни, так и с военными преступлениями последующих десятилетий. Повесть была написана с 1966 по 1971 г.
Произведение...
Рецензии читателей...

Александр Твардовской «Я убит подо Ржевом» — стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев (Первая Ржевско-Сычёвская операция) в августе 1942 г., в один из самых напряжённых моментов Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Произведение...

Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие"- одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далёком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Произведние...



Васильев Борис Львович "Завтра была война" - Вчера эти мальчишки и девчонки сидели за школьными партами. Зубрили. Ссорились и мирились. Переживали первую любовь и непонимание родителей. И мечтали о будущем - чистом и светлом. А завтра... Завтра была война . Мальчишки взяли винтовки и ушли на фронт. И девчонкам пришлось хлебнуть военного лиха. Увидеть то, что не должны видеть девичьи глаза - кровь и смерть. Делать то, что противно женскому естеству, - убивать. И гибнуть самим - в боях за Родину...

 

 

Это интересно: