→ Русские произведения о второй мировой войне. Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. «В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов

Русские произведения о второй мировой войне. Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. «В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов

Действие повести разворачивается в 1945 году, в последние месяцы войны, когда в родную деревню возвращается после ранения и госпиталя Андрей Гуськов - но так уж получилось, что возвращается он дезертиром. Андрей просто очень не хотел умирать, он много воевал и повидал много смертей. О его поступке знает только жена Настена, она теперь вынуждена скрывать мужа-беглеца даже от родных. Она навещает его время от времени в его укрытии, и скоро выясняется, что она беременна. Теперь она обречена на стыд и терзания - в глазах всей деревни она станет гулящей, неверной женой. Тем временем ползут слухи, что Гуськов не погиб и не пропал без вести, а скрывается, и его начинают искать. Повесть Распутина о серьезных духовных метаморфозах, о нравственных и философских проблемах, вставших перед героями, впервые была опубликована в 1974 году.

Борис Васильев. «В списках не значился»

Время действия - самое начало Великой отечественной войны, место - осажденная немецкими захватчиками Брестская крепость. Вместе с другими советскими солдатами там находится и Николай Плужников, 19-летний новенький лейтенант, выпускник военного училища, получивший назначение командовать взводом. Он приехал вечером 21 июня, а утром начинается война. Николай, которого не успели внести в войсковые списки, имеет полное право покинуть крепость и увезти подальше от беды свою невесту, но он остается выполнять свой гражданский долг. Крепость, истекая кровью, теряя жизни, героически держалась до весны 1942 года и Плужников стал ее последним воином-защитником, героизм которого изумлял его врагов. Повесть посвящается памяти всем неизвестным и безымянным солдатам.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»

Рукопись эпопеи была завершена Гроссманом в 1959 году, тут же была признана антисоветской из-за резкой кртики сталинизма и тоталитаризма и конфискована в 1961-м КГБ. У нас, на родине книга была напечатана только в 88-м, и то с сокращениями. В центре романа Сталинградская битва и семья Шапошниковых, а также судьбы их родственников и знакомых. В романе множество героев, чьи жизни так ли иначе связаны между собой. Это и бойцы, принимающие непосредственное участие в сражении, и простые люди, совсем не готовые к бедам войны. Все они по-разному проявляют себя в условиях войны. Роман перевернул многое в массовых представлениях о войне и жертвах, на которые народу пришлось пойти в стремлении победить. Это, если хотите, откровение. Он масштабен по охвату событий, масштабен по свободе и смелости мысли, по истинному патриотизму.

Константин Симонов. "Живые и мертвые"

Трилогия («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») хронологически охватывает период с начала войны по июль 44-го, а в целом - путь народа к Великой победе. В своей эпопее Симонов описывает события войны так, как будто видит их глазам своих главных героев Серпилина и Синцова. Первая часть романа почти полностью соответствует личному дневнику Симонова (он всю войну прослужил военным корреспондентом), опубликованному под названием «100 суток войны». Вторая часть трилогии описывает период подготовки и саму Сталинградскую битву - пере-ломный момент Великой Отечественной. Третья часть посвя-щена нашему наступлению на Белорусском фронте. Война проверяет героев романа на человечность, честность и мужество. Несколько поколений читателей, включая самых пристрастных из них - тех, кто сам прошел войну, признают это произведение великим поистине уникальным, сравнимым с высокими образцами русской классической литературы.

Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"

Писатель работал над романом с 1942-го по 69-й год. Первые главы были написаны в Казахстане, куда Шолохов приезжал с фронта к эвакуированной семье. Тема романа невероятно трагична сама по себе - отступление советских войск на Дону летом 42-го. Ответственность перед партией и народом, как она тогда понималась, могла побудить к сглаживанию острых углов, но Михаил Шолохов, как большой писатель, открыто писал о неразрешимых проблемах, о губительных ошибках, о хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Отступающие войсковые части, проходя через казачьи станицы, ощущали, конечно же, не радушие. Вовсе не понимание и милосердие выпадали на их долю со стороны жителей, а возмущение, презрение и гнев. И Шолохов, протащив обычного человека сквозь ад войны, показал, как кристаллизуется его характер в процессе испытаний. Незадолго до смерти Шолохов сжег рукопись романа, и в печать вышли только отдельные куски. Существует ли связь между этим фактом и странной версией, что это произведение Шолохову в самом начале помогал писать Андрей Платонов, - даже не важно. Важно то, что в отечественной литературе есть еще одна великая книга.

Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»

На этим романом в двух книгах («Чертова яма» и «Плацдарм») Астафьев работал с 1990-го по 1995 год, но так и не закончил его. Название произведению, охватывающему два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма, дала строчка одного из старообрядческих текстов - «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Виктор Петрович Астафьев, человек отнюдь не придворной натуры, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Увиденное и пережитое переплавилось в глубокие размышления о войне как о «преступлении против разума».Действие романа начинается в карантинном лагере резервного полка недалеко от станции Бердск. Там оказываются новобранцы Лешка Шестаков, Коля Рындин, Ашот Васконян, Петька Мусиков и Леха Булдаков… им предстоит и голод и любовь и расправы и… главное, им предстоит война.

Владимир Богомолов. «В августе 44-го»

В основе романа, опубликованного в 1974 году, лежат реальные задокументированные события. Даже если вы не читали эту книгу ни на одном из пятидесяти языков, на которые она переведена, то уж фильм с актерами Мироновым, Балуевым и Галкиным все наверняка смотрели. Но кино, поверьте, не заменит эту полифоничную книгу, дающую острый драйв, ощущение опасности, полного взвода и одновременно море информации о «советской государственной и военной машине" и о буднях сотрудников спецслужб. Итак, лето 1944. Белоруссия уже освобождена, но где-то на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих грандиозное наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа. Богомолов - сам фронтовик, поэтому был страшно дотошен в описании деталей, и в частности, работы контрразведки (многое советский читатель узнал от него впервые). Владимир Осипович просто на корню извел нескольких режиссеров, пытавшихся экранизировать этот захватывающий роман, он «пилил» тогдашнего главреда «Комсомолки» за неточность в статье, доказывая, что это именно он первым рассказал о приеме македонской стрельбы. Он - восхтительный писатель, а его книга без малейшего ущерба для историчности и идейности стала настоящим блокбастером в самом хорошем смысле.

Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»

Документальный роман, написанный по воспоминаниям детства. Кузнецов родился в 1929 году в Киеве и с началом Великой отечественной войны его семья не успела эвакуироваться. И в течении двух лет, 1941 - 1943, он видел, как разрушительно отступали советские войска, потом, уже находясь в оккупации, видел зверства, кошмары (например, колбасу делали из человечины) и массовые расстрелы в нацистском концлагере в Бабьем Яре. Ужасно сознавать, но вот это «бывший в оккупации» клеймом легло на всю его жизнь. Рукопись своего правдивого, неудобного, страшного и пронзительного романа он принес в журнал «Юность» во время оттепели, в 65-м. Но там откровенность показалась чрезмерной, и книгу перекроили, выкинув одни куски, так сказать «антисоветские», и вставив идеологически выверенные. Само название романа Кузнецову удалось отстоять чудом. Дело дошло до того, что писатель стал опасаться ареста за антисоветскую пропаганду. Кузнецов тогда просто засунул листы в стеклянные банки и зарыл их в лесу под Тулой. В 69-м он, поехав в командировку с Лондон, обратно в СССР возвращаться отказался. Через 10 лет умер. Полный текст «Бабьего Яра» вышел в 70-м.

Василь Быков. Повести «Мертвым не больно», «Сотников», «Альпийская баллада»

Во всех повестях белорусского писателя (а он в основном писал повести) действие происходит во время войны, участником которой он и сам был, и средоточием смысла является нравственный выбор человека в трагической ситуации. Страх, любовь, предательство, жертва, благородство и низость - все это намешано в разных героях Быкова. Повесть «Сотников» рассказывает о двух партизанах, попавших в плен к полицаям, и о том, как в конце концов, один из них в полной духовной низости вешает второго. По этой повести Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение». В повети «Мертвым не больно» раненого лейтенанта отправляют в тыл, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. Дальше они натыкаются на немецкую танковую часть, и в перестрелке лейтенант теряет и пленных, и своего спутника и сам вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить. В «Альпийской балладе» из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка и о трех днях их любви.

Даниил Гранин и Алесь Адамович. «Блокадная книга»

Знаменитую книгу, написанную Граниным в соавторстве с Адамовичем, называют книгой правды. В первый раз она была напечатана в журнале в Москве, книгой вышла в "Лениздате" только в 1984 году, хотя написана была еще в 77-м. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Романов. Даниил Гранин назвал 900 дней блокады "эпопеей человеческих страданий". На страницах этой потрясающей книги как будто оживают воспоминания и муки изможденных людей в осажденном городе. Она основана на дневниках сотен блокадников, в числе которых записи погибшего мальчика Юры Рябинкина, ученого-историка Князева и других людей. Книга содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Гранина.

«Завтра была война» Борис Васильев (издательство «Эксмо», 2011)«Какой тяжелый год! - Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! - Следующим был тысяча девятьсот сорок первый» Пронзительная история о том, как любили, дружили и мечтали ученики 9-Б класса в 1940 году. О том, как важно верить людям и отвечать за свои слова. Как позорно быть трусом и подлецом. О том, что предательство и малодушие может стоить жизни. Чести и взаимовыручке. Прекрасные, живые, современные подростки. Мальчишки, кричавшие «Ура», когда узнали о начале войны… А война была завтра, и мальчики погибли в первые дни. Короткие, без черновиков и вторых шансов, стремительные жизни. Очень нужная книга и одноименный фильм с прекрасным актерским составом, дипломная работа Юрия Кары, снятый в 1987 году.

«А зори здесь тихие» Борис Васильев (издательство «Азбука-классика», 2012)История о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира Федота Васкова, написанная в 1969 году фронтовиком Борисом Васильевым, принесла автору известность и стала хрестоматийным произведением. Повесть основана на реальном эпизоде, но главных героинь автор сделал молоденькими девчонками. «Женщинам ведь труднее всего на войне, вспоминал Борис Васильев. - Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» Их имена стали нарицательными. Красавица Женя Комелькова, молодая мама Рита Осянина, наивная и трогательная Лиза Бричкина, детдомовка Галя Четвертак, образованная Соня Гурвич. Двадцатилетние девушки, они могли жить, мечтать, любить, растить детей… Сюжет повести хорошо известен благодаря одноименному фильму, снятому Станиславом Ростоцким в 1972 году, и российско-китайскому сериалу 2005 года. Читать повесть нужно, чтобы ощутить атмосферу времени и прикоснуться к ярким женским характерам и их хрупким судьбам.

«Бабий Яр» Анатолий Кузнецов (издательство «Скрипторий 2003», 2009)В 2009 году в Киеве на пересечении улиц Фрунзе и Петропавловской открыли памятник, посвященный писателю Анатолию Кузнецову. Бронзовая скульптура мальчика, который читает немецкий указ, предписывающий всем евреям Киева явиться 29 сентября 1941 года с документами, деньгами и ценными вещами… В 1941 году Анатолию было 12 лет. Его семья не успела эвакуироваться, и в течение двух лет Кузнецов жил в оккупированном городе. «Бабий Яр» был написан по детским воспоминаниям. Отступление советских войск, первые дни оккупации, взрыв Крещатика и Киево-Печерской Лавры, расстрелы в Бабьем Яру, отчаянные попытки прокормиться, колбаса из человечины, которой спекулировали на рынке, киевское «Динамо», украинские националисты, власовцы - ничто не укрылось от глаз шустрого подростка. Контрастное сочетание детского, почти будничного восприятия и страшных, не поддающихся логике событий. В сокращенном виде роман был опубликован в 1965 году в журнале «Юность», полна версия впервые была издана в Лондоне пять лет спустя. Через 30 лет смерти автора роман был переведен на украинский язык.

«Альпийская баллада» Василь Быков (издательство «Эксмо», 2010)Можно рекомендовать любую повесть писателя-фронтовика Василя Быкова: «Сотников», «Обелиск», «Мертвым не больно», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться» - более 50 произведений народного писателя Беларуси, но особого внимания заслуживает «Альпийская баллада». Из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Среди суровых гор и альпийских лугов, преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка, о трех днях любви, молнией озарившей темноту и страх войны. Из воспоминаний Быкова «Долгая дорога домой»: « Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами - что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины - от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше».

«В списках не значился» Борис Васильев (издательство «Азбука», 2010)По мотивам повести был снят фильм «Я - русский солдат». Дань памяти всем неизвестным и безымянным солдатам. Герой повести Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость вечером накануне войны. Утром начинается бой, и Николая не успевают внести в списки. Формально он свободный человек и может покинуть крепость вместе с любимой девушкой. Как свободный человек он принимает решение выполнять свой гражданский долг. Николай Плужников стал последним защитником Брестской крепости. Через девять месяцев, 12 апреля 1942 года у него закончились патроны, и он вышел наверх: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля».

«Брестская крепость» Сергей Смирнов (издательство «Советская Россия», 1990)Благодаря писателю и историку Сергею Смирнову восстановлена память о многих защитниках Брестской крепости. Впервые об обороне Бреста стало известно в 1942 году, из штабного немецкого донесения, захваченного с документами разгромленной части. «Брестская крепость», насколько это возможно, документальная повесть, и она достаточно реалистично описывает менталитет советских людей. Готовность к подвигу, взаимопомощь (не словами, а отдав последний глоток воды), ставить свои интересы ниже интересов коллектива, защищать Родину ценой своей жизни - вот качества советского человека. В «Брестской крепости» Смирнов восстановил биографии людей, которые первыми приняли немецкий удар, оказались отрезанными от всего мира и продолжали героическое сопротивление. Вернул погибшим их честные имена и благодарность потомков.

«Мадонна с пайковым хлебом» Мария Глушко (издательство «Госкомиздат», 1990)Одно из немногих произведений, в котором рассказывается о жизни женщин в войну. Не героических летчиц и медсестер, а тех, кто в тылу работал, голодал, растил детей, отдавал «все для фронта, все для победы», получал похоронки, восстанавливал страну в разруху. Во многом автобиографический и последний (1988) роман крымской писательницы Марии Глушко. Ее героини, морально чистые, мужественные, думающие, всегда пример для подражания. Как и автор, искренний, честный и добрый человек. Героиня «Мадонны» - 19-летняя Нина. Муж уходит на войну, а Нина на последних месяцах беременности отправляется в эвакуацию в Ташкент. Из благополучной обеспеченной семьи - в самую гущу людской беды. Здесь боль и ужас, предательство и спасение, пришедшее от людей, которых она раньше презирала - беспартийных, нищих… Были те, кто крал кусок хлеба у голодных детей, и те, кто отдавали свой паек. «Счастье ничему не учит, учит только страдание» После таких историй понимаешь, как мало мы сделали, чтобы заслужить сытую спокойную жизнь, и как мало ценим то, что имеем.

Список можно продолжать долго. «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Берег», «Выбор», «Горячий снег» Юрия Бондарева, ставшие классическими экранизациями «Щит и меч» Вадима Кожевникова и «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Эпический трехтомник «Война» Ивана Стаднюка, «Битва за Москву. Версия Генерального штаба» под редакцией маршала Шапошникова, или трехтомные «Воспоминания и размышления» маршала Георгия Жукова. Нет числа попыткам понять, что происходит с людьми на войне. Нет полной картины, нет черного и белого. Есть только частные случаи, озаренные редкой надеждой и удивление от того, что такое можно пережить и остаться человеком.

Самые популярные книги о войне написаны очевидцами страшных военных лет:

Трое самых популярных писателей, осветивших события военных лет:

  1. Известный советский писатель Борис Васильев ушел на фронт в 41-году, будучи еще школьником. Самым известным его произведением можно считать повесть "А зори здесь тихие", по данной книге был снят фильм, который занимает в нашем рейтинге ТОП 70 лучших фильмов о войне почетное 1-е место. Борис Васильев написал не мало интересных книг о войне, которые в последствие легли в основу фильмов.
  2. Не менее популярный белорусский писатель Василь Быков. Он так же, как и Борис Васильев был еще совсем юным, когда началась Великая Отечественная война. В июне 41-го года В. быков оканчивает 10 класс, в 42-м году призван на фронт. Он участвовал в боевых сражениях. Известность ему принесли произведения: "Сотников", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" и другие.
  3. Константин Симонов - еще один известный советский писатель военной тематики. С началом войны призван в армию. Был военным корреспондентом и побывал на всех фронтах. В 43-м году ему присвоено звание подполковника, после войны полковника. Константин Симонов написал не одну из самых лучших книг о войне. Не даром в нашем списке его имя встречается часто.

В нашем списке лучших книг о войне вы увидите произведения известных писателей, таких как Ю.Бондарев, М.Шолохов, Б.Полевой, В.Пикуль и другие.

Великие сражения описаны в многих произведениях о войне. По этим художественным книгам можно узнать много исторических фактов. По этому они очень полезны для прочтения подросткам и школьникам. Патриотиз и мужество описан и в стихах о войне, такие стихи заставляют задуматься каждого .

Лучшие книги о битвах и сражениях

  • «В окопах Сталинграда" - Виктор Некрасов
  • «Живые и мертвые» - Константин Симонов
  • «Солдатами не рождаются» - Константин Симонов
  • «Последнее лето» - Константин Симанов
  • «Горячий снег» - Юрий Бондарев
  • «Батальоны просят огня" - Юрий Бондарев
  • «Блокадная книга» - Алесь Адамович, Даниил Гранин
  • «Они сражались за Родину» - Михаил Шолохов
  • «Дорога жизни» - Н. Ходза
  • «В списках не значился» - Борис Васильев
  • «Брестская крепость» - Сергей Смирнов
  • «Балтийское небо» - Николай Чуковский
  • «Сталинград» - Виктор Некрасов

Героизм простого человека, во время войны - не так грандиозно, не не менее важно, ведь именно благодаря русскому народу мы одержали великую победу над фашизмом.

Лучшие книги о героизме и судьбах людей

  • «Сотников» - Василь Быков
  • «Василий Теркин» - Александр Твардовский
  • «Обелиск» - Василь Быков
  • «Дожить до рассвета» - Василя Быкова
  • «Прокляты и убиты» - Виктор Астафьев
  • «Жизнь и судьба» - Василий Гроссман
  • «Живи и помни» - Валентин Распутин
  • «Штрафбат» - Эдуард Володарский
  • «На войне как на войне» - Виктор Курочкин
  • «Офицеры» - Борис Васильев
  • «Аты-баты шли солдаты» - Борис Васильев
  • «Знак беды» - Василь Быков
  • «Болото» - Василь Быков
  • «Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой

Советские разведчики, внесли не малый вклад во время Великой Отечественной войны, по этому столько книг написано про подвиги советских разведчиков. Мы подобрали для вас самые лучшие книги этой тематики.

Лучшие книги о разведчиках

  • "Момент истины" - Владимир Богомолов.
  • "Семнадцать мгновений весны" - Ю. Семёнов
  • «Сильные духом» - Дмитрий Николаевич Медведев
  • «Щит и меч» - Вадим Кожевников
  • «Взять живым» - Владимир Карпов
  • «На краю пропасти»- Ю.Иванов
  • «Океанский патруль» - Валентин Пикуль

Роль руской женщины во время войны. Они сражались наравне с мужчинами, недаром их героизм описан в лучших книгах о войне.

Лучшие книги о подвигах женщин

  • "А зори здесь тихие" - Борис Васильев
  • «У войны не женское лицо» - Светлана Алексеевич
  • «Мадонна с пайковым хлебом» - Мария Глушко
  • «Четвертая высота» - Елена Ильина
  • "Пойти и не вернуться" - Василя Быкова
  • «Повесть о Зое и Шуре» - Любовь Космодемьянская
  • «Матерь человеческая» - Виталий Закрутин
  • «Партизанка Лара» - Надежда Надеждина
  • «Девичья команда» - П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Война глазами детей и подростков. Как рано им пришлось повзраслеть.

Лучшие книги о подвигах детей и молодежи

  • «Молодая гвардия» - Александр Фадеев
  • «Последние свидетели. Соло для детского голоса» - Светлана Алексеевич
  • «Улица младшего сына» - Лев Кассиль, Макс Поляновский
  • «Сын полка» - Валентин Катаев
  • «Мальчики с бантиками» - Валентин Пикуль

Мирная жизнь до военных лет. Романтика, любовь и надежды - все это оборвала война.

Лучшие книги о жизни до войны

  • «Завтра была война» - Борис Васильев
  • «До свиданья мальчики» - Борис Балтер

Возможно вы захотите дополнить наш список лучших книг о войне. Оставляйте свои комментарии

Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. АиФ.ru подготовил список из десяти книг, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, которые стоит перечитать на праздниках.

«А зори здесь тихие…» Борис Васильев

«А зори здесь тихие…» — книга-предостережение, заставляющая ответить на вопрос: «А на что готов я ради своей Родины?». В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семь самоотверженных солдат не дали немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. После сражения в живых остался лишь один командир группы. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования. Прообразами пяти девушек-добровольцев, вступающих в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, стали сверстницы по школе писателя-фронтовика, также в них угадываются черты радисток, медсестёр, разведчиц, которых Васильев встречал в годы войны.

«Живые и мёртвые» Константин Симонов

Константин Симонов широкому кругу читателей больше известен, как поэт. Его стихотворение «Жди меня» знают и помнят наизусть не только ветераны. Однако проза фронтовика ничуть не уступает его поэзии. Одним из самых сильных романов писателя считается эпопея «Живые и мёртвые», состоящая из книг «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Это не просто роман о войне: первая часть трилогии практически воспроизводит личный фронтовой дневник писателя, который как корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. На страницах книги автор воссоздаёт борьбу советского народа против фашистских захватчиков с самых первых месяцев страшной войны до знаменитого «последнего лета». Симоновский уникальный взгляд, талант поэта и публициста — всё это сделало «Живых и мертвых» одним из лучших художественных произведений в своём жанре.

«Судьба человека» Михаил Шолохов

В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего вояку, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги. В повести автор знакомит читателя с Андреем Соколовым, который сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания: ранение, плен, побег, гибель семьи и, наконец, смерть сына в самый счастливый день, 9 мая 1945 года. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку — он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «Судьбе человека» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.

«Прокляты и убиты» Виктор Астафьев

Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Но в романе «Прокляты и убиты» автор отнюдь не воспевает события войны, он говорит о ней, как о «преступлении против разума». На основе личных впечатлений писатель-фронтовик описал исторические события в СССР, предшествовавшие Великой Отечественной войне, процесс подготовки пополнений, быт солдат и офицеров, их взаимоотношения между собой и командирами, боевые действия. Астафьев раскрывает всю грязь и ужасы страшных лет, тем самым показывая, что он не видит смысла в огромных человеческих жертвах, доставшихся на долю людей в страшные военные годы.

«Василий Тёркин» Александр Твардовский

Поэма Твардовского «Василий Теркин» получила всенародное признание ещё в 1942 году, когда её первые главы были напечатаны в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Солдаты сразу признали главного героя произведения образцом для подражания. Василий Тёркин — обычный русский парень, который искренне любит Родину и свой народ, с юмором воспринимает любые жизненные тяготы и находит выход даже из самого трудного положения. Кто-то видел в нём товарища по окопу, кто-то давнего приятеля, а кто-то угадывал в его чертах себя. Образ народного героя настолько полюбился читателям, что даже после войны с ним не хотели расставаться. Именно поэтому было написано огромное количество подражаний и «продолжений» «Василия Тёркина», созданных уже другими авторами.

«У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич

«У войны — не женское лицо» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.

«Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой

«Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». В эти страшные годы он успел побывать в партизанских отрядах в тылу врага, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. Но мировую известность Полевому принесли не военные репортажи, а художественное произведение, написанное на основе документальных материалов. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Произведение было написано в тяжёлые послевоенные годы и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера - шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.

 

 

Это интересно: