→ Крутой маршрут спектакль о чем. Пресса о спектакле "крутой маршрут". Другие мероприятия режиссера

Крутой маршрут спектакль о чем. Пресса о спектакле "крутой маршрут". Другие мероприятия режиссера

"Сценическая постановка мемуаров Евгении Гинзбург включает сцены странного, причудливого мира, напоминающего круги Дантова "Ада" или картин Гойи.

Сюрреалистический ужас сталинской тюремной системы впервые восстановлен на советской сцене в спектакле театра "Современник" и бесспорно стал одним из самых больших "хитов" московской театральной жизни. Эта попытка воссоздать ужас и безумие сталинских лагерей явно потрясла битком заполнившую зал театра московскую театральную публику, устроившую в конце спектакля режиссеру Галине Волчек и исполнителям несмолкаемую овацию, длившуюся пятнадцать минут."

"Марина Неёлова растворяет свою собственную личность в судьбе героини. В первые минуты актриса просто неузнаваема. Достоинство цельности, литая завершенность работы открыли в Неёловой дар трагедийной актрисы."

"В преисподней, населенной сталинскими жертвами, царит жестокость, разбавленная вспышками человечности и даже черного юмора. Постановка театра "Современник", верная духу мемуаров Гинзбург, показывает, что многие жертвы сохранили свою политическую веру, несмотря на нечеловеческие страдания, спустя полвека московские зрители реагируют на эту непосредственную чистую веру со смешанным чувством изумления и шока."

"Воспоминания Гинзбург прочитаны театром как народная драма. И режиссер Галина Волчек, и актеры продемонстрировали нам искусство жить на сцене коллективно, вдохновляясь азартом и высоким смыслом работы."

"Зал Московского театра "Современник" превратился в кабинет ужасов самого жуткого периода советской истории. В течение двух с половиной мучительно-напряженных часов развертывается драматическая картина сталинских тюрем 30-х годов. С жестким реализмом описывается, до какого состояния довело советских людей тридцатилетие сталинского господства."

"Шпигель", 1989, № 18

"Какие сильные сцены! Какое разнообразие женских типов! Давнее знакомство с самиздатскими листочками, недавно возобновленное в открытой печати, не мешало смотреть с огромным интересом. Что произойдет, я знал. Но как это происходило, видел впервые."

"Огонек", 1989, № 22

"Спектакль подчеркивает, что нравственные корни характера и поведения Гинзбург в моральной структуре и традиции Х1Х века. Миры разделяют эту хрупкую интеллигентную женщину и ее палачей. Замученная и униженная бесконечными допросами, истерзанная бессонницей, голодом и жаждой, едва способная шевелить губами, она все же остается твердой, так как она - и в этом ее сходство с поэтессой Анной Ахматовой - из мира, который дает ей нравственную опору."

"Всей сутью своей ее (Марины Неёловой) героиня противостоит машине подавления, расшатывания. Маленькая хрупкая женщина несет в себе честь и достоинство, тихие, но уничтожению недоступные. С мощной притягательностью истинного искусства спектакль возвращает нас у духовным приоритетам, заставляет задуматься: где же та единственная основа, откуда только и может начаться самовосстановление, возрождение?"

"Сцена ликует. Кажется, никогда с такой иступленной радостью не звучало "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля..." Поют так, что кажется секунда другая и такое воодушевление охватит, не может не охватить, зал. Но чем восторженнее звучит песня, с тем большим оцепенением внимает ей публика. Мертвая тишина устанавливается в театре - те, что на подмостках тоже разом вдруг смолкают, тьма на мгновение поглощает их фигуры, и, когда свет зажигается снова, перед рампой плечом к плечу плотной серой шеренгой - нет, не актрисы театра "Современник", а - наши сестры в арестантской одежде...

Может быть, именно ради этой минуты - минуты полной сопричастности судеб одних судьбам других - поставила спектакль "Крутой маршрут" режиссер Галина Волчек."

"Выстоять, выжить, устоять. не опустить руки и не опуститься на колени - вот внутренняя пружина большинства персонажей этой человеческой трагедии нашего народа. От главной героини, Евгении Семеновны Гинзбург, которую на разрыв аорты и сердца играет Марина Неёлова, до "троцкистки" бабы Насти, которую недоуменно изображает Людмила Иванова, - все персонажи являют разноликую, разноязыкую, разнохарактерную массу индивидуальностей, единую лишь в полной и очевидной своей невиновности.

И когда становится ясно, что все погибнет и все погибнут, тогда-то, под самый финал этого рвущего душу спектакля, драматург и режиссер приберегут и вовсе уж непереносимый сюжетный ход, который способен сокрушить и самые крепкие нервы. Потерявшие не только веру и любовь, но даже и надежду, эти женщины воспринимают лагерную новость о замене наркома Ежова наркомом Берией как глоток свободы, как приближение воли. Идя на зрителей стройной зэковской стеной, срывающимися от счастья и горя голосами в едином порыве они запевают: "Утро красит нежным светом..."

Запомним их такими.

И не забудем их слезы и их муки."

"Новое время", 1989, № 36

"Марина Неёлова - хрупкая, чуткая, погруженная в себя, безупречно владеющая жестом - играет Евгению Гинзбург, которая хочет выжить, сохранив свое человеческое достоинство.

В поле нашего зрения попадают и другие фигуры: противники и сторонники сталинизма, случайные жертвы, далекие от политики люди - всё человечески возможное и невозможное в системе произвола. Великолепная коллективная работа московского театра.

Несколько минут потрясенного молчания - а затем бурные аплодисменты и крики "браво!" в знак благодарности советскому театру "Современник" за его глубокое и беспощадное осмысление прошлого."

"Хессище алльгемайне", 1990, № 102

"Десятки фигур, выведенных в спектакле Г.Волчек, соединяются в целостный народный образ. Режиссер спектакля обладает редким ныне умением строить народные сцены, как это когда-то делали в академических театрах. Без погружения в народную стихию, стихию народной трагедии, в мрак происходящего исповедь Евгении Гинзбург не могла быть услышана в полной мере."

"Театр", 1990, № 2.

"Спектакль Московского театра "Современник" - "Крутой маршрут" - это настоящий театр. Огромная труппа обладает большим диапазоном психологических характеристик и гибкостью - от взрывов отчаяния до нежнейших и тончайших красок.

Зрители прежде всего знакомятся с Евгенией, роль которой великолепно играет Марина Неёлова. Евгения не сдается ни тогда, когда ей устраивают очные ставки с предавшими ее коллегами, ни тогда, когда ее допрашивают в течение пяти суток без еды, питья и сна. Это одна из самых напряженных сцен в спектакле. Когда наконец ей дают глоток воды, мы видим, как Евгения оживает. Ее глаза смотрят прямо, твердо, к ней возвращается былая ирония. Жестом, говорящим об огромном человеческом достоинстве, поправляет она свою блузку. Режиссер Г.Волчек замечательна в выборе таких точных маленьких деталей.

Многое можно узнать из "Крутого маршрута" о том, как сохранить свою душу перед лицом нечеловеческого обращения и мучений. Духовная сила - единственное, что может помочь выжить."

"Театр "Современник" был рожден, чтобы поставить такой спектакль как "Крутой маршрут". И поставлен он великолепно. Не удивительно, что зрители стоя награждают актеров овацией. Интересно, что мужчины, играющие следователей и надзирателей не выходят на поклоны. Может быть, потому что сделали свою работу слишком хорошо."

"Очень точными выглядят в спектакле актрисы, исполняющие не очень большие роли, например, Лия Ахеджакова являет собой наглядное пособие по разработке деталей. Начинает она как надменная гранд-дама из новой коммунистической аристократии. Издевательства, мучения и голод превращают ее в полубезумное существо."

"Спектакль очень эмоционально насыщен. Работа театра "Современник" под руководством Галины Волчек абсолютно правдива. Совершенно очевидно, что в "Крутом маршруте" видны не только замечательные художественные и актерские возможности труппы, но и сердце и душа каждого актера."

"В течение целого вечера вы чувствуете ужасную душевную боль на спектакле Московского театра "Современник", который раскрывает Вам страшную главу из русской истории. Спектакль выдержан в суровом документальном тоне, и зритель напрямую сталкивается с ужасом. Так было, и так вы это видите. "Крутой маршрут" - в центре внимания театральной общественности на фестивале в Сиэтле."

"Спектакль "Современника" восстановил на сцене не столько ход событий, сколько психологическую атмосферу насилия. Совокупность замечательных актерских работ и профессиональной режиссуры Галины Волчек, подчеркнутые звуковыми образами - лязгом металлических решеток, криками истязаемых, заставляет нас столкнуться с ужасами террора. Это не просто пьеса, которую Вы смотрите, вы ее проживаете.

Марина Неёлова играет роль Гинзбург как дорогу к гибели. Эта женщина, которая не может просто идти по ровной дороге, не потому, что обладает повышенным чувством самосохранения - она протестует, она не способна на ложь. И все сильнее затягивает ее крутой маршрут собственной личности.

Заслуга Волчек в том, что она сумела показать психологическую сторону характеров. Эмоционально сильно она выявила как общество растворилось в оргии насилия и преступности.

Этот театр не развлекательный. Он окунает зрителя в свои спектакли, и неважно, хорошо там зрителю или нет, и чем больше театр будут так поступать тем лучше."

"Главная роль в "Крутом маршруте" сыграна актрисой великой, потому что с такой отдачей играть роль, сыгранную более ста раз, играть с такой заразительностью, таким мастерством внутреннего перевоплощения, без каких бы то ни было речевых и пластических приспособлений - может только подлинный талант."

"Замечательно сыгранный ансамблем, состоящим из более чем 35 человек, "Крутой маршрут" передает клаустрофобию, ужасы тирании невероятно сильно. Образ репрессий так демонически ярок, что, кажется, подобное вряд ли могло привидеться даже Джорджу Оруэллу в его самых страшных ночных кошмарах."

"Жуткие подробности жизни женщин-заключенных, вместе с которыми Евгения Гинзбург пересекла в тюремном вагоне всю Россию, исследуются с пронзительной остротой и достоверностью. Гнев и отчаяние, приступы ненависти и любви (...) вскрываются через взаимоотношения дюжины женщин, обреченных разделять друг с другом ужасы заключения."

"Это значительно больше, чем история одной женщины, одной жертвы. Это исполненная эпического звучания история, рассказывающая о трагедии целого народа."

"Тиэтр уик", ноябрь 1996 года

"Рассудочная аналитика сразу же отступает на задний план перед страшной фреской об ужасах сталинских репрессий. Спектаклю десять лет. И его держит мощный режиссерский каркас и слаженный ансамбль. Сегодня спектакль обжигает так же как в дни премьерные. В финале, когда эти "счастливые" пленницы с восторгом говорят, какое интеллигентное лицо у товарища Берии, сменившего на ответственном посту товарища Ежова, ты раздавлен... Даже самые хвалебные тирады ничего не стоят в сравнении с самоотдачей Неёловой, Толмачевой, Ивановой, Покровской, Ахеджаковой и всех, всех, всех, кто создает образы-облики, образы-символы значительные и запоминающиеся."

«Женщина по своей природе не создана быть героем. За счет чего выжила Евгения Гинзбург, не предав ни одного человека, не подписав ни одного лживого слова? Найти ответ на этот вопрос было очень важно для театра.

Пройдя через кошмар допросов и пыток, Евгения Гинзбург обрела опору в главном - в признании общечеловеческих ценностей и христианской морали. Об этом и был поставлен спектакль «Крутой маршрут». На протяжении почти всей жизни спектакля роль Евгении Гинзбург играет Марина Неелова. Выстоять, выжить, не опустить руки, не встать на колени - вот внутренняя пружина этой героини»

«Труд», ноябрь 2004 года

«Феномен Гинзбург - в непогрешимости. Прошла сквозь ад лагерей, никого не оклеветав, не совершив лжесвидетельства, явив пример кристальной совестливости - уже даже не перед лицом истории, которая такой жертвы просить не смеет, но исключительно перед самой собой.

<…>Эпический размах событий и голосов эпохи - от революции до контрреволюции, слитность человека и истории, всенародная переживательность за судьбу страны, объективное ощущение общности - это не только сложно почувствовать, но сложно и выразить сценически. И совсем немыслимо - сохранить это чувство от горбачевской эпохи до путинской. <…> Собственно, «крутой маршрут» - это то, что никогда не прекращалось в России»

«Дом Актера», январь 2005 года

«Неелова - великая актриса. Весь первый акт держится на ней, она играет здесь практически без партнеров. Ужас первых дней ареста, отчаяние, страх - все это в каждом жесте, слове, взгляде.

Второй акт продемонстрировал искусство артистов жить и дышать на сцене в унисон: это не игра в заключенных Бутырской тюрьмы, а реальная жизнь. На сто процентов веришь, что людей собрала здесь одна общая беда, катастрофа <…> Спектаклю семнадцать лет. Это много для театральной жизни. Но он себя не исчерпал. Такое ощущение, что «Крутой маршрут» в XXI веке подпитывается сегодняшним днем, включает в себя наши тревоги и проблемы и заглядывает в будущее»

«Городские новости», июнь 2006 года

<…> этот спектакль режиссерский - идеально выстроенный, выверенный Галиной Волчек, точный в нюансах и деталях… <…> Это спектакль актерский - в нем каждая работа, даже эпизодическая несет особый смысл, ведь не зря кто-то из критиков назвал «Крутой маршрут» «народной драмой»

«Красноярский рабочий», июнь 2006 года

<…> В постановке Галины Волчек каждая мизансцена удивительно выстроена композиционно. Четко определены место и поза девушек, усевшихся полукругом на нарах. Стол, за которым ведутся допросы, мягко очерчен желтым светом лампы. Неподвижная фигура надзирателя наверху лестницы создает постоянное неуютное ощущение чьего-то присутствия. Решетка огромной клетки, запершей главную героиню - Евгению Семеновну (Марина Неелова), простирается высоко вверх, а на заднике крестом ложится тень женщины, прижавшейся к прутьям решетки...

Притом, что некоторые зрители сегодня полагают, что спектакль достаточно мягко отразил страдания людей той эпохи, многие в зале плачут, отходя от шока. Но эта встряска нужна. Хотя бы для того, чтобы вспомнить историю и осознать, как стоит ценить жизнь, которая есть у нас сейчас»

«Невское время», март 2007

Мария

"Тридцать седьмой год начался,по сути дела,с конца 1934-го" - так начался крутой маршрут Евгении Гинзбург и так начинается одноименное произведение. Нам сегодня трудно представить,что таят в себе словосочетание, враг народа,родители врага народа,дети врага народа,как это жить с чемоданом в прихожей,просыпаться,идти на работу и не знать,вернешься ли,застанешь ли близких на свободе. Мы живем в другом времени, с другими заботами и катастрофами и потихоньку забываем,успокаиваемся,заплываем жиром и самодовольством,утопаем в излишествах и роскоши. Но каждый день нужно помнить, что никто не застрахован от жизни с ее сюрпризами, не придумали такого пока. А события не раз уже доказывали, история дама капризная, и любит повторяться, так сказать,для закрепления материала.

В 1989 году, уже прошлого века, Галина Волчек,в тогда еще Советском,и довольно демократичном,на первый взгляд,Союзе,поставила спектакль по первой части романа Е.Гинзбург "Крутой маршрут". Казалось бы, зачем? Да, пустые полки,да,дефицит и очереди, да, пятилетки что то никак не строятся, но ведь нет уже того ужаса,все совсем по другому,так казалось. А потом были 90-е с их сюрпризами и потрясениями,истерические 2000,то ли миллениум, то ли конец света, кризисные 2010-е,выплывем не выплывем, и наконец сегодня, когда со всех углов кричат о тотальной слежке и шпионаже, ничего не напоминает? Все эти мысли родились в голове после просмотра спектакля и очень захотелось поделится впечатлением.

Изначально выбирала по принцыпу,надоели комедии и актерский состав. Так как "Крутой маршрут" женская история, то и женских ролей в ней большинство, а исполняют эти эпизоды О.Дроздова, Н.Дорошина,Л.Ахеджакова,О. Петрова и другие, хорошо знакомые по фильмам актрисы,главную героиню великолепно играет М.Неелова. Весь спектакль это истории,женские трогательные,скорбные,безнадежные,отчаянные,патриотические,разочарованные. Это и наивные девочки со школьного выпускного, и примерные жены-активистки,и простые деревенские бабы,не понимающие что произошло с ними,и прозревшие и понявшие,что ждет впереди. Весь спектакль испытывала ужас и невольно думала, а как бы я себя повела на их месте? Смогла бы сохранить достоинство, честность, человечность? Ведь, не смотря на пытки,избиения,издевательства эти женщины оставались собой,продолжали верить в строй, в партию,наивно полагая,что все это правильно,так и надо. А как пробирает последняя реплика героини,"Каторга!!!Какое счастье!!!". Для них, полуживых,измученных,больных отправка на каторгу, на лесоповал было счастьем! Это наша история,наш позор, и не раз Сталина героини сравнивают с Гитлером,говоря,что методы и действия у них одинаковые.

Спектакль потрясает глубиной, достоверностью,откровенностью,актерской игрой,но и сам театр не остается безучастным к постановке,войдя в фойе, вы его не узнаете, лозунги, портреты,как теперь говорят,первых лиц,агит-стенды и статуя во весь рост Самого.Перед спектаклем это воспринимаешь как легкий экскурс в прошлое, в антракте уже более внимательно вглядываештся в эти лица, пытаясь угадать печать того ужаса,что они творили. По оканчанию вы попадаете в привычное строгое фойе "Современника",словно вам говорят, это прошлое, страшный сон. Так что бы сон не стал снова явью нужно помнить, смотреть такие спектакли, приводить детей, ведь учебник не передаст эмоций,не проникнет в душу, а этот спектакль останется в памяти на долго. Спасибо театру за эту постановку и спасибо актерам за их ошеломляющие образы.

А жить было здорово,жить было весело


Герои времени культа


И по ту сторону и по эту было одинаково невыносимо страшно

Отзывы прессы о спектакле "Крутой маршрут"

"Сценическая постановка мемуаров Евгении Гинзбург включает сцены странного, причудливого мира, напоминающего круги Дантова "Ада" или картин Гойи.

Сюрреалистический ужас сталинской тюремной системы впервые восстановлен на советской сцене в спектакле театра "Современник" и бесспорно стал одним из самых больших "хитов" московской театральной жизни. Эта попытка воссоздать ужас и безумие сталинских лагерей явно потрясла битком заполнившую зал театра московскую театральную публику, устроившую в конце спектакля режиссеру Галине Волчек и исполнителям несмолкаемую овацию, длившуюся пятнадцать минут."

"Марина Неёлова растворяет свою собственную личность в судьбе героини. В первые минуты актриса просто неузнаваема. Достоинство цельности, литая завершенность работы открыли в Неёловой дар трагедийной актрисы."

"В преисподней, населенной сталинскими жертвами, царит жестокость, разбавленная вспышками человечности и даже черного юмора. Постановка театра "Современник", верная духу мемуаров Гинзбург , показывает, что многие жертвы сохранили свою политическую веру, несмотря на нечеловеческие страдания, спустя полвека московские зрители реагируют на эту непосредственную чистую веру со смешанным чувством изумления и шока."

"Спектакль подчеркивает, что нравственные корни характера и поведения Гинзбург в моральной структуре и традиции Х1Х века. Миры разделяют эту хрупкую интеллигентную женщину и ее палачей. Замученная и униженная бесконечными допросами, истерзанная бессонницей, голодом и жаждой, едва способная шевелить губами, она все же остается твердой, так как она - и в этом ее сходство с поэтессой Анной Ахматовой - из мира, который дает ей нравственную опору."

"Всей сутью своей ее (Марины Неёловой ) героиня противостоит машине подавления, расшатывания. Маленькая хрупкая женщина несет в себе честь и достоинство, тихие, но уничтожению недоступные. С мощной притягательностью истинного искусства спектакль возвращает нас у духовным приоритетам, заставляет задуматься: где же та единственная основа, откуда только и может начаться самовосстановление, возрождение?"

" Сцена ликует. Кажется, никогда с такой иступленной радостью не звучало "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля..." Поют так, что кажется секунда другая и такое воодушевление охватит, не может не охватить, зал. Но чем восторженнее звучит песня, с тем большим оцепенением внимает ей публика. Мертвая тишина устанавливается в театре - те, что на подмостках тоже разом вдруг смолкают, тьма на мгновение поглощает их фигуры, и, когда свет зажигается снова, перед рампой плечом к плечу плотной серой шеренгой - нет, не актрисы театра "Современник", а - наши сестры в арестантской одежде...

Может быть, именно ради этой минуты - минуты полной сопричастности судеб одних судьбам других - поставила спектакль "Крутой маршрут" режиссер Галина Волчек. "

Очень точными выглядят в спектакле актрисы, исполняющие не очень большие роли, например, Лия Ахеджакова являет собой наглядное пособие по разработке деталей. Начинает она как надменная гранд-дама из новой коммунистической аристократии. Издевательства, мучения и голод превращают ее в полубезумное существо."

"Спектакль очень эмоционально насыщен. Работа театра "Современник " под руководством Галины Волчек абсолютно правдива. Совершенно очевидно, что в "Крутом маршруте" видны не только замечательные художественные и актерские возможности труппы, но и сердце и душа каждого актера."

"В течение целого вечера вы чувствуете ужасную душевную боль на спектакле Московского театра "Современник", который раскрывает Вам страшную главу из русской истории. Спектакль выдержан в суровом документальном тоне, и зритель напрямую сталкивается с ужасом. Так было, и так вы это видите. "Крутой маршрут" - в центре внимания театральной общественности на фестивале в Сиэтле."

"Спектакль "Современника" восстановил на сцене не столько ход событий, сколько психологическую атмосферу насилия. Совокупность замечательных актерских работ и профессиональной режиссуры Галины Волчек , подчеркнутые звуковыми образами - лязгом металлических решеток, криками истязаемых, заставляет нас столкнуться с ужасами террора. Это не просто пьеса, которую Вы смотрите, вы ее проживаете.

Марина Неёлова играет роль Гинзбург как дорогу к гибели. Эта женщина, которая не может просто идти по ровной дороге, не потому, что обладает повышенным чувством самосохранения - она протестует, она не способна на ложь. И все сильнее затягивает ее крутой маршрут собственной личности.

Заслуга Волчек в том, что она сумела показать психологическую сторону характеров. Эмоционально сильно она выявила как общество растворилось в оргии насилия и преступности.

Этот театр не развлекательный. Он окунает зрителя в свои спектакли, и неважно, хорошо там зрителю или нет, и чем больше театр будут так поступать тем лучше."

"Главная роль в "Крутом маршруте " сыграна актрисой великой, потому что с такой отдачей играть роль, сыгранную более ста раз, играть с такой заразительностью, таким мастерством внутреннего перевоплощения, без каких бы то ни было речевых и пластических приспособлений - может только подлинный талант."

"Замечательно сыгранный ансамблем, состоящим из более чем 35 человек, "Крутой маршрут " передает клаустрофобию, ужасы тирании невероятно сильно. Образ репрессий так демонически ярок, что, кажется, подобное вряд ли могло привидеться даже Джорджу Оруэллу в его самых страшных ночных кошмарах."

"Жуткие подробности жизни женщин-заключенных, вместе с которыми Евгения Гинзбург пересекла в тюремном вагоне всю Россию, исследуются с пронзительной остротой и достоверностью. Гнев и отчаяние, приступы ненависти и любви (...) вскрываются через взаимоотношения дюжины женщин, обреченных разделять друг с другом ужасы заключения."

"Это значительно больше, чем история одной женщины, одной жертвы. Это исполненная эпического звучания история, рассказывающая о трагедии целого народа."

"Тиэтр уик", ноябрь 1996 года

"Рассудочная аналитика сразу же отступает на задний план перед страшной фреской об ужасах сталинских репрессий. Спектаклю десять лет. И его держит мощный режиссерский каркас и слаженный ансамбль. Сегодня спектакль обжигает так же как в дни премьерные. В финале, когда эти "счастливые" пленницы с восторгом говорят, какое интеллигентное лицо у товарища Берии, сменившего на ответственном посту товарища Ежова, ты раздавлен... Даже самые хвалебные тирады ничего не стоят в сравнении с самоотдачей Неёловой, Толмачевой , Ивановой, Покровской, Ахеджаковой и всех, всех, всех, кто создает образы-облики, образы-символы значительные и запоминающиеся ."

Крутой маршрут

Стоимость билетов:
Балкон 900-1500 рублей
Бельэтаж 1100-2000 рублей
Амфитеатр 1400-2500 рублей
Бенуар 2200-3000 рублей
Партер 2500-4000 рублей

Продолжительность - 2 часа 40 минут с 1 антрактом

Постановка - Галина ВОЛЧЕК
Режиссер - Имя режиссера
Художник - Михаил ФРЕНКЕЛЬ
Режиссер - Владимир ПОГЛАЗОВ
Сценическое движение - Валентин ГНЕУШЕВ
Ассистент художника по костюмам - Екатерина КУХАРКИНА
Помощники режиссера - Ольга Султанова, Ольга Мелихова

Действующие лица и исполнители:
Евгения Семеновна - Марина НЕЕЛОВА
Дерковская - Алла ПОКРОВСКАЯ, Галина ПЕТРОВА
Аня Маленькая - Дарья БЕЛОУСОВА
Аня Большая - Ульяна ЛАПТЕВА,
Лидия Георгиевна - Таисия МИХОЛАП, Ольга РОДИНА
Ира - Янина РОМАНОВА
Нина - Полина РАШКИНА
Зина - Лия АХЕДЖАКОВА
Катя Широкова - Полина ПАХОМОВА
Каролла -
Милда - Марина ХАЗОВА
Ванда - Наталья УШАКОВА, Инна ТИМОФЕЕВА
Гретта - Дарья ФРОЛОВА
Клара - Мария СИТКО
Анненкова - Елена ПЛАКСИНА
Виктория - Татьяна КОРЕЦКАЯ
Баба Настя - Людмила КРЫЛОВА
Тамара - Марина ФЕОКТИСТОВА
Фиса - , Ульяна ЛАПТЕВА
Лиля Итс - Елена МИЛЛИОТИ
Козлова - Мария СЕЛЯНСКАЯ, Мария АНИКАНОВА
Володя -
Ливанов - Геннадий ФРОЛОВ
Царевский - Владислав ВЕТРОВ
Ельшин - Александр КАХУН
Бикчентаев - Василий МИЩЕНКО, Олег ФЕОКТИСТОВ
Председатель суда - Геннадий ФРОЛОВ
Секретарь суда - Владислав ФЕДЧЕНКО
Пожилой конвойный - Александр БЕРДА
Молодой конвойный - Максим РАЗУВАЕВ, Кирилл МАЖАРОВ
Зам. начальника тюрьмы - Виктор ТУЛЬЧИНСКИИ
Сатрапюк - Рашид НЕЗАМЕТДИНОВ
Врач - Дмитрий ГИРЕВ
Заключенные, надзиратели, конвойные - артисты театра

Знаменитый спектакль «Крутой маршрут» был впервые показан в 1989 году и с тех пор получил несколько витков нового развития. Высота, достигнутая актрисой Мариной Нееловой в роли Евгении Гинзбург, мастерство и тонкое понимание трагедии главной героини режиссером-постановщиком , профессионализм других актеров в роли заключенных ГУЛАГа и их надзирателей - все это вновь и вновь будит в зрителе нестерпимую боль при воспоминании о временах, когда человеческое достоинство было проще потерять, чем сохранить. Чтобы выжить, многим пришлось предать себя и своих близких, но не Евгении Семеновне, которая написала мемуары о собственной судьбе в заключении в сталинских лагерях, когда вышла оттуда. Как ей это удалось, мы узнаем из этой гениальной постановки.

История спектакля - это овации зрителей и хвалебные отклики прессы всех стран мира, где его ставили. Галина Волчек с чисто женской точностью так расставила акценты в происходящем на сцене, что символы абсолютного насилия над личностью принимают не просто буквальный, совершенно живой образ. Погружаясь в происходящее, зритель с трудом «выныривает» в реальность, обретая способность по-новому оценить свою жизнь и свободу.

Спектакль Крутой маршрут - видео

Dmitriy Matison отзывы: 14 оценок: 16 рейтинг: 11

Материал очень сильный. Тем более сложно объять его и пережить, как режиссеру, так и зрителю. Если начать со зрителей, то зайдя в театр с шумной московской спешащей улицы невозможно через десять минут понять то, о чем плачут люди на сцене, почему они кричат. Вся тяжесть и боль понимается разумом, но тело молчит. Настолько велик разрыв между обыденным сознанием и экстремальностью мечущегося сердца, что чувствуешь только досаду за это, нет живой связи. Апофеозом дисбаланса может служить всеобщая овация зала на заключительной песне, когда заключенные едут на этап из казематов. Восхваление партийного упыря помраченными и жаждущими хоть каплю надежды зеками вызывает ответную радость слепого сердца зрителей. Связи нет, все превращается в фарс. Если даже в храме души и свободы люди принимают резь в душе за повод для веселья, не так ли происходит и в их жизнях.
Мне кажется, что режиссер не уловил этой пропасти, его постановка не провела связующий мост.

NastyaPhoenix отзывы: 381 оценок: 381 рейтинг: 405

Евгения Гинзбург, кандидат исторических наук, преподавала в Казанском университете и работала в газете «Красная Татария» вместе с человеком, чью статью из учебника когда-то критиковал Сталин. Этого предлога оказалось достаточно, чтобы пришить 33-хлетней женщине «терроризм» как «участнице троцкистской контрреволюционной организации». А в ней оказалось достаточно сил, чтобы в течение восемнадцати лет противостоять могучей государственной машине репрессий с её ложными доносами, тюрьмами, конвеерными допросами, ежовскими пытками, карцерами, лагерями, унижениями, голодом, без человеческих прав, без связи с внешним миром, где остались муж и дети. Она не подписала ни одного протокола, не сдала ни одного человека, не запятнала своей чести и достоинства, выжила, пройдя все круги ада, и написала об этом книгу «Крутой маршрут». Спустя примерно двадцать лет после её смерти, около семнадцати лет назад, Галина Волчек поставила одноимённый спектакль, в котором сейчас занята вся женская труппа Современника – два десятка характеров, которых коснулась одна и та же беда: юные и старые, неунывающие и упавшие духом, идейные и религиозные, человечные и подлые, теряющие рассудок и сохраняющие его. Благодаря актёрскому таланту запоминаются они все, каждая по отдельности, без второстепенных ролей – живые, убедительные образы, вызывающие сочувствие или отторжение, иногда – грустную улыбку, но никогда не оставляющие равнодушными. Вот Клара (Феоктистова) показывает шрам на бедре: овчарка гестапо, а окровавленные культи вместо рук – уже НКВД; вот старушка Анфиса (Дорошина) недоумевает: следователь назвал «трахтисткой», а она к «трахтору» в деревне даже не подходила. Неелова в роли самой Гинзбург – потрясающа, выше любых избитых эпитетов, её самоотдача – на разрыв аорты, до абсолютного погружения, она выходит на поклоны с залитым слезами лицом. Плакала, думаю, и немалая часть зала – больно тяжёл, даже страшен в психологическом и эмоциональном плане материал спектакля, это кошмарный сон наяву. Сейчас в искусстве, как сценическом, так и кинематографическом и литературном, практически не появляется настолько достоверных и цепляющих, если не сказать шокирующих, и долго не отпускающих произведений об эпохе культа личности. Сатира, сантименты, патетический пафос и стенания на котурнах никогда не достигнут такого же трагического эффекта, который способен возыметь почти документальный, объективный взгляд изнутри без преувеличений и преуменьшений. Невозможно упрекать Волчек в «излишнем натурализме», когда на сцене создаётся до такой степени погружающая в себя атмосфера, что одинаково бьют по нервам и вопли отчаяния и боли, и весёлые песни. Этот спектакль обязателен к просмотру каждым – не только как свидетельство подлинной истории, той огромной ошибки, которая не должна повторяться, но и как доказательство того, что, по Хемингуэю, человека можно уничтожить, но нельзя победить – если в нём есть внутренний моральный стержень честности перед самим собой и уважения к себе.

25.07.2010
Комментировать рецензию

Татьяна Мироненко отзывы: 54 оценок: 199 рейтинг: 121

Невероятный по восприятию, фантастический по идее, сильный Спектакль. Комок в горле, потому что по окончании не хотелось говорить, просто широко были открыты глаза и мысль пульсировала в голове: "Боже!!! БОООЖЕЕ!!!". Понравилось все: постановка, игра каждого актера, текст. Каждая женская судьба запомнилась, каждая заставила сердце сжиматься... "Каторга - какая благодать!" - пронзительно звучат строки Пастернака из уст главной героини, отправляясь в Туда!
Пережила на этой постановке невероятное количество эмоций. Спасибо режиссеру и актерам театра, за Великий Спектакль! Надо обладать определенным мужеством и для того, чтобы поставить и уже много лет продолжать играть этот спектакль. Серьёзный вечер и к тому же история нашего государства прошлых лет. Театр своим спектаклем даёт возможность задуматься и вздохнуть с сожалением о прошлых годах.
"Крутой маршрут" действительно шедевр театра, города ивсей нашей страны!!! ЭТО Гениально! Атмосфера, декорации, музыкальное оформление-такое страшное сочетание звуков,характерных для того далёкого времени, игра актёров заставляет просто не отрывать от происходящего. забыть обо всём и следить за развитием событий. БРАВО ВСЕМ!

issaa отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 3

Разумеется, я уже видел этот спектакль лет десять назад, но после «Жизни и судьбы» Додина спонтанно возникло желание посмотреть его еще раз, тем более, что тогда Евгению Гинзбург играла Елена Яковлева, а сейчас — Марина Неелова. Как играет Неелова, лучше не говорить, потому что это довольно печальная тема, и в целом ансамбля в «Крутом маршруте» уже нет, хотя есть несколько полноценных актерских работ: в первую очередь старая эсерка Галины Петровой, а также Зина Абрамова в исполнении Лии Ахеджаковой — высокомерная жена председателя татарского Совнаркома в первом акте и полувменяемое, наголо обритое, с трудом разговаривающее («голова сильно били, русский слов забывать стал») бесполое существо во втором. Не помню, кто раньше играл Кароллу, немку-актрису — сейчас играет Ольга Дроздова. Людмила Иванова до сих пор выходит в роли бабы Насти — но ее я видел в прошлый раз, а теперь — Дегтяреву. Впрочем, по поводу художественной ценности «Крутого маршрута» у меня никаких иллюзий не было. Интереснее наблюдать не за тем, как медленно, но верно разрушается спектакль, идущий без перерыва двадцать лет (процесс совершенно неизбежный, «Крутой маршрут» еще неплохо держится для своего «возраста»), а как он воспринимается. Поставленный еще в СССР — перестроечном, но все-таки Советском Союзе — он был запоздалым приветом из 60-х, в которые хотели кричать о преступлениях Сталина, но в полный голос не могли, а когда смогли — вроде бы уже было о чем покричать и помимо. В 90-е годы, когда я сам видел его впервые, он вообще воспринимался как реликт ушедшей эпохи. Тогда и зал был не до конца заполнен — правда, в 90-е годы аншлагов в театрах вообще практически не было. Зато сейчас аншлаги — норма, и «Крутой маршрут» — не исключение: откидные, приставные — все забито. Вот, казалось бы, повод лишний раз поговорить о том, как актуальны сегодня сопоставления фашизма и сталинизма (в «Крутом маршруте», в отличие от «Жизни и судьбы», это не основная тема — но тоже важная) — но по моим наблюдениям публика, которая приходит сейчас в «Современник» (в отличие, кстати, от той, что ломает двери на спектаклях Додина — но это на московских гастролях, не знаю, как обстоят дела МДТ по месту «прописки»), воспринимает «Крутой маршрут» не как неустаревающий антитоталитарный манифест, а как сентиментальный спектакль с участием актрис-звезд. В страдания героини (реальной личности, выведенной в спектакле под собственной, подлинной фамилилей!) мало кто верит, на них смотрят как на забавный и не очень страшный «ужастик». В «Крутом маршруте», надо признать, действительно все довольно плоско и тупо бьет в одну точку (с другой стороны — недостаточно, видимо, тупо, раз не доходит до «адресата»). Но, в отличие от «Жизни и судьбы», «Крутой маршрут» не претендует на вселенского масштаба философские обобщения. Это очень несложный — но и совсем не претенциозный, в отличие от додинского, спектакль. Кроме того, в отличие от додинского, где в качестве главного источника зла представлен антисемитизм, взгляд Волчек на историю менее «ограниченный», в «Крутом маршруте» жертвами выступают наряду с рассказчицей, Евгенией Семеновной Гинзбург, этнически русская эсерка, коминтерновки из Латвии, Польши, Италии, Германии, православная бабка, простых нравов тетки без определенных взглядов, вероисповеданий и этничской принадлежности — а линия «раздела» между ними проходит по принципу понимания или непонимания происходящего. Никто из них не враг, не шпион, не троцкист — сплошь фанатичные коммунистки-большевички, преданные Партии и лично Сталину (ну кроме эсерки, конечно). И не простые коммунистки, не «пролетарки» — а в основном интеллигенция, и опять-таки не самая простая, а «элитная»: ученые, редакторы, директора учебных заведений, жены номенклатурных работников. Кто-то из них постепенно понимает роль Сталина в происходящих процессах, кто-то ничего не понимает до конца, но так или иначе исходные «ценности» — революция, марксизм-ленинизм, советская власть — никаким сомнениям не подвергается. Интеллигенция неисправима, неизлечима и неуничтожима. Ярко и символично это ее свойство описано у Татьяны Толстой в финале «Кыси», но здесь другой жанр и другой направленности взгляд: героини должны вызывать сочувствие. А не вызывают. И не потому, что как говорила Ахеджакова совсем в другой роли (в «Небесах обетованных») — «и так не жалко, народ сейчас стал черствый». А потому что не заслуживают вот эти тетки, твердящие о достоинстве и совести, цитирующие «Лейтенанта Шмидта» Пастернака (кстати, по-моему, сегодняшняя публика эти цитаты вообще не прочитывает), рвущиеся из тюрьмы на лесоповал и восторгающиеся «интеллигентным лицом Берии», не то что сочувствия, но даже уважения. Они не жертвы злой воли какой-то демонической личности. Они жертвы системы, которую строили сами. Сталин — их порождение, и не единственное. Но они этого не понимают и не хотят признать. Если героини не хотят — чего же ждать от зрителей?

 

 

Это интересно: