→ Малый бизнес в развитых странах — США и Японии. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии

Малый бизнес в развитых странах — США и Японии. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии

В Японии развитие малого бизне­са имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. Функционируют около 7 млн малых и средних предпри­ятий, на которых занято свыше 40 млн человек (примерно 80% общего числа занятых). На малые и средние предприятия приходится около 60% объема производства промышленной продукции. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектую­щих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая об­служивание техники) и др. Для малого бизнеса Японии характерна ши­роко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предпри­ятия получают и выполняют заказы от крупных фирм - машинострои­тельных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п.

Существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

Центральное правительство;

Местные органы власти;

Крупный бизнес;

Самостоятельные объединения малого бизнеса.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса зани­мается Управление малых предприятий в составе Министерства внеш­ней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные ор­ганы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ, таких, как:

Повышение технического уровня производства;

Совершенствование технологии производства в пищевой про­мышленности;

Разработка совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.

Последняя программа финансируется местными органами вла­сти, предыдущая - центральным правительством, а первая - и те­ми и другими.

Значительно шире, под льготный процент, предоставляются займы на осуществление следующих проектов:

Разработку новых видов продукции и новой технологии (фи­нансирование по линии местных органов власти);

Разработку новых видов производства и техники (по линии центрального правительства);

Возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);

Содействие производственной и технической кооперации ме­жду предприятиями малого бизнеса (также по линии цен­трального правительства).

Большую роль в оказании финансовой помощи малым и сред­ним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет на льготных условиях таким предпри­ятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основ­ного и оборотного капиталов.

На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализи­руется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая ог­ромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займы на сумму почти 500 млрд иен.

В Японии есть еще одно специализированное учреждение - Банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельных их чипов.

Наконец, для финансирования специальных приоритетных про­грамм в области структурной перестройки малых и средних пред­приятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называе­мую Систему дополнительного общественного кредитования. С по­мощью этой Системы обеспечивается перелив капитала от коммерче­ских финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.

Важным звеном финансовой поддержки малых и средних пред­приятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторон­няя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.

Малый бизнес в Европе. В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или де­партаменты в рамках Министерства экономики или Министерства

торговли и промышленности. Так, в Великобритании при Мини­стерстве торговли и промышленности создана «Служба мелких фирм». Она оказывает помощь мелким предпринимателям в орга­низации собственного дела, получении кредитов, заключении дого­воров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Эта Служба имеет местные отделения по всей стране. По данным Г. Данишевской, только в 1988-1989 гг. ею было ока­зано около 30 тыс. консультаций. За этот же период Служба под­держивала контакты с 266 тыс. мелких английских фирм.

Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными в данной области считаются следующие университетские школы бизнеса: в Лондоне, в Манчестере, Глазго, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16 недель слу­шатели изучают обшие проблемы экономики и основы создания собст­венного дела. Ежегодно эти школы оканчивают свыше 200 человек.

Правительство ФРГ стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гаран­тий для управления денежными средствами, поступающими на вос­становление Европы по так называемому Плану Маршалла. Одно­временно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реа­лизовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчур­ного финансирования на общую сумму 14 млрд марок.

После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР прави­тельство ФРГ наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм с целью повышения 18 них доли собственных средств.

Интересно отметить, что в ФРГ с 1976 г. существует особое поло­жение, регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойден­ными в дележе ТРЧИХ заказов, то они мот" обратиться с жалобой в со­ответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.

Важная часть программы содействия мелким и средним пред­принимателям - обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.

Уже давно бытует мнение, что мысль о старте своего бизнеса в Японии нашим соотечественникам сразу же нужно отметать – якобы открыть фирму русскому человеку в этой стране очень сложно. Отчасти это утверждение верно: Япония – страна небольшая, и её рынок уже давно поделен между «своими» (то есть, японцами). Вклиниться туда иностранцу будет сложно еще и по причине того, что японцы крайне настороженно относятся к людям неазиатской внешности.

Однако, несмотря на всё это, существует довольно много примеров из практики бизнеса, когда русские люди начинали вести бизнес в Японии и делали это весьма успешно. Если вы размышляете о том, чтобы открыть свою фирму за рубежом, и Япония является для вас приоритетной в этом вопросе страной, то данная статья для вас.

Малый бизнес в Японии

Малое и среднее предпринимательство в Японии играет важнейшую роль в экономике страны. Государственных предприятий в Японии очень мало, поэтому практически вся экономика держится только благодаря частным предпринимателям.

Япония – это яркий пример того, как можно в одной стране идеально совместить малый и средний бизнес. Например, в Японии силами малого бизнеса решаются вопросы строительства жилых домов, а силами среднего бизнеса – офисных центров, высотных многоэтажек, зданий для крупных промышленных предприятий и т.д. Еще один пример можно привести из транспортной отрасли: малый бизнес работает над грузовыми перевозками, а средний – над таксопарками и автобусными предприятиями.

Как открыть фирму в Японии

В Японии, как и , существует несколько организационно-правовых форм предприятий. Описывать их все мы не будем, приведем лишь самые распространенные и те, которые наиболее подходят для регистрации фирмы иностранцу. Это общество с ограниченной ответственностью (Yugen Kaisha), акционерное общество (Kabushiki Kaisha) и филиал компании, территориально обособленной (может находиться и в другой стране, Branch office). Японское законодательство не предполагает каких-либо ограничений либо специфических условий для предпринимателя, решившего открыть компанию на территории этой страны. Что, естественно, упрощает всю процедуру регистрации бизнеса. Однако, некоторые особенности, о которых необходимо знать заранее, всё же имеются.

Выбирая между двумя формами – обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом – предприниматели чаще всего отталкиваются от своих финансовых возможностей. Чтобы зарегистрировать акционерное общество, необходимо иметь стартовый капитал в размере, как минимум, 10 миллионов японских йен. А вот для регистрации общества с ограниченной ответственностью хватит и 3 миллионов йен. Если не обращать внимания на финансовый вопрос, то в остальном более выгодно открывать акционерное общество. К акционерным обществам, как закрытого, так и открытого типов, государство Японии относится более лояльно. Оно создало для таких компаний особенно выгодные условия финансирования и ограничило ответственность учредителей только в пределах их личных долей, да и общественность относится к акционерным компаниям с наибольшим доверием. Акционерное общество должно иметь не менее трех директоров.

Для открытия филиала, естественно, нужно уже владеть материнской компанией, дочерняя компания которой и будет открываться. Ограничений в плане минимального стартового капитала при открытии филиала не существует. Еще один плюс в открытии филиала на территории Японии – отсутствует какое-либо налогообложение таких компаний. Чтобы открыть филиал, его нужно обязательно зарегистрировать в бюро по правовым вопросам. Человек, управляющий дочерним филиалом, может и не являться гражданином Японии. К остальным же формам предприятий (в том числе, и к акционерным обществам, и к обществам с ограниченной ответственностью) применяется установленная система налогообложения. Обязательный внутренний аудит присутствует только в акционерных обществах обоих типов.

Чтобы существенно упростить себе весь процесс сбора и оформления необходимых документов для открытия компании, многие предприниматели предпочитают нанимать японских специалистов в этом вопросе, которые сопровождают их на протяжении всей бумажной волокиты. Таким сопроводителем может выступить бухгалтер, юрист или аудитор. Первым шагом будет составление следующих документов: учредительный документ, список учредителей и документ о регистрации. Добавляем к этим документам приложение печати, заверенное нотариально, и подаем весь пакет документов в соответствующий орган, занимающийся регистрацией новых компаний. Заверение печати может быть выдано только гражданину Японии либо иностранному лицу, которое имеет туристическую либо бизнес визу. Если же вы не являетесь ни тем, ни другим, то заверение вам выдадут только после скрепления всех документов вашей подписью и подписью нотариуса в вашей родной стране.

Не стоит переживать по поводу незнания японского языка. Конечно, языковые навыки будут для вас только преимуществом, однако сейчас в Японии многие документы и дела ведутся на английском языке. При выборе юриста, который будет оформлять ваши документы, также отдавайте предпочтение тем, которые хорошо владеют именно английским языком.

Каким бизнесом можно заняться в Японии

Если говорить о малом бизнесе, то наиболее выгодными сферами является и производство одежды (в частности, кимоно). Также хорошую прибыль может принести предприятие по производству и продаже циновок (изделия из соломы, используются для различных целей). Если же вы берете курс на более крупный бизнес, то советуем обратить внимание на транспортную и строительную отрасли.

Розничная торговля как пищевыми продуктами, так и другими различными товарами, востребована в любой стране. И Япония не исключение. Главное тщательно проанализировать рынок того товара, которым вы планируете торговать, и выяснить где и как лучше это делать.

Поддержка малого бизнеса в Японии

Малый бизнес крайне важен для японского государства, поэтому оно всячески старается его поддерживать и развивать. В Японии действует закон, запрещающий какому-либо крупному предприятию становиться монополистом в своей отрасли. Следить за соблюдением этого закона уполномочено антимонопольное ведомство. Если права малого предприятия были каким-либо образом ущемлены, то разбираться с возникшей ситуацией будет управление по делам малого бизнеса.

В вопросах финансирования малого бизнеса чаще всего обращаются к крупным банкам, которые предоставляют различные программы и льготы по финансированию. Получает льготы малый бизнес и в отношении закупки и модернизации оборудования, реставрации производственных помещений или других сооружений.

Почти десять лет назад был принят закон, разрешающий открытие своего дела в Японии без наличия стартового капитала (по документам стартовый капитал будет значиться в размере 1 йен). При этом нужно соблюсти лишь несколько условий. На начальном этапе необходимо заверить учредительные и уставные документы в специальном бюро по экономике, промышленности и торговле. Если разрешение было получено, но такая компания обязуется регулярно публиковать отчеты о своем материальном состоянии и выполнять все условия в отношении размера стартового капитала. Если по истечении пяти лет, компания так и не будет иметь в наличии денежные средства в сумме необходимого стартового капитала, то компания будет либо принудительно закрыта, либо переведена на другую организационно-правовую форму.

Корпоративное налогообложение в Японии

Если хорошо разобраться в системе японского налогообложения, станет ясно, что она довольно прозрачная. Основные налоги следующие: общий подоходный налог филиала или корпорации – 22-30% (зависит от прибыли предприятия), местный подоходный налог – 20,7% в расчете от общего налога, налог на бизнес – 9,6% от прибыли. Обязательная финансовая отчетность и другая отчетность о своей деятельности относится абсолютно ко всем предприятиям в Японии.

Исходя из данных официальной статистики, больше 15-ти лет к ряду около 500 россиян ведут свой постоянный бизнес в . Из экономических руин Страну восходящего солнца действительно подняло «чудо», однако, как и во всем мире сегодня, Япония переживает кризис.

Если вы подумываете наладить бизнес-отношения с Японией, откажитесь от идеи торговли подержанными иномарками: все куски этого пирога уже давным-давно разобраны. То же самое касается и рынка новых авто. Русским авто продают не японцы, а пакистанцы, цепко удерживающие эту ячейку бизнеса уже давно.

Кстати о машинах. лучше приобретать на проверенных и сертифицированных виртуальных аукционах. Такие машины защищены от брака на 90%, а то, что вам предложат купить в магазинах нашей страны? на 70% и есть брак.

Бизнес, построенный на экспорте морепродуктов, также вряд ли примет новичков. Во-первых, он не вполне легален, что в разы увеличивает риск, и, во-вторых, опасен для жизни (но это выплывает из первого пункта).

Лесозаготовками и продажей древесины японцам занимаются отнюдь не русские, а китайцы. Так что и тут «дело? дрянь».

Как вывод: «три кита» прибыльного русско-японского бизнеса - морепродукты, лес и автомобили или:

А) опасны для жизни и здоровья;
б) уже сто лет как освоены, увы, не русскими.

Но в Японии можно развить не только эти три линии бизнеса. Есть варианты, среди русских поддержки не нашедшие, однако со стороны Японских инвесторов рассматриваемые как выгодные проекты.

Например, продажа жителям РФ «японской культуры» (предметов китча и разнообразных сувениров) и славных высокотехнологичных японских мелочей. Наибольшим спросом пользуются японские памперсы, салфетки, расчёски и прочая бытовая мелочь.

В Японии выгодно выращивать бизнес для продажи. Эту ячейку занимают в основном европейские и американские бизнесмены, поднаторевшие в ведении международных дел уж явно больше наших предпринимателей. Однако, камнем преткновения для россиян становится вовсе не заграничная конкуренция, а мизерный процент маржи - всего 7-10% от покупки бизнеса, в то время как для Европы речь идет уже о 20%.

для продажи можно вырастить по такому принципу:
? покупаем никому не известную японскую фирму;
? оптимизируем её и
? продаем «втридорога».

Русские 7% (цифровое значение этого «втридорога») образуются оттого, что у европейцев и американцев репутация лучше. Пренебрегать такими предложениями все равно не стоит: именно благодаря им можно выйти на более крупные рынки.

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.

«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.

Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».

Япония по своему экономическому уровню стала первой страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых предприятий.

В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше).

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих.

Таблица 1

Критерии отнесения предприятий Японии к малым

После второй мировой войны Япония была лишена всех своих колоний и захваченных территорий, а миллионы японцев должны были покинуть их и переселиться в собственно Японию. Был создан новый социальный слой реальных мелких земельных собственников, ставший опорой правящих кругов на период создания новых отраслей промышленности. Правительство принимало меры к тому, чтобы этот слой укреплялся. Были установлены жесткие ограничения на продажу и покупку земли, чтобы не допустить концентрации земельной собственности и сохранить мелкокрестьянское хозяйство. Именно мелкое крестьянское хозяйство, наряду с той важной ролью, которую играет в экономике Японии малый бизнес, предотвратило возникновение массовой безработицы в стране. А ведь как раз массовая безработица была одной из наиболее острых социальных проблем в других регионах мира.

Японцы в значительной степени благодарны малым предприятиям, они осуществляют свою дальнейшую государственную политику по их поддержке в связи с тем, что сразу после Второй мировой войны их рост, экспорт их продукции помогли восстановлению экономики страны в целом: существенные долларовые "инъекции", заработанные малыми предприятиями, шли не столько на их дальнейшее развитие, сколько на восстановление крупных промышленных предприятий Японии.

Показатели, характеризующие состояние малых предприятий в Японии: было создано 360 тыс. малых предприятий, а исчезло 240 тысяч таких же предприятий. Другими словами, сотни тысяч в год создаются, сотни тысяч исчезают. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, индивидуальные частные предприятия - 48% и семейные хозяйства - 32%.

Если говорить о структуре малого бизнеса Японии, то:

1.7 млн. чел. - это юридические лица;

4.1 млн. чел. - индивидуальные частные предприятия (ИЧП);

2.7 млн. чел. - семейные хозяйства.

Рисунок 1.Структура малого бизнеса Японии

Данные о структуре малых предприятий в Японии выглядят следующим образом:

Число предприятий с численностью 1-4 чел. - это 49% всех малых предприятий, и на них занято 7% рабочей силы страны;

В обрабатывающей промышленности цифра занятых на малых предприятиях достигает 72%;

В сфере услуг - примерно 50%;

В торговле, где доля крупных предприятий тоже невелика - 10% занятой рабочей силы.

В Японии достаточно легко можно начать собственный бизнес. Чтобы работать как индивидуальный предприниматель, нужно только бесплатно зарегистрироваться. Регистрация юридического лица стоит чуть больше $1. На старт предприятия принято брать кредиты в банках либо в торгово-промышленных палатах. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту - 3-5 %.

Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Потому что крупные предприятия, как правило, ориентируются на большие капитальные вложения и испытывают очень малую потребность в рабочей силе. И поэтому, когда экономика испытывает недостаток основного капитала, то нужно уходить oт крупных предприятий в малый бизнес. Крупные предприятия сосредотачивают этот недостаточный крупный капитал на очень небольшом количестве крупных предприятий (заводов, фабрик, объединений), и в результате резко растет безработица. Малые же предприятия, наоборот, потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

В Японии, несмотря на большое количество малых предприятий, настоящего малого бизнеса не очень много, потому что японский малый бизнес включен, как правило, в действующий ритм крупного предприятия и преимущественно в виде субпоставщиков. Такая функция малым предприятиям тоже предписана, причем она очень выгодна и надежна.

Также особенностью японского бизнеса является то, что там все делается через посредников. «Сам производитель никогда не будет продавать свою продукцию, он сотрудничает с несколькими дистрибьюторами, каждый из которых силен в определенной сфере: у одного есть связи на телевидении, и продажи идут через телевидение, у другого лучше получается работать через Интернет, третий поставляет в розничную сеть. Японские компании не работают напрямую», - рассказал господин Кодзи Хаттори, президент компании Masahiro.

Развитие малого бизнеса в Японии несет в себе множество преимуществ:

Увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

Рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;

Создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами;

Подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают квалификацию на месте работы;

Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

Ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

Следует отметить, что становление и развитие малого предпринимательства в Японии способствует развитию экономики, увеличению числа собственников, росту доли экономически активного населения.

ИРИНА ЦВЕТОВА
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института Дальнего Востока Российской академии наук

Для реализации государственной политики в отношении малых и средних предприятий создана сеть специализированных органов
Используется система разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности 1 .

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

К началу 50-х годов в Японии насчитывалось уже более 3 млн МСП. Сначала они отличались тяжелыми условиями труда и использованием дешевой неквалифицированной рабочей силы (здесь часто работали члены семьи владельца), однако научно-технический прогресс позволил в короткие сроки реконструировать их, резко сократить время освоения новой продукции, повысить ее качество за счет обучения работников.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров и услуг. Изучение спроса и быстрый учет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный бизнес также представлен почти исключительно МСП. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо оборудованных фирм.

Вместе с тем низкая кредитоспособность, нехватка высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров из-за невозможности обеспечить им заработную плату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, недостаток средств на НИОКР заставляют МСП балансировать на грани банкротства.

Понимая, что малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении МСП.

Правовое обеспечение

В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Закон об организации кооперативов МСП (1949 г.) ускорил процесс их кооперирования, а закон о структуре организаций МСП (1957 г.) определил виды объединений (кооперативы деловые, малые деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях, трастовые, промышленные, сотрудничества, торгово-промышленные, федерации торгово-промышленных кооперативов).

Были расширены возможности торгово-промышленных палат по содействию развитию МСП (закон 1953 г.). В целях модернизации и рационализации управления деятельностью МСП с 1948 г. проводятся их систематические обследования, создаются консультационные пункты.

Обобщив первоначальный опыт, правительство добилось принятия Основного закона о МСП (1963 г.), направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. В законе утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.

Закон обязывает государство разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих целей:

Модернизации оборудования (правительственными органами прорабатываются конкретные мероприятия для каждой отрасли);

Повышению технического и технологического уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой технологии, подготовке инженерно-технического персонала);

Рационализации управления (обучение современным методам);

Оптимизации размеров предприятий (объединение небольших предприятий в кооперативы и другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);

Защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений;

Увеличению экспорта продукции, расширению спроса на другие производимые товары и услуги;

Обеспечению гарантий возможности ведения дел путем регулирования предпринимательской деятельности;

Установлению нормальных трудовых отношений, повышению благосостояния занятых, обеспечению предприятий необходимой рабочей силой.

По этим же направлениям согласно закону должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.

Проведению комплексной политики государственного стимулирования МСП способствует установленный законом порядок ежегодной отчетности правительства перед парламентом о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса, а также о проделанной им работе в этой области. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП".

В целях ускорения адаптации малого бизнеса к научно-техническому прогрессу в 1963 г. на основе Закона о содействии модернизации МСП правительство разработало для отраслей с преобладанием небольших фирм план модернизации и комплекс мер для улучшения их структур. Предприятиям, которые действовали согласно принятому плану, предоставлялись льготы по финансированию и налогообложению.

К началу 70-х годов 58% МСП обрабатывающей промышленности были связаны разными формами субподряда с крупными компаниями, а в производстве наиболее сложной продукции эта доля достигала 80%. В рамках расширявшихся производственных связей возникали острые проблемы так называемых несправедливых сделок, включая задержки с оплатой выполненных субподрядных работ и поставок, а также необоснованное занижение цен со стороны заказчика. В этой связи в дополнение к мерам, предусмотренным антимонопольным законодательством, в 1956 г. принят закон о предотвращении задержек в оплате субподрядных работ, регулирующий субподрядные отношения.

Даже в тех случаях, когда МСП формально теряют самостоятельность, превращаясь в филиалы крупных фирм, закон защищает право филиалов иметь внешние источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней или заниматься деятельностью, не предусмотренной его уставом. Если она не стопроцентный собственник, а лишь совладелец филиала, то может потребовать ревизии его деятельности только по суду. Расчеты по субподрядам ведутся по рыночным ценам.

Давление заказчика на исполнителя (требование необоснованных скидок с договорной цены, навязывание сопутствующих условий и т.д.) пресекается государственной защитой интересов субподрядчика. Этим занимаются Управление МСП и Комиссия по справедливым сделкам - правительственные органы, имеющие право проводить расследования и возбуждать судебные дела.

В случае необходимости правительство на законодательной основе принимает чрезвычайные меры по поддержке небольших предприятий.

Такие меры, например, были разработаны в 1966 г. с целью преодоления кризиса в текстильной промышленности, где преобладали малые и средние фирмы, испытывавшие значительные трудности и не выдерживавшие конкуренции на внешних рынках. Широкое содействие оказывалось также целевому развитию малого бизнеса в отдельных районах в соответствии с законами о подъеме традиционной промышленности (1974 г.) и о временных мерах по поддержке МПС в кризисных районах (1978 г.).

Для предупреждения банкротств правительство с 1977 г. поощряло создание МСП фондов взаимопомощи, члены которых в случае значительных финансовых затруднений могут получить кредит в размере десятикратного баланса их взносов. Государство предоставляет также определенные финансовые и налоговые льготы малому бизнесу в целях преодоления трудностей, связанных с ростом цен на энергоресурсы.

В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений.

Начиная с 1986 г., когда иена стала резко дорожать, возникла необходимость поощрения фирм, работающих на внутреннее потребление. Производственная переориентация ряда МСП, в том числе в определенных районах, была закреплена законами о соответствующих временных мерах.

О внимании правительства к проблемам малого бизнеса свидетельствуют и другие законы: о временных мерах по содействию развитию новых сфер предпринимательства путем объединения усилий МСП разных отраслей (1988 г.); о мерах по улучшению контроля над занятостью в небольших компаниях (1991 г.); о временных мерах по наращиванию накоплений малых компаний (1992 г.); о содействии повышению эффективности денежного оборота МСП (1992 г.).

Формы государственной поддержки

Государственное стимулирование МСП проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов : льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и т.д. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний.

n Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования . Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

Государственная корпорация по финансированию МСП предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов.

Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство).

Доля таких расходов на поддержку МСП в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 80-х годов 0,5%, к 1995 г. снизилась до 0,26% (около 185,7 млрд иен). Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.

Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 1993 г. на эти цели было выделено 5,3 трлн иен, в 1994 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) - 5,8 трлн иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

n Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот , позволяющих МСП резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.

Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры.

n Государство оказывает содействие МСП в подготовке кадров , отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран.

С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

n Значительна роль государства в создании информационных сетей , предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

n Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения , организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах . Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 1990 г. было зарегистрировано 5,7 млн консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

n В центрах комплексного руководства МСП при исполнительных органах местной власти в столице, префектурах и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Анализируя их деятельность, они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования. Эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. На наш взгляд, необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

1 К разряду мелких и средних предприятий в промышленности, на транспорте и в строительстве японская статистика относит фирмы с числом занятых до 300 человек и уставным капиталом 100 млн иен, в оптовой торговле - соответственно до 100 человек и 30 млн иен, розничной торговле и сфере услуг - до 50 человек и 10 млн иен. В категорию мельчайших официальная классификация включает промышленные предприятия с числом занятых не более 20 человек и предприятия сферы торговли и услуг с численностью персонала не более 5 человек. Таким образом, в сферу малого и среднего бизнеса попадает огромный слой предприятий, начиная от примитивных надомных хозяйств семейного типа и кончая оснащенными современной техникой фирмами.

 

 

Это интересно: