→ Славянская мифология: вий. Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях

Славянская мифология: вий. Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях

Вий - бог подземного царства. В русской, белоруской и украинской мифологии считался существом, чей один взгляд мог принести смерть. Его глаза всегда были скрыты под веками, бровями или ресницами. Он был сыном Чернобога и Марены, богини смерти. Служил воеводой в войске Чернобога, а в мирное время был тюремщиком в подземном царстве. У него в руках всегда был огненный бич, которым он наказывал грешников. Его веки поднимали с помощью вил его помощники. От его взгляда погибал любой человек. Он не мог выносить солнечный свет, из за этого и жил в подземелье. Помог Дыю, которого Велес сбросил в подземелье вернуться на землю. Затем заточил Велеса, но уступив просьбам Азовушки, отпустил его. Вий дал волшебное кольцо Дажьдбогу, что бы тот освободил Златогорку из заговоренного гроба. Чтобы продолжить род он родил слепых сыновей Горыню, Кащея, козлоногого Пана, которые пытались похитить Велеса, а после все таки похитил дочерей Небесной Коровы Земун - Бурёну и Дану. Вий усыпив дочерей, нарёк их своими детьми. Позже у Пана и Даны родились дети Врита и Валу, которых убил Индра, сын Дыя. В некоторых украинских легендах упоминается, что Вий жил в пещере, где не было света, его часто изображали покрытого шерстью. Он выглядел как украинский Касьян, Византийский Василиск, волынский чародей «шелудивый Буняка», осетинский великан-воюга и другие. Возможные соответствия имени Вий и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах-ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о Вие. Об этом свидетельствуют также и параллели образу Вия в кельтском эпосе, и обилие типологических параллелей в мифологических функциях глаза. В белорусских сказаниях распространен мотив с подниманием век, скорее всего это связано с названием ресниц по-украински «вiя». Ний (зап.-слав) в православии - св. Касьян - бог навьегоподземного мира и посмертный судья, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса: "KH.I. ... Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и происли у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест." Известность этому мифологическому существу принесла повесть Н. В. Гоголя «Вий». В былинах белорусского Полесья смерть представлялась в образе женщины с большими веками. В летописной легенде 16 века, где описывались последние дни Иуды, уточнялось, что разросшиеся веки совершенно лишили его зрения. Еще в одной украинской легенде о происхождении чая, говорится, что соблазнявший пустынника дьявол напускал на его веки заклинание, так что тот не мог век открыть, тогда пустынник оторвал их и закопал в землю. Из них вырос чай. Подобная легенда ходит и в Древнем Китае о происхождении чая из век Бодхидхармы. Мацей Стрыйковский в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет: "Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. " "И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома. - Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий. - И все сонмище кинулось подымать ему веки." Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его названые братья справляются с тремя чудо-юдами, затем раскрывают козни чудо-юдовых жен, но мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику. - На тебе - говорит, - нашего погубителя. Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать: - Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..." Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия. Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой, стоя на доске. Старый старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму, т.е. в самую глубь своего нижнего мира. В связи с этим не лишне упомянуть на то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич. На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара. Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение "пожать руку" подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу:" Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" . В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи. Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев - Ыссбаддадена и Балора. Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея(сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем - царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля. *Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет. *Касьян на народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет. *Касьян все косой косит... Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами. Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ - "случай, жребий" (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз - уражая нет, вверх - будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность. Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир - кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей - еще большая смерть - стагнация, смерть без возрождения. Почитание ежегодное Вия-Касьяна приходилось на 14-15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

В 2017 году к героям гоголевских произведений обратился Егор Баранов. В 2018 году режиссер предложит вниманию публики ленту под названием «Гоголь. Вий». Роль писателя в фильме сыграет .

Цитаты

Фразы из гоголевского «Вия» стали афоризмами.

«Подымите мне веки: не вижу!»

Эта знаменитая реплика Вия часто употребляется в анекдотах и в саркастических высказываниях. Любопытно, что Хома Брут представляется автором философом, а значит, человеком, для которого религия занимает не первостепенное место. При этом Брут знает молитвы и приглашен для отправления усопшей в последний путь. Мировоззрение философа сочетает в себе скептицизм и богобоязненность:

«Человек прийти сюда не может, а от мертвецов и выходцев из того света есть у меня молитвы такие, что как прочитаю, то они меня и пальцем не тронут. Ничего!».

Парень не на шутку боится происходящего, понимая, что остается один на один со страшной силой, против которой не может противостоять. Приятели Хомы уверены, что в смерти товарища виноваты не нечистые силы, а его собственный страх:

«А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет».

Вий — персонаж мифологии, который известен буквально всем. Вий стал одним из самых известных персонажей мифологии, в частности, украинской мифологии, после того, как Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) написал своё бессмертное произведение «Вий». Именно таким, каким его показал Гоголь, и представляют это существо, однако так ли на самом деле выглядит Вий и не является ли он плодом вымысла великого писателя?

Исследователи языческой культуры славян не находят в древних источниках упоминания имени «Вий». Однако упоминается бог, который схож по звучанию и по сущности. Речь идёт о боге подземного мира, имя которому — Ний (соответствие ). Ний, вероятнее всего, является родственным древнеславянским словам « » (мир мёртвых) и «навьи» (мертвецы). Исследователь Д. Молдавский выдвигает версию, что Гоголь в своём произведении задействовал позднейшие представления о Ние в народном фольклоре. Изменение имени Ний на Вий, вполне вероятно, произошло от особенности подземного бога, а именно — его длинных век или ресниц, которые закрывают смертельно-опасный взгляд. Здесь укр. вія — ресница и повіка — веко со временем в говоре жителей Украины заменили Ния на Вия.

Что касается этого персонажа, то мы должны быть благодарны Николаю Васильевичу Гоголю за то, что он оставил для нас необычайно ценные сведения, которые, если бы не его творчество, вполне возможно уже стёрлись бы из памяти народов. Наиболее интересным в данном персонаже, который, как мы уже выяснили, является сказочным прообразом бога подземного мира — Ния-Кощея, являются его смертельно-опасные глаза и длинные веки , которые приходиться открывать окружающим его существам или богатырям. Хоть в книге Гоголя взгляд Вия вовсе не убивал, а скорее снимал действие оберегов, судя по всему, в древности этому взгляду приписывались именно губительные способности.

В русских и белорусских сказках сохранились описания неких персонажей, связанных с нечистой силой, которые убивают взглядом, но веки их настолько огромные и настолько тяжелые, что их приходиться поднимать вилами. Такого персонажа мы можем наблюдать в сказке «Иван Быкович», где брови и ресницы поднимают вилами ведьминому мужу. В сказке «Бой на Калиновом мосту» мать змеев утащила главного героя в подземелье, где на железной кровати лежит её муж — старик в длинными ресницами и густыми бровями, которые закрывают ему глаза. Старик зовёт двенадцать могучих богатырей и приказывает: «Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей». Данная сказка, вероятнее всего, рассказывает о языческих богине и её муже Кощее. Таким образом, можно предположить, что способность убивать взглядом была присуща и Нию и нашему Кощею. Есть предположение, что именно из этого древнего представления, появилось суеверие, которое известно, как «сглаз» — от чёрного, косого или некрасивого глаза, злого взгляда, взгляда исподлобья и так далее всё гибнет и портится.

Доказательством того, что Вий (Ний) и Чернобог Кощей являются одним и тем же богом, а также того, что у обоих был смертельный взгляд и длинные веки (брови, ресницы), доказывает эпоха двоеверия. После крещения и на территории России, и на территории Украины образ этих богов перенёсся на одного христианского святого — святого Касьяна . Считается, что Касьян является злым, недоброжелательным, скупым, злопамятным, неприятным и опасным. День святого Касьяна отмечается 29 февраля в високосный год. Несмотря на то, что в христианской традиции Касьян (Иоанн Кассиан Римлянин) считается праведником, в славянской традиции ему приписали роль, которую в языческие времена исполнял Чернобог. По всей вероятности, это произошло от имени христианского святого, так как Касьян в русском и украинском языках слышится, как «косой», «укр: косий». Косой взгляд означал взгляд дурной, который может принести несчастья. Русские поговорки о святом Касьяне: «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет» и «Худ приплод на Касьянов год». Сохранились и поверья, что у Касьяна несоизмеримо большие веки, которые закрывают ему глаза, и если эти веки открыть, то всё, на что ни взглянет этот святой, прообразом которого является бог подземного мира мёртвых, тут же умирает.

«Поднимите мне веки!» отрывок из фильма 1967 года «Вий»:

«Mygenstar» — помощь автолюбителям от профессионалов своего дела. На сайте http://mygenstar.ua вы сможете узнать, как отремонтировать автокондиционер и многое другое. Качественный ремонт генераторов, стартеров и турбин.

Кто такой Вий?


В традиционной мифологии восточных славян Вий — убивающее взглядом существо из преисподней. Веки и ресницы Вия настолько тяжелы, что он не может их поднять без посторонней помощи (что, видимо, должно говорить о возрасте персонажа). Этимология самого слова предположительно происходит от «вия», «вейка» - на восточнославянских языках означает: «ресница».

Народный образ

Так кто же такой Вий, каково его происхождение, как персонажа фольклора? По мнению некоторых ученых, на образ Вия перешли некоторые черты другого языческого бога Велеса, более темные его стороны. Велес воспринимался у восточных славян как противопоставление Перуну (языческому божеству грозы, небес, войны). Перун обитал на небесах. Велес же связывался с подземным миром, умершими предками (недаром в народе после жатвы оставляли пучок колосков «Велесу на бородку», чтобы задобрить и обрести благосклонность прародителей).

Но Велес — это еще и достаток в доме, благосостояние семьи, он — покровитель скота. Вий же — воплощение только лишь негативных качеств. Кстати, названия и «Вий», и «Велес» — однокоренные и происходят от слов «волосы», «ресницы». А растения в древние времена в народе называли «волосьями Земли». Такие вот аналогии.

В сказках

В русских, белорусских, украинских народных преданиях Вий изображался как волосатый жилистый старик (в некоторых упоминались не волосы, а ветки), веки (брови или ресницы) которого обычно приходилось поднимать с посторонней помощью. В сказке «Иван Быкович», например, упоминается о ведьмином муже, который живет под землей и которому богатыри-помощники поднимают ресницы железными вилами. Образы железных вил, железного пальца, железного лица, очевидно, восходят к более древним временам, когда этот метал был труднодоступен и высоко ценился.

Если чудищу удавалось поднять веки и посмотреть на человека, тот сразу же умирал. Ученые в этой связи допускают родство Вия с народными поверьями о сглазе или дурном глазе (плохого взгляда все портится и начинает гибнуть). Возможно также некоторое соответствие черт существа другому персонажу сказок — Кощею Бессмертному.

Гоголевский Вий

В своей одноименной повести Гоголь раскрывает сей образ, как говорит писатель, - «создание простонародного воображения». В произведении существо приземисто, косолапо. Его руки и ноги подобны переплетенным корням. Вий обладает железным лицом и железным перстом, веками до земли. Он, скорее, не убивает взглядом, а снимает всякое действие оберегов против нечисти. В этом плане можно говорить и о литературной преемственности этого народного образа.

ВИЙ (он же — Вый, Ний) — Воевода , царь подземного мира, древнейший бог ураганов

ИМЯ: Слово «вии» означает «ресницы».

ВНЕШНИЙ ВИД: Вий - самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущий под землей. Раскорячистый, косолапый, руки и ноги, что корни дерева, весь в земле. Ходит тяжело, появляется лишь в тех случаях, когда другие представители нечистой силы не в состоянии справиться. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть исчезает с третьими петухами.

СТИХИИ. Вий относится к стихии

СПОСОБНОСТИ: Вий одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; его убийственный взгляд закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами.

ИЕРАРХИЯ: Вий считался одним из главных служителей (Черта). Образ Вия тесно связан с — в его ипостаси проводника душ мертвых и хранителя

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Его также полагали судьей над мертвыми. Вий считался также насылателем ночных кошмаров и видений; связан также с сезонной смертью природы во время зимы.

Вий, Худ.Орлова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В мирное время он тюремщик в . Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников.

Рассказывают также, что Вий вместе с участвовали в насылании на землю Всемирного потопа.

В ЛИТЕРАТУРЕ: - Вия! - голоса у путников стали, как струнки: пропадут, тут им живу не быть, - того самого Вия: Подымите мне веки, ничего не вижу! - Того самого о железном пальце. Нынче Вий на покое, - зевнул одной головой конь двуголовый, а другой головой облизнулся, - Вий отдыхает: он немало народу-людей погубил своим глазом, а от стран-городов только пепел лежит. Накопит Вии силы, примется снова за дело.

А. М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий.», Н.В.Гоголь «Вий»

В ЛИТЕРАТУРЕ: … Мгновенно дверь хижины растворяется, - и, при беспрерывном блеске молнии, я зрю юного витязя, в броне серебряной, опоясанного мечом грозным. Ни сам свирепый Ний не потряс бы толико робкого сердца моего своим появлением.

В.Т. НАРЕЖНЫЙ «Славянские вечера»

Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет.

Касьян на народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет. Касьян все косой косит…

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.

(137)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

 

 

Это интересно: