→ Еженедельная электронная газета Wikers Weekly. Потомки Федора Михайловича Достоевского. Достоевский михаил андреевич От чего умерла мать достоевского

Еженедельная электронная газета Wikers Weekly. Потомки Федора Михайловича Достоевского. Достоевский михаил андреевич От чего умерла мать достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в семье дворян. В 1837 г. умерла его мать, и он был отправлен отцом в Петербург, где поступил в Главное инженерное училище. В 1842 г. Достоевский окончил училище и был зачислен инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив посвятить себя литературе, подал в отставку.
В 1845 г. Достоевского, как равного, принимают в кружок Белинского. В 1846 г. выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», высоко оцененное другими членами кружка. Однако уже зимой 1847 г. писатель окончательно разошёлся с Белинским и начал посещать «пятницы» Петрашевского. На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов. Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Суд признал его виновным. 22 декабря на Семёновском плацу петрашевцам объявили приговор о смертной казни, но в последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. По пути на каторгу в Тобольске состоялось тайное свидание Достоевского и других заключенных с женами декабристов, которые благословили всех в новый путь и каждому подарили Евангелие. Это Евангелие, сопровождавшее писателя всюду, сыграло решающую роль в духовном перевороте, который произошёл с ним на каторге.
Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Целью творчества писателя стало в первую очередь миссионерство – проповедь христианства среди своих неверующих современников. Во время ссылки в 1857 г. Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, вдовой чиновника А.И. Исаева. В декабре 1859 г. он вместе с семьёй приехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая редакторскую работу с авторской. В сентябре 1860 года началось печатание «Записок из Мёртвого дома», в начале 1861 г. печатается роман «Униженные и оскорблённые». 15 апреля 1864 г. умерла от чахотки жена Достоевского, и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю.
Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха». В 1866 г. он написал сразу два романа – «Игрок» и «Преступление и наказание». В тот же год он женился на Анне Сниткиной, которая взяла в свои руки издание трудов мужа. У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в раннем детстве. В 1867–1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот».
Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 – «Бесы», 1873 – начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 – «Подросток», 1876 – «Кроткая», 1879–1880 – «Братья Карамазовы», итоговый роман писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества.
28 января 1881 г. Ф.М. Достоевский скончался. Похоронен писатель в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В 1834 Фёдора с братом Михаилом, после подготовительных занятий вне дома, отдают в пансион Чермака, пользовавшийся в свое время известностью в Москве. Братья поступили туда полными пансионерами и только на праздники приезжали домой. Незадолго перед тем отец Фёдора Михайловича приобрёл небольшое имение в Тульской губернии, где семья проводила лето и где началось первое знакомство мальчиков с крестьянским людом. Эти каникулы в деревне всегда производили на Достоевского самое отрадное впечатление, но не отрывали его от чтения, которое, с поступлением его в пансион Чермака, под влиянием уроков словесности, приняло более систематический характер. Пушкин на первом плане, затем Вальтер Скотт , Загоскин, Лажечников, Нарежный, Карамзин , Жуковский – читались и перечитывались постоянно.

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

К этому же времени относятся и ранние творческие попытки. «Бедные люди » писались Достоевским еще в училище по ночам. Влечение к литературе росло не по дням, а по часам, голова была полна самых разнообразных планов и литературных предприятий, которые, по мнению непрактичного в устройстве своих денежных дел Достоевского, должны были доставить ему славу, обеспеченное положение, гарантию от кредиторов и раздражающих мелочей жизни. Служба ему, как он пишет, «надоела как картофель», и осенью 1844 он вышел в отставку, рассчитывая «адски работать», но пока не имея ни копейки на штатское платье. Продолжая работать над «Бедными людьми» и переводить Жорж Санд, он писал брату: «я чрезвычайно доволен романом моим. Не нарадуюсь. С него-то я деньги наверное получу, а там»...

Весной 1845 роман, по указанию Д. В. Григоровича , был отдан Некрасову . Поэт был в восторге от произведения «нового Гоголя» и передал рукопись Белинскому . На критика она произвела весьма сильное впечатление. «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась, как дар – сказал он Фёдору Михайловичу. – Цените же ваш дар, и оставайтесь верны ей, и будете великим художником». Это был самый памятный момент всей юности Достоевского, о котором он с умилением вспоминал и на каторге. «Я вышел от него в упоении, – рассказывал позже писатель. – Я всем своим существом вспоминал, что в жизни моей произошел торжественный момент, перелом навеки»...

Федор Достоевский как зеркало русской души

В 1849 литературная деятельность неожиданно была прервана. 22 апреля 1849 Достоевский был арестован по делу Петрашевского , этому «заговору идей», о котором, по свидетельству барона Корфа, сама комиссия затруднялась судить: «ибо, если можно обнаруживать факты, то как же уличать в мыслях, когда они не осуществились еще никаким проявлением, никаким переходом в действие?». Тем не менее, Достоевскому было вменено в вину участие в собраниях у Петрашевского , где в одну из пятниц он читал письмо Белинского к Гоголю. Фёдор Михайлович был посажен в Петропавловскую крепость, а через 8 месяцев по выслушании смертного приговора и помилования, сослан в каторжные работы, откуда через 4 года отправлен рядовым в один из сибирских батальонов.

Как бы то ни было, Достоевский через 5 лет после ареста возвратился к литературе и оставался верен ей до самой смерти. Но обстоятельства были тяжелы и во вторую эпоху его жизни. В 1857 он женился на вдове и взял на себя воспитание её сына. Нужны были средства, а их не было; Достоевского поддерживала надежда на литературный талант, но некоторое время он томился неизвестностью, позволять ли ему печатать. «Если печатать не позволят еще год, я пропал, – пишет он по этому поводу. – Тогда лучше не жить»! Разрешение печатать было дано около 1858, и для Достоевского наступают новые терзания: он должен слишком много писать, постоянно торопиться, – не успев отделать одно произведение, приниматься за второе. (См. Достоевский в Семипалатинске .)

Пророчества Достоевского. Читает Людмила Сараскина

Около середины 1859 Достоевскому разрешено было выехать из Сибири, а затем, после нескольких месяцев пребывания в Твери , поселиться и в Петербурге. Здесь он нашел кружок близких людей, стал много работать и вскоре сделался фактическим редактором журнала «Время», основанного в 1861 его братом Михаилом. Журнальное дело кипело в его руках, и на третий год своего существования «Время» насчитывало четыре тысячи подписчиков – довольно крупную по тому времени цифру. Достоевский приободрился, но ненадолго. В апреле 1863 в журнале была помещена статья Страхова «Роковой вопрос», вызванная польским восстанием . По какому-то странному недоразумению, эта статья, проводившая мысль, что «следует бороться с поляками не одними вещественными, но и духовными орудиями», показалась неблагонамеренной, и «Время» было запрещено.

Запрет журнала тяжело отозвался на братьях Достоевских. Для Фёдора Михайловича начались прежние мытарства – хлопоты о займах, запродажа не начатой еще работы. Жена медленно умирала, сам он хворал, а приходилось писать, писать к сроку, вымучивая каждую страницу. «Положение мое, – писал он 5 апреля 1864, – до того тяжелое, что никогда не бывал я в таком». Жена вскоре умерла. Через восемь месяцев после прекращения «Времени» Михаилу Михайловичу Достоевскому разрешено было издавать новый журнал, под названием «Эпоха» (прежде предполагавшиеся заглавия «Правда» и «Дело» признаны были неудобными). Но подписка пошла вяло, и журнал едва дотянулся до февраля 1865, введя Фёдора Михайловича, за смертью брата, в значительные хлопоты и долги.

В том же году Достоевский создает одно из капитальнейших своих произведений. – «Преступление и наказание », которое сразу заняло одно из виднейших мест в русской литературе. Через 2 года он вступил во второй брак, доставивший ему семейное счастье, но вслед за тем, теснимый кредиторами, которые грозили посадить его в долговую тюрьму, Достоевский уехал за границу, где провёл четыре года тягостных скитаний, оканчившихся только в конце 1871 возвращением в Петербург. «Преступление и наказание» появилось в 1868 в «Русском Вестнике»; там же были напечатаны «Идиот » и «Бесы ». Как ему жилось в эти годы за границей, видно из его писем. «Неужели он (издатель «Зари») не мог сообразить после двух моих писем, что у меня ни копейки нет денег, буквально ни копейки! Если бы он только знал, как я достал два талера, чтобы ему телеграфировать. Разве я могу писать в эту минуту?»... «Я опять в такой нужде, что хоть повеситься», – пишет он в другом письме. Раздражительность и мнительность чередуются в его письмах; его мучит неуважение к его письмам редакторов и издателей, ему кажется, что полиция вскрывает его письма, что ей приказано ждать его на границе, чтобы строжайше обыскать.

С возвращением в Россию начинается для Достоевского самый спокойный период жизни; материальные дела значительно улучшаются, так как и издания сочинений, и продажа отдельных произведений идут чем далее, тем успешнее: последняя запродажа была сделана 1878 в редакции «Русского Вестника», и с тех пор явилась возможность не только жить без долгов, но и подумать об обеспечении детей. С 1873 публицистическая жилка снова заговорила в Достоевском: в этом году он по предложению кн. В. П. Мещерского с чрезвычайною заботливостью редактировал журнал «Гражданин», но затем, по неизвестным причинам, отказался. С 1876 стал выходить его «Дневник писателя», под предварительной цензурой (по неимению залога для бесцензурных изданий), начатый три года назад в «Гражданине». Он представлял собой ряд статей, где автор касался самых разных общественных и литературных вопросов. В течение двух лет издания «Дневник» имел большой успех у публики, затрагивая живым, горячим тоном важнейшие стороны русской жизни. Он обнаружил значительный поворот в миросозерцании Достоевского. В начале 1860-х годов писатель ещё высказывал уважение к Белинскому, который когда-то принял участие в молодом авторе. Теперь, в лице Белинского, пред Достоевским «было самое смрадное, тупое и позорное явление русской жизни», немощное и бессильное «талантишком», человек постоянно витавший в оторванных от жизни мечтах. Будущей настольной книгой всех русских Достоевский называл теперь «Россию и Европу » Н. Данилевского – и пророчествовал о грядущем взятии русскими Константинополя.

К 1880 относятся два крупных события жизни Достоевского: его страстная речь на Пушкинском празднике в Москве , вызвавшая восторг у публики и разошедшаяся в тысячах экземпляров – и появление «Братьев Карамазовых ». Литературная слава Достоевского достигла своего апогея. Пушкинский праздник, выдвинувший его на первое место среди тогдашних литераторов, скрасил закат его жизни, но дни Фёдора Михайловича были уже сочтены. В конце января следующего года его не стало. Могила Достоевского находится в Александро-Невской Лавре.

Ф едор Достоевский с детства мечтал стать писателем. Первый же его роман «Бедные люди» высоко оценили Николай Некрасов и Виссарион Белинский, а четыре поздних произведения вошли в список «100 лучших книг всех времен».

Мечтали мы только о поэзии и поэтах

Детство Федора Достоевского, его братьев и сестер прошло в Москве. Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных. Мать - Мария Нечаева - происходила из среды московского купечества. Дети придерживались домашнего порядка, установленного отцом. В семье часто устраивали вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. Летом семья выезжала в небольшое поместье в селе Даровом Тульской губернии. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни.

Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование. Отец сам преподавал им латынь, приходящие учителя - математику, французский язык и русскую словесность. После смерти матери в 1837 году Федора Достоевского и его старшего брата Михаила отправили учиться в Петербург - в Инженерное училище. Но Достоевский об этом времени вспоминал так: «Мечтали мы только о поэзии и о поэтах».

«Вечером же мы не только не имеем свободного времени, но даже и минутки, чтобы следить хорошенько на досуге днем слышанное в классах. Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья, в которых никто не смеет не участвовать. Наконец, ставят в караул, и в этом проходит все время».

Федор Достоевский

Федор Достоевский окончил училище в 1843 году. Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.

Федор Достоевский в детстве

Любовь Достоевская, вторая дочь писателя

Мария Дмитриевна Достоевская, первая жена писателя

«Новый Гоголь»

В эти годы Федор Достоевский был увлечен европейской литературой разных периодов: он читал Гомера и Пьера Корнеля, Жана Батиста Расина и Оноре де Бальзака, Виктора Гюго и Уильяма Шекспира. Также он читал стихотворения Гавриила Державина и Михаила Лермонтова , произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина. С детских лет одним из любимых русских поэтов Федора Достоевского был Александр Пушкин . Многие его стихотворения молодой писатель знал наизусть.

«Брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать - Мария Федоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

Андрей Достоевский, брат писателя

В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Произведение восторженно приняли законодатели литературной моды тех лет - Николай Некрасов и Виссарион Белинский. Некрасов назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал роман в своем альманахе «Петербургский сборник».

«Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому… Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит».

Виссарион Белинский

Отрывки своего следующего произведения - повести «Двойник» - Федор Достоевский зачитывал на собраниях кружка Белинского. Однако когда вышел полный текст, публика была разочарована. Достоевский писал брату: «Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» . Позже он переработал повесть. Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги - все, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника».

В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после - на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.

Николай Алексеевич Некрасов, 1865

Виссарион Григорьевич Белинский

Достоевская Анна Григорьевна (жена писателя)

Александр Сергеевич Пушкин

«Великое пятикнижие»

Впечатления от жизни в Омском остроге Федор Достоевский выразил в «Записках из Мертвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. Иван Тургенев сравнивал произведение с «Адом» Данте, Александр Герцен - с фреской «Страшный суд» работы Микеланджело. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой - Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности.

В 1860-е годы Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Журналы пропагандируют «почвенничество» - специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов.

В это время писатель часто бывал за границей: в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок».

В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

В феврале 1881 года Федор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Похоронная процессия растянулась больше чем на километр. Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Как известно, у автора "Братьев Карамазовых" было четверо детей, двое из которых - Соня и Алеша - умерли в младенчестве. Дочь Люба была бездетной, поэтому все живущие ныне наследники - это потомки по линии сына Федора. У Федора Федоровича Достоевского было двое сыновей, один из которых - тоже Федор - ушел из жизни совсем молодым, умер от голода уже в 20-х годах. До недавнего времени наследников великого писателя по прямой линии было пятеро: правнук Дмитрий Андреевич, его сын Алексей и три внучки - Анна, Вера и Мария. Все они живут в Санкт-Петербурге.

Сын Достоевского, Федор стал специалистом по коневодству и достиг в нем таких же головокружительных высот, как и его отец на поприще литературы

Российские исследователи творчества и жизни Достоевского переживали, что фамилия великого писателя может со временем исчезнуть. Поэтому, когда в Петербурге в семье единственного праправнука писателя родился долгожданный наследник, это рассматривалось как событие огромного значения. Тем более, что назвали мальчика Федором. Любопытно, что первоначально родители намеревались назвать мальчика Иваном. И это тоже было бы символично - у деда, отца и сына были бы имена, как у главных героев романа "Братья Карамазовы". Однако все решило провидение. Мальчик родился 5 сентября, а по святцам на это время выпадает имя Федор.

Жена писателя, Анна Григорьевна, дожила до 1918 года. В апреле 1917-го она решила уехать в свое небольшое имение около Адлера, чтобы подождать, пока улягутся беспорядки. Но революционная буря докатилась и до черноморского побережья. Дезертировавший с фронта бывший садовник в имении Достоевской заявил, что подлинным хозяином имения должен быть он - пролетарий. Анна Григорьевна бежала в Ялту. В ялтинском аду 1918 года, когда город переходил из рук в руки, она провела последние месяцы своей жизни и умерла от голода в полном одиночестве и страшных мучениях в ялтинском отеле. Там было даже некому ее похоронить, пока спустя полгода из Москвы приехал сын Федор Федорович Достоевский. Он каким-то чудом в разгар Гражданской войны пробрался в Крым, но мать свою в живых уже не застал. Она просила в завещании, чтобы ее похоронили в могиле мужа, но шла гражданская война, и сделать это было невозможно, похоронили ее в крипте Аутской церкви. В 1928 году храм взорвали, и ее внук Андрей узнает из письма, что «ее косточки валяются на земле». Он едет в Ялту и в присутствии милиционера перезахоранивает их в углу кладбища. Только в 1968 году ему удается с помощью Союза писателей похоронить прах Анны Григорьевны в могиле мужа.

По воспоминаниям внука писателя, Андрея Федоровича Достоевского, когда Федор Федорович вывозил из Крыма в Москву архив Достоевского, оставшийся после смерти Анны Григорьевны, его едва не расстреляли чекисты по подозрению в спекуляции - сочли, что перевозит в корзинах контрабанду.

Анна Сниткина с дочерью Любовью и сыном Федором

Сын Достоевского, Федор (1871-1921), окончил два факультета Дерптского университета - юридический и естественный, стал специалистом по коневодству, известным коннозаводчиком, страстно отдавался любимому делу и достиг в нем таких же головокружительных высот, как и его отец на поприще литературы. Был самолюбив и тщеславен, стремился везде быть первым. Пытался проявить себя и на литературном поприще, но разочаровался в своих способностях. Жил он и умер в Симферополе. Похоронили его на деньги Исторического музея на Ваганьковском кладбище. «Я пытался найти его могилу в восьмидесятые годы по описаниям, но выяснилось, что ее срыли еще в тридцатые», - говорит правнук писателя.

Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка (1868-1926), по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива. Она не помогала матери увековечивать славу Достоевского, создавая свой образ как дочери знаменитого писателя, впоследствии вообще разъехалась с Анной Григорьевной». В 1913 году после очередного выезда за границу на лечение она осталась там навсегда (за границей она стала «Эммой»). «Считала, что может стать писательницей, писала рассказы и романы, но ее никто не читал…» Написала неудачную книгу «Достоевский в воспоминаниях своей дочери». Личная жизнь ее не сложилась. Умерла она в 1926 году от лейкоза в итальянском городе Больцано. Похоронили ее торжественно, но по католическому обряду за неимением православного священника. Когда старое кладбище в Больцано закрыли, то прах Любови Достоевской перенесли на новое и поставили над могилой огромную порфировую вазу, деньги на нее собрали итальянцы. Как-то я встретил актера Олега Борисова, и, узнав, что он едет в те края, попросил его посыпать ее могилу землей из Оптиной Пустыни, которую я взял там у домика Достоевского».

Племянник писателя, Андрей Андреевич Достоевский(1863-1933), сын его младшего брата, был удивительно скромным и преданным памяти Федора Михайловича человеком. По примеру своего отца он стал историографом рода. Андрею Андреевичу было 66 лет, когда его отправили на Беломорканал…Через полгода после освобождения он умер.

Дмитрий Андреевич Достоевский.

Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка, по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива»

Сам правнук Достоевского, Дмитрий Андреевич, 1945 года рождения, живет в Санкт-Петербурге. По специальности он водитель трамвая, всю жизнь проработал на маршруте №34. В одном из своих интервью он говорит: «В молодости скрывал, что я единственный прямой потомок Достоевского по мужской линии. Сейчас говорю об этом с гордостью». Внук Андрей Федорович Достоевский, инженер, фронтовик, создатель музея Ф.М.Достоевского в Ленинграде. Вот что рассказывает о нем его сын.

«Над ним довлело известное высказывание Ленина об «архискверном Достоевском». Когда Достоевского скинули с «корабля современности» на первом Съезде советских писателей, отец воскликнул: «Ну вот, я уже не внук русского классика!» Он родился в Симферополе. После гимназии, уже в советское время, поступил в Новочеркасский политехнический институт. Его тянуло ко всяким железякам, я знаю, что он чуть ли не первым на юге увлекся радио. Но из института его исключили, по его словам, за отказ снять студенческую фуражку. Тогда боролись с какой-либо классовой принадлежностью. На самом деле причина была другая, мне удалось выяснить ее в архивах ФСБ. Он бывал в доме профессора, которого позже арестовали.


Алексей Дмитриевич Достоевский

Андрей Федорович Достоевский

После исключения он едет в Ленинград к своему дяде Андрею Андреевичу.

Тут он заканчивает Политехнический институт и становится специалистом по лесообработке. Дядя вскоре был арестован по «Академическому делу». Это дело придумали сами чекисты. Было арестовано семь академиков и к ним присовокуплено еще 128 человек, сорок из которых сотрудники Пушкинского дома, где работал и Андрей Андреевич.

Ему дали пять лет тюрьмы, и отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала. Ему было 64 года, и, может быть, повлиял возраст, может заступничество Луначарского, но его отпустили. Он умер через два года, успев выпустить книгу воспоминаний своего отца. Достоеведы ценят эту книгу, в ней описаны детские годы Федора Михайловича, а это очень важно в понимании человека.

Вскоре после его смерти моего отца снова арестовывают, опять инкриминировали «контрреволюционные» разговоры у профессора из Новочеркасска. Его месяц продержали в Большом доме и выпустили за недостаточностью улик. Мама говорила, что с тех пор он очень боялся…»

Надо сказать, что и внук, и правнук Федора Михайловича Достоевского сделали для открытия музея писателя в Петербурге. Наша семья отдала музею мебель, которая принадлежала племяннику писателя Андрею. Надо сказать, что горожане очень активно ответили на призыв музея подарить мебель той эпохи. Но! Послушаем правнука Ф. М, Достоевского: «Музей открылся в 1971 году, после смерти отца я стал принимать участие в его работе. Прошло уже много лет и, конечно, многое изменилось в музее. Не все, что изменилось, я поддерживаю. Сошла на нет научная работа музея, он стал обычным собранием экспонатов. Изменилась и сама экспозиция, последнее изменение меня расстроило. Мемориальная часть, сама квартира писателя, так и не приобрела духа той семьи, которая в ней жила, а ведь это было, по словам самого писателя, самое счастливое время его жизни.»


И снова Федор Достоевский - продолжатель великой фамилии.

Достоевский Фёдор Михайлович

Имя при рождении:

Фёдор Михайлович Достоевский

Псевдонимы:

Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; -ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф. Д.; N.N.

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Российская империя

Род деятельности:

Gрозаик, переводчик, философ

Годы творчества:

Направление:

Язык произведений:

Биография

Происхождение

Расцвет творчества

Семья и окружение

Поэтика Достоевского

Политические взгляды

Библиография

Произведения

Повести и рассказы

Дневник писателя

Стихотворения

Отечественные исследования

Зарубежные исследования

Английский язык

Немецкий язык

Памятники

Мемориальные доски

В филателии

Достоевский в культуре

Фильмы о Достоевском

Текущие события

Фёдор Михайлович Достоевский (дореф. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій ; 30 октября 1821, Москва,Российская империя - 28 января 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Биография

Происхождение

По линии отца, Достоевские - одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт своё начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя Серпуховского и Боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Пинск, находящийся в то время в составе Великого княжества Литовского. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал сёла Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Достоева в Пинском повете. Отсюда и «Достоевские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана - польского дворянского герба, основным элементом которого была Золотоордынская тамга (тавро, печать). Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток. «Мой дед Михаил, - сообщает Любовь Достоевская, - обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его».

Мать, Мария Федоровна Нечаева (1800-1837), дочь купца III гильдии Федора Тимофеевича Нечаева (1769-1832), происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии, родилась в московской разночинной семье, где были купцы, сидельцы в лавках, лекари, универсанты, профессора, художники, духовные особы. Её дед по матери, Михаил Федорович Котельницкий (1721-1798), родился в семье священника Фёдора Андреева, окончил Славяно-греко-латинскую академию и заступил после смерти отца на его место, став священником церкви Николая Чудотворца в Котельниках.

Юность писателя

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1839 году его отец был убит, возможно, это сделали его крепостные крестьяне. Достоевский участвовал в работе кружка Белинского. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» натолкнулась на непонимание.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

Каторга и ссылка

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни,Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Здесь же у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Сразу после венчания они отправились в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского произошёл эпилептический припадок, и они на четыре дня остановились в Барнауле. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

После ссылки

30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение социалистических иллюзий юности, сформировал критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватило бы физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогла ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать шесть дней был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.

Расцвет творчества

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными:1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая».

В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы) - через два дня писатель скончался.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Семья и окружение

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 - около 1819) служил грекокатолическим, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной - протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).

Отец, Михаил Андреевич (1787-1839), с 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1819 переведён ординатором в Московский военный госпиталь, 7 мая перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году - и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1839 году был убит собственными крепостными:

Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним…

- Из воспоминаний А. М. Достоевского

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800-1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 - умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»)

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом«Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате.

Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822-1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844-1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей» , однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Вторая жена - Анна Сниткина, из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет. В это время (конец 1866 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях. Роман «Игрок» был сочинён Достоевским и продиктован Сниткиной, работавшей стенографисткой, за 26 дней и сдан в срок. Все финансовые дела семьи Анна Достоевская взяла в свои руки.

КПотомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.

Поэтика Достоевского

Как показал О. М. Ноговицын в своей работе, Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии - его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин.

Политические взгляды

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения - славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея - «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались: бывший участник кружка христианских социалистов-утопистов, он превратился в религиозного консерватора, а в период своего третьего пребывания за границей окончательно стал убеждённым монархистом.

Достоевский и «еврейский вопрос»

Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».

26 февраля 1878 г. в письме Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, который жаловался писателю, «что русские крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же пресса; жиды… для Черниговской губ.… ужаснее, чем турки для болгар…», Достоевский отвечал:

Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея», посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Своё ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», - а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени.

Оценки творчества и личности Достоевского

Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на Родине, так и за рубежом.

В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.

А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.

В. С. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

Неоднозначно оценивают личность Достоевского некоторые либеральные и демократические деятели, в частности лидер либеральных народников Н. К. Михайловский, Максим Горький.

В то же время на Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается.

Библиография

Произведения

Романы

  • 1846 - Бедные люди
  • 1861 - Униженные и оскорблённые
  • 1866 - Преступление и наказание
  • 1866 - Игрок
  • 1868-1869 - Идиот
  • 1871-1872 - Бесы
  • 1875 - Подросток
  • 1879-1880 - Братья Карамазовы

Повести и рассказы

Публицистика и критика, очерки

  • 1847 - Петербургская летопись
  • 1861 - Рассказы Н.В. Успенского
  • 1862 - Зимние заметки о летних впечатлениях
  • 1880 - Приговор
  • 1880 - Пушкин

Дневник писателя

  • 1873 - Дневник писателя. 1873 год.
  • 1876 - Дневник писателя. 1876 год.
  • 1877 - Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
  • 1877 - Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
  • 1880 - Дневник писателя. 1880 год.
  • 1881 - Дневник писателя. 1881 год.

Стихотворения

  • 1854 - На европейские события в 1854 году
  • 1855 - На первое июля 1855 года
  • 1856 - На коронацию и заключение мира
  • 1864 - Эпиграмма на баварского полковника
  • 1864-1873 - Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
  • 1873-1874 - Описывать все сплошь одних попов
  • 1876-1877 - Крах конторы Баймакова
  • 1876 - Дорого стоят детишки
  • 1879 - Не разбойничай, Федул

Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.

Основная литература о Достоевском

Отечественные исследования

  • Баршт К.А. Рисунки в рукописях Ф.М.Достоевского. СПб., 1996. 319 с.
  • Богданов Н., Роговой А. Родословие Достоевских: в поисках утерянных звеньев. М., 2010.
  • Белинский В. Г.

Вступительная статья // Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.

  • Добролюбов Н. А. Забитые люди // Современник. 1861. № 9. отд. II.
  • Писарев Д. И. Борьба за существование // Дело. 1868. № 8.
  • Леонтьев К. Н. О всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // Варшавский дневник. 1880. 29 июля (№ 162). С. 3-4; 7 августа (№ 169). С. 3-4; 12 августа (№ 173). С. 3-4.
  • Михайловский Н. К. Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10.
  • Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского: (1881-1883). М., 1884. 55 с.
  • Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Русский вестник. 1891. Т. 212, январь. С. 233-274; Февраль. С. 226-274; Т. 213, март. С. 215-253; Апрель. С. 251-274. Отд изд.: СПб.: Николаев, 1894. 244 с.
  • Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Христос и антихрист в русской литературе. Т. 1. Жизнь и творчество. СПб.: Мир искусства, 1901. 366 с. Т. 2. Религия Л. Толстого и Достоевского. СПб.: Мир искусства, 1902. LV, 530 с.
  • Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1906.
  • Иванов Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия // Русская мысль. 1911. Кн. 5. С. 46-61; Кн. 6. С. 1-17.
  • Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского. М., 1912. (переизд. в кн.: Гоголь, Достоевский. Исследования. М., 1982)
  • Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии). Пг.: ОПОЯЗ, 1921.
  • Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. 238 с.
  • Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевских 1506-1933. М., 1933.
  • Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Л.; М.: Мысль, 1924. Сб. 2. С. 71-109.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания . М.: Художественная литература, 1981.
  • Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ.ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. С. 70-88.
  • Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: YMCA-Press, 1947. 564 с.
  • Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 406 с.
  • Достоевский в русской критике. Сбокник статей. М., 1956. (вступ. ст. и прим. А. А. Белкина)
  • Лесков Н. С. О куфельном мужике и пр. - Собр. соч., т. 11, М., 1958. С. 146-156;
  • Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 543 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 24 (357)).
  • Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с. 2-е изд., перераб. и доп.: Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
  • Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964. Т. 1. Т. 2.
  • Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
  • Мейер Г. А. Свет в ночи: (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения. Frankfurt/Main: Посев, 1967. 515 с.
  • Ф. М. Достоевский: Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нём: 1917-1965. М.: Книга, 1968. 407 с.
  • Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М.: Советский писатель, 1970. 448 с.
  • Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского: Учебное пособие. - Петрозаводск. 1978.
  • Захаров В. Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. - Л., 1985.
  • Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 193-258.
  • Достоевский: Материалы и исследования / АН СССР. ИРЛИ. Л.: Наука, 1974-2007. Вып. 1-18 (продолжающееся издание).
  • Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.
  • Селезнёв Ю. И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 543 с., ил. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 16 (621)).
  • Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. М.: Советский писатель, 1986.
  • Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. 488 с.
  • Аллен Л. Достоевский и Бог / Пер. с фр. Е. Воробьевой. СПб.: Филиал журнала «Юность»; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 160 с.
  • Гуардини Р. Человек и вера / Пер. с нем. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. 332 с.
  • Касаткина Т. А. Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 335 с.
  • Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Пер. с нем. И. С. Андреевой; Под ред. А. В. Гулыги. М.: Республика, 1996. 448 с.
  • Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997.
  • Дунаев М. М. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) // Дунаев М. М. Православие и русская литература: [В 6 ч.]. М.: Христианская литература, 1997. С. 284-560.
  • Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского / Авториз. пер. с япон. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 332 с.
  • Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. 190 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. 560 с.
  • Касаткина Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон»: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
  • Яковлев Л. Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя). - Харьков: Каравелла, 2006. - 244 с. ISBN 966-586-142-5
  • Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2007. 640 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. 835 с.
  • Богданов Н., Роговой А. Родословие Достоевских. В поисках утерянных звеньев., М., 2008.
  • Джон Максвелл Кутзее . «Осень в Петербурге» (так называется это произведение в русском переводе, в оригинале роман озаглавлен «Мастер из Петербурга»). М.: Эксмо, 2010.
  • Открытость бездне. Встречи с Достоевским Литературоведческая, философская и историографическая работа культуролога Григория Померанца.
  • Шулятиков В. М. Ф. М. Достоевский (По поводу двадцатилетия со дня его смерти) «Курьер», 1901 г., NoNo 22, 36.
  • Шулятиков В. М. Назад к Достоевскому"Курьер", 1903, No 287.

Зарубежные исследования

Английский язык
  • Jones M.V. Dostoevsky. The novel of discord. L., 1976.
  • Holquist M. Dostoievvsky and the novel. Princeton (N. Jersey), 1977.
  • Hingley R. Dostoyevsky. His life and work. L., 1978.
  • Kabat G.C. Ideology and imagination. The image of society in Dostoevsky. N.Y., 1978.
  • Jackson R.L. The art of Dostoevsky. Princeton (N. Jersey), 1981.
  • Dostoevsky Studies. Journal of the International Dostoievsky Society. v. 1 -, Klagenfurt-kuoxville, 1980-.
Немецкий язык
  • Zweig S. Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewskij. Lpz., 1921.
  • Natorp P.G: F. Dosktojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis. Jena, 1923.
  • Kaus O. Dostojewski und sein Schicksal. B., 1923.
  • Nötzel K. Das Leben Dostojewskis, Lpz., 1925
  • Meier-Cräfe J. Dostojewski als Dichter. B., 1926.
  • Schultze B. Der Dialog in F.M. Dostoevskijs «Idiot». München, 1974.

Память

Памятники

Мемориальная доска писателю есть на доме и во Флоренции (Италия), где он закончил роман «Идиот» в 1868.

«Зона Достоевского» - так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф. М. Достоевского. Он жил здесь: Казначейская улица, дома № 1 и № 7 (установлена памятная доска), № 9. Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачивается действие целого ряда произведений писателя («Идиот», «Преступление и наказание» и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей - Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других. На Гражданской улице (бывшей Мещанской) в доме № 19/5 (угол Столярного переулка), согласно разысканиям краеведов, «жил» Родион Раскольников. Здание значится во многих путеводителях по Санкт-Петербургу как «Дом Раскольникова» и отмечено памятным знаком литературному герою. «Зона Достоевского» создана в 1980-1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок памятные места, здесь расположенные, которые связаны с именем писателя.

В филателии

Достоевский в культуре

  • С именем Ф. М. Достоевского связано возникшее на рубеже 19-20 веков понятие достоевщина , имеющее два значения: а) психологический анализ в манере Достоевского, б) «душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания», присущие героям произведений писателя.
  • Именем Достоевского назван один из 16 типов личности в соционике - оригинальной психологической и социальной типологии, развивающейся в СССР и России с 1980-х гг. Имя классика литературы получил социотип «этико-интуитивный интроверт» (сокращённо ЭИИ; другое название - «Гуманист»). Социоником Е. С. Филатовой предложен обобщённый графический портрет ЭИИ, в котором угадываются, среди прочих, черты и Фёдора Достоевского.

Фильмы о Достоевском

  • Мёртвый дом (1932) В роли Достоевского Николай Хмелев
  • «Достоевский». Документальный фильм . ЦСДФ (РЦСДФ). 27 минут. - документальный фильм Самуила Бубрика и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти.
  • Писатель и его город: Достоевский и Петербург - фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)
  • Двадцать шесть дней из жизни Достоевского - художественный фильм Александра Зархи (СССР, 1980). В главной ролиАнатолий Солоницын
  • Достоевский и Питер Устинов - из документального фильма «Россия» (Канада, 1986)
  • Возвращение пророка - документальный фильм В. Е. Рыжко (Россия, 1994)
  • Жизнь и смерть Достоевского - документальный фильм (12 серий) Александра Клюшкина (Россия, 2004).
  • Демоны Санкт-Петербурга - художественный фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008). В роли - Мики Манойлович.
  • Три женщины Достоевского - фильм Евгения Ташкова (Россия, 2010). В роли Андрей Ташков
  • Достоевский - сериал Владимира Хотиненко (Россия, 2011). В главной роли Евгений Миронов.

Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» (Александр Филиппенко), «Чокан Валиханов» (Юрий Орлов), 1985 и сериале «Господа присяжные» (Олег Власов), 2005.

Другое

  • В Омске в честь Достоевского названа улица, библиотека, Омский государственный литературный музей, Омский государственный университет, установлено 2 памятника и др.
  • В Томске в честь Достоевского названа улица.
  • Улица и станция метро в Санкт-Петербурге.
  • Улица, переулок и станция метро в Москве.
  • В Старой Руссе Новгородской области - Набережная Достоевского на р.Порусья
  • Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского (Великий Новгород).
  • Самолет Boeing 767 VP-BAX авиакомпании Аэрофлот назван в честь Фёдора Достоевского.
  • В честь Достоевского назван кратер ударного происхождения на Меркурии.
  • В честь Ф. М. Достоевского сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3453 Dostoevsky, открытая 27 сентября 1981 г.

Текущие события

  • 10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы народного художника России Александра Рукавишникова.
  • В честь Достоевского назван кратер на Меркурии.
  • 12 ноября 2001 года в Омске ко дню 180-летия рождения писателя, открыт памятник Ф. М. Достоевскому.
  • С 1997 года музыкальный критик и радиоведущий Артемий Троицкий ведёт авторскую радиопередачу под названием «FM Достоевский».
  • Писателем Борисом Акуниным было написано произведение «Ф. М.», посвящённое Достоевскому.
  • Лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее написал в 1994 году роман о Достоевском «Осень в Петербурге» (англ. The Master of Petersburg ; 1994, рус. перевод 1999)
  • В 2010 году режиссёр Владимир Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 году к 190-летию со дня рождения Достоевского.
  • 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезнёвскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
  • 29 октября 2010 года открыт памятник Достоевскому в Тобольске.
  • В октябре 2011 г. в Университете Малайя (Куала-Лумпур) прошли дни, посвящённые 190-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

 

 

Это интересно: