→ Как появилось имя в древние времена. История русских имен. История появления русских имен

Как появилось имя в древние времена. История русских имен. История появления русских имен

1. В каком году и каком состязании появилось имя первого победителя Олимпийских игр

Короибос (Кореб)?

а) в 786 г. до н.э. в борьбе; в) в 776 г. до н.э. в метании диска;

б) в 776 г. до н.э. в беге; г) в 778 г. до н.э. в беге.

2. Назовите Римского императора, который в 394 году н.э. запретил проведение античных

Олимпийских игр?

а) Феодосий I; в) Нерон;

б) Феодосий II; г) Юлиан.

3. При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет…

а) 10-30% в) 60-70%

б) 20-50% г) 85-95%

4. В каком году был создан Международный Олимпийский Комитет?

а) 1898г. в) 1923г.

б) 1911г. г) 1894г.

5. В 1894г. на Парижском конгрессе в состав МОК, состоявший всего из 13 членов, был избран

первый россиянин. Кто он?

а) А.Д.Бутовский в) В.Г.Смирнов

б) Н.Н.Романов г) С.П.Павлов

6. Впервые на Олимпийских играх в Мехико – появился талисман. А под каким талисманом и

какие игры проходили в Москве?

а) XIX – ягуар; в) XXIV – тигренок;

б) XXII – медвежонок; г) XXIII – орленок.

7. Гигиена – это…

а) Область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

б) Свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

в) Область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) Все выше перечисленное.

8. Для совершенствования координационной выносливости используют следующий метод…

а) Интервальный; в) Переменный;

б) Повторно-прогрессирующий; г) Игровой.

9. Подводящие упражнения применяются…

а) Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

б) Если обучающийся недостаточно физически развит;

в) Если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г) Если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

10. Выберите правильное определение к термину «физическое упражнение»?

а) Это двигательное действие, используемое для физического совершенствования

человека;

б) Это двигательное действие, дозируемое по величине нагрузки и продолжительности

выполнения;

в) Это форма двигательных действий;

г) Это движения, выполняемые на уроке физической культуры.

11. Под понятием «спорт» принято называть:

а) Исторически сложившуюся деятельность человека, направленную на физическое

совершенствование и достижение высоких результатов при участии в соревнованиях;

б) Исторически сложившуюся систему организации и управления процессом физического

воспитания;

в) Целенаправленный педагогический процесс в ходе которого осуществляется прикладная

направленность физического воспитания;

г) Наивысший уровень физического развития и физической подготовленности человека.

12. Максимальное напряжение мышц достигается при работе мышц в…

а) Уступающем режиме; в) Удерживающем режиме;

б) Преодолевающем режиме; г) Статическом режиме.

13. Лучшие условия для развития взрывной силы мышц ног создаются во время…

а) Челночного бега; в) Подвижных игр;

б) Прыжков в глубину; г) Приседаний со штангой.

14. При проведении закаливающих процедур нужно придерживаться основным принципам

закаливания. Определите какие?

1. Принцип систематичности;

2. Принцип разнообразности; Варианты ответов: а) 2,4,5

3. Принцип постепенности; б) 1,3,5

4. Принцип активности; в) 1,2,4

5. Принцип индивидуальности. г) 3,4,5

15. При выполнении физических упражнений нагрузка регулируется:

а) Сочетанием объема и интенсивности при выполнении двигательных действий;

б) Частотой сердечных сокращений;

в) Степенью преодолеваемых трудностей;

г) Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

16. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности объединяется в

а) Биологическая активность; в) Двигательная активность;

б) Оптимальная активность; г) Физиологическая активность.

17. Укажите 3 принципа самостоятельного освоения двигательных действий в физической

культуре?

1. От низкого к высокому 4. От ближнего к дальнему

2. От известного к неизвестному 5. От субъективного к объективному

3. От простого к сложному 6. От освоенного к неосвоенному

Варианты ответов: а) 1,3,4

18. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за

счет…..».

а) Внутреннее сопротивление; мышечного напряжения;

б) Внешнее сопротивление; мышечного усилия;

в) Физические упражнения; внутреннего потенциала;

г) Физическую нагрузку; мышечного напряжения.

19. Минимальный расход энергии на мышечную деятельность должен ежедневно составлять не

а) 1000-1300 ккал; в) 1300-1500 ккал;

б) 800-1100 ккал; г) 1400-1600 ккал.

20. Недостаток мышечной активности современного человека называют:

а) Гипокинезией; в) Гипоксией;

б) Атрофия; г) Гипертрофия.

21. Физическая культура представляет собой...

а) Учебный предмет в школе; в) Процесс совершенствования возможностей человека;

б) Выполнение упражнений; г) Часть человеческой культуры.

22. Что является мерилом выносливости?

а) Амплитуда движений; в) Время;

б) Сила мышц; г) Быстрота двигательной реакции.

23. Вес баскетбольного мяча должен быть…

а) не менее 537г, не более 630г; в) не менее 573г, не более 670г;

б) не менее 550г, не более 645г; г) не менее 567г, не более 650г.

24. Игровое время в баскетболе состоит…

а) Из 4 периодов по 10 минут; в) Из 4 периодов по 12 минут;

б) Из 3 периодов по 8 минут; г) Из 6 периодов по 10 минут.

25. Для предупреждения развития плоскостопия соблюдают следующие профилактические меры:

а) Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве;

б) Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно

выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

в) Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей;

г) Все вышеперечисленные.

26. При каком количестве фолов игрок должен быть удален из игры по правилам ФИБА:

27. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) Физических и психических качеств людей;

б) Техники двигательных действий;

в) Работоспособности человека;

г) Природных физических свойств человека.

28. Под физическим развитием понимается...

а) Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и

кровообращения, физическая работоспособность;

в) Процесс совершенствования физических качеств посредством физических упражнений;

г) Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической

культурой и спортом.

29. Под быстротой как физическим качеством понимают…

а) Способность быстро бегать;

б) Способность совершать двигательные действия за минимальное время;

в) Движения человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве;

г) Способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром передвижении.

30. В каком году и где впервые сборная команда России приняла участие в Олимпийском турнире

по футболу?

а) 1948 в Лондоне; в) 1920 в Бельгии;

б) 1912 в Стокгольме; г) 1904 в Канаде.

31. Какое минимальное количество игроков должно быть в команде, при котором она

допускается к игре в футбол?

а) Не менее 7; в) Не менее 8;

б) Не менее 6; г) Не менее 5.

32. Какое наказание следует в футболе: если вратарь, находясь в пределах штрафной площади,

касается мяча руками за ее пределами?

а) Угловой удар; в) Штрафной удар;

б) Свободный удар; г) 11 метровый удар.

33. Под тестированием уровня физической подготовленности понимается…

а) Измерение уровня развития основных физических качеств;

б) Измерение роста и веса;

в) Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы;

а) Елмери Бери; в) Ясутака Мацудайра;

б) Вильям Морган; г) Анатолий Эйнгорн.

35. Втечение какого времени в волейболе подающий должен нанести удар по мячу после свистка

первого судьи на подачу?

а) 8 секунд; в) 10 секунд;

б) 3 секунд; г) 7 секунд.

36. Определение, применяемое в волейболе: «действие игроков вблизи сетки по преграждению

пути мяча, направленному соперником, поднятием руки выше верхнего края сетки»

означает…

а) Атакующий удар; в) Заслон;

б) Блокирование; г) Задержка.

37. Какая должна быть высота сетки в волейболе для мужчин?

а) 2м 43см; в) 2м 47см;

б) 2м 45см; г) 2м 50см.

38. Создателем игры в баскетбол считается…

а) Х. Нильсон; в) Д. Нейсмит;

б) Л. Ордин; г) Ф. Шиллер.

39. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, подразделяющиеся на

оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту

сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110 – 130 ударов в минуту; в) 140 - 160 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту; г) выше 160 ударов в минуту.

40. В первых античных Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты

состязались в беге на дистанции, равной...

а) Одной стадии;

б) Двойной длине стадиона;

в) 400 метрам;

г) Во время этих игр в беге не состязались.

Ключ к врпросам

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

когда появились у людей имена и фамилии? и получил лучший ответ

Ответ от? Золотко?[гуру]
Происхождение имен
откуда произошло ваше имяДо введения христианства на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай (грабитель) , другие отражали отношение к родившемуся ребенку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец (единственный). Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например имена: Горе, Захворай. Отголоски имен-прозвищ сохранились в русских фамилиях: Зайцев, Горяев, Нежданов и т. п.
Христианские имена пришли в X веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам) , в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: "По имени - и "житие".
По окончании Октябрьской революции во время, когда церковь была отделена от государства, регистрацией новорожденных начали заниматься загсы, а родители получили право называть детей как хотели. Тогда то и стали придумывать имена, присущие эпохе: Октябрина, Маркслен, Тракторина. На русскую землю пришли европейские (римско-католические и протестантские) имена: Герман, Жанна, Альберт, Марат, и др. Немного позже стало все больше появляться восточных имен: Земфира, Тимур, Руслан, Зарема. В середине XX века снова стали появляться славянские и древнерусские имена: Лада, Людмила, Владимир, а также скандинавские: Ольга (из Хельга) , Игорь (из Ингвар) .
Большинство имен имеют различное происхождение. В них входит много древнегреческих и древнееврейских имен, а также латинских, скандинавских и немецких имен. Многие имена позаимствовали из языков народов Востока. Так как они появились в русском языке давно, то стали всем привычными. Проходят времена, меняется мода на имена, все меньше людей - родителей называют детей старыми славянскими именами, но, как и раньше, имена несут в себе много информации и влияют на судьбу человека. Выбирая имя своему малышу, проанализируйте, какими соображениями вы руководствуетесь: традиционностью, народностью имени, красотой звучания или удобством в произношении и совместимостью с отчеством. Нарекая вашего ребенка, проявите мудрость и не забудьте об эстетических критериях.
История происхождения фамилии
В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать свое генеалогическое дерево. Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках.
Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеологическое дерево.
Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево.
Родословное древо обычно состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по поколениям. Чаще всего выделяют два вида родословий: восходящее и нисходящее. Восходящее гениалогическое дерево идет от потомка к его предкам, а нисходящее генеологическое древо
– от предка к его потомкам.
Для составления родословной в первую очередь нужно обратиться к своим старшим родственникам - родителям, бабушкам, дедушкам, в общем, ко всем по возможности. Именно у них можно узнать максимальное количество информации о том, каково происхождение фамилии, об истории родов.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но еще философ-стоик Хрисипп (ок. 280–208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» – человек, «онима» – имя). Собственные имена людей называются антропонимами.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Имена служат для именования людей – при общении и обращении, и для отличия одного человека от другого - при перечислении, описании или повествовании. Но людей гораздо больше, чем имен, поэтому одно имя носит множество разных людей. Как же тогда их различать? На помощь приходят дополнительные имена и весь состав именования. Об имени человека в древности, именах времен СССР и в царской России речь шла . Продолжим разговор на тему истории возникновения русских имен .

Имена в Древнем Риме

В Древнем Риме для людей имущих классов был такой порядок именования: преномен (пред - имя), номен (имя) и когномен (семейное имя) - Гай Юлий Цезарь. Иногда встречалось еще и четвертое имя: агномен (прозвище) - Публий Корнелий Сципион Африкан-Старший.

История возникновения имен в разных странах мира

В большинстве языков употребляется имя личное и имя родовое (по отцу, по матери, по месту рождения): Исаак Ньютон, Проспер Мериме, Михайло Ломоносов, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега.

У королей, царей, правителей фамилию часто заменяло прозвище: Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пипин Короткий, Иоанн Безземельный, Генрих Птицелов, при этом прозвище, в отличие от фамилии, всегда переводится на другие языки.

У некоторых народов принято детей называть цепочкой имен: Иоганн-Вольфганг Гёте, Жан-Жак Руссо, Джордж-Гордон Байрон, Хосе-Рауль Капабланка-и-Граупера (здесь и двойная фамилия). Бывает, что цепочка имен тянется и дальше; например, средневековый алхимик Парацельз назывался: Филипп-Ауреол-Теофраст-Бомбаст граф фон Гогенгейм, а в одной драме Виктора Гюго один аристократ носит имя: Хиль-Базилио-Фернан-Иренео – Фелиппе-Фраско-Фраскито граф де
Бельверана. Даже в XIX веке наследник испанского престола носил имя: дон Педро – д’Алькантара – Мария-Фернандо – Гонсаго-Ксавьер-Мигель – Гибриэль-Рафазэль-Антонио – Иоаон-Леопольдо-Франсиско – д’Ассизи – Саксен – Кобург-Гота де Браганса-э-Бурбон! (Это сообщает Л. В. Успенский в книге «Что значит ваше имя?», 1940)

Имена в Древней Руси. Имена до Крещения Руси

Каково же положение с именами в русском языке? До принятия христианства на Руси (X век) в среде привилегированных классов существовали такие имена, как Любомир, Остромиp, Святослав, Ростислав, Ярослав, Людмила, Рогнеда, Войслава и подобные. С принятием христианства «по восточному обряду» при киевском князе Владимире появились и новые имена, значившиеся в церковных канонах и поэтому называющиеся каноническими; их давали при совершении «таинства крещения».

В Древней Руси эти имена служили юридическими наименованиями людей и ставились в актах, купчих и в других документах на первом месте. Однако привычка к старым именам, не значившимся в списках и канонах церкви, долго сохранялась на Руси, по крайней мере до XVII века. При этом в древнерусских документах постоянно встречаются двойные имена: «…именем Милоног. Петр по крещению». Или: «…Ждан помирьску, а в крещении Микула» в т. п. Таким образом, на протяжении нескольких веков наряду с каноническими именами: Александр, Алексей, Даниил, Димитрий, Константин, Никита, Николай, Петр, Роман, Сергей и т. п. - в ходу были и неканонические имена, которые больше употреблялись в бытовом общении и на втором месте в грамотах: Первуша, Втор, Третьяк (по хронологии рождения); Ждан, Неждан, Нечай (по обстоятельствам рождения); Губан, Ушак, Плехан, Щербак, Несмеян, Угрюм, Булгак, Злоба, Истома, Дружина (по физическим и душевным свойствам); Волк, Конь, Дрозд, Ерш (по названию зверей, птиц, рыб); а также Хвост, Мороз, Шуба, Пушка и т. д.

В истории русских имен эти имена напоминают скорее прозвища, которые, однако, могли не только различать людей с одинаковыми каноническими именами, но и перейти позднее в фамилии, о чем мы поговорим в следующий раз.

Судя даже по приведенным примерам, можно видеть, что имена собственные, как правило, происходят из нарицательных, но так как имена собственные переходят от одного народа к другому и живут веками в разной языковой среде, то чаще всего они «значат» в каком-то другом языке, в данном же языке это заимствованное имя является только собственным и ничего не значит, а только называет.

Русские канонические имена заимствованы из греческого, латинского, древнееврейского языков, из древнегерманских, где они были одновременно и нарицательными (как в русском: Вера, Надежда, Любовь). Вот некоторые примеры:

  • греческие: Георгий («земледелец»), Александр («защитник мужей»). Аполлон («погубитель»), Архип («начальник конницы»), Ипполит («распрягающий коней»), Филипп («любитель коней»), Никифор («победоносец»),
  • латинские: Виктор («победитель»), Виктория («победа»), Валентин, Валерий, Валерьян («здоровый»), Марина («морская»), Ювеналий («юношеский»),
  • древнееврейские: Анна («благодать»), Гавриил («божественный воин»), Михаил («божественный»), Мария («горькая»).
  • древнескандинавские: Игорь (одно из имен бога-громовержца в связи с нарицательным вар - «воинство, сила»), Олег, Ольга («священный, величественный»).

Совершенно ясно, что в русских именах Анна, Михаил, Мария, Никифор и т. д. никакого нарицательного значения нет. Это только имена.

Многие славянские имена являются переводами иноязычных, например: Злата - греч. Хриса, Богдан - греч. Теодор (Федор), Милица - греч. Харита, Вера - греч. Пистис, Надежда - греч. Элкис, Любовь - греч. Агапе, лат. Амата и т. д.

У многих русских имен есть параллельные варианты, возникшие благодаря разной передаче того же иноязычного имени: Евдокия-Авдотья, Ксения -Аксинья, Гликерия – Лукерья, Анастасия - Настасья, Георгий - Юрий - Егор, Параскева- Прасковья и т. п.

Первоначальный вид многих заимствованных имен сильно изменился в практике русского языка, например: Иосиф-Осип, Элеазар - Лазарь, Дионисий - Денис, Косма - Кузьма, Эммануил - Мануйла, Эвстафий - Остафий, Стахей, Иоханаан - Иван.

Дореволюционные годы

Желание обновить репертуар имен проявилось в дореволюционное время, когда пошла мода на древнерусские имена, хотя многие из них были и неславянские по происхождению, например Олег, Игорь (модный поэт того времени Игорь Северянин писал: «Как хорошо, что я отдельный, что Игорь я, а не Иван…»), в то же время вошли также в моду «романтические» и «экзотические» имена: Тамара, Изабелла, Валентина (у того же Игоря Северянина: «Валентина! Сколько страсти! Валентина! Сколько жути… Это было на концерте в медицинском институте…»). Как тут не вспомнить Настю из пьесы Горького «На дне», когда Барон говорит о ней: «Сегодня Рауль, завтра Гастон… Роковая любовь, леди!»

1920 – 1930 годы

В 20-е годы тяга к «романтическим» именам усилилась. Можно было через газету «Известия» объявлять о перемене имени. И вот Феклы и Матрены стали менять свои имена на Эвелин, Леонор и Венер, а Терентии и Сидоры - на Альфредов и Ричардов (вспомним неудачника из фильма «Музыкальная история» Альфреда Терентьевича Тараканова…).

Сверх этого появились еще два типа имен:

1) имена из нарицательных и производных от них, которые отвечали идеологии и фразеологии революционной эпохи 20-х годов: Труд, Интернационал, Борьба, Коммунар, Трактор, Детектор - для мальчиков; Искра, Звезда, Тракторина, Идеал (!) - для девочек..;
2) имена, образованные от личных имен революционеров и собственных же, порожденных революционной эпохой: Марксина, Энгельсина, Ленина, Коминтерна, Октябрина…

Кроме того, в связи с общей тенденцией делового языка того времени к сокращениям и аббревиатурам (то есть обозначениям по первым буквам) появились имена из сокращений имен и лозунгов: Влад(и)лен. Mapлен, Борзамир, Дазамира, Занарзема, Ревмира, Рената, Гертруда, Лагшмивара…

А также и аббревиатуры из первых букв имен и лозунгов: Виракл, Вилора.

Многие родители ставили своих детей в нелепое положение, так как «разгадать» идейный смысл имени было весьма трудно, а отнести его к известному ряду имен гораздо проще. Так, Гертруда («героиня труда») совпадает с немецким именем Гертруда, Ким («Коммунистический интернационал молодежи») - с корейским, Рената («революция - наука - труд») - с итальянским, и носящие эти имена кажутся, увы, иностранцами!

То же происходило и с аббревиатурами и перевертышами: Вилора воспринимается как итальянское имя. Нинель - как французское, Виракл - как греческое (ср. Геракл, Перикл), Борзамир - как древнерусское (ср. Остромир, Яромир), а Лагшмивара наводит на мысль об Индии…

И никакие расшифровки типа Вилора - «В. И. Ле¬нин – отец революции» ила Дизара - «Деточка, иди за революцию» тут не помогают. Тип слова решает всё для данного языка. Поэтому-то так быстро Идеал превращалось в Иду, Нинель - в Нину, а Борьба - в Бориса.

В именах советской эпохи 60-х годов наблюдалась большая пестрота. В основном это, конечно, были канонические имена типа Александр, Василий, Иван, Петр, Павел, Сергей, а также Наталья, Татьяна, Вера, Надежда, Любовь, Анна, Мария, Екатерина…

От этих имен давно уже существуют узаконенные обычаем уменьшительные: Саша, Шура, Вася, Ваня, Петя, Паша, Наташа, Таня, Надя, Маша, Катя… Эти имена привычны и обычны, они самые долговечные в русской истории имен и существуют десятки веков. Именно эти имена и распространены в русском языке до сих пор.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1962 год

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна

 

 

Это интересно: