→ Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения. Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения Какие 4 солнца хотят прикрыт

Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения. Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения Какие 4 солнца хотят прикрыт

Перевод на современный русский язык Источник: Слово о полку Игореве. — М., 2004.

  • 1. Не подобало ли нам, братья.
    начать старыми словами скорбных поучений –
    о битве Игоревой, Игоря Святославлича?
  • 2. Начаться же той хвале по делам нашего времени,
    а не по замыслу Боянову.
  • 3. Ибо вещий Боян если кому хотел песнь создать,
    то растекался мыслию по Древу,
    серым волком по земле, сизым орлом под облаками.
  • 4. Ибо вспоминали дела – первых времен усобицы,
    тогда пускали десять соколов на стадо лебедей;
    который достигал – и прежде песнь брал: старому
    Ярославу, храброму ли Мстиславу, что зарезал

    Редедю пред полками касожскими, красному
    Роману Святославличу.

  • 5. Боян же, братья, не десять соколов
    на стадо лебедей пускал,
    но свои вещие персты
    на живые струны воскладал –
    они же сами князьям славу рокотали.
  • 6. Почнем же. братья, поучение это
    от старого Владимира до нынешнего Игоря,
    что одолел ум твердостью своей
    и возбудил сердца своего мужеством, –
  • 7. наполнился ратного духа,
    навел свои храбрые полки
    на землю Половецкую за землю Русскую.
  • 8. Тогда Игорь воззрел на светлое солнце
    и видит: от него тьмою все свои вои
    прикрыты
  • 9. И сказал Игорь к дружине своей:
  • 10. «Братья и дружина! Лучше ж бы убитому быть
    нежели полоненному быть.
  • 11. А сядем, братья, на своих борзых коней
    да посмотрим синего Дону».
  • 12. Сожгло князю ум желание,
    и досада ему знамение заступила.
    -испытать Дону Великого.
  • 13. «Ибо хочу, – сказал, – копье преломить
    в конце поля половецкого с вами, русичи,
    хочу голову свою положить,
    а либо испить шеломом Дону».
  • 14. О Боян, соловей старого времени!
    если бы ты эти полки прославил,
    скача, соловей, по мысленному Древу,
    летая умом под облака,
    свивая славы обе стороны сего времени.
    рыща в тропу Трояна через поля на горы!
  • 15. Петь бы тебе песнь Игорю, того (Трояна) внуку
  • 16. Не буря соколов занесла через поля
    широкие Галки стадами бегут к Дону
    Великому, –
  • 17. Сокола воспеть бы тебе,
    вещий Боян, Велесов внук!
  • 18. Кони ржут за Сулою,
    звенит слава в Киеве,
    трубы трубят в Новгороде,
    стоят войска в Путивле.
    Игорь ждет милого брата Всеволода.
  • 19. И сказал ему Буй-Тур Всеволод:
  • 20. «Один брат, один свет светлый ты,
    Игорь,
    оба мы Святославличи.
  • 21. Седлай, брат, своих борзых коней,
  • 22. а мои ведь готовы, оседланы у Курска – впереди.
  • 23. А мои ведь куряне, бывалые витязи.
    Под трубами повиты.
    под шеломами возлелеяны,
    с конца копья вскормлены.
  • 24. Пути им ведомы,
    яруги им знаемы,
    луки у них напряжены,
    колчаны открыты,
    сабли изострены.
  • 25. Сами скачут, как серые волки в поле,
    ища себе чести, а князю славы».
  • 26. Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
    и поехал по чистому полю.
  • 27. Солнце ему тьмою путь заступило.
  • 28. Ночь стонущая ему грозою, филина пробудила;
    свист звериный встал –
  • 29. забился Див.кличет в верху Древа,
    велит повиноваться земле невладеемой, –
    Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню,и тебе, Тмутороканский идол.
  • 30. А половцы неготовыми дорогами
    побежали к Дону Великому.
    Кричат телеги в полуночи, скажешь, лебеди распуганные.
    Игорь к Дону войско ведет:
  • 31. теперь беды его стережет филин;
    подобно ему, волки грозу воздвигают по яругам;
    орлы клекотом на кости зверей зовут;
    лисицы брешут на красные щиты.
  • 32. О воины Русской земли! Теперь за валом вы.
  • 33. Долго ночь меркнет.
  • 34. Заря свет зажгла, туман поля покрыл,
  • 35. щекот соловьиный уснул, галичий гам пробудился.
  • 36. Русичи великое поле красными щитами перегородили
    ищучи себе чести, а князьям славы.
  • 37. Рано в пятницу потоптали
    поганые полки половецкие, – и рассыпались стрелами по полю,
    помчали красных девок половецких,
    а с ними золото, и шелка, и дорогие бархаты;
  • 38. войлоком, и плащами, и кожухами
    начали мосты мостить по болотам и грязным местам,
    и всяким узорочьем половецким.
  • 39. Красный стяг, белую хоругвь,
    красную челку, серебряный скипетр –
    храброму Святославличу.
  • 40. Дремлет в поле Ольгово храброе гнездо
    далече залетело!
  • 41. Не было оно обиде порождено:
    ни соколу, ни кречету,
    ни тебе, черный ворон,
    нехристь половчине!
  • 42. Гзак бежит серым
    волком, Кончак ему след
    правит к Дону Великому.
  • 43. Другого дня очень рано
    кровавые зори свет возвещают,
  • 44. черные тучи с моря идут,
    хотят прикрыть четыре солнца,
    а в них трепещут синий молнии.
  • 45. Быть грому великому,
    идти дождю стрелами
    с Дону Великого.
  • 46. Тут копьям преломиться,
    тут саблям притупиться
    о шеломы половецкие
    на реке на Каяле,
    у Дону Великого.
  • 47. О воины Русской земли!
    Теперь не за валом вы.
  • 48. Вот ветры, Стрибожьи внуки,
    веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы!
  • 49. Земля гудит, реки мутно текут,
    пыли поля прикрывают,
  • 50. стяги глаголют, –
  • 51. половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон,
    русские полки оступили.
  • 52. Дети бесовы кликом поля перегородили,
    а храбрые русичи перегородили красными щитами.
  • 53. Яр-Тур Всеволод! Стоишь на обороне,прыщешь на вои стрелами,
    гремишь о шеломы мечами священными.
  • 54. Куда, Тур, бросишься,
    своим золотым шеломом посвечивая,
    там лежат некрещеные головы половецкие.
  • 55. Посечены саблями калеными шеломы аварские от тебя, Яр-Тур Всеволод!
  • 56. Какая рана дорога, братья,
    забывшему честь и достаток, и город Чернигов,
    отчий золотой стол, и свою милую-желанную,
    красную Глебовну, свычай и обычай!
  • 57. Выли сечи Трояновы, миновало время Ярославово;
    были битвы Олеговы. Олега Святославлича.
  • 58. Ибо тот Олег мечом крамолу ковали стрелы по земле сеял.
  • 59. Вступит в золотое стремя в граде Тмуторокани,
  • 60. тот же звон-молву слышал
    давний великий Ярославов сын Всеволод,
  • 61. а Владимир по все утра уши закладывал в Чернигове
    .
  • 62. Бориса же Вячеславлича
    слава на суд привела
    и на Канине зеленое покрывало постлала –
    за обиду Ольгову, – храброго и молодого князя.
  • 63. С той же Каялы Святополк
    после сечи взял отца своего
    между угорскими иноходцами –
    ко Святой Софии, к Киеву.
  • 64. Тогда при Олеге Гориславличе
    сеялись и растили усобицами,
    губили жизнь Дажьбожья внука,
    в княжьих крамолах года человеческие сокращались.
  • 65. Тогда по Русской земле редко пахари
    покрикивали,
    но часто вороны граяли, трупы себе деля,
    а галки свое дело говорили,
    желая полететь на поживу.
  • 66. То было в те битвы и в те походы,
    а такой битвы не слыхано.
    С утра до вечера, с вечера до света
    летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы,
    трещат копья священные в поле невладеемом,
    среди земли Половецкой.
  • 67. Черная земля под копытами
    костьми была посеяна, а кровью полита –
    печалью взошли по Русской земле.
  • 68. Что мне шумело, что мне звенело
    недавно рано пред зорями?
  • 69. Игорь полки заворачивает,
    ибо жаль ему милого брата Всеволода.
  • 70. Билися день, билися другой –
    третьего дня к полудню пали стяги Игоревы.
  • 71. Тут братья разлучилися на бреге быстрой Каялы,
  • 72. тут кровавого вина недостало,
  • 73. тут пир закончили храбрые русичи:
    сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
  • 74. Никнет трава скорбью,
    а Древо с печалью к земле преклонилось.
  • 75. Ибо уже, братья, невеселая година
    встала, уже пустыня силу прикрыла.
  • 76. Встала обида в силах Дажьбожья внука,
    вступила Девою на землю Троянову, –
    всплескала лебедиными крыльями, на Синем море у Дону
    плещучи, пробудила лучшие времена!
  • 77. Усобица – князьям на безбожное разорение,
    ибо говорили брат брату: это мое, а то – мое же!
    И начинали князья про малое: это великое, – молвить,
    а сами на себя крамолу ковать.
  • 78. А нехристи со всех сторон
    приходили с победами на землю Русскую.
  • 79. О, далече зашел сокол, птиц бья, – к морю!
  • 80. А Игорева храброго полку не воскресить.
  • 81. За ним кликнули карьба и вопль,
    поскакали по Русской земле, мча в пламенном роге огонь воскрешения.
  • 82. Жены русские восплакались, причитая:
  • 83. «Теперь нам своих милых лад
    ни мыслию смыслить, ни думою обдумать,
    ни очами доглядеть,
    а золота и серебра – того не мало загубить».
  • 84. А восстанал же, братья, Киев печалью,
    а Чернигов напастьми.
  • 85. Тоска разлилась по Русской земле,
    печаль обильная потекла средь земли Русской.
  • 86. А князья сами на себя крамолу ковали.
  • 87. а нехристи сами победами нарыскивали на Русскую землю,
    брали дань по белке денег от двора.
  • 88. Те же два храбрых Святославлича, Игорь и Всеволод,
    теперь вражду пробудили, которую так, было,
    усыпил отец их, Святослав Грозный Великий Киевский.
    Грозою был.
  • 89. Устрашил своими сильными полками и священными мечами:
    наступил на землю Половецкую;
    потоптал холмы и яруги, возмутил реки и озера,
    иссушил потоки и болота.
    А нехристя Кобяка из Лукоморья.
    от железных великих полков половецких,
    как вихрь, исторгнул.
    И пал Кобяк в граде Киеве,
    в гриднице Святославлевой.
  • 90. Тут баряне и венециане,
    тут греки и Морава
    поют славу Святославу,
    бранят князя Игоря,
    что погрузил добро на дно Каялы,
    реки половецкой, – русского золота насыпали!
  • 91. Тут Игорь-князь
    высел из седла золотого – а в седло невольничье.
  • 92. Уныли же городов забрала, и веселие поникло.
  • 93. А Святослав тревожный сон видел:
  • 94. «В Киеве, на горах, всю ночь с вечера
    одевали меня, – говорит, – черным покрывалом
    на кровати тисовой.
  • 95. Черпали мне синее вино, со скорбью смешанное;
  • 96. сыпали мне похоронными колчанами нехристей-толковин
    крупный жемчуг на лоно –
  • 97. и упокоивали меня.
    Уже доски без матицы в моем тереме златоверхом.
  • 98. Всю ночь с вечера серые вороны возграивали,
  • 99. у Плеснеска на оболоне была могила – податей ров.
    и не послать – к Синему морю».
  • 100. И сказали бояре князю:
  • 101. «Уже, князь, печаль разумом овладела;
  • 102. потому что два сокола слетели
    с отчего стола золотого
    поискать града Тмутороканя,
    а либо испить шеломом Дону.
    Уже соколам крылья припешили нехристей саблями,
    а самих опутали в путы железные.
  • 103. Темно было в третий день:
    два солнца померкли,
    оба багряных столпа погасли.
    а с ними молодые месяцы, Олег и Святослав,
    тьмою заволоклись.
  • 104. На реке на Каяле тьма свет покрыла:
  • 105. по Русской земле простерлись половцы,
    как пардужье гнездо,
    и в море (мрака ее) погрузили,
    и великое буйство подали слабым и злым.
  • 106. Уже взнеслась хула на хвалу,
  • 107. уже ударила нужда на волю,
  • 108. уже свергнулся Див на землю.
  • 109. Вот же готские красные девы
    воспели на бреге Синего моря –
    звоня русским золотом, поют время Бусово,
    лелеют месть Шаруканову.
  • 110. А мы теперь, дружина, жаждем веселья».
  • 111. Тогда Великий Святослав
    изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал:
  • 112. «О мои племянники, Игорь и Всеволод!
    рано вы начали Половецкую землю мечами примучивать
    а себе славы искать.
    Но недостойно одолели:
    ибо недостойно кровь нехристей пролили.
  • 113. Ваши храбрые сердца из священной стали скованы.
    а в отваге закалены.
  • 114. Это ли сотворили моей серебряной седине!
  • 115. А уже не вижу власти сильного, и богатого,
    и многовоинного брата моего Ярослава
    с черниговскими былями, с могутами,
    и с татранами. и с шельбирами.
    и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами.
    Ибо те без щитов, с засапожниками,
    кликом полки побеждают, звеня в прадедову славу.
  • 116. Но сказали вы: помужествуем сами,
    старую славу сами похитим,
    а новою сами поделимся.
  • 117. А разве диво, братья, старому омолодиться?
  • 118. Если сокол птенцов охраняет,
    высоко птиц избивает, –
    не даст гнезда своего в обиду».
  • 119. «Но вот зло, князь, миновала помощь,
  • 120. времена от нас отвернулись.
  • 121. Вот у Римова кричат под саблями половецкими,
    а Владимир под ранами, –
  • 122. печаль и тоска сыну Глебову!»
  • 123. «Великий князь Всеволод!
    не мыслию все-таки прилететь бы издалече
    отчий золотой стол поблюсти!
  • 124. Ибо ты можешь Волгу веслами раскропить.
    а Дон шеломами вычерпать.
  • 125. Если бы ты был, то была бы рабыня по ногате,
    а раб по резане.
  • 126. Ибо ты можешь посуху
    живыми огненными стрелами стрелять –
    удалыми сынами Гебовыми,
  • 127. Ты, отважный Рюрик и Давыд!
  • 128. Не ваши ли по злаченые шеломы в крови плавали?!
    Не ваши ли храбрые дружины рыкают, как туры,
    раненные саблями калеными на поле невладеемом?!
  • 129. Вступите, господа, в золотое стремя
    за обиду этого времени.
  • 130. Галицкий Осмомысл Ярослав!
    высоко сидишь на своем златокованом столе!
    Подпер горы Угорские своими железными полками,
    заступил королю путь, затворил в Дунае ворота,
    меча бремены через облака – суды рядя до Дуная!
  • 131. Грозы твои по землям текут:
    отворяешь Киеву ворота,
    стреляешь с отчего золотого стола султанов за землями.
  • 132. Стреляй, господин, Кончака, некрещеного раба,
    за землю Русскую, за раны Игоревы, отважного Святославлича!
  • 133. А ты, отважный Роман и Мстислав!
    храбрая мысль носит ваш ум на дело.
  • 134. Высоко летаешь на дело в отваге, что сокол на ветрах ширяяся, желая птицу в отваге одолеть.
  • 135. Потому что у ваших железные подвязи
    под шеломами латинскими.
    Теми (воинами) ударила (Волынская) земля –
    и многие народы вероломные:
    литва, ятвяги, деремела и половцы –
    копья свои повергли, а головы свои подклонили
    под те мечи священные».
  • 136. «Но уже, князь, Игорю остыл солнца свет,и Древо не добром листья сронило:
  • 137. по Роси, по Суле города поделили, –
    а Игорева храброго полку не воскресить.
  • 138. Дон все-таки, князь, кличет и зовет князей на победу.
  • 139. Ольговичи, храбрые князья, доспели на брань».
  • 140. «Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича!
    не худого гнезда шестокрыльцы, –
    не победными жребиями себе волости расхитили, не мечом.
  • 141. Где ваши золотые шеломы и копья ляшские и щиты?!
  • 142. Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, отважного Святославлича!
  • 143. Ибо уже Сула не течет
    серебряными струями к городу Переяславлю.
    И Двина болотом течет к оным грозным полочанампод кликом нехристей.
  • 144. Один же Изяслав, сын Васильков,
    позвенел своими острыми мечами о шеломы литовские,
    загубил славу деду своему Всеславу
    и сам под красными щитами на кровавой травезагублен литовскими мечами.
    И захотел, юный, на (походную) кровать
  • 145. и сказал:
    :
  • 146. «Дружину твою, князь, птиц крылья приодели,
    а звери кровь полизали».
  • 147. Не было тут брата Брячеслава. ни другого – Всеволода.
    Один же изронил жемчужную душу из храброго тела
    через золотое ожерелье.
  • 148. Уныли голоса, поникло веселье,
    трубы трубят городенские.
  • 149. Ярослав и все внуки Всеславовы!
    уже понизьте стяги свои,
    вонзите свои мечи оскверненные,
  • 150. ибо уже
    выскочили из дедовой славы,
  • 151. ибо вы своими
    крамолами начали наводить нехристей на землю
    Русскую, на достояние Всеславово,
  • 152. ибо какое было бы насилие от земли Половецкой?!»
  • 153. На седьмом векеТрояна
    бросил Всеслав жребий о девице, ему любой.
  • 154. Тот обманом (Ярославичей) подперся в конце,
    и скакнул к городу Киеву,
    и дотронулся скипетром золотого стола киевского.
  • 155. Скакнул от них лютым зверем в полночи, из Белгорода,
    завесясь синим туманом.
    Вначале же возник яростным отрядом,
  • 156. отворил ворота Новгороду, расшиб славу Ярославу,
  • 157. скакнул волком до Немиги с Дудуток.
  • 158. На Немиге снопы стелют головами,
    молотят цепами священными –
    на токе жизнь кладут, веют душу от тела
    .Немиги кровавые берега не добром были засеяны,
    засеяны костьми русских сынов.
  • 159. Всеслав-князь людям судил,
    князьям города передавал,
    а сам в ночь волком рыскал.
    -Из Киева дорыскивал до зорь Тмутороканя,
    великому Хорсу волком путь перерыскивал.
  • 160. Тому в Полоцке звонили заутреню
    рано у Святой Софии в колоколы:
    а он в Киеве звон слышал.
  • 161. Если и вещая была душа в дерзком теле,
    но часто беды терпела;
  • 162. Тому вещий Боян и прежде укоризну, смыслящий, сказал:
  • 163. «Ни хитрому, ни гораздому,
    ни птице гораздой
    суда Божьего не миновать».
  • 164. О! стонать Русской земле.
    помянувши прежнюю годину и прежних князей!
  • 165. Того старого Владимира
    нельзя было пригвоздить к горам Киевским:
  • 166. поэтому ныне стали стяги Рюриковы, а другие Давидовы.
    Но розно им бунчуки развеваются,
  • 167. копья поют на Дунае.
  • 168. Ярославнин голос слышится.
    Кукушкой одинокой рано горюет:
  • 169. «Полечу, – говорит, – кукушкой по
    Дунаю,
  • 170. омочу бобровый рукав в
    Каяле-реке,
  • 171. утру князю кровавые
    его раны на крепком его теле».
  • 172. Ярославна рано плачет в Путивле
    на забрале и говорит:
  • 173. «О ветер-ветрило!
    зачем, господин, насильно веешь?!
  • 174. Зачем молнишь-мчишь вероломные стрелы
    на своих беззаботных крыльях на моего лады воев?!
  • 175. Но мало ли тебе было вверху, под облаками, веять,
    лелеючи корабли на Синем море?!
  • 176. Зачем, господин, мое веселие по ковылию развеял?!»
  • 177. Ярославна рано плачет в Путивле-городе
    на забрале и говорит:
  • 178. «О Днепр Словутич!
    ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую,
  • 179. ты лелеял на себе Святославовы насадыдо полка Кобякова, –
  • 180. возлелей, господин, мою ладу ко мне,
    чтобы не слала к нему слез на море рано!»
  • 181. Ярославна рано плачет в Путивле
    на забрале и говорит:
  • 182. «Светлое и
    тресветлое солнце! всем тепло и красно ты есть:
  • 183. зачем, господин, простерло горячие свои
    лучи на лады воев?! В поле безводном жаждою
    им луки сопрягло, скорбью им колчаны заткнуло».
  • 184. Взволновалось море полуночью,
    идут смерчи туманами.
    .Игорю-князю Бог путь кажет
    из земли Половецкой на землю Русскую –
    к отчему золотому столу.
  • 185. Погасли вечерние зори.
    Игорь спит – Игорь бдит,
    Игорь мыслию поле меряет
    от Великого Дона до Малого Донца.
  • 186. Конь в полуночи.
    Овлур свистнул за рекою,
    велит князю разуметь:
    князю Игорю уйти.
  • 187. Вскрикнула, загремела земля, восшумела трава,
    вежи половецкие позадвигались, –
  • 188. а Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику
    и белым гоголем – на воду.
  • 189. Бросился на борзого коня,
    и скакнул с него легким волком,
  • 190. и понесся к лугу Донца,
    и полетел соколом под облаками,
    избивая гусей и лебедей к завтраку, и обеду, и ужину.
  • 191. Когда Игорь соколом полетел,
    тогда Влур волком понесся,
    труся собою студеную росу, –
    ибо надорвали своих борзых коней.
  • 192. Донец говорил:
  • 193. «Князь Игорь!
    не мало тебе величия, а Кончаку неприязни,
    а Русской земле веселия».
  • 194. Игорь говорил:
  • 195. «О Донец!
    не мало тебе величия, лелеявшему князя на волнах,
    стлавшему ему зеленую траву на своих серебряных берегах,
    одевавшему его теплыми туманами под сению зеленого дерева:
  • 196. стерег его гоголем на воде,
    чайками на струях, чернядьми на ветрах.
  • 197. Не так ли, – говорил, – река Стугна:
    тощую струю имея, пожрет чужие ручьи.
    и струги обоюдоносые – к Устью?
    Юноше князю Ростиставу
    затворила днепровские темные берега.
  • 198. Плакалася мать Ростислава по юноше князю Ростиславу.
  • 199. Уныли цветы печалью,
    и Древо со скорбью к земле преклонилось».
  • 200. А не сороки застрекотали –
    по следу Игореву ездит Гзак с Кончаком.
  • 201. Тогда вороны не граяли, галки примолкли,
    сороки не трескотали,
  • 202. полозы ползали только.
    Дятлы стуком путь к реке кажут,
    соловьи веселыми песнями рассвет возвещают.
  • 203. Молвит Гзак Кончаку:
  • 204. «Если сокол к гнезду летит,
    соколенка расстреляем своими золочеными стрелами».
  • 205. Говорил Кончак ко Гзаку:
  • 206. «Если сокол к гнезду летит,
    а мы соколенка опутаем красною девицею».
  • 207. И говорил Гзак к Кончаку:
  • 208. «Если его опутаем красною девицею –
    ни нам будет соколенка, ни нам красной девицы, –
    то начнут нас птицы бить в поле Половецком».
  • 209. Сказав, Боян и ходил на Святослава,
    песнетворец старого времени Ярославова,
    Ольгова, – царя любимец:
  • 210. «Тяжко и голове без плеч, зло и телу без головы» -Русской земле без Игоря!
  • 211. Солнце светится на небеси
    -Игорь-князь в Русской земле!
  • 212. Девицы поют на Дунае,
    вьются голоса через море до Киева.
  • 213. Игорь едет по Боричеву
    ко Святой Богородице Пирогощей.
  • 214. Земли рады, города веселы,
  • 215. певши песнь старым князьям, а потом молодым.
  • 216. Петь славу Игорю Святославличу,
    Буй-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
  • 217. Правы князья и дружина,
    поратуя за христиан на нехристей полки!
  • 218. Князьям слава и дружине!
    Аминь.

Слово о полках князя Игоря, которые шли к Христу, а пришли к Богу.

Другаго дни велми рано
кровавыя зори светъ поведаютъ;
чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.

Что это за 4 солнца?

До сих пор это никому разгадать не удалось, хотя думают, что разгадали.

При этом у тех, кто считал эти солнца, есть только две версии.

Основная версия ученых историков основана на Ипатьевской летописи.

Там сказано, что князей при Игоре было трое: Всеволод-брат, Владимир

Игорьевич-сын и Святослав Ольгович, племянник Игоря и Всеволода из Рыльска.

Плюс сам князь Игорь получилось четыре, вот они то и считаются этой солнечной

четверкой.

Вторая версия так себе, физическая и более современная, мол, это такой очень

редкий эффект, когда на Небе Солнце и еще четыре его отражения рядом же.

При этом чтобы из пяти получить четыре, они говорят, что одно отражение(пятое)

находится за горизонтом.

По-моему, они сами за горизонтом здравого смысла из блохи голенище кроят.

Солнце встает быстро, и эта версия сразу лопнет, если пятое отражение Солнца

появится до того, как тучи прикроют Солнце в их воображаемых фантазиях.

И потом здесь нет поэзии и логики, а в отгадке есть.

Бог Слово написал об этом очень поэтично.

То же самое и с первой версией.

Я уже говорил, что сначала появилось Слово о полку и Карамзин его прочёл, а уже

затем появилась Ипатьевская летопись, которую он сам и "нашел" и в которой Гзак

и Кончак это половецкие ханы, а это задница и конец-смех Христов над половцами и

этими учеными, более похожими на деревянных солдат Урфин-Джюса.

Вот в этой летописи ученые и откопали четвертое Солнце-Святослава Ольговича,

которого нет у Христа и которого и вовсе не было.

Кто такой «Святослав Ольгович» по истории урфин-джюсов?

«Сын Олега Святославича Новгород-Северского»

А кто такой «Олег Святославич» по истории урфин-джюсов,-старший брат Игоря

Святославича Новгород-Северского.

Но дело в том, что у Христа в Слове –Игорь Святославич и Всеволод Святославич это

дети Святослава Грозного в Слове, который жив и находится на Киевском троне.

А этого братка, Святослава Ольговича, хотят им приделать совсем от другого

«папаши».

При этом настоящего их отца, Святослава Грозного, считают их дядей, фу ты, запутаешься в их буреломе, двоюродным братом

он считается, кажется.

И всё это против очевидной истины и против Христа, который неоднократно называет

Игоря и Всеволода сыновьями Святослава Грозного, а его их отцом.

Не говоря уже о том, что ни в Ипатьевской, ни у этих ученых нет Самого Христа-

Поэтому и пишут.

Черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.

Для него и так всё ясно.

Заболоцкий.

Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать

Четыре Солнца это у него четыре шатра.

Про само Солнце он забыл.

Янка Купала

Хмары чорныя йдуць з мора.
Сонцы два прыкрыці хочуць,
Як дзве ясныя заранкі,
А во ў хмарах гэных чорных
Ззяюць сінія маланкі.

Солнца всего два и две хмары.

Евтушенко

Тучи движутся,
черные,
безмолвные,
и трепещут в тучах
синие молнии.

Тучи не безмолвные, потому что это не только тучи.

Что на самом деле?

чръныя тучя с моря идутъ-

это идут тучи на Небе со стороны Днепра, который Христос называет

морем, потому что Днепр в этом месте широк, как море.

И эти же черные тучи это- половцы, которые идут от туда же.

хотятъ прикрыти 4 солнца-

Тучи на Небе хотят прикрыть Солнце на Небе, а тучи половцев, оставшиеся 3 Солнца.

Князь Игорь, князь Всеволод, князь Владимир Игорьевич.

Кроме всего прочего, у князей шлемы будут сверкать на Солнце, потому что обиты

орнаментом из позолоченной меди.

Потом в поэме появятся и два месяца.

Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,
оба багряная стлъпа погасоста
и съ ними молодая месяца,
Олегъ и Святъславъ

Теперь два Солнца это-Христос и князь Игорь, они в крови.

Христос на Кресте, Игорь раненый в плену.

Слово «Стлъпа»-центральное для произведения, по количеству слов до него и после,

что конечно, Христос сделал не случайно.

Христос на Кресте-это Центральное Событие для всего человечества.

Молодые месяцы Олег и Святослав-это малые детки Игоря, которые в бою участия не

принимали.

А нам принять надо, чтобы повоевать на стороне Христа!

Добрый всем день! Что-то с настроением не то... То ли весна, то ли обстановка в мире, действует...Не хочется уже натюрмортов, любовной лирики и всего прочего, как-то надоело... На улице штормовое предупреждение, хотя, вроде только дождь, который смывает все следы... Солнца не видно. Хотя я хочу вам рассказать, что когда-то, а было это в седьмом классе моей школьной жизни, я видела своими глазами не одно солнце , а целых ЧЕТЫРЕ !

У нас была контрольная по математике. Я, и еще три моих подруги: две Надежды и Фатима, все сидели за партами так, что у всех был первый вариант. Мы дружили с первого класса, а Фатима приехала позже, но речь не об этом. Фатима была необыкновенно начитана, умница, с потрясающими способностями по математике и другим предметам. Про нее даже в то время сняли фильм, но я его не видела, почему-то. Ее способностям и яркому уму поражались даже учителя. Она была высокомерна, давила нас своими знаниями и авторитетом, Конечно, мы ее даже побаивались. Росла она в многодетной семье, была второй по старшинству. Уроки учила между делом, когда пеленала, кормила, стирала и т.д. Мы приходили к ней, видели одну и ту же картину. Она, снующая туда-сюда, и ее вечно беременная мать, которая восседала на подушках с каким-нибудь очередным грудничком.

И вот, после контрольной мы шли домой, размахивая портфелями и сменной обувью. На улице было так хорошо и солнечно. Обсуждали кто и как, решил все задания. Каждый рассказал, какую формулу или теорему применил и свои ответы. Выяснилось, что Фатима неправильно решила задачу. Для нас это было маленьким потрясением. Все замолчали и продолжили путь. Фатима, особенно придирчиво, посмотрела на меня и, увидев на мне маленькие золотые серьги, сказала, что такие носят только мещанки. В то же время она зажмурилась и сделала ладонью, как бы козырек от солнца. Я, почувствовав, что она оскорбилась, повернулась к ней, но заметила, что солнце меня ослепляет и тоже закрылась ладонью. Две Нади-Надежды сделали то же самое. ...Мы, сквозь размеженные пальцы увидели над головами каждой... по солнцу!!! .... ЭТО, было невероятное ослепление и странное явление. Мы побежали от этого места быстрее к дому.


(Жаль, не нашла подобных фотографий)

Почему-то дома... я об этом никому не сказала. Вечером мы вышли погулять, все встретились, все, как обычно. Смотрели в небо, вспомнили свои ощущения от увиденного. Хотели спросить учителей об этом явлении. Но, на следующий день, Фатима не пришла на занятия. А мы с подружками так и не решились спросить о четырех солнцах. Ведь все молчали и никто об этом не говорил, значит больше никто их не видел.

История странная и явление четырех солнц, тоже. Фатима стала плохо учиться, изменилась до неузнаваемости. Ее перевели в школу-интернат. Две Надежды живут и работают в Новосибирске. Если они узнали этот эпизод и меня, то вам девчонки большой привет!

А вам, приходилось видеть, что-то подобное?

Нашла в интернете объяснение такого явления.

3 февраля жители Читы могли наблюдать в небе над городом четыре солнца и огромную радугу. Ученые поясняют, что это "вполне обычное" явление возникает из-за наличия в атмосфере кристаллических облаков. Чаще всего оно происходит поздней осенью, ранней весной и в тёплые дни зимы. http://cursorinfo.co.il/news/mivzakim/2009/02/03/15-51 (Но,... был месяц сентябрь! )

"Четыре солнца и два солнца с лунами-месяцами, это не вымышленная аллегория, символ, метафора, а реальное событие, имевшее место в 1185 г. перед битвой на Каяле. ..Появление на небе четырех, трех, двух солнц или же двух солнц и лун, либо двух лун и солнца вполне реальное метеорологическое явление и в атмосферной оптике известно под наименованием «ложных» или «побочных» солнц и лун. В специальной литературе появление ложных солнц и лун называется парелиями и параселенами, а сложные световые отображения в виде кругов, столпов и различных фигур — гало. Эти явления происходят от настоящего солнца на расстоянии 22° вследствие преломления лучей в мельчайших ледяных кристаллах, иногда скопляющихся в огромном количестве в воздухе, а также вследствие отражения их от граней этих кристаллов. Они бывают красного, желтого и зеленоватого цвета и похожи на настоящее солнце. Подобные атмосферно-оптические явления исторически неоднократно имели место начиная с античных эпох вплоть до наших дней. И именно эпоха «Слова о полку Игореве» памятна изобилием ложных солнц и лун, огненных столпов, различных фигур, пятен и кругов. Первый случай появления трех солнц зафиксирован в 636 г. от основания Рима перед началом югуртинской битвы, до вторжения тевтонов. В 680 г. в том же городе видели три солнца, сверкавших над храмом Сатурна. То же повторилось в 710, 721-х годах. Что касается непосредственно эпохи написания "Слова", то 1104 г. известен затмением солнца и луны, падением звезд, огненными столпами, различными фигурами и кругами и т. д. В 1118 г. в царствование Генриха I было явление двух лун, в 1120 г. были замечены странные огненные фигуры и кровавые дожди, в 1156 г. , наряду со многими оптическими чудесами, было явление трех солнц, повторившееся и в следующем году. Нужно отметить, что и русскими летописями в 1185 г. было описано появление четырех солнц, а затем и двух солнц с луною.

Довольно редкое оптическое явление - сразу три солнца на небе - удалось заснять жителям столицы в Крещение. Фотографии паргелия - так называется появление ложных солнц - читатели прислали в редакцию M24.ru.

Существует множество типов паргелиев, но все они вызваны преломлением света в ледяных кристаллах в верхних слоях атмосферы Земли. Подобное явление иногда возникает в морозную погоду.

Несмотря на полностью "земной" характер, подобные явления в старину часто трактовали как зловещее предзнаменование. Упоминание о гало (еще одно название явления) содержится даже в "Слове о полку Игореве", где написано, что перед наступлением половцев "четыре солнца засияли над русской землей".

Разделы: Литература

Слайд № 1.

Название темы.

Цели:

  • Обучающая: прививать интерес к древнерусской литературе; показать художественные особенности произведения, определив роль главных героев «Слова…» в раскрытии идейного замысла автора; обозначить проблемы, поднятые автором в произведении, актуальность произведения, способствовать пониманию обучающимися неоднозначности оценки исторической личности.
  • Развивающая: создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, развивать аналитические умения и навыки обучающихся, определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, расширять знания о древнерусской литературе, проследить связь литературы и живописи.
  • Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать любовь к родному краю.

Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.

Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация , мультфильм (отрывок) .

Слайд № 2.

«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев

Ход урока

Введение в тему (слово учителя).

Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.

Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьба земли тесно связана с солнцем. Издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом. Богом солнца финикиян был Геракл, египтян - Озирис, Ра; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; славян - Даждь-бог, Хорс. Славянские праздники - Коляда, Масленица, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу.

Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения. Постарайтесь определить цели нашего урока . (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова...», на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.

Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения ? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)

Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.

Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.

- Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);

- Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);

- Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);

- Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?" (с. 39);

- «Солнце светится на небеси - Игорь князь в Русской земли» (с. 44).

А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).

В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):

- Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);

- Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).

ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).

Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи... въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).

Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в "Слове"? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.

Почему так происходит? Описание двух затмений имеет чрезвычайную символическую значимость. Чтение текста. От Игорь "<...> наведе своя <…> плъкы на землю Половѣцькую... Тогда Игорь възрѣ на <...> солнце и видѣ отъ него тьмою <...>", а затем "Игорь <...> пoѣxa по... полю. Солнце ему тъмою <...>" Сначала солнце предупредило Игоря, только прикрыв "тьмою" его войско, а затем оно преградило путь ("заступаше") ему самому. И тогда уже исход нападения "русичей" на "сватов" был предрешен. Игорь как бы дважды пренебрег роковым для его предков солнечным символом.

Вывод . Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.

Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, - сказал, - копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Слайд № 8. Как это характеризует Игоря? С одной стороны, поступок предосудительный, а с другой - геройский.

В чем парадокс природного явления, описанного в «Слове…»? Солнце - источник тьмы.

В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.

Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей "солнечного рода" Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.

Вывод. Образ Солнца играет в произведении важную роль, являясь едва ли не основным символом. Мотив борьбы света с тьмою - лейтмотив всего повествования. Метафора «князь-солнце» лежит в основе композиции, реализуясь на протяжении всего произведения.

Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото - устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.

Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в "кластере". Обосновать свое размещение князей в кластере .(Кластер (гроздь)-это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» - это главное, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы).

Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!

Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.

Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.

II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.

Слайд № 15.

Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.

Игорь Святославич (1151 - 1202), из рода князей Черниговских, сын Святослава Олеговича - князь Новгород-Северский. Известен походом в половецкую землю (1185 год). Участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, против Мстислава Изяславича, великого князя киевского. Ходил со своими северскими дружинами воевать на землю половецкую и одержал недалеко от р.Ворсклы знаменитую победу над ханами половецкими Кобяком и Кончаком. В 1198 г. Игорь занял черниговский престол. Оставил после себя пятерых сыновей.

Слайд № 16.

Всеволод Святославич - князь Трубчевский и Курский (история родного края ) младший брат Игоря Святославича был женат на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Курск впервые упомянут в летописях в 1095 г., возник он в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь. Первоначально Курск был городом Переяславского княжества, но позже примкнул к Новгород-Северскому. В конце XI в. Курск уже был мощной крепостью, один из пограничных форпостов Киевской Руси. Опасность нападения врагов возникала внезапно, поэтому возле Курска располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу.

Слайд № 17.

Во время похода в половецкую степь в 1185 г. Всеволод командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на р. Каяле, за что автором «Слова» назван был Буй Туром и Яр Туром, который сыплет на врагов стрелы и гремит о шлемы неприятелей мечом булатным; "где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие". Таковы же были и его куряне, которые "под звуком труб повиты, концом копья вскормлены, - пути им сведомы, овраги знаемы, луки у них натянуты, колчаны открыты; рыщут они в поле, как серые волки, ищут самим себе чести, а князю - славы".

Слайд № 18.

Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.

Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков - зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости - говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.

Слайд № 19.

Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» - половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.

Слайд № 20.

Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.-?) - князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.

Слайд № 21.

Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: "Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!"

Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: "Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие".

Взаимовыручка и взаимоподмога - неотъемлемые черты во взаимоотношениях с братом, которые выделяет автор. В тяжелые минуты боя, когда Всеволоду было трудно справляться с превосходящими силами врага, Игорь спешит ему на помощь: "Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода".

Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:

Князь Игорь

Храбрый, недальновидный.

Любит, заботится, хочет прославиться.

«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»

Сын своей эпохи.

Буй Тур Всеволод

Доблестный, самоотверженный.

Сражается, ранен, пленен.

"Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие".

Русский богатырь.

Беседа после услышанного:

– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).

Слайд № 22.

В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.

Слайд № 23.

В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? "На врага не вовремя напали", "ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном".

- К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который "никому не даст гнезда в обиду".

ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» - символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова...» осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.

Слайд № 24.

Когда и при каких обстоятельствах в тексте «Слова…» снова возникает образ Солнца? (Подготовленное чтение наизусть). Жена Игоря Ярославна обращается к трем силам для нее - живым "господам": к ветру, Днепру Словутичю и, наконец, к могущественнейшему из них - "Светлое и тресветлое солнце!»

Почему тре светлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.

Слайд № 25,26.

"Ярославна – юная жена Игоря - оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме (Вопрос-ответ) – плач-заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся Солнцу.

Слайд № 27

Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: "Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?" Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

Отрывок из мультфильма.

Слайд № 28.

Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.

Слайд № 29.

Какое же теперь Солнце, как оно встречает князя Игоря ? Подтвердите текстом. (Ранее - "тьмою", теперь - "горячюю лучю"), ("свѣтлое" - "свѣтится"). Русская земля, русские князья ассоциируются у автора с солнцем, светом. Для автора солнце всегда светлое, независимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце».

Слайд № 29. Автор показывает связь солнца с главными героями «Слова». Как и при первом своем появлении в виде знамения, солнце продолжает влиять на события. В конце произведения возвращение Игоря из плена сопоставляется с сиянием на небе солнца. Борьба солнца с тьмою завершена "княжеская судьба" Игоря снова встречается с солнцем, но теперь: "Солнцѣ свѣтится на небесѣ - Игорь князь въ Рускои земли".

Вывод . В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –

Слайд № 30.

Какой? - идее единства Руси : Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.

Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания "Слова…", но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.

Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)

Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).

Слайд № 33. Д/З: Написать сочинение «Мое золотое слово» или станьте участником Игорева похода «Иду в поход с Игорем» (Напр. «Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед зорями? Скоро, видимо, забрезжит рассвет. Звезды меркнут, и ветер сдувает с черной тверди светила - одно за другим. По небу несутся тревожные облака. Мне нынче опять видятся…»)

Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.

Слайд № 34. Рефлексия

  1. СЧИТАЮ СВОЮ РАБОТУ УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи? Как новое знание (умение) изменило меня, как я буду применять его в жизни?
  2. МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить для того, чтобы работа была удачной? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду использовать в жизни?
  3. ЕСЛИ НЕИНТЕРЕСНО. Как бы я хотел изучать материал так, чтобы мне было интересно?

 

 

Это интересно: