→ Зарождение и развитие китайского музыкального искусства. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты Средней Азии: гамыш баламан, туйдук и другие Краткое сообщение о музыкальных инструментах средней азии

Зарождение и развитие китайского музыкального искусства. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты Средней Азии: гамыш баламан, туйдук и другие Краткое сообщение о музыкальных инструментах средней азии

Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.

Расскажем вам о них поподробней.

Узбекский карнай



Карнай - это массивный духовой инструмент, выполненный из сплавов меди и латуни. Большая труба достигает длиной до 3 метров и позволяет создавать уникальные мелодии.

Современные узбекские музыканты традиционно используют карнай на свадьбах. Эти глубокие торжественные звуки сегодня символизируют праздник. Их слышно не то что с соседней улицы, их слышно даже из другого квартала города. На празднике мелодии, украшенные карнаем, громко и во всеуслышание заявляют, что в этом доме отмечают торжество.

Раньше карнай использовался и как инструмент для созыва воинов, а также в целях оповещения населения, что приближается враг, неприятность. Звук карная был слышан на весь аул и люди были готовы к тем или иным действиям благодаря громкости национального духового инструмента.

Таджикский рубаб





Рубаб - это струнный инструмент с большой историей. Изготавливается он вручную из особых пород деревьев. Процесс вырубки кувшиновидного корпуса очень кропотливен и требует не только большого усердия, но и специальных навыков. Секреты вымачивания срубов, натяжки кожи животного на основную часть музинструмента, настройку струн и колков в Таджикистане передают только от мастера к ученику.

Звучит рубаб очень лирично. Струны рождают дивную мелодию или аккомпанемент для песни поэта. Но настоящие мастера игры могут выдавать на рубабе и танцевальные национальные таджикские мелодии, многим из которых уже несчитанное количество лет, и их просто считают традиционным фольклором.

Кыргызский комуз



Комуз - это национальный кыргызский струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего три струны, но очень звонкое и мелодичное звучание. Изготавливается настоящий комуз из дикого урюка (абрикосового дерева). Процесс плотницких работ для создания формы комуза, соответствующего углубления в корпусе, верхней части, грифа и прочего очень сложный и требует большого мастерства. Заготовка из спила дерева для будущего комуза должна полностью просохнуть, для этого ее могут поместить в специальную темную комнату на несколько лет.

На грифе комуза, как и на некоторых других музыкальных инструментах народов Среденей Азии, нет ладов. На нем учатся играть на слух, поэтому стать комузчи (мастером игры на комузе) может далеко не каждый.

Звучание струнного инструмента, практически, не подражаемо, поэтому для комуза написано так много свойственных мелодий, которые исполняются национальными акынами, как сольно, так и в ансамбле.


Источники информации, фотографий и видео

музыкальный народный балалайка

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологически раскопки свидетельствуют, что более 2000 лет назад, а возможно и раньше, в Китае уже были в ходу различные музыкальные инструменты. Например, в результате раскопок в деревне Хэмуду провинции Чжэцзян были извлечены костяные свистульки времен неолита, а в селе Баньпо города Сиань обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины), относящийся к культуре Яншао. В Иньских развалинах, расположенных в Аньяне провинции Хэнань, найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэна (захоронен в 433 г. до н.э.), открытой в уезде Суйсян провинции Хубэй, извлечены «сяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение - практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг - к отступлению, ночные барабаны - для отбивания ночных страж и т.д. У ряда национальных меньшинств до сих пор сохранилась традиция выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

Развитие музыкальных инструментов тесно связано с развитием общественных производительных сил. Переход от изготовления каменных гонгов к металлическим гонгам и изготовление металлических колоколов стали возможны только после освоения человеком технологии выплавки металла. Благодаря изобретению и развитию шелководства и шелкопрядения стало возможным изготовление струнных инструментов, таких как «цинь» (китайская цитра) и «чжэн» (древний щипковый музыкальный инструмент с 13-16 струнами).

Китайский народ всегда отличался способностью заимствовать полезное у других народов. Со времен династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китай было завезено множество музыкальных инструментов из других стран. В эпоху династии Хань из западных краев были завезены флейта и «шукунхоу» (вертикальная цитра), а в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) - цимбалы и «сона» (китайский кларнет). Эти инструменты, которые в руках мастеров становились все совершенней, постепенно стали играть важную роль в оркестре китайской народной музыки. Стоит отметить, что в истории развития китайских народных музыкальных инструментов струнные инструменты появились значительно позднее ударных, духовых и щипковых инструментов.

Согласно историческим запискам, струнный инструмент, звуки из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в эпоху династии Тан (618-907 гг.), а струнный смычковый инструмент, смычок которого был сделан из конского хвоста, возник в эпоху династии Сун (960-1279 гг.). Начиная со времен династии Юань (1206-1368 гг.), на этой основе изобретались другие струнные инструменты.

После основания нового Китая в середине прошлого столетия, музыкальные деятели произвели масштабную работу и реформу по устранению ряда недостатков народных инструментов, проявлявшихся в нечистоте звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, трудной модуляции, неодинаковых стандартах высоты звука для различных инструментов, отсутствии инструментов среднего и низкого регистра. Музыкальные деятели добились значительных успехов в этом направлении.

Гуань

Гуань - китайский духовой язычковый инструмент (кит. ЉЗ), род Гобой. Цилиндрический ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал гуань. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуани колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб. Звукоряд современной гуани хроматический, диапазон es1-а3 (большой гуань) или as1 - с4 (малый гуань). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

В Китае гуань широко распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. На юге, в Гуандуне также известен как хоугуань (кит. ЌAЉЗ). Традиционное китайское название этого инструмента - били (кит. ?кј) (именно в такой форме (вИвГ в традиционном написании) он перешёл в корейский и японский языки).

Баньху

Баньху - китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях.

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент.

Cуществует три вида баньху - высокого, среднего и низкого регистров. Наиболее распространен баньху высокого регистра.

Необычайно богата и разнообразна. Еще в древности на территории нынешнего Ближнего и Среднего Востока применялись простейшие ударные инструменты для ритуальных танцев и празднования знаменательных событий. Далее представлен список самых распространенных узбекских музыкальных инструментов с названиями и кратким описанием.

Дойра - разновидность бубна

Дойра - это узбекский музыкальный инструмент из семейства ударных, по виду напоминающий бубен. Широко распространен в странах Ближнего и Среднего Востока. Инструмент представляет собой обод из засушенной виноградной лозы (реже применяется бук или орех), на который натягивается кожаная мембрана. Диаметр в среднем составляет около 40 см. При изготовлении современного варианта этого узбекского народного музыкального инструмента могут применяться металлические кольца. Также существуют версии дойры с присоединяющимися к внутренней части основного обруча. Обычно их насчитывается от 40 до 100.

Для более звонкого и отчетливого звучания перед игрой дойру необходимо нагреть вблизи огня или на солнце. Жаркий воздух подсушивает натянутую на каркас кожу и сила натяжения мембраны увеличивается.

В древности на этом инструменте играли исключительно женщины. В пещерах гор Ферганской долины найдены изображения, датирующиеся 2000 годом до н. э. На картинках изображены женские фигуры, играющие на дойре, в окружении исполняющих ритуальные действия танцовщиц.

На дойре совершенствовалась в течение многих веков и к настоящему времени достигла высокого уровня. Инструмент используется как дополнение к ансамблю из других узбекских национальных музыкальных инструментов, так и в качестве сопровождения для голоса. Приемы звукоизвлечения весьма разнообразны: легкое постукивание мизинцами, сильные удары ладонями, скольжение пальцев по мембране и другие. В зависимости от расположения пальцев можно менять высоту звука. Удары в середине мембраны позволяют извлечь низкие ноты, а по мере перемещения рук к краю звук повышается. Также есть возможность обогащать свою игру различными витиеватыми ритмическими рисунками и всевозможными мелизмами, такими как трели, тремоло, форшлаги. Доступна динамика от самого тихого piano до громоподобного forte.

Нагора - аналог литавр

Еще один узбекский музыкальный инструмент, относящийся к ударным, - нагора. Он представляет собой парные литавры в виде керамических горшков, обтянутых мембраной из кожи. Инструменты отличаются по размеру, благодаря чему удается добиться разнообразия звучания. Нагора не имеет точной настройки, но существует несколько разновидностей:

  • Дол-нагора - крупный горшок, предназначенный для извлечения глубоких глухих ударов.
  • Кос-нагора - инструмент среднего размера, имеет относительно низкий звук.
  • Рез-нагора - для исполнения более высоких нот.

Перед исполнением узбекские литавры разогреваются на солнце. Это помогает добиться четких и звонких ударов.

В отличие от дойры, нагора редко применяется в качестве сольного инструмента. Она используется преимущественно для игры в ансамбле с деревянными духовыми инструментами, такими как карнай и сурнай. Реже можно услышать в сочетании со струнными (преимущественно в Армении). Инструмент обогащает произведения различными ритмическими рисунками и помогает передать характер трансовой или зажигательной музыки.

Най - восточная флейта Пана

Най - деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой с шестью отверстиями для пальцев. Изготавливается преимущественно из бамбукового дерева. Современные версии этого инструмента дополняются латунью и жестью. Характер звукоизвлечения - лабиальный (то есть, при помощи губ). Разнообразие мелодического рисунка достигается при помощи всевозможных аппликатурных комбинаций пальцев, частичного и полного закрывания игровых отверстий и варьирования интенсивности потока воздуха. Най применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента.

Сурнай - разновидность деревянного духового инструмента

Сурнай - еще один узбекский духовой музыкальный инструмент. Представляет собой узкую трубу, расширяющуюся в конце. В среднем длина инструмента составляет 45-55 см. Сурнай отличается достаточно сложным механизмом: в верхней части вставлена небольшая металлическая трубка с бамбуковыми пластинками. Для извлечения звука исполнителю нужно плотно прижимать губами маленькую плоскую деталь под названием "садат". Игра на такой трубе с двойной тростью требует определенных навыков и высокого уровня владения инструментом.

Сурнай применяется преимущественно в ансамбле в процессе проведения национальных празднований. Палитра звукоизвлечения довольно богата - от плавного легато до быстрых скачков и мелизматических украшений.

Карнай - народный узбекский музыкальный инструмент семейства медных. Также широко распространен в Иране и Таджикистане. Карнай представляет собой прямую трубу, расширяющуюся в конце. Длина инструмента достигает двух метров. Звук, извлекаемый при помощи карная, напоминает тромбон. Диапазон не превышает октаву.

Мощное и сильное звучание карная можно услышать на торжественных церемониях и спортивных играх в Узбекистане. В древние времена он также служил инструментом для сигналов, оповещающих о начале войны и поднимающих боевой дух армии.

Чанг - старинный аналог цимбал

Еще один известный узбекский музыкальный инструмент - чанг. Он принадлежит к роду цимбал. Состоит из деревянного корпуса в форме трапеции, на котором натянуто 42 В верхней деке находятся небольшие резонаторные отверстия, способствующие улучшению звучания. Играют на чанге при помощи двух бамбуковых или тростниковых палочек. Звук обладает чистотой, яркостью и хорошей продолжительностью. Чанг используется как в качестве сольного, так и ансамблевого инструмента.

Сато - струнный смычковый инструмент

Сато - инструмент с тысячелетней историей и восхитительным, завораживающим звучанием. Возникновение разновидностей струнно-смычковых инструментов на Востоке датируется X веком. К началу XX столетия они оказались на грани исчезновения, однако, мастеру Усману Зуфарову удалось возродить древние традиции.

Сато представляет собой деревянный корпус в форме груши с прикрепленной шейкой, на которой нанесены лады и натянуты струны. Звукоизвлечение производится путем ведения смычка по струнам.

Волнующая и загадочная музыка Востока завораживает своими сложными ритмами и витиеватыми мелодическими рисунками. Народам Азии удалось сохранить древние культурные традиции и мудрость веков, донеся до современников настоящее сокровище предков.

РЕФЕРАТ

Историческая география музыкальных инструментов Средней Азии

Введение

Тема моего реферата: «Историческая география музыкальных инструментов». Я считаю, что эта тема достаточно интересна и актуальна. Зададим вопрос: «Почему?»

Музыка - одно из важнейших и интереснейших явлений в природе и в нашей жизни. С самого раннего детства мы начинаем слышать голоса других людей, щебетание и пение птиц, шум моря и ветра. Эти звуки наполняют нашу жизнь красками, без них жизнь была бы очень скучна.

Слушая звуки природы, человек с древних времен стремился научиться подражать им, стремился создать нечто такое, с помощью чего он тоже бы смог издавать такие красочные звуки. Так появились музыкальные инструменты. Сначала, они делались из самых обыкновенных подручных средств. Например, из обычного тростника, если проделать в нем дырочки, получалась прекрасная дудочка. А чурбан, обтянутый звериной шкурой, служил древним людям барабаном.

Постепенно, с развитием культуры и появлением разных народов, увеличилось и разнообразие музыкальных инструментов, и их звук, тембр. Каждый народ, пытаясь создать свое особое звучание, по которому бы его узнавали другие народы, создавал свои музыкальные инструменты, поэтому они и получили название - народные. Недаром, если мы слышим звук балалайки сразу думаем о России, звук домбры или кобыза напоминает нам о Казахстане.

Таким образом, постепенно, музыкальные инструменты и музыка, становятся неотъемлемой частью культуры любого народа, добавляя в нее свои особенности. С появлением народной музыки стали появляться и новые традиции, обычаи. Например, у казахского народа, появилось такое состязание - айтыс.

Возвращаясь к своему первоначально заданному вопросу, хочу сказать, что каждый человек должен знать историю и культуру своего народа, и так как музыка является одной из важнейших ее составляющих, то человек должен изучить и ее. Ведь музыка, как говорилось выше, оказывала большое влияние на культуру, традиции и обычаи.

Сейчас, в наше время, многие люди играют на музыкальных инструментах, но при этом не знают историю их возникновения. Я считаю это неправильным. Это все равно, что не проявлять уважение к культуре того народа, кто создал этот музыкальный инструмент и принес его и его звучание в наш мир.

Кроме этого, я считаю, что это очень интересно, изучать историю возникновения того или иного музыкального инструмента. Как и почему он был создан, какие легенды существуют в связи с созданием этого инструмента.

В своем реферате я бы хотела рассказать о народных музыкальных инструментах Средней Азии на примере таких стран, как Россия, Китайская империя и Киргизия.

Все эти страны, имеют разную и интересную историю и культуру. Так же и разнообразна их музыка. Думаю, будет очень интересно почитать об истории возникновения балалайки, гуслей, гуаня, баньху и киргизских чопо-чоора и темир-комуза, и возникших в связи с этим музыкальных жанров.

1. Музыкальные инструменты России

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом, повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.

Также, у многих народов создание музыкальных инструментов тесно связано с богами, владыками гроз, вьюг и ветров. Так было и у русского народа. Древние славяне чтили предков и поклонялись богам, поклонение богам совершалось перед священными божницами в храмах и под открытым небом с колоколами и идолами.

Религиозные обряды в честь Перуна (бога грома и молний), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога солнца), Лады (богини любви) и т.д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей «Книге драгоценных сокровищ» пишет: «Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели…»

В «Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» русский музыковед Н.Ф. Финдейзен отмечает: «Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях».

деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

флейта Пана;

гусли (струнный); балалайка;

сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин).

Поговорим поподробнее об истории балалайки и гуслей.

Балалайка

Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В.И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Русская балалайка Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз - кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Василий Васильевич Андреев И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Семейство балалаек Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В.Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В.А., Сенчуров М.И., Быков Евгений, Захаров Д.А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Гусли

Гусли - древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные, имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.

История и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - «гусла». Вот вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда чисто народного инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем инструменте.

2. Музыкальные инструменты Китая

музыкальный народный балалайка

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологически раскопки свидетельствуют, что более 2000 лет назад, а возможно и раньше, в Китае уже были в ходу различные музыкальные инструменты. Например, в результате раскопок в деревне Хэмуду провинции Чжэцзян были извлечены костяные свистульки времен неолита, а в селе Баньпо города Сиань обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины), относящийся к культуре Яншао. В Иньских развалинах, расположенных в Аньяне провинции Хэнань, найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэна (захоронен в 433 г. до н.э.), открытой в уезде Суйсян провинции Хубэй, извлечены «сяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение - практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг - к отступлению, ночные барабаны - для отбивания ночных страж и т.д. У ряда национальных меньшинств до сих пор сохранилась традиция выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

Развитие музыкальных инструментов тесно связано с развитием общественных производительных сил. Переход от изготовления каменных гонгов к металлическим гонгам и изготовление металлических колоколов стали возможны только после освоения человеком технологии выплавки металла. Благодаря изобретению и развитию шелководства и шелкопрядения стало возможным изготовление струнных инструментов, таких как «цинь» (китайская цитра) и «чжэн» (древний щипковый музыкальный инструмент с 13-16 струнами).

Китайский народ всегда отличался способностью заимствовать полезное у других народов. Со времен династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китай было завезено множество музыкальных инструментов из других стран. В эпоху династии Хань из западных краев были завезены флейта и «шукунхоу» (вертикальная цитра), а в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) - цимбалы и «сона» (китайский кларнет). Эти инструменты, которые в руках мастеров становились все совершенней, постепенно стали играть важную роль в оркестре китайской народной музыки. Стоит отметить, что в истории развития китайских народных музыкальных инструментов струнные инструменты появились значительно позднее ударных, духовых и щипковых инструментов.

Согласно историческим запискам, струнный инструмент, звуки из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в эпоху династии Тан (618-907 гг.), а струнный смычковый инструмент, смычок которого был сделан из конского хвоста, возник в эпоху династии Сун (960-1279 гг.). Начиная со времен династии Юань (1206-1368 гг.), на этой основе изобретались другие струнные инструменты.

После основания нового Китая в середине прошлого столетия, музыкальные деятели произвели масштабную работу и реформу по устранению ряда недостатков народных инструментов, проявлявшихся в нечистоте звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, трудной модуляции, неодинаковых стандартах высоты звука для различных инструментов, отсутствии инструментов среднего и низкого регистра. Музыкальные деятели добились значительных успехов в этом направлении.

Гуань

Гуань - китайский духовой язычковый инструмент (кит. ), род Гобой. Цилиндрический ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал гуань. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуани колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб. Звукоряд современной гуани хроматический, диапазон es1-а3 (большой гуань) или as1 - с4 (малый гуань). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

В Китае гуань широко распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. На юге, в Гуандуне также известен как хоугуань (кит. 喉管). Традиционное китайское название этого инструмента - били (кит. 筚篥) (именно в такой форме (篳篥 в традиционном написании) он перешёл в корейский и японский языки).

Баньху

Баньху - китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент.уществует три вида баньху - высокого, среднего и низкого регистров. Наиболее распространен баньху высокого регистра.

3. Музыкальные инструменты Киргизии

Музыка киргизского народа - это не просто пение с музыкой - это целое искусство. Профессиональную игру мастеров слушали здесь целыми общинами, собравшись вместе. Акыны (народные исполнители) - это значимая часть музыкальной культуры страны. Но это далеко не все. Киргизская музыка имеет несметное количество направлений, жанров и стилей исполнения песни.

Музыка Киргизии вдет свою историю, начиная с 16 века, когда из племен Центральной Азии сформировался киргизский народ. В разных частях страны - своя особая музыка. На юге, к примеру, были речитативные исполнения песен, а песни севера страны, наоборот, были тягучими и спокойными.

В основе традиционной музыки Киргизии были заложены многие жанры: обрядовые, традиционные, трудовые, эпические, лирические, поминальные, сатирические, а также частушки. Были еще девичьи песни, по-местному «кыздар ыры», женские - келиндер ыры и детские песни, называемые балдар ыры, а также другие различные жанры.

Упоминания о пении в древности также сохранились. Например, существовали песни «Бекбекей» - их пели хором женщины, когда сторожили ночами стадо. Песня «Шырылдан» также пелась хором, а ее мелодия была тягучей и печальной. Любовные песни также имели место в музыке киргизского народа.

Формирование и усовершенствование народных музыкальных инструментов продолжалось на протяжении всей истории киргизского народа и закончилось примерно в 16в.

Наиболее популярным из киргизских народных инструментов является трехструнный щипковый инструмент комуз, изготавливаемый из урючного дерева.

Популярен двухструнный смычковый инструмент кыл-кыяк, дека которого обычно делается из верблюжьей кожи.

В народной музыкальной практике применяются также язычковые губные инструменты: темир комуз, изготавливаемый из металла, и жыгач ооз комуз, изготавливаемый из дерева.

Чопо-чоор

Чопо - чоор (глиняный чоор) - род кыргызских народных духовых инструментов. Был распространен в основном в южных, земледельческих районах республики под различными названиями - чопо чоор, ылай чоор. Форма его произвольная. Один из старинных образцов, находящийся в коллекции профессора С. Субаналиева, изготовлен в виде небольшого шара из белой глины; высота его немногим более 5 см. Два игровых и одно дульцевое отверстие расположены таким образом, чтобы одновременно можно было прикрыть их губами и указательными пальцами обеих рук (поддерживается инструмент при помощи больших пальцев). Народный чопо чоор несложен в исполнительской практике. Тембр завораживающий, мягкий, глубокий. Очевидно, поэтому чопо-чоор может служить как музыкальной игрушкой для детей, так и равноправным инструментом в фольклорном ансамбле. В настоящее время инструмент усовершенствован. Путем реконструкции его древнего образца создано семейство новых чопо чооров.

В давние времена использовался кыргызами для выпаса скота. Заслышав звуки чопо - чоора, издаваемые пастухом, овцы никогда не отбивались от стада, шли за пастухом на место кочевки и обратно.

Темир-комуз

Киргизский народный щипковый язычковый муз. инструмент. Род варгана. Представляет собой железную (также медную или латунную) подковку с вытянутыми и сужающимися концами (дл. 60-120 мм, ширина у основания 3,5-7 мм). Язычком служит укрепленная в середине дуги подковки стальная пластинка. Прижимая инструмент подковкой к зубам одной рукой, исполнитель на Т.-к. (т. н. комузчи) защипывает язычок указательным пальцем другой руки, получая осн. тон (обычно в пределах f - d1), резонатором служит ротовая полость (отсюда распространенный у разных народов термин, обозначающий инструменты этого рода: нем. Maultrommel - ротовой барабан и др.). Изменяя форму рта, исполнитель извлекает разл. звуки обертонового ряда, образующие мелодию. Мелодия звучит с непрерывным бурдоном (осн. тон). Рабочий диапазон - в пределах сексты; максимальный диапазон не превышает дуодецимы (широта диапазона обусловливается умением исполнителя регулировать подачу воздуха). Т.-к. - сольный инструмент, на нём исполняют гл. обр. кю, а также мелодии народных песен. Многообразна техника правой руки - с её помощью достигаются многочисл. звуковые, а также зрительные эффекты. Иногда исполнитель на Т.-к. сочетает игру со свистом. Т.-к. широко распространён, особенно среди женщин и подростков. Реже у киргизов встречается деревянный варган, наз. «джигач-оозкомуз».

Заключение

В ходе этого реферата мы рассмотрели историю возникновения музыкальных инструментов России, Китая и Киргизии. Было очень интересно узнать о происхождении и узнать строение таких инструментов как гусли, баньху и темир - комуз. Прочитав все об этих инструментах и написав данную работу, я стала ближе к культуре этих народов. А это и было основной моей целью. Ведь как я уже говорила во введении, долг каждого человека-уважать ценить и знать культуру своего народа, а так же изучать другие культуры и с уважением относиться к каждой из них.

Используемая литература

2.http://sounds.kg/ru/dyhovie/21 «Чопо-чоор»

Http://russian.china.org.cn/russian/219364.htm «Появление китайских народных инструментов», «Баньху» «Гуань». (Китайский информационный Интернет-центр. China.org.cn) 23/11/2006

Http://antisait.ru/inc/content/strany/kyrgyzstan.php «Музыка кыргызского народа» 2012

Http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7479/%D0% A2% D0% B5% D0% BC % D0% B8% D1% 80 «Темир - комуз»

Http://eomi.ws/plucked/gusli/ «Гусли» 2010

Гиджак (гыджак, гыржак, гижак, gijjak ) - струнный смычковый народный музыкальный инструмент узбеков, таджиков, каракалпаков, туркмен, уйгуров. Конструкция гиджака очень близка к персидской кеманче , которая распространена в Азербайджане, Иране и Армении.

В народных музыкальных инструментах - вся философия и мудрость веков. На гиджаке исполняют народную музыку , песни, инструментальные пьесы, макомы (вокально-инструментальный циклический жанр, в мелодической основе которого чаще всего лежит интонация плача). Гиджак и его разновидности наряду с другими народными инструментами входит в узбекские национальные инструментальные оркестры .

Корпус гиджака - шаровидной формы, по традиции изготавливается из тыквы специального сорта, дерева или другого материала (например, крупного кокосового ореха), сверху обтянут кожей. Размеры инструмента различаются и часто зависят от материала, из которого он изготовлен.

Количество струн современного гиджака - четыре, хотя исторически это число было также непостоянным, чаще всего встречались трехструнные гиджаки. В старину у гиджака были шелковые струны, сегодня - металлические.

Принято считать, что гиджак еще в XI в. изобрел Авиценна (Абу Али ибн Сина) - великий персидский ученый, врач и философ, который заложил основу области науки о музыкальных инструментах (инструментоведения), описал почти все существующие на то время музыкальные инструменты и составил подробную классификацию их типов.

При классической игре на гиджаке инструмент держат вертикально, звук извлекается специальным коротким смычком в форме лука, хотя современные исполнители также используют скрипичный смычок.

Однако есть виртуозы , которые играют на гиджаке не только классическую народную музыку, но и необыкновенно яркие пассажи. На видео ниже можно не только послушать, как звучит гиджак , но и посмотреть виртуозную игру на гиджаке мастера своего дела - узбекского музыканта Фарходжона Гаппарова (произведение "Storm" иранского композитора Бижана Мортазави):

 

 

Это интересно: