→ О готах. Кто такие готы. Внешние атрибуты. А кто такие готы (об этих чудиках я узнала сравнительно недавно) Готы кто они

О готах. Кто такие готы. Внешние атрибуты. А кто такие готы (об этих чудиках я узнала сравнительно недавно) Готы кто они

«Готы – мрачные и депрессивные, они ходят по кладбищам и там пьют абсент и пиво». Примерно полгода назад, с легкой руки юной особы, пытавшейся доказать свою принадлежность к готам, этот тезис обошел весь рунет, но мало что прояснил в данном вопросе. Так кто же все-таки такие готы? С целью узнать побольше об этих своеобразных личностях, любящих спать в гробах, мы покопались в их внутреннем мире – и вот что выяснили.

История направления

Первые ростки готической субкультуры в России появились в средине 90-х годов. Разумеется, готика пришла к нам с Запада, где она имеет множество последователей и направлений. В конце 70-х годов, когда панк-волна в Англии начала принимать новые формы, появился пост-панк. Группы, чье творчество укладывалась в данное понятие, отличались от своих собратьев по панк-цеху более депрессивным звучанием и ярко выраженным декадентским имиджем. Этих предшественников современных готов стали именовать «темными панками», а новая мрачная эстетика получила широкое распространение в массах.

С середины 80-х поднимается вторая волна готических групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию - художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне. Считается, что толчком к развитию готической культуры послужил фильм про двух современных вампиров - The Hunger («Голод») и в особенности одна музыкальная композиция, вошедшая в его звуковую дорожку. Речь идет о песне группы Bauhaus под названием Bela Lugosi"s Dead («Бэла Лагоси мертв»), посвященная культовому венгерскому актеру, исполнителю роли графа Дракулы. В дальнейшем готический имидж и эстетика также формировались под сильным влиянием вампирского образа. Среди готов популярность приобрели многие вампирские фильмы – Nadja («Надя»), The Addiction («Пристрастие»), Interview with a Vampire («Интервью с вампиром»), а также вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. Вне зависимости от того, существуют вампиры или нет, есть люди, называющие и считающие себя вампирами. У «вампиров» свои клубы, сайты и конференции.

Наиболее активно готический стиль развивается в Германии, Америке и Англии. Возникают новые готические направления в музыке – darkwave («темная волна»), ethereal («бесплотное»), dark folk («темный фолк»). В зависимости от музыкальных предпочтений происходит разделение аудитории, появляются различные типы готов. К середине 90-х годов мировая готическая субкультура представляла собой развитую изолированную инфраструктуру – с неизменными атрибутами: готическими журналами, радио, символикой, клубами, магазинами и т.д.

Во второй половине 90-х формируется dark culture («темная культура»). Это общее название для всей субкультуры, которая включает в себя и готов, и вампиров, и другие мрачные персонажи. Кроме того, субкультуру готов обогатил приток выходцев из «металлической» среды. Так родился gothic metal - новый стиль металлической музыки, приближенный к готической эстетике.

Мировоззрение

Глядя на гота, не нужно отличаться большой сообразительностью, чтобы понять, насколько он мрачно воспринимает окружающий мир. Романтично-депрессивный взгляд на жизнь - вот оно готическое мировоззрение .

Для настоящего гота характерно быть замкнутым, испытывать частые депрессии, меланхолию, мизантропию. Вместе с тем – это эстет, мистик, избегающий стереотипов в поведении и облике, стремящийся к артистичности и творческому самовыражению. Большинство готов воспринимают смерть как фетиш.

Эстетика смерти

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов с бледными лицами и темными кругами под глазами весьма показателен в этом отношении. «Танатофилия» - одно из ключевых понятий в готической субкультуре. Сами готы считают, что это стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью.

Подобное мировоззрение выражается в прогулках по кладбищам, пристрастию к произведениям, описывающим смерть и некоторых сексуальных отклонениях. Некрофилия или половое влечение к трупам в чистом виде среди готов встречается крайне редко. Если и есть среди готов настоящие некрофилы, то они тщательно скрывают свои пристрастия. Хотя не исключен вариант полового акта, когда один из партнеров “притворяется” трупом и не реагирует на действия партнера. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) – асфиксофилия (иначе – скарфинг), любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти, например секс в гробу.

Религия

Готическое мировоззрение не привязано к конкретной религиозной доктрине, тут готы ничем не отличаются от обычных людей. Среди них есть немало не верующих ни во что или даже радикальных атеистов. Но при этом немало и весьма религиозных - приверженцев как традиционных конфессий, так и новомодных или, наоборот, древних учений.
Существуют и готы-христиане, хотя они в готической субкультуре и представлены в меньшинстве. Кстати, готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Эти загадочные личности испытывают повышенный интерес к сверхъестественному, то есть к магии и оккультизму. Поэтому среди готов больше всего язычников и сатанистов.

Тяга к таинственному имеет разные проявления: от примитивного использования магических символов как элемента украшений, до серьезного изучения магических таинств. Среди готов очень популярны оккультные традиции различных языческих школ. Например, Wicca - современная ведьмовская традиция, опирающаяся на пан-европейский шаманизм; Druids – друиды, пытающиеся возродить кельтские магические ритуалы; Asatru – традиция, базирующаяся на скандинавском язычестве.

Встречаются готы, изучающие иные оккультные традиции - от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. К язычникам можно отнести последователей древних оккультных или претендующих на древность традиций Wicca, друидов, одинистов, а также последователей более современных и менее распространенных учений - телемитов, теософов, ариософов. Готы-статанисты - по большей части люди, привлеченные мрачной религиозной эстетикой и ее внешним проявлением. Всерьез их нельзя назвать сатанистами.

Символы

Готы используют разнообразную египетскую, христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский анк - символ вечной жизни. Здесь прослеживается очевидная связь с готической субкультурой, возникшей, как мы помним, благодаря вампирской эстетике. А вампиры как раз и есть ходячие мертвецы, живущие вечно. Часто на готах можно увидеть и другие египетские символы, например "Глаз Ра".

Христианская символика присутствует не так часто, обычно в виде распятий только с более стильным, чем это принято традицией, дизайном. Кельтские символы представлены кельтскими крестами и различными орнаментами. Нередко используются пентаграммы (обычные и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды и другие оккультные символы. Популярны различные символы смерти - украшения с гробиками и черепами. К готическим символам можно отнести и летучих мышей.

Места тусовок и виды кайфа

Готическую субкультуру трудно представить без «сцены» или места сбора, тусовки со всеми атрибутами движения. В городах с развитой готической «сценой» это - клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек начинает посещать данные мероприятия и каким-либо образом становится известен на готической "сцене", его начинают считать частью готической тусовки.

Как и все обычные люди, готы утоляют жажду пивом, водкой и креплеными винами. Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино. Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями. Ходят слухи, что готы не брезгуют и травкой.

Разделение на виды
Среди большого разнообразия готов, самые распространенные :

Сатано-готы появились из числа фанатов «симфо-блэк-металла», относящегося к готическому направлению. Специфическая атрибутика: схожа с блэк-металлической. Внешность - длинные, крашеные в черный цвет волосы и ногти, обильная подводка глаз черным карандашом. Одежда – куртки-косухи, черные джинсы, военные ботинки. Украшения: множество цепей, «сатанинская» символика - пентаграммы, перевернутые кресты, три шестерки (так называемое «число зверя») и так далее.

Панко-готы. Внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашеные волосы, грим - выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами», крашеные в черный цвет ногти. Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.

Старые готы первой волны. Существует небольшая группа, состоящая из взрослых (олдовых) готов самой первой волны. По характеру субкультуры они наиболее близки к западным. Нормы поведения соответствуют сатанинской этике: цинизм, высокомерное и презрительное отношение к готам следующей волны, но без оккультного компонента

Готы-вампиры. На западе это одно из самых старых и многочисленных направлений готической субкультуры. Бисексуализм - один из декларируемых стилей поведения гота-вампира. Характерная черта - демонстративное кусание в шею: это своего рода визитная карточка. Специфическая атрибутика: цвета в одежде преобладают черные и красные.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.

Наши люди

В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля. На западе существуют специальные готические бутики, а у нас такой неординарный прикид шьют на заказ в ателье или перешивают из другой одежды.


Огромные подведенные тушью глаза на белом от пудры лице, торчащие во все стороны волосы цвета вороньего крыла и черная одежда...

Вы наверняка догадались, про кого пойдет речь. Обычный человек может называть их ненормальными, сектантами или даже сатанистами, но сами они выбрали для себя другое имя: ГОТЫ.

Это не дикие племена, предки германцев. Это люди в черном. Они хотят всем показать, что чернота у них снаружи и внутри. Корни готической эстетики - в средневековье, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции.

Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Кстати, посмотреть на истинную готику можешь в путеводителе по Праге или по Прибалтике - там почти все здания в возрасте от 500 лет созданы в этом стиле.

типичная девушка-гот сапожки гота

Готы в том виде, который известен сейчас, появились примерно в 1979 году, после выхода фильма "Голод". Двух главных героев, вампиров-убийц, играли Дэви Боуи и Катрин Денев. Египетский крест, которым они прокалывали горло своей жертвы, тут же стал символом готической тусовки. А песня из саундтрека группы Bauhaus под названием "Bela Lugosi"s dead" теперь настоящий гимн новых поклонников Тьмы. Заунывная музыка с депрессивными текстами о смерти, мраке и зле мгновенно стала бешено популярной. Толпы банков, уставшие от угара конца 70-х, ломанулись под черные знамена Великой Богини Луны.

Движение развивалось в мрачно-романтическом стиле: люди изводили кучу косметики на депрессивно-агрессивный макияж, перекрашивали одежду в угольный цвет, а по ночам выли на луну, мечтая о смерти. О былой банковской красоте напоминали только живописные лохмотья, вызывающий макияж и ирокезы. Кстати, чтобы причесан стоял торчком, некоторые умельцы мазали его гуталином. И знаешь, гребень стоял торчком, как пришитый!

Запах, исходивший от такого сооружения, никого не смущал: из-за своего нежелания общаться с остальными людьми готы редко выходили из дома при свете дня, травя химическими ароматами своих домашних. Общение с единомышленниками происходило только при луне. Места для таких сборищ подбирались весьма мистические, типа заброшенных кладбищ и разрушенных церквей. ОДЕЖДА ИЗ ЛАТЕКСА Этот материал очень уважаем во фрик-культуре, ведь из него делается классная одежда. А еще из кожи, винила, всевозможной синтетики и даже металла. За бугром есть спец магазины, которые работают только с одеждой для фраков. Эта сеть называется Underground Fashion. Такая одежда очень дорогая, потому что эксклюзивная, и сам материал недешевый. Однако в таком дизайне остаться незамеченным невозможно!

ГОТИЧЕСКИЕ ПЛЕМЕНА ГОТ- АНДРОГИН. Отличить мальчика от девочки практически нереально: одни и те же длинные челки и накрашенные ногти. Правда, если персонаж окажется в юбке, то процентов на девяносто - перед тобой мальчик. Главный признак гота-андрогина - большое количество серебряных украшений и кожаная одежда. Некоторые удачно сочетают одно с другим, нося ошейники с серебряными шипами. Вся одежда - чернее ночи!

КИБЕР-ГОТ. Эти люди просто помешались на всяких техногенных заморочках. Если браслет - то в виде шестеренки. Если цепь на шее - то велосипедная. У киверов в почете ультрарадикальная окраска волос, одежда из латекса, винила и всяких новопридуманных супертканей. Лучший друг этих товарищей - комп, увешанный наклейками с Луной и Дракулой.

ГОТ-ВАМПИР. Самая опасная категория готов. Их привычки могут повредить случайным людям, оказавшимся рядом. Дело в том, что, насмотревшись по видео "Дракулы", такой друг решает, что он тоже вампир, И принимается за темные дела: идет к зубному нарастить клыки, тренируется на помидорах прокусывать горло и занимается прочей ерундой. Его легко узнать по прикиду: чаще всего он одет в белую рубаху с кружевами и бархатные штаны. Опасайся его! ТРЕШ-МАКИЯЖ Чтобы в готической тусовке или на концерте тяжеляка тебя приняли за своего, надо выглядеть должным образом.

1. Готика - это все узкое, стремящееся вверх. Поэтому брови должны быть

2. На лицо наложи белый тон (очень светлая пудра, театральный грим или тальк). Низ щек можно сделать темнее, чтобы лицо зрительно казалось более худым и острым.

3. Черным карандашом жирно подведи верхнее веко. Можно и нижнее. Хуже все равно не будет!

4. Наложи много черных теней на веки. Под бровями оттени белым.

5. Вокруг глаз можно черным карандашом или лайнером нарисовать ромбы и закрасить черным.

6. Можно нарисовать черные слезы.

7. Вспомни фильм "Ворон" - протяни черную вертикальную линию, которая начинается на щеке. 8. Губы на выбор: белые, черные, фиолетовые. МУЗЫКА ГОТОВ Большую роль в готической культуре играет музыка. Тут тоже есть своя попса и свой андеграунд.

ГОТИЧЕСКАЯ ПОПСА.

Немного о самом термине GOTHIC (иногда упомянуть про это бывает не лишним):
Термин Goth отсылает нас к индо-европейским племенам. Племена готов медленно интегрировались в котел Европы, постепенно растворившись в нем. Немцы считаются народом в наибольшей степени унаследовавшим черты этих самых готов. Готика как стиль проявляется в конце XII века. Предпосылками же для появления этого стиля явилась общая урбанизация Европы. А также культурный импорт - после крестовых походов Европу наводняют элементы культуры Византии, Древней Греции и Арабского мира. По сути готик, как термин, здесь понимался буквально - как слово варварский.

Такое название было дано за непропорциональное, грубое, варварское совмещение романского (как базисного для того времени стиля) и восточного (арабского) стилей архитектуры. Однако само слово gothic впервые зафиксировано в общем употреблении в 1611 году, подчеркивая нецивилизованность и отсутствие вкуса. Люди же, которые строили готические храмы, никогда не использовали это название. Взяв это слово на вооружение, готик расценивался одними как синоним слову мрачный, другими же подразумевалась эклектичность, соединение разнообразных стилей. Как мы могли наблюдать, и то, и другое не расходится с тем, что мы называем словом GOTHIC.

Готическое мировоззрение является комплексным понятием, которое достаточно сложно описать. В целом, его можно характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Также характерной чертой большинства готов является особое, полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).

Важно, однако, иметь в виду, что все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам. Более того, можно даже сказать, что такие проявления готического мировоззрения, как состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость, встречающиеся довольно редко. Такое положение вещей породило условное разделение готов на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

Среди этой субкультуры часто можно найти общее с культурой БДСМ, хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры традиционно является крест анкх, египетский символ вечной жизни. Анкх вошёл в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто используются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже.

Христианская символика используется реже, и по большей части — в виде обычных распятий, только в более «стильном» исполнении. В частности, популярен крест св. Якова (крест-нож). Широко используются кельтские кресты и различные кельтские орнаменты (трикветр и т. п.). Достаточно обширно представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (оккультистские символы хаоса).

Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и тому подобные. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, — множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.

Однако, каких-то универсальных, используемых всеми готами знаков или символов не существует — определяющими являются эстетические предпочтения конкретного гота. Украшения в подавляющем большинстве серебряные, реже — из других белых металлов (мельхиор, цинк). Жёлтый металл традиционно не используется. Форма и вид украшений весьма разнообразны, наиболее распространены кулоны, броши, кольца и перстни.

GOTHIC CULTURE & DRUGS
Goth культура никогда, вопреки общественному мнению, не была (и я надеюсь не будет) нарко-культурой. Готы, которые используют наркотики, приходят к ним также, как и все остальные. Чаще всего по причине любопытства. Gothic во многих аспектах психоделичен и некоторые личности используют свои трипы для создания собственных произведений, расширяя сознание с помощью галлюциногенов. Псилоцибин и LSD то, что в общей своей массе употребляемо готами, иногда используемые для перехода в другое измерение или ритуала, реже для получения обыкновенного удовольствия. Марихуану и гашиш многие не считают наркотиками (употребляются в своей массе повсеместно и не только готами) и не стоят упоминания. Extasy популярен как стимулятор на клубных вечеринках (впрочем также как и на всех вечеринках).

Cтоит добавить про популярный некогда абсент, который был признан наркотическим средством и снят со свободной продажи (в последнее время, в России он продается чуть-ли не в каждой разливочной). Крайне сложно припомнить практику с употребления опиатной группы наркотиков в готик-сцене, хотя многии готические писатели XIX века баловались онным, что, на наш взгляд, было вызванно отсутствием LSD и прочих психоделиков. В любом случае это личный выбор каждого и ни в коем случае нельзя заявлять, что gothic-культура подталкивает людей к употреблению различного дерьма. Причины по которым некоторые личности начинают эксперементы с наркотиками более подходят для описания в работах по психологии или социологии, нежели здесь.

РЕЛИГИЯ
Готическая сцена охватывает все религии и их разновидности. Многие готы атеисты, но не факт, что все относятся к таковым. К примеру, среди английских и американских готов очень много викканов (неоязычников), которые представлены различными музыкальными проектами, и если таких не подавляющее большинство, то очень, очень много. Немного меньше в этой среде спиритуалистов нью эйдж и членов других религиозных групп. Здесь также отдельно можно было бы выделить goth-христиан. В основном же готик сцена не имеет прямой привязки к религии. Несмотря на этот факт, goth-культура имеет репутацию культуры сатанистов и извращенцев, или же (как минимум) людей которые своей неприемлемой свободой несут погибель и разрушение - вот так преимущественно думает о нас узколобый обыватель.

Готик сцена активно использует религиозные образы во многих песнях. Особенно на этом поприще снискали себе популярность Christian Death (само название не имеет отношения к религии - оно родилось как издевка над известной маркой Cristian Dior). Bauhaus в свое время также сделали несколько трэков с религиозной атмосферой. Sisters Of Mercy имеют квази-религиозное название, но это не более чем ирония. Их музыка демонстрирует отсутствие этой религии, поскольку А. Eldritch больше известен своими текстами на тему политики. Их коллеги по лэйблу, March Violets, напротив, создали себе очень даже эзотерический имидж. The Mission были ярыми "new age". Сarl McCoy полюбливал обращаться к шаманским традициям и откровенному гностицизму. Религиозные ювелирные украшения очень часто используемая деталь в одежде готов. Все это сильнейшие архетипичные символы, имеющие мощный подсознательный эффект, но во многих случаях это больше предмет фетиша, сатирическая издевка или вообще просто fashion и к религии как таковой практически не имеет никакого отношения.

Одним из главных факторов, который отличает готическую субкультуру от большинства других молодежных культур, является пристрастие готов к литературе. Что представляет из себя готический роман не так уж сложно узнать в любой энциклопедии. Его основоположником является англичанин Ч.Уоппл, но настоящий размах готик-литература (в нашем понимании) получила в середине XIX века. Классиками этого направления общепризнанны Брэм Стокер, Алан Эдгар По, и Х.П. Лавкрафт. (Лично я сюда бы отнес и поэтов романтическо-декадентской направленности, которых не относят ни к жанру готического романа, ни, тем более, к жанру хоррора,- это Йетс, Бодлер и Суинберн. (Бодлера, наверное, стоит подчеркнуть отдельно)). Говоря о неоготике в литературе прежде всего стоит упомянуть замечательного автора начала XX века Густава Майринка.

Среди современной готической новеллистики стоит запомнить имена Энн Райс и Константин Сторм. Это не лекция по литературе и если вам интересно знать, что читают готы, то на это просто ответить. Они читают все - постмодернистов (куда же без них), экзистенциалистов, экспрессионистов, психологические романы, работы по эзотерике, психоанализу, программированию, практическую литературу по разведению грибов, рыбок и рептилий в домашних условиях, историческую там всякую литературу и т.д.
Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Эстетика выражена, при помощи готической музыки, моды и прочих аспектов субкультурной группы.

Существенная черта готики — театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVIII и XIX века, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

Противодействие, наличествующее в рядах, скорее всего, относится к отношению готов к самой готике. Я не считаю что разумно делить готов на «mopey» и «perky», по такому принципу можно разделить любую группу людей.

Вопросами самоопределения, как правило, задаются не разбирающиеся в предмете люди.

Возьмём, к примеру, текст с популярного в России готического сайта.
Темная эстетика — это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам.

Прежде всего, хочу сказать, что уход в глубину внутреннего мира и «другая» музыка — это было и остаётся в готической музыке и эстетике. Где же здесь ошибка?

Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» не воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму — чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста, но НЕ провозглашения мрака:
В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков.

Налицо — откровенный бред и грубая фактическая ошибка. Во-первых, кто сказал что радость — проста? Но готическую музыку начинали, благо, не те кто писал украинский FAQ — и они понимали, что важна эмоциональная глубина в принципе — потому что мейнстримовая музыка не может предоставить слушателю всю гамму, чуть больше сложности — и уже неформат.

В чём заключается пассивный протест? Вероятно, в том, что нету явной борьбы с мейнстримом — творчество ставится на первый план, творчество создаётся для определённой группы людей, которая плевать хотела на вкусы масс. Отсюда идёт имидж — противопоставление, альтернатива повседневности. Отсюда идёт интерес к загадкам истории. Чёрный цвет здесь, разумеется, не важен — и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля — люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего — экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, по определению, готика не может быть популярной.

Это альтернативная субкультура, с альтернативной музыкой.
Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (БСЭ).

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста. Но это очень важный момент — здесь, кстати, хорошо видны оттенки глэм-рока — я считаю, именно поэтому готическая субкультура до сих пор жива — благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни — противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще — бесконечное раздолье.

Готический стиль, как я уже говорил, идёт наперекор общественным ценностям — к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Именно поэтому в стиле подчёркнут эротизм.

Вероятно, первоначально, отголоски вампирского стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение — выбеленное лицо, чёрные тени — как анти-жизнь. Анти-жизнь в общественном понимании, но на самом деле — просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель.

Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде.

Многие вдохновились образами знаменитой актисы немого кино — Теды Бары.

В чём смысл быть готом?

Итак, финальная часть данной статьи, является попыткой обрисовать некую смысловую направленность субкультуры «готика». Как говорилось ранее, я попытаюсь выразить это.

По моему мнению, готика это субкультурная форма подчёркнуто-творческого нонконформизма, под влиянием тёмной эстетики.

Я не берусь полностью исключать тёмную эстетику, так как, на данный момент, она является не основной, но её влияние достаточно велико. Трактовать «тёмный» оттенок очень просто — во время становления и на начальных этапах, он олицетворял противопоставление «новым романтикам», то есть тогдашнему «гламуру». Сейчас тёмные цвета тоже очень хорошо подходят к форме протеста общественным идеалам. Люди могут называть этот оттенок «ношением траура по убогому миру», придумывать что угодно, но суть остаётся при любом рассмотрении — тьма это протест.

Следует отметить, что «тёмный» оттенок является ни чем иным, как негативом, обратной стороной, с точки зрения символики и архетипов истории Европейского общества. Так, с культурологической точки зрения, «тьма» и её олицетворение приобретает бОльшую завершённость и осмысленность.
В концепции Европейской культуры, выделяются архетипы негативные, доступные аналитической психологии в отрицательных мифопоэтических образах: «колдун», «демон», «черт». Эти отдельные архетипические образы относятся к архетипу Тени, происходящему из негатива картины мира — той его части, которая остается непознанной.

Вспомним, что «тяга к непознанному» встречалась ещё у ранник «тёмных панков».
Теневая, т.е. непознанная сторона картины мира мыслится в инверсии его известной стороны, в результате получается негатив, или антимир, с антинормами, антизаконами, управляющими антиповедение антисуществ. Это и есть процесс обретения архетипами своего символического выражения — проекции.

Здесь мы видим глубинное психологическое значение и смысл негативных форм поведения: протеста, нарушения запретов, деструктивной или самодеструктивной деятельности. Между тем образ врага — лишь один из вариантов архетипа антипода, экстраполирующего «темные» стороны личности. Символическая оппозиция жизни и смерти подчинена задаче структурирования социума, в результате чего общество делится на организованное коммуникативными нормами большинство и не соответствующее этим нормам меньшинство. В современном русском языке слово «нелюдь» означает такие крайние формы социальной девиантности, как тяжкие преступления. Но прилагательное от него «нелюдимый» употребляется по отношению к не слишком активным участникам вербальной коммуникации и этимологически восходит к описанию мира мертвых.

Оппозиция, раскрывающая значение «асоциальный» как «мертвый», сохраняется в языке: «люди/нелюди», «род/выродок», «жилец/нежилец» и пр. С развитием культуры расширяется спектр смысловых значений, обыгрывающих тему социальной идентичности. Между ритуальными жертвами и социально-политическими, казалось бы, нет ничего общего, кроме аллегории. Но если отбросить религиозный аспект, в первом случае, и идеологический пафос, во втором, то обнажится единый социально-психологический алгоритм — структуризация социума путем выведения его реальной границы, проходящей через оппозиции «свой/чужой», «человек/нечеловек», «жизнь/смерть».

Поэтому, «тёмный» образ как протест, выбран не просто так. При желании выразить антагонизм, выбор на него падает практически инстинктивно, исходя из культурологического контекста.

Почему нонконформизм? Здесь всё понятно, и я уже говорил — отречение от общественных вкусов. Изначально, готическая музыка создавалась, как «неформатная» и «непопсовая», играли её в неформатных и непопсовых клубах. Как явление пост-панка, с подчёркнутой экспериментальностью, приветствовался творческий подход. Понятия не имею, кто из музыкантов был честен, а кто нет, но именно так всё и провозглашалось — творчество ради творчества. В популярной и официальной культуре, подобное просто исключено — везде фальшь и алчность. Деньги объявляются высшей ценностью, прагматизм побеждает, следовательно, протестной формой является романтизм.

Прежде всего, гот — это романтик. Романтик с большой буквы, для которого важна Свобода. Свобода тоже с большой буквы.

Усилившийся натиск германских племён на границы Римской империи со времени Маркоманской войны был неслучаен. Их самих вытесняло со старых территорий ог-ромное племя готов, пришедшее из Скандинавии. О своей родине готы вспоминали в легенде, сохранённой их историком Иорданом. Под предводительством конунга Берига готы высадились на трёх кораблях в устье нынешней Вислы. Один из кораблей был менее поворотлив, и от готского слова gepanta - ленивый происходит название отде-лившегося от готов племени гепидов. Потомки бравых мореходов, прибывших на бы-строходных кораблях, разделились позже на остготов и вестготов. По легенде, в прав-ление пятого конунга после Берига, когда численность племени значительно возросла, готы решили двинуться в южную Скифию. Дойдя до широкой реки, они построили мост, и половина пришельцев перешла на другой берег. После чего мост рухнул, а по-чинить его не смогли. Часть племени (вестготы) ушла на запад. Остальные (остготы) обосновались на восточном берегу.

Идея рухнувшего моста так понравилась историку Г. В. Вернадскому, что он конкре-тизировал: переправа готов через Днепр произошла возле будущего города Киева. Его немецкие коллеги склонны считать, что в легенде упоминается не Днепр, а Днестр или Прут. Вряд ли теперь удастся установить истину. Из более достове рных данных из-вестно, что вестготы разгромили в 251 г. на Дунае легионеров римского императора Деция. А остготский конунг Эрманарих, которого называют “готским Александром Македонским”, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым”.

В середине III века, достигнув разными маршрутами Черного моря, готы стали стро-ить корабли и совершать набеги на южных соседей. Они проходили проливами в Сре-диземное море, грабили Грецию и Малую Азию. В Эфесе они сожгли прекрасный храм Артемиды, одно из семи греческих “чудес света”. А причину того, что вестготы и ост-готы так и не объединились, Л. Н. Гумилев усматривает не в рухнувшем мосте, а в со-перничестве рода Амалов - “благородных” – предводителей остготов с Балтами “смелыми” – предводителями вестготов.

Восхваляя верховного германского бога Вотана (Одина), готы поначалу не мешали поверженным ими народам поклоняться собственным богам. Не обратили они внима-ния и на христианство, постепенно вытеснявшее другие религии в Римской империи. При Константине Великом, перенесшем свою столицу из Рима в Константинополь, христианство было объявлено государственной религией. А в 325 г. на Никейском со-боре римскому императору пришлось стать верховным судьёй в споре приверженцев двух христианских проповедников: Афанасия и Ария. Афанасий настаивал на равенст-ве Бога-отца и Бога-сына. Арий же утверждал, что рождённый от Бога Христос всё же чуть ниже в священной иерархии. Этот “процессуальный” вопрос несколько веков оп-ределял судьбу многих германских племён.

Арианские проповедники первыми оказались среди готов, подошедших к римским границам. Им активно помогали местные священники, особенно из среды греческих пленных, захваченных германцами. Среди них самым знаменитым стал Вульфила, отец которого был готом, а мать - греческой христианкой. Он получил готское имя (Wulfila – волчонок), с детства свободно владел тремя языками: готским, греческим, латинским и служил лектором (низшая должность священника) в одной из немногочисленных у го-тов христианских церквей. Он переводил Библию с греческого на готский, для чего пришлось заметно расширить язык старинных германских рун. Именно тогда появи-лись в немецком заимствованные из греческого Kirche, Biskoff, Pfaffe и немало других слов.

Отправленный с одним из вестготских посольств в Константинополь, Вульфила был замечен Евсевием, в ту пору духовным лидером ариан и одним из самых могуществен-ных людей империи. Он по достоинству оценил труд переводчика и, минуя промежу-точные должности, сразу произвел тридцатилетнего пресвитера в епископы. Вернув-шись в 341 г. в родное племя, Вульфила продолжал проповедовать христианство. Его Библия способствовала утверждению среди многих германцев арианской веры, что привело к длительной вражде германских “еретиков” с жителями империи, в которой вскоре победила римская церковь приверженцев Афанасия.

Вульфиле пришлось бороться за свою веру сразу на двух фронтах. Римская церковь стала преследовать “арианскую ересь”, а вестготские поклонники Вотана даже вынуди-ли епископа увести своих единоверцев на земли Римской империи. Император Кон-станций - сын Константина Великого выделил общине земли в провинции Мёзия, и там её застал через два века Иордан, писавший историю готов. Он назвал Вульфилу в своём труде “Моисеем готов”. До наших дней не дожила ни одна из книг этой первой герман-ской Библии. Самым древним считают экземпляр, переписанный в Равенне в 520 г., который хранится в университете города Упсала в Швеции. Часть букв там написана серебряной краской, и манускрипт поэтому называют “Серебряной Библией”.

Арианская “ересь” продолжала проникать в германские племена, и вскоре к дунай-ской границе ушла ещё немалая часть вестготов. Они просили римлян разрешить им жить в империи, которая к концу IV века разделилась на Западную и Восточную. Полу-чив разрешение, Фридигерн, вождь отделившихся вестготов-ариан, перешёл с 200 ты-сячами единоверцев на “римский” берег Дуная. Здесь римские чиновники стали оби-рать переселенцев и создали им столь невыносимые условия жизни, что вестготы взбунтовались. Их предводителей убили во время “мирных переговоров”. Спасшийся Фридигерн поклялся отомстить римлянам за коварство. Он начал опустошать Фракию, и на его усмирение отправился лично император Валент. При Адрианополе в 378 г. произошло сражение основных сил римлян с восставшими. Вестготы одержали победу, почти полностью уничтожив римское войско. Погиб и сам Валент.

А с востока планомерно надвигались огромные орды гуннов. Кочевники разрушили восточную “империю готов” - Gotenreich, и старый конунг Эрманарих в 375 г. покончил с собой. Этот год принято считать началом “Великого переселения народов” Европы.

О том, кто такие готы, ходят различные слухи, которые подчас искажены. Проблема в том, что большинство людей, которые пытаются судить о готической субкультуре, видят лишь внешнюю атрибутику. Заходят разговоры о прогулках на кладбищах, мистических ритуалах, эстетизации смерти и макияже. Однако мало кто пытался заглянуть в суть явления. Готы - это не внешняя стилизация. Можно носить черную одежду, играть в смерть, принимать загадочно-молчаливую позицию, но при этом не иметь к готическому движению никакого отношения. Те, кто лишь повторяет внешние черты готического образа - псевдоготы.

Было бы неправильно связывать это движение и с одной только мрачной музыкой. Готику слушают не только представители этой субкультуры. Настоящий гот всегда находится в душе и мыслях. Готы, субкультура которых стала развиваться в конце прошлого века, - это люди, для которых чужды не только ценности этого мира, но отчасти и сам этот мир. Впрочем, не стоит оценивать человека только в контексте сукультурной принадлежности. Несмотря на то, что эти люди (чаще подростки) носят одинаковую одежду и имеют схожие интересы, за каждым из них стоит отдельная личность со своими проблемами. То же самое можно сказать и про эмо. Готы и эмо находятся в достаточно жестком противостоянии, однако и те, и другие встречают на своем пути схожие проблемы.

Разница между ними в восприятии и способе реагирования на возникающие трудности. Чтобы ответить на вопрос, кто такие готы, надо смотреть не на атрибуты, а на образы, которые доминируют в этой среде. Это не только образы смерти и демонов. Через все, что связано с жизнью гота, красной нитью проходит одна тема - одиночество. Подростки-готы - максималисты и романтики в большей степени, чем их сверстники. Многие из них глубже чувствуют, большинство имеют высокий интеллект. Готы уже в юном возрасте начинают задумываться о тех вещах, до которых большинству одноклассников нет дела.

Непонимание сверстниками делает невозможной нормальную коммуникацию между ними и готом. Это обрекает его на одиночество и поиск единомышленников. Даже готы не могут всегда быть одни, ведь они остаются людьми, при этом людьми достаточно чувствительными. Родители, узнав, что их ребенок гот, начинают искать информацию о том, кто такие готы. И получают сведения о сатанинских ритуалах, самоубийствах, различных сектах. В результате неверных сведений они не помогают ребенку, а только ухудшают его состояние. В школах от учителей понимания представители этой субкультуры тоже не находят. Им советуют умыться и переодеться. Такие рекомендации только ожесточают подростка. Появляется желание смерти, а лучше - конца света.

К готам следовало бы относиться иначе. Это субкультура идеалистов и романтиков, которых сегодня очень мало. Практически весь мир охвачен стремлением к материальному достатку и успеху. Это мало способствует поэзии и возвышенным мыслям. Гот, умерший для мира, где правит практичность и ложь, живет в своем мире. В том идеальном мире он живее, чем большинство других людей. Он может искренне чувствовать, жить полной жизнью и исполнять свои мечты. Пока вокруг суетится толпа в погоне за иллюзиями внешнего мира, готу остается его

Среди готов много талантливых людей. Вообще все они довольно С наступлением совершеннолетия некоторые из них снимают привычный макияж и одежду. Однако это не означает, что человек меняет мировоззрение. Взрослая жизнь накладывает отпечаток на личность. Но юность оставляет более глубокий след. Кто такие готы? Это те, кто не уподобляется окружающим, не плывет по течению и имеет свой взгляд на мир. Ценности гота не походят на ценности, которые поддерживает большинство людей.

04 февраля 2013

Хотите как можно скорее узнать внутренний мир человека? Взгляните на одежду. Она — его отражение. Всем известная пословица о том, что встречают по одежде, в различных жизненных ситуациях не раз это доказывала на практике. Если обратить внимание на людей, любимым цветом которых является черный, включая их длинные волосы, густо подведенные глаза, ногти и даже губы, не трудно догадаться, кто перед вами и что скрывается за этой «чернотой». Явно в душе таких индивидуумов нет признаков светлых побуждений, стремлений к гармонии и покою.

Помните, как в детстве? Мы любили пугать своих сверстников разными страшилками: «В чёрном, чёрном городе; в чёрном, чёрном доме; в чёрной, чёрной комнате жил чёрный, чёрный человек, который любил бродить черными, черными ночами...». Это как раз о готах.

Если раньше нам казалось, что все «понарошку», то сейчас это, что ни на есть самая настоящая реальность. И, к большому сожалению, представителей этого уже не нового молодежного течения становится все больше. По этому поводу есть даже анекдот: «Новый гот! Новый гот!» — кричали готы возле роддома». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Подробное исследование о них сегодня является, как никогда острой необходимостью. Ведь не каждый подросток знает об истоках этого неформального объединения, привычках «детей тьмы» (как иногда их называют), мотивах появления и дальнейших последствиях.

«Кто такие готы? Откуда появилась их культура? И что они забыли в нашем мире?» — об этом сегодня задумываются многие. Начиная от родителей, заканчивая молодежью, которая если и не принадлежит к данной группе, но все же пытается выделиться, стать не такой как все. К несчастью, выбирает, как мне кажется, не лучший способ. «МОЗГАМИ надо отличаться. Моз-га-ми!» — прозвучала однажды фраза в юмористической передаче «Городок».

Откуда растут «ноги»?

«Готы» (от англ. goths — готы, варвары) — это, как правило, представители готической субкультуры, которые вдохновлены эстетикой готического романа, смерти и готической музыки.

Представители данной субкультуры появились в 1979 году, когда направление панк-рока пошло на спад. Часть групп изменило свое звучание на более трагическое. Внешний вид стал приобретать более черные цвет. Именно так появилась готическая пост-панк волна, после которой возникли группы, игравшие готический рок. Так панковский эпатаж превратился в вампирскую эстетику, взгляд на мир их постепенно стал далек от света.

Какие они — современные готы?

Тогдашние готы были, так сказать, более воспитанными. Даже одеяние «прапраготов» выглядело более изыскано. Сегодня ирокез сменился на ровные пряди. Виски и затылок начали и вовсе выбривать.

От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрной ткани, в виде кожи, бархата, атласа, замши. Из металла предпочитают — серебро. Кулоны и подвески выглядят, как летучие мыши.

Кружева, воланы, шнуровка, корсеты приемлют представительницы прекрасной половины готов. В одежде и украшениях обычно используется символика различных культур. Рядом с кельтскими орнаментами могут располагаться египетский анкх (символ вечной жизни) или викторианские вензеля. Цвета различные: бордовый, фиолетовый... Редко, но бывают экстравагантные: белый, розовый, салатный. Однако черный доминирует.

Иногда платья изготавливают из латекса, винила. Для декора используют пряжки, кольца. Юбки носят и мужчины. Из верхней одежды предпочитают пальто, шинели, кожаные плащи, накидки. Непременный атрибут этой субкультуры — ботинки в армейском стиле.

Что в душе, то и снаружи

Быть готом не просто. У подобных неформалов особый взгляд на мир, людей, общество. «Не правда ли, ужасное утро», — именно с этой мыслью начинается день у готов. Здесь нет позёров. Если эмо, при желании, может стать каждый, облачившись в розово-черный цвет, то у готов не все так просто. Только тот, кто истинно (как описывают СМИ) проникся чарующей атмосферой готической культуры, или кем, овладело уныние, ропот, нежелание надеяться на Бога, может по-настоящему им стать.

У готов своя философия, свои принципы, свое отношение ко всем и всему. Индивидуальность превыше всего. Даже романтика у них своя собственная. «Темная». Если музыка, то это мистический рок с элементами готики, философские мотивы или «холодная» электроника. Если конкретное произведение, то ему должна быть присуща некая загадочность, неопознанность. Даже в смерти, по их мнению, присутствуют подобные проявления романтизма.

Их жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики поражает! Да, они всегда стремятся к большему (в жизни, музыке, арте), ищут красоту даже там, где ее нет. Пытаются изменить каждый серый, банальный день — внести в него новые эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа и других источников. Но вы задумайтесь, каким только образом это достигается!

«Die laughing!» (умирай улыбаясь) — вот каков девиз готов! Знают правду и печально насмехаются над ней. Им нравится пребывать в состоянии боли, отчаяния, равнодушия. Если для обычного человека «черные» мелодии «грузят», держат в напряжении, страхе, тревоге, то готы черпают из этого негатива жизненную энергию.

Им все время надо испытывать эмоции. Причем весь спектр, по большей части, грустный. Готы — между двух измерений: радости и грусти. Они — посередине. Их эмоции холодны. Обладатели этого «статуса» не слабеют от печальной прозы жизни, но и радость для них слишком проста, слишком скучна. Поэтому готы постоянно в поиске. Ищут то, что стимулирует чувства, дает возможность пребывать в своем уединенном мире.

«Нужно прожить свой день, как последний», — уверены готы и при этом до последнего живут по принципу веры в себя, настоящую любовь и дружбу. Любить — так до конца, выглядеть — так дерзко, говорить — так истину. В целом неформалы этого типа живут по идеалам Виктора Цоя (максимально показанных в фильме «Игла»), духовных идеалах романов Ремарка («Триумфальная арка», «Черный обелиск») и верят в истины, положенные в основу для фильма «Ворон».

Готами не рождаются

По мнению психологов, выбор черного цвета в одежде говорит о глубокой психологической травме несовершеннолетних «готов». Своим пирсингом, напульсниками, тяжелыми, шиповаными браслетами они как бы стараются защитить себя от всех, спастись от боли.

За ужасающими рисунками, шокирующим имиджем, фотографиями, надписями стоит простой застенчивый человек, беззащитный, с ранимой душой, о котором Бог таким вот образом имеет собственный промысел ко спасению. В душе этих молодых юношей и девушек лежат вечные вопросы: «Что такое любовь?», «Для чего я живу?», «Что есть жизнь, а что смерть?».

К таким подросткам нужно относиться с пониманием, пропуская их душевное заболевание через себя, не обижая и унижая, ибо тем самым еще больше будем их отталкивать. Душа таких ребят оголена, ранима, как ваза, уронишь — разобьется. Понадобятся потом долгие месяцы, а может, и годы, чтобы вернуть расположение, завоевать доверие. Только горячая любовь способна растопить их ледяное сердце.

Готы — опасны?

Цвет ночи ассоциируется чаще всего с темной, дьявольской силой. Любовь к сверхъестественному, оккультивному, которая присуща готам, двояка. Гот готу рознь. В некоторых случаях можно смело сказать, что они несут в себе социальную опасность: вандализм, объединения, связанные с исповеданием искаженных форм язычества, суициды...

Но, по большому счету, любители собраться на кладбищах делают это не для того, чтобы учинить там беспорядки. Если внутри пустота и хаос, значит, форму внешнюю, в которую он обличен, нужно заполнить. Вот так как, через атрибутику кладбища, одежды вампиров, мертвецов дети и желают самовыразиться. Так у них создается иллюзия духовного богатства, собственной значимости.

Профилактика

В основном, причиной самоубийства является неразрешённый внутренний конфликт личности и среды, а также дефицита общения между родителями и детьми. Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения пристрастия к тому или иному неформальному течению, а с восполнения дефицита общения между родителями и ребенком.

Частоту самоубийств у подростков можно существенно снизить путем улучшения взаимоотношений в семье. В противном случае, если родители не откликнутся искренне на заботы и трудности своих детей, а будут продолжать использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут все чаще повторяться.

Взрослым необходимо жить жизнью ребенка, не «душить» своей любовью, но в то же время и не делать воспитание попустительским, а просто уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, о чем они думают, что их беспокоит, волнует.

Не так давно прочитала уникальную информацию. По сути, готы — это брошенные люди, люди, оставшиеся без человеческого внимания, особенно родительского. Их одели, обули, накормили телесной пищей, а напитать пищей духовной забыли. Свое спасение и опору они ищут в различных неформальных движениях, где, как им кажется, находят душевных комфорт. Но он ложный. И они подсознательно чувствуют это и своеобразной одеждой, поведением пытаются вернуть утерянное некогда драгоценное для них внимание, просят нас о помощи. И мы должны им помочь.

Наталия Стрюкова

 

 

Это интересно: