→ Балет гаянэ краткое содержание. Балетное творчество А.И. Хачатуряна как классический образец современной музыки. Для кого подойдет

Балет гаянэ краткое содержание. Балетное творчество А.И. Хачатуряна как классический образец современной музыки. Для кого подойдет

Либретто К. Державина. Балетмейстер Н. Анисимова.

Действующие лица

Ованес, председатель колхоза. Гаянэ, его дочь. Армен, чабан. Нунэ. Карен. Казаков, начальник геологической экспедиции. Неизвестный. Гико. Айша. Измаил. Агроном. Геологи. Начальник пограничной охраны.

Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели.

Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранения. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.

Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво потягиваясь, идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир - молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает Девушку. Он говорит ей о своей любви, хочет обнять ее. На Дороге показывается молодой чабан Армен. Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов, Армен нашел блестящие куски руды. Он показывает их Девушке. Ревниво смотрит Гико на Армена и Гаянэ.

В часы отдыха колхозники затевают пляски. Подходит о. Он хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, снова пытается обнять ее. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен. Он ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее. Он не желает работать. Колхозники упрекают Гико, но он не слушает их и с поднятыми кулаками нападает на Армена. Между ними становится Гаянэ. Она требует, чтобы Гико немедленно ушел.

Колхозники возмущены поведением Гико. Прибегает молодой колхозник Карен. Он сообщает, что приехали гости. В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними.

Колхозники радушно встречают приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают в честь гостей пляску. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости и за пляской чабана Армена. Раздается сигнал к началу работы. Ованес показывает приезжим колхозные сады. Гаянэ остается одна. Все радует ее взор. Девушка любуется далекими горами, благоухающими садами родного колхоза.

Возвращаются геологи. Гаянэ советует Армену показать им руду, которую он принес. Находка Армена заинтересовала геологов. Они готовы сейчас же идти на разведку. Армен показывает маршрут по карте, берется сопровождать геологов. В этот момент появляется неизвестный. Он внимательно следит за Арменом и геологами.

Сборы в дорогу окончены. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Подошедший Гико видит это. Охваченный ревностью, он грозит вслед чабану. На плечо Гико ложится рука неизвестного. Он делает вид, что сочувствует Гико, и, разжигая его ненависть, коварно предлагает дружбу и помощь. Они уходят вместе.

После работы у Гаянэ собрались друзья. Карен играет на таре. Девушки исполняют старинный армянский танец. Входит Казаков. Он остановился в доме Ованеса.

Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими цветистый ковер, затевают игру в жмурки. Приходит пьяный Гико. Игра расстраивается. Колхозники пробуют уговорить Гико, который снова преследует Гаянэ, советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико. Но он не слушает Ованеса и назойливо пристает к Гаянэ. Разгневанная девушка прогоняет Гико.

Из похода вместе с Арменом возвращаются геологи. Находка Армена - не случайность. В горах обнаружено месторождение редкого металла. Казаков решает подробно обследовать его. Задержавшийся в комнате Гико становится свидетелем этого разговора.

Разведчики недр собираются в путь. Армен с нежностью дарит любимой девушке цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются Армен и Ованес. Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды. Гаянэ прячет его.

Наступила ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он вскакивает и начинает искать материалы геологической экспедиции.

Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует, чтобы она сказала, где находятся материалы геологов. Во время схватки падает ковер, закрывавший нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный связывает Гаянэ, берет мешок и, стремясь скрыть следы преступления, поджигает дом.

Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас и смятение. Увидев палку, забытую неизвестным, Гико понимает, что преступник - его недавний знакомый. Он выносит девушку из объятого пламенем дома.

Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает любимую им девушку Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Привлеченные музыкой, собираются пастухи. А вот и Армен. Он привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел драгоценную руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.

Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.

Бушует пламя. В отблесках огня мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе.

Толпа схлынула. В этот миг неизвестный настигает Гико. Он просит его молчать и за это дает пачку денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника. Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь подбегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого окружают пограничники.

Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. В этот чудесный день он хочет быть с любимой. Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец.

Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на празднество гости из братских республик - русские, украинцы, грузины.

Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников - геологи и пограничники. Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается.

Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют свои национальные пляски - русскую, лихой украинский гопак, лезгинку, воинственный горский танец с саблями и другие.

Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят свободный труд, нерушимую дружбу советских народов, прекрасную Родину.

История создания

Вскоре после окончания консерватории, в конце 1930-х годов, Хачатурян получил заказ на музыку к балету «Счастье». Спектакль с традиционным для того времени сюжетом о счастливой жизни «под сталинским солнцем» и столь же традиционным мотивом шпионажа и врагов советской власти готовился к декаде армянского искусства в Москве. Такие декады, посвященные искусству, поочередно, всех республик, входящих в состав СССР, проводились регулярно. Композитор вспоминал: «Весну и лето 1939 года я провел в Армении, собирая материал для будущего балета «Счастье». Здесь-то и началось глубочайшее изучение мелодий родного края, народного творчества...» Напряженная работа над балетом продолжалась полгода. В сентябре балет был поставлен в Армянском театре оперы и балета, а через месяц показан в Москве и прошел с большим успехом как первый опыт этого жанра в армянской музыке. Однако в нем были отмечены недостатки, касающиеся, в частности, сценарной и музыкальной драматургии. Через несколько лет композитор вернулся к этому замыслу, ориентируясь на новое либретто, написанное известным театроведом и филологом К. Державиным (1903—1956). Переработанный балет, получивший название «Гаянэ» — по имени главной героини, готовился к постановке в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском). Однако начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в Пермь. Туда же для продолжения совместной работы над балетом приехал и композитор. «Осенью 1941 года... я вернулся к работе над балетом, — вспоминал Хачатурян. — Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но, как показала жизнь, в моем замысле отобразить... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине». В ноябре 1942 года в своем дневнике композитор записал: «По просьбе театра уже после окончания партитуры я дописал «Танец курдов» — тот самый, который стал позднее называться «Танцем с саблями». Я начал сочинять его в три часа дня и, не отрываясь, работал до двух часов ночи. Утром следующего дня были переписаны оркестровые голоса и состоялась репетиция, а вечером — генеральная репетиция всего балета. «Танец с саблями» сразу же произвел впечатление и на оркестр, и на балет, и на присутствовавших в зале...»

Творчество Арама Ильича Хачатуряна (1903-1978) входит в золотой фонд советского ис­кусства. Его произведения завоевали всеобщее признание. Как и многие другие произведения композитора, его балеты стали классическими образцами современной музыки. Первый опыт А. Хача­туряна в музыкально-хореографическом жанре стал и первым армян­ским национальным балетом. В 1939 г. в Москве проходила декада армянского искусства, и к этому событию хореографическая труппа ереванского Театра оперы и балета им. А.А. Спендиарова подготовила постановку хачатуряновского балета «Счастье» (балетмейстер И.И. Арба­тов), премьера которого состоялась на сцене Большого театра. На его материале был создан балет «Гаянэ» – хореографическая поэма о ве­личии народа, о его труде и любви, о его счастье. Сценарий был на­писан К.Н. Державиным. «В своем балете «Гаянэ», – говорил компози­тор, – я стремился средствами танца и пластики сценически воплотить мужественные образы советских людей и их самоотверженную борьбу за любимую Родину». В 1943 г. автор музыки «Гаянэ» был награжден Госу­дарственной премией СССР. Три симфо­нические сюиты, сделанные композитором, и отдельные фрагменты из «Гаянэ» постоянно звучат на концертных эстрадах всего мира.

«Гаянэ» Хачатуряна занимает в советском балетном искус­стве особое место. Это один из самых выдающихся балетов по музыке и один из самых несчастливых по сценической судьбе. Причина заключается в резком расхождении между целостностью музыки и слабыми сценариями. Неудача первоначального сценария заставила вновь и вновь «подтекстовывать» под музыку новые сюжеты. Так, «в спек­такле В. Вайнонена в основу сю­жета был положен банальный любовный «четырехугольник»; в спектакле М.А. Мартиросяна был приду­ман символический сюжет о борьбе с иноземным нашествием; спектакль Б.Я. Эйфмана строился на драме влюбленных, находящихся в социально не­равном положении; спектакль В.С. Галстяна – на драме любви и ревности; спектакль Н.А. Касаткиной и В.В. Ва­силёва – на рассказе о том, как молодые люди преодолевают традиционные семейные предрассудки и находят в жизни собственные пути».

Музыка «Гаянэ» поразительна по яркости народно-нацио­нального колорита, жизнеутверждающей силе, мелодическому богатству, гармонической и оркестровой кра­сочности. Она повествует о счастливой жизни народа, рисует своеобразные индивидуальные характеры и народные сцены, рассказывает о том, как драматические осложнения в челове­ческой жизни преодолеваются ее здоровыми началами и пол­нокровным естественным ходом.

Балет «Гаянэ» впервые появился во время Великой Отече­ственной войны и прозвучал как выражение советского пат­риотизма. На сцене воссоздавалась картина той радостной и счастливой жизни, за которую советский народ вел битву с фа­шистскими захватчиками.



Премьера спектакля состоялась 9 декабря 1942 г. в Перми (силами Ленинградского театра оперы и ба­лета им. С.М. Кирова). Премьера новой редакции – в 1957 г. в Мос­кве, в Большом театре.

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях, семи картинах с прологом (новая редакция). Либретто Б.В. Плетнева.

Дом Гаянэ в долине. Начинается буря. В горах сред охотников Армен, которого она давно любит. Гаянэ бежит из сада неожиданно сталкивается с Арменом и Георгием, на руках у них Айша, которую ураган сбросил со скалы. Айша восстанавливает силы. Появляется Георгий, он признается ей в любви и ждет ответа. Айша молчит. В саду появляется Армен с цветами в руках. Не застав Гаянэ, он просит Айшу передать ей цветы. Айша с готовностью соглашается. Воз­вращается Георгий и видит: улыбающаяся Айша с цветами в руках и рядом с ней Армен. Мучительная догадка осеняет Георгия: Айша любит его друга. В смятении он убегает.

Охота в горах. Внезапно за спиной Армена появля­ется медведь. Георгий хватает ружье и целится в зверя, но ослеплен­ный ревностью, опускает ружье. Медведь бросается на Армена, и они оба срываются в расщелину. Георгий в ужасе. Появившиеся охотники выносят Армена, юноша ослеп.

Дом Армена. Беспомощно озираясь и водя перед собой палкой, он делает не­сколько шагов и едва не падает. Гаянэ бросается к нему на помощь. Армен не хочет, чтобы Гаянэ связала свою судьбу со слепцом. Но де­вушка горячо уверяет любимого, что они будут счастливы, вселяя в Ар­мена желание жить и бороться за свое счастье.



Вечер в горах. Айша гру­стит: она поняла, что любит Георгия. Неожиданно появляется Георгий. Он пришел уви­деть в последний раз Айшу перед тем, как навсегда покинуть свое се­ление. Айша с радостью бросается в его объятия. Внезапно воспоми­нание о слепом друге отрезвляет Георгия. Он не имеет права любить и быть любимым пока не сознается в своем преступлении.

Праздник урожая. Мучительные воспоминания о прошлом охватывают слепого юношу. В отчаянии он срывает с глаз повязку. Солнечный свет на мгно­вение ослепляет его. К Армену вернулось зрение!

Начинаются танцы. Рядом с Армепом верная Гаянэ. Георгий рассказывает односельчанам всю правду о происшедшем на охоте. Жители долины с презрением отворачиваются от человека, предавшего друга. Айша заступается за Георгия – это она стала невольной виновницей случившегося. Георгий в молчании ждет приговора Армена. Армен прощает Геор­гия и протягивает ему руку дружбы. Георгии решает покинуть долину. Он должен стать другим человеком, вернуть себе уважение односель­чан. Айша готова следовать за ним.

Не меньшую популярность завоевал балет А.И. Хачатуряна «Спартак» по сцена­рию Н.С. Волкова. За музыку к нему композитор был удостоен Ленинской премии. Этот замысел возник у него еще в 1940 г. Уже тогда композитор мечтал создать монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю лучшего человека всей древней истории, каким является Спартак. Много лет спустя, развивая свою мысль, А.И. Хачатурян писал: «Сейчас, когда многие уг­нетенные народы мира развертывают борьбу за свое освобождение и национальную независимость, бессмертный образ Спартака приобрета­ет для меня особое обаяние. И сочиняя музыку своего балета, стремясь мысленно постигнуть атмосферу Древнего Рима, воссоздать жи­вые картины далекого исторического прошлого, я всегда ощущал ду­ховную близость Спартака нашей эпохе, нашей борьбе против всяче­ской тирании, борьбе угнетенных народов против империалистов агрессоров».

Многие балетмейстеры работали над сценической реализа­цией «Спартака». Первым среди них был Л.В. Якобсон, в 1956 г. поста­вивший балет на сцене Кировского театра. С новой версией «Спартака» познакомил зрителей в Большом театре И. Моисеев в 1958 г. Особый ус­пех имела постановка 1968 г., когда на сцене Большого театра балет поставил по своему сценарию Ю.Н. Григорович. За эту работу балетмейстер, а также дирижер Г.Н. Рождественский, художник С.Б. Вирсаладзе и исполнители главных партий – В.В. Васильев, М.Л. Лав­ровский и М.Р. Лиепа были удостоены в 1970 г. Ленинской премии. Этот спектакль в 1976 г. экранизирован.

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях, двенадцати картинах, девяти монологах с эпилогом. Либретто Н.С. Волкова в редакции Ю.Н. Григоровича.

Гибель мирной жиз­ни несут легионы римской империи, возглавляемые жестоким и ковар­ным Крассом. Захваченные им в плен люди обречены на рабство. Сре­ди них – Спартак.

На рынок гонят пленных рабов. Силой разъединяют мужчин и женщин. Разлучены и Спартак с Фригией, она становится рабыней Красса. Спартак призывает гладиаторов к вос­станию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима. Спартак – вождь. Его цель – борьба за свободу. Его счастье – в любви Фригии.

К гладиаторам присоединяется народ. Неожиданно войска Спартака окружают дворец. Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов и терпит пора­жение. С показной гордостью он готов встретить смерть. Но Спартак отпускает его. Он уверен в победе гладиаторов и чужд мелкому чув­ству мести.

Спартак счастлив с Фригией. Внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлага­ет принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя. Легионы теснят войска Спартака. В не­равном бою гибнут его друзья. Спартак встречает смерть мужествен­но, до последнего мгновения не покоряясь врагам, не зная сомнений в верности избранного им пути. Фригия оплакивает Спартака. Она исполнена ве­ры в бессмертие его подвига.

4 апреля 1982 г. в Одессе, 7 июля того же года в Ереване состоялась премьера еще одного балета А.И. Хачатуряна «Маскарад» , по одноименной драме М.Ю. Лермонтова. Музыкальная композиция и редакция Э.С. Оганесяна, либретто Л.А. Вильвовской, Н.И. Рыженко, В.В. Смирнова-Голованова.

Краткое содержание балета.

Зал игорного дома. Князь Звездич проигрывает деньги. Входит Арбенин, ему везет, он выигрывает, и весь выигрыш отдает князю. За ними следит «Маска» (Неизвестный), когда-то в молодости разоренный и опозоренный Арбениным.

Маскарад. Гости в маскарадных костюмах кружат­ся в вальсе. Арбенину скучно, он думает о любимой жене Нине. Внимание князя привлекает женская маска в домино, беседующая с другой маской. Звездич приглашает ее к танцу. Маска отказывается. Он берет ее за руку. Вырываясь, она теряет браслет и, не заметив этого, убегает. Вторая маска поднимает браслет и любуется им. Под­ходит князь. Маска хочет уйти. Он просит ее оставить что-нибудь ему на память. Маска бросает ему найденный браслет и скрывается.

Арбенин дома, ждет возвращения Нины. Вдруг замечает, что на одной руке нет браслета, и спрашивает, где он. Выясняется, что жена была на маскараде, муж подозревает измену.

В толпе Звездич видит Нину, идущую к ювелирному магазину. Он идет за ней. Не найдя там браслета, подобного потерянному, Нина взволнованная вы­ходит из магазина и сталкивается с князем.

Нина приходит к баронессе Штраль. Появляется Звездич и говорит, что видел Нину в юве­лирном магазине. Теперь он убежден, что незнакомка в маскараде и Нина – одно и то же лицо. Нина оскорблена поведением князя и то­ропливо уходит. Баронесса в отчаянии. Она ищет Звездича, чтобы признаться ему в том, что обманула его, скрыв под маской свое лицо и подарив князю браслет, потерянный Ниной.

Бал. Звездич подходит к Нине, почтительно кланяясь, возвращает ей брас­лет и покидает зал. Арбенин убеждается вновь, что обманут женой. Нина и Арбенин остаются вдвоем. В глубине зала – Неизвестный. Он следит за ними и видит, как Арбенин подает бокал Нине, всыпав в него яд.

Спальня Арбениных. Нине нездоровится. Арбенин говорит, что она умрет через несколько минут. Собрав последние силы, она говорит Арбенину, что невиновата.

Траур в доме Арбениных. Появляется Неизвестный, он говорит, что Арбенин убил свою жену и просит баронессу Штраль и Звездича под­твердить сказанное им. Арбенин мечется, как в западне, и падает, глядя на окружающих невидящими глазами. Он потерял рассудок... Люди идут мимо гроба и расходятся. Арбенин остается один.

6. Проявление традиций пе­сенного творчества Василия Павловича Соловьева-Седого в хореографическом искусстве (1907-1979)

Лучшие его песни завоевали всенародную извест­ность, получили распространение за рубежом. Свыше четырехсот образ­цов этого жанра создано композитором.

Однако Соловьев-Седой еще в довоенные годы выступал не только в песенном жанре, но и в балетном. В 1940 г. Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова показал его балет «Тарас Бульба» по повести Н.В. Го­голя в постановке Ф.В. Лопухова по сценарию С.С. Каплана. В музыке балета ярко сказался почерк композитора-песенника: «характеристики действующих лиц даны в рельефных мелодиях, ассоциирующихся с украинскими и русскими народными песнями». Мастерски была разработана танцевальная сюита «Запорожская сечь», танцевальные диалоги Остапа и Оксаны, Андрия и Панночки.

«Незадолго до начала Великой Отечественной войны балет Соловьева-Седого появился на сцене Театра оперы и балета им. С.М. Кирова, – рассказывает И.И. Дзержинский. – Это было еще далекое от совершенства произведение, но музыка его уже тогда излучала то особое обаяние, которое свойственно лишь большим талантам. Спустя много лет автор основательно переработал партитуру, и балет, «окрепший» и «возмужавший» возвратился на сцену театра».

В 1941 г. к этому произведению обратился Большой театр, где новым либ­реттистом и постановщиком стал Р.В. Захаров. Еще раз композитор возвращается к балету в 1955 г. Он был поставлен в Кировском театре балетмейстером Б.А. Фенстером. Вновь пересмотрев партитуру, композитор и автор сценария С.С. Каплан изменили не только отдельные сцены, но и всю драматургию балета в целом, «в результате возник новый спектакль, приобретший героическое звучание, близкое гениальной повести Гоголя». В разных редакциях балета главные партии исполняли из­вестные мастера советской хореографии: Н.М. Дудинская, A.Я. Шелест, М.Т. Семенова, О.В. Лепешинская, А.Е. Осипенко, B.М. Чабукиани, С.Г. Корень, Л.А. Лащилин, К.М. Сергеев, М.М. Габович, А.А. Макаров.

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях, десяти картинах.

Тарас Бульба с нетерпением ожидает возвращения домой из киевской бурсы сыновей Остапа и Андрия. Двор Тараса наполняется народом. Все хотят посмотреть на сынов Бульбы. Тарас тем временем принимает решение ехать завтра же с сыновья­ми в Сечь. Ему не терпится поглядеть, как они будут постигать ратную науку.

Перед Андрием проходит воспоминание о пле­нившей его красавице – дочери польского воеводы.

Сечь. Разгул веселья прерывается приходом крестьян. Они просят запо­рожцев освободить родную землю от шляхты, чинящей расправу над народом. Казаки решают выступить в поход. Впереди сыны Тараса – Остап и Андрий.

Утомленный боями, лагерь засыпает. Не спит лишь Андрий, по­груженный в мечты о прекрасной панночке. Вдруг он замечает женскую фигуру. Это татарка – служанка панночки. Она пробралась в лагерь запорожцев, чтобы сообщить, что панночка находится в осажденном городе. В городе голод. Вот уже два дня, как она ничего не ела. Андрий, взяв мешок с хлебом, исчезает с татаркой в подземном ходе. Осада Дубно снята. В городе торжество. Шумит бал. У панночки появился новый рыцарь – Андрий. Его страшит мысль о совершенном предательстве, но обольстительная улыбка панночки за­ставляет отогнать эту мысль.

Тарас узнает об из­мене Андрия. Как громом поражен отец, ярость его беспредельна. Зави­дев издали во главе вражеского войска Андрия, он приказывает каза­кам заманить его в лес. В пылу сражения лицом к лицу сталкиваются Тарас и Андрий. Тарас приказывает сыну слезть с коня и стреляет в него. Андрий падает замертво.

Неподвижно сидит Тарас. Горе согнуло старого казака. Под Дубно он потерял своего старшего сына, любимца Остапа. Тарас сам видел, как скрутили ему руки и взяли в по­лон. Перед взором старика проходит страшная картина казни сына.

Давно уже пытались враги поймать Тараса, да настигли только теперь на берегу Днестра. Враги скрутили ему руки, привязали к дереву и подожгли.

От дыма и огня попятилась шляхта. Из огня, как из пламени на­родного гнева, стали возникать народные полки, а во главе их – исполинская фигура народного героя Тараса Бульбы.

В 1963 г. произошла еще одна встреча Р.В. Захарова с творчеством В.П. Соловьева-Седого. Они вместе работали над балетом «В порт вошла Россия». Спектакль полностью провалился. Здесь ничего не осталось от таланта Р.В. Захарова времен не только «Бахчисарайского фонтана», но и «Золушки» и «Медного всад­ника». Фестивальные сюиты, дивертисменты народных танцев чередовались с пантомимными сценами, цементировавшиминезамысловатый сюжет, еще раз доказывая устарелость прин­ципов драмбалета. Премьера состоялась в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1964 г.

Балет в. 4 актах. Комп. А. И. Хачатурян (частично использована музыка его же балета Счастье), сцен. К. Н. Державин. 9.12.1942, Т р им. Кирова (на сцене Пермского т ра), балетм. H. A. Анисимова, худ. Н. И. Альтман (декорации) и Т. Г. Бруни (кост … Балет. Энциклопедия

Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

Балет Мариинского театра - Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

балет - (франц. ballet, от итал. balletto), вид сценического искусства: музыкально хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создаётся совместными… … Художественная энциклопедия

Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Советский балет - СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц … Балет. Энциклопедия

Русский балет - РУ́ССКИЙ БАЛÉТ. Рус. балетный т р возник во 2 й пол. 17 в., хотя пляска всегда включалась в празднества и обряды, а также в представления нар. т ра. Интерес к проф. т ру зародился, когда расширились культурные связи России. Балет, в частности,… … Балет. Энциклопедия

Польский балет - ПÓЛЬСКИЙ БАЛÉТ. Нар. танцы у поляков зародились в далёкой древности (5–7 вв.). Музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых языческих обрядов (весенние хороводы, свадебные танцы, праздники урожая и другие.>.). В… … Балет. Энциклопедия

Украинский балет - УКРАИ́НСКИЙ БАЛÉТ. Своими истоками У.б. восходит к нар. хореографич. творчеству, к муз. танц. интермедиям школьного т ра (17–18 вв.). Первые проф. балетные спектакли на Украине были пост. в 1780 в гор. т ре Харькова, где балетная труппа из… … Балет. Энциклопедия

Страница 1

Балет «Гаянэ» был написан Хачатуряном в 1942 году. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет «Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор ввел в «Гаянэ».

Создание «Гаянэ», одного из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым балетом. Тема счастья человека – его живой творческой энергии, полноты его мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и образность его музыки.

Либретто «Гаянэ», написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь.

1 действие.

На хлопковых полях армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных работников – колхозница Гаянэ. Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в колхоз начальник пограничного отряда Казаков.

2 действие.

Родные и друзья стараются развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико являются 3 незнакомца. Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел тщетны.

3 действие.

Гордое становище курдов. Молодая девушка Айша ждет своего возлюбленного Армена (брат Гаянэ). Свидание Армена и Айши прервано появлением трех незнакомцев, ищущих дорогу к границе. Армен, вызвавшись быть их проводником, посылает за отрядом Казакова. Диверсанты задержаны.

Вдали вспыхивает пламя пожара – это горит подожженный колхоз. Казаков с отрядом и курды спешат на помощь колхозникам.

4 действие.

Возрожденный из пепла колхоз готовится вновь начать свою трудовую жизнь. По этому поводу в колхозе праздник. С новой жизнью колхоза начинается и новая жизнь Гаянэ. В борьбе с мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную трудовую жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое, светлое чувство любви. Праздник заканчивается объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и Казакова.

Действие балета развивается по двум основным направлениям: драма Гаянэ, картины народной жизни. Как и во всех лучших произведениях Хачатуряна, музыка «Гаянэ» глубоко и органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего – родного ему армянского народа.

Хачатурян вводит в балет несколько подлинных народных мелодий. Они используются композитором не только как яркий и выразительный мелодический материал, а в соответствии с тем значением, какое они имеют в народном быту.

Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картинки природы. Им соответствуют законченные, замкнутые музыкальные номера, в последовательном изложении которых нередко складываются яркие сюитно-симфонические циклы. Логика развития, объединяющего самостоятельные музыкальные образы в единое целое, в разных случаях различна. Так, в финальной картинке большой цикл танцев объединен происходящим праздником. В некоторых случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического.

Четко дифференцированы музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц: цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика Гаянэ.

Хачатурян последовательно проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что сообщает образам и всему произведению музыкальную ценность и сценическую конкретность. Благодаря многообразию и развитию мелодий Гаянэ музыкальный образ её приобретает гораздо большую гибкость в сравнении с другими персонажами балета. Образ Гаянэ раскрыт композитором в последовательном развитии, по мере эволюции её чувств: от затаенной скорби («Танец Гаянэ», № 6) и первых проблесков нового чувства («Танец Гаянэ», № 8), через полную драматизма борьбу (2 действие) – к новому светлому чувству, новой жизни (вступление к 4 действие, № 26).

 

 

Это интересно: