→ Какое время охватывает война и мир. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. " лучистые глаза, тяжелая походка"

Какое время охватывает война и мир. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. " лучистые глаза, тяжелая походка"

«Война и мир» - великое произведение. Какова история создания романа-эпопеи? Л. Н. Толстой и сам не раз задавался вопросом о том, почему в жизни случается так, а не иначе... Действительно, почему, для чего и как протекал творческий процесс создания величайшего произведения всех времён и народов? Ведь на его написание ушло семь долгих лет

История создания романа «Война и мир»: первое свидетельство начала работы

В сентябре 1863 года в Ясную Поляну приходит письмо от отца Софьи Андреевны Толстой - А.Е. Берса. Он пишет о том, что накануне они со Львом Николаевичем вели долгую беседу о народной войне против Наполеона и о той эпохе в целом - граф намерен приступить к написанию романа, посвященного тем великим и памятным событиям в истории России. Упоминание о данном письме не случайно, поскольку оно считается «первым точным свидетельством» начала работы великого русского писателя над романом «Война и мир». Подтверждением тому служит и ещё один документ, датированный тем же годом месяцем позже: Лев Николаевич пишет родственнице о своей новой задумке. Он уже включился в работу над романом-эпопеей о событиях начала века и до 50-х годов. Сколько нравственных сил, энергии ему необходимо для осуществления задуманного - говорит он, и скольким он уже обладает, он уже пишет и обдумывает всё так, как он «ещё никогда не писал и не обдумывал».

Первая идея

История создания романа Толстого «Война и мир» указывает на то, что первоначальным замыслом писателя было создать книгу о непростой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) в родные края после долгих лет ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года - времени В итоге и сия затея была отброшена: молодость главного героя проходила на фоне Отечественной войны 1912 года, грозной и славной поры для всего русского народа, которая, в свою очередь, была ещё одним звеном в неразрывной цепи событий 1805 года. Рассказывать Толстой решил начать от самых истоков - начала 19 века - и оживил полувековую историю государства российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.

История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Продолжаем… Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом дает его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц - декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры».

Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией. Вторая - это 20-е годы, не без включения самого главного - восстания декабристов в 1825 году. И, наконец, третья, заключительная часть - 50-е годы - время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в и смерть Николая I.

Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» - это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе - роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.

Терзания

Работа над произведением шла очень нелегко. История создания («Война и мир») говорит о том, что множество раз Лев Николаевич делал первые шаги и тут же бросал писать. В архиве писателя насчитывается пятнадцать версий первых глав произведения. Что мешало? Что не давало покоя русскому гению? Желание в полном объёме высказать свои мысли, свои религиозно-философские идеи, изыскания, своё видение истории, дать свои оценки тем общественно-политическим процессам, огромной роли не императоров, не предводителей, а целого народа в истории страны. Это требовало колоссального напряжения всех душевных сил. Не раз он терял и вновь обретал надежду исполнить задуманное до конца. Отсюда и замысел романа, и названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». Менялись они, как видно, не один раз.

Отечественная война 1812 года

Таким образом, долгие творческие метания автора закончились сужением временных рамок - Толстой сосредоточил всё своё внимание на 1812 году, войне России против «Великой армии» французского императора Наполеона, и лишь в эпилоге затронул тему зарождения декабристского движения.

Запахи и звуки войны… Для их передачи требовалось изучение огромного количества материала. Это и художественная литература того времени, и исторические документы, мемуары и письма современников тех событий, планы сражений, приказы и распоряжения военных начальников… На не жалел ни времени, ни сил. С самого начала он отверг все те исторические хроники, которые стремились изобразить войну как поле боя двух императоров, превознося то одного, то другого. Писатель не умалял их заслуги и их значимость, но во главу угла ставил народ, его дух.

Как видно, у произведения невероятно интересная история создания. "Война и мир" может похвастаться еще одним интересным фактом. Между рукописей сохранился ещё один небольшой, но тем не менее немаловажный документ - листок с заметками самого писателя, сделанными во время его пребывания на На нём он запечатлел линию горизонта, точно указав, где какие деревни находились. Здесь же видна и линия движения солнца во время самой битвы. Всё это, можно сказать, голые эскизы, наброски того, чему было суждено впоследствии под пером гения превратиться в настоящую картину, изображающую великое полную движения, жизни, необыкновенных красок и звуков. Непостижимо и удивительно, не правда ли?

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений - Лев Николаевич Толстой - воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой - невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» - до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше - больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму - поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства - отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.

Тест по роману «Война и мир»

Часть 1

    определите время, когда Л.Н.Толстой работал над романом.

А) 1898-1910 в)1863-1869

Б) 1854-1861 г) 1865-1867

А) роман «Воскресение» б) повесть «Декабристы»

В) рассказ «Бородинское поле» г) повесть «Казаки»

3. каково самое первое заглавие романа?

А) «Все хорошо, что хорошо кончается» б) «Смутное время»

В) «1805 год» г) «Три поры»

4. Семь лет «непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях».Где автор работал над романом?

А) Ясная Поляна б) Москва

В) Петербург г) Севастополь

5.какой персонаж не встречается в первоначальных замыслах романа?

А) Петр Иванович Лабазов б) граф Нехлюдов

В) генерал Волконский г) князь Петр Кириллович Б.

6. какой журнал в начале 1865 года напечатал первые главы будущего романа?

А) «Русский вестник» б) «Современник»

В) «Полярная звезда» г) «Литературное наследство»

7. Какой временной период охватывает роман «Война и мир»?

А) время периода подготовки и проведения восстания декабристов

Б) восстание декабристов

В) 1812-1825г.г

Г) 1805-1820г.г

8. действие романа Толстого происходит во времена правления

А) Александра II б) Александра I

В) Николая II г) Екатерины II

9. В чем заключается смысл заглавия романа?

А) изображение сцен войны 1812г и мирной жизни героев

Б) отражает многозначную художественную идею произведения

В) «война» и «мир»- антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов

Г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром

Д) война и мир- два противоположных понимания жизни

10. Жанр произведения можно определить как:

А) философский роман б) исторический роман

В) психологический роман

Г) роман-эпопея

Тест по роману «Война и мир»

Часть 2

1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

А) роль в истории

Б) простота и естественность

В) стремление к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

Г) стремление к самоутверждению

Д) истинный патриотизм

2. в чем заключен основной принцип психологизма Толстого?

А) «принцип айсберга»- тайный психологизм

Б) изображение изменения внутр. Мира героев в экстремальных ситуациях

В) «диалектика души», т.е. изображение внутр. Мира человека в развитии

Г) изображение детали как отражения внутр. Мира человека

3. характерными чертами высшего общества в романе являются (найти лишнее):

А)предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины

В) интриганство, светское злоязычие

Г) душевная опустошенность, лицемерие и притворство

4. выберите основные качества характеризующие семью Курагиных:

А) эгоизм и тщеславная самоуверенность

Б) тесная связь с народом

В) открытость и хлебосольство

Г) отсутствие моральных принципов и нравственных традиций

Д) любовь к ближнему,патриотизм

Е) ум и образованность

Ж) отсутствие семейного благополучия

5. почему князь В.Курагин приезжает в салон А.П.Шерер первым?

А) стремиться узнать свежие новости

Б)хочет завести знакомство с виконтом-эмигрантом

В) пытается выгодно пристроит своих сыновей

Г)ищет богатого жениха дочери

6.Назовите детей князя Василия

А) Борис б) Анатоль в) Жюли г) Элен д) Ипполит е) Мари

7. с какой целья Василий приезжает в дом умирающего графа Безухова?

А) поддержать Пьера

Б) старается соблюсти приличия

В) пытается уничтожить завещание

Г) хочет позаботится о трех княжнах, живущих в доме

8. по краткой характеристике, определите представителей семейства:

А) беспокойный дурак

Б) спокойный дурак

В) бездушная красавица

Светлое выражение плоского лица

9. на брак с каким персонажем князь Василий «без предложения благословил» свою дочь:

А) Пьер Безухов

Б) Николай Ростов

В) Андрей Болконский

Г) Борис Друбецкой

10. к кому из героинь сватался младший сын князя Василия Курагина?

А) Наташа Ростова

Б) Мария Болконская

В) Жюли Катаргина

«Война и мир» - центральное произведение в творческом наследии Толстого, над которым писатель работал в течение 7 лет. К моменту создания окончательного варианта романа во многом изменились его замысел и характеристики героев: первоначально автор замыслил произведение о вернувшемся после амнистии 1855 года декабристе Петре и его жене Наталье, однако постепенно первоначальный замысел преобразился – расширились границы действия романа во времени и в пространстве, наряду с романным, в произведении толстого ярко выражено эпопейное начало. Авторская задача – понять и осмыслить свою современность через историю.

В основу романа-эпопеи положены события, особо важные для истории народа; переломные, рубежные эпохи, открывающие важные закономерности исторического развития страны. Предметом изображения Толстого явилась сама история, представленная как единый жизненный поток, совмещающий сцены сражений и любовных мечтаний героев, исторических встреч монархов или полководцев и частных радостей и страданий. В этом движении оказываются естественными проявлениями самой жизни и крик новорожденного Николеньки Болконского, и стоны раненых на Бородинском поле, и смех Наташи Ростовой, и слезы Кутузова, узнавшего, что французы ушли наконец из разоренной Москвы. История предстает в романе Толстого живой, движущейся, созидающейся на наших глазах, этот единый жизненный поток органично включает в себя авторские комментарии и размышления, а потому прошлое кажется в романе не отдаленным от нас, а приближенным, современным, многое открывающим в сегодняшней жизни.

Действие романа-эпопеи охватывает значительный временной период и происходит на обширном пространстве, и, как следствие этого, произведение этого жанра особенно велико по объему и сложно по построению. Время действия в произведении Толстого охватывает 15 лет: роман открывается сценой вечера в доме Анны Павловны Шерер в 1805 году и заканчивается изображением частной жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и Марьи Болконской в 1820 году. Огромный исторический и жизненный материал романа составит три основных пласта: 1805-1811 годы – это сложные французско-русские отношения начала 19 века, стремление главных героев к счастью, обретения и потери на этом пути; кульминация романа – война 1812 года, в пожаре которой соединились разные судьбы и частные жизни; продолжение духовных поисков героев после этого общенационального события, которое предопределило дальнейшую историю и целой страны, и отдельных людей.

На страницах романа Толстой создает ёмкий образ народа – некое единство духа во множестве разных индивидуальностей. Скрепляющей всю эпическую масштабность романа оказывается «мысль народная», которую Толстой называл «особенно любимой».

Изображение общенародного бытия в жанре романа-эпопеи совмещается с раскрытием глубин отдельной души; в существовании отдельной личности по-своему проявляется состояние всего мира; в частных, конкретных эпизодах жизни героев обнаруживаются глубинные закономерности истории. Романное начало в эпопее как раз и связано с изображением неповторимых судеб и характеров, сложными индивидуальными духовными исканиями героев.

1. во время приезда в имение отца
2. после Бородинского сражения
3. после сдачи Москвы
4. после ранения под Аустерлицем
5. после получения письма от Наташи Ростовой
8.

Укажите ряд любимых героев Л. Н. Толстого :

1. Анатоль Курагин, Борис, Берг
2. Николай Ростов, Долохов, Вера
3. Элен Безухова, Трубецкой, Наполеон
4. Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова
5. Жюли Карагина, Петр Ростов, капитан Тушин
9.

«Война – это кровь, страдания и смерть» (Л. Н. Толстой). Это слова из:

1. романа «Война и мир»
2. «Севастопольских рассказов»
3. рассказа «Три смерти»
4. «После бала»
5. романа «Воскресение»
10.

Л. Н. Толстой считал единственным средством исправления окружающего мира

1. революцию
2. нравственное самоусовершенствование
3. реформы
4. просвещение народа
5. влияние церкви
11.

Кто из героев романа «Война и мир» погибает а первом бою?

1. Николай Ростов
2. Анатоль Курагин
3. Петя Ростов
4. Долохов
5. Тушин
12.

Как называется имение, в котором жили Л. Н. Толстой и его семья?

1. Михайловское
2. Вешенское
3. Ясная Поляна
4. Шахматово
5. Спасское-Лутовино
13.

Когда у Л. Н. Толстого зародилась мечта о всеобщем счастье людей?

1. в детстве в Ясной Поляне
2. во время учебы в Казанском университете
3. во время Крымской кампании
4. в период педагогической деятельности Л. Толстого
5. в последний период жизни и творчества
14.

Героем своей повести (имея в виду «Севастопольские рассказы») Л. Н. Толстой называет:

1. князя Гальцина
2. правду
3. штабс-капитана Михайлова
4. Калугина
5. Проскухина
15.

Кульминацией романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является:

1. война 1805-1807 годов
2. Шенграбенское сражение
3. Бородинское сражение
4. Аустерлицкое сражение
5. Красненское сражение
16.

Раненый князь Андрей Болконский (Аустерлицкое сражение) думает: «Как же я не видал прежде …». Какие слова пропущены из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого? 1. этого ужаса
2. этих страданий
3. этих людей
4. этого высокого неба
5. этой славы
17.

К «мудрецам» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого можно отнести следующий ряд героев:

1. Наполеон, Пьер Безухов, Андрей Болконский
2. Тушин, Кутузов, Каратаев
3. Князь Николай Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов
4. Николай Ростов, Анатоль Курагин, Долохов
5. Сперанский, Наполеон, Каратаев
18.

Какое стихотворение Н. А. Некрасова стало откликом на «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого?

1. «В дороге»
2. «Рыцарь на час»
3. «Внимая ужасам войны»
4. «Пророк»
5. «Орина, мать солдатская»

Какие картины русской истории не отражены Л. Н. Толстым в романе «Война и мир»?



1. Аустерлицкое сражение
2. Бородинское сражение
3. восстание на Сенатской площади
4. Шенграбенское сражение
5. война 1805-1807 годов
20.

О ком идет речь в этом отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого: «В глазах света он был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый»?

1. Князь Василий Курагин
2. Анатоль Курагин
3. Долохов
4. Андрей Болконский
5. Пьер Безухов
21.

Кто из героев романа «Война и мир» проигрывает крупную сумму своему другу Долохову?

1. Пьер Безухов
2. Николай Ростов
3. штабс-капитан Тушин
4. Борис Друбецкой
5. Петя Ростов
22.

За кого выходит замуж княжна Марья в романе «Война и мир»? .

1. Николай Ростов
2. Анатоль Курагин
3. Ипполит Курагин
4. Пьер Безухов
5. Долохов
23.

Назовите два любимых толстовских женских образа в романе «Война и мир».

1. Наташа Ростова и Элен
2. Соня и Наташа Ростова
3. Княжна Марья и мадемуазель Бурьен
4. Княжна Марья и Наташа Ростова
5. Жюли Карагина и Элен
24.

Какая семья в романе «Война и мир» живет «умом сердца»?

1. Болконские
2. Курагины
3. Безуховы
4. Друбецкие
5. Ростовы
25.

Последний роман Л. Н. Толстого :

1. «Война и мир»
2. «Воскресение»
3. «Анна Каренина»
4. «Крейцерова соната»
5. «Отец Сергий»
26.

В каком произведении Л. Н. Толстого впервые прозвучала «наполеоновская» тема?

1. «Война и мир»
2. «После бала»
3. «Кавказский пленник»
4. «Набег»
5. «Севастопольские рассказы»
27.

Вторая часть трилогии Л. Н. Толстого о разных эпохах в жизни человека называется:

1. «Юность»
2. «Отрочество»
3. «Моя жизнь»
4. «Исповедь»
5. «Мои университеты»
28.

В 1860-е годы Л. Н. Толстой увлекается:

1. театром
2. педагогической деятельностью
3. революционной деятельностью
4. живописью
5. архитектурой
29.

Действие романа «Война и мир» охватывает период:



1. 20 лет
2. 25 лет
3. 15 лет
4. 10 лет
5. 30 лет
30.

В каком произведении Л. Н. Толстого отражены события Крымской войны, участником которой стал сам Толстой?

1. «Севастополь в мае»

2. «Набег»
3. «Кавказский пленник»
4. «Война и мир»
5. «Юность»

Укажите среди топонимических реалий романа Л.Н. Толстого "Война и мир" лишнее:

1. Никольское

2. Богучарово

3. Лысые Горы

" черные глаза, большой рот".

1. Наташа Ростова

2. Княжна Марья

3. Жена князя Андрея Лиза.

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

" лучистые глаза, тяжелая походка".

1. Наташа Ростова

2. Княжна Марья

3. Жена князя Андрея Лиза

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

" оголенные белые, полные плечи".

1. Наташа Ростова

2. Марья Болконская

3. Элен Курагина

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

"плешивая голова, плоское лицо".

1. Василий Курагин

2. Николай Андреевич Болконский

3. Пьер Безухов

Hазовите, кому адресовано письмо, отрывок из которого приведен (роман Л.H.Толстого "Война и мир"): "Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно - жив он или нет".

1. Отцу Андрея Болконского

2. Отцу Анатоля Курагина.

3. Отцу Hиколая Ростова

В кабинете какого героя романа Л. Н. Толстого "Война и мир" должны находиться следующие предметы: "токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками"?

1. Князя Николая Андреевича Болконского

2. Маршала Даву

3. Пьера Безухова

Укажите ненужные предметы для кабинета князя Hиколая Андреевича Болконского:

1. токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками

2. высокий стол для писания стоя

3. Большой стол, на котором стояли вазы с фруктами

Толстому по силам то, под чем упал бы всякий другой.

Его герой — целая страна, борющаяся

с нашествием врага... сотни лиц... и ни одно из них не

хочет уйти из нашей памяти.

В. Г. Короленко

Действие романа-эпопеи «Война и мир» охватывает пятнадцать лет — с 1805 по 1820 год. Для истории пятнадцатилетний срок — мгновение, и надо быть таким гением, как Толстой, чтобы в этом мгновении отразить целую эпоху с ее взлетами и падениями, победами и поражениями. И не только отразить, но и выявить свое отношение к изображаемым людям и событиям, воссоздать колорит эпохи, расши-рить границы изображаемого, оценивая прошлое и безошибочно предсказывая бу-дущее, так что сама История живет в этом великом романе.

Толстой полагал, что завязкой романа должно быть такое событие, из которого, как из фонтана, «разбрызгивается действие в разные места», в него вовлекаются разные лица. Таков вечер в салоне А. П. Шерер. Уже здесь звучит тема войны и мира, здесь из разговоров гостей мы узнаем о событиях, которые на многие годы определят судьбу Европы и мира. Наполеоновские войны из освободительных пре-вратились в захватнические, сам Наполеон стал императором Франции и уже да-леко не во всем был прогрессивной личностью, но за ним стояла его революцион-ная и военная слава. Эта слава привлекала к нему передовых людей: героем считают Наполеона князь Андрей и Пьер. А высшее общество видит в французском импе-раторе «гидру революции», злодея и убийцу.

Так намечается политический конфликт в среде дворянства.

Рамки эпопеи расширяются быстро и естественно. Показана жизнь столичного (Шерер, Курагины) и поместного (Болконские, Ростовы) дворянства с особенностя-ми психологии, быта, нравов. Затем — военные события 1805—1807 годов, эпоха «срама и поражений» русской армии в ненужной, чуждой интересам России войне.

После войны «интересы мысли» князя Андрея и П. Безухова вовлекают нас в круг общественно-политических проблем и духовных интересов эпохи. Бессмыс-ленности и бесчеловечности войны Толстой противопоставляет ту жизнь, которую считает «настоящей». В частной жизни вымышленных героев писатель видит чер-ты эпохи (как тут не вспомнить, что В. Г. Белинский, называя роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», считал его историческим, «хотя в нем нет ни одного исторического лица»).

История русского масонства, подготовка реформ Сперанского, философские споры о смысле жизни, несостоятельность мнения, будто крепостная зависимость — есте-ственное состояние человека, вопросы морали, отношения отцов и детей (на примере Ростовых, Болконских, Курагиных), влияние искусства на человека, жизнь природы — действительно энциклопедический охват событий и проблем отличает «мирный» второй том романа.

Но главное событие, безмерно раздвигающее границы повествования, — это Отечественная война 1812 года, во многом противопоставленная той недавней войне, которая велась за пределами России. Может быть, главный урок начала XIX века в том, что нельзя видеть в истории только результат деятельности выдающихся личностей. Движущая сила истории — народ, и отдельный человек только тогда находит свое настоящее место в жизни, когда становится частицей народа.

Описывая первые часы войны, показывая «кутузовское» и «наполеоновское» начала в людях, раскрывая особенности психологии захватчиков и тех, кто защи-щает свой дом, рисуя истинный и показной героизм, писатель энциклопедически точно и всесторонне показывает рождение «скрытой теплоты патриотизма», кото-рая сблизила людей, объединила их, очень разных: и ополченцев, и Долохова, и Тимохина, и князя Андрея, и юного Петю Ростова, и княжну Марью, и Наташу Ростову, и Кутузова, и Пьера — в народ и позволила победить «непобедимого» врага. Материал с сайта

Конечно, естественные человеческие интересы «здоровья, болезни, труда, отды-ха... мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей» по-пре-жнему будут волновать людей, но Отечественная война показала, что эти интересы не могут быть независимы от политики и «всех возможных преобразований». Вот почему выйдет на Сенатскую площадь любящий муж и отец Пьер Безухов, продол-жит героический путь погибшего отца Николенька Болконский, не осудит, а под-держит мужа все понимающая Наташа...

Энциклопедия не имеет развязки, финала: жизнь продолжается, и новые ее стороны открываются каждому новому поколению. Но свои размышле-ния об особенной, толстовской, энциклопедии эпохи, «Войне и мире», хочется за-кончить выводом, который сделал для себя и для нас Пьер Безухов: «...вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны вместе и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

Это и есть главный вывод эпохи, изображенной в гениальном романе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие временные рамки охватывает роман война и мир

 

 

Это интересно: