→ Биография саввы мамонтова и сведения о его семье. Савва Мамонтов: биография, личная жизнь, меценатская деятельность, интересные факты Савва мамонтов личная жизнь

Биография саввы мамонтова и сведения о его семье. Савва Мамонтов: биография, личная жизнь, меценатская деятельность, интересные факты Савва мамонтов личная жизнь

В. А. Серов. Портрет Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов — один из самых известных русских предпринимателей конца XIX века, чей род находится рядом с такими известными купеческими фамилиями, как Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Бахрушины, Демидовы, Алексеевы, Сапожниковы и проч. Его бурная деятельность затрагивала такие далекие друг от друга сферы, как железные дороги и русская опера, скульптура и технические училища, новейшие технологии и развитие крайнего Севера. Был ли Савва Мамонтов явлением типическим для Российской империи рубежа веков или все-таки представлял, как тогда было принято говорить, «исключительный тип»?

Предыстория

Детство Саввы Ивановича представляется вполне узнаваемым – третий сын сибирского винного откупщика и торговца тканями, занявшегося модными и сулящими несметную прибыль железными дорогами и нефтью, Ивана Федоровича Мамонтова. Он плохо учился в гимназии, с трудом поступил в университет на юридический факультет (экзамен по ненавистной латыни за него сдал подставной человек), где почти не посещал профильные предметы, а бегал то на лекции по анатомии, то на репетиции театрального кружка (в числе участников: драматург А.Н. Островский и будущий великий актер А.Ф. Федотов). А то и вовсе на недели уходил в чтение современной литературы и обсуждение с друзьями левых идей, ставших в 1860-е годы невероятно популярными. После постановки «Грозы», что вызвало даже у его прогрессивного отца, дружившего с М.П. Погодиным и уважавшим А.Н. Островского, острый прилив беспокойства за будущее сына, был послан отцом набираться уму-разуму в прикаспийские области – Баку, Персию, Среднюю Азию. Там Савва вроде бы наконец внял отцовским просьбам и взялся за дело.

По возвращении в Москву из своей восточной командировки Савва Иванович сильно заболел и был послан на лечение в Милан, где неожиданно вновь увлекся театром, на сей раз – оперным, и даже спел несколько басовых партий в «Норме» и «Лукреции Борджиа» на сцене «Ла Скала». Здесь же он встретил свою любовь – Елизавету Григорьевну Сапожникову, столь же нежно увлеченную музыкой и искусством, как и сам Савва.

Вся эта история похожа на сюжет одной из вставных новелл в «Будденброках» Томаса Манна, но никак не на реальную биографию сибирского купеческого сына. Однако ничего исключительного в ней все же нет – русское купечество для Европы уже с середины XIX века перестало быть чем-то необычным, целые семьи русских промышленников и заводчиков путешествуют по Италии и Германии, постепенно затмевая собой подразорившееся ко времени Великой реформы дворянство. Вот и Савва с молодой женой и детьми часто будет приезжать в Италию, где у него сложится определенный круг общения и появятся «свои» места. В ходе одной из таких поездок Елизавета Григорьевна познакомится со скульптором М.М. Антокольским, а позже будет помогать ему с организацией выставки в Риме. Это событие станет отправной точкой в истории меценатства семьи Мамонтовых.

Талантлив во всем

Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал все очень недурно, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя свое мастерство. Очень показательна здесь история увлечения Саввы скульптурой – следующей после театра «страсти» неутомимого купца. Познакомившись с М.М. Антокольским, он вдруг начинает много лепить, в следующий свой приезд в Рим берет у скульптора уроки. По отъезду Мамонтова Марк Матвеевич пишет в письме: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов… Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, — успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Вот Вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что если он будет продолжать и займется искусством серьезно хоть годик, то надежды на него очень большие».

Необычайные таланты были у Саввы Ивановича и в драматургии и режиссуре. После покупки Абрамцево семья Мамонтовых чаще всего проводила лето именно там, в кругу родных и друзей, среди которых было много композиторов, художников, скульпторов, архитекторов. Еще с детства самого Саввы Ивановича повелось во время этих летних вакаций устраивать театральные представления. Савва писал целые драмы, дети и все насельники усадьбы разучивали текст и музыку, под руководством Елены Григорьевны рисовались декорации, шились костюмы, эскизы для которых создавали все проживавшие в усадьбе художники. За год таких постановок могло быть больше десятка – и все это со смехом, в свое удовольствие. Когда позже это увлечение Саввы Ивановича перерастет в первую русскую частную оперу, мамонтовский талант увидит вся Россия.

Однако при всей многочисленности и силе дарований Мамонтов имел один изъян – свои затеи он часто не доводил до совершенства. Где-нибудь и в чем-нибудь обязательно, как говорил А. Серов, «прокалывался». Например, представляя публике свою первую постановку, оперу «Алая роза», Мамонтов даже не удосужился дать генеральную репетицию, более того – сам композитор и актеры слышали целиком эту оперу впервые. Похожие проблемы были и во времена второго открытия Русской Частной оперы, когда на Мамонтова будет жаловаться композитор Н.А. Римский-Корсаков, известный своим невероятным вниманием к деталям и потому совершенно не выносивший недоделок. Вот отрывок из его воспоминаний о премьере «Садко» в декабре 1897 года: «В оркестре помимо фальшивых нот не хватало некоторых инструментов; хористы в первой картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню, а в четвертой картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех, что и требовалось С.И. Мамонтову. Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески меня чествовали, и я попал как «кур в ощип».

По поводу мамонтовских театральных экзерсисов будет нелестно отзываться и А.П. Чехов, который высмеивал Мамонтова за барскую безалаберность и создание оперного театра только для своего удовольствия. В том же будут обвинять Савву Ивановича и его друзья-художники.

Однако за всеми этими придирками практически все его критики не заметят главного таланта «московского Медичи», о котором очень точно напишет уже после смерти Я.А. Тучендхольд: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамантовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-х-90-х гг.» Ему вторит и В.М. Васнецов, который называл Савву Ивановича «творцом художественной среды» России рубежа веков. В этом-то и был главный талант Саввы, ведь С.И. Мамонтов – это в первую очередь гениальный куратор. Быть может, он не был автором гениальных произведений, но он делал все, чтобы создать атмосферу для их появления. Своими подчас совершенно безумными проектами он составлял конкуренцию императорскому академизму, что и стало питательной средой для «русского чуда» начала XX века.

Проекты

За 40 лет (с 1863 по 1903 гг.) своей активной деятельности Савва Иванович поучаствовал в невероятном множестве проектов и как промышленник, и как меценат. Среди них строительство целой сети железных дорог на Русском Севере и к Донецкому угольному бассейну, открытие первой русской частной оперы, адресная поддержка русских художников, актеров и музыкантов, запуск вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, создание сети средне-технических учреждений в Костроме, поддержка Московского товарищества художников, создание Художественно-промышленного общества при Строгановском училище, поддержка издания журнала «Мир искусства», проект освоения земель русского Севера.

Железные дороги

Одним из самых заметных проектов С.И. Мамонтов стала деятельность по строительству северных железных дорог. Начав со строительства небольшой ветки Москва – Сергиев Посад (1862 г.), уже к 1870-му мамонтовское товарищество построило в 6 раз больше путей: Сергиев-Ярославль, Иванов-Шуя, Рыбинск-Бологое. Позже на деньги Саввы Ивановича и его компаньонов будут открыты ветки: Ярославль-Рыбинск, Ярославль-Кострома, Ярославль-Вологда-Архангельск, Александро-Киржач, Бельково-Юрьев-Польский, Москва-Савелово, Петербург-Вологда-Вятка. Отдельно следует отметить донецкую каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова кисти И.Е.Репина, 1880 год; Государственный театральный музей имени Бахрушина, Москва.

Далеко не все эти дороги приносили ощутимый доход, многие строились скорее по идейным соображениям, как это, например, было с дорогой Ярославль-Вологда-Архангельск. Савва Иванович считал русский Север крайне перспективным регионом, главная проблема которого состояла в отсутствии сети коммуникаций. Строительство железнодорожной ветки через тундру виделось ему необходимой частью программы освоения этого богатейшего региона. В своей правоте он сумел убедить не только коллег, но и министра финансов (именно в ведении этого министерства в Российской империи было железнодорожное строительство) С.Ю. Витте, и государя императора Николая II. Для этого на Нижегородской выставке в 1894 году он своими силами откроет целый павильон, посвященный русскому Северу, в оформлении внутреннего убранства которого будут участвовать художники Врубель и Коровин.

Русская частная опера

Савва Иванович всегда был поклонником и оперного пения, и театра, и живописи. Ему хотелось совместить эти три искусства, которые в тот момент были разделены невидимыми стенами академии. Поэтому свою оперу он стал собирать не столько из певцов, сколько из талантливых актеров и художников-декораторов. Конечно, это вызывало нарекания, Мамонтову часто указывали на непрофессионализм его певцов, обвиняли их в дилетантстве. Савва Иванович не сдавался и в итоге действительно сумел создать что-то необычайное. В его опере ставились отвергнутые в казенных театрах произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, а исполнителями главных ролей были Шаляпин, Любатович, Салина. В создании костюмов и декораций участвовали Нестеров, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Васнецов, Левитан. Одной из главных идей мамонтовского театра стала постановка русских опер с русскими актерами наравне с господствовавшими тогда повсеместно итальянскими произведениями.

Сама частная опера изначально занимала сцену театра купца Солодовникова (Б. Дмитровка, 6 – ныне театр «Оперетты»), но С.И. Мамонтов рассчитывал со временем перевести ее в зал, который специально для нее строил в гостинице «Метрополь», чему, к сожалению, не было суждено случиться из-за разорения Саввы Ивановича. Опера окончательно закрылась в 1904 году, однако многие из певцов продолжили свою карьеру в других театрах и с большой теплотой вспоминали время РЧО.

Абрамцево

Наверное, самым крупным проектом семьи Мамонтовых стало создание и поддержка литературно-художественного кружка вокруг их усадьбы в Абрамцево. Изначально усадьба принадлежала писателю-славянофилу С.Т. Аксакову. Мамонтовы приобрели Абрамцево в 1870 г. и практически тут же «у Саввы и Лизы» появился широкий круг художников, литераторов, скульпторов, музыкантов и архитекторов, либо приезжавших «на вакации», либо живших здесь весь сезон. Среди посещавших усадьбу были И.С. Тургенев, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.Е. Репин. Душой всей этой компании была Елизавета Григорьевна, которой принадлежит большинство идей по перестройке усадьбы. Именно с ее подачи будет построена лечебница для окрестных крестьян, построен и освящен храм Спаса Нерукотворного, созданы керамическая и резческая мастерские, занимающиеся собиранием и переработкой народных орнаментов и мотивов.

На многие годы Абрамцево станет средоточием художественной жизни для русской творческой интеллигенции и послужит образцом для многих других подобных центров притяжения. Здесь будут написаны многие знаменитые картины – от репинских и поленовских этюдов до знаменитых картин Серова, Врубеля, Нестерова. Символом радостного и теплого Абрамцева станет портрет Веры Мамонтовой авторства В.А. Серова «Девочка с персиками».

Падение

Разорение С.И. Мамонтова стало шоком для всех. Никто не ожидал ничего подобного, его арест воспринимался, как неудачная шутка, а его партнеры и вовсе не сразу поверили в возможность такого сценария. Однако, как нам кажется, крах С.И. Мамонтова начался задолго до финансового скандала 1899 года. Все началось со слухов о связи Саввы Ивановича и актрисы РЧО Татьяны Любатович. Эта история очень тяжело была воспринята и Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и младшими Мамонтовыми. С этих пор Елизавета Григорьевна закрывается в Абрамцеве, а Савва все более теряет былую веселость и беззаботность, начинаются конфликты с ближайшими друзьями и соратниками.

За 1890-е годы Мамонтов успел страшно поссориться с Репиным, Коровиным, Шаляпиным и даже незлобливым и тихим Врубелем. Если верить современникам, «Савва становился самодуром».

Возможно, этот душевный разлад и вызвал те промахи, которые Савва Иванович допустил в своих железнодорожных делах. Ввиду убыточности и нехватки средств на строительство железной дороги в Архангельск Мамонтов стал использовать деньги из казны акционерного общества Ярославской дороги для поддержания других своих проектов. На фоне нарастающего мирового кризиса перепроизводства это было очень рискованно. Но Мамонтов надеялся, во-первых, на данную ему концессию для строительства ветки Петербург-Вологда-Вятка, а во-вторых, на казенный кредит, на который он, друг и соратник всесильного министра финансов С.Ю. Витте, как ему казалось, мог рассчитывать. Именно здесь он и просчитался.
Не будучи силен в большой политике, Мамонтов не заметил изменения политико-экономического курса Витте, и когда акционеры потребовали отчета, а кредиторы – выплат, Савва Иванович просто не смог со всеми рассчитаться. Это вызвало целую цепочку обрушений и, наконец, арест самого Мамонтова, его брата и их компаньонов.

На защиту Мамонтова встала вся художественная общественность Москвы, защищать его в суде вызвались лучшие юристы – А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако, которые убедили присяжных в невиновности промышленника. Это, правда, не вернуло Савве Ивановичу потерянного. Все его имущество, включая дом в Москве, коллекцию произведений искусства, все акции, заводы и земли – все это было арестовано и распродано. Только Абрамцево, как собственность жены, к счастью, осталось нетронутым.

Остаток жизни Савва Иванович доживал в доме своей дочери на задворках Бутырского замка, где располагалась московская керамическая мастерская «Абрамцево». Несколько раз Мамонтов будет пытаться вернуться к делам, но в итоге бросит эти попытки. Главное и единственное, что останется у постаревшего Садко — это семья: дочь, сын и внуки, которых он будет нежно любить. С женой он так и не помирится. Умрет Савва Иванович очень тихо в апреле 1918 года после всех позорных миров и революций. Похоронен будет в Абрамцеве. Служащий железной дороги, увидев процессию и узнав о том, кого хоронят, воскликнет: «Эх, буржуи, такого человека похоронить не можете как следует!»

Могилы Саввы Мамонтова, его жены Елизаветы и дочери Веры. Усадьба Абрамцево, Московская область.

Меценат Савва Иванович Мамонтов (рожд. 3 (15) октября 1841 г. – смерть 6 апреля 1918 г.) – крупнейший предприниматель в области железнодорожного строительства, меценат.

Происхождение. Ранние годы

Род Мамонтовых идет от Ивана Мамонтова, родившегося в 1730 г. Савва Мамонтов родился в зауральском городе Ялуторовске (Тобольская губерния). Семейство Мамонтовых проживало в роскошном особняке, в котором устраивались приемы и балы, часто устраивали вечера, на которых обсуждали спектакли и книги, пение, музицирование.

Еще когда жив был отец Савве приходилось выполнять много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. Как в точно распределили наследство в 1869 г., неизвестно. Но Савве в его 28 лет достался контрольный пакет акций Тверской железной дороги.

Личная жизнь

1865 год – Савва женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, которая разделяла любовь супруга к искусству. Когда Елизавета выходила замуж ей было около 17-ти лет, она не отличалась особенной красотой, но любила читать, петь, много занималась музыкой.

В Москве супружеская пара жила в доме на Садово-Спасской 6, в создании и украшении которого принимали участие виднейшие художники тех времен, русские и иностранные.

Предпринимательство. Меценатство

Мамонтов имел несомненно деловую хватку и смог заработать довольно крупное состояние на развивавшемся в то время железнодорожном строительстве.

1872 год – был директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х годах купец 1-й гильдии, избирался гласным Городской думы, был членом Общества любителей коммерческих знаний. 1894 год – становится председателем правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Савва Иванович был главный акционер. Вместе с этим Мамонтов создавал конгломерат связанных между собой предприятий.

Савва Мамонтов любил общаться с крупнейшими деятелями русской культуры. В течении нескольких лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись.

Савва с женой решили приобрести свой дом за городом, потому как Киреево унаследовал старший брат. Узнав, о продаже усадьбы писателя и чиновника Сергея Тимофеевича Аксакова, Мамонтовы в 1870 г. осмотрели имение в Абрамцево. Несмотря на то что он был в плохом состоянии, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома супруги приобрели усадьбу за 15 тыс. рублей и оформили ее на имя жены. В последствии семья неоднократно занималась перестройкой дома и благоустройством усадьбы.

Савва с супругой отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии создавались художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества.

В 1870-1890 гг. подмосковная усадьба Мамонтовых в Абрамцево стала центром художественной жизни. Там любили собираться крупнейшие русские художники и живописцы, такие как: Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин), музыканты (Федор Шаляпин, карьере которого Савва Иванович немало поспособствовал). 1885 год – Савва Мамонтов основал на свои деньги Московскую частную русскую оперу, действовавшую до 1904 г.

1899 год – совместно с М. Тенишевой занимался финансированием журнала «Мир искусства». Жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, избирался членом-учредителем Комитета по устройству музея. Был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве.

Крушение мамонтовского дела

Рос Савва в полном достатке. В особняке в Большом Трехсвятительском переулке имелась…

1890-е годы – Мамонтов решил создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Однако долги, сделанные Саввой Ивановичем в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства привели к крушению мамонтовского дела. 1899 год – Мамонтова арестовали, и заключили в Таганскую тюрьму. 1900 год – Московским окружным судом было признано отсутствие корыстного умысла в его действиях, но Мамонтов был объявлен несостоятельным должником.

Последние годы. Смерть

В конце 1900-х, после суда, Савва Иванович Мамонтов поселился в Бутырском проезде у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы своей жизни, занимаясь художественной керамикой. 1902 год, весна – дом Мамонтова на Садовой-Спасской, который стоял опечатанным после его ареста, был распродан вместе с коллекцией для уплаты долгов. Несколько картин из его собрания были приобретены Третьяковской галереей, Русским музеем, другие - частными коллекционерами.

Умер Савва Мамонтов в 1918 году 6 апреля в Москве. Погребен в Абрамцево - село в городском поселении Хотьково, Сергиево-Посадского района, Московской обл.

Своих детей Савва Иванович назвал: Сергеем, Андреем, Всеволодом, Верой, Александрой. Как видно, по первым буквам имен можно прочитать САВВА. С древнееврейского “Савва” переводится как старик, мудрец.

Когда Савва был в тюрьме, Шаляпин его так и не пришел навестить. Савва Иванович говорил: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Перед смертью бывший меценат завещает, чтобы Шаляпина не пускали на его похороны.

Дочь Мамонтова Вера - изображена на знаменитой картине живописца Валентина Серова «Девочка с персиками».

Родился в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, урожденной Лахтиной. Состоял в родстве со многими известными купеческими семьями России: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д.

Детство провел в различных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. Но в 1857 году Мамонтов покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии. А с 1860 года на юридическом факультете Московского университета.

С 1862 года по желанию отца вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств.

Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

С 1865 года женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Имел пятерых детей. Дочерей: Александру; Веру – замужем за Александром Дмитриевичем Самариным. И сыновей: Сергея – писателя; Андрея – художника; Всеволода. Из первых букв имен детей Мамонтова составляется его имя «Савва».

В 1894 году по приглашению министра С.Ю. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.

В своем имении Абрамцево организовал художественный кружок и предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу работали такие художники как В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и многие другие. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В.М. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Савва Иванович занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу. Собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.

В 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. Современники отмечали выдержку Мамонтова в это тяжелое время. В тюрьме он занимался своим любимым делом – скульптурой. Савва Иванович был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов.

С 1900 года жил на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», занимаясь керамикой. Умер там же. Погребен в Абрамцево у Спасской церкви.

Детство и юность

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву . Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в , учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Предпринимательская деятельность

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога . Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете .

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку . Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова - Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице , купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги , возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811-1877). Ранее Чижов был профессором математики Санкт-Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.

Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова , супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тысяч рублей, на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог - увлёкся.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги (ныне Северная железная дорога) приняло решение продлить дорогу до Архангельска , что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-й степени.

Меценатская деятельность

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин , М. М. Антокольский , В. М. Васнецов , В. А. Серов , М. А. Врубель , М. В. Нестеров , В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова , К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.

Неудача

В 1890-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась.

Средств становилось всё меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который закончился полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка , у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте . В июне 1899 года Савва не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва . В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Прокурор Московского окружного суда А. А. Лопухин писал: «То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (на строительство дороги Петербург-Вятка - примечание), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров». Несомненно, С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Савва ещё мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму , его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Н. В. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - творцов.

 

 

Это интересно: