→ Календарно тематическое планирование школьного театрального кружка. Программа и календарно- тематическое планирование театрального кружка для младших школьников "в гостях у сказки". Полное название учреждения

Календарно тематическое планирование школьного театрального кружка. Программа и календарно- тематическое планирование театрального кружка для младших школьников "в гостях у сказки". Полное название учреждения

  1. Познавательное развитие: математика
  2. Физическое развитие: Плавание
  3. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим.

«Театр» - что это такое?

Цель: познакомить детей с историей создания театра. Продолжать воспитывать культуру поведения в театре, Развитие способностей детей средствами театрального искусства, углубить знания детей о разных видах театра.

Ход.Театр зародился в Греции, «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».Воспитатель: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета. Воспитатель: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам..Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете? Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра:

1. Театр юного зрителя.

2. Театр пантомимы.

З. Концертный зал.

Воспитатель: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.

Дети распределяются на группы.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.

– артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»;
– артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку «Тарантелла», «Баба-Яга»;
– артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение Маршака «Тает месяц молодой» или песню «Киска, киска, как дела».

Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку.

Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.

Дети выходят на коврик, присаживаются.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Воспитатель: А теперь займите свои места в театре. Театр – это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?

Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.

Воспитатель говорит от имени куклы.

Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.
Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».
В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.

Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?

Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Нижнеудинске? Как стать артистом?

Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.

Разделы: Коррекционная педагогика

С каждым годом все больше появляется детей с нарушениями речи.
И все больше детей с системными нарушениями, которые проявляются не только в нарушении произношения, но и в нарушении интонационной выразительность речи, в неумении строить даже простые предложения, высказывания, неумении выражать свои эмоции. Так же у этих детей наблюдаются моторная неловкость, неуверенность, зажатость.
В комплексе коррекционных мероприятий с такими детьми большую помощь оказывает театральная деятельность. Так как именно в процессе этой деятельности можно непринужденно, в игровой форме решать перечисленные выше проблемы.

Календарно-тематическое планирование

№ занятий

Тема занятия

Октябрь Что такое театр? Дать представление о театре, познакомить с видами театров – беседа-диалог с показом иллюстраций, афиш, фотографий.
– и/у «Назови свое имя ласково»
– музыкально-пластический этюд «Я кленовый листочек»
Театральные профессии Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Воспитывать желание узнавать новое – беседа-диалог о театральных профессиях(актер, режиссер, художник, композитор)
– и/у «Догадайся, кто я»
– речевое упражнение (чистоговорки)
Знакомство со сказкой «Мешок яблок» Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Мешок яблок». Воспитывать добрые, гуманные чувства, развивать речь детей умение высказывать своё мнение. – знакомство со сказкой
– беседа по содержанию сказки:
выявление положительных и отрицательных героев сказки (обоснование ответов)
– театральная игра «Кто в гости пришел?»
домашнее задание: «нарисовать лес и в лесу домик зайцев».
Выразительные средства актера Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест.
Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.
– показ и обсуждение
– и/у «Улыбаемся, удивляемся»
– и/у «Подбери героя сказки к схеме»
музыкальная игра
– пластические этюды по героям сказки «Мешок яблок»
Ноябрь Техника речи Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито и т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие – мимическая гимнастика
– чистоговорки
– беседа по теме (Маханева стр106)
– и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями»
– разбор монолога зайца
6 Ритмопластика Напомнить сказку детям.
Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных под музыку и без нее
– напоминание сказки детям.
– прослушивание музыки к танцу зайцев и козлят.
– импровизационные танцы
– разучивание танцев козлят и зайцев
7 Диалог Учить детей обыгрыванию диалогов, используя выразительные средства (жесты мимику, голос)
– театральная игра «Узнай героя»
– обыгрывание диалога «Ворона и заяц»
8 Распределение ролей Передавать образы персонажей сказки в действиях и движениях. Воспитывать дружеские уважительные отношения между детьми. – разминка (артикуляционная гимнастика, чистоговорка, мимическая гимнастика, пантомима)
– обсуждение главных героев
– пластические этюды: медведь, ворона, ежик, крот.
– определение актеров на каждую роль
– обыгрывание диалога зайца и медведя
Декабрь 9 Песня Отрабатывать интонационную выразительность речи и пения, создавать цельные, полные образы персонажей сказки. – разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра)
– музыкальная игра
– прослушивание колыбельной зайчихи, обсуждение
– разучивание колыбельной
10 Выразительные средства Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа.
Учить взаимодействовать с партнером в театральной игре, побуждать выражать эмоции в роли.
– психогимнастика
– пластический этюд
– работа над ролями волка и вороны
– творческое задание – изобразить слепого крота
11 Творчество детей Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.
– разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пантомима)
– ритмопластика
– работа над ролями медведя и ежика
– театрализованная игра
12 Техника речи Отрабатывать интонационную выразительность речи, дикцию.
Развивать у детей дикцию. Учить работать дружно, вместе, сообща.
– артикуляционная гимнастика
– скороговорки
– отработка диалогов «Заяц – бельчата», «Заяц – еж».
– и/у « кто позвал?»
Январь 13 Театр пантомимы
«Что это за герой сказки?»
Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика». – психогимнастика
– пластический этюд
– театрализованная игра «Что за герой?»
– работа над ролями вороны и волка
14 Песня Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию с помощью мимики, интонации во время исполнения песни. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств разными способами – распевка
– чистоговорки
– м/и « спой как….»
– разучивание финальной песни
– д/з «Слепи своего любимого героя сказки «Мешок яблок»»
Февраль 15 Генеральная репетиция. Работа с костюмами.

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. Определить готовность детей к показу сказки.

Объединенная репетиция музыкальной сказки.
16 Премьера сказки
Показ сказки родителям
17 Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо. Познакомить детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы)
– показ кукол би-ба-бо и основных приемов руководства
– работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой
– музыкально-ритмическая игра «Красная шапочка» на песню из одноименного к/ф
18 Знакомство со сценарием сказки «Красная шапочка» Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. – разминка, психогимнастика
– знакомство со сценарием сказки
– обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки
– этюд на развитие воображения «Доброе животное» (Алябьева, стр. 79)
Март 19 Знакомство с особенностями работы актера за ширмой Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме. Воспитание культуры поведения, умения работать в коллективе. – пальчиковая игра
– и/у «Покажи куклой, как…
– показ и объяснение правил поведения актеров за ширмой
– обыгрывание диалогов волчат
20 Техника речи

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

– разминка, включающая в себя скороговорки и чистоговорки
игровые упражнения со свечой
– работа над ролями волка и красной шапочки
– игра «испорченный телефон».
21 Выразительные средства в кукольном спектакле Совершенствовать умения детей владением перчаточными куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. – разминка
– игровые этюды на ширме
(идет бабушка, бежит волчонок, кукла радуется, плачет ит.д.)
– музыкальная игра «Настроение»

д/з «Слепи любимого героя нашей сказки»

22 Музыка и куклы Упражнять в умении детей управлять куклами на ширме, согласно музыке. Развивать музыкальный слух, внимание, моторную ловкость. – разминка, включающая распевки
– м/и «Угадай музыку»
– разучивание финальной песни, сопровождение куклами
– работа над первой сценой
Апрель 23 Песенное творчество Совершенствовать умение детей управлять куклами. Упражнять в согласовании движений кукол и характером песни – разминка
– и/у «Спой как..»
– повторение финальной песни с движениями кукол
– работа над ролями бабушки и красной шапочки
24 Творчество детей Развивать воображение, творчество детей. Совершенствовать речевые навыки. – разминка
– и/у « Невиданный зверь»
– работа над второй сценой
25 Знакомство с театральной профессией художник-декоратор

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

– разминка, включающая в себя пальчиковую игру
– беседа о театральной профессии
– совместное изготовление
декораций леса к спектаклю
– работа над ролями мамы и к. шапочки
– Д/З «Приготовить атрибуты для постановки кукольного спектакля.
26 "Веселые сочинялки". Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). – мимическая гимнастика
– и/у «Однажды…» придумывание диалогов между случайными героями (метод картотеки)
– работа над третьей сценой
Май 27

Отработка диалогов.
.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи.

– разминка
– и/у « Продолжи фразу»
– работа над диалогом красной шапочки и волка
м/и «Сапожник»
28 Техника речи Отрабатывать интонационную выразительность речи, движений, эмоциональных чувств. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус детей. – чистоговорки и скороговорки
– речевая игра «узнай по голосу»
– работа над ролями волчат и красной шапочки
– музыкально – речевая игра «Купим мы с бабушкой…»
29 Генеральная репетиция

Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать дружеские чувства, умение поддержать товарища, похвалить его успехи. Определить готовность детей к показу сказки.

– разминка
– репетиция кукольного спектакля в декорациях
– и/у «Хорошие слова»
30 Премьера кукольного спектакля Совершенствовать самостоятельность в организации спектакля. Побуждать испытывать чувство радости от коллективной театрализованной деятельности.
Формировать дружеские взаимоотношения
Показ спектакля «Красная шапочка» родителям и детям других групп.

Севиля Ахтариева
театрального кружка

Перспективный план театрального кружка

на 2016-2017 учебный год.

Сентябрь

Занятие 1

театрально -игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной студии . Развивать у детей умение определять, из какой сказки данные куклы. Учить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя настольный кукольный театр . Поощрять «озвучивание» куклы - пение вместе с педагогом хорошо знакомых песен.

Занятие 2

Цель. Поощрять желание участвовать в театрально -игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста.

Занятие 3

Цель. Поддерживать желание детей участвовать в театрально -игровой деятельности. Развивать речь, активизировать словарь. Обучать составлению рассказа по картине. Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение человека и животного. Поощрять стремление детей участвовать в кукольном спектакле.

Занятие 4

Цель. Поощрять стремление детей заниматься театрально -игровой деятельностью. Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Развивать монологическую речь, умение составлять рассказ по картине, закреплять правильное произношение всех звуков. Напомнить приемы вождения настольных кукол. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях.

Занятие 5

Цель. Знакомить с театральной ширмой , верховыми куклами на гапите (гапит – палка, на которую крепится кукла. Кукловод управляет куклой из-за ширмы). Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем на ширме, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.

Занятие 6

Цель. Продолжить знакомство с театральной ширмой , с верховыми куклами на гапите. Обучать детей приемам манипулирования верховыми куклами. Разучить первый фрагмент спектакля «Путешествие в сказку «Теремок» » (встреча мышки с лягушкой) . Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Занятие 7

Цель. Совершенствовать навыки управления верховыми куклами на гапите. Активизировать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях. Разучить с детьми второй фрагмент спектакля «Путешествие в сказку» Теремок»» (встреча с зайчиком и лисичкой) .

Занятие 8

Цель. Закреплять знание правил манипулирования верховыми куклами. Формировать правильное произношение всех звуков. Разучить с детьми третий фрагмент спектакля «Путешествие в сказку «Теремок» » (встреча с медведем) . Поддерживать стремление включать в театрализованную игру песенные и танцевальные импровизации

Занятие 9

Цель. Совершенствовать умение управлять куклой на гапите на театральной ширме . Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Развивать мелкую моторику рук, продолжить работу над жестами.

Прививать интерес к работе над скороговорками, учить сопровождать чтение самостоятельно придуманными движениями рук. Побуждать к танцевальным импровизациям на плавную напевную музыку.

Занятие 10

Цель. Побуждать самостоятельно придумывать движения для куклы на га-пите. Поощрять попытки импровизировать движения рук в этюдах на выразительность жеста. Расширять словарь, добиваясь качественного произношения слов в скороговорках. Учить сочинять сказки, используя кукол на гапите. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях.

Занятие 11

Цель. Совершенствовать навыки детей в управлении верховыми куклами на гапите. Напомнить приемы вождения кукол, участвующих в диалоге. Учить различать эмоции и изображать их с помощью мимики и жестов. Побуждать определять отдельные черты характера и изображать их с помощью мимики. Познакомить с главами из книги С. Образцова. Вовлекать детей в обсуждение прочитанного.

Занятие 12

Цель. Прививать устойчивые навыки в управлении верховыми куклами на гапите. Совершенствовать приемы вождения кукол, участвующих в диалоге. Поощрять попытки самостоятельно подбирать выразительные движения, жесты в соответствии с текстом стихотворения. Расширять знания о чувствах и настроении, учить изображать эмоции персонажей. Продолжать знакомить детей с главами из книги С. Образцова.

Занятия 13-14

Цель. Подводить к созданию выразительного образа в этюдах с помощью интонации и пальчиковых кукол. Побуждать использовать выразительные жесты в соответствии с текстом стихотворения. Формировать умение определять черты характера персонажа, высказывать свое отношение к ним, передавать их. Расширять и активизировать словарь, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Побуждать понимать душевное состояние человека, литературного персонажа, сочувствовать ему, изображать его с помощью мимики и жестов.

Занятие 15

Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально -игровой деятельности. Побуждать детей самостоятельно находить выразительные движения пальчиковой куклой для создания образа. Формировать умение понимать и изображать отдельные эмоциональные состояния человека и литературного персонажа. Развивать способность различать и оценивать черты характера человека, изображать их с помощью мимики, жестов, движений. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Познакомить со сценарием драматизации по сказке «Заяц в огороде» .

Занятие 16

Цель. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию. Улучшать дикцию, вырабатывать четкую артикуляцию звука «ж» . Учить различать отдельные черты характера человека, литературного персонажа. Побуждать изображать определенную черту характера с помощью мимики, жестов, интонации. Продолжать работу над драматизацией сказки «Заяц в огороде» Л. Воронковой. Закреплять знания о различных эмоциях, учить понимать чувства людей, литературных персонажей, передавать настроение с помощью мимики и жестов. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях, передавая пластикой тела эмоциональное настроение музыкального произведения.

Занятие 17

Цель. Побуждать играть пальчиковыми куклами, самостоятельно придумывая движения для создания художественного образа. Развивать речь детей, добиваясь четкого и правильного произношения гласных и согласных звуков. Закреплять знания об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа, учить изображать их с помощью мимики и жестов. Знакомить с различными эмоциями, учить называть и изображать их. Побуждать участвовать в игровых импровизациях, пластикой своего тела создавая художественный образ.

Занятие 18

Цель. Закрепить знания об управлении пальчиковыми куклами. Учить различать и изображать различные черты характера человека, литературного персонажа. Совершенствовать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения гласных и согласных звуков. Развивать стремление различать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Побуждать принимать участие в игровых импровизациях.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование 1 группы детей с ОВЗ I четверть (36 ч.) понедельник вторник среда четверг пятница суббота Личностное развитие I нед. Тема: «Мой режим дня» Цель: Знакомство.

Календарно-тематическое планирование неделя 3 неделя Понедельник, 15 февраля. Тема недели «БЖД. Транспорт. Виды транспорта». Цель. Расширение, обобщение и систематизация знаний.

Календарно-тематическое планирование Сентябрь 1-2. День знаний. Развивать познавательный интерес, интерес к школе, книгам. Закреплять знания о том, зачем нужно учиться, кто и.

Календарно-тематическое планирование Структурное подразделение «Дошкольного образование детей» Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной.

Календарно-тематическое планирование кружка по нетрадиционным техникам рисования «Фантазёры» Календарно-тематический план кружка «Фантазеры» месяц тема техника сентябрь «Ладошки и пальчики» Рисование ладошкой (обвести ладонь) «Ёжик».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр, в котором играют дети. Что это за явление? К какому роду человеческой деятельности можно его отнести: к искусству или образованию?
Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений, уходит своими корнями в синкретическую, по своей сущности, первобытную культуру. Предыстория этого явления начинается с участия детей в различных формах театральных и пратеатральных действ. Прародителями современных режиссёров и педагогов театра, в котором играют дети, следует признать хранителей культов древнейших языческих религий: старейшин, жрецов, вождей племенных союзов, - словом всех тех, кто проводил некогда детей через испытания обряда инициации, помогая им вступить во взрослую жизнь и открывая тайны племенной культуры. Суммируя данные об участии детей в самых ранних формах развития театрального искусства, мы приходим к выводу, что они выступали, прежде всего, как хор и как ученики.
Развитие и осмысление этого явления в истории проходит по двум основным направлениям:
- театр, в котором играют дети, как обучающая и развивающая среда;
- театр, в котором играют дети, как осуществление поиска новой театральной реальной эстетики.
Эти два направления могут казаться принципиально разными. Ещё совсем недавно, в 80-е годы двадцатого века, на конференциях, посвящённых детскому театральному движению, режиссёры и педагоги убеждённо доказывали, что цели искусства и педагогики в детских театральных коллективах несовместимы. Однако реальная практика своим упорством часто опровергает самую убедительную теорию. Детские театральные коллективы, идущие самыми разными путями, снова и снова пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач и не желают их разграничивать. В числе коллективов, работающих в этом направлении вот уже 16 лет, продолжает свою деятельность и Образцовый детско-юношеский театр-студия «+».
За долгие годы работы с детьми самого разного возраста у педагогов театра-студии «+» сформировалось вполне чёткое и конкретное представление о том, в чём же заключается несомненная польза театра, в котором играют дети, - в развитии личности ребенка:
уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Исходя из этих, несомненно, важных факторов, была создана данная программа, освещающая образовательно-творческий процесс младшего звена воспитанников театральной студии «+».
Данная программа является частью образовательной комплексной программы театральной студии «+» и является первым этапом обучения. Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.
Программа «Театр, в котором играют дети» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
За время работы по данной программе осуществляется значительное количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед педагогом, прежде всего, стоят учебные, а не художественные задачи.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.
Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Именно поэтому, программа по мастерству актера «Театр, в котором играют дети» подразумевает наличие индивидуальных и мелкогрупповых занятий по текущим темам. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в процессе обучения комплексу театральных дисциплин. Каждый воспитанник имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из воспитанников не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у воспитанников оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Занятия проводятся один раз в неделю по тем темам, которые вызвали особое затруднение у воспитанников. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного воспитанника.
Создание образа – это сложный кропотливый процесс, требующий тесного контакта между педагогом и актёром-воспитанником. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия героя, речевых и пластических особенных элементов, как средств внешнего выражения внутренней сути – это долгий путь на пути сотворения роли. Невозможно представить себе этот хрупкий процесс исключительно в рамках групповых занятий. Стремление подвести всю работу к сугубо коллективной, чревато легковесным, обобщённым, показушным отношением к роли. Для этого в учебном плане предусмотрены индивидуальные часы работы с воспитанниками для более кропотливого, вдумчивого разбора ролевого материала. Также требуется индивидуальная работа с воспитанниками по сценической речи, так как качество речи студийцев на сцене и в жизни – это один из самых остро стоящих проблемных вопросов в сфере театрального воспитания и обучения детей.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;
Создание творческого пространства, в котором органично могли бы сосуществовать дети разных возрастов;
Развитие творческого начала личности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

В воспитании:
Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
Воспитать командный дух, взаимовыручки и поддержки в группе;
Воспитать художественный вкус;
Научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

В развитии:
Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
Развивать пластические и речевые данные воспитанников;
Развивать воображение, фантазию и память.

В обучении:
Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;
Увлечь детей театральным искусством;
Расширить знания воспитанников в области драматургии.
Театр – искусство коллективное. Это прописная истина. И вместе с тем, театр – искусство индивидуальностей, ансамбль, объединённый одной общей целью. Этой целью обычно является постановка спектакля. Именно к достижению этой цели направлены все усилия, все компоненты творческого обучающего процесса. Именно в этом направлении бурно развивается фантазия и воображение воспитанников, как в области создания образа, так и в сфере создания костюмов, декораций, реквизита и т.д.

п/п

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока

План

Факт

Здравствуй, театр

Вводное занятие

Игровая театральная педагогика

Ситуативно-массовая сценка «Тысяча дней и одна Дочь».

Творческое взаимодействие с партнёром. Упражнение «Отношение».

Разговор « На сцене». Осложняющие обстоятельства.

Разыгрываем этюд.

Об основах актерского мастерства

Основы актёрского мастерства

Основы актерского мастерства

Жест, мимика, движение.

Творческое взаимодействие с партнером.

Беспредметный бытовой этюд.

Этюды на движение.

Интонация, настроение, характер персонажа.

Работа над созданием сценического образа.

Практическая работа

Подготовка и оформление спектакля.

Репетиция спектакля.

Подготовка афиш.

Театрализованное представление для учащихся начальной школы

Показ спектакля.

Основы актёрского мастерства

Урок актёрского мастерства на развитие памяти.

Ролевая игра.

Технология общения в процессе взаимодействия людей.

Практическая работа. Занятие на развитие внимания.

Самостоятельная работа: диалоги с партнёром.

Практическая работа: экскурсия в старшую театральную студию «+».

Основы театральной деятельности

Техника речи, техника движения

Выразительность бессловесного поведения человека.

Распределение ролей, чтение по ролям.

Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.

Выбор произведения и работа над ним.

Конкурсы «Мим» и «Походка».

Работа по технике движения.

Практическая работа

Юмористические миниатюры по творчеству А.Л. Барто.

Практическая работа: Просмотр спектакля.

Практическая работа: Обсуждение спектакля.

Итого:

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Принципы:

Культуросообразности

Креативности

Целостности педагогического процесса

Природосообразности

Коллективности

Формы:

Тренинги

Инсценирование

Выступления на сцене

Методы:

Коллективной работы

Индивидуальной работы

Наблюдение

Сравнение

Упражнения

Поощрения

Объяснения

Возраст детей-7-10 лет(учащиеся начальных классов)

Планируемые результаты

Умение произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Умение двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

Умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умение запоминать заданные педагогом мизансцены.

Выполнение свободно и естественно на сцене простых действий.

Умение владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умение сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умение произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умение произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Умение строить диалог с партнером на заданную тему.

Умение подбирать рифму к заданному слову.

Умение составлять диалог между сказочными героями.


Остренко Людмила Петровна

 

 

Это интересно: