→ День рождения житкова. Выставка в школьной библиотеке "Борис Житков: долгий путь к литературе". Интересные факты из жизни

День рождения житкова. Выставка в школьной библиотеке "Борис Житков: долгий путь к литературе". Интересные факты из жизни

МБУК « Централизованная библиотечная система»

Библиотека семейного чтения

«Подружитесь с книгами Бориса Житкова!»,

к 80-летию книги «Рассказы о животных» русского писателя Б. Житкова.6+

2015 год объявлен в России Годом литературы, одной из целей которого является убедить как можно большее число российских граждан в том, что всегда нужно находить время для хорошей книги.

Наши юные друзья!

Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку-рекомендацию «Подружитесь с книгами Бориса Житкова!»

В 2015 году исполнилось 80 лет, как были написаны «Рассказы о животных» Б.С. Житкова (1935 год).

Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Он многое умел и знал. Успел поработать кораблестроителем и химиком и даже штурманом дальнего плавания. Он слыл среди своих друзей прекрасным рассказчиком, но писателем становиться не собирался. Однажды по просьбе своего школьного товарища К.Чуковского, Б. Житков записал один из своих рассказов, и это решило всё.

В журналах стали появляться веселые и трогательные истории для детей про «Беспризорную кошку» и «Галку», «Мангуста» и «Слона». Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша. Некоторые рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».

Б. Житков очень любил животных и всего лишь несколькими штрихами умел показать в своих рассказах все особенности повадок и характера и тигра, и слона, и обезьяны.

Книга «Рассказы о животных» — это короткие истории отношений человека с животными, которые не устаревают и не надоедают.

Все дело в отношении автора к животным. Борис Житков не просто любил животных, он глубоко понимал их и умел с ними обращаться. Рассказов в книге о животных всего три. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.

В каждом из рассказов в качестве домашнего животного выступает какой-то экзотический зверь. То обезьянка в доме появится, то мангусты на корабле, то домашний волк… Выкрутасы и шалости макака Яшки буквально списаны с натуры – Яшка действительно жил когда-то в семье Житковых.

Вам, юные читатели, будет над чем и посмеяться, но и задуматься придётся: не так-то легко бок о бок жить с таким непоседой и озорником.

Из дальнего плавания автор везёт с собой не деньги, не сокровища, а двух шустрых мангуст, ни минуты не сидящих без дела. Самый яркий эпизод рассказа – сражение мангуст с ядовитой змеёй – буквально завораживает. Почти ручные зверьки набрасываются на змею, потому что таково их природное назначение.

Рассказ о волке, которого автору почти удалось сделать ручным, читается на одном дыхании. Писатель досконально знает повадки волка, сопереживает зверю, оказавшемуся в непривычной среде, и, главное, несёт ответственность и за животное, и за все события, происходящие «по вине» волка.

Житков сообщает нам массу полезных и интересных сведений, пишет о животных без слащавости, находит меткие сравнения. Нежное, тёплое отношение автора к персонажам рассказов спрятано глубоко внутри. Краткость, простота и решительное действие – вот три главных составляющих анималистической прозы Житкова.

«Рассказы о животных» для детей Бориса Житкова стали классикой советской литературы о природе. Всего он выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

Самый лучший подарок книге-юбиляру – это прочитанная книга.

Читать Житкова — это удовольствие. Он пишет так «вкусно», с улыбкой и юмором, с любовью к живности, подмечая все их забавные повадки и хулиганства. Все рассказы о животных Житкова рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но даже взрослому понравятся трогательные, а иногда и смешные рассказы автора.

Приятного вам чтения!

Школьная библиотека и детское чтение

Рассказы о животных Бориса Житкова: КВН

Сценарий мероприятия для учащихся 3-4 классов



Лазарева Т.А ., библиотекарь МОУ «Серёдкинская средняя общеобразовательная школа» Псковского района Псковской области

Цели:
- привлечениек чтению в библиотеке;
- содействие экологическому воспитанию.
Задачи:
- познакомить с творчеством писателя Бориса Житкова;
- развивать умения работать в команде;
- прививать навыки внимательного чтения;
- воспитывать ответственность за приручённых животных.
Оборудование:
- портрет писателя
- компьютер с проектором;
- плакат - коллаж «изображенияразныхживотных»;
- раздаточный материал на карточках
- Книжная выставка.
Предварительнаяподготовка
Детям даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова:
1. Беспризорная кошка
2. Мангуста
3. Про волка
4. Про обезьянку
5. Про слона
6. Тихон Матвеевич

Класс заранее делится на две команды, выбирает капитана, придумывает название команды. В название команды нужно выбрать кого-тоиз животных - героев понравившихся вам, на которых вы хотели бы походить какими-то качествами, для того, чтобы победить.
Ход мероприятия

Библиотекарь: Здравствуйте ребята! (Рассказ библиотекаря сопровождается презентацией )

Слайд 2 . Наша встреча посвящена замечательному русскому писателю, Борису Житкову и его книгам. Сейчас я расскажу вам о писателе, его детских годах, а вы внимательно слушайте, потому что у нас будет конкурс «Внимательный слушатель».

Какой же он был человек Борис Степанович Житков? Что известно нам о его жизни? Когда замечательного человека уже нет на свете, те кто его знал, стараются записывать всё, что о нём помнят. Из рассказов этих людей (современников), мы можем узнать о многих замечательных людях. Я прочитала о жизни Б. Житкова много интересного, но вам я расскажу только некоторые странички его жизни.

Слайд 3 . Прожил Борис Житков 56лет. Родился он 11 сентября 1882 года недалеко от города Новгорода.Его отец был учителем математики, мама занималась воспитанием детей, очень любила музыку, играла на фортепиано. У Бориса было три старших сестры. Дети в этой семье росли самостоятельными. А Борис с самого раннего детства был с характером. Когда Борису было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах две копейки. Никому, не сказав, Борис пошёл к пристани покупать пароход, на пристани малышу объяснили, что пароход не продаётся. Но есть в другом конце города магазин, где можно купить игрушечный пароходик. И Борис отправился на поиски магазина. Нашли его за городом, он стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход, какой он и где его купить.

Слайд 4 . В четыре года Борис попросил, чтобы ему купили: «большие сапоги и топорик…» И с тех пор, что-то мастерил из чурок и щепок, стараясь сделать столы, скамейкии конечнопароходики. Потом семья переехала в Петербург. Борисжил у бабушки на берегу речки и подолгу смотрел, через щель в заборе на речку и на проплывающие лодки. На полке у бабушки стояла модель настоящего корабля. Борис не мог оторвать глаз от него и всё думал: - как там бегают маленькие человечки, как они там живут? Ребята, вам это не напоминает какой-то рассказ Б.Житкова? Назовите его. Правильно «Как я ловил человечков» .

Слайд 5. Когда Борису было семь лет, семья переехала в Одессу. Борис был счастлив, рядом было море, гавань, где стояли пароходы. Борис познакомился с мальчишками из гавани,ловил с ними рыбу, облазил все пароходы и маленькие парусные суда. Дом, в котором жили Житковы, выходил во двор, где помещалисьмастерские пароходства, там были столярные, слесарные, токарныестанки, на которых Борис учился понемногу работать. Теперь он мастерил настоящие модели яхт.

Борис учился в гимназии и разрывался от увлечений. Занимался фотографией, любил рисовать, увлёкся игрой на скрипке. Вместе с соседскими детьми взялся выпускать рукописный журнал.

Когда ему исполнилось одиннадцать лет, их семье подарили парусную шлюпку, на которой он катался вместе с сёстрами. У Бориса Житкова всю жизнь было увлечение морем, кораблями, путешествиями, а вот писателем он никогда не мечтал стать. Первое морское путешествиеБорису посчастливилось совершить в тринадцать лет.

Слайд 6 . В эти годы он со всейсвоей энергией бросился вырабатывать свой характер и силу воли. В гимназии вместе с Борисом учился Коля Корнейчуков, он вспоминал, что Борис был молчаливый, надменный, очень прямой. Сидел в классе всегда впереди, но ребята его уважали, им нравилось то, что Борис живёт среди кораблей, что все его дяди адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пёс.

Слайд 7 . После гимназии Борис много учился, получил несколько профессий, занимался кораблестроением, ходил в кругосветное плавание, побывал в разных городах и странах.

Но наступило время в жизни Бориса Житкова, когда он морской инженер остался без работы. Он переехал в город Петербург и встретился там с другом детства Колей Корнейчуковым, который сталуже известным писателем. Ребята назовите имя этого писателя. Да, это КорнейИванович Чуковский. Он предложил Б. Житкову написать рассказы о своих путешествиях и увидев, что у него получаются очень интересные рассказы, предложил ему заниматься писательским трудом.

Слайд 8 . Рассказы Б.Житкова понравились редактору детского журнала С.Я. Маршаку, и их стали печатать в журналах и издавать отдельными книжками. Книги Житкова полюбились детям и взрослым, ведь писатель рассказывал о том, что он сам видел, что происходило на его глазах, о настоящей храбрости, о товариществе. Книги Бориса Степановича Житкова вы видите на этой книжной выставке.

Слайд 9 .Ребята, вы прочитали рассказы Бориса Житкова о животных и сейчас мы проведём конкурс внимательных и начитанных - КВН по этим рассказам. Вам будут предложены разные задания, а вы старайтесь активно работать, отвечать на вопросы, оценивать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри). За каждый конкурс объявляются оценки.

Слайд 10.

Сегодня в КВН участвуют две команды.

Конкурс 1
Представление команд (Команды представляются, объясняя, почему выбрали такое название).

Конкурс 2
Команды по очереди должны показатьна плакате ряд животных, которые встречаются в одном из рассказов Б.С. Житкова
1. Беспризорная кошка - кошка, собака, мыши, рыбы, ласточки.
2. Мангуста - мангуста, змея, кот.
3. Про волка - волк, собака, кошка.
4. Про обезьянку - обезьяна, собака, кошка.
5. Про слона - слоны
6. Тихон Матвеевич - орангутанг, горилла, тигр.

Конкурс3
Задание для самых внимательных читателей «Словесный портрет». Узнайте животное по описанию автора, назовите рассказ (Можно зачитать или раздать на карточках по три портрета каждой команде).

  1. «…Какой он был урод! Он почти весь состоял из головы - как будто морда на четырёх ножках, и морда эта вся состояла из пасти, а пасть из зубов…»(Волчонок, «Про волка»)
  2. «…Оба оглянулись на людей. Они глядели спокойно, даже с ленивым любопытством. Рыжая борода придавала (ему) вид простака, немного дурковатого, но добродушного и без хитрости…» (Орангутанг и его жена, «Тихон Матвеевич»)
  3. « …Она суетилась, бегала по полу, всё нюхала и крякала: кррык! Кррык! - как будто ворона. Я хотел её поймать, нагнулся, протянул руку, и вмиг (она) мелькнула мимомоей руки и уже в рукаве. Я поднял руку - и готово: (она) уж за пазухой.… И вот слышу - она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила из другого рукава на волю….» (Мангуста)
  4. « …Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на нейрыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надетсиний жилет…» (Обезьянка, «Про обезьянку»)
  5. « … Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазамина меня глядит. Вся напружилась, замерла, только хвост вздрагивает….» (Кошка, «Беспризорная кошка»)
  6. « … И сразу видно было, что он уже совсем старик, - кожа на нём совсем обвисла и заскорузла…. Уши обгрызенные какие-то (Старый слон, «Про слона»)
Конкурс 4
Продолжите за мной. Я читаю строки из рассказа Б. Житкова, а вы продолжаете, что было дальше? (По два задания)
  1. «Собрался мой приятель на охоту и спрашивает меня: - Чего тебе привезти? Говори, привезу. Я подумал: «Ишь хвастает! Дай загну похитрей чего-нибудь», и сказал…» («Привези мне живого волка…», «Про волка»)
  2. «Вот отец идёт утром на службу. Почистился, надел шляпу, спускается по лестнице…» («Хлоп! Сверху падает штукатурка», «Про обезьянку»)
  3. «Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Всё этопоставил посреди каюты и открыл клетку. Сам залез на койку и стал глядеть…» (Мангусты сначала съели мясо, потом банан, «Мангуста»)
  4. «Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики. Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто быход для большого зверя. Я скорее туда. Я присел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся. Что думаю, за зверь такой завёлся? Я сорвал хворостину - и в нору. А оттуда как зашипит!» («Я назад попятился! Да это же кошка!», «Беспризорная кошка»)
Конкурс 5. Конкурс следопытов, которые всё замечают. Сравнения.
  1. «Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли и только завтра можно его раскупорить». С чем сравнивает автор это ожидание? Назовите рассказ (Желание увидеть слонов, «Про слона»)
  2. «А ребята тоже на нас пялятся и шепчутся меж собой. Сидят, как на дому, на крыше». Где сидели ребята? (На слоне, «Про слона»)
  3. «Он протянул мне свою ручку. Тутярассмотрел, какие на ней хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка». Чья это ручка? (Обезьянки, «Про обезьянку»)
  4. «Но на пароходе у нас был свой давнишний хозяин на палубе. Нет не капитан… Громадный, откормленный, в медном ошейнике. Он важно ходил по палубе». Кого считали хозяином на палубе? (Кота, «Мангуста»)
Конкурс 6
Задание командам: вспомнить смешные случаи в рассказах Бориса Житкова.
Можно предложить детям показать эти случаи пантомимой, чтобы команда соперников узнала. Например: рассказ «Про обезьянку». Случай за столом с девочками; случай с докторомво время обеда, случай с дамой и её прической и др.

Конкурс 7
В рассказах Житкова о животных мы знакомимся с разными людьми, сейчас проверим, кого из них вы запомнили. Кто лишний? Командам выдаются карточки:
  1. Мать, Манефа, Аннушка, дворник, генеральша Чистякова, пристав. (Манефа, «Про волка»)
  2. Юхименко, отец, Яшка, девочки, доктор, дама, Каштан. (Яшка, Каштан, «Про обезьянку»)
  3. Храмцов, Марков, сингалезы, Асейкин, Тихон Матвеевич, Леди, Серёжка, Тит Адамович (Тихон Матвеевич, Леди, «Тихон Матвеевич»)
  4. Володя, Рябка, Мурка (Рябка, Мурка, «Беспризорная кошка»)
Конкурс 8

Расскажите, что вас огорчило, расстроило в прочитанных рассказах? Назовите эпизод, и объясните почему?
Например:
1 «Про слона» - отношение людей к слонам на работе.
2. «Про волка» - поведение пристава.
3. «Беспризорная кошка» - дикие собаки.

Конкурс 9. «Внимательный слушатель»
Ребята в начале нашего занятия вы прослушали беседу о писателе, а сейчас проверим, кто из вас внимательно слушал?
  1. Из кого состояла семья Бориса Житкова? (Отец- учитель, мать, две сестры, бабушка, дяди - морские адмиралы)
  2. Чем увлекался маленький Борис? (Мастерил топориком из дерева).
  3. Любимые занятия Бориса - гимназиста? (фотография, рисование, игра на скрипке и др.)
  4. Кто был школьным товарищем Бориса Житкова? (Корней Чуковский)
Библиотекарь: Ребята, надеюсь, вы поняли, что рассказы Бориса Степановича Житкова о животных говорят читателю, о том, как важно не просто любить животных и любоваться ими, но и понимать их, и уметь с ними общаться, ухаживать за ними и нести за них ответственность.

Подведение итогов, награждение грамотами: лучшая команда, самые активные участники.

Использованная литература:
  1. Глоцер В. О Борисе Житкове // Житков Б.С. Избранное. - М.: Просвещение, 1989. - С.5-20.
  2. Житков Б. Избранное - М.: Просвещение, 1989. - 192с. (Школьная библиотека).
  3. Книги юбиляры / авт.-сост. О.Н. Кондратьева. - М.: РШБА, 2010.
  4. Федин К. Мастер // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. Лит., 1979. - С.5.

135 лет назад родился знаменитый детский писатель Борис Житков, в Татарско-Бурнашевской библиотеке собрались любители его творчества, чтобы поучаствовать в игре-путешествии по страницам произведений. Ребятам было предложено множество увлекательных заданий. В конкурсе «Клички животных» необходимо было угадать, какому животному принадлежит кличка и в каком рассказе писателя оно встречалось. Конкурс «Птицы и звери» предлагал угадать героя по его описанию. А задание «Внимательный читатель» представляло собой блиц-опрос. Ребята с увлечением справлялись с заданиями, бурно переживая неудачи и радуясь победам. Приятным завершением встречи был просмотр мультфильма «Почему слоны», снятый по мотивам повести Б. Житкова «Что я видел».

13 сентября в Районной детской библиотеке для учащихся 3-х классов Верхнеуслонской школы проведен час книги «Рассказы о животных», посвященный 135-летию русского писателя Бориса Житкова.


Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова. Широкую известность получили произведения: «Рассказы о животных», «Морские истории», «Черный парус», «На льдине» и многие другие.

На мероприятии дети узнали о жизни и творчестве этого удивительного человека, ставшего профессиональным писателем лишь после того, как он объездил весь мир и испытал свои силы во множестве профессий. Также ребята приняли участие в викторине по произведениям писателя.

Для домашнего чтения учащимся была представлена выкладка книг писателя. А завершилось мероприятие просмотром мультфильма «Почему слоны», «Кнопочки и человечки» по мотивам повести Б. Житкова "Что я видел".

В Кировской библиотеке для учащихся начальных классов была организована литературная игра-путешествие «Морские истории Бориса Житкова» .

Житков Борис Степанович переменил в жизни много профессий: был рыбаком, охотником, морским офицером, кораблестроителем, преподавателем физики. Писателем стал случайно: по просьбе Корнея Чуковского Житков записал один из своих рассказов. И вскоре в журнале появились рассказы для детей.

Библиотекарь предложила юным читателям отправиться в «путешествие» по книгам автора: увлекательным рассказам о мужестве, доброте, храбрости, благородстве и взаимопомощи людей, поставленных жизнью в сложные ситуации. Ребята познакомились с такими произведениями как: «Компас», «Как я ловил человечков», «На льдине», «Белый домик».

По сборнику Бориса Житкова «Что бывало», о морских историях, была проведена викторина: школьники угадывали названия рассказов, отвечали на вопросы по их сюжетам, выразительно читали отрывки из книги.

В конце мероприятия все желающие выбрали издания писателя для домашнего чтения.

В Нижнеуслонской библиотеке оформлена книжная выставка - рекомендация «Познакомьтесь с книгами Бориса».

На выставке представлены красочные сборники автора: «Что я видел», «Рассказы и сказки», «Из морских историй», «Рассказы о животных» и другие произведения, написанные для детей.

Выставку посетили учащиеся младших классов. При обзоре выставки дети узнали о том, как Борис Степанович стал писателем, узнали интересные факты из его биографии. Особенно затронул юных читателей рассказ библиотекаря об увлекательном, полном приключений детстве писателя.

Продолжением мероприятия стала литературная игра - загадка «Зоосад Бориса Житкова». Мероприятие прошло в форме «тихого чтения». Слушая рассказы Житкова из книги «Что я видел» детки совершили увлекательную и познавательную прогулку по зоосаду. Ребятам было предложено отгадать животное по описанию, данному Борисом Житковым. После того как, ребята угадывали животное, библиотекарь показывала иллюстрацию в книге с его изображением. По завершению мероприятия каждый из детей мог выбрать понравившиеся книги для домашнего чтения.

В Патрикевской сельской библиотеке состоялось знакомство читателей с жизнью и творчеством известного детского писателя Бориса Житкова ..

Книги Бориса Житкова вряд ли устареют когда-либо, ведь детям во все времена нужны ответы на вопросы: отчего идёт дождь, отчего море солёное, кто живёт на другой стороне Земли.

Для ребят была проведена викторина по произведениям писателя «Что бывало», «Что я видел», «Семь огней» и просмотр презентации «Вечный Колумб», оформлена книжная выкладка «Подружитесь с книгами Бориса Житкова».

Вниманию читателей Маматкозинской библиотеки представлена выставка-портрет «Вечный Колумб».

Ковыльновская библиотека

Ко дню рождения детского писателя Бориса Житкова (135 лет) в Ковыльновской сельской библиотеке была проведена литературная мозаика «Знаток настоящей жизни».

Библиотекарь Науменко Галина рассказала ребятам о российском писателе и путешественнике.

Борис Житков проявил себя не только в литературе, его увлечения было не сосчитать.

За свою жизнь он создал 192 произведения. Из них большую часть - для детей. Он дружил с Корнеем Чуковским, писал удивительные истории о путешествиях и дальних странах, создал энциклопедию для детей 4 лет.

Дети с интересом слушали о жизни и увлечениях Б. Житкова. В заключение мероприятия были прочитаны рассказы « Обвал» и « На льдине».

Присутствовало 11 человек.

Луганская библиотека

В рамках юбилея русского писателя Б.С. Житкова 11 сентября заведующая Луганской сельской библиотекой провела для учащихся 2класса литературный час «Борис Житков - детям» посвященный жизни и творчеству писателя. Школьники узнали биографию Бориса Степановича, затем с удовольствием вспоминали и пересказывали рассказы «Галка», «Про обезьяну», «Как слон спас хозяина от тигра» и «Кенгуру». Затем юные читатели приняли участие в громких чтениях сказки «Кружечка под елочкой». В конце литературного часа для закрепления полученных знаний была проведена викторина «Герои рассказов Житкова», так же для ребят подготовлена книжная выставка «Всё о животных». На мероприятии присутствовало - 12человек.

Новокрымковская библиотека

11 сентября в Новокрымской сельской библиотеке состоялся литературный час «Мастер на все руки", посвященный 135 лет со дня рождения, выдающегося советского детского писателя Бориса Степановича Житкова. Заведующая библиотекой Нимчук Е.Г. рассказала детям о жизни и творчестве этого удивительного человека, ставшего профессиональным писателем лишь после того, как он объездил весь мир и испытал свои силы во множестве профессий. Творчество Бориса Житкова по праву заняло почетное место в русской литературе для детей. Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова. Широкую известность получили произведения: «Рассказы о животных», «Удав», «Черный парус», «На льдине» и другие. Затем ребята рисовали любимых персонажей из произведений Б.Житкова. Присутствовало - 25 человек.

Победненская библиотека

Кто же этот загадочный гражданин Житков, что стал главным героем детского стихотворения Самуила Маршака «Почта»? Об этом читателям младшего возраста рассказала заведующая Победненской сельской библиотеки Кареева Татьяна Борисовна. Можно сказать, что это был человек - приключение с необыкновенными талантами и необыкновенной судьбой. Борис Степанович Житков за свою жизнь работал химиком, кораблестроителем, штурманом дальнего плавания. Он совершил кругосветное путешествие: побывал во многих городах и странах земного шара, был участником многих научных экспедиций. Все, что он видел - описывал в своих рассказах. А рассказов он оставил ни много - ни мало, а более пятисот. С одним из них ребята познакомились. Это рассказ «Мангуста». С замиранием сердца ребята слушали о приключениях маленького пушистого зверька.

К мероприятию в библиотеке оформлена тематическая полочка «Вечный Колумб».

Мероприятие посетило 28 человек.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС

к 135-летию Бориса Степановича Житкова

Подготовила: педагог-библиотекарь Бобичева Наталья Николаевна

МКОУ СОШ с. Гаровка-2

Уровни образования: начальное общее образование

Класс(ы): 3 – 4 класс

Предмет(ы): Библиотечное дело Внеклассная работа Литературное чтение

Тип ресурса: сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: Литературный час о жизни и творчестве

Б.С. Житкова в сопровождении презентации

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя, прозаика, педагога, путешественника и исследователя.

ЗАДАЧИ: на примере жизненной любознательности и целеустремленности писателя воспитать у учащихся интерес к увлечениям и приключениям;

на основе рассказов писателя формировать бережное отношение и любовь к окружающему миру;

воспитать интерес к чтению через произведения Б.С. Житкова.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «135 лет со дня рождения

Б.С. Житкова», компьютер, мультимедиапроектор

Ход мероприятия

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Внешне сдержанной, но искренней и трогательной любовью к этому миру, ко всему живому и требующему защиты обладал Борис Степанович Житков. Он умел удивляться красоте бытия, в своих рассказах будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и проявлять интерес к загадкам природы.

Слайд: 1 Наш литературный час мы посвящаем жизни и творчеству прозаика, педагога, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова ему в этом году исполнилось бы 135-лет. Слайд: 2

Слайд: 3 Борис Степанович Житков родился года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец, Степан Васильевич, преподавал математику в новгородской учительской семинарии, писал учебники.

Мать, Татьяна Павловна, была отличной пианисткой, она боготворила музыку. Борис получил отличное начальное домашнее образование. Семье пришлось много поколесить по России, пока они не осели в Одессе, где Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель . Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым. Они повздорили, и их дороги разошлись… на несколько десятилетий. Чуковский пошел в литературу, а Житков ещё долго бродил по миру.

Слайд: 4 Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он увлекался абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. За спортивные достижения будущий писатель получил несколько призов. Во время увлечения греблей ему удалось построить небольшой бот с каютой, разумеется, при помощи друзей.

Слайд 5: М атематику и химию Борис изучал в Новороссийском университете. Но всегда Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Он экстерном сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!

В году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.

Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.

Слайд: 6 Осенью 1923 года Борис Житков вернулся в Петроград. У него не было денег, а здоровье оставляло желать лучшего. Из-за этого Борис отправился к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу.

За несколько дней Житков написал новеллу «Шквал». Новеллу отнесли в издательство «Время», и уже в 1924 г. увидела свет первая книга Житкова под названием «Злое море».

Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ. Он восхищался безошибочным чувством стиля и манерой письма своего товарища, которого ранее считал дилетантом.

Слайд 7-10: Борис Степанович предпочитал писать о том, что хорошо знает, поэтому произведения были наполнены удивительными историями о путешествиях и дальних странах. В каждый из своих рассказов прозаик вкладывал мораль, стремился научить детей и взрослых тому, что уже знал сам. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных. К примеру, в доме у Житковых действительно жил ручной волк, позже ставший героем одноименного рассказа.

Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Слайд: 11 Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей. Главный герой- любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.

Затем в жизни Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском Гидрометеорологическом Университете.

Рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».

Слайд 12: Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.

Слайд 13: года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось. Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказало существенное влияние на многих детских писателей.

Слайд 14: Практическая часть:

I ЗАДАНИЕ: «Как вы знаете биографию писателя»

    В каком городе жила семья писателя?

    Как звали отца писателя?

    Что любил Борис Степанович больше всего?

    О ком и о чём писал писатель?

Слайд 15-16: Ребята из 4 класса прочитали рассказ «Как я ловил человечков» и сейчас они попробуют ответить на некоторые вопросы по этому рассказу.

    Найдите и зачитайте описание пароходика.

    Чьими глазами он увиден (глазами бабушки, глазами мальчика, глазами автора). Зачитайте нужное.

    Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Найдите это в тексте.

    Найдите и зачитайте в тексте слова, которые характеризуют маленьких человечков (их рост, поведение и привычки).

    Можно ли назвать мальчика фантазёром и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку?

Слайд 17-18: А ребята из 3-го класса расскажут нам о рассказе «Про слона», который прочитали они.

Расскажите ребята о чём это рассказ?

Найдите и зачитайте отрывок в котором автор описывает купание слонов в речке.

Какую работу выполняли слоны в рассказе Бориса Житкова?

Вот и подошел к концу наш урок. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги Б. Житкова, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., М. Пришвина и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.

 

 

Это интересно: