→ Сельская библиотека как фактор сохранения культуры. История Быстрянской сельской библиотеки Основные направления деятельности библиотеки на селе

Сельская библиотека как фактор сохранения культуры. История Быстрянской сельской библиотеки Основные направления деятельности библиотеки на селе

Нестерова И.А. Роль сельской библиотеки // Энциклопедия Нестеровых

Уникальность роли сельских библиотек в общественной жизни страны подчеркивается за счет усложнения задач информационно-библиотечной деятельности, которая предопределяет необходимость разработки новых подходов к управлению библиотеками. Прежние методы управления этой сферой, изначально нацеленные на решение проблем ее выживания, уже неэффективны. В последние годы отмечена возрастающая роль сельских библиотек в жизни местного сообщества.

Деятельность сельской библиотеки

Успешное решение задач построения социального государства, формирования регионального социально-культурного пространства требует активного участия библиотек в этих процессах. Отсюда и необходимость изучения особенностей деятельности сельских библиотек в современных российских условиях.

Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующий общественное пользование произведениями печатного издания. Библиотека обеспечивает сельским жителям свободный доступ к информации, знаниям. В обслуживании граждан библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию информационного общества. Библиотека заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Однако, в последние годы прослеживается печальная тенденция согласно которой количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч .

Сегодня мы все чаще говорим о сельской библиотеке как учреждении, которое выполняет социальные функции, работает с группами людей, нуждающихся в социальной поддержке: ветеранами войны и труда, инвалидами, безработными.

В своей деятельности сельские библиотеки опираются на федеральные и локальные нормативно-правовые акты.

  • Гражданский кодекс РФ
  • "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  • Модельным стандартом деятельности Общедоступной библиотеки
  • Федеральный закон N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
  • Постановления, приказы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность библиотек на определенной территории.

Деятельность сельских библиотек осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Согласно данному закону, сельские библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Закон четко регламентирует недопустимость государственной или иной цензуры, которая могла бы ограничить права пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах. Однако, исключение составляют те случаи когда сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Кроме того, закон настаивает на том, что все библиотеки, в том числе и сельские, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В случае если в фондах библиотеки имеются книжные памятники, то учреждение обязано обеспечивать их сохранность и несёт ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников .

В настоящее время библиотеки в сельской местности стали не только центрами чтения и общения, но и "центрами притяжения" увлеченных и любознательных людей, местных авторов – сочинителей и рукодельниц – мастеров прикладного искусства.

Роль сельской библиотеки в жизни местного сообщества

В последние годы не утихают споры о дальнейшей судьбе библиотек из-за падения посещаемости. Сторонники реформ предлагали повысить популярность библиотек путём проведения развлекательных мероприятий, однако эта позиция была раскритикована специалистами и общественностью, которые настаивают, что библиотеки должны сохранить культурно-просветительную функцию и заявляют, что переведение библиотек в торгово-развлекательную сферу погубит саму суть библиотек, как мест для культурного развития и совместного творчества.

Общественности частично удалось отстоять роль библиотек, как собирателей и хранителей наследия, и в январе 2015 года Министерство культуры РФ приняло Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, в котором была прописана культурно-просветительная и образовательная функция .

Однако не следует забывать, что библиотеки – это древнейший институт общества, выполняющий широкий спектр разнообразных функций и играющий огромную роль в жизни общества. В наши дни библиотека- это социальный институт, который играет огромную роль в жизни людей, особенно в отдаленных уголках нашей страны и в селах. Современная библиотека включает в себя информационные и культурные компоненты .

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют ключевые элементы библиотечного дела, представленные разными авторами и на которых базируется роль библиотек в обществе:

  • структурно-функциональная: библиотека представляет "документальный ресурс", а не информационный;
  • когнитивная: предмет труда библиотекарей – "знание";
  • информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему.

Библиотеки являются центрами исторической и духовной памяти, культурно-краеведческими и просветительскими центрами. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • преодоление потребительского отношения к природе;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • воспитание любви к природе.

Особая категория читателей сельских библиотек – инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села такая помощь является актуальной и своевременной .

Среди жителей современных сел много безработных – как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

В последние годы за сельской библиотекой все больше закрепляется статус не только образовательного, информационно-культурного, но и социального учреждения. Социальное партнерство – залог реализации одного из приоритетных направлений в работе библиотеки: "Культурно-досуговая деятельность пожилых людей".

Неоценима роль книги в деле духовно-нравственного воспитания и становления человека. Неоспорима необходимость с детских лет прививать любовь к книге, к постоянному общению с накопленными человечеством знаниями через чтение.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе.

Своей деятельностью сельские библиотеки помогают людям познать прошлое своей территории, оценить сегодняшний день, не утратить связь времён.

Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Библиотека на селе является центром не только культурной жизни, но и центром общения сельчан. Сюда приходят за духовной пищей, за советом, с пользой провести свободное время.

Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека .

Именно взаимодействие сельских библиотек с новейшими технологиями является индикатором успешного развития библиотеки и уровня её продвижения литературы "в народ". Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.

Однако информатизация библиотечных процессов требует развитой материальной базы: компьютеров, сканеров, принтеров, презентационного оборудования, цифровой видеотехники.

В последние годы в работе любой сельской библиотеки возросла роль и значение досугового направления деятельности. Востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам.

Во всех сельских библиотеках должны быть стенды с актуальными для жителей села подборками нормативно-правой информации. Для повышения популярности и роли сельской библиотеки нужно особое внимание уделить развитию традиций семейного чтения. Рекомендуется реализовать программы семейного чтения с различной тематикой. Например: "Взрослые читают детям, дети читают взрослым", "Возьмите книгу в круг семьи", "Современная семья выбирает книгу", "Дружим с книгой всей семьей". Благодаря этому, библиотекарь сможет привлечь к активному сотрудничеству взрослых в плане привития и поддержки интереса к книге и чтению их детей и внуков, проводя совместные мероприятия, поможет посредством литературы воспитать и развить ребенка.

В рамках государственной программы доступная среда рекомендуется провести мероприятия совместно с СДК ориентированные на людей с ограниченными возможностями. Необходимо оказать посильную помощь нуждающимся посредством духовного обогащения и исцеления. В этом помогут мероприятия из серии "Через книгу – к добру и свету", "Без друзей меня чуть-чуть".

Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать общесельские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотеки.

Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению. Ориентировочная тематика социологических исследований: "Поговорим о чтении", "Что значит чтение в вашей жизни", "Современный читатель. Каков он?", "Молодежь и чтение в современной библиотеке", "Чтение в кругу семьи", "Читаем классику", "Художественная литература: что читает провинция". Популярными могут стать рейтинговые опросы на лучшую книгу, самую любимую книгу.

Литература

  1. Минкультуры РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек // URL: http://special.tass.ru/kultura/3328627
  2. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Справочная правовая система Гарант
  3. Верина Т.В. Об опыте работы библиотек по "модельному стандарту деятельности" // Официальный ресурс министерства культуры РФ URL: http://mincult12.ru›sites/default/files/doc/plan…8).docx
  4. Информатизация сельских библиотек: проблемы и пути их решения (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение Выпуск № 2 (14) / 2014. С. 54-62
  5. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 41-45.
  6. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю.П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009.
  7. Фонотов Г.П. Организатор и теоретик библиотечного дела // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2004. – N 2. – С. – 84

VII районная научно-практическая конференция школьников

Яшкинского муниципального района

«Открытия юных исследователей»

Секция: начальные классы

«Роль библиотеки в жизни села»

ученица 2 класса

МБОУ «Красносельская ООШ»,

08.05.2007 г.р.

ул. Мира, 2-2; тел. 89235083655

Научный руководитель:

Баринова Полина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Красносельская ООШ»

Адрес: 652040, село Красноселка,

ул. Урожайная, 5, тел. 89617339437

Яшкино 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

Глава 1. Историческая справка ………………………………………….5

Глава 2. Изучение работы Красносельской сельской библиотеки …...6

Глава 3. Роль библиотеки в жизни села Красноселка………………...7

Заключение………………………………………………………………....9

Список литературы………………………………………………………..10

Приложения………………………………………………………………..11

Введение

В век интернета и прогресса

Мой друг, прошу не забывай,
Что библиотека вместо стресса

Её почаще посещай!

А кто от города далёкий

Живет в селе и будет жить.

Ты знай, что знаний в библиотеке

Ты можешь разных раздобыть!

Здравствуйте, меня зовут Амина. Я живу в небольшом селе Красноселка Яшкинского района. В 2015 году нашему селу исполнилось 355 лет. Примерная численность села 850человек. У нашего села есть библиотека, которую могут посещать все жители села. Я очень люблю читать, поэтому в библиотеку хожу с 5 лет. Мои любимые произведения это «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин), « Приключения Буратино» (А.Н.Толстой). Еще я очень люблю читать энциклопедии и книги о цветах, например: «Жизнь растений».

Сейчас я учусь в школе, во 2 классе. В библиотеку я стала ходить все чаще, потому что наша учительница Полина Владимировна задает нам поисковые и творческие задания. И я с удовольствием посещаю нашу библиотеку, так как знаю, что там я найду полезную и нужную информацию.

И вот, однажды, меня посетила мысль, а сколько вообще сельских библиотек существует в Яшкинском районе. Много ли жителей их посещают и зачем? И какую роль играет сельская библиотека в жизни села?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему своим родителям, учителю, работникам библиотеки у нас получилась исследовательская работа: «Роль библиотеки в жизни моего села».

Объектом данного исследования является Красносельская сельская библиотека.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи исследования :

    Узнать, сколько сельских библиотек функционирует в Яшкинском районе, и сколько жителей их посещают;

    О пределить задачи и выявить основные направления деятельности Красносельской сельской библиотеки Яшкинского района;

    Понять важную ли роль играет библиотеки в жизни села;

4) Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение, анализ литературы и интернет источников по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы Красносельской сельской библиотеки Яшкинского муниципального района;

Сотрудничество с заведующими библиотек Яшкинского района, взятие интервью у работников библиотек;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Глава 1. Историческая справка

Величайшее сокровище – хорошая библиотека.

В. Белинский

Сначала было слово. Но свою подлинную мощь оно обрело лишь с появлением книги.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках и бумаге – менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей.

Библиотека (от греч. biblion - книга и theke - хранилище, вместилище, ящик. Библиотека - это учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование . Они начали развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания.

Существуют различные мнения и высказывания знаменитых людей о библиотеках. Чтобы познакомиться с ними мы обратились в интернет. Оказывается, таких высказываний огромное количество. Все они очень интересны и познавательны. (Приложение 1) Особенно нам очень понравилось высказывание Готфрида Вильгельма Лейбници:

« Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа». Ведь действительно, книга всегда считалась источником знаний и мудрости. Можно сделать вывод, что знаменитые люди считают библиотеку священным местом.

В интернете мы узнали что, сельских библиотек в России насчитывается более 100 тысяч, среди них примерно 67 тысяч школьных. А вот обслуживают библиотеки более 40 миллионов жителей.

Если же мы будем рассматривать наш Яшкинский район, то он в себя включает 11 сельских поселений, которые включают в себя 53 населенных пункта, из них только 25 населенных пункта имеют библиотеки. Всего посещают библиотеки в Яшкинском районе 15224 человек, если это переводить в проценты, то процент населения посещения библиотек составляет 52%. А всего в нашем районе проживает 29 тыс. человек. Можно сделать вывод, что половина населения не заинтересована ходить в библиотеку.

Глава 2. Изучение работы Красносельской сельской библиотеки

В ходе изучения работы мы беседовали с заведующей библиотекой - Хохряковой Валентиной Ивановной. Валентина Ивановна работает в библиотеке 22 года. Мы у нее узнали, что село было образовано в 1660 году, а вот сама библиотека была образована 1 ноября 1922 году, то есть получается, что библиотека функционирует 94 года.

За эти годы в библиотеке собралось 7500 тысяч книг, 511 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём из них 119 дети. Валентина Ивановна познакомила нас с задачами и основными направлениями деятельности Красносельской сельской библиотеки Яшкинского района:

    Продвижение книги и чтения среди населения и повышение уровня читательской активности.

    Пропаганда литературы.

    Распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины.

    Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

    Привитие интереса к здоровому образу жизни.

    Выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку.

Мы решили проанализировать интерес читателей за последние 6 лет работы библиотеки, повышался он, или понижался? Для этого мы узнали данные посещения библиотеки с 2010 по 2015 года. Эти данные мы занесли в таблицу. (Приложение 2) На основе этой таблицы построили диаграмму. (Приложение 3) По таблице и диаграмме видно, что самый низкий читательский интерес был в 2015 году, так как посетило библиотеку 507 читателей. А вот начиная с 2010 г. и по 2014 год уровень посещения не изменен. Если рассматривать соотношение детей и взрослых, то можно сделать вывод, что чаще всего в библиотеку приходят взрослые.

Книги в нашей библиотеке расположены по тематическим разделам. Например: «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика» и т.д. В разделах книги расставлены по алфавиту: от А до Я. В мире издаётся огромное количество периодических изданий (газет и журналов для взрослых и детей). В нашей библиотеке дети могут почитать, такие журналы как: «Геоленок», «Тошка», «Непоседа». А взрослые, например: «Все для женщин», «За рулем», «Кудесница». Помимо журналов имеются газетные издания: «Яшкинский вестник» и «Яшкино».

Нам интересно ходить в библиотеку, потому что, там царит особая «книжная» атмосфера. В библиотеке можно почитать интересные книги. Отыскать множество познавательных книг на любую тему.

Глава 3. «Роль библиотеки в жизни села Красноселка»

Чтобы ответить на поставленную задачу: «Какую роль играет библиотека в жизни нашего села?», мы решили обратиться с вопросами к Храпову Александру Николаевичу, читателю библиотеки просто жителю села. Александр Николаевич любезно согласилась дать нам интервью (Видео). Это интервью мы предлагаем Вам просмотреть. Внимание на экран. Прослушав интервью можно сделать вывод:

В ходе работы для получения более подробной информации мы провели анкетирование среди читателей на базе «Красносельской основной школы» и жителей села.

Во время анкетирования и опроса мы задавали всего четыре вопроса:

    Посещаете ли вы нашу библиотеку?

    Как часто вы читаете книги?

    Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

    Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Ребята нашей школы, среди которых мы проводила анкетирование, очень хотели нам помочь и честно отвечали на вопросы в нашей анкете. Было опрошено 79 учащихся.

Опрос жителей села, мы проводила на улице, вместе с классным руководителем Полиной Владимировной Бариновой. Когда мы подходили со своими вопросами к жителям села, нам было немного не по себе, захотят ли они отвечать на наши вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Всего было опрошено 90 человек. Все с интересом отвечали на наши вопросы.

Обработанные данные 169- ти опрошенных мы занесли в таблицу. (Приложение 4) По таблице видно, что не зависимо от возраста, библиотека на селе является культурным центром различных мероприятий, конечно, чтение книг интересно всего лишь 41 % опрошенного населения, остальные же предпочитают интернет и телевидение.

А как же можно заинтересовать жителей села, чтобы они чаще посещали библиотеку? Для этого мы решили сделать буклеты с информацией о важности и нужности книги в жизни человека. Также в этих буклетах содержится план мероприятий, которые будут, проходить в библиотеке. Эти мероприятия могут посетить все жители села.

Заключение

По данной работе можно сделать выводы:

    Яшкинский район включает в себя 53 населенных пункта, из них только 25 имеют библиотеки. Всего посещают библиотеки в Яшкинском районе 52%. жителей.

    Библиотеку в селе Красноселка посещает 60 % всех жителей.

    Для того чтобы повысить интерес к чтению мы разработали буклеты, в которых рассказывается о 10 причинах пользы чтения, а так же представлен план мероприятий в библиотеке на ближайшее время. Думаем, что этими действиями мы сможем заинтересовать жителей села.

    Результаты анкетирования и опроса показали, что Красносельская сельская библиотека Яшкинского муниципального района является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села. Библиотека нужна для того, чтобы читали дети и взрослые. Библиотека является не только хранилищем книг, но и местом отдыха и встреч односельчан.

В нашей библиотеки используются информационные технологии, такие как компьютер с выходом в интернет и проектор.

В библиотеке проходят очень интересные и познавательные праздники, на которые приходят не только дети, но и взрослые.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Наша исследовательская работа ответила на главный интересующий нас вопрос: «Какую роль библиотека играет в жизни села? Ответ прост: библиотека играет важную роль в жизни села, она необходима для развития личности, как для ребенка, так и взрослого.

Список литературы

    Библиоштучки[сайт] URL : http://biblioshtuchki.jimdo.com/цитаты-о-книге-библиотеке-культуре/ (дата обращения: 25.11.2015)

    Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Учебное пособие. //Под ред. A.А. Говорова. М.: МПИ, 2005. 100 с.

    Живи в веках, село родное! // Яшкинский Вестник №32 от 19.08.2015. с.5-6.

    Полный словарь иностранных слов , вошедших в употребление в русском языке .- Попов М ., 1907 . [сайт] URL : http://www.inslov.ru/html-komlev/b/biblioteka.html (дата обращения: 23.01.2016)

    Р оль и место библиотек в жизни общества [сайт] UR :

Д.Кугидель

Кугидельская сельская библиотека Цели и задачи, стоявшие перед библиотеками в отчетном году. Библиотечная сеть.

Перемены последних лет требуют от библиотек по-иному взглянуть на свою роль.

Наперекор всем стихиям, эти учреждения были и остаются храмами культуры.

Основная функция Кугидельской библиотеки- информационная, культурная, образовательная.

Новые явления в жизни страны диктуют нам, библиотекарям, изменение формы работы, их разнообразие. Я, пересмотрев свои планы, взвеси свои возможности, решила работать по программам.

Поставила цель, определила задачи, и есть уже положительные итоги.

Созданы в библиотеке клубы «Атайсал», «Агинэй», «Ир-егетт2р» мы тесно работаем с женсоветом. На заседаниях с консультациями, рекомендациями, с советами выступают врачи, депутаты, ветераны. Беседую на разные темы: обсуждаем книги, музыкальные новинки, вопросы здорового образа жизни, делятся советами по огородничеству и др.

Встреча с книгой- это всегда общение с интересным человеком. Такое общение важно для людей, страдающих каким – либо недугом. Для них книга, единственное окно мир, друг и советчик и врач.

Инвалиды, пенсионеры, одинокие престарелые люди- именно они, социально незащищенные, и нуждаются в материальной поддержке. Я стараюсь помощь им. Своих читателей я обеспечиваю необходимой информацией на дому.

Библиотечная работа на вид представляет собой простой и тихий труд. Наша профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретное ситуации.

Состояние организации библиотечного обслуживание.

Сельская библиотека сегодня - единственное учреждение в деревни. Сельских жителей библиотека привлекает, прежде сего, разнообразной периодикой, которое не все могут иметь и книжные фонды библиотек.

Главное богатство библиотек - фонды. Запросы же пользователей информационные потребности год от года растет. Основной задачей сельских библиотек является так же обеспечение учащихся, студентов. Я стараюсь проводить беседы с читателями о насущных проблемах, о событиях, происходящих вокруг, и конечно о книгах. У выставок провожу различные тематические беседы, в том числе по прочитанным статьям в газетах и журналах. В начале года провела перерегистрацию читателей. При записи беседую с читателями о книгах, которые они читают и любят. Постоянно работаю с задолжниками. Продолжаю знакомить читателей с отделами, картотеками, каталогами. Многие читатели посещают с семьями, им составляю семейные формуляры.

Книжный фонд 7180 экз. Списание 2016 году нет

Благодаря комплектованию по фонду Сороса наша Кугидельская библиотека имеет возможность удовлетворять запросы каждого человека.

В дер. Кугидель проживают основным башкиры. Книги на башкирском языке пользуются огромным успехом, читают основным на башкирском языке. Встреча с писателями, презентации новых книг библиотечные уроки, конференции лучшие формы пропаганды книг на родном языке.

Книжный фонд на башкирском языке составляет 2494 экз.

Направления деятельности

Наша Кугидельская библиотека ведет культурно- просветительскую и информационную деятельность.

Пропаганда ежегодных Посланий Президента РБ

Реализация языковой политики РБ

Патриотическое воспитание

Воспитание экологической культуры

Эстетическое воспитания

По году кино

Цели и задачи 2016 году

В работе библиотеки в отчетном году ставились определенные задачи

Улучшение качества обслуживания читателей библиотеки: для этого использовались различные формы и методы в обслуживании читателей.

Велась работа по улучшению качество состава фонда

Резюме года

Х орошо скомплектованный и стабильно обновлённый фонд – основа деятельности любой библиотеки. За 2016 год

в нашу библиотеку поступила всего экз. В нашей библиотеке зарегистрировано 342 читателей. У читателей есть претензии по составу фонда: устаревшая литература, недостаток книг на родном языке.

Участия на районных конкурсах:

Конкурс стихов

Анализируя объем выполненной за год работы и осуществленных планов с уверенностью можно сделать вывод, что с поставленными задачами библиотека справилась.

В течение 2016 года сельская библиотека работала в тесном сотрудничестве с местными органами самоуправления, клуб, школой и общественностью.

Массовая работа.

К чтению в библиотеке.

Наша библиотека работает со всеми слоями населения.

Методы привлечения населения к чтении - это вся работа библиотеки. Библиотека обладает богатым фондом справочной и энциклопедической литературы, экземпляры которой не выдаются на дом.

Библиотека тесно работает со своим населением и всегда учитывает их интерес. В библиотеки были оформлены книжные выставки и стенды, посвященные к году кино. В библиотеке провели конкурсы «Папа мама и я читающая семья». Массовую работу лучше проводить с семьями.

Библиотека ведет широкую работу по привлечению самых разных социальных групп молодежи – учащихся, студентов, работающей и неработающей молодежи. Особое внимание уделяется не читающей и мало читающей молодежи, так называемой группы риска.

Для постижения лучших произведений литературы используются многообразные формы - беседы, встречи с писателями, поэтами, литературно-музыкальные вечера способствующие развитию творческой активности читателей.

Приведем некоторые примеры проведенных мероприятий:

Форма мероприятия Название мероприятия Дата Кол-во участников Дети до 14 лет Молодежь 15-24 лет пенсионеры
Праздник книги «Кто много читает, тот много знает» март
День информации «Молодежь,Знание,Книга.» апрель
Тематическая беседа «Наши читатели –дети и взрослые» май
Час общения «Передай книгу другу» апрель
День информации «Книжные новинки» В течение года
Итого:5 Итого:

Все выставки пользовались неизменным читательским успехом и способствовали привлечению пользователей к новинкам литературы.

Инновации года

«Пусть всегда будет книга!» - праздник, который стал событийным мероприятием в культурный жизни Кугидельской библиотеки.

В первые мы отметили у здании библиотеке. Этот день стал настоящим праздником для наших гостей. Перед собравшими выступали с приветственными словами учащейся начальных классов и председатель родительского комитета.

Но самое главное, мы чествовали читателей которые навсегда связали свою жизнь с книгой и библиотекой. 5 лучших читателей года были отмечены призами и благодарственными письмами в этот день. Прекрасная солнечная погода. Яркие улыбки юных артистов и зрителей создали настоящего праздника Книги.

После косметического ремонта по новому заиграл читальный зал библиотеки интересами, выставки, информационные уголки – все оформлено в соответствии с потребностями и интересами пользователей.

Краеведческая работа

Формирование гражданских чувств личности начинается с малого: бережного отношения к деревне где живешь, уважения к своей семье, изучения истории и культуры родного края. В этом заключается сегодня миссия краеведения.

Одной из главных задач программы является изучение и сбор материала по истории и культуре деревне и родного края. Работая по программе, библиотекой продолжается сбор материала для оформления альбомов «Кугидель золотая моя колыбель», «№е66е8 батырлы7 м284е онотолма9».В течение года оформлялись выставки которые стали традиционными.

В канун Дня Победы в библиотеке была выставка «Они вернулись с Победой» а так же была оформлена фотоольбом «Енеу булып балкый даныгыз».

Креведческая работа - древняя и прочная привязанность нашей библиотеки. В этом году в библиотеки прошли библиотечные уроки, викторины, вечера. В библиотеки накапливаются бесценное собрание краеведческого материала по культуре. Интерес пользователей к своей истории, к возражению национальной культуры и традиции вызывает спрос на краеведческую работу.

Баймакская земля является родиной знаменитых людей. Вмести, со школой провели вечера памяти. В библиотеки были оформлены книжные выставки:

В душе каждого человека живет любовь к родному краю, к своей малой родине, где жили его предки, где живет он сам. И чтобы это любовь никогда не угасала, чтобы каждый мог пронести ее через всю жизнь, чувство это надо поддерживать и воспитывать. Это стало главной целью нашей краеведческой работы.

Краеведение всегда была и остается одним приоритетным направлений деятельности библиотеки. Своеобразной визитной карточкой краеведческого фонда библиотеки является развернутая иллюстрированная выставка «Баш7ортостан жемчужина Урала», на котором представлены самые интересные книги о республике, ее прошлом и настоящим, искусстве, культуре литературе. В библиотеке действует информация, об истории деревни, оформлен тематический альбом К1ги6елем – алтын бишегем.

Также в нашей работе служат папки- накопители по теме, они пользуются большим спросом у читателей библиотеки и постоянно используются сотрудниками в своей работе: «Законы РБ», «Славный сын земли Башкирской», «История дер.Кугидель»

Форма мероприятия Название мероприятия Дата В том числе
В возрасте Социальные группы
Дети до 14 лет молодежь 15 – 24 лет пенсионеры инвалиды
Книжная выставка «Ожмах ке1ек Тыу4ан Еребе662 Б2хет 0с0н та4ы ни к2р2к?» Февраль май
Библиотечный урок «Матурлы7ты8 ю7тыр сикт2ре» март
Вечер отдыха «»с2йем минен куз нурым» март
Конкурс рисунков «№2р ва7ыт бул3ын 7ояш» апрель
Конкурс цветоводов «Матурлы7 доняны 7откарыр » август
Вечер отдыха Без баласак иленан июнь
7: Праздник отцов «Ил я6мышы атай6ар 7улында» праздник прошел на природе июнь
эстафета «Алтын комарткы» ноябрь
Итого: Итого:345

Здоровый образ жизни

На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения здоровья нации и каждого конкретного человека становится все более актуальной

Для осуществления деятельности по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек и наркомании библиотеки обладают необходимыми ресурсами. Во- первых информационным потенциалом, состоит из новейших методик, программ, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, агитационно-пропагандистских материалов, литературы, периодических изданий по теми здорового образа жизни.

Форма мероприятия Название мероприятия Дата Кол-во участников (Посещений) В том числе
В возрасте Социальные группы
Дети до 14 лет молодежь 15 – 24 лет пенсионеры инвалиды
конкурс Папа, мама и спортивная семья март
плакат Наркотикам-НЕТ!!! апрель
беседа Как вырастить здорового ребенка май
Книжная выставка Народная медицина май
Библиотечный урок Твое здоровье в твоих руках июнь
Библиотечный урок Суд над сигаретой сентябрь
Итого 6 Итого69

Деятельность библиотеки направлена на то, чтобы помочь жителям дер.Кугидель, особенно подрастающему поколению, уверенно и сознательно выбрать здоровый образ жизни, всесторонне информировать о его преимуществах.

Работа с молодежью.

Молодежь, как особая социально – демографическая группа, требует повышенного внимания общества-она сегодня формирует и несет в себе образ будущего, и на нее очень скоро будет возложена ответственность за развитие общества в его развитии и культуре, за благополучие старшего поколения.

Именно по этому библиотека призвана содействовать молодежи в сфере экономики, политики и культуры и патриотического воспитания. Для решения этих важнейших задач мы используем разнообразные формы работы с молодежью, как новейшие, так и традиционные.

Тесное сотрудничество библиотек со школой, постоянное взаимодействие, в конечном итоге, дают совершенно ощутимое результаты в деле воспитания подрастающего поколения.

Библиотека старается формировать у молодежи отношение к книге как источнику человеческого опыта.

Профориентационная работа со старшеклассниками одно из важнейших направлений работы с молодежью так как правильный, грамотный выбор профессии во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека.

В помощь выбору профессии для старшеклассникам в библиотеке было организованы различные выставки литературы выставка-помощь «Любимую книгу листая », «Профессию мы выбираем », «Выбирая профессию -выбираешь жизнь » В школе организовали встречи со специалистами различных профессий. На таких встречах школьники узнали много интересного.

Форма мероприятия Название мероприятия Дата Кол-во участников В том числе
В возрасти Социальные группы
Дети до 14 лет Молодежь 15-24 лет пенсионеры инвалиды
Библиотечный урок “Школа хорошего настроения» март
Книжная выставка «Курить-здоровью вредит» апрель
Час полезного совета «10 способов бросить курить» май
Фотоконкурс цветоводов «Тыу4ан я7ты8 г1з2ллеген м28ге к1реп туйманым» июнь
Ознакомления книгой А.Баймухаметова «Калдырма әсәй» сентябрь
Проводы в армию «Имен йөрөп ҡайцтығыҙ егеттәр!» Май-.октябрь
Итого:6

Молодежь должен знать и понимать всю пагубность таких привычек, как табакокурение, алкоголизм и наркомания. Такого рода мероприятия нужно проводить регулярно, и тогда эффект будет точно.

Библиотека и семья

Вся наша сила, жизненная энергия и достижения берут начало в семьи. Ведь, прежде всего в семьи формируется духовная культура человека, что не возможна представить без книги. Семьи приходят в библиотеку не только за книгами, они идут сюда за советами или просто пообщаться, содружество с библиотекой помогает решение личностных проблем. Форма и методы работ библиотеки различные: это и красочные книжные выставки, тематические подборки, стенгазеты, а так же интересные мероприятия: устные журналы, викторины, народные фольклорные праздники, а так же разные мероприятия. Библиотека в течение года работала для привлечения читателей и детей к чтению, оказать семье информационную помощь \. Были выставлены книги, прочитанные семьями, Самая читающая семья определилась по следующим категориям:

Читающий стаж семьи, количество книг прочитанных за год а так же участие семьи в мероприятиях, организуемых библиотекой. Библиотечный конкурс. «Мама, папа, я читающая семья» «Книга лучший друг семьи». Фельдшером ФАПА, АбзелиловаР.И. провела с читателями старшего возраста и юношеством беседу на тему: «Алкоголь – коварный враг» Участники биседы видя, доброжелательность и анонимность беседы постепенно расслабились, стали задавать вопросы. Участники высказали пожелание о проведении подобных мероприятий в дальнейшем, и даже сами предложили тему для обсуждения.

Многие массовые мероприятия библиотек ориентированы на родителей и детей. Самыми востребованными формами групповой работы остаются семейные праздники, викторины, конкурсы.Особенно активно принимают участие семьи в праздновании 8 Марта, Дня матери.

Работников библиотеки и читающие семьи объединяет теперь не только любовь к книге, но дружба, привязанность. Здесь хорошо знают запросы всех членов семьи. Долгожданной новинкой. Мы стремимся заинтересовать семейным чтениям, создать атмосферу сотрудничества библиотеки, детей и родителей. Надеемся, что работа информационного центра семейного чтения «Маленькая дверь в большой мир» станет общим интересным делом библиотеки и её маленьких и взрослых читателей, и будет способствовать развитию книжных традиций семьи.

Форма мероприятия Название мероприятия Дата Кол-во участников (Посещений) В том числе
В возрасте Социальные группы
Дети до 14 лет молодежь 15 – 24 лет пенсионеры инвалиды
конкурс «Папа, мама и я читающая семья»
Разговор за круглым столом «Ата абруйы»
3: конкурс «А ну-ка мамы»
беседа Встреча с многодетными матерями «быть матерью это почетно» ноябрь
бенефис «Читаем всей семьей»
Итого 5

Правовое воспитания

Одной из важных задач, стоящих перед библиотекой - не только хранить документы. Но качественно и оперативно представить их пользователю.

К услугам населения по правовой информации в библиотеке составляются и постоянно дополняются картотека из журнальных и газетных статей: Указы, Законы РФ, РБ, оформляются папки, проводится тематические обзоры, выписываются газеты «Российская газета».

Для привлечения внимания читателей к правовым источникам информации проведены следующие мероприятия:

Правовая игра: «Что мы знаем о выборах»

Тематическая папка «Вы должны знать свои права»

Год российского кино

К Году российского кино в нашей библиотеке для читателей оформлены книжные выставки,на которых представлены книги о кино и книги, по которым сняты художественные фильмы.

Этот год проходил под названием Год российского кино, по этому многие мероприятия были организованы в рамках этих событий.

Библиотека свою деятельность в соответствии с планом подготовки и проведения информационно – познавательных и культурно – досуговых мероприятий, посвящённых Году кино.

Форма мероприятия Названия мероприятия Дата Кол-во участников Дети до 14лет Молодежь 15-24лет Пенсио неры Инв лиды
Литературно-музыкальный вечер Открытия Года кино февраль
Выставка Стоп-кадр Март
Встреча Ветеран- киномеханик Аюпов Вакиль май -5
Наглядная пропаганда о жизни артистов кино Любимые артисты июнь
Эстафета Алтын комарткы ноябрь
Итого: Итого:

Безусловно, в своей работе мы не можем не рассказать нашим читателям об актере односельчанине снявшегося в телефильме «Туй» Радифа Янбаева. Мы рассказали о его творчестве.

В заключении хочется сказать, что год кино для нас прежде всего важен как медийный метод продвижения чтения и книги.

Для библиотек - это главное.

Работа по Эстетики

Эстетическое воспитание многогранно и она ведутся не только тематических мероприятиях, оно не прекращается по сути не когда. Все оформление в библиотеки и выставки, и стенды все это воспитывает читателя в зависимости от того, красиво это эстетично или нет - несет положительные эмоции. Библиотекарь никогда не забывает, что эстетическое воспитание ни когда не прекращается, а начинается с первого посещения – с оформления читального зала и абонемента, внешнего вида и удобной расстановки фонда.

Книжная выставка-это почти всегда своеобразная визитная карточка любой библиотеки. По ним судят не только о фонде. Но и самом стиле работе. Выставка-это творческий взгляд на мир и раскрываемую экспозицией тему. Библиотекарь должен обладать особым даром, чтобы создавать привлекательные, вызывающие живой интерес выставке.

В библиотеке оформлялись книжные выставки Мой новый книжный мир, Сказочные герои в библиотеке,

Заключение

Мояцель показать обществу, что библиотека нужна, подчеркнуть необходимость нашей профессии. Планов у меня много. Хочу, чтобы каждый житель деревне был моим читателем.

Библиотека в деревне - место культурных и духовных ценностей. Многие сельчане откликнулись на благотворительную акцию «Книгу- в дар библиотеку».

Состояние библиотечного обслуживания стабильное.

Скудность местного бюджета не позволяет нам решать многие насущные проблемы.

Баймакская МЦБ является для нас методическим центром.

Методические мероприятия проходит 2 раза в месяц.

На семинарских занятиях обсуждаем как практические, так и теоретические вопросы. Кроме того. мы, библиотечные работники на таких встречах можем и пообщаться между собой, познакомиться с новыми методическими изданиями, а так же проконсультироваться со специалистами из центральной библиотеки. Приятно, что библиотекари стали работать вмести. Мы все говорим, что жить в наше время труднее, но работать стало на много интересней, потому, что мы видим понимание и признание наших читателей и руководства.

Д. Кугидель

Библиотечная сеть

Цели задачи детской библиотеки обеспечения их нрав на свободный и равный доступ к информации и библиотечным фондом.

Задачи детской библиотеки:

Пропаганда краеведческой, башкирской литературы

Ознакомить с новыми поступившими книгами

Провести месячники писателям- юбилярам

Продолжить изучение биографии односельчан погибших в годы репрессии, на Великой Отечественной войне

Изучить литературу русских писателей

Активно участвовать в мероприятиях.

В этом возрасти закладывается нравственные и эстетические ценности. Постоянно общаясь с произведениями, ребята начинают другими глазами смотреть на то, что их окружает, видеть красоту или замечают непривлекательность в том, мимо чего раньше проходили равнодушно.

Дети наиболее восприимчивы к образному, эмоциональному восприятию художественных произведений.

Год от года регулярно пополняется книжный фонд библиотеки. Книжный фонд составляет экз. книг, которыми может воспользоваться любой читатель. У каждого из них свои запросы и увлечения. И всем я стараюсь дать добрый совет и помощь найти нужную книгу.

Много друзей у нашей библиотеки. Они всегда с нами и в будни, и в праздник. Чем же занимаемся, в библиотеке вмести с детьми? Регулярно отмечаем юбилейные даты писателей, поэтов, проводим обсуждения их книг, а перед этим я дою домашнее задание прочесть книгу этого автора или о нем.

Для читателей предусматривается разные конкурсные программы, такие, как бенефис читателей, в семье литературные вечера, конкурсы «Иман нуры», «Кызздар йондоздар» и.т.д.

Вовремя прочитанная хорошая книга- большая удача: она может изменить жизнь, судьбу человека особенно детские годы.

Почему же мы любим, возвращаться в детства? Потому что первая книга, которая потрясла тебя, -это в детстве. А ведь книжный мир огромен. Долг библиотекаря быть наставником и лучшим другом читателей.

Мое основное направление, как можно по больше привлечь юных читателей в библиотеку. Новые явления в жизни страны диктуют нам библиотекарям изменение форм работы, их разнообразие.

В начале года провела перерегистрацию читателей. При записи беседую с читателями о книгах, которые они читаю. Постоянно работаю с задолжниками.

Библиотечный фонд

Хорошо скомплектованный и стабильно обновленный фонд- основа деятельности любой библиотеки. За 2016 год в нашу библиотеку поступила экз. детской литературы. В Кугидельской библиотеке зарегистрировано 64 читателей.

Обращаемость сельского книжного фонда высокая, поэтому многим изданиям требуется ремонт. «Книжная больница», где врачи дошкольники охотно лечат книги. Я считаю, что очень многое зависит от первого знакомства учащихся библиотекой, поэтому во время экскурсий- которые были организованы для всех классов, всегда обращаю внимание на то, что библиотека создана именно для читателей, рассказываю об имеющейся литературе.

Когда я проводила, уроки задавала вопрос: Помогает ли вам художественная литература лучше понять окружающий мир? Почти всегда отвечают, что прочитав книгу, они стали бережнее относиться к природе.

Не забываемым событиям наших детей стала неделя детской книги

Каждый день посвящался знаменитым людям.

Библиотечные уроки Т.Даянова «Ышан урман». Каждый урок стараюсь начать по новому, стараюсь задать вопросы.

Детский возраст- важный этап становления личности. Именно в эти годы формируется первое моральное представления, определяется его духовное развитие. Художественные произведения всегда и во всем времена имели огромную власть над детским сердцем, на них выросло ни одно поколение, но разве не хочется быть похожем на любимых героев.

Экологическая работа

Целью всех библиотечных мероприятий по экологической ситуации в мире, привлечение внимания местного сообщества к экологическим проблемам, побуждение к действиям в области охраны всего живого, а также знакомство с литературой о природе.

Библиотека предлагала юным читателям различные книжно –иллюстративные выставки экологической направленности. Ребята участвовали в акции Есть фотографии. Популярность у читателей библиотек пользуется книги писателей Н.Мусина, М.Буракаевой.

Интересной и полезной для юных читателей оказалась викторина, организованная к Всемирному дню Земли.

Школьники узнали об истории праздника, его идее и символике. Заинтересовали ребят вопросы викторины о растительном и животном мире Земли, о географических названиях рек, морей. В процессе мероприятия школьники читали стихи о бережном отношении к природе.

Форма мероприятия Название мероприятия Дата Кол-во участников (Посещений) В том числе
В возрасте Социальные группы
Дети до 14 лет молодежь 15 – 24 лет пенсионеры инвалиды
Книжная выставка «Чудеса и тайны планеты Земли» февраль
Книжная выставка «Мир знакомый и загадочный» апрель
Конкурс рисунков Загадки в лесу на каждом шагу» май
Акция «Покормите птиц зимой!» март
Викторина «Почемучкина поляна» сентябрь
Итого 5

Библиотека и семья

Вся наша сила, жизненная энергия и достижения берут начало в семьи. Ведь, прежде всего в семьи формируется духовная культура человека, что не невозможно представить без книги. Семьи приходят в библиотеку не только за книгами, они идут сюда за советами или просто пообщаться, содружества с библиотекой помогает решении личностных проблем. Форма и методы работ библиотеки различные: это и красочные книжные выставки, тематические подборки. Стенгазеты, а так, же интересные мероприятия: устные журналы, викторины, народные фольклорные праздники, а так же разные мероприятия.

Семья-это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первых дней своего существования. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями в рамках которой детей, родителей, бабушек, дедушек объединяет целая система отношений

Эти отношения и определяют психологический климат семьи, в котором у ребенка формируется восприятия мира, людей, самого себя. Только в семьи ребенок получает опыт совместной жизни, поэтому то, каким вырастает, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Об этом мы говорили с учащимися. Ребята рассуждали на тему семьи. И пришли к выводу что, семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношениями к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Пользу семейного отдыха в библиотеки трудно переоценить. Формы сотрудничества библиотеки и семьи самые разные – литературные турниры, семейные посиделки, фольклорные праздники, игровые и конкурсные программы. Приведем примеры некоторых мероприятий:

К сожалению, сегодня права детей нарушаются достаточно часто. Этот веселый праздник создан был не просто для развлечения. Его основной целью можно назвать напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка.

В заключении следует сделать выводы, что библиотекари нашей системы делают все возможное, чтобы любовью к книге, к чтению укрепить семью, помочь сохранить к ней атмосферу любви и понимания.

Приведем примеры некоторых мероприятий:

Форма мероприятия Название мероприятия Дата Кол-во участников (Посещений) В том числе
В возрасте Социальные группы
Дети до 14 лет молодежь 15 – 24 лет пенсионеры инвалиды
Конкурс Мама папа и я читающая семья февраль
Беседа за «круглом» столом «Ата абруе» март
Конкурс А ну-ка мамы! март
Книжная выставка «Быть матерью это почетно»
Библиотечный урок «Читаем всей семьей» апрель
Праздник ко дню защиты детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить» июнь
Итого 6

Работа с молодежью.

В библиотечном обслуживание детей и юношества остро стоит проблема снижения интереса к чтению.

В современном мире молодому человеку порой бывает очень сложно найти свой путь в жизни.

Молодежь, как особая социально – демографическая группа, требует по

Александровская сельская библиотека в течение 2015 года выполняла главную миссию своего учреждения - развивалась, как информационно-культурный центр, предоставляя качественную информацию и услуги пользователям библиотеки, используя имеющиеся каталоги (алфавитный, систематический).

В течение 2015 года библиотека выполняла главную цель своей работы - максимальное удовлетворение нужд и потребностей жителей села и читателей библиотеки с использованием печатных изданий. Оказывала помощь в повышении образования, самообразования. В целом культурно-просветительская деятельность библиотеки велась по направлениям:

  • - цикл мероприятий «Калейдоскоп юбилейных дат», посвященных жизни и творчеству писателей (в течение всего года);
  • - неделя «Мир профессий» (февраль);
  • - районный смотр-конкурс (март);
  • - неделя детской и юношеской книги (март);
  • - дни экологической культуры (апрель);
  • - день семьи в библиотеке (май);
  • - летнее чтение детей (июнь-август);
  • - день знаний (сентябрь);
  • - экскурсия по библиотеке (октябрь);
  • - цикл мероприятий к Новому году (декабрь);
  • - дни информации (в течение всего года).

Чаще всего и с особым удовольствием посещают библиотеку дети и подростки (36%). Наибольшее количество массовых мероприятий проводится именно для этой категории пользователей. Стараясь удержать интерес и внимание детей, специалисты библиотеки готовят различные мероприятия с элементами театрализации, игр, конкурсов, творческих заданий.

Дети и подростки выбирают книги, читают журналы, собирают пазлы, играют в настольные игры, рисуют, а также общаются между собой. Такие журналы, как «Мир принцесс» и «Играем с Барби» востребованы девочками дошкольного и младшего школьного возраста, а девочки постарше выбирают журналы «Волшебный», «Мои секреты» и «Девчонки». Мальчиков привлекают журналы «Тошка и его компания», «Том и Джерри», особенным спросом пользуется журнал «Звёздные войны», который, к сожалению, не стал печататься с 2014 года. А подростки интересуются журналами «Мото» и «Рыболов». Неизменной популярностью у юных читателей пользуются сказки, детские детективы, романы для девочек, приключения.

Совместно с детским садом для детей дошкольного возраста проводятся ознакомительные экскурсии «Книжкин дом». Дети впервые знакомятся с такими понятиями как книга, стеллаж, журнал, читательский формуляр. С детьми проводятся шуточные уроки. Накануне 1 сентября в библиотеке проводился большой утренник «Как Бука и Бяка стали первоклассниками». Дети получили призы и позитивное настроение.

Основной группой читателей библиотеки являются взрослые (50%), которым предлагались книжные выставки и массовые мероприятия на такие темы, как сохранение здоровья, ведение домашнего хозяйства, осенние заготовки, обряды и традиции, а также литературные вечера, вечера отдыха, вечер-воспоминание. Все эти мероприятия призваны создать условия для общения, проявления творческих способностей участников. Следует отметить, что среди данной группы наиболее активные пользователи - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Это объясняется наличием у них наибольшего количества свободного времени. Они читают книги не только современных авторов, но и литературу советского периода (серия «Сделано в СССР» и «Сибириада»), и книги исторической направленности. Из журналов неизменным спросом пользуются «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь», «1000 советов», «Всё для женщины» и другие.

Наиболее малочисленной и сложной в плане привлечения в библиотеку категорией читателей является юношество (14%). Учащиеся старших классов загружены школьными заданиями, студенты проживают за пределами села и приезжают только на выходные и праздничные дни, а работающая молодежь имеет мало свободного времени. Но, не смотря на всё это, стараются привлечь как можно большее количество пользователей данной категории, для чего выходят в школу для проведения массовых мероприятий, оформляют книжные выставки и информационные буклеты на актуальные для них темы (вредные привычки, характер и судьба), выписывают журналы, пользующиеся у молодёжи наибольшим спросом («Твоя лучшая подруга», «OOPS», «Мне 15»), помогают в подборе литературы современных модных авторов.

Особое внимание и заботу специалисты библиотеки уделяют людям с ограниченными возможностями, советуя и подбирая для них книги, а также приглашая на все массовые мероприятия и книжные выставки.

Внедрение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более комфортных и современных условий для наших пользователей, для повышения качества предоставляемых услуг. Так, появилась возможность выпуска издательской продукции, например, вышли в свет такие издания как буклет «Наш край в стихах и прозе», «Давайте познакомимся» (о И.А. Крылове), Библиографическое пособие - аннотированный список литературы «Особенности культуры Красноярского края» и др.

В последние годы в работе библиотеки особенно возросла роль и значение досугового направления деятельности. Наиболее востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам. Так, при библиотеке действуют клубы: для людей пожилого возраста; женского общения и семейного досуга. Кроме того, для читателей всех возрастов создан клуб литературного чтения; для подростков - экологический клуб и клуб краеведческого направления. Для детей применяются познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам и т.д.

Творческий отчет о культурной и досуговой деятельности библиотеки подробно представлен в Приложении А.

Таким образом, анализ деятельности показывает, что Александровскую сельскую библиотеку можно назвать социокультурным центром местного сообщества: организовано полноценное обслуживание, обеспечив доступ пользователей к получению оперативной и актуальной информации, различных категорий пользователей (детей, школьников, молодежи, инвалидов, пожилых, предпринимателей и т.д.), используя при этом все имеющиеся ресурсы и возможности библиотек в интересах читателей. В последнее время качественно улучшился уровень информационного обслуживания читателей.

Кроме того, библиотека старается по-новому взглянуть на свою роль в современных условиях, постоянно совершенствуя массовую работу. Так, в целях повышения качества и комфортности библиотечного обслуживания в 2015 году продолжил свою работу внестационарный пункт выдачи книг в д. Новая Прилука. Пункт выдачи находится в сельском клубе, обмен книг производится один раз в месяц и обслуживает все категории населения.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы функционирования библиотек................……….5
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс...……………………..5
1.2. Функции и задачи современной сельской библиотеки……………...13
Глава 2. Практические аспекты сельской библиотеки на примере библиотеки в с.ХХХХХХХХ ……………………………………………...……………………....19
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки…………………19
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой………………….23
Заключение...………………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Один из важнейших разделов общего библиотековедения - учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела - развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Регулярное библиотечное обслуживание сельского населения России начало осуществляться с середины 19 века, хотя потребность в книге и приобщение к ней через книготорговую сеть, подписку на журналы и газеты, светскую школу и воскресные школы, которые организовывало, например, «Общество для содействия распространения народного образования» отмечается исследователями значительно раньше.
Возникновение сельских библиотек явилось, прежде всего, следствием развития школьного образования на селе, т.к., как правило, первые библиотеки создавались либо при школах, либо образованными людьми (часто - учителями), либо на средства образованных людей. Огромную роль в создании сети сельских библиотек сыграло российское Министерство народного просвещения того времени.
Кроме того, создание библиотек на селе было и логическим продолжением тех процессов развития библиотечного дела, которые разворачивались в то время в городах.
Актуальность. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.
Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Таким образом, тема реализации сельской библиотекой своих функций и задач, несомненно, актуальна.
Объект исследования: функционирование библиотек в современных условиях.
Предмет исследования: сельская библиотека.
Цель курсовой работы: анализ деятельности сельской библиотеки в современных условиях на примере библиотеки в с. ХХХХХХХХ.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
1. Изучение литературы, научных публикаций и методических материалов по теме исследования;
2. Определение значимости библиотек в современном пространстве;
3. Рассмотрение функций и задач библиотеки;
4. Анализ практических аспектов современной сельской библиотеки;
5. Выявление функций и задач библиотеки в с.ХХХХХХ;
6. Выводы по теме исследования.
Методы исследования: теоретические, общенаучные, социологические.
Степень изученности темы. Эволюцию основных направлений деятельности, состояние, тенденции и перспективы развития сельских библиотек исследуют Ю.П. Мелентьева, Н.П. Лысикова, И. Гладкова, Н. Иванова. Методический материал и практические аспекты представлены в профессиональных изданиях «Библиотека», «Библио-поле», «Школьная библиотека» др.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс
Библиотечное дело это область профессионального труда, назначением которого является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеке, а также совокупности библиотек, действующих на той или иной территории.
В юридическом смысле под библиотечным делом понимается отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности граждан и их объединений, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Основными социальными целями библиотечного дела является сохранение и передача способностей или достижений человечества, отражаемых в документном информационном потоке.
Согласно федеральному закону о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ):
1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Библиотечное дело - это одна из типичных форм человеческой деятельности, поэтому в нем можно выделить три основополагающих составляющих элементов:
1. Предмет труда - публикация;
2. Субъект труда - читатель и потребитель;
3. Посредник труда - библиотекарь.
Библиотечная деятельность обусловливается движением, развитием библиотечных ресурсов, т. е. комплекса параметров, характеризующих способность библиотечного дела решать современные и будущие проблемы обеспечения общественных и индивидуальных потребностей в документальной информации. Можно выделить следующие основные характеристики библиотечных ресурсов:
1. обеспеченность библиотеками разного типа и вида, уровень функционирования их как целостной библиотечной системы;
2. обеспеченность библиотечными фондами (объем, отраслевой, тематической, типовой, видовой, языковой и др. состав литературы, соответствие ее информационным потребностям общества);
3. обеспеченность кадрами (общая их численность, образовательный и квалификационный состав, стаж и т. д.);
4. материально-техническая оснащенность (здания, оборудование, механизация, автоматизация библиотечных процессов).
Библиотечные ресурсы определяют отношения библиотек друг с другом при создании услуг и продукции, удовлетворяющих информационные потребности. Только в рамках определенных внутри- и межбиблиотечных отношений и связей возможно функционирование библиотечного дела. Таким образом, библиотечное дело есть не что иное, как взаимодействие библиотечных ресурсов и библиотечных отношений.

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Информация сегодня многими рассматривается как особая ценность. Существует даже такая точка зрения, что она превращается в реальную производительную силу. Появился новый термин, обозначающий современный уровень развития общества - информационная цивилизация или информационное общество. Активным сторонником этого подхода к пониманию современного общества является, в частности, Я.Л. Шрайбер. Он считает, что информационные технологии начинают доминировать в обществе и в его экономике, становится базовым, уровень их развития определяет уровень развития страны в целом.
Роль библиотек в этом процессе - это роль посредника, транслирующего информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уж о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.
Однако существует и другое мнение. Так, Г.П. Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья». Программа библиотечной деятельности, предложенная Фонотовым, достаточно обширна, но собственно информационную деятельность он не отвергает, но и не рассматривает в качестве основной функции библиотек. По его мнению, библиотека собирает и хранит источники знания, а не информацию, поэтому информация - не цель, а средство трансляции знания.
А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют три парадигмы библиотечного дела, представленные разными авторами:
­ структурно-функциональная: библиотека представляет «документальный ресурс», а не информационный;
­ когнитивная: предмет труда библиотекарей - «знание»;
­ информационная.
Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему. Большинство авторов говорят именно об информационной функции библиотек как самой современной и востребованной. Но нельзя сказать, что эта точка зрения неоспорима.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях библиотеки, ее работников и читателей: библиотеки прежде всего по причине своей финансовой несостоятельности оказались не способными угнаться за выпуском новых книг и приспособиться к изменившимся интересам и потребностям читателей.
Это обнаружилось не только в комплектовании фондов, не только в качестве предоставляемых библиотеками услуг, но и в стереотипах мышления и поведения библиотечных работников. Частные (личные) библиотеки, скорее всего, если и выросли, то незначительно, но теперь они стали подбираться владельцами более целенаправленно, более качественно; люди уже не покупают все подряд, что является дефицитом, а предпочитают покупать только то, что действительно их интересует. Тем более что книги стали достаточно дорогими. Таким образом, специализированные личные и ведомственные (например, институтские) библиотеки стали реальным конкурентом публичных библиотек.
В силу этих и некоторых других причин (которые следует вскрыть в ходе специального социологического исследования) оппозиция «библиотекарь - читатель» приобрела характер скрытого конфликта.
Этот конфликт выражается в следующих моментах:
­ «читатель всегда неправ» во взаимоотношениях с библиотекой: правила пользования библиотечными услугами устанавливает именно библиотека, без учета интересов читателя;
­ читатели «в отместку» стараются не замечать библиотекаря как человека - они видят в них лишь функцию слепой силы под названием «библиотечная система»;
­ сама библиотека рассматривается явно или неявно читателями как строго функциональная система, а не место для нормальной работы, т.е. главной, если не единственной, обязанностью библиотеки является предоставление для решения некоторых задач книг (или, если угодно, информации), не более того; все остальное видится как довесок, не очень обязательный, к этой главной функции;
­ со стороны библиотечных работников содержанием их отношения к читателям является недоверие; в свою очередь, читательское отношение к библиотекарям характеризуется презрением или пренебрежением; и то, и другое в повседневности выливается в раздражение;
­ фундаментальное непонимание библиотекарями и читателями друг друга: каждый из них занимается своим делом, но вынуждены они это делать по непонятным для сторон причинам на одной территории. Но два этих дела разняться по содержа........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).
2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.
3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).
4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.
5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.
6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.
7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.
8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)
9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.
10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.
11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.
12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.
13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.
14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.
15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.
16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.
17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.
19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).
21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант
22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК
23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).
24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.
25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.
26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.
27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).
28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.
29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.
30. Степанян Г.
31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: (11.09.2015).
32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.
33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: ni/sel_bib.htm (10.09.2015).
34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.
35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.
36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).

 

 

Это интересно: